1858. С. 36). Самыми древними из книг б-ки М. м. являлись рукописное Евангелие (XVI в.?), Трифологий (М., 1637), а также планы и межевые книги мон-ря 1788-1797 гг. Ризница и б-ка были значительно расширены в 1820 г., когда в мон-рь поступило имущество орловского Успенского мон-ря. Чтимыми святынями были иконы Христа Спасителя (размером в человеческий рост), Толгский образ Божией Матери, икона Божией Матери «Знамение» и Тихвинский образ Божией Матери (1752). В 1923 г. М. м. закрыли, в 30-х гг. XX в. в постройках устроили тюрьму для раскулаченных крестьян. В Знаменской ц. располагался клуб железнодорожников («Клуб Ильича»), где устраивались киносеансы. В годы Великой Отечественной войны близ Мценска проходили бои, городским постройкам был нанесен немалый ущерб. В здании Знаменской ц. в 60-х г. XX в. была открыта спортивная школа, затем мастерские. К 2017 г. сохранились алтарные апсиды Покровского собора, а также келейный корпус и остатки ограды. Знаменская ц. утратила колокольню и ротонду над центральным четвериком, но основное помещение сохранилось. Храм передан правосл. общине, с 18 июля 2004 г. в нем регулярно совершаются богослужения. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 132-133; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. C. 87; Гавриил (Розанов), еп. О тайнике, найденном в г. Мценске//Отечеств. зап. 1825. Ч. 22. 62. С. 429-440; Иерофей (Добрицкий), архим. Мценский Петропавловский мон-рь Орловской епархии. К., 1858; То же/Ред. И. Токмаков, И. Ливанский. Орёл, 19003; Неделин В. М., Ромашов В. М. Архитектурные древности Орловщины. Орёл, 1998. Кн. 2; Аниканов В. Ф. На древней земле вятичей. Мценск, 2000; Неделин В. М. Древние города земли Орловской, XII-XVIII вв.: История. Архитектура. Жизнь и быт. Орёл, 2012; Ковалёва М. В. Пограничная крепость ВКЛ: Мценск в XIV-XV вв.: Полит. и культ. аспект//УЗ Орловского гос. ун-та. 2016. 3(72). С. 48-53. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2564516.html

Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

Мценск. Петропавловский монастырь. Петровский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Основан на территории бывшего Малого острога Мценской крепости (см. Петропавловская церковь). Он считался одним из древнейших монастырей на Орловщине и по преданию был основан в XII веке, хотя наиболее вероятным временем его основания является начало XVI в., когда г. Мценск вошел в состав Московского государства (1500 г.). Первоначально носил название Петровского. В 1694 г. Петровский монастырь был переведен на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского. Строительство Петропавловского монастыря на новом месте — землях, пожалованных дворянами Протасовыми (современный район железнодорожного вокзала) — началось с закладки в 1695 г. игуменом Германом кирпичного Покровского собора с приделом Св. апостолов Петра и Павла, строительство которого велось еще в начале XVIII в. Стараниями монастырских вкладчиков и монашествующих обитель к середине XVIII в. отстроилась и приобрела весьма благоустроенный вид. Согласно описи 1764 г. на ее территории находились две церкви — соборная Покровская и деревянная Сретения Господня над Святыми воротами, а также две настоятельских и семь братских келий, хлебня, “магазейна” (склад) и погреб. Обитель окружала прямоугольная в плане кирпичная ограда длиной 175 сажен (ок.350 м) с башнями и воротами, сооруженная стараниями игуменьи мценского Вознесенского монастыря Анфисы и игумена Феодула. Вне ограды находились сад, два огорода и хозяйственный двор. Монастырю принадлежала также деревня Игумнова Слободка с 74 крестьянами. При обители действовали две школы, где словесной, письменной и нотной грамоте “на своем коште” (содержании) обучался 151 мальчик. Это было одно из первых учебных заведений в орловской провинции. Несмотря на то, что официально богадельни при монастыре не имелось, здесь содержались двое увечных солдат, участников войн с Турцией и Пруссией. В 1764 г. земельные владения Петропавловского монастыря были конфискованы, а сам он выведен за штат. Заштатной обитель оставалась вплоть до 1819г. В этом году архиерейскую кафедру перевели из Севска в Орел, определив резиденцией епископов Орловских и Севских Успенский мужской монастырь в Орле, преобразованный в Архиерейский дом. Братию же и имущество Успенского монастыря перевели в Мценск в Петропавловский монастырь, который был причислен к штатным с возведением его в третий класс и присвоением настоятелям сана архимандритов.

http://sobory.ru/article/?object=19892

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский Петропавловский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Мценский Петропавловский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска, у впадении оврага Прудище в р. Зуша. Точная дата основания М. м. неизвестна. Считается, что мон-рь был устроен в кон. XVI - нач. XVII в. в связи с возведением Малого острога за пределами Мценска ( Иерофей (Добрицкий). 1900. С. 3). Возможно, впервые М. м. упоминается в писцовой книге Галичской четверти Василия Васильевича Чернышёва и подьячего Осипа Богданова по г. Мценску 1624/25 г., в к-рой значатся 2, вероятно, монастырских деревянных «клецких» храма: во имя апостолов Петра и Павла и в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом прор. Илии, а также кельи. В 80-х гг. XVII в. на средства стольника С. В. Рагозина возведена 7-главая каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделами во имя апостолов Петра и Павла и прор. Илии. К кон. XVII в. разросшаяся Стрелецкая слобода Малого острога стала стеснять монахов, и воеводы Мценска начали изгонять их из Малого острога. По легенде, один из воевод сжег М. м. 22 дек. 1694 г. указом митр. Сарского и Подонского Евфимия (Рылкова) М. м. был переведен на новое место - окраину Мценска, в овраг Прудище на р. Зуша. Эту территорию пожаловали насельникам дворяне Протасовы, считавшие себя в родстве с правосл. членом Рады Великого княжества Литовского боярином и наместником Мценска Григорием Протасьевичем, переехавшим на службу в Москву вместе с родителями прп. Даниила Переславского в сер. 30-х гг. XV в. Возможно, в кон. XVII в. Протасовы стремились возродить свои духовные связи с местом службы предка. Благотворители М. м.- помещики Рагозины обратились к воеводе с жалобой на Протасовых за то, что они якобы «сманивали» монахов перейти на новое место. Воевода спросил у братии, где они хотели бы жить, и те указали на новое место ( Он же. 1858. С. 26-27). При переезде насельники с настоятелем (1687-1695) игум. Германом почти ничего не взяли с собой. К 1858 г. из монастырского имущества сохранилось лишь Евангелие с серебряными наличниками, на к-рых была сделана надпись о дарении помещиками Рагозиными в 1684 г. (Там же. С. 27). Со временем вокруг М. м. возникла Подмонастырская (Игумнова) слобода.

http://pravenc.ru/text/2564516.html

Среди мон-рей, существовавших в регионе к нач. XVII в.,- мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь , мценский во имя арх. Михаила и Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь, болховский Оптин Рождественский муж. мон-рь (см. Оптин болховский во имя Святой Троицы и в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ), болховский в честь Рождества Христова жен. мон-рь, орловский Богоявленский муж. мон-рь (см. в ст. Орловский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), кромской во имя Св. Троицы мужской мон-рь, ливенский во имя прп. Сергия Радонежского муж. мон-рь. К кон. XVII в. в регионе действовало 12 мон-рей. В Смутное время многие храмы и мон-ри региона подверглись разорению или погибли в пожарах. Их постепенное восстановление относится гл. обр. к 20-м гг. XVII в. Значительное каменное церковное строительство развернулось в сер.- 2-й пол. XVII в. Во 2-й пол. XVII в. поднимался вопрос о создании в регионе самостоятельной епархии с центром в Болхове. На Московском Соборе 1681-1682 гг. царь Феодор Алексеевич утвердил это решение, однако из-за недостатка средств планы реализованы не были. В XVIII в. в пределах совр. О. о. действовали духовные правления (Болховское, Ливенское, Мценское, Новосильское, Орловское) как органы церковного управления и суда и контроля денежных доходов церквей. Серьезные изменения церковно-адм. деления в регионе произошли согласно Высочайше утвержденному 14 июня 1764 г. «Росписанию» (ПСЗ. 1830. Т. 44. Ч. 2. С. 40-43). Так, зап. и юго-зап. районы совр. О. о., а также Орёл и Кромы с уездами отошли в подчинение Севского викариатства Московской епархии (Там же. С. 43), из подчинения Крутицкой кафедры в Московскую епархию переданы Болхов, Мценск и Новосиль с уездами (Там же. С. 40), а в Воронежскую епархию - г. Ливны с уездом (Там же. С. 42). После секуляризации церковных имуществ и введения монастырских штатов в 1764 г. в регионе осталось всего 2 штатных мон-ря: орловские мужской в честь Успения Пресв. Богородицы и женский в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мценский Петропавловский мужской, болховские Оптин Троицкий мужской и Христорождественский женский мон-ри были переведены в заштатные, новосильский Свято-Духов мужской мон-рь был упразднен в 1764 г. и восстановлен в 1767 г., а остальные окончательно упразднены.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Орловской Епархии заштатный мужской. Находится при уездном городе Мценске, на левом берегу реки Зуши. Этот монастырь до 1694 года находился внутри самого города в среднем малом остроге, где теперь стоит каменная Петропавловская церковь ; а в 1694 году, Декабря 22, по представлению Игумена Германа, за неудобностью местоположения, резолюцией Преосвященного Евфимия, Митрополита Сарского и Подонского, в области коего состоял тогда город Мценск, переведён на нынешнее место и вновь устроен. Здания в монастыре сем в настоящее время следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная соборная во имя св. Апостолов Петра и Павла; 2)  ЦЕРКОВЬ каменная над святыми воротами во имя св. Николая; 3) ОГРАДА каменная; 4) КЕЛЬИ и прочие службы деревянные. Настоятельство Строительское. Мшенская Пятницкая пустынь Упразднённая в 1764 году и в приходскую церковь обращённая, находилась в Новгородской Епархии в Валдайском уезде, расстоянием от Валдая к востоку в 30, а от Новгорода в 180 вёрстах. До Штатов 1764 года приписана была к Иверскому монастырю. В этой пустыни находится ныне одна ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. Мученицы Параскевы, наречённой Пятницы и КОЛОКОЛЬНЯ; при ней земли 30 десятин и 127 дворов приходских. Мыгалевская пустынь Тверской Епархии заштатная мужская. См. Могилёвская. Мытинский Вознесенский монастырь Владимирской Епархии мужской, упразднённый, находился в Гороховецком уезде при селе Мыту на берегу реки Луха. Мядынская Тихонова или Медынская пустынь См. Тихонова Мядынская. Мядынский или Медынский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Медынский. Мячева пустынь Мужская, упразднённая. Находилась во Владимирской Епархии в Юрьевском уезде. 11 См. Историю Российской Иерархии, часть II, стр. 624 и след. PDF стр. 785. Абзац начало 13 В Минске, сверх чинимого благочестивым жителям великого гонения и беспрестанного к Унии принуждения, Униатский Плебан Салган Юрьевич приезжал (в 1601 году) с Римлянами и Униатами в Минский Петропавловский монастырь, покушаясь монахов оного обратить в Унию; и едва того монастыря Архимандрит Пётр Пашкович с братией и с благочестивыми, сидя в оном монастыре с оружием в руках и с камнями, через трое суток оный защитил. См. Историческое Известие о возникшей в Польше Унии, собранное и изданное Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским 1805 года в долю листа, стр. 146 и 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. у † H. П. Барсукова, Жизнь и труды Μ. П. Погодина, кн. X (СПб. 1896), стр. 10. 8 Архим. Макарий (Глухарёв), известный миссионер, скончался как раз в тот день, когда Смарагд писал это письмо – т. е. 18-го мая 1847 г. – и именно как раз во время своих сборов в Иерусалим для поклонения Гробу Господню (Л. M.). Впрочем, теперь свидетельствуют, что о. Макарий скончался не 18-го, а 19-го мая 1847 г. в 10-м часу утра, о чём см. у о. И. В. Ливанского в «Сборнике Орловского церковно-археологического комитета» (Орёл 1905), стр. 421 и прим. 10 Выдержки из этого письма см. у о. Иерофея в «Воспоминаниях» на л. 52 об. – 53 Киев. ред. и л. 50 об. – 51 об. 101 об. – 102 Ряз. ред. 11 Мценский Петропавловский мужской третьеклассный монастырь существует с 1694 г. и находится за чертою города Мценска в полуверсте от него и в 47 вёрстах от Орла. В соборной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится очень древняя икона Христа Спасителя греческого письма в дорогой серебряной ризе (весом в 36 фунт. 10 зол.). Пред этою иконой, как чудотворной и чтимой городским и окрестным населением, еженедельно по воскресеньям и по пятницам совершается. соборне акафист Спасителю, a ежегодно 12 августа бывает с иконою Спасителя крестный ход из монастыря в город Мценск при участии всего городского духовенства – в память прекращения холеры в 1848 году. См. у о. Иерофея, Мценский Петропавловский монастырь, стр. 3 65–67. 99. Ср. и письмо 50. 13 Архиеп. Иннокентий (Борисов) , с 1 марта 1848 г. уже Херсонский и Таврический, в это время третий, раз присутствовал в Св. Синоде, вызываемый туда ежегодно [по особому к нему расположению Обер-Прокурора гр. H. А. Протасова]. – Ежегодно ездить из Одессы в Петербург и обратно – при тогдашних условиях поездки – это был большой подвиг! – Всё-таки в 1852 г. Иннокентий опять вызван был в С.-Петербург – в 4-й и последний раз, а в 1853 – на его место в Синоде вызван был из Орла преосв. Смарагд. См. письмо 9. – Л. М. 16 Обе эти выдержки и 4(II)] приводятся в «Воспоминаниях» о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Иоанна Предтечи Честного его Рождества. Мурошкинский Троицкий монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году. Находился близ вышеописанного монастыря в том же селе Мурошкине или Мурашкине. После него остались две ЦЕРКВИ деревянные: 1) во имя Живоначальной Троицы; 2) во имя Пр. Сергия Радонежского. Мутинская Святоспасская пустынь Или Мутинский Спасский монастырь. Девичий, упразднённый, упоминается в 1740 году в Киевской Епархии при селе Мутине близ местечка Конотопа. После него остались две ЦЕРКВИ деревянные: 1) во имя Преображения Господня; 2) св. Иоанна Златоустог о с трапезой. См. следующий. Мутинский Златоустовский монастырь Мужской, упразднённый. Находился на месте вышеописанного и был построен в 1713 году Иеромонахом Иоанном по дозволению Гетмана Ивана Скоропадского, и тогда же сооружена соборная церковь во имя св. Иоанна Златоустог о, и монастырь наименован Мутинским, а по церкви – Златоустовским. Потом, в 1733 году, супруга Гетмана Скоропадского перед своей кончиной объявила желание своё Преосвященному Рафаилу, Архиепископу Киевскому чтобы в сем их селении вместо мужского монастыря учредить монастырь девичий. И когда Преосвященный о завещании сем донёс Святейшему Синоду, то велено было монахов и Настоятеля перевести в Гамалеевский, а сей Мутинский учредить девичьим с настоятельством Игуменьинским. Этот монастырь существовал до 1786 года, а в сем году по Штату от 10 Апреля упразднён. См. выше. Прибавление из VI тома В Мушкове Трети монастырёк 29 А в нём церковь Великий Георгий, упоминается в межевой грамоте Великого Князя Ивана Васильевича 1504 года на пожалование сыну своему Князю Юрию города (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. IV, стр. 337; Собрание Государственных грамот, ч. I, стр. 368, столб. I). Мценский Вознесенский монастырь Орловской Епархии девичий, упразднённый. Находился в предместье города Мценска. После него остались две ЦЕРКВИ, КОЛОКОЛЬНЯ и ОГРАДА с башнями каменные. Мценский Петропавловский или Петровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

ЧЕБОКСАРСКИЙ Троицкий мужской заштатный КИЕВОВО3НЕСЕНСКИЙ Фроловский девичий 1 кл. ИОАННОПРЕДТЕЧЕВ Казанский мужской 3 кл. ЗАБЛУДОВСКИЙ Успенский мужской заштатный МАТРЕНИНСКИЙ девичий заштатный возобновлён СНЯТОГОРСКИЙ мужской 3 кл. Ивановский Московский девичий Машезерская пустынь около 1570 Ферапонтов Благовещенский около 1575 Маркушевский Николаевский БОГОРОДИЦКИЙ Казанский девичий 3 кл. ТРИФОНОВ Успенский мужской 2 кл. ЧЕРНЕЕВ мужской заштатный НИКАНДРОВА Благовещенская пустынь ЧИРЦОВА пустынь около 1585 ЗАОНИКИЕВСКАЯ заштатная мужская пустынь КИЕВОБРАТСКИЙ училищный 2 кл. ЗАЧАТЕЙСКИЙ Московский девичий 3 кл. ДОНСКИЙ Московский Ставропигиальный 1 кл. НЕБИН мужской 3 кл. ЕНИСЕЙСКИЙ Спасский мужской 3 кл. СЕМИГОРОДНАЯ пустынь. Основана в 1410 году, возобновлена НИЛОВА Осташковская общежительная пустынь Лукианова пустынь ВИЛЕНСКИЙ Духов мужской 2 кл. около 1595 Троицкий упразднён около 1595 СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Астраханский мужской 2 кл. ЗНАМЕНСКИЙ Курский мужской 2 кл. КОРЕННАЯ пустынь ПЕРТОМИНСКАЯ пустынь мужская заштатная БЕЛГОРОДСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. СОФРОНИЕВА пустынь около 1599 В конце этого же века устроены: Батуринский Николаевский мужской Чолнский Спасский мужской БУЙНИЦКИЙ Духов мужской заштатный Ломовский Спасский мужской Мальский или на Малах Рождественский ПАИСИЕВ Галицкий (возобновлён) ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВ Свияжский девичий 3 кл. ГРОЗОВСКИЙ Иоанно-богословский мужской заштатный Макошинский Николаевский Троицкий Густинский Звание монастырей Лета их основания В какой части ВЕК XVII ЗНАМЕНСКИЙ Тобольский мужской 2 кл. около 1601 КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ Нижегородский девичий 3 кл. около 1601 ГРО3ОВСКИЙ Николаевский приписной около 1601 Тиксенская Спасская пустынь Туринский Покровский Синозерская Троицкая пустынь ВЕРХОТУРСКИЙ Николаевский мужской 3 кл. Воскресенский Берёзовский Виленский Благовещенский КАЗАНСКИЙ Ярославский девичий 3 кл. НИКОЛАЕВСКИЙ Арзамазский девичий 3 кл. Яшезерская пустынь КРАСНОГОРСКИЙ Архангельский мужской 3 кл. Устнедумский мужской

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Хотя же и в смутные времена самозванцев, как города укреплённые, имели значение в военном отношении Кромы, Орёл и другие смежные места; а Мценск и тогда оставался незамеченным по происшествиям: однако известно, что военная стража имела жительство во Мценске ещё до 1626 года, и содержала караулы в других местах 21 . В 1669 году уже существовали Мценские укрепления и даже находились уже в полуразрушенном состоянии 22 . Из описи, в это время составленной, по случаю передачи города Мценска Полуполковником Никитою Васильевичем Глазуновым воеводе Марку Трофимовичу Лутовинову видно, что тогда во Мценске был Острог, особо острожек, земляной вал и ров, город и посад. Острог, или иначе рубленый город, стоял на самом северном краю мыса («гора самород»), где теперь Николаевской Собор; башни в нём почти все раскрыты, некоторые пошатнулись, полисад, или стена, мост лестницы и прочее подгнили. К югу за рвом на открытом месте от поля, к острогу примыкал малый Острог, или острожек, который, кроме стоячего острога, или стен и башен, был ограждён ещё валом с башнями и рвом с двух сторон – с южной от поля и с западной от города Мценска. Этот острожек, в котором находился и Петропавловский монастырь, заключал в себе пространства, по окружности стен, всего двести семьдесят четыре сажени, кроме башен. А самый город Мценск и при нём посад, находившийся как уже сказано было, на противоположной стороне, за речкой Мецною 23 , вокруг себя вовсе не имел никаких укреплений 24 ; Существование Мценской крепости признано было нужным, вероятно, не только для ограждения здешних Русских пределов от набегов Татарских, но и не менее для ограничения властолюбивого посягательства более опасных в то время соседей – Литвы и Поляков 25 . К счастию Мценска, вновь открытые сухопутные сообщения, с одной стороны на Ливны, а с другой на Болхов 26 , поставили город Мценск вне опасностей от постоянных неприятельских вторжений; и потому, когда в 1641 и в 1673 годах признано было нужным и велено исправить Козельскую Столпицкую засеку 27 , и возобновить укрепления в городах: Алексине, Дедилове, Кромах, Орле 28 и в Болхове 29 , соседний Мценск, с острогом, пришедшим в ветхость, оставался в то время без починки.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/mtsens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010