Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МХИТАР АЙРИВАНЕЦИ [Ереванци; арм. ] (между 1222 и 1235, Ереван - 1297/1300, мон-рь Гегард (Айриванк или Гегардаванк)), деятель арм. христ. духовной культуры, педагог, ученый, историк, церковный поэт, композитор. Уже современные М. А. источники характеризуют его как весьма влиятельного вардапета в Армении. Сведения о рождении и детстве М. А. скудны, однако зрелые годы освещены довольно полно. В 1265-1275 гг. М. А. преподавал в школе при мон-ре Хор-Вирап, одновременно вел педагогическую и церковную деятельность во владениях княжеского рода Орбелян. В 1278 г. (или чуть позже) М. А. стал настоятелем мон-ря Гегард (Айриванк; отсюда и когномен Айриванеци). В 1279 г. он возглавил монастырскую школу, одновременно курируя религиозно-культурные центры княжеского рода Прошян-Хахбакян (Танаат, Скхуник и др.). В 1289 г. М. А. становится отшельником в одной из высокогорных пещер близ Айриванка. Надпись, оставленная в 1290 г. на стене его обители, гласит, что М. А. жил здесь в строгом соответствии с правилами отшельничества. Часть богатого лит. наследия М. А. связана с его церковно-просветительской деятельностью. В частности, он отредактировал литургические книги армянского обряда и существенно расширил свод канонов. Доступным для современников языком М. А. изложил Житие прп. Алексия, человека Божия , а также Житие св. Степаноса Сюнеци, почитаемого в арм. традиции. Одним из наиболее значимых трудов М. А. является сборник, получивший название «Чарэнтир» (Избранные речи), над переписыванием которого он трудился в Айриванке между 1271 и 1285 гг. Сохранилась авторская рукопись, находящаяся ныне в собрании Матенадарана имени Месропа Маштоца (описание состава рукописи см. в изд. Генеральный каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца/Сост.: О. Еганян. Ер., 2008. Т. 4. 1500 (на арм. яз.)). Она представляет собой большой фолиант, 2-й по величине среди арм. рукописей после Мушского гомилиария (Матен. 7729, 1201-1202 гг.; см. в ст. Армения ), с к-рым он во многом сходен по составу. Рукопись «Чарэнтир» содержит 1189 листов, несколько из них утрачено (в начале и в конце сборника). Текст написан аккуратным красивым почерком, мелкими, близко расположенными буквами. «Чарэнтир» открывает письмо Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40), Карпиану, к-рое предваряет его «Евангельские каноны», содержащие указание параллельных мест канонических Евангелий (CPG, N 3465). Этот труд Евсевия встречается во мн. арм. рукописях, содержащих евангельский текст. Затем следуют книги НЗ: Евангелие от Иоанна, синоптические Евангелия, Деяния св. апостолов, соборные послания и Послания ап. Павла. Далее помещены краткие версии неск. литургических книг, за к-рыми следует ВЗ. Примечательно, что библейский текст выверен по неск. рукописям, разночтения отмечены на полях. Перикопы сопровождаются лекционарным аппаратом . В сборник также включены ветхозаветные и новозаветные апокрифы.

http://pravenc.ru/text/Мхитара ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОР ГРЗИК АЙРИВАНЕЦИ [арм. (?) ] (кон. VII - 1-я пол. VIII в.), арм. ученый, гимнограф, мелург. Сведения о его жизни и деятельности сохранились в Житии еп. Степаноса Сюнеци (пространная редакция - ркп. Матенадаран. 6261, 1460 г.), вместе с к-рым Г. Г. А. путешествовал в Афины и К-поль и совершенствовался в философии и богословии, в толковании Библии и переводах. В К-поле общался с учеными и архиереями, в т. ч. со свт. Германом I , принял участие в предпринятом еп. Степаносом Сюнеци переводе на древнеарм. язык сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, Немесия, свт. Григория Нисского и др. Вернувшись в Армению, в мон-ре Айриванк (см. ст. Гегард ) прославился гл. обр. как гимнограф и певец. В Житии Г. Г. А. приписывается множество духовных песнопений, среди к-рых - оригинальная мелодизация 150 псалмов Давида, «псалмы-стохоги (стихи, исполнявшиеся соло) Пятидесятницы, поста и песнопения предпразднства [(?)], «Поем», мн. другие и множество кцурдов (т. е. тропарей.- А. А.) с благозвучной мелодией». Предполагается, что впосл. его песнопения вошли в певч. сб. Манрусум. Г. Г. А. был хорошо знаком с творчеством визант. гимнографов, в первую очередь св. Романа Сладкопевца , и способствовал распространению в Армении их произведений, к-рые он «умножил и постановил петь на всех праздниках Господних и в память мучеников» (Армянские жития и мученичества. С. 53). Однако «из-за сладкозвучной музыки» Г. Г. А. был уличен в грехе гордыни еп. Степаносом Сюнеци. Добровольно отрекшись от служения в обители, Г. Г. А. остаток жизни провел в суровом отшельничестве в маленькой пещере за пределами мон-ря, с годами обретя дар исцеления. Его могила с построенной над ней часовней считалась чудотворной. Ист.: Овсепян Г. Мхитар Айриванеци: Новооткр. надпись и соч. Иерусалим, 1931. С. 9-13 (на арм. яз.); Памятные записи арм. рукописей XV в./Сост. Л. С. Хачикян. Ереван, 1958. Ч. 2. С. 132-133; Армянские жития и мученичества/Пер. с древнеарм. яз., вступ. ст. и примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.

http://pravenc.ru/text/166497.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАВИД ДВИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Давид Двинский, Армянский (+ ок. 703 ), мученик Память 23 декабря Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя. Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области. Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался . Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в. В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский . Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.

http://drevo-info.ru/articles/23087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕГАРД [Гегардаванк или Айриванк; арм. , - копье, - пещерный мон-рь], арм. мон-рь, расположен к северо-востоку от с. Гарни Республики Армении. Основан сщмч. Григорием Просветителем, еп. Армянским, в нач. IV в. на месте языческого святилища с использованием пещер, от чего происходит древнейшее название - Айриванк. Мон-рь снискал известность уже в IV-X вв. Подвергся разрушительным нападениям арабов (926) и турок-сельджуков. Возродился в сер. XII в.; в этот период были обретены мощи св. Андрея, в монастырском скриптории создавались рукописи. С сер. XIII в. в мон-ре находился св. гегард - железный наконечник копья, пронзивший ребро Христа, к-рый, по преданию, принес в Армению ап. Фаддей (с XVIII в.- в Св. Эчмиадзине). Отсюда 2-е название мон-ря. Церковь Катогике мон-ря Гегард. 1215 г. Церковь Катогике мон-ря Гегард. 1215 г. С XIII в. в Г. хранилась и частица Ноева ковчега. В 1279 г. монастырскую школу возглавил мыслитель и историк Мхитар Айриванеци. В нач. XIII в. Г. оказался во владениях кн. Иване Мхаргрдзели, в 40-х гг. XIII в. у его сына мон-рь выкупил кн. Прош с целью устройства там родовой усыпальницы. К XIII в. относится создание нового архитектурного комплекса мон-ря, большинство сооружений к-рого высечено в массиве живописных скал. Активность монастырского скриптория возродилась в XV в. Г. ремонтировался и обстраивался в XVII-XVIII вв., основательная реставрация, постройка родника (архит. Р. Исраелян, 1958) и келейного корпуса произведены при Католикосе Вазгене I Палчяне (1955-1994). Главная церковь мон-ря - Катогике, 1215 г.- прямоугольное снаружи и крестообразное внутри здание с 2-этажными приделами по углам. Купол на высоком барабане покоится на системе стрельчатых арок и парусов. Снаружи юж. и вост. стены оформлены изящными треугольными нишами. Особо торжественно украшен юж. фасад. Тимпан его богато орнаментированного портала декорирован сплошным рельефом с изображением деревьев с обилием плодов гранатов и гроздей винограда. Над центральным окном - геральдическое изображение льва, терзающего быка. Орнаментированная аркатура барабана дополнена рельефами птиц, человеческих масок и голов животных, розеток и кувшинов. Вместе с завершающим геометрическим поясом эта аркатура напоминает оформление барабана ц. сщмч. Григория Просветителя в Ани , возведенной в том же году Тиграном Оненци.

http://pravenc.ru/text/161842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ГАНДЗАКЕЦИ Давид Гандзакеци [сын Алавика; арм. ] (1060?, Гандзак (Ганджа) - 1131), арм. вардапет, ученый, канонист. Один из образованнейших людей своего времени. В ответ на вопросы новопосвященного свящ. Аркаютюна написал кн. «Каноническое право» ( ), в 97 статьях к-рой обсуждаются убийство, воровство, осквернение, взяточничество, ростовщичество, клятвопреступление, ругательство, колдовство и проч. Это произведение имело огромное значение, т. к. в средневек. Армении правовые вопросы решались, руководствуясь «Книгой канонов», в к-рой отсутствовали ответы на мн. вопросы, связанные с мирской судебной практикой. «Каноническое право» Д. Г. было своего рода новшеством (нечто среднее между каноническим сборником и судебником), ставшим необходимым этапом в составлении последующих юридических справочников. В частности, автор 1-го в Армении судебника Мхитар Гош († 1213) при редактировании своего труда использовал «Каноническое право» Д. Г. в качестве источника. Важность труда Д. Г. осознавали его современники и последователи, высоко чтившие его образованность: Киракос Гандзакеци († 1271/72) величает его Просветителем, а Вардан Аревелци († 1271) - соратником Ованнеса Имастасера († 1129); упоминают о нем Мхитар Айриванеци († 1290?) и Степанос Орбелян († 1304). Арм. авторы сообщают, что арм. католикос учел мнение Д. Г. при назначении албан. католикоса. Появление более актуального «Судебника» Мхитара Гоша оттеснило произведение Д. Г. на 2-й план, и его труд не привлекал внимания арменистов (в частности, М. Чамчян, автор «Истории армян» (Венеция, 1785), был о нем невысокого мнения) и остается мало изучен. Соч.: Абраамян А. Г. «Каноническое право» Давида, сына Алавика//Эчмиадзин. 1952. 9/10. С. 48-57; 11/12. С. 56-67; 1953. 1. С. 56-62; 2. С. 53-60; 3. С. 51-63 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 94, 136; Вардан Великий. Всеобщая история/Пер.: Н. О. Эмин. М., 1861. С. 159. М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/168548.html

4 апокрифических текста помещены вслед за ВЗ: 1. «Тайные книги евреев», в основном апокрифы ВЗ, переведенные на арм. язык. 2. «Книги св. Климента о том, какие книги приемлемы» (нек-рые неканонические книги НЗ). 3. «Упорядочение Свящ. Писания св. Евагрия» (апокрифы НЗ). 4. «Свящ. Писание: упорядочение [книг, выполненное] патриархом св. Кириллом Иерусалимским» (ММ 1500, 369v). Порядок библейских и связанных с ними текстов в «Чарэнтире» несколько отличается от той последовательности, к-рая дана в «Хронографии». То же можно сказать и о последовательности, в к-рой приведены «тонкие письмена». В арм. традиции существуют 2 основных варианта данных списков: краткий (как правило, 9 авторов) и пространный (18 авторов). В «Чарэнтире» представлен иной, своего рода промежуточный вариант списка, включающий 43 произведения 13 авторов. Центральное место среди них занимали труды христ. авторов Евагрия Понтийского , Севериана Габальского и приписываемые Дионисию Ареопагиту , святителей Григория Нисского, Григория Богослова , Василия Великого . Кроме того, в состав сборника вошли сочинения Филона Александрийского , а также античных и позднеантичных философов Аристотеля , Дионисия Фракийского, Аммония Саккаса, Порфирия и Прокла Диадоха. «Чарэнтир» М. А. составляет очень интересный, а порой и редкий, исключительный материал, своего рода свод научных трудов, распространеных, актуальных и используемых в Армении. В главном колофоне рукописи сохранились списки книг под следующим заглавием: «Урегулирование св. книг, проверенных Саркавагом Вардапетом, списаных мною, историком Мхитаром Вардапетом, и [положенных] в один футляр для книг, за 170 дней. Все это я, Мхитар Вардапет, собрал вместе и написал за 170 дней». Список соответствует очередности материалов рукописи. Здесь же М. А. отмечает в стихотворной форме, что он изложил «всю Библию в одном футляре для книг (т. е. одной книгой) и тонкие письмена по очередности», т. е. он объединил книги Свящ. Писания и «тонкие письмена». По всей видимости, М. А. ориентировался на перечень сочинений, содержащийся в «Книге причин» Григора, сына Абаса (ок. 1150-1221).

http://pravenc.ru/text/Мхитара ...

В прессе отмечалось значение творчества К. для развития муз. культуры армян и др. народов Востока. В 1913 г. в арм. газете «Азатамарт» вышла полемическая статья К. «У армянина есть своя самобытная музыка». В 1914 г. на конгрессе ММО в Париже К. прочел неск. лекций, посвященных арм. народной и духовной музыке, удостоившись высокой оценки ведущих музыковедов Европы. К. принимал участие и в культурной жизни Турции. В 1915 г. по приглашению стамбульского культурного центра «Турецкий очаг» прочитал лекции, исполнил соло и с хором собственные сочинения. 24 апр. 1915 г. вслед. организованного младотур. правительством геноцида армян в числе представителей интеллектуальной элиты арм. общины города К. был арестован и депортирован. Во время ареста значительно пострадал архив К. Увиденные им ужасы геноцида навсегда нарушили душевное равновесие композитора. Остальные годы жизни К. провел в клинике для душевнобольных в пригороде Парижа Вильжюиф, где и скончался. В 1936 г. прах К. был перевезен в Ереван, в Пантеон деятелей культуры. Основное место в разносторонней деятельности К. занимали муз. творчество и труды по муз. этнографии и медиевистике. Записанные композитором древние образцы арм. фольклора в полной мере отражают самобытность и разнообразие жанров народного творчества, их стиля и языка. В их числе песенные фрагменты эпоса «Давид Сасунский», эпические песни «Мокац Мирза» (Мокский князь) и «Карос хач» (Каросский крест), антуни (песни тоски по родине), светские и духовные таги (изд.: Этнографический сб. Ереван, 1931, 1950. В 2 т. (на арм. яз.)). В рукописном наследии К. есть записи тур. и курд. народных песен. Среди образцов церковной музыки, собранных К.,- таги Григора Нарекаци , песнопения (эрг) Нерсеса IV Шнорали, шараканы католикоса Григора III Пахлавуни , Ованеса Ерзнкаци, Мхитара Айриванеци и др. средневек. арм. гимнографов, а также песнопения литургии (в т. ч. сольные мелизматические - србасацутюн) (изд., на арм. языке: Песнопения святой литургии. Париж, 1933; Таги и «Аллилуия» Армянской Апостольской Святой Церкви. Париж, 1946). Часть этих песнопений обработана К. для хора.

http://pravenc.ru/text/1841848.html

М. А. составил «Хронографию» («Хронографическую историю»), охватывающую период от сотворения мира до современных автору событий. Последнее событие, описанное в «Хронографии», датируется 1289 г. от Р. Х. (впосл. сочинение было доведено до 1304-1306). Несмотря на краткость текстов, М. А. удалось выразить свое отношение к различным историческим событиям и личностям. «Хронография» состоит из 3 частей. Первая повествует о 6 днях творения. Во 2-й части в 36 хронологических списках перечислены имена «мужей избранных», в т. ч. ветхозаветных праотцев, пророков, а также древних царей. Далее следуют списки царей и князей Армении (Гайкиды, Аршакиды, Багратиды, киликийские правители), а также католикосов Армянской Апостольской Церкви . Затем идут списки груз. царей, князей и епископов, «избранных мужей» Албании Кавказской , византийских императоров, араб. правителей, Римских пап, патриархов К-польских, Александрийских, Антиохийских, архиепископов Эфеса и др. Последний, 36-й список, озаглавленный «Историки с самого начала», включает Моисея, нек-рых греческих и латинских авторов и заканчивается арм. историками (последний в этом перечне - сам М. А.). В этой же части «Хронографии» присутствуют список библейских и близких к ним текстов в следующем порядке: апокрифы , канон Свящ. Писания, причем НЗ предшествует ВЗ. К списку добавлены энкомий Св. Кресту, атрибутируемый Давиду Анахту (кон. V-VI в.), и литургические книги, надписанные именами Месропа Маштоца , а также католикосов Саака I Партева (387-425) и Ованнеса I Мандакуни (ок. 478-490). Далее приведен список, в к-ром перечислены «тонкие письмена», т. е. творения отцов Церкви и сочинения античных авторов, переведенные с сир. языка либо непосредственно с греч. оригинала. В «Хронографии» даны названия 52 произведений. 3-я часть посвящена событиям в истории Армении и помимо них содержит также ценные сведения об истории Грузии, Албании Кавказской и др. стран региона. В этой части, написанной в годы армяно-груз. военного союза, М. А. наиболее подробно остановился на событиях, относящихся к истории Грузии и ее сотрудничеству с Арменией. Впосл. в разные разделы «Хронографии» были внесены фрагменты сочинения М. А. «Толкование армянского календаря», созданного в 1297-1300 гг. и не дошедшего до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/Мхитара ...

Творческое наследие М. А. представлено также поэтическими произведениями. Сохранились сочиненные им 23 гандза и 3 тага, к-рые, как и у Григора Нарекаци , первоначально составляли собрание под названием «Гандзаран» (Сокровищница) и были предназначены для исполнения во время церковных праздников. Позже возникла необходимость составить из различных гандзов и гандзаранов единый авторский сб. «Гандзаран», в к-ром, согласно церковному календарю, для каждого праздника был бы помещен специальный гандз. Григор Хлатеци, воодушевленный идеей составления такого «Гандзарана», в 1397 г. отправился в Айриванк, где нашел и скопировал авторский «Гандзаран» М. А. Начальные буквы каждой строфы гандза М. А. образуют акростих. Более того, акростихи из 15 гандзов складываются в единый акростих следующего содержания: «Архимандрит Мхитар Айриванеци сочинил 15 гандзов с мелодиями [речитациями], и вардапет Мхитар Айриванеци просит написать новые гандзы для тех праздников во славу Господа или обрядов поминовения мучеников, которые пока не имеют своих гандзов». Гандзы М. А. делятся на праздничные и обрядовые. Из праздничных «Господними» (т. е. посвященными непосредственно Христу) являются гандзы, исполняемые в сочельник Богоявления, во время праздников Входа Господня в Иерусалим, Великого четверга и Пасхи. В праздничных гандзах, посвященных отцам Церкви, а также императорам св. равноап. Константину I Великому (306-337) и Феодосию I Великому (379-395), отражены характерные для периода жизни М. А. национально-политические ожидания армян, связанные с Византией и Римом. Нарративные гандзы, созданные на темы арм. истории, содержат сведения о распространении в Армении христианства и о создании арм. алфавита и являются документальными свидетельствами своего времени. Вместе с тем стиль исторического повествования не лишает их художественности и глубокой эмоциональности. Гандзы М. А. рифмованы; благодаря внутристрочной рифме каждая строка обретает 3-частную структуру. Обрядовые гандзы посвящены восхвалению новых книг, миниатюр и икон, а также чину освящения св. мира. Описания обрядов содержат выразительные поэтические образы, подробности быта и национальных традиций. Эти тексты представляют интерес как ценный этнографический материал.

http://pravenc.ru/text/Мхитара ...

«История Армении» состоит из 65 глав и написана с целью сохранить память о тех событиях, к-рые произошли в мире. К. Г. отмечает, что Бог заложил в душе человека стремление к познанию прошлого и будущего («Коренится промыслом творца в природе человеческой страстная любознательность, дабы он (человек) изучал события как прошлого, так и грядущего» - Там же. С. 43), а также подчеркивает важность континуитета знания, ссылаясь на Псалтирь: «...заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род» (Пс 77. 5-6). Описывая исторические события и обсуждая их причины, К. Г. ссылается на Свящ. Писание и следует законам средневек. историографии и концепции объяснения катастроф и бедствий (в т. ч. и природных) божественной карой за грехи людей. Комментируя нравственно-этические вопросы, он, как правило, обращается к авторитету святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Тяжело переживая монголо-татар. нашествие и видя в этом признаки скорого наступления конца света, К. Г. пишет о том, что подтверждается «пророчество патриарха нашего святого Нерсеса, который предсказал гибель страны армян от племени стрелков. А мы собственными глазами видели разорение и муки, постигшие все страны» (История Армении. 1976. С. 45, 152). Он пишет, что его предшественники-летописцы начинали свои труды с описания истории царских или княжеских домов, он же обратился к Патриаршеству св. Григора Просветителя, указав прежде всего имена католикосов и все значительные события, происшедшие в их служение. Он включил в повествование и сведения о произведениях, написанных в правление того или иного католикоса и поместил в 1-ю главу «Истории Армении» своего рода краткую библиографию арм. лит-ры. Сжатый очерк порой превращается в пространные отступления, особенно когда речь заходит об известных арм. деятелях науки и искусства. Повествование соответствует хронологии служений арм. католикосов, содержит перечисления визант. императоров и персид. царей. Компилятивный и хронографический стиль 1-й части меняется на живое и яркое повествование о современности в 3-й главе «О царствовании Левона на Западе» (Там же. С. 115). «История Армении» служила источником сведений для современников К. Г. (Вардан Аревелци, Мхитар Айриванеци) и последующих арм. историков, ею пользовались и средневек. авторы из др. стран, напр. иран. историк Рашид ад-Дин (кон. XIII - нач. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/Киракоса ...

  001     002