Темы и мотивы. В апокалиптической литературе много общих тем и мотивов: Чувство безнадежности. Зло разрастается, и положение ухудшается ( Ис.57:3–13 ). Земля попирается и сокрушается пороком ( Дан.7:23 ). Голод, землетрясения и войны становятся все более суровыми ( Мк.13:7–8 ). Гонения усиливаются ( Мф.24:9–12, 15–22 ). Всевластие Бога. На Господа можно полагаться, какой бы тяжелой ни была ситуация ( Ис.26:1–4 ). Земля и небо могут быть разрушены, но слова Божьи не прейдут ( Мф.24:35 ). Бог сидит на престоле и заботится о тех, чьи одежды омыты кровью Агнца ( Откр.7:14–16 ). Суд и катастрофа. От землетрясений стены падут на землю, горы и утесы обрушатся; с неба изольются град, огонь и сера ( Иез.38:19–22 ). Солнце померкнет, луна покраснеет, звезды падут на землю, стихии разрушатся огнем, и земля опустеет ( Мф.24:29 ; 2Пет.3:10 ; Откр.6:12 ). Птицы будут пожирать трупы правителей этого мира ( Откр.19:17–18, 21 ). Преступники, совершавшие зло, будут брошены в озеро огненное, горящее серой ( Откр.19:20 ; см. АД, ГЕЕННА ). Небесные видения. В Божьем присутствии требуется чистота ( Зах.3:3–7 ). Небесные создания так сияют, что кажутся охваченными огнем ( Дан.10:5–6 ; Откр.1:12–16 ). Великолепие неба ошеломляет до такой степени, что представляется залом с драгоценными камнями и кристаллом ( Откр.4:2–6 ; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ ). В новом Иерусалиме, нисходящем с неба, двенадцать ворот, каждые из которых из одной жемчужины. В городе прозрачные золотые улицы, и он блистает Божьей славой ( Откр.21:10–27 ). Этическое учение. «Оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему... зла друг против друга не мыслите» ( Зах.7:9–10 ). «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.24:13 ). Когда господин возвращается, от слуг требуется верность ( Мф.24:45–51; 25:14–30 ). «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам?..» ( 2Пет.3:11 ). «Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10; 14:12 ). Посещения свыше. Господь явится на горе Елеонской ( Зах.14:4 ). «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» ( Мал.3:1 ). «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27, 30, 36–44 ; ср. Мф.25:1–13 ). «Потому что Сам Господь... сойдет с неба» ( 1Сол.4:16 ). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» ( Откр.1:7 ). «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр.3:3; 16:15 ). «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» ( Откр.19:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Испытание водой появляется и в Новом Завете. В притче, которой Иисус завершает Нагорную проповедь, буря и наводнение проверяют на прочность два дома: дом, построенный на скале, выдерживает испытание, в то время как дом, построенный на песке, рушится ( Мф.7:24–27 ). В евангелиях ( Мф.8:23–27 ; Мк.4:35–41 ; Лк.8:22–25 ) рассказывается также о том, как вера учеников подвергается проверке, когда они находятся в лодке с Иисусом на Галилейском море; во всех трех случаях Иисус упрекает их в недостатке веры. Сюда следует добавить еще один эпизод, когда проверяется вера Петра: он пытается пойти по воде вслед за Иисусом, но начинает тонуть, так как смотрит на море, а не на Иисуса. Иисус называет его «маловерным», что показывает: это тоже было испытание веры ( Мф.14:22–33 ). Испытание огнем . Испытания и доказательства веры в Бога по всей Библии описываются как закалка в огне. Испытание человеческого сердца Богом сравнивается с плавильней и горнилом ( Притч.17:3 ). Это испытание может быть незаметным; человек может даже не понять, что Бог испытывал его душу (см. Притч.27:21 ; а также 1Цар.18:7 и его последствия для Саула). Иеремия живо описывает закалку и плавление металла ( Иер.6:29 ). Если то, что кажется «серебром», не поддается очистке, оно выбрасывается ( Иер.6:30 ). Образы испытания огнем, плавильни и горнила относятся не только к испытанию человеческого сердца Богом, но и к Божьему суду ( Ис.1:25 ), и к смыслу страданий ( Пс.65:10–12 ). Те, кто очищен страданием и испытаниями, благословен, Бог признает их Своими ( Зах.13:9 ). Образ закалки металлов смело применяется к пришествию и деяниям грядущего Мессии в Мал.3:1–4 , где Мессия изображен как умелый мастер, кузнец, работающий с золотом и серебром. Есть и места, в которых само Слово Божье названо испытанным, или чистым ( Пс.118:140 ; см. также Пс.17:31 ; Притч.30:5 ). Испытание огнем встречается как драматический мотив в эпизоде, когда друзей Даниила бросили в огненную печь ( Дан.3 ). То, что они выжили, доказало их веру в живого Бога, в Его абсолютной реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Новом Завете, как и в Ветхом, есть и положительные образы скалы. Симон, занимавший, по-видимому, ведущее положение среди апостолов, был наречен Кифой, Петром, что означает «скала» или «камень» ( Мк.3:16 ). В определенном смысле Петр играл центральную роль в основании церкви ( Мф.16:17–19 ). О человеке, который слушает и исполняет Его слова, Иисус говорил как о том, кто строит на камне, на надежном основании, и чей дом будет стоять твердо ( Мф.7:24–27 ). Ссылаясь на Ис.28:16 , Петр писал о церкви, построенной на твердом основании из «живых камней», превращающихся в духовный храм, в котором Сам Христос служит краеугольным живым камнем, отвергнутым человеками, но избранным Богом ( 1Пет.2:4–8 ). Остается упомянуть о нескольких довольно необычных случаях употребления образа скалы. Нетрудно представить, что Бог как твердыня может связываться с образом Отца ( Пс.27:1; 88:27 ; Ис.51:1 : «скала, из которой вы иссечены»). Понятно также, что Иерусалим можно уподобить тяжелому камню (которым он и был в буквальном смысле) и почему Захария призывал остерегаться осаждающих его ( Зах.12:3 ). Менее ясно, как скала может предавать людей ( Втор.32:30 хотя Бог в образе скалы действительно передает Своих врагов для уничтожения. Самым необычным выглядит образ камня в 1Кор.10:4 ; по словам Павла, это был духовный камень, который находился с народом Израиля во время его странствий камня и который теперь можно назвать Христом. Этот образ Павел, возможно, заимствовал из раввинской легенды. Итак, слово скала используется в Библии в самых разных значениях, почти все из которых связаны с Богом либо как надежным основанием или твердыней, либо как препятствием для нечестивцев. Современным городским жителям надо употребить силу воображения, чтобы в полной мере понять облегчение и радость Давида, нашедшего надежную и тенистую крепость с источником воды, когда его преследовали враги в пустыне. Приложив усилия для понимания этого образа, мы обогатим наше представление о Боге. См. также: БОГ ; КАМЕНЬ ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ ; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ ; ПРЕТКНОВЕНИЕ, КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ; СИОН ; ТВЕРДЫНЯ .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мф.12:24, 27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15, 18–19 ), велиаром (см. 2Кор.6:15 ), князем власти воздушной (см. Еф.2:2 ), князем мира сего (см. Ин.12:31, 14:30 ), князем бесовским (см. Мф.9:34, 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ), искусителем (см. Мф.4:3 ), денницей ( ωσφρος ­ lucifer, см.: Ис.14:12 ), Аввадоном (см. Откр.9:11 ), а прочие злые духи именуются: духами нечистыми (см. Мф.10:1 ; Мк.1:27, 3:11, 5:13, 6:7 ; Лк.4:36, 6:18 ; Деян.5:16, 8:7 ; Откр.16:13 ), духами зла, злыми духами (см. Еф.6:12 ; Лк.7:21, 8:2, 11:26 ; Деян.19:12–13 ), бесами, демонами (см. Мф.7:22, 9:34, 10:8, 12:27–28 ; Мк.1:34, 39, 3:15, 22, 6:13, 16:9, 17 ; Лк.4:41, 8:30, 35, 9:49, 10:17, 11:19–20 ; 1Кор.10:20–21 ; Иак.2:19 ), ангелами сатаны (см. Откр.12:7, 9 ; Мф.25:41 ). То, что диавол и его ангелы – существа личные и реальные, Священное Писание показывает, описывая их явления людям и присутствие в этом мире. В книге Иова излагается, что Ангелы часто являются пред лице Божие, а вкупе с ними и диавол, и подробно изображаются все скорби, которыми, по Божию попущению, диавол искушает праведного Иова (см. Иов.1:6, 12, 2:2, 6 ). Злой дух возмущает Саула (см. 1Цар.16:14–15 ); коварно приступает к Давиду, совращая его на дело, не угодное Богу (см. 1Пар.21:1 ); в облике змия сеет первое в этом мире зло, распространившееся через души всех потомков Адама (см. Быт.3:1, 6, 14 ; Откр.12:9 ). В пророческом видении Захарии описывается первосвященник Иисус, стоящий перед Ангелом Господним, а с правой стороны от Иисуса стоит сатана, дабы Ему противодействовать (см. Зах.3:1 ). В книге Товита говорится о демоне, убегающем от кадильного дыма (см. Тов.8:3 ). Премудрый Соломон возвещает, что «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:24 ). Новый Завет представляет многочисленные доказательства о нечистых духах как существах самостоятельных, личных, реальных. Так, диавол описывается в нем прежде всего как искуситель, весьма изощренно и лукаво пытающийся соблазнить Спасителя. Спаситель ведет с ним диалог как с реальной, самостоятельной, разумной и свободной личностью (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1-17) (см. раздел о числовой символике букв в ст. Алфавит ). Часто исследователи говорят о том, что писавший Евангелие от Матфея не имел правильного представления о религ. течениях в иудаизме, считал учение фарисеев схожим с саддукейским (Мф 16. 5-12), а воскресение мертвых - частной проблемой, а не основой саддукейского учения (Мф 22. 23). Однако даже отсутствие конкретных деталей (топографических, культовых, политических и т. п.) может свидетельствовать лишь о том, что Матфей, составляя Е. в Иерусалиме для евреев, не имел необходимости называть общеизвестные или сохраняемые традицией Иерусалимской общины детали (напр.: «...и прибыл в Свой город» (Мф 9. 1), в параллельном месте в Евангелии от Марка - «...пришел Он в Капернаум» (Мк 2. 1). Подробнее см.: Грилихес. 1999). Т. о., даже сравнительно меньшее число деталей в Евангелии от Матфея, чем в Евангелии от Марка, может говорить в пользу аутентичности Евангелия от Матфея. Цитата Зах 9. 9 в Мф 21. 5 близка к евр. тексту ВЗ, а не к LXX. Хотя слова в Евангелии от Матфея о 2 животных, на к-рых Христос въезжал в Иерусалим, часто расцениваются как непонимание евангелистом семит. конструкций, однако подобные удвоения (по сравнению с Евангелиями от Марка и от Луки) встречаются у него также в Мф 8. 28-32 и 21. 1-9. Факт, что из большого количества ветхозаветных цитат в полной мере с евр. текстом согласуются лишь нек-рые, но часто используемые (Мф 19. 18-19; 22. 24, 37; 26. 30 и др.), говорит о том, что, даже если евангелист Матфей не пользовался евр. текстом, он его знал и мог читать. В Мф 1. 21 и 2. 23 присутствует игра слов, понятная только знающим евр. язык. Семитский фон проявляется в выражении «с того часа» (или «в тот час») (Мф 9. 22; 15. 28; 17. 18), в употреблении выражения «Царство Небесное» и слова «учитель» в качестве титула в синагогах (Мф 23. 7). В исследовании прот. Л. Грилихеса на многочисленных примерах показывается, что мн. особенности греч. языка Евангелия от Матфея получают удовлетворительные объяснения, если принять то, что дошедший до нас греч.

http://pravenc.ru/text/347622.html

22:24–30 В царствование Иехонии, которому посвящены эти стихи, в Вавилон впервые было угнано значительное число людей. 22 перстнем. Перстень представлял собой личную печать его владельца. 22 тебя и твою мать. См. 13,18 и ком. в чужую страну. Т.е. в Вавилон. Это пророчество исполнилось в 597 г. до Р.Х. (29,2; 4Цар. 24,15 ). 22 Иехония... сосуд непотребный. См. 19,10.11. Символ разбитого кувшин непосредственно связывается с Иехонией и его потомками. 22 О, земля, земля, земля. В этом троекратном обращении к земле сожаление Господа о Своем достоянии, которое осквернил грех Иудеи (2,7 и ком.; 12,4). 22:30 Детям Иехонии ( 1Пар. 3,17.18 ) не довелось стать продолжателями династии Давида. Таким образом, обетованное царство потомков Давида (см., напр., 23,5.6) нужно понимать не как идущее на смену историческим царствам Израиля и Иудеи, а как царство Христа Сына Человеческого (см. Дан. 7,13 и ком.) величайшего из сыновей Давидовых ( Мф. 22,41–46 ). Глава 23 23:3–8 Иеремия пророчествует о новом исходе и о восстановлении царств Давида. 23 соберу. Крушение царской власти означает, что Господь Сам займет место царя (24,7 и ком.). остаток. По сути дела, собирание остатка свидетельствует о непрестанном попечении Бога о Своем народе и Его промысле об исполнении завета. В данном контексте понятие остатка предполагает прежде всего, что некоторая часть Иудеи (ср. Рим. 11,17–24 ) будет уничтожена, разделив судьбу своих царей, покинутых Богом и понесших заслуженное наказание. стада Моего. На месте пастыря оказывается Сам Господь ( Пс. 22 ). будут плодиться и размножаться. Ср. Исх. 1,7 . 23 поставлю над ними пастырей. Под властью Пастыря они станут пастырями добрыми и с верою будут править царством нового века ( Мих. 5,5 ). 23 восставлю Давиду. В основе этих слов лежит 2Цар. 7,12 ; обетование Мессии есть исполнение обещанного Давиду ( Мф. 1,1.17 ). Отрасль праведную. Мессианское понятие; см. Ис. 4,2; 11,1 ; Зах. 6,12 (где Зоровавель выступает прообразом Христа). 23 Иуда ... Израиль. Объединение народов одна из примет мессианского века ( Иез. 37,15–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 Эсхатологическая речь Христа находится у Мф 24, 3—42; Мк 13, 3—32; Лк 21, 7—36. По мнению многих современных экзегетов, она входила в отдельный сборник (“Малый Апокалипсис»), из которого черпали сведения евангелисты. 8 Напомним, что в Кн. Даниила (12, 11) «мерзостью запустения» назван языческий алтарь, поставленный в иерусалимском Храме царем Антиохом IV. Ср. 1 Мак 1, 54. 9 См.: 1 Фес 5, 1—6. В первые века христианства было множество эсхатологических движений (напр., монтанисты). В Средние века конец света ожидали в 1000, 1033, 1260 гг. Многие бедствия (эпидемии, междоусобицы) воспринимались как знамения Конца. Эсхатологичными были при своем возникновении анабаптизм, русское старообрядчество, адвентизм, иеговизм и др. Несколько раз сроки Второго пришествия «назначались» в XIX и ХХ вв. 10 См.: еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.85. 11 «Чем глубже мы вникаем в притчи, тем яснее чувствуем, что Христос не мог бы их говорить, если бы Он был уверен в наступлении конца мира при Его современниках» ( Олдгам Г. Учение Иисуса Христа. Пер. с англ. СПб., 1912, с.189). 12 Мф 24, 14. 13 Эту мысль впервые четко сформулировал Чарлз Додд. «День Сына Человеческого, — говорит он, — означает вневременной факт. Он связан с историей, поскольку укоренен в историческом кризисе приходом Иисуса» ( Dodd Ch. The Parables of the Kingdom, p.81). 14 Ин 9, 39; 12, 31; ср.3, 19. 15 Мф 24, 37—42; Лк 17, 26—30. 347 Мф 24, 43—51; 25, 1—46; Мк 13, 32—37; Лк 12, 35—48; 19, 12—27; 21, 34—36. Притча о минах у Лк, очевидно, есть лишь вариант притчи о талантах.   Глава пятнадцатая 1 Христос много раз говорил ученикам о страданиях и славе, которые ждут Его в Иерусалиме на Пасху. Апостолы, как это видно из просьбы Саломеи, ожидали лишь Его торжества. Иуда мог сообщить членам Синедриона о том, что Учитель хочет «провозгласить Царство Божие» именно в день праздника. Этим, вероятно, объясняется неожиданное изменение их планов в отношении Иисуса. 2 Мф 26, 3—5; 14—16; Мк 14, 1—2; 10—11; Лк 22, 1—6. Согласно Мф, цена, которую заплатили Иуде, равнялась тридцати сребреникам. В дохристианские времена это считалось стоимостью раба (Исх 21, 32). По мнению одних толкователей, архиереи назначили такую цену в знак презрения к Иисусу; по предположению других — это символическая цифра, означающая религиозное отступничество (ср. Зах 11, 12—13). (См.: прот.Булгаков С. Иуда Искариот Апостол Предатель. — Путь, 1932, с.30—31.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

24. Τ μν κα σο ‘что Тебе до нас’, букв.: ‘Что нам и Тебе?’. Сходные выражения обнаруживаются в ВЗ (например, Нав 22:24; Суд 11:12; 2 Цар 16:10; 19:22; 3 Цар 17:18) и также в классическом греческом языке. Здесь оно означает ‘Что общего у нас с Тобой?’ или ‘Оставь нас в покое!’. Ναζαρην ‘Назарянин’. Ναζαρηνς употребляется четырежды в Мк и дважды в Лк; кроме того, Nazwraoj в том же значении используется дважды в Мф, один раз в Лк, трижды в Ин и семь раз в Деян. Обе формы означают ‘из Назарета’ и представляют собой две греческие передачи арам. пгу’ от арамейского же названия города пга т ‘Назарет’. γιος το Θεο ‘Святый Божий’. Ср. Лк 1:35, где γιος тесно связано с Υς Θεο ‘Сын Божий’ и с чудесным рождением Иисуса 8 . Не следует считать, что такие “признания” (здесь и в 3:11 и 5:7) со стороны бесов вырывались против их воли. В магической практике считалось, что знание имени дает некую власть над его обладателем: бесы пытаются защитить себя от повелительного слова Иисуса, называя Его по имени и Сыном Божиим. 25. πετμησεν ‘запретил’. В переводе Семидесяти πιτιμ, πιτμησις соответствуют евр. словам от корня g‘r, который обозначает Божественное слово запрета (2 Цар 22:16; Иов 26:11; Пс 103:7; 105:9; Зах 3:2) и образует параллель со словом творения (корень br’). Когда оно употребляется в Евангелиях по отношению к Иисусу (см. также 4:39; 8:30,33; Лк 4:39; 9:55), этот глагол передает значение Божественной власти. Φιμθητι ‘Замолчи’. Этот глагол собственно означает ‘затыкать рот’ (см. 1 Кор 9:9) или ‘заставлять молчать’ (Мф 22:34). В этом стихе и в 1:34 и 3:12 бесы принуждаются к молчанию об Иисусе; в 1:44, 5:43, 7:36, 8:26 предписывается молчать о совершившихся чудесах; в 8:30 и 9:9 Иисус повелевает ученикам сохранять тайну. В свое время получила большую известность работа В. Вреде 9 , который обратил внимание на особую подчеркнутость этого мотива в Евангелии от Марка (с перечисленными отрывками Вреде связал также 7:24 и 9:30). По мнению Вреде, концепция “мессианской тайны” — результат постепенного проникновения в предания о жизни Иисуса представления о Нем как о Мессии, которое якобы возникло лишь после Воскресения, своего рода компромисс между тем фактом, что Иисус будто бы вовсе не заявлял о Себе как о Христе и последующей верой учеников. Несмотря на то, что гипотеза Вреде несостоятельна (невероятно, чтобы Воскресение могло убедить учеников в том, что Иисус есть Христос, если бы эта мысль была чужда им ранее; нельзя не вспомнить и то обвинение, по которому Иисус был осужден на смерть), сами факты, подмеченные им, очень важны. Они, впрочем, указывают не на искажение Предания в первоначальной Церкви, как думал Вреде, а образуют неотъемлемую часть самого Предания; подробнее см. в комментарии к 4:11.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

– Служит ли: разумеются многоразличные служения в Церкви, и особенные и общие (ст. 10). По силе: по мере силы, не леностно, не зарывая талантов в землю, как приточный ленивый раб ( Мф. 25:24–30 ; см. прим.). Силы разумеются как духовные, так и телесные. Цель всех таковых и подобных нравственных действий верующих в отношении друг к другу (ст. 7–11) – та, чтобы во всем, что бы ни делали верующие, прославлялся Бог чрез Иисуса Христа: все блага свои верующие получили от Бога чрез Иисуса Христа; все должны они и отдавать Богу чрез Него же для прославления Бога ( Мф. 5:16 ; см. прим.).– Которому, то есть Иисусу Христу, слава и держава. Подобное славословие Сам Господь возносил Богу Отцу Своему ( Мф. 6:13 ; см. прим.). Апостол таковое славословие возносит Самому Господу Иисусу Христу, указывая тем, что Он есть Бог, равночестный Отцу Своему Небесному (ср. 1Пет. 5:11 ; 2Пет. 3:18 ). «К этому, говорит, убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши» (Феофилакт). 12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. 12–13. Возлюбленные (как и 1Пет. 2:11 : выражение сердечного сочувствия к читателям в виду того, о чем говорится далее), огненного искушения не чуждайтесь: то, что переведено словами – огненное искушение, у апостола выражается одним словом, означающим воспламенение, пожар. Нет оснований в связи речи понимать это слово в собственном значении; в переносном же смысле оно означает бедствия, скорби, невзгоды ( Апок. 18:9 ; 2Пет. 3:12 ; Зах. 13:9 ); эти бедствия и скорби, вероятно, – главным образом, многообразные преследования от язычников и неверующих иудеев, – и разумеются здесь под этим словом. – Для испытания: собственно – для искушения (ср. 1Пет. 1:7 ; Иак. 1:2 ), следовательно – не в наказание, не для погибели, а для усовершенствования в добродетели и для спасения вашего, вам посылаемого, то есть от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

    16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово (Быт. 18:17; Ам. 3:7).     16:16—33 «Вскоре увидите Меня»    После Своего воскресения Иисус возвратится к ученикам, чтобы дать им жизнь (14:18,19) и остаться с ними навсегда через дар Своего Духа (20:19—23).     16:16—22. Женщины часто умирали при родах. Пророки обычно использовали метафору родовых мук, изображая страдания, особенно посланные в наказание (Ис. 13:8; 21:3; 26:17; 42:14; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 30:6; 40:22—24; 50:43; Мих. 4:9,10; ср.: Пс. 47:7). В некоторых ветхозаветных текстах эти мукисимволизировали рождение новой, мессианской эры (Ис. 66:7—10; Мих. 5:1—4; ср.: Ис. 9:6; 53— 54:1; 62:5; Ос. 13:13,14).    В раннем иудаизме метафору родовых мук относили к периоду скорби, предшествующему концу света и воскресению мертвых. Гроб Иисуса был чревом Его воскресения, а само Его воскресение знаменует собой начало нового века; воскресение Иисуса означает, что жизнь грядущего мира ныне уже доступна Его ученикам (см. коммент. к 3:16).     16:23,24. См. коммент. к 14:12—14, особенно об использовании «имени» в молитве.     16:25—28. Еврейские учителя, следуя традиции ветхозаветных книг мудрости, часто использовали в процессе обучения притчи и загадки. Хотя ученики еще не готовы полностью осознать сущность новых отношений с Богом, о которых говорит Иисус (16:12), Он подготавливает их к этому.     16:29,30. В контексте четвертого Евангелия способность Иисуса предугадывать вопросы прежде, чем они прозвучат, свидетельствует о Его необыкновенной проницательности; см. коммент. к 1и 2:24,25.     16:31,32. Предсказание «рассеяния», возможно, связано с Зах. 13(ср.: Мф. 26:31). В Ветхом Завете часто упоминается рассеяние Божьей паствы в отсутствие верного пастыря (ср., напр.: Ис.53:6; Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010