Соблазн Христиане должны остерегаться, чтобы не производить соблазна: Не станем [же] более судить друг друга, а лучше судите о том, ка бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим.14:13 ). Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией ( 1Кор.10:32 ). Верные должны исторгать то, что причиняет соблазн им самим: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один и членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф.5:29–30 ). Верные должны скорее отказывать себе самим, чем производить соблазн: Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим.14:15,20–21 ). Берегитесь [однако же], чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище; то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:9–13 ). Верные должны избегать тех, которые производят соблазн: Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них ( Рим.16:17 ). Священнослужители должны заботиться об удалении себя от соблазна: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение ( 2Кор.6:3 ). Горе те, которые производят соблазн: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов; ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:6–7 ). Те, которые производят соблазн, будут исключены из царствия Божия: Пошлет Сын человеческий ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие ( Мф.13:41 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Насмешка К насмешкам склонны: а) гордые: Гордые крайне ругались надо мною ( Пс.118:51 ); б) неверующие: Сказал им [Иисус Христос]: не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним ( Мф.9:24 ). Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: послушаем тебя [ап. Павла] в другое время ( Деян.17:32 ); в) порочные: Знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям ( 2Петр.3:3 ). Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним [Иисусом Христом] ( Лк.16:14 ). Злые насмехаются над: · угрозами Божиими: Вот они говорят мне: «где слово Господне? Пусть оно придет» ( Иер.17:15 ); · служителями Божиими: Они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения ( 2Пар.36:16 ); Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо Мною ( Иер.20:7 ); · верующими: Ныне смеются надо мною ( Иов.30:1 ). Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас ( Пс.78:4 ); довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых ( Пс.122:4 ); · бедными: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его ( Притч.17:5 ). Насмешники: · избегаются верующими: Не сидел я в собрании смеющихся ( Иер.15:17 ); · возбуждают ссоры: Прогони кощунника – и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань ( Притч.22:10 ). Иисус Христос переносил насмешки (См. выше Мф.9:24 ; Лк.16:14 ): Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и уверуем в Него. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф.27:39–42,44 ). Наказание за насмешки: Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых ( Притч.19:29 ). Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные ( Притч.30:17 ). Воздай им, Господи, по делам рук их; пошли им помрачение сердца и проклятие Твое на них; преследуй их, Господи, гневом и истреби их из поднебесной ( Плач.3:64–66 ). Пример. Дети вефильские растерзаны медведицею за насмешки над пророком Елисеем ( 4Цар.2:23–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Примечания: 1.2 Стену миновал: Тело убитого императора провезли мимо Нисибина по пути в киликийский Тарс, где оно и было похоронено. 1.4 Аммиан (Amm., res. gest. XXV, 9.1 (E)) сообщает, что персидский штандарт на башне Нисибина водрузил персидский сатрап Бинес. Имя Bineses, видимо, происходит от перс. Beneš. 3.3 Прп. Ефрем упоминает события первой осады в 350 г., когда брешь, пробитая персами в стене, едва не стала причиной падения города. Только отвага защитников и Божия помощь спасли Нисибин от неминуемого захвата. Факт спасения города из весьма опасной ситуации подтверждает и сам Юлиан (Jul., or. II, 63А67А (E1)). 4.1 Мф. 5:37. 4.6 Почти дословная цитата из кн. Бытия: «ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). 8.2 Имеется в виду, как это ни странно, император Константий, считавший борьбу с набегами персов в конце жизни своей главной задачей. 8.6 Царем... славных: то есть Иовианом, другом Константия и Константина. 10.4 «Историософская» концепция прп. Ефрема предусматривает, что войско при Константии было заражено язычеством и было достойно погибели, но все же сохранялось «верующими царями» (выражение Мар Афрема). Константию Ефрем был готов простить за его антиязыческие меры даже арианство. 11.6 Ср. Amm., res gest. XXV. 7,14 (Е 2); также Zos., h. e. Ш.30, 5 (E 2). Страдания во время отступления армии были весьма значительными, хотя слова о поедании мертвецов кажутся некоторым преувеличением. 12.1 Гай (): город, который упоминается в Ис. Нав. 7:126 . Иисус Навин послал против этого города небольшое войско. «Жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до [места] Севарим, и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода» (Ис. Нав. 7:5 ). Причиной этой трагедии был некий Ахар (χρ, , сир. ), захвативший себе добычу из заклятого (херема), за что его побили камнями и сожгли. Эпитет «слабые», видимо, свидетельствует о малочисленности населения Гая, хотя Бек дал в переводе ед. ч. «dem machtlosen» (Beck 1957а: CJ, 78 (О 3.2)), несмотря на знак seym.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

—53— Иоанна Богослова это действие Христа могло служить таинственно-символическим проявлением богочеловечества Его, так как у пророка Иезекииля говорится, что Иегова омыл Израиля водою (16:9), – место, составляющее предмет раввинских рассуждений о действиях Бога, не сходных с человеческими, ибо у людей омовение совершают рабы, а Бог Сам омывает Израиля в Schemoth rabba, par. XX и XXV в переводе Wunsche S. 159 и 192. 2) Пасхальная вечеря и Новый Завет : Мф.26:20, 26–30 , Мк.14:18. 22–26 , Лк.22:14–21 , Ин.13:12–19 Все евангелисты единогласно и выразительно указуют на то, что для совершения пасхальной вечери, Господь, согласно установленному обряду, возлег с двенадцатью учениками: «Когда же, говорит ев. Матфей, вечер настал, возлег с двенадцатью учениками» (др. оп. учениками), – Марк: " и когда вечер настал, приходит с двенадцатью, – и когда они возлежали и ели, Иисус сказал» и пр. Лука говорит не вообще о наступлении вечера, но выразительно указует на час, когда возлег Господь, предполагая тем самым, что до этого возлежания с наступлением должного часа, могло происходить в комнате, где собрались ученики и Господь, и что-либо другое: «и когда настал час ( ρα – тот определенный момент, когда должна была начинаться пасхальная вечеря, хотя нек. оп.), возлег и апостолы (др. вм. этого: Двенадцать, третьи: двенадцать апостолов) с Ним». По разъяснению Иоанна это другое, случившееся до наступления часа пасхальной вечери, именно: «пред праздником пасхи» или пред пасхальною вечерею, были: спор учеников о первенстве (Лк.) и совершенное по этому поводу умовение Господом ног учеников Своих: «когда же умыл ноги их и взял (надел) одежды свои (верхние) и возлег (др. и возлегши или без и) опять сказал им» и пр. («опять» лат. некоторые относят к сказал, как и Слав. гал. и мст. паки же рече, Зогр. и Ал. без же, – в других некоторых лат. и греч. неясно, относится ли «опять» к возлег или к сказал и Слав. мир. и рейм., – третьи »опять« совсем опускают: Тациан у Ciasca, Сир. син. и пеш., наверно и в куретоновом, если бы уцелело это место, но в иер. и геракл. есть, из Слав оп: Ассем. Симон. Никол. и Амфил. 15 в. 1, – читают и относят к возлег Остр. Map. Савв.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27. Что, действительно, пророки поклонялись Ангелам и людям, и царям, даже нечестивым, также и жезлу, сказано. Говорит же и Давид: и поклоняйтеся подножию ногу его [  ]. Исаия же от лица Бога говорит: небо престол мой, земля же подножие ног моих [  ]. А всякому, я думаю, ясно, что небо и земля — творения. И Моисей, также и Аарон со всем народом поклонялись рукотворенным . По крайней мере, Павел, золотой кузнечик Церкви, в послании к Евреям говорит: Христос же пришед архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари [  ]. И опять: не в рукотворенная бо святая внидь Христос, противообразная истинных, но в небо [  ]. И, таким образом, прежнее святое: как скиния, так и все, находящееся в ней, было рукотворенно . И что [этому] воздавали поклонение, ни кто противоречить не будет. Второе защитительное слово против порицающих святые иконы I.  Господа мои, окажите снисхождение просящему, и от меня, непотребного и самого малого раба Церкви Божией, примите слово о том, что — вполне верно. Ибо, — Бог свидетель, — я приступил к речи не ради славы или — того, чтобы показать себя значащим нечто, но вследствие ревности к истине. Ибо одну только ее [т. е., ревность] я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены. Ибо один, получив от Господа пять талантов., принес и другие пять, которые он приобрел; и получивший два принес равные по числу два [других]; получивший же один, закопавший и принесший его бесплодным, был назван негодным рабом и осужден на тму кромешнюю (Мф. XXV, 14–30). Боясь, чтобы и мне не испытать этого, я покоряюсь повелению Господа, и вам, благоразумным купцам, предлагаю данный мне от Него талант слова, чтобы Господь мой, придя, нашел его в несколько раз увеличивающимся и производящим плод: прибыль душевную, и, найдя [меня] верным рабом, ввел меня в желанную для меня сладчайшую свою радость. Но дайте мне ухо внимания и, распростерши столы сердец, примите мое слово и настоящим образом наследуйте силу говоримого. Второе же это слово об иконах я составил потому, что некоторые из чад Церкви посоветовали мне сделать это, так как первое было для многих не совсем удобопонятно. И так, мне, в данном случае исполнившему долг послушания, окажите снисхождение и в этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Г. Евангелие. а) Начало Евангелия: 3–4 главы. 62) Явление Предтечи с проповедью о Грядущем Спасителе и крещением на Иордане: Мф.3:1–12 . 63) Крещение Спасителя, как внешнее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.3:13–17 . 64) Искушение Спасителя, как внутреннее приуготовление Его к мессианскому служению: Мф.4:1–11 . 65) Начало мессианского служения Спасителя в Галилее: Мф.4:12–25 . б) Первая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 5–7 главы. 66) Историческое введение к Нагорной Проповеди и первая часть её – блаженства и их значение для мира. Общие замечания о Нагорной Проповеди и о лжетолкованиях её Толстым и другими. 67) Тема второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:17–20 ) и учение Господа: об убийстве ( Мф.5:21–30 ), о разводе и клятве ( Мф.5:31–37 ), о мщении и любви ( Мф.5:38–47 ), – заключение второй части Нагорной Проповеди ( Мф.5:48 ). 68) Третья часть Нагорной Проповеди: Мф.6:1–7:29 . в) Вторая часть Евангелия – царское служение Спасителя: 8–25 главы. 69) Спаситель как носитель немощей и болезней человеческих: Мф.8:1–17 . 70) Краткое истолковательное обозрение Мф.8:18–10:50 с более подробным объяснением: 8:18–22, 29–32, –9, –13 –10, 10. 13. 23. 34–36. 40–42. —50— 71) Краткое истолковательное обозрение XI–XIII глав с более подробным объяснением 11:20–30 и 12:22–45. 72) Краткое истолковательное обозрение XIV–XVII глав с более подробными объяснительными примечаниями к 14:14–21 и парал. 15:32–38, –16:13–20, 28, –17:1–9, 19–21 и парал. 21:21–22 и 24–27. 73) Краткое истолковательное обозрение XVIII–XXV глав с более подробными объяснительными примечаниями к Мф.19:3–15 и парал. Лк.16:1–14 , —21—26, –16:25–28, –21:1–22, –22:16–46, –23:1–39, –24:15, 26–28. г) Третья часть Евангелия – первосвященническое служение Спасителя: 26–27 главы. 74) Краткое истолковательное обозрение XXVI–XXVII глав с более подробным объяснением 26:7–29, 36–50, –27:3–10, 46–47. Д. Окончание Евангелия – победа Спасителя над смертью и злом, Его воскресение и вознесение: 28-я глава. 75) Краткое истолковательное обозрение 28-й главы евангелия по Матфею: победа Спасителя над смертью и злом чрез воскресение Его из мертвых и вознесение на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Чрез это я ободрил душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерною печалью». Так любили ближнего святые отшельники. (Из Скитск. патерика). Неделя 16-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. 105, гл. XXV, 14–30 ст. 1. Притча Господа о талантах, с назиданием не лениться и не зарывать в землю данного от Бога таланта Предложим в наше назидание притчу Спасителя о талантах. В этой притче наглядно разъясняется, что Бог наделяет человека неодинаковыми способностями, и что каждый должен развивать данные ему способности и употреблять их с пользою для других и для своей души. «Один господин, – так читается в евангелии, – отправляясь в дальнюю сторону, поручил свое имение рабам Своим: одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, каждому по его силам, и сам отправился». Вы, конечно, и сами можете догадаться, что господин – сам Господь наш Иисус Христос, Творец и Промыслитель наш: а рабы – мы все, люди; под талантами разумеются различные способности, разные дарования и различные виды служения обществу. Всех нас Господь Бог наделяет известными способностями и дарованиями и предназначает к известного рода служению: один предназначается Богом для служения обществу в высоком сане, а другой в низком, одного Бог наделяет хорошим умом, другого – богатством, а третьего – искусством. И каждый из нас должен с пользою употреблять данные ему от Бога таланты, и каждый в своем звании должен благоугождать Богу. Но, к сожалению, не все из нас употребляют свои таланты с пользою для ближних и для своей души, как это видно из дальнейших слов притчи: «получивший от господина пять талантов пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел еще два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина, – т. е. всю жизнь провел в праздности и лености. Вернувшийся домой господин первых двух рабов похвалил, назвал их добрыми и верными рабами и наградил, а скрывшего талант в землю назвал лукавым и ленивым рабом и повелел бросить его во тьму кромешнюю. ( Мф.25:14–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Один греческий подвижник благочестия, живший в недавнее время, сказал: «Если ты хочешь найти любовь к ближнему, то ищи ее в Иисусе». В этих простых словах заключается великий опыт молитвенной практики. Постоянно повторяя Иисусову молитву и прося Господа о прощении собственных грехов, мы, казалось бы, должны забывать о ближнем. Но на самом деле через покаяние и сладостное исповедание имени Иисусова в нашей душе рождается любовь к Богу и ближнему. Мы исповедуем Спасителя не только сыном Давидовым, но и Господом, то есть Сыном Божиим, и таким образом исполняем сразу две заповеди — любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумением и любить ближнего. Эти две как будто бы противоположные вещи соединяются в сердце действием благодати Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь. 12 сентября 1999 года Неделя 16я по Пятидесятнице (Мф., 105 зaч.,XXV, 14–30) Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! О приумножении Божественной благодати

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Силуан Колесников учил что должно повиноваться властям и господам сего мира, не только благим и кротким, но и строптивым, – повиноваться всем, хотя бы и в злом деле, насильно. – Но последователи его, Духоборцы Екатеринославские, говорят о властях обширнее и иначе. – Человеческие общества исполнены людей злых, движимых мятежными, зловредными страстями; общество злых стоять не может, они истребили бы взаимно друг друга; по сей то причине мудрейшие и учредили, между собою различные власти, дабы они удерживали их беспутства: в сем отношении власти благодетельны и поставляются на земле, для сынов мира, самим Богом. Но Господь говорит: Αз οт мира, несмь, и мои οт мира, не суть, а для сущих не от мира и власти мирские не нужны. Чада Божии (т. е. Духоборцы) сами избегают зла не ради страха, а для того, чтобы им возродиться в душах вечным благом; они сами стараются жить, так как заповедал им Иисус Христос ; по сему Он и освободил их от всех человеческих законов относительно их воли; Он дает им свой Дух Святого, творящий в них новое сердце, имеющее свободную волю в исполнении всех царских потреб – по плоти, и Богоугодных дел по духу без всякого их принуждения; – Духоборцы Тамбовские осмеливались уже делать различие между добрыми и злыми властями и отличать их происхождение: «милостивые от Бога, твердили они, а не милостивые не известно от кого». Мелитопольские Духоборцы не рассуждают о происхождении властей, а прямо утверждают, что на земле не нужно быть никаким властям; разве надлежит, по их мнению, быть царю над злыми, татьми и разбойниками для укрощения их наказанием, – а не над добрыми. – Посему они хоть и не восстают против учрежденных властей, но не имеют к ним всецелой покорности; если и уважают их, то делают, сие притворно; а внутренно, и между собою, всякую подчиненность, и тем, более Монархическое правление, признают противным своему образу мыслей. – Самые судебные расправы не нужны для сынов Божиих. На что тому суды, говорят они, кто сам во век не захочет кого либо обидеть? Если кто ударит его в ланиту, то без сопротивления он представит ему и другую, а хотящему снять с него кафтан, без спорно отдаст и рубаху. Этот дух миролюбия они хотят простирать и на врагов, общественных; ибо войну признают непозволительною, утверждаясь на Евангельском учении о любви ко врагу ( Мф.5:38 и 9). Непозволительна и клятва; и посему они отказываются давать присягу в каком бы то ни было случае. – Замечательно так же, что они признают своим долгом – распространять свое учение между другими; ибо чада Божии, по их уверению, имеют повеление от Отца их учить друг друга, и раб Господень всегда и всемерно тщится отдать в долг неимущему свой талант, сколько сам приял свыше и сколько другой вместить его может (Мат. XXV 14–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

Что касается птицеводства и пчеловодства, то о занятии ими у древних евреев нет определенных указаний, но из Евангелия и Талмуда можно видеть, что занятия тем и другим были свойственны им во время земной жизни Христа Спасителя (ср. Мф. 23:37 ; 26и д. Мк. 14:30 и д.; Лк. 24:42 ). Охота, составлявшая столь любимое занятие египетских и ассирийских царей, как это явствует из изображений на египетских и ассирийских памятниках, которой предавались Нимрод ( Быт. 10:8 ) и Исав (ibid. XXV, 27), у евреев совершалась только с защитною целью, для охраны домашнего и полевого скота от нападения хищных зверей. Вследствие применения закона о субботних годах, когда запрещалась обработка полей и все произраставшее на них оставлялось в пользу бедняков, а также диких животных (ср. Исх. 23:11 ; Лев. 25:7 ), в Палестине было много диких животных, зверей и полевых птиц, чрезмерное размножение которых могло угрожать благосостоянию как самих жителей, так равно их скота и посевов. Поэтому евреи занимались ловлей этих животных, зверей и птиц. Для сего они употребляли особые сети (решет), силки (пах), ставили западни, рыли ямы (пахат, шахат), а также пользовались луком, стрелами и мечом. Но и в данном случае закон требовал соблюдения умеренности и милосердия. Так, когда птицелов встречал матку, сидящую на яйцах или при птенцах, то, согласно закону, он мог взять птенцов, матку же должен был отпустить на свободу ( Втор. 22:6–7 ). Охотник, убивший на охоте добычу и желавший употребить ее в пищу, предварительно должен был выпустить из нее кровь и покрыть ее земным прахом ( Лев. 17:13 ). С рыбной ловлей евреи были знакомы еще во время пребывания в Египте, где они употребляли рыбу в большом количестве ( Чис. 11:5 ). Встречающиеся у пророков в большом количестве образы, заимствованные из быта рыболовов, указывают на широкое знакомство евреев с этого рода занятием (ср. Ам. 4:2 ; Иер. 16:16 ; Иез. 29и др.). Во время земной жизни Христа Спасителя, рыбной ловлей занимались очень многие, преимущественно же галилеяне. Местом рыбной ловли было главным образом Тивериадское озеро, издревле славившееся богатством рыбы. Для ловли рыбы употребляли уды (хакка), крюки (сир) и гарпуны (цинна), сети (решет, мецода, δκτυον), бредни (херем, μφβληστρον) и невод (микмерет, σαγ νη). Рыбная ловля производилась преимущественно ночью (ср. Ин. 21:3 ). В случае большого улова, часть его шла в продажу и, вероятно, доставлялась в Иерусалим, где поэтому одни ворота назывались «рыбьими» (шаар гаддагим) ( 2Пар. 33:14 ; Неем. 3:3; 12:39 ). Из Иов. 40можно заключить, что евреи были знакомы с искусством доставлять рыбу живою, вставляя ей в жабры кольца и погружая в воду. Из названия одного из галилейских местечек на южной оконечности Тивериадского озера, где производилась рыбная ловля, «Тарихея», можно догадываться, что им было известно искусство солить рыбу. § 41. Земледелие

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010