Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении Не судите, да не судимы будете Многие говорят: «Трудно спастись». А иной еще толкует: поститься я не могу, молиться тоже; ну, как тут спастись! Господь же сказал: иго Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф.11:30 ). Впрочем, истина Господня утверждает, что трудно войти в Царствие Божие, но кому? – богатому, уповающему на богатство ( Мк.10:24 ). Прочим же заповеди Его не тяжки (Ср. Ин.5:3 ). И, действительно, что, например, трудного в том, чтобы не осуждать других? А Господь сказал: не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Вот легчайший способ, как избавиться от суда и, значит, от погибели: не разведывай о чужой жизни, не рассуждай о худых делах ближнего, и без труда спасешься. Не за то ли судьи получают жалованье, что находят нелегким делом – разбирать дела других? И нам надлежало бы более трудности находить в том, чтобы судить других; но, верно, для зараженных грехом есть затруднение в том, чтобы не судить подобных себе. Потому и заповедь дана, запрещающая судить других. Не тот святой, кто, по видимости, много молится Богу и мало ест хлеба, а сам такой злой, что и слова противного терпеть не может. Величается человек внешними делами, а Господь ищет внутреннего исправления. По нашему мнению, – что значило бы неосуждение одно? Но Господь вменяет сие за такую добродетель, что обещает прощение всех грехов и примирение с Собою, избавление от суда и вечных мук. Потому постараемся же научиться неосуждению как легчайшему способу ко спасению; ибо, действительно, как говорят премудрые, неосуждение есть без труда спасение. И вот пример: в Прологе повествуется об одном иноке, который пил и ел, сколько хотел; к тому же и молиться неохотник был. Одно только было в нем добро, да и то незаметное никому – неосуждение никого, кроме себя. Пред смертью он сделался необыкновенно весел; так что братия, пришедшие с ним проститься, заметили ему: «Неужели ты не боишься смерти?» И тот отвечал: «Простите меня, нерадив я был; но зато не судил никого; и вот ангел показал мне грехи мои и разорвал писание, говоря, чтобы я с миром шел ко Господу за то одно, что не осуждал других». И спокойно почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Скачать epub pdf Первый отдел. Законоположительные книги Под именем законоположительных книг в русской богословской литературе разумеются пять книг Моисея: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзакония. Они называются законоположительными, потому что содержат в себе преимущественно Богом данные через Моисея еврейскому народу разнообразные законы, коими предначертан был весь строй жизни еврейского народа и очерчена вся сущность ветхозаветного учения, все его основы и идеалы. Такое законоположительное и законодательное значение писания Моисея имели и во всей истории еврейского народа: для всей последующей ветхозаветной письменности, для всех теократических истинных вождей и руководителей еврейского народа и для истории ветхозаветной Церкви Божией. Писания Моисея лежали в основе всех ветхозаветных писаний и всей ветхозаветной истории. Посему название их законоположительными является в русской богословской литературе не новым, а лишь переводом принятого у евреев термина – закон. Очевидно, еврейские ученые издавна признавали вышеуказанное значение писаний Моисея. Обозреваемые писания Моисея, объединяемые единством писателя, единством идеи и содержания, хотя и разделяются на пять книг, но в богословской терминологии также объединяются как бы в один том и называются Пятикнижием Моисея. И это название не русскими богословами придумано, а имеет глубокую древность. В еврейской талмудической литературе употребительны термины: chamischah chumschei hattora или: chamischah chumschim, или еще короче: chumschin (Meg. 1, 8. Menachot 30а. Furst. Kanon... 6 s.), указывающие на «пятерицу» или Пятикнижие. В отеческой письменности употребительны соответственные же термины: πενττευχος, (т.е. ββλος. Orig. Com. in Iohan. XIII, 26. Μ. 14, 444 p.) и Pentateuehus (Tertull. С. Магс. 1, 10. Μ. 2, 257). Нужно к тому же заметить, что указанные термины имеют для себя еще более глубокие по времени и значению основания. Так, термин «законоположительные» книги имеет параллель и основу в ветхозаветных и новозаветных писаниях. Сам Моисей назвал свои писания «книгой закона» ( Втор.28:61; 31:26 ); также называются они у Иисуса Навина ( Нав.1:8 ). В других ветхозаветных книгах они называются «книгой закона Господня» ( Нав.24:26 ; 1Пар.22:12 ; 2Пар.12:1; 17:9 ), «книгой закона Моисеева» ( Нав.8:31; 23:6 ; 4Цар.14:6; 23:25 ). В новозаветных книгах они называются «законом – νμος» ( Мф.5:17 ; Лк.2:22 ; Рим.2:12 ). -Термин «Пятикнижие», хотя и не имеет для себя основы в ветхозаветных и новозаветных книгах, но имеет ее у еврейских древних историков: Флавия (Прот. Апп. 1, 8) и Филона (De Abrah. 1. De migr. Abrah. 3), свидетельствующих о том, что «Моисей написал священные законы в пяти книгах», составивших «одну священную книгу – μαν ερν ββλον». Очевидно, по сознанию древних евреев все пять книг Моисея составляли одно целое и как бы одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 5 (Ин.7:8–16)]/Пер. и примеч. М.Д. Муратова//Богословский вестник 1903. Т. 1. 1. С. 113–128 (1-я пагин.). (Продолжение.) —113— из всех народов, нападавших на Иерусалим, будут приходить ежегодно поклоняться Царю Господу Вседержителю и праздновать праздник кущепоставления» ( Зах.14:16 ). Оставшиеся (только), говорит, будут приходить на поклонение к Великому Царю и для совершения праздника кущепоставления: при множестве званных благодатью, в вышний град восходят только немногие, ибо «немного избранных», по слову Спасителя ( Мф.20:16 ), то есть взятых из всякого народа (в царство Христово). А говоря, что будут приходить на поклонение, указывает на совершающих уже не подзаконное служение, но в духе, и празднующих праздник истинного кущелоставления, едва не воспевая громко следующих слов псалма: «Благословен Господь, что внял гласу моления моего… на Него уповало сердце мое, и помог, и процвела плоть моя» ( Пс.27:6–7 ). Действительно, процвела плоть и снова оживет, но не без Христа, ибо Он стал для нас началом воскресения и дверью истиннейшего кущепоставления. Также и о сем сказано было одним из святых пророков: «И восставлю скинию (кущу) Давида падшую» ( Ам.9:11 ). Эта падшая скиния (куща) Христа от семени Давида по плоти первая была восставлена к нетлению силою Бога и Отца, по сказанному к Иудеям о Нем чрез одного из апостолов: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, взяв рукою беззаконных, пригвоздив, убили вы, Коего Бог воскресил, разрешив муки смерти, потому что не возможно было ей удерживать Его» ( Деян.2:23–24 ), – и опять: «Сего Иисуса воскресил Бог , чему все мы – свидетели» (ст. 32). А что Христос, сущий от Давида по плоти, в Святом Писании обыкновенно назы- —114— вается Давидом, убедиться в этом нет никакой трудности. 7:9–10. Сия рек, Сам оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде, не яве, но тай 1 . Изгнанный из страны Иудейской, Христос приятнее и безопаснее ходит и жительствует в Галилее, дабы опять благороднее мнимых законоучителей являлся сонм язычников, хотя и бывших малоподготовленными благодаря еще господствовавшему среди них заблуждению (идолопоклонству).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово хорепископ – χωρεπσκοπος сложено их χρα и πσκοπος. Греческое χρα означает прежде всего целую страну, со всеми находящимися в ней городами и селениями. (Сравн. Odiss. VIII, 573; Xenoph. Cyr. VII, 5, 68, и мн. др.; а также Мф. 2:12 ; Лк. 2:8; 3:1 и др.; у LXX-mu: Числ. 32:2 ; Ис. 7:18 и др.). Частнее этим словом, в противоположность πλις, главный город страны или провинции, называется вся остальная область (наприм. Xen. Мет. 8, 6, 13; Мф. 8:28 ). В более узком значении – χρα прилагается к окрестностям какого-либо города, т. е., означает прилегающие к нему поля, соседние деревни и т. п. (наприм. Plat Epin. 975 b., Hesiod. ργ. κ. μρ. υ. 344; Ин. 4:35 ) 2 . Так как χωρεπσκοπος не редко противополагается названию πσκοπος πλεως 3 , а также – πσκοπος ν τ πλει 4 , то очевидно, что χρα в противоположность πλις, употребляется здесь в значении латинского – regio, pagus, ager, rus, так что «хорепископ» означает деревенского епископа («episcopi rurales», «villani»), вследствие чего хорепископы и назывались πσσκοποι τν γρν 5 , πσκοποι ν τας κμαις τας χραις 6 , a в отличие от деревенских пресвитеров – συλλειτουργο 7 . Отсюда делается понятным, что нельзя назвать правильным толкованием имени «хорепископ» в смысле ν χρ πσκπου – «loco» или «vice episcopi», т. е. заместитель епископа. Еще менее удачно объясняет это слово Рабан Мавр ( 856 г.), производя его от χρος и πσκπος: «dicti sunt chorepiscopi, quia de choro sunt sacerdotum» 8 . Правда в средние века, в XII и XIII столетиях, в некоторых местах хорепископами назывались иногда регенты, или управители хора («superitendens» «regens chori», «cantores», «praecentores») 9 ; но они не имели никакого подобия с древними хорепископами. Совершенно произвольно также и объяснение Валезия, который в своих толкованиях на церковную историю блаж. Феодорита (1, 26) говорит, что слово хорепископ означает «cor episcopi», «сердце епископа», и было одним из названий архидиакона, который в древности был самым близким к епископу лицом, так что мог называться не только «oculus episcopi», но и «cor episcopi» 10 . Наконец, нет никаких оснований слово «хорепископ» производить от сирского cur==regio, страна, и πσκπος 11 , потому что непонятно, для чего прибегать к сирскому диалекту, когда слишком ясно, что слово происхождения греческого. Конечно, производство с сирского имело бы некоторое основание в том случае, если бы хорепископы впервые появились в сирской церкви; но этого ничем нельзя доказать. Прибавим также, что у древних сирийских христиан хорепископы не назывались таким именем; но обычное их название было описательное, которое в переводе означает «заместитель епископа в стране» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

III. Обет послушания. а) Основание обета послушания. Третий обет монашеский есть обет послушния. И каждый христианин имеет правило вечное и небесное (Ап. XIV, 6), с которым безпрестанно, должен сообразоваться во всех делах своих. Все поступки его должны быть в своем месте, в своем порядке и таковы, каковых сие правило – Закон Божий, от него требует следующего: чтобы он ни делал, нигде не позволено ему искать удовлетворения своей воли. Все то, что имеет основанием своим прихоть, своенравие, самолюбие, не есть уже в порядке, не есть уже дело христианское и достойное жизни вечной; ибо каждый христианин, как говорит Апостол, должен быть руководим во всех делах своих любовью к Богу и ближнему (Рим. XIII, 8–10, XIV, 15, 1Kop. XVI, 14 ); самонравие же и самолюбие не могут быть совместимы с сею любовью потому, что одно повелевает нам все делать для Бога, а другое для самих себя. Но, как волю Божию, выраженную в Законе Его, нередко препятствуют видеть немощным христианам соблазны мира, собственные заблуждения и предрассудки, и враждебные внушения князя тьмы; то для ясного и безошибочного уразумения воли Божией, для верного и неуклонного повиновения ей, иноку, еще неопытному на поприще жизни подвижнической, нужен руководитель уже опытный в жизни монашеской, которому он обязан оказывать послушание во всем, что согласно с волею Божиею. Иисус Христос есть Высочайший образ и пример совершенного послушания Воле Отца Небесного. Он Сам говорит о Себе: не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца ( Uh. V, 30 ) И св. Апостол утверждает, что Господь Иисус, Иже во образе Божии сый смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. ( Фuл. II, 6, 8 ) Божественный Начальник и Совершитель нашей веры ( Ebp. XII, 2 ) заповедал и Своим последователям совершенное послушание Воле Божией. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе. (Мф. XVI, 24) Иисус Христос , говоря это, не принуждает к тому, но предоставляет это доброй воле каждого, потому и говорит: аще кто хощет. Что значит отвергнуться себя, как не то, чтобы во все, как говорит св. Макарий Великий , не повиноваться воле своей, а исполнять только заповеданное начальниками 92 , т. е. чтобы волю начальника соделать законом своим; принудить себя жертвовать своею волею воле начальствующих, не смотря на доброе мнение, которое имеем в своем разуме, давая ему втайне преимущество пред другими, не взирая на недостатки и неограниченные сведения, даже на страсти начальников; не взирая на все сие, надобно поступать, как бы мы ничего не видели, а видели только одно, свое собственное недостоинство, и потому не давали себе самим воли ни в чем, со смирением предоставив ее в Волю Божию и высших над нами властей. б) Содержание обета послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 73-й. О признаках, которые будут предшествовать Страшному Суду (в трех пунктах). Теперь мы должны рассмотреть признаки, которые будут предшествовать Страшному Суду, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Будут ли какие-либо признаки предшествовать приходу Господа на Суд? 2) Действительно ли Солнце и Луна померкнут? 3) Подвигнутся ли силы небесные перед приходом Господа на Суд? Раздел 1. Будут ли предшествовать пришествию Господа какие-либо признаки? То, что пришествию Господа не будут предшествовать какие-либо признаки, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» ( 1Фес. 5:3 ). Но если бы люди были устрашены предваряющими признаками, не было бы тогда мира и безопасности. Поэтому пришествию Господа не будут предшествовать признаки. Возражение 2. Признаки требуются для обнаружения чего-либо. Но Его пришествие должно быть скрыто, ибо написано: «день Господень придет как тать ночью» ( 1Фес. 5:2 ). Поэтому признаки не должны предшествовать Его пришествию. Возражение 3. Время Его первого пришествия было заранее познано пророками (Ср. Быт. 49:10 ; Дан. 9:24 ; Агг. 2:8 ; Лк. 2:26 ), что не относится к Его второму пришествию (ст. Мф. 24:36 ; Деян. 17 ). Никаких таких признаков не было перед первым пришествием Христа, а поэтому их не будет и перед вторым. Этому противоречит то, что мы знаем написанное: «И будут знамения в Солнце и в Луне, и в звездах, а на земле уныние народов» и т.д. ( Лк. 21:25 ). Отвечаю: Иероним перечисляет следующие пятнадцать признаков или знамений, предшествующих Суду. В первый день все моря поднимутся на пятнадцать локтей выше гор, на второй день все воды настолько погрузятся в пучины, что едва ли будут видимы, на третий день они будут восстановлены в их прежнее состояние, на четвертый день все большие рыбы и другие твари, движущиеся в водах, соберутся вместе и, подняв свои головы над поверхностью моря, будут издавать друг на друга злобное рычание, на пятый день все птицы соберутся вместе в полях с воплями друг к другу, не прикасаясь к пище и воде, на шестой день огненные реки поднимутся к небесному своду стремительно, несясь с запада на восток, на седьмой день все небесные светила, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИХОТОМИЗМ [от греч. διχοτομω - разделять на 2 части], христ. антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы 2 составляющие: тело и душу. Концепция может также формулироваться доктринально. Характерный пример доктринальной формулировки этой концепции дан в «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1. 18. Ответ). Концепция Д. возникает в результате концептуализации библейских представлений о человеке в рамках античной культуры. Библейское видение единой реальности человека, в к-рой усматриваются как внешние (тело, плоть), так и внутренние составляющие (дух, душа, сердце), нередко интерпретировалось в христ. мысли на языке античной философии в категориях «природа», «сущность». В связи с этим возникает иллюзия мнимой эллинизации библейской антропологии, якобы осуществленной в христ. богословии. На самом же деле речь идет лишь об ином языке описания той же библейской веры и библейского видения человека. Усмотрение в человеке 2 уровней бытия - телесного и духовного - весьма характерно для библейского видения человека (см., напр.: Быт 2. 7; Иов 13. 13-14; Пс 15. 9-10; Еккл 12. 7; Мф 10. 28; 1 Кор 6. 20). Библейские представления о двуаспектности, двучастности человека богословски осмысляются св. отцами и учителями Церкви ( Iren. Adv. haer. V 8. 2; Clem. Alex. Strom. VII 12; Orig. In Ep. ad Rom. VI 6; Суг. Hieros. Catech. IV 18; Basil. Magn. In Isaiam proph. 1. 3; Greg. Nazianz. Carm. dogm. VIII//PG. 37. Col. 445-456; Ioan. Chrysost. De prophet. obscur. II 5; Aug. De civ. Dei. XIII 24. 2; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12). В святоотеческом наследии человек является столь же целостным существом, как и в библейской традиции. Отделение души от тела не есть разделение 2 способных существовать самостоятельно реальностей,- но смерть, разрушение единого человека.

http://pravenc.ru/text/178571.html

Чернець не повинен дозволяти робити будь-що без не повинен будь-яку людину як випадкового перехожого думати при цьому, як би нього Навпаки, до людини, що приходить до монастиря, ставитися як до самого Христа як до того, кого Сам Христос, щоб чогось навчився у вас, браття. Тому, щиро беручись до молитви, щиро беручись до вправляючись у та не забувайте про те, що чернечого — про любов до Бога до ближнього, одна Не забувайте про те, що люди приходять сюди, щоб навчитися у вас, яким бути православний християнин. Яким би не був його послух — священик чи не чи чи його послух, чи, як може здатися, не дуже — кожна людина, яка прийшла до монастиря на себе чернечий одяг, повинна бути (див. Мф. 5. 13-14). Бажаю вам, браття, щоб ви про це пам " ятали щоб сам Господь подавав вам сили досягати у чернечому цих двох " язаних нерозривних — про любов до Бога про любов до ближнього. Служба ВЗЦЗ   за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до Голова Синодального з чернецтва очолив храму великомученика Микити на московському " Руського на монастиря Патриаршее поздравление по случаю престольного праздника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря : та звернення] з нагоди престольного свята Руського на монастиря : та звернення] Видано переклад книги «Права Церков Церкви» афонського монастиря У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами життя – Афон –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1304169...

Рубрики Коллекции Жизнь Ксении Блаженной. История в картинках 6 февраля и 6 июня Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII века.  05.02.2024 25.01.2024 Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме 06.09.2023 Святая Екатерина : житие в картинках Дочь правителя Александрии Доротея знала несколько языков, изучала труды философов и медиков, упражнялась в ораторском искусстве, участвовала в диспутах ученых… Теперь мы ее знаем как святую великомученицу Екатерину, чью память Церковь празднует 7 декабря. 06.12.2018 День народного единства и 1612 год. История в картинках Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. 04.11.2021 13.10.2021 40 мучеников Севастийских В 320 г. римский император Лициний (308–323), разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. 21.03.2022 26.04.2020 Жизнь Святителя Николая. История в картинках 22 мая Церковь отмечает день памяти святителя Николая Мирликийского (перенесение мощей святителя и чудотворца Николая). В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал одно из первых мест среди святых по количеству посвящённых храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев. 18.12.2019 Пророк, Предтеча и Креститель «Из рожденных женами не восставал пророк больший Иоанна Крестителя», — говорит о нем Спаситель (Мф 11:11). Его значение в истории спасения человечества так велико, что ему посвящено сразу несколько праздников в году. А история этого величайшего из пророков начинается задолго до его рождения.

http://foma.ru/themes/istorija-v-kartink...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как выбирают дни памяти святых? Это их дни рождения? 2 мин., 28.10.2023 Содержание Православная церковь знает тысячи святых, каждый из которых имеет свой день памяти в календаре. Но как этот день памяти определяется? Почему у некоторых святых несколько дней памяти? И как вообще выяснить, в какой день отмечается память моего святого? Разбираемся в слайдах журнала «Фома». 01 В православном календаре что ни день, то память какого-то святого? Это его день рождения или что? В абсолютном большинстве случаев день памяти святого устанавливается Церковью не в день его рождения, а в день смерти. Логика здесь следующая: для святого, праведного человека физическая смерть — это вступление в новую, блаженную жизнь с Богом в Царстве Небесном, его второе рождение. 02 В абсолютном большинстве случаев… Значит все-таки есть исключения? Да, Церковь отдельно почитает Рождество (то есть день рождения) Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Связано это с их особым почитанием Церковью. Рождество Богородицы — событие вселенского масштаба, ведь человечество со времен изгнания из рая ждало Ту, Которая родит обещанного Спасителя. А об Иоанне Предтече Сам Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11). 03 А как же Рождество святителя Николая? Есть ведь и такой праздник? В некоторых современных месяцесловах действительно можно найти Рождество Николая Чудотворца, которое приходится на 11 августа. Однако история учреждения этого праздника неизвестна. Ученые склоняются к версии его русского происхождения и связывают это с особым почитанием Николая Чудотворца в России. Праздник отмечался на Руси с XII–XIII веков, в то время как в других Поместных Православных Церквях о нем не было и нет никаких упоминаний. Именно по этой причине он был удален из официального церковного календаря при Екатерине II. Сегодня традиция празднования Рождества Николая Чудотворца в России возрождается.

http://foma.ru/kak-vybirajut-dni-pamjati...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010