Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, " столп и утверждение истины " (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о " вере, однажды преданной святым " (Иуд. 3). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. " О единстве Церкви " ). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство " нового человека во Христе " . Воплощением и вочеловечением Сын Божий " снова начал длинный ряд человеческих существ " (св.Ириней Лионский), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) 19.06.2021 1429 Время на чтение 5 минут Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17). еси - Ты есть - 2-е лицо единств. числа настоящего времени от глагола «быти». иже - перевод на славянский язык определенного артикля греческого языка. явлей - явивший (причастие прошедшего времени). Это причастие с артиклем: «иже явлей» - может быть переведено либо как «явивший» (артикль опускается, но в его определенности подразумевается то, что речь идет именно о Христе), либо как «Тот, Кто явил». иже премудры ловцы явлей - явивший ловцов премудрыми. Синтаксический оборот «Двойной винительный», в котором «второй винительный» выражен прилагательным (См. раздел «Синтаксис»). ловец - греч. αλιες - рыболов, рыбак, моряк. От слова λς, что означает: 1) море, 2) соль. теми - через них. Славянский творительный падеж часто выражает отношения посредничества или предстательства. Напр., «Богородицею помилуй нас» - предстательством Богородицы нас помилуй. Или: «реченное от Господа пророком» - прореченное Господом чрез пророка (Мф. 1. 22). уловлей - уловивший (причастие прошедшего времени). Здесь славянскому «уловити» соответствует греческое σαγηνεω - не просто ловить, но ловить сетью, уловлять словно сетью, опутывать. Перевод: Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, - всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Статистика Петр, ап. Апостол Пётр (греч. Απστολος Πτρος; умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πτρος — камень, скала) ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19). Рубенс, «Апостол Пётр» Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: « Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18-19) » По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. Апостол в Деяниях и церковных преданиях По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По 25 лет занимал пост епископа Рима — с 43 по 67—68 гг.. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Пётр прибыл в Рим в начале 60-х гг. I в.

http://lib.cerkov.ru/authors/88

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Часть третья Агиа Павла 1 К чему сердце привязано, то его и убивает. Таков этот тленный мир. 2 Душа, которая может принести плод, – очищается страданиями. 3 Омертвление безплодной души приближает ее отсечение: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3: 10). 4 Чем меньше дорог – тем больше покоя. Чем тише живешь – больше поймешь. 5 Один шаг вправо – Рай, один шаг влево – Ад. 6 Один добрый помысел – и открывается Рай, один дурной - открывается Ад. 7 Детство – это совершенное отсутствие всякого самолюбия. 8 Перешагнешь через самолюбие – встретишь Свободу от самого себя. 9 Нескончаемая Свобода – это только Христос. 10 Легче приучить ядовитую змею, чем укротить самолюбие. 11 Не затеряйся в мире книг, как в безводной пустыне. 12 Пусть все книги пишут о пользе воды. Но ты сможешь утолить свою жажду только из родника, а не из книг. 13 Добрые дела, которые мы делаем с неохотой и ропотом, омерзительны пред Богом и пред людьми, «но Бог знает сердц1 ваши, ибо что высоко у людей, т0 мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15). 14 Возможность вместить приходит со временем, но для каждой души – свое время. 15 Самое лучшее богатство – совершенное разумение Воли Божией. 16 Самая труднопостижимая нищета – духовная. 17 Философия – это предельное обольщение человеческого ума. 18 Есть только два варианта жизни – по течению и против течения: Жить по течению – значит признать свое поражение и ожидать конца. Жить против течения – значит каждый день понуждать себя быть достойным призвания человека. 19 Призвание человека – посильное уподобление Богу. 20 Когда мы помогаем другим людям – это посев. А когда люди помогают нам – это урожай. 21 Тот, кто не хочет, чтобы им управляли помыслы, всегда опасается, как бы не попасть в их ловушку. Тот, кем помыслы управляют, живет безрассудно и служит им безоговорочно. 22 Лучше вечно начинать жить с Богом, чем безконечно долго умирать без Него. 23 Недоброе сердце не имеет утешений, но доброе сердце уже само есть утешение, ибо Бог близок к нему.

http://isihazm.ru/1/?id=192

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий доклад подводит итог деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых со времени последнего Архиерейского Собора 1997 года и обобщает ее многолетние труды по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских. К десятилетию своей деятельности Комиссия в 1999 году выпустила в свет книгу «Канонизация святых в ХХ веке». В ней помещены основные церковные документы, относящиеся к работе Синодальной Комиссии по канонизации святых. С самого начала своего исторического бытия Русская Православная Церковь, следуя древней традиции почитания святых, ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами. К 2000-летнему Юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь приносит обильный «плод спасительного сеяния» – сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Вглядываясь в историю, мы убеждаемся в непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). С первых веков христианства Церковь возрастала из семени, которым явилась кровь мучеников. И сегодня Русская Православная Церковь, возрождаясь, пожинает плоды этого Божественного сеяния. Возможно ли в Юбилейный год Боговоплощения большее торжество, чем прославление великого сонма подвижников, отдавших жизнь за Христа?! Священный Синод на расширенном заседании 18 июля 1999 года посчитал «своевременным включение в повестку дня Архиерейского Юбилейного Собора вопроса о причислении к лику святых для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтения у Распятия 27.04.2023 481 Время на чтение 13 минут Источник: Православие.ру В Переславле-Залесском и на подворье Никольского женского монастыря в Годеново состоялись Вторые Всероссийские Годеновские чтения, посвященные 600-летию чудесного явления Иисусова креста на Сахотском болоте. Чудо, которому 11 июня этого года исполнится шесть веков, обрело «второе рождение» уже в наше время под именем «Годеновский крест». Кроме множества исцелений болящих, помощи в трудных личных обстоятельствах, это древнее деревянное распятие, явившееся со стороны Византии, несет в себе глубокую тайну духовной связи Ромейской империи и Руси. И эта тайна будоражит умы сегодняшних православных историков, писателей, искусствоведов. Открывая чтения, Преосвященнейший епископ Переславский и Угличский Феоктист напомнил о связи распятия Господа Христа на Голгофе и Его слов, сказанных ранее ученикам: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (Мф. 16: 24). Сделать это и сегодня, и в далеком прошлом было одинаково тяжело – внутри нас противится, по определению апостола Павла, «ветхий человек». Поэтому, как сформулировал владыка: «Крест Христов – это вечный и постоянный вызов как для человечества в целом, так и для каждого человека в частности». Поблагодарив участников чтений, приехавших в Переславль, епископ Феоктист пожелал, «чтобы наши чтения послужили к укреплению нас в следовании пути Христову, наиболее ярко и полно выраженному Крестом Христовым». Епископ Переславский и Угличский ФеоктистЧитателям «Православия.Ru» не нужно объяснять, что такое «Годеновский крест» и где он находится. А также пересказывать заново летописную историю его сверхъестественного перенесения по воздуху с «греческой стороны» в глухой уголок Ростовского княжества и явления там на болоте изумленным пастухам 29 мая (по ст. ст.) 1423 года. Те, кто читает об этом впервые, может легко найти на сайте предыдущие материалы на эту тему. Но история эта не может быть «исчерпана», потому что она в принципе неисчерпаема, как любое Божие чудо. Реставрированный небоявленный крест, пребывающий в защитном прозрачном киоте в храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годенове Ярославской области, продолжает чудотворить. Служители монастырского подворья регулярно пополняют книгу свидетельств о чудесной помощи, которую получали богомольцы после молитв у креста.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/27/chteni...

На пути от плохого к хорошему. Метаморфозы духов. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НА ПУТИ ОТ ПЛОХОГО К ХОРОШЕМУ. МЕТАМОРФОЗЫ ДУХОВ. Коломиец Виктор Викторович СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 1. Щедрость или расточительность? 2. Бережливость или жадность? 3. Настойчивость или упрямство? 4. В заключении. “Если я неразумен и не сохранил того, чему научился, то пусть другой, научась, сохранит. Если слово мертво во мне, то да не будет оно мертвым и да не остаётся бесплодным в вас”. (Св. Ефрем Сирин) Введение. Как спастись в современном мире? Где грань в душе человека, за которой заканчивается область добродетели и начинается область греховной страсти? Как сделать правильный нравственный выбор, распознать в себе проявление греховности, которое часто представляется добродетелью? Говоря проще: как распознать, хитро маскирующегося, духовного врага? Ибо, не распознав врага невозможно его уничтожить, т.е. не разглядев в себе греха, не возможно очистится от него наилучшим образом. Все эти вопросы, так или иначе встают перед человеком, ставшим на путь спасения своей души. Священное Писание и великое духовное наследие Святых Отцов Церкви дают нам ясные ответы на такие и подобные вопросы. Они учат нас различать различные духи между собой. “По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?” - учит Господь распознавать лжепророков, маскирующихся в овечьи шкуры (Мф.7, 16). Не так ли и нам следует различать в себе влияние различных духов, по тому какие они формируют мысли, и к каким действиям они побуждают? “Всего крепче благочестие, и всего бедственнее и злосчастнее жизнь, преданная страстям” (Св. Еф. Сирин т.3, гл.88). Избавление от влияния греховных страстей на душу – это и есть залог избавления от греха. Каждый в состоянии разглядеть в себе влияние греховной страсти. Проходящий путь внутреннего внимания к своим помыслам, намерениям и поступкам, знает, как важен этот самоконтроль в деле спасения.

http://zavet.ru/plhor.htm

Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает. 8 апреля. ПРАВМИР. 8 апреля 2015 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с проповедью. Ваши Преосвященства, дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Великой Средой! В этот день мы размышляем о двух пороках — о сребролюбии и о предательстве — на примере Иуды, который за деньги продал Спасителя. И вот это повествование о падении Иуды развивается на фоне замечательного события, когда женщина в доме Симона прокаженного, во время вечери, на которой присутствовал Спаситель, возлила на Него драгоценное миро (см. Мф. 26:6-16). Драгоценной эта жидкость называлась, потому что стоила огромных денег, ее не употребляли в быту. Когда поставлялись цари, на них возливалась эта драгоценная жидкость; и, наверное, чтобы скопить денег на ту скляницу, что была разбита над Спасителем, нужно было трудиться долгие-долгие годы. Была ли богатой эта женщина? Несомненно! Другой разговор, что, может быть, полжизни потребовалось на сбережение средств, для того чтобы купить миро, но в тот самый момент, когда она поднесла сосуд с миром к телу Спасителя, она была очень богатой. Когда мы размышляем о материальных средствах и, основываясь на слове Божием, на творениях святых отцов, убеждаемся, что сребролюбие есть грех, нам нужно ясно понимать следующее. Владение средствами и сребролюбие — это разные понятия. Женщина, которая все свое имущество отдала Богу, не имела в сердце своем сребролюбия, хоть у нее и были средства, и средства значительные. А несчастный Иуда, возбужденный этим событием, не мог пережить того, что увидел. Как свидетельствует Евангелие, он был вор — носил ящик с общими деньгами, которые принадлежали всем апостолам, и часто использовал эти деньги для себя (см. Ин. 12:6). Поступок женщины бросал вызов такой силы, что нужно было либо отразить его, либо, приняв, изменить всю свою жизнь. Но на последнее у Иуды сил не было, и он идет и за деньги предает Спасителя…

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-chto-o...

Дух Святой Дух Святой как Божество был явлен в Новом Завете. Жизнь Господа Иисуса Христа была целиком связана с Третьей Ипостасью Святой Троицы. Сын Божий был зачат от Девы Марии и Святого Духа. В Евангелии мы читаем, как при Крещении Иисуса Христа Дух сошёл не Него в виде голубя (Мф 3:16). Затем Он «был ведён Духом в пустыню» (Мф 4:1), где постился сорок дней. Это послужило прообразом Великого поста для христиан. Дух Святой сошел на землю благодаря жертве Христа. Если бы Он не ушел от нас, Дух Святой бы не пришел (Ин.16:7). Господь называет Духа Святого Утешителем (Ин 14:16-17), который пребудет с верующими людьми. Он будет укреплять их, наставлять «на всякую истину» (Ин 16:13), вдохновлять на проповедь (Деян 1:4,8). Дух сошёл на верующих в день Пятидесятницы, и в них открылся дар пророчества и дар говорения на разных языках. Святой Дух исполняет верующих сокровищами благодатных даров: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием.1 Дух Божий руководит Церковью, предохраняя её от заблуждений. Исполненный Духа человек становится Божиим храмом. Поэтому верующий должен хранить себя в святости и чистоте. Обожение Обожение – это соединение человека с Богом. Боговоплощение, или пришествие Христа на землю, открыло человеку путь на Небо. Как писал Ириней Лионский, Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Человек, сотворённый по образу Божию, призван достичь подобия Божия. Таково высокое предназначение человека, таково его место во Вселенной! Святые Отцы Восточной Церкви пишут об обожении как о цели человеческой жизни. Правда, эта цель не достижима для человека, полагающегося только не свои силы. Обожение совершается действием благодати Божией, или нетварной Божественной энергии. Конечно, со стороны человека необходимы усилия к этому. Нужно очистить своё сердце соблюдением заповедей, сделать свою душу сосудом веры, надежды и любви. Только этот путь даёт человеку подлинное счастье. Никакие мирские развлечения, никакая слава или успех не могут заполнить внутренней пустоты. Бездна человеческой души может быть заполнена только бесконечным Богом.

http://predanie.ru/velikijpost/dary-hris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010