Свт. Николай Чудотворец. Створка триптиха. VII–VIII вв. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Память Н. отмечена уже в древнегруз. версии (отражает практику V-VIII вв.) Иерусалимского Лекционария под 5 дек. вместе с памятью прп. Саввы Освященного, очень важной для традиции Иерусалимской Церкви и поэтому имеющей здесь приоритет перед памятью Н. ( Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. 1399-1400 ) . В более позднем палестинском календаре, содержащемся в рукописи Sinait. iber. 34, X в., праздник прп. Саввы является единственной памятью 5 дек., к-рая переходит и на 6 дек., когда празднуется уже вместе с памятью Н. (также упомянуты еще неск. святых). В свою очередь память Н. с 6 дек. переходит на 7 и 8 дек., т. е. по сути имеет небольшое попразднство, что говорит о ее значимости ( Garitte. Calendrier P. 108-109). В Типиконе Великой церкви , описывающем практику кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., под 5 дек. указана память уже не Н., а прп. Саввы, к-рую предписано праздновать в одной из небольших церквей города. Служба в честь Н. 6 дек., напротив, совершалась в главном визант. храме - ц. Св. Софии. Типикон упоминает тропарь на Пс 50 утрени - и чтения на литургии (прокимен из Пс 63, Апостол - Евр 13. 17-21, аллилуиарий со стихом Пс 131. 9, Евангелие - Мф 4. 25-5. 12a; также указаны 2 причастна на выбор) в этот день ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 124). Аналогично кафедральному уставу в визант. монастырских уставах послеиконоборческой эпохи память Н. неизменно помещается под 6 дек., сразу после памяти прп. Саввы 5 дек. Реликварий в форме десницы для мощей свт. Николая Чудотворца. Киликийская Армения. 1325 г. (Армянский Католикосат, Ливан) Реликварий в форме десницы для мощей свт.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

1995. 3(6). — Сс. 160–168. — Ред. 7 Классификация заимствуется у проф. Покровского (см. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Вып. 1. СПб., 1893. — Сс. 22–23). Ср. также классификацию, оставленную нам и Климентом Александрийским (Строматы. — С. 533). 8 Idem per idem (лат.) же самое через то же (разновидность ошибки). — Ред. 13 Это видение пророка показывало, что период жизни еврейского народа, когда он, по нравственной структуре своей, мог соблазниться наглядным чувственным представлением своего Божества, кончился. Так как теперь (во времена Иезекииля) Израилю приходилось жить среди исполинских человеческих фигур богов, блиставших золотом, то пророк, пользуясь этим блеском и величием ложной религии, хотел возвести мысленно соотечественников к ясному представлению такого же величия Иеговы. 16 Фон-Фрикен. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Ч. 1. — Сс. 75–77. 19 Идеал Лукреция, как известно, выражен в его rerum природе Он, по нему — ratio , katasthmatik» состояние, videre nil aliud sibi naturam latrare, nisi ut, qui corpore subjunctus est, dolor absit mensque fruatur jucundo sensu сига semota (lib. VI) не видишь, что природа не требует ничего иного, кроме того, чтобы исчезла скорбь, сопряженная с телом, и ум, свободный от забот и страха, наслаждался бы приятными 20 См. статью проф. Покровского пастырь в древне-христианском Чтение. 1878. 24 Основания для этого символа можно находить в Мф 16:4; 12:39; Лк 11:29–30 (образ Ионы) и творениях святого Киприана (образ Исаака) — см. об этом Dictionnaire Martignu. — Рр. 2, 4 и д. 25 Об этом символе можно находить в творениях блаженного Иеронима — см. подр. Martignu. — Рр. 620, 635.

http://pravmir.ru/proishozhdenie-drevle-...

4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. 6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая трава, и вся красота как цвет полевой. 7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и трава. 8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. 9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! 10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. ак пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. 40.2. Дни испытаний кончились. Иерусалим вновь обрел благоволение в очах Божиих. 40.3–5. Безводная пустыня отделяла Вавилон от Иудеи. Пророк предрекает, что Господь, как во дни Моисея, вновь поведет Свой народ. Впереди Него шествует глашатай, уготовляющий Ему путь. Это уже пророчество о днях Нового Завета. прообраз Крестителя, Предтечи Мессии (Мк 1.1–3) 40.6–8. Пророк напоминает людям, впавшим в уныние, что Божии обетования непреложны. Все в мире тленно, но Слово Господа непоколебимо (ср. Мф 5.18; 24.35). Плоть (евр. синоним рода человеческого. единый Творец, Владыка и Спаситель (Ис 40.12–31) то исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? то уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? 15 Вот как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. 16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на для всесожжения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

4 Иоанн Предтеча Проповедь Иисуса была предварена проповедью Иоанна Крестителя, готовившего народ к пришествию Спасителя (Лк 3 :16). Пророк Малахия в V веке до Рождества Христова говорит: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал 3 :1). 5 Начало проповеди Иисуса После ареста Иоанна Крестителя Иисус удалился в провинцию Галилея и поселился в городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Именно оттуда Он начал Свою проповедь Царства Небесного (Мф 4 :12—17). Пророк Исаия говорит: Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую (Ис 8 :22— 9 :1). 6 Вход в Иерусалим на ослике Накануне иудейской Пасхи радостно встречаемый народом Христос въехал в Иерусалим не на коне, как это подобало бы народному вождю, а на молодом ослике (Лк 19 :30—35). Пророк Захария в VI веке до Рождества Христова говорит: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9 :9). 7 Предательство друга и ученика Иуда, называвший себя учеником Иисуса, предал Его после совместной праздничной трапезы (Мф 26 :20—21). Пророк Давид в X веке до Рождества Христова говорит: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40 :10). 8 Тридцать сребреников После того, как предатель Иуда узнал, что Христа осудили на смерть, он пришел к первосвященникам и бросил перед ними на пол 30 сребреников, которые они заплатили ему за предательство Иисуса. Первосвященники не стали класть эти деньги в церковную казну и купили на них участок земли, принадлежавший гончару (Мф 27 : 3—7). Пророк Захария говорит: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11:12—13).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ДЕНЬ 6 Вручаем пасхальную самодельную открытку-поздравление Теперь настало время вручить открытку-поздравление. Если вы можете лично в руки передать открытку – здорово. Если же вы не имеете такой возможности, отправьте открытку по почте. По электронной или по обычной, детям это будет интересно. ДЕНЬ 7 Находим «клад» Вот мы и добрались до финала, до конечно пункта. Сегодня ребенка ждет приятный сюрприз. Это могут быть конфеты, печенья, домашняя выпечка, что-то вкусненькое. А может быть, это будет приход гостей или накрытый праздничный стол. Или какой-нибудь полезный подарок для ребенка. Здесь опять же нужно исходить из ваших конкретных условий. Хорошо, если это будет что-то, чем ребенок может поделиться с ближними. Вы можете начать эту игру в сам праздник, в первый пасхальный день или в Воскресенье на Антипасху. А можно и в любой другой день недели, ориентируйтесь по своим обстоятельствам. После того как ваше путешествие подойдет к концу, обязательно поинтересуйтесь у ребенка, что больше всего понравилось, хотелось бы ему еще «попутешествовать», узнайте о его впечатлениях. Поздравляю вас, дорогие читатели, со Светлым Христовым Воскресением! Пусть слова пасхального приветствия всегда звучат в вашем сердце! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приложение ДЕНЬ 1 ЕВАНГЕЛИЕ Мф 28:1-20 1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

http://pravoslavie.ru/61058.html

«Золотому витязю» и Николаю Бурляеву будут вручены ордена Саввы Сербского I степени. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 8 февраля – 10 марта Выставка «Надвратные образы башен Московского Кремля». Москва 22 февраля - 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля — 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 6–7 марта V Всероссийская научно-практическая конференция «Исследуйте Писания». Москва 7 марта Пресс-конференция, посвященная священному месяцу Рамадан. Москва 10 марта Премьера фильма об архиепископе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском. Москва 11 марта Онлайн-лекция «Хрущёвские заморозки»: антирелигиозная кампания в советском кинематографе 13 марта Пресс-показ выставки «Сотворение мира. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 18–19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Новости «Золотому витязю» и Николаю Бурляеву будут вручены ордена Саввы Сербского I степени 13.04.2010 00:13 Версия для печати Москва, 13 апреля. Вручение ордена Святого Саввы I степени президенту Международного форума «Золотой витязь», народному артисту России Николаю Бурляеву пройдет 13 апреля в Священном Синоде Сербской Православной Церкви, сообщает пресс-служба МФ «Золотой витязь». Кроме того, орденом Святого Саввы II степени будет награжден генеральный директор телеканала «Спас» Борис Костенко. Награждение проведет Патриарх Сербский Ириней. Эта же награда чуть позже будет вручена Международному форуму «Золотой витязь», уже 19 лет утверждающему традиционные духовно-нравственные ценности и проходящему под девизом: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Церемония вручения ордена Святого Саввы Сербского I степени пройдет во время торжественного открытия I Славянского форума искусств «Золотой витязь», котороесостоится 5 мая в Большом зале консерватории.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сортировать по Исключить новости Нагорная проповедь Иисуса Христа 30 января, 2012 Нагорная проповедь Иисуса Христа — полный текст и толкование наставлений Сына Господа Вы сможете найти в данной статье! П.Басин. Нагорная проповедь. Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7) (4:25 И шли за Ним многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; 2 и когда Он сел, подошли к Нему Его ученики./И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так: 3 «Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Небесное. 4 Блаженны скорбящие, ибо будут они утешены. 5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены. 7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы. 8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога. 9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими. 10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное. 11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас. 13 Вы — соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Ни на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий высоко на горе. 15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но подсвечник, и чтобы он светил всем в доме. 16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах. 17 Не подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но восполнить. 18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота ни единая черта, покуда все не сбудется. 19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Небесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Небесном.

http://pravmir.ru/nagornaya-propoved-mf-...

Рубрики Сошествие Святого Духа. Дуччо ди Буонинсенья. 1308-11 Неделя 8 по Пасхе, День святой Троицы – Пятидесятница: 4 июня 2 мин., 07.06.2014 Поделиться Наконец, приближается восьмая неделя после Пасхи, пятидесятый день, или Пятидесятница. Именно в этот день ученики дождались обещанного им Богом: Сошествия Духа Святого, Утешителя. Это событие было предсказано им самим Христом, когда на последней их совместной трапезе Он сказал: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14:26). И после Своей смерти и Воскресения просил их вернуться в Иерусалим там, пока не исполнится обещанное. Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Вот как об этом дне рассказывает Книга деяний апостольских: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:1–4). На этот шум к дому, где находились апостолы, сбежался народ, среди которого были и римляне, и парфяне, и ливийцы, и каппадокийцы, словом, прозелиты из разных народностей. И каждый слышал апостолов, говорящих на его родном языке! Это привело всех в изумление, но нашлись и те, кто издевался: «Галилеяне просто напились!» — кричали они. Тогда апостол Петр обратился к толпе с первой проповедью Евангелия. Около трех тысяч человек, послушав апостола, вскоре приняли крещение. Так было положено начало первой христианской общине. Фото Марии Обломовой Итак, Пятидесятница — день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда группа последователей Христа стала Церковью, о которой Господь сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Что это значит для нас? Это значит, что жизнь никогда и в самые сложные времена, которую мы знаем сегодня, и есть родившаяся в иерусалимской горнице и с тех пор непрерывно прираставшая тысячами верующих.

http://foma.ru/nedelya-vosmaya-pyatidesy...

Можно ли возжигать ладан дома? Мне сказали, что это грех. А мне очень нравится это делать. 06.06.2017 09:09:16 Протоиерей Александр Абрамов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/17/21-00.html Евангелие от Иоанна 6 гл. 5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? 6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. 7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Мк 8, 19 13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Втор 18, 15 Мф 11, 3 14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. - Всякий раз, когда на вечерне совершается лития, благословение хлебов и елея, мы слышим молитву священника: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый...», этот евангельский текст о пяти хлебах, которые насытили 5 тысяч людей. Я хочу обратить ваше внимание на несколько существенных моментов этого Евангельского повествования. Итак, каким образом получается, что хлеба умножаются? Из-за чего? Понятно, что повелением Иисуса. Как может хватить несколько рыбок и пять ячменных хлебов для пяти тысяч людей? И вот ответ: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение». Когда мы о чем-то просим - часто ли наша мысль после получения просимого возносится к благодарению? Восходит к благодарению? Мы как что-то получим - сразу начинаем торопиться. У нас появляются новые потребности, новые запросы, мы хотим Господа попросить о чем-то еще. И вот, благодарение затирается, уходит в песок. А ведь так естественно Богу сказать спасибо за Его каждодневные милости к нам! За помощь, за то, что Он не отходит и не бросает нас. Спасителево благодарение, обращенное к Отцу, умножает эти хлеба. Делает возможным чудо.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-vozzhi...

Пророк Исаия VIII веке до Рождества Христова говорит: …Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил 7 :14). 2. Место Рождества Вифлеем. Храм Рождества Христова. Фото young shanahan/Flickr/CC BY 2.0 Богочеловек Христос по человечеству родился в Вифлееме, а по Божеству — рождается от Отца прежде начала времен и сотворения мира. Пророк Михей VIII веке до Рождества Христова говорит: И ты, ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных 5 :2). 3. Плотник из Назарета Проповедь Христа. Рембрандт Христос вышел на проповедь Евангелия из маленького городка Назарет, к которому иудеи в то время относились с пренебрежением, как к глухой провинции. По социальному статусу Он был обыкновенным ремесленником — сыном плотника. Пророк говорит: Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис :2). Название города Назарет, по мнению многих филологов, происходит от еврейского — «росток». 4. Иоанн Предтеча Иоанн Креститель и фарисеи. Тиссо Проповедь Иисуса была предварена проповедью Иоанна Крестителя, готовившего народ к пришествию Спасителя 3 :16). Малахия V веке до Рождества Христова говорит: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф 3 5. Начало проповеди Иисуса И возвратился в Галилею в силе духа. Поленов. 1890-1900-е гг. После ареста Иоанна Крестителя Иисус удалился в провинцию Галилея и поселился в городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Именно оттуда Он начал Свою проповедь Царства Небесного (Мф 4 :12—17). Пророк Исаия Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею 8 :22— 9 :1). 6. Вход в Иерусалим на ослике

http://foma.ru/prorochestva-o-xriste.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010