Глава 15 1–10. Притчи о заблудшей овце и о потерянной драхме. – 11–32. Притча о блудном сыне. Лк.15:1 .  Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Лк.15:2 .  Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. К Господу Иисусу Христу старались приблизиться ( σαν δ γγζοντες, по-русски – «приближались») «все», т.е. очень многие («все» – гипербола), «мытари» (см. Мф.5:46 ) «и грешники», т.е. те, кого фарисеи так называли за их отступления от разных предписаний закона ( Мф.9:10 ). Фарисеи были крайне недовольны этим, потому что и они, как известно, поддерживали еще общение с Христом, принимали Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно приходить с ними в общение, так как «приближение» грешника иногда было для них совершенно неожиданным, например, во время обеда, когда фарисею неловко было оставить дом из-за того, что являлся нежеланный гость. Лк.15:3 .  Но Он сказал им следующую притчу: Лк.15:4 .  кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? Лк.15:5 .  А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью Лк.15:6 .  и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Лк.15:7 .  Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Лк.15:8 .  Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, Лк.15:9 .  а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Лк.15:10 .  Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. В ответ на эти речи Господь сказал притчу о заблудшей овце, где изобразил, как Богу дорога каждая заблудшая душа человеческая и как Бог ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из 99 овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то объявляет об этом с радостью всем соседям своим. Эта же притча в более кратком виде имеется и у евангелиста Матфея ( Мф.18:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–3. Повод к эсхатологической речи Христа. – 4–14. События перед концом. – 15–28. Бедствия перед вторым пришествием. – 29–31. Второе пришествие. – 32–51. Увещания к бодрствованию. Мф.24:1 .  И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. (Ср. Мк.13:1 ; Лк.21:5 ). Синоптики указывают точно, куда вышел Спаситель со Своими учениками, а именно на гору Елеонскую (стих 3; Мк.13:3 ), откуда можно было хорошо видеть храм и Иерусалим со всем их тогдашним великолепием. Это подтверждается и замечаниями Мф.26:6 и Мк.14:3 , откуда видно, что после длинной «эсхатологической» речи, произнесенной на горе Елеонской, Иисус Христос прибыл в Вифанию, не возвращаясь перед тем в Иерусалим. Он оставил храм со словами «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). «Он как бы отряс пыль от ног Своих пред домом, который должен был оставаться пустым». В пути на некоторое время здания храма перестали быть видными. Но после одного крутого поворота на дороге они опять представились взору во всем своем великолепии. Ученики, сопровождавшие Христа и, конечно, слышавшие Его слова о запустении храма, не могли ясно и хорошо представить, каким образом это запустение возникнет на месте того великолепия, которое было всем видимо. Постройка храма начата была лет за 20 до Р.Х. Иродом I и окончена около 63 года по Р.Х. Здания не были еще окончены, но были уже великолепны. Храм был одним из чудес света. Какой смысл имела эта постройка? Все иудеи соединяли с Иерусалимом и храмом самые блестящие надежды, которые осуществятся с пришествием Мессии. А теперь Мессия говорит, что храм запустеет. Поэтому ученики подошли ко Христу ближе (во время пути) и указали Ему на великолепие ερο, т.е. самого храма и окружающих его построек. Согласно Марку, несколько иначе: ученики не показывают Христу зданий храма, а говорит с Ним только один ученик о том, какие камни и какие здания. У Луки опять несколько иначе: некоторые – вероятно, из учеников – говорили Христу во время пути, какими «дорогими камнями и вкладами» украшен храм. Во всех этих рассказах нет ни малейшего противоречия в показаниях синоптиков, и все могло быть именно так, как они рассказывают, причем один из них обращает внимание на одно, а другой – на другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 1–11. Призвание Симона. – 12–26. Исцеление прокаженного и расслабленного. – 27–39. Пиршество у мытаря Левия. Лк.5:1 .  Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, Во время проповеди , которую держал Христос, стоя на самом берегу Геннисаретского озера (см. Мф.4:18 ), народ так стал теснить Его, что дольше Ему трудно было держаться на берегу (ср. Мф.4:18 ; Мк.1:16 ). Лк.5:2 .  увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. «Вымывали сети». Евангелист Лука обращает внимание только на эту работу, другие евангелисты говорят и о починке сетей ( Мк.1:19 ) или же только о закидывании сетей ( Мф.4:18 ). Промывать сети нужно было для того, чтобы освободить их от попавших в них ракушек и песка. Лк.5:3 .  Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Симон был уже учеником Христа (см. Ин.1:37 и сл.) – только не был еще призван, как и другие апостолы, к постоянному следованию за Христом и продолжал заниматься рыболовством. О положении Христа в лодке во время проповеди см. Мк.4:1 . Лк.5:4 .  Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк.5:5 .  Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Лк.5:6 .  Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лк.5:7 .  И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Господь предлагает Симону проплыть подальше на глубокое место и там закинуть сети для ловли рыбы. Симон, обращаясь к Господу как к «Наставнику» ( πισττα! – вместо часто употребляющегося у других евангелистов обращения «равви»), замечает, что улова вряд ли можно ждать, он со своими товарищами пробовал ловить даже ночью – в самые хорошие часы для рыбной ловли – и, однако, ничего не поймали. Но все-таки по вере в слово Христа, которое, как знает Симон, имеет чудодейственную силу, он исполняет волю Христа и получает в награду огромную добычу. Добыча эта так велика, что начали уже в некоторых местах прорываться сети, и Симон со своими спутниками стали подавать знаки руками рыбакам, оставшимся в другой лодке у самого берега, чтобы те поскорее ехали к ним на подмогу, кричать же было излишне по причине дальности расстояния лодки Симона от берега. «Товарищи» же, очевидно, все время следили за лодкой Симона, так как слышали то, что сказал Христос Симону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для помощи больным со времен Христа, исцелившего у людей множество телесных и душевных болезней, существует особое Таинство. Исцеление людей от недугов – одна из важнейших функций Церкви. Сам Господь в Своем служении исполнил ветхозаветное пророчество: «хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие проповедуют (благовествуют)» (см. Ис. 35: 5–6; Мф. 11: 2–5). Как видно из слов апостола Иакова (см. 5: 14–15), в этом Таинстве посыпается людям два Божественных дара. Первый дар – это исцеление телесное. Во время совершения Таинства Елеосвящения за больного молится священник и помазывает его освященным елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и часто мазали их маслом. Кроме того, в этом Таинстве принимают участие родственники и знакомые больного, которые вместе со священником также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, вместе со священником, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18: 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь правую веру и надежду на Бога, почему и сказано: Молитва веры исцелит болящего (Иак. 5: 15). Второй дар, который посыпается больному в Таинстве Елеосвящения, – это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему (Иак. 5: 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях, вспомнить всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него. Ведь Сам Господь так учил людей молиться Богу: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Комары и верблюды 02.05.2011 612 Время на чтение 14 минут Закваска Речь Господа нашего изобилует яркими образами. Иной раз Его слово бывает «против шерсти». Он обличает. Порой мягко, как бы намекая, деликатно подводя человека к пониманию своей неправоты, греховности (вспомним обличение фарисея, соблазнившегося Его благосклонностью к грешнице (Мф. 7; 40 - 50), самарянки, жившей, как нынче выразились бы, «в гражданском браке» (Ин. 4; 17 - 18), или женщины, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8; 7 - 11)); но порой Он суров, Его обличения словно хлещут по щекам: «Горе вам, фарисеи, лицемеры...». Грех Ему чужд и ненавистен, однако, к грешникам у Него, скажем так, дифференцированный подход. Нигде в Евангелии Господь не обрушивается с обличениями на грешников явных, на тех, кто и без того был ненавидим или презираем в обществе и отвергаем. Единственно, кто удостаивается Его гнева, преисполненного скорби об ожесточении сердец - это книжники и законники, фарисеи и саддукеи, от чьей «закваски» (Мф. 16; 6 - 12; Мк. 8; 15; Лк. 12; 1) он предостерегал Своих последователей. Что это за «закваска» такая и кому от нее надо беречься? В Евангелии сказано, что под «закваской» имеется в виду учение фарисейское и саддукейское. Слово это было обращено к Апостолам. Из Евангелия, опять же, мы знаем, что фарисейское учение состояло в подмене казуистикой сути Закона; учения раввинов («предания человеческие») погребли под собой заповеди Десятословия, их сущность: «суд, милость и веру» (Мф. 23; 23). Саддукеи, в отличие от фарисеев, не признавали предания, но и воскресение из мертвых отрицали, будучи скорее политической партией - «партией власти». Какое это имеет отношение к нам? На первый взгляд никакого: мы не исповедуем раввинистических учений, да и к тому же фарисеи были партией национального освобождения, культивировавшей еврейский национализм на почве калейдоскопа уставных правил и ритуалов - какое это к нам имеет отношение? Фарисеи вдохновляли еврейский народ ложно интерпретируемой мессианской идеей, но мы-то не иудеи, Талмуд не приемлем, а Мессию исповедуем пришедшего «в рабьем зраке» и ожидаемого «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8; 38) - при чем тут мы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Избранные места из свято-отеческих толкований на 5-ю главу Евангелия от Матфея. Толкование св. Афанасия Александрийского на 8-й стих 5-й гл. Евангелия от Матфея. Творения свв. отцов. Тв. святого Афанасия Александрийского Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят, потому что очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога. А если сказано: никтоже чист от скверны, аще и един день жития его ( Иов. 14:4 ), то еретики не знают, что разумеется сие о скверне естественной, какую младенец приносит с собою, исходя из матерней утробы. Посему и законописатель Моисей сказал, что жена рождающая нечиста, и родив мужеский пол, нечиста сорок дней, и родив женский пол, по причине большей удобоподвижности естества, нечиста восемьдесят дней ( Лев. 14:3:5 ). Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: блаженны миротворцы (Мф. 5:9). Творения свв. отцов. Тв. св. Исидора Пелусиота Спаситель ублажил миротворцев и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающее внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, низшее убеждают быть в рабстве у высшего, в таком рабстве, которое лучше всякой свободы и царской власти; потом водворяющие мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Но никто не вправе указывать другому в том, чего сам не имеет. Посему удивляюсь ни с чем не сравнимой щедрости Божия человеколюбия; потому что обещает блага воздаяния не только за труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как верх всего увеселяющего нас есть мир, а без него, когда нарушен он войною, ничто радостотворное не будет иметь силы. Хорошо также сказано, что миротворцы сынове Божии нарекутся; и такая награда назначена за сей подвиг. Поскольку Сам Он, как истинный Сын, умиротворил всяческая, соделав тело орудием добродетели, двоякого рода людей, то есть уверовавшего из иудеев и уверовавшего из язычников, сотворив одним новым человеком, небесное совокупив с земным; то справедливо сказал, что делающие по возможности то же самое, будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства. Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16) и о том, что сие не противоречит сказанному: внемлите милостыни вашея и т.д. (Мф. 6:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Матфей Матфей (Ματθαος; Matthaeus; Матфей; L: Matthaeus); Мф.9:9, 10:3 . сн. Мк.2:14 . Лк.5:27 . Деян.1:13 . – Апостол и евангелист Матфей, сын некоего Алфея, иначе называемый Левием ( Мк.2:14 . Мф.9:9 . сн. Лк.5:27 ). Алфея, отца ев. Матфея, не надобно смешивать с Алфеем, отцом Иакова малого, который иначе называется Клеопой (см. Алфей). Матфей из мытарей призван был Христом к последованию за Ним и апостольскому служению. По исцелении расслабленного в Капернауме, Господь, проходя оттуда далее, увидел его, сидящего у сбора пошлин, и сказал ему: «Следуй за Мною», и он, оставив все, встал и последовал за Ним, и сделал для Него большое угощение. Глубоко замечательны слова, которые Господь сказал здесь книжникам и фарисеям, которые роптали на Него, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. «Не требуют здравии врача, – сказал Он им, – но болящии. Шедше научитеся, что есть милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Лк.5:27–32 . Мк.2:14–17 ). Так. обр. Господь обличает здесь самомнение и самодовольство слепотствующих книжников и фарисеев, которые, держась только внешних обрядов закона и строго по внешности исполняя их, почитали себя праведниками и не чувствовали нужды в покаянии и исправлении. Господь дает им видеть, что внешние обряды и жертвы имеют значение только тогда, когда служат выражением внутреннего чувства, милости, любви к ближним, а без этого они теряют свое значение и могут только прогневлять Бога ( Ис.1:11–18 ). После призвания и последования за Христом, ап. Матфей является потом в числе 12-ти избранных учеников Господа, которых Он еще во время общественного служения Своего посылал с проповедью по городам иудейским ( Мф.10 гл. Мк.3:13–19 . Лк.6:13–16 ); но последующая жизнь его, подобно жизни других апостолов, скрывается некоторым образом в жизни И. Христа и как бы поглощается ею. По вознесении Господа на небо и по сошествии Св. Духа на апостолов, ап. Матфей долго сначала оставался в Палестине, проповедуя здесь Евангелие иудеям; а потом отправился на проповедь к другим народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Но когда мы готовы отдаться этим воспоминаниям, нас предупреждает и взывает к размышлению повеление Воскресшего Господа мироносицам: «Идите возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят» ( Мф. 28:10 ). Почему же Господь, вызывая учеников в Галилею, в то же время является им в Иерусалим? Повеление идти в Галилею, чтобы там видеть Воскресшего, не означает того, чтобы ранее сего не был намерен Господь явиться Своим ученикам, но указывает только на особенное значение галилейского явления. Туда призывал Он Своих учеников, чтобы там, при большей безопасности от иудеев, нежели в Иерусалиме, найти их спокойнее и способнее к принятию последних наставлений для их служения. Там удобнее было собраться и большему числу верующих, пред которыми благоугодно было Господу засвидетельствовать Свое воскресение: там только могли, без страха, соединиться они в числе более, нежели пяти сот братий, чтобы видеть Воскресшего ( 1Кор. 15:6 ). Для такого великого собрания Господь готовил и проповедь великую. Там, в Галилее, на пределах мира иудейского и языческого, сыны Израиля должны были услышать из уст Самого Господа торжественное призвание всех народов в Его царство, которое обнимает собою небо и землю. «Дадеся ми всяка власть на небеса и на земли. Шедше убо научите вся языки» ( Мф. 28:18–19 ). На пределах церкви ветхозаветной и новозаветной яснее должна была раскрыться тайна триединого Божества, как исповедание всех и каждого в Израиле новом. «Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И оставляемые видимо, но невидимо вступающие еще в теснейшее соединение с своим Господом, ученики должны были получить великое обетование от Отца века настоящего и грядущего: «Се Аз с вами есмь до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Такова была цель торжественного собрания, к которому призывал Господь учеников Своих в Галилею! Но не вдруг еще они могли приблизиться к этой цели; состояние их духа, их вера и надежда требовали предварительного подкрепления и утверждения в самом Иерусалиме. Потому что первые вестники и вестницы о воскресении Иисуса Христа по большей части еще не находили у них себе веры. Нужно было подать руку помощи маловерным, как некогда Петру, утопающему на море. Между тем пребывание учеников в Иерусалиме, продолженное до некоторого времени, весьма полезно могло быть для разрушения той измышленной злобою врагов молвы, будто тело распятого Господа похищено было Его учениками. Если бы молва эта имела хотя некоторую тень справедливости, то прежде всею надлежало ожидать судебного преследования и со стороны первосвященников, и со стороны римского правителя против обвиняемых в преступном похищении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Памятка иноку Наставления преосвященного старца 1. Монашество есть путь покаяния и очищения души от страстей, что достигается удалением от мира и мирской суеты, так как мир лежит во зле. Очищается душа постом, молитвой, сокрушением и плачем о грехах, всяким терпением и злостраданиями, усердным несением трудов, а прежде всего и главнее всего, исполнением заповедей Божиих. Сюда входят десять заповедей из Ветхого Завета (Синайское законодательство): 1) знай и люби Господа, 2) не твори себе кумира, 3) не клянись, 4) чти праздники, 5) почитай родителей, 6) не убий, 7) не прелюбы сотвори, 8) не лжесвидетельствуй, 9) не укради, 10) не желай худого и чужого, – и заповеди Господни из Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Короче, все заповеди можно свести к двум: 1) возлюби Господа всей душой и больше всего на свете, 2) возлюби ближнего своего, как самого себя, а себя отвергнись. Ищи не покоя, а богоугодных трудов, распинай плоть свою со страстями и похотями. 2. Изучение и исполнение заповедей Божиих есть основа всей духовной жизни, так как всякая заповедь непременно врачует какую-либо страсть в человеке, и без них никак нельзя очиститься от грехов и исцелеть душой. Никакие подвиги, даже пост и молитва и участие в службе церковной, не помогут, если человек не будет стараться быть смиренным, кротким, правдолюбивым, милостивым, целомудренным, миротворцем, терпеливым, незлобивым, всех любящим, как учил Христос ( Мф.5 ). Но это начало духовной жизни, увы, многими забывается и не считается главным, и монашество многими понимается как жизнь из внешних подвигов поста и молитвы, церковной службы и труда на послушаниях без постоянного очищения души от страстей и распятия себя. Поэтому такие и гордятся, и злобствуют, и собирают сокровища, и живут по прихотям, даже нарушая чистоту, но исполняют посты и молитвенные правила, конечно внешне и рассеянно, и в этом полагают надежду спасения. Только всуе надеются: такого внешнего благочестия гнушается Господь, и если душа в страстях, то и дух бывает мертв для Бога. Так по действию вражию незаметно получается у них полное извращение монашеской жизни, и монашество у них бывает видимо только в одежде, в поклонах, во внешних делах, но не в творении заповедей Божиих, не в смирении, кротости, чистоте, милосердии, терпении, не во врачевании души. И Господь строго осудил это в той же Нагорной беседе, укоряя лицемеров ( Мф.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие Толкование на первую главу Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Толкование на вторую главу Часть 1 Часть 2 Часть 3 Толкование на третью главу Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Толкование на четвертую главу Толкование на пятую главу Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Толкование на шестую главу Толкование на седьмую главу Часть 1 Часть 2 Толкование на восьмую главу Часть 1 Часть 2 Толкование на девятую главу Толкование на десятую главу Часть 1 Часть 2 Толкование на одиннадцатую главу Толкование на двенадцатую главу Толкование на тринадцатую главу Часть 1 Часть 2 Часть 3 Толкование на четырнадцатую главу Часть 1 Часть 2 Толкование на пятнадцатую главу Толкование на шестнадцатую главу Часть 1 Часть 2 Предисловие «Молитеся, да не будет бегство ваше в зиме или в субботу» ( Мф. 24, 20 ). Поэтому надобно заметить, что не сотворил Бог зимы или непохвальной субботы. Ибо написано: «жатву и весну Ты создал еси я» ( Пс. 73, 17 ). А мы в зиме, когда владычествуют в нас плотские страсти. Посему так надобно разуметь евангельское сие изречение: да не будет бегство наше, когда преобладает в нас худшее или когда губим жизнь свою в праздности. Ибо такую мысль внушает оно словом «суббота», чтобы сподобились мы оного благословения: «блажен раб той, егоже, пришед господин, обрящет бдяще» ( Мф. 24, 46 ). «Будите мудри яко змия» ( Мф. 10, 16 ), может быть, в том отношении, что змея благоразумно и смышлено совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть с себя кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду тело ее сжато, и таким образом, протесняясь чрез него, скидывает с себя старость. Так, может быть, слово сие и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, совлекались мы ветхого человека и облекались в нового и чтобы юность наша обновлялась «яко орля» ( Пс. 102, 5 ). Великий и первый дар, требующий души, тщательно очищенной, – вместить в себе Божественное вдохновение и пророчествовать о Божиих тайнах, а второй после сего дар, требующий также немалого и нелегкого тщания, – вслушиваться в намерение вещаемого Духом и не погрешать в разумении возвещенного, но прямо к сему разумению вестись Духом, по Домостроительству Которого пророчество написано и Который Сам руководствует разумы приявших дар ведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010