Христианская древность не без основания передала нам, что второе послание написано после первого, — и содержание послания неотразимо печатлеет убеждение в этом. Между тем нашлись лица, которые нагадали, будто второе послание написано прежде первого. Как много веса в этом гадании, можно судить по тем основаниям, на которых хотят его утвердить. Один, например, говорит: в 17 стихе 3 главы второго послания в словах: «сице пишу», (2Сол. 3:17), указан признак, по которому надлежало различать истинные послания святого Павла от подложных; указанию же такому уместно стоять в первом, а не во втором послании. Но такой признак указан был святым Павлом по тому поводу, что сделано было покушение пускать под именем его послания не его (2Сол. 2:2), а такое покушение уже предполагает непременно существование хоть одного истинного послания, каковым и было первое. К тому же сам Апостол в этом втором послании дает знать, что одно его послание уже было в руках солунян, когда говорит: «держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). Поэтому второго послания уже никак нельзя считать первым. Другому показалось, будто само содержание второго послания может наводить на мысль, что оно писано прежде первого. Оставляя в стороне его предъявления в этом смысле, приводим на память всякому, что содержание-то второго послания осязательнее всего и показывает, что оно писано после первого, и именно в пополнение его, в дальнейшее разъяснение и точнейшее определение некоторых содержащихся в нем предметов. Тогда как в первом послании еще только поминается о том, как и среди каких обстоятельств солуняне приняли веру христианскую, во втором говорится об их преуспеянии в христианстве, о превозрастании их веры и умножении любви (2Сол. 1:3). Тогда как в первом послании говорится о внезапности явления Господня и необходимости потому всегда быть готовыми к сретению Его, по безвестности времени, когда Он придет, во втором устраняется ложный из того вывод, что уже настоит день Господень, чем определялось неопределимое время (глава 2). Тогда как в первом высказано только общее правило о тихой безмятежной и трудолюбивой жизни (1Сол. 4:10 и далее), во втором пространно обличается противное тому поведение некоторых лиц (2Сол. 3:6—16). К тому же когда святой Павел говорит во втором послании: «молим вы о пришествии Господа нашего и нашем собрании о Нем не скоро подвизатися умом» (2Сол. 2:1, 2), без всяких пояснений, что такое наше о Нем собрание; то надо думать, что он сделал это потому, что прежде определенно сказано, что значит это собрание; сказано же оно в первом послании — (1Сол. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

Глава 2 2Сол.2:1.   Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. 2Сол.2:2.   не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. «Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас (посланным), яко уже настоит, день Христов» . Слово «молим» ( ρωτμευ ) Апостол употребляет всегда вместо «умоляем» ( παρακαλομεν ). А сие: о «нашем собрании о Нем» , яснее выразил в Первом послании; ибо сказал: «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес. 4:17). Сие и в Священном Евангелии сказал Господь: «послет Ангелы Своя…, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их» (Мф. 24:31). Посему божественный Апостол повелевает не верить утверждающим, что настало время скончания и немедленно приидет Господь, — не верить им, если будут выдавать себя за прорицателей и пророков (сие выразил Апостол, сказав: «ниже духом» или если будут ложно показывать послание, будто бы Апостолом писанное, или говорить, что, не писав, сказал он это). Потом Апостол то же самое повторяет вкратце. 2Сол.2:3.   Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не при­дет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели. 2Сол.2:4.   Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. «Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу» . Апостол отверг все вместе виды обольщения, открывает же им, а чрез них и всем нам, самый великий признак пришествия Господня. «Яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

2Сол.1:9.   Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его. 2Сол.1:10.   Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. «Иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня и от славы крепости Его, егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Апостол точнее показал великость наказания, назвав оное «вечным» , но дал видеть и славу уверовавших, сказав, что Сам Бог в них прославится и соделается дивным. Поелику в настоящей жизни одни пребывают в злостраданиях и трудах, а иные, живя порочно, наслаждаются обильными благами, в день же суда праведные будут провозглашены и сподоблены венцов, а жившие порочно преданы мучению, то справедливо сказал: «егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших» . Ибо тогда все удивятся правдивому приговору Судии. «Яко уверися свидетелство наше в вас, в день он» . Слова «в день он» отнести должно к сказанному выше; ибо «дивен» будет «во всех веровавших в день он» . Свидетельством же назвал Апостол проповедь; сказал же, что они поверили сему свидетельству. 2Сол.1:11.   Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе. 2Сол.1:12.   Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. «За сие и молимся всегда о вас, да вы сподобит званию Бог наш и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа» . Посему-то умоляем Бога всяческих, чтобы вас, сподобившихся призвания, исполнил всех благ и вы произрастили плоды веры. «Делом» же «веры» назвал здесь Апостол терпение в страданиях. Ибо чрез сие, говорит он, и Господь в вас прославится, и вы приобщитесь с Ним будущей славы. Так утешив их упованием будущего, обращает речь к учению о скончании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2909...

Отв. В том же Изложении св. Дамаскина, об Антихристе вот какое содержится учение: Надобно знать, что должно прийти антихристу. Хотя антихрист есть и всякий неисповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть совершенный Бог , и соделался совершенным человеком, не преставая быть Богом; но в собственном смысле и преимущественно Антихристом называется тот, который придет при кончине мира. И так нужно, чтобы прежде проповедано было Евангелие у всех народов, как сказал Господь в изобличение противящихся Богу иудеев: и тогда приидет ( Мф. 24:14 ). И Апостол сказал: Зане любве истины не прияша, во еже спастися им, и сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде ( 2Сол. 2:10–12 ). Итак, иудеи не приняли Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия и Бога, а примут обманщика, который сам себя назовет Богом. Что он назовет себя Богом, о сем Ангел, поучающий Даниила, говорит так: о бозех отцев своих не смыслит ( Дан. 11:37 ). И Апостол: да никтоже вас прельстит ни по единому же образу; яко аще не приидет отступник прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, аки Богу, показующу себе, яко Бог есть ( 2Сол. 2:3, 4 ). Апостол, говоря: в Церкви Божией, разумеет не нашу, но древнюю Иудейскую. Ибо не к нам он приидет, но к Иудеям, не за Христа, но против Христа и Христиан. Почему и называется Антихристом. Итак, прежде должно быть проповедано Евангелие у всех народов ( Мф. 24:14 ). И тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатанину, во всякой силе и знамениих и чудесех, и во всякой льсти неправды в погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2:8–10 ). Итак, не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! Но родится человек от блудодеяния и приимет на себя все действование сатаны. Ибо Бог , предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем. Родясь от блудодеяния, он будет воспитан тайно, потом внезапно востанет, возмутится и воцарится. В начале своего царствования, или лучше мучительства, он прикроет себя личиною святости; а когда утвердится, тогда будет гнать Церковь Божию и обнаружит всю свою злобу. Он приидет в знамениих и чудесех ложных, то есть, поддельных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога Живого, так что будут соблазнены, аще возможно, и избранныя ( Мф. 24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

По словам преп. Иоанна Дамаскина , «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» 1355 . Он придет во имя свое ( Ин.5:43 ). Ап. Павел говорит, что антихрист будет превозноситься выше всего, называемого Богом или святынею... ( 2Сол.2:4 ), т. е. будет бороться против всех религий и предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе ( Откр.13:5–6 ). Антихрист усвоит себе божественное достоинство и потребует божеского поклонения и служения: ...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол.2:4 ). О каком храме здесь идет речь, точно сказать невозможно, – будет ли это восстановленный к тому времени иерусалимский храм или некий другой, наиболее почитаемый и известный в то время. Свят. Кирилл Иерусалимский , например, считал, что здесь речь идет о «разрушенном храме Иудейском» 1356 . Преп. Иоанн Дамаскин отрицал, что апостол говорит о христианском храме, и также утверждал, что антихрист «придет не к нам, но к иудеям» 1357 . В борьбе против христианства и всех своих противников антихристу будут помогать лжепророки, которые дадут великие знамения и чудеса... ( Мф.24:24 ). Апостол говорит, что явление антихриста, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Согласно Священному Писанию, сатана даст антихристу силу свою и престол свой и великую власть ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана, искушавший Господа в пустыне, так говорил о своей власти: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, власть антихриста будет единоличная, возможно царская 1358 , потому что и власть сатаны по своему существу имеет монархический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского, будет являться потомком Дана, одного из двенадцати сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! ( Быт.49:17–18 ). Не менее устрашающие слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем ( Иер.8:16–17 ) 1350 . В Книге Откровения (см.: Откр.7 ) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, но среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново. Это тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова произойдет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны, подобно тому как Бог Слово воплотился от Девы. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно вочеловечению Господа, – да не будет, – но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в него» 1351 . Слова преп. Иоанна Дамаскина тождественны с учением Священного Писания: ...которого (антихриста. – О.Д.) пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 1352 . Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие от среды удерживающего теперь ( 2Сол.2:7 ). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В 2Сол.2:6 об антихристе говорится: ...ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Словам синодального перевода что не допускает соответствует греческое τ κατ χον – буквально «держащее или удерживающее» (слово употреблено в среднем роде). Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. Однако в ст. 7 говорится: ...тайна беззакония... не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий ( κατ χων)... Грамматическая форма здесь, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Общепринятого толкования на эти слова апостола нет 1353 , поэтому под «удерживающим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. Некоторые отцы под «удерживающим» также понимают Святого Духа 1354 . 2.3.2. Брань антихриста с царством Христовым

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Часть первая. Воодушевительный очерк светлой стороны солунян (2Сол. 1:3—12) После того, как было отослано к солунянам и ими получено первое послание, святой Павел получил новые вести о состоянии сей Церкви, в общем очень утешительные; но в некоторых частностях тамошние христиане требовали исправления, — и относительно догматов веры, и относительно поведения, — что и побудило его написать второе послание. Начинает он его с утешительного, — с похвалы за то, что в них есть хорошего, с воодушевлением на твердость в добре и молитвою о том, — начинает так для того, чтоб проложить дорогу и речам исправительным и расположить к любовному их принятию. Солуняне преуспевали в добродетелях, какие и прежде отметил в них Апостол и какими отличаться должно всякое христианское общество (1Сол. 1:3). Радуясь тому, Апостол 1) благодарит Бога, что в них превозрастает вера и множится любовь, так что он не мог не хвалиться пред другими как этими их добродетелями, так, особенно, терпением среди гонений и скорбей (стихи 3, 4). Как эта светлая сторона внутренняя омрачилась неотрадным положением внешним и, следовательно, с этой стороны солуняне требовали преимущественно поддержки, то святой Павел вслед за тем 2) выставляет такие истины, которые могли воодушевить солунян на терпение и ни во что ставить все нападки, именно: будет суд, на котором неверы, — гонящие, — будут посрамлены и осуждены на вечные мучения, а верующие, — гонимые, — прославлены (стихи 5—10). Затем, так как это счастливое разрешение их участи на суде зависит от непоколебимости в вере и постоянства в доброй и христианской жизни, то Апостол прилагает 3) молитву о том, чтоб Бог сподобил солунян выдержать себя до конца, как требует христианское звание, для прославления в тот день Господа в них и их в Нем (стихи 11—12). Судя по сему содержанию первой части послания, очень справедливо озаглавить ее: воодушевительный очерк светлой стороны Солунской Церкви. 1. Похвальные качества христианской жизни солунян (2Сол. 1:3, 4) 2Сол. 1:3.   Благодарити должни есмы Бога всегда о вас, братие, якоже достойно есть, яко превозрастает вера ваша, и множится любовь единаго коегождо всех вас друг ко другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

   Так по всему видно, что второе послание к Солунянам написано не прежде, а после первого, как всегда принималось и принимается всеми. Когда же именно? — Немного спустя после первого, в тот же год, когда святой Павел находился еще в Коринфе и, вероятно, пред концом его там пребывания. Что святой Павел был в ту пору еще в Коринфе, это видно из того, что в надписании послания сего он вместе с собою ставит и спутников своих — Силу и Тимофея, а они оба вместе были при нем только в Коринфе. После же отбытия святого Павла из сего города, святого Тимофея встречаем при нем в Ефесе (Деян. 19:22); но о святом Силе нигде уже потом не поминается как о спутнике святого Павла. Поэтому нельзя относить написание второго послания к Солунянам к какому-либо времени после пребывания святого Павла в Коринфе и к какому-либо другому месту, кроме Коринфа. Что оно писано к концу пребывания святого Павла в Коринфе, можно наводить из того, что в нем (2Сол. 3:2) Апостол просит молиться об избавлении его от злых и лукавых человеков, чем намекает он, вероятно, на восстание против него в Коринфе (Деян. 18:12—17); а оно случилось пред концом его там пребывания (Деян. 18:18). Таким образом, если первое послание написано в 54 году, то нет основания относить к позднейшему этого года времени написание и второго. 3. Разделение    Из содержания сего послания уже видно, какой состав его и какие в нем части.    После обычных надписания и приветствия — (2Сол. 1:1, 2) святой Павел сначала хвалит доброе в солунянах и воодушевляет их на терпение — (2Сол. 1:3—12); потом рассеивает их неправые мысли о втором пришествии Христовом с нравственными из того уроками — глава 2; наконец обличает бесчинно ходящих и убеждает их исправиться, вставляя это обличение в заключительную речь — глава 3. Означим эти части так: часть первая — воодушевительный очерк светлой стороны солунян; вторая — вероисправительная; третья — нравоисправительная.    Более подробное развитие мыслей каждой части будет помещаемо в самом Толковании. Предисловие

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

особенности епископского служения И з того, что Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви,» помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» (Иак. 5:14). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:19). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою,» — учил ап. Павел (1 Фес. 5:12-13). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Не так ли? Мисс Ла-Криви сказала, что этого она не знает. Но почему она сказала, что не знает? Она должна была знать, так это или не так. — Этого довода почти достаточно, чтобы мы поженились, не правда ли? — сказал Тим. — Ах, какой вздор! — смеясь, воскликнула мисс Ла-Криви. — Мы слишком стары. — Нисколько, — сказал Тим. — Мы слишком стары, чтобы оставаться одинокими. Почему нам не пожениться, вместо того чтобы проводить долгие зимние вечера в одиночестве у своего камелька? Почему нам не иметь общего камелька и не вступить в брак? — О мистер Линкинуотер, вы шутите! — Нет, не шучу. Право же, не шучу, — сказал Тим. — Я этого хочу, если вы хотите. Согласитесь, дорогая моя! — Над нами будут смеяться. — Пусть смеются, — невозмутимо ответил Тим, — я знаю, у нас обоих характер хороший, и мы тоже будем смеяться. А как мы весело смеемся с той поры, как познакомились друг с другом! — Вот это верно! — воскликнула мисс Ла-Криви, готовая уступить, как подумал Тим. — Это было счастливейшее время в моей жизни, если не говорить о тех часах, какие я проводил в конторе «Чирибл, братья», — сказал Тим. — Соглашайтесь, дорогая моя! Скажите, что вы согласны. — Нет, нет, мы и думать об этом не должны, — возразила мисс Ла-Криви, — что скажут братья? — Господь с вами! — простодушно воскликнул Тим. — Неужели вы думаете, что я мог затеять такое дело, а они о нем не знают? Да сейчас они нарочно оставили нас здесь вдвоем! — Теперь я никогда не в силах буду смотреть им в глаза! — слабым голосом воскликнула мисс Ла-Криви. — Полно! — сказал Тим. — Мы будем с вами счастливой супружеской четой. Будем жить здесь, в этом старом доме, где я прожил сорок четыре года; будем ходить в старую церковь, куда я хожу каждое утро по воскресеньям; нас будут окружать все наши старые друзья — Дик, ворота, насос, цветочные горшки, и дети мистера Фрэнка, и дети мистера Никльби, для которых мы будем все равно что дедушка и бабушка. Будем счастливой четой и будем заботиться друг о друге! А если мы оглохнем, охромеем, ослепнем или болезнь прикует нас к постели, как рады мы будем, что кто-то посидит и поговорит с нами! Так будем же счастливой четой! Прошу вас, дорогая моя!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010