Мф. 5, 27 – 28



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Митрополит Иларион: Представление о ...Искать в Источникеdoctorantura.ru
... на окружающих, чтобы вызвать ответную реакцию, если он искореняет в себе негативные проявления, то тем самым способен обезопасить себя от совершения реальных грехов и реальных преступлений. Иными словами, Христос говорит, что человек должен не просто бороться с проявлениями зла в человеческом сообществе, но стараться уничтожать эти проявления в своей собственной душе. Вот еще один пример того, о чем говорит Христос: «Вы слышали, что сказано древним, − не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» ( Мф. 5. 27-28 ) . «Сказано также, что кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5. 31-32 ) . Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Христос так же, как и пророки в Ветхом Завете, Свои заповеди обращает всегда к мужчинам. Это связано с тем, что женщины в те времена, как правило, сидели дома и узнавали все, что происходило, от своих мужей. Его слушателями были, в основном, мужчины, потому при рассказе, ... далее ...
Семь смертных грехов и религиозные ...Искать в Источникеradonezh.ru
... призыв: Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! ( Пс. 136, 9 ) скорее указывает на необходимость начинать борьбу с собственными грехами-поступками через преодоление самих внутренних страстей в их «младенческом», еще не реализованном в действии, состоянии. «Уничтожающий злые помыслы в сердце своем подобен разбивающему младенцы своя о камень»[16]. Таким образом мы устанавливаем, что страсти — и есть та почва, на которой произрастают терния наших прегрешений. И второе (грехи) не существует без первого (страстей) , ибо сначала помысл, а потом и порожденное им действие ( Мф. 5, 27-28 ) . Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф. 18, 7 ) . Что значит: надобно придти соблазнам — как не то, что мы не узнали бы нашего действительного состояния, не обнаружив соблазнов в себе. Следовательно, сказанное далее: но горе тому человеку, через которого соблазн приходит — может указывать на того, кто, не сокрушив помысл в его «младенчестве» о Камень, то есть Христа, извел его из собственной души, реализовав в греховном действии (соблазн приходит) . По святым отцам Святоотеческая традиция, различая ... далее ...
Преподобного отца нашего аввы Дорофея поучение ...Искать в Источникеradonezh.ru
... суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, то есть совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. И так Он дал нам, как я сказал, заповеди, очищающие (нас) и от самых страстей наших, от самых худых залогов, (находящихся) во внутреннем человеке нашем: ибо дает ему силу различать добро и зло, возбуждает его, показывает ему причины, по которым он впадает в согрешения, и говорит: закон сказал: не прелюбодействуй, а Я говорю: даже не похотствуй. Закон сказал: не убивай, а Я говорю: даже не гневайся ( Мф. 5, 27, 28 ) . Ибо если ты будешь похотствовать, хотя бы ты сегодня и не прелюбодействовал, но похоть не перестанет внутренне смущать тебя, пока не вовлечет и в самое действие. Если ты гневаешься и раздражаешься на брата своего, то когда‑нибудь впадешь и в злословие, (потом) начнешь и коварствовать (против него) и, таким образом, мало‑помалу, идя вперед, дойдешь наконец и до убийства. Еще закон говорит: око за око, зуб за зуб, и прочее ( Лев. 24, 20 ) . Христос же учит не только терпеливо переносить удар по ланите, но и со смирением обращать другую ланиту. Ибо тогда цель закона была ... далее ...
Отцы, матери, дети. Православное воспитание и ...Искать в Источникеpravmir.ru
... и его поступков. Но Благую весть невозможно воспринять, если не относиться ко всему переживаемому психически так же серьезно, как и к внешней практике. Благая весть несет прежде всего новый опыт переживания всеохватывающей радости. И наоборот, вопреки ветхозаветному мышлению, всякий негативный опыт — неважно, имел ли он место только в душе или связан с совершаемыми деяниями — одинаково разрушителен. " Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, — учит Христос. — А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем " ( Мф 5: 27–28 ) . Иудейские учителя-талмудисты представляли себе границы греха совсем по-другому, чем учил Христос. Например, в Талмуде снижена ответственность за похоть. Здесь можно встретить такое предупреждение: " Кто взирает на женщину не целомудренно, тот не избежит греха " [1]. Речь идет только об опасности греха, а не о реальном грехе. В Талмуде приведен эпизод из жизни почитаемого раввина: " Рабби Иоханан имел обыкновение сидеть близ купальни, где мылись женщины. Когда некоторые предупреждали его об опасности греха, то Иоханан отвечал: " Я из семени Иосифова, в котором не могла ... далее ...
Толкование на Евангелие от ИоаннаИскать в Источникеpravmir.ru
... силы» ( Евр. 1: 3 ) Сын, как Павел говорит, и возвещает нам слова Отца как рукоположенный от Него Посредник, по воспеваемому, как от Самого Христа, в псалмах: «Я же поставлен царем от Него над Сионом, горою святою Его, возвещая повеление Господне» ( Пс. 2: 6-7 ) . Если же кому угодно и посредством других рассуждений доходить до исследования сходства (между Моисеем и Христом) , тот в словах «как меня» может видеть (указание на Христа, как на) законодателя и для доказательства привести изречение (Христа) : «Сказано было древним: не прелюбодействуй, — Я же говорю вам: не вожделевай» ( Мф. 5: 27-28 ) . Точно так же опять это выражение «как меня» может указывать (на Христа как) на некоего как бы руководителя и наставника к уразумению воли Отца и того, чрез что может стать легко доступным путь к Царству Небесному, — как, без сомнения, и блаженный Моисей являлся для древнейших учителем воспитания по закону, повсюду к собственным словам прилагая: «Да многое поживешь время, и введет тебя Господь Бог твой в землю, о коей клялся отцам твоим» ( ср. Втор. 4: 1, 5: 16, 6: 10, 30и др. ) . Поскольку же к сказанному прибавил: «и человек, который бы не послушал всего, что ни скажет ... далее ...
Толкование на пророка Захарию - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» ( Мф. 5: 17—18 ) . Так, исполняет закон, уча тому, что выше закона, и не вне закона ставя руководимого, как например в словах: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» ( Мф. 5: 21—22 ) . И опять: «слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» ( Мф. 5: 27—28 ) . Таким образом заповедь: не убий всецело исполняется только при устранении гнева, который есть корень и источник убийства. Так и всецелым недопущением пожеланий или воздержанием от удовольствий, совершенно уничтожается прелюбодеяние, подобно тому, говорим мы, как вместе с корнями непременно засыхают и вышедшие из них отростки и уже совсем не растут более. Зах. 11: 15—16. И рече Господь ко мне: еще приими себе сосуды пастырски, пастыря неискусна. Зане се аз воздвигну пастыря на землю: погибающаго не посетит, и расточеннаго не имать взыскати, и сокрушеннаго не имать исцелити, и ... далее ...
Послания. Книга IИскать в Источникеpravmir.ru
... и покажем причины, по которым они анафематствовали нас вместе с другими, то ясно обнаружится, что они - не просто какие-нибудь еретики, но отступники от Евангелия Божия, проклявшие святых и нарушающие правила. Во-первых, они поступают против Ветхого и Нового Завета. Не прелюбодействуй, - говорит закон, - не произноси имени Господа Бога твоего напрасно ( Исх. 20: 14, 7 ) ; один закон да будет и для иудея, и для пришельца ( Исх. 12: 49 ) . Потом Евангелие, или Христос говорит: вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам: и не взирай на женщину с вожделением ( Мф. 5: 27, 28 ) , и еще: Тот, кто нарушит одну из этих заповедей малейших, малейшим наречется в царствии небесном ( Мф. 5: 19 ) , т. е. будет ввергнут в огонь, как толкуют Отцы. А эти, - страшно и слышать, - прелюбодеяние, запрещенное законом и благодатью, вплоть до взгляда с вожделением, нарушение первой в жизни и величайшей заповеди, и притом употребление имени Божия не всуе, а при таком беззаконном и нечестивом действии, то есть употребление имени Божия при бракосочетании прелюбодеев, приобщение Тайн Христовых и противное Богу венчание, совершенное поистине виновником прелюбодеяния ... далее ...
Об уверенности в спасении - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... и тем обрести вечную жизнь. Проповедь о том, что человек должен оправдываться перед Богом соблюдением заповедей (даже если ему в этом помогает благодать) , — это поистине злая весть, означающая полную уверенность в осуждении, ибо если мы всерьез относимся к заповедям, никто, " никакая плоть " не может соблюсти их как должно. Могу ли я думать, что на момент смерти достигну такого уровня реальной и фактической праведности, что перед очами всесвятого Бога во мне не найдется никакого беззакония? Господь говорит, что за одно оскорбительное слово ( Мф. 5: 22 ) или за один нечистый взгляд ( Мф. 5: 27-28 ) я буду лишен царства и ввержен в геенну — и я буду думать, что смогу хорошенько напрячься, и сделаться достаточно чистым для Бога? Если даже Апостолы признавали, что " все мы много согрешаем " ( Иак. 3: 2, 1 Ин. 1: 8 ) , а Господь учил нас каждый день просить об оставлении грехов ( Лк. 11: 4 ) , то какой приговор я на себя навлеку, если стану утверждать, что буду судим по тому уровню духовно-нравственного совершенства, которого достигну на момент смерти? Как говорит об этом Карфагенский Собор: определено относительно изречения святого Иоанна Апостола: Если говорим, что не ... далее ...
Беседы (омилии)Искать в Источникеpravmir.ru
... или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога. Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим» ( Еф. 5: 5-7 ) . 12. И, вот, представляется, что Апостол говорит и высказывает нечто тягостное: потому что называет здесь блудником и нечистым смехотворца и сквернослова и отсек его от удела во Христе. Господь же, законополагая нам, превзошел и этот приговор: потому что вожделение в душе, возникшее вследствие страстного взгляда на женщину, Он назвал прелюбодеянием ( Мф. 5: 27-28 ) . Сделал же Он это для того, чтобы, очистив сами в себе скверну в мыслях, мы вели ангельский образ жизни на земле. Потому что ради этой цели Он сошел к нам, пребывая на небе как Бог, чтобы нас, хотя еще и пребывающих на земле, возвести на небо путем ангельского образа жизни. Посему опять же говорит божественный Павел: «Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус» ( Еф. 3: 20, 6: 20 ) . Да будет же, чтобы следуя Ему ныне богоугодным образом жизни, а в будущем веке, в созерцании возвещенных неизреченных и вечных благ, нам во веки пребывать вместе со святыми ... далее ...
Нет жизни в онлайне. Православие и виртуальный ...Искать в Источникеpravmir.ru
... который вошел в христианское употребление, когда Христос расширил понятие нравственности от точного закона до пределов внутреннего выбора и индивидуального опыта. В традициях Церкви фантазия считается весьма мучительной проблемой. «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй», – таким образом, в Нагорной Проповеди Господь ссылается на точный закон Ветхого Завета. А затем Он расширяет границы этой старинной и узкой морали, переформулировав ее коренным образом: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф 5: 27, 28 ) . В Господнем представлении, грех совершается уже не только в том, что современные люди называют действительностью, но даже в виртуальных границах похоти. Страсть гнева Господь также назвал убийством, потому как убийство свершается в воображении гневающегося человека. Фантазия (мечтание) – это слово, которое употребляют Святые Отцы для описания образа, который отвергает действительность, созданную Святой Троицей. Не нужно путать ее с вымыслом, который относится к литературной фантазии. Художественная литература, как любое творение, основанное на нравственных образах, ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Мф. 5, 27 – 28
Справочник - ПОИСКОВ.РФ