Ибо как спасительное лекарство, усвоенное телом, побеждает губительные [яды], или как царящая в помещении тьма рассеивается при внесении света, так же и господствовавшая над человеческой природой смерть уничтожилась присутствием Божества. И как лед в воде, все время, пока ночь и тень, подчиняет себе водное естество, когда же пригреет солнце, он тает от [его] лучей, так же и смерть царствовала до пришествия Христова. Когда же воссияла " благодать Божия и спасительная " (Тит. 2:1), и взошло " Солнце правды " (Мал. 4:22), тогда " поглощена была смерть победою " (1 Кор. 15:54), не выдержав приближения Истинной Жизни. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Но вместо этого превосходящего человеколюбия [Божия] мы противимся быть Его рабами. Люди исследуют причину, почему Бог [явился] среди людей, хотя им следует [прежде всего] поклониться благости [Творца].   3. Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь. Рассмотри же хотя бы причину того, как ты стал родственным Богу. Знай, что Бог [явился] во плоти потому, что следовало этой проклятой плоти освятиться, немоществующей обрести силу, отчужденной от Бога сродниться с Ним, изгнанной из Рая взойти на Небо. И что за орудие этого Дмостроительства? Тело святой Девы (Лк 1:27). А что за причина Рождения? Дух Святой и осеняющая Сила Всевышнего (Лк 1:35). Но лучше послушай сами Евангельские слова: " По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого " (Мф 1:18).   Итак, была избрана одновременно и Дева, и обрученная мужу, способная послужить этому Домостроительству, чтобы и девство было почтено, и брак не остался в пренебрежении. В самом деле, девство было избрано как достойное освящения, а посредством обручения были восприняты и начатки брака. И то и другое вместе для того, чтобы Иосиф был собственным свидетелем чистоты Марии и чтобы, имея обручника в качестве стража жизни, она не была выдана клеветникам как осквернившая девство. Я могу высказать и другую мысль, ничуть не хуже, чем предыдущие: именно тогда настало время, подходящее для Вочеловечения Господа, которое было предопределено и предустановленно издавна, еще до создания мира, и в которое надлежало, чтобы Дух Святой и Сила Всевышнего образовала эту богоносную плоть.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

Установление брака. 23 «И сказал человек…» По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1; 1 Пар 11:1 и др.). «будет называться женой, ибо взята от мужа…» Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. 24 «Потому оставит человек отца своего и мать свою…» Слова эти следует приписывать самому Богу, освятившему таинство брачного союза и давшему его основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание (Мф 19:4–5; Мал 2:14–15; 1 Кор 6:16; Еф 5:31 и др.). «и прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть…» Слово «прилепится» по еврейски выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор 10:20; 3 Цар 11:2), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы ОДНУ ОБЩУЮ ЛИЧНОСТЬ. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30–31; Иоанн Златоуст, Августин и др.). 2015/10/18, 16:04:05 а никого не удивляет котенок на таком серьезном сайте? Марина 2015/10/17, 22:49:28 (И долго же висит это на сайте. Но фотография забавная). Женщина, конечно, несамостоятельное существо. Наследница Евы, она так и несёт в себе эту вторичность, несамодостаточность. Если жена злая досталась, сам виноват, что не разглядел. Злая стала, потому что не того духа вместила (как немощной сосуд с немалой духовной вместимостью). А до свадьбы, видать, другого духа вмещала. Который тебя и обольстил. А ты поддался. Так кто виноват?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=123...

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой - параскеви, что значит " пригтовление " (к дню покоя - субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому " день первый " (после субботы, см. Мф. 28, 1) соответствует нашему воскресенью, " день второй " - понедельнику и т.д. День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи (Суд. 7, 19), а день - на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54, 18). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи (Лк. 12, 38; Мф. 14, 25) и вошло в употребление понятие " час " - двенадцатая часть дня или ночи (Мф. 20, 1-8; Деян. 23, 23). Счет месяцев Названия месяцев Древние и Ассиро-Вавилонские, число дней в месяце и особые дни Соответствует месяцам современного календаря в священном году в гражданском году I АВИВ , НИСАН, 30 дней 14. Пасха (Исх. гл. 12; Лев. 23, 5; Числ. 28, 16). 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя (Лев. 23, 10-14). март-апрель ЗИФ , ИЯР, 29 дней 14. Вторая пасха - для тех, кто не мог совершить первую (Числ. 9, 10-12). апрель-май СИВАН. 30 дней 6. Пятидесятница (Лев. 23, 16) или праздник седмиц (Втор. 16, 9-10). Принесение начатков жатвы пшеницы (Лев. 23, 15-21) и начатков всех плодов земли (Числ. 28, 26; Втор. 26, 2, 10). май-июнь ФАММУЗ. 29 дней 17. пост. Взятие Иерусалима (Зах. 8, 19). июнь-июль АВ. 30 дней 9. Пост. Разрушение храма иерусалимского (Зах. 8, 19). июль-август ЭЛУЛ. 29 дней август-сентябрь АФАНИМ , ТИШРИ. 30 дней 1. Праздник труб (Числ. 29, 1). Новый год. 10. День очищения (Лев. 16, 29; 25, 9). 15-22. Праздник кущей (Лев. 23, 34-36; Чмсл. 29, 12-35). сентябрь-октябрь БУЛ , МАРХЕШВАН. 29 дней октябрь-ноябрь КИСЛЕВ. 30 дней Праздник обновления (1 Мак. 4, 52_59. Ин. 10, 22). ноябрь-декабрь ТЕБЕФ. 30 дней декабрь-январь ШЕВАТ. 30 дней январь-февраль АДАР. 29 дней 11. Пост Есфири (Есф. 4, 16).

http://zavet.ru/a/rss_1024743003.html

По другому поводу Он сказал Своим ученикам: « Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него » (Мк. 10: 15). Очевидно, что речь не о «политической территории», которая будто может существовать в жизни отдельных лиц. Они не могут «принять» государство, и оно не может быть «в (среди) них». Но Иисус говорил, что с того момента, как Бог входит в чью-либо жизнь, уже действительно наступает новое общество. Он мог говорить, что общество Бога было «среди» Его слушателей, потому что Он Сам был там — а Бог полностью владел Его жизнью. Проф. В. Г. Кюммель обратил внимание на то, что слова Иисуса о «вхождении в Царствие» означают «вхождение в жизнь» (см.: Мк. 9: 43–47). Люди, «наследующие Царствие», «наследуют жизнь вечную» (Мф. 25: 34–46), а врата, ведущие в Царствие, — путь, ведущий в жизнь (см.: Мк. 10: 17–23; Мф. 7: 14). Хорошо известная история о сыне, ушедшем из дома («притча о блудном сыне»), также подчеркивает факт, что быть членом Царствия — значит разделять жизнь с Богом, знать Его как Отца (см.: Лк. 15: 11–32). Подобно и Павел напоминает своим христианским читателям в Коринфе, что «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4: 20) — в силе Бога, действующего в людях, чья верность принадлежит только Ему. Божие новое общество (новое общение с Богом) уже присутствует в жизни тех, кто предал себя воле и руководству Бога. В то же время мы были бы неправы, слишком подчеркивая, что новое общество — это составляющая личных отношений между нами и Богом. В Евангелиях много высказываний, которые показывают, что Иисус рассматривал Царствие Божие и как осязаемое действительное общество, и как внутреннее руководство Бога в жизнях Его последователей. Например, Он говорил, что люди «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут [за трапезой] в Царствии Божием» (Лк. 13: 29). За Тайной Вечерей Иисус говорил Своим ученикам: «Не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22: 18). А Матфей сообщает слова Иисуса о Его последователях, которые наследуют Царство, уготованное «от создания мира» (Мф. 25: 34).

http://blog.predanie.ru/article/arhimand...

Ключ к ответу на эти вопросы нам предлагает Лука в самом начале своего повествования. Начало Евангелий и служения Иисуса Евангелие от Луки открывается с предупреждения о том, что оно есть плод «тщательного исследования всего сначала» (Лк. 1, 3). Практически это означает поиск иных (в сравнении с первыми двумя евангелистами) отправных событий и тем, полагающих не только начало, но и задающих собой особое богословское звучание его священному труду. Значит, если мы хотим лучше понять, что из себя представляет рассказ об исцелении Иисусом скорченной женщины, надо попытаться связать звучащие в нем темы с их первым появлением у Луки. Где их искать? Раз Евангелие от Луки самое упорядоченное (1, 3), то надо обратить свое внимание на то, как в нем описано начало служения Иисуса. У первых трех евангелистов оно начинается после истории искушений, но отличается в событиях, открывающих его. Первым подробно описанным деянием Иисуса у Матфея и у Марка является призвание Им первых четырех учеников (Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20), а у Луки — проповедь в Назаретской синагоге (Лк. 4, 16-30). Здесь и кроется ответ на наш вопрос. Программный текст Луки Понятно, что первое подробно описанное событие служения Иисуса должно нести в себе нечто программное для всего Евангелия. В особенности это справедливо по отношению к Луке. Именно так он поступает в своем «втором слове» к Феофилу — в Деяниях апостольских. Слова Воскресшего Иисуса, обращенные к ученикам непосредственно перед Его вознесением (Деян. 1, 8), предопределяют собой дальнейшее построение всей книги. Такую же нагрузку несет на себе текст Лк. 4, 16-30, в особенности его «ядро» — пророчество Исаии, которое цитирует Иисус в 18-19 стт. Это первое устное слово у Луки, относящееся к общественному служению Иисуса! И начинается оно с пророчества из Писания, которое «исполнилось» на Иисусе, о чем тут же засвидетельствовали все присутствовавшие в синагоге (Лк. 4, 21-22). В целом оно указывало на наступление новой, мессианской эпохи, видимыми знаками которой являлись перечисленные в нем удивительные деяния помазанника Божия. В их числе «проповедование пленным освобождения» и «отпуск измученных на свободу» (4, 18; запомним это).

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/12/6...

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости. Указания общего характера 16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа). 17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания. 18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек. 19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. 20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью. 21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан. 22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов. — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

http://e-vestnik.ru/docs/svyateyshiy_pat...

Апостолы не были одиночками. Они вели до определенного момента жизнь, в чем-то похожую на нашу: работали, встречались с друзьями. Вероятно, Андрей и Петр дружили с двумя другими братьями-рыбаками Иаковом и Иоанном Зеведеевыми. Их объединяло не только общее ремесло, но и духовные интересы. 5. Мог ли апостол ссориться с друзьями? Конечно, очень сложно пребывать в мирном состоянии с тем, кто находится рядом с тобой 24 часа в сутки. Могут возникать хоть и небольшие, но споры, недопонимания. Каждый апостол из «первого призыва» был лидером. Или, по крайней мере, каждый хотел им быть. Поэтому иногда они дискутировали о том, кто главнее и выше среди них. Впоследствии их лидерские качества помогли быстрому распространению христианства. 6. Андрей был очень «правильный»? Немногие эпизоды на страницах Евангелия, в которых апостол Андрей что-то говорит, подчеркивают правильность его слов и поступков. Это выделяет его среди друзей. Петр известен своей вспыльчивостью. Иоанн и Иаков и вовсе названы «сынами грома» (Мк 3:17). Всё это говорит о том, что Андрей был самым рассудительным и сдержанным среди них. Он был настолько спокоен и незаметен, что Лука в описании призвания первых апостолов «забывает» упомянуть Андрея (см.: Лк. 5:1–11), хотя Матфей и Марк в параллельных местах называют имя первого апостола (см.: Мф 4:18–22). 7. Почему Первозванный, но незаметный? Миниатюра. Византия, XII в. Андрей входит в «первую четверку» апостолов, но часто остается незамеченным. Нередко, когда со Христом присутствовали Петр, Иаков и Иоанн (см.: Мф 17:1; Мк 5:37; 14:33), Андрея рядом с ними нет. Но мы не найдем ни одного фрагмента в Писании, где имя Андрея отдельно упоминалось бы рядом с какими-то постыдными поступками (кроме ошибок, которые совершали все ученики вместе). Он тот, кто трудится тихо и не вызывает диссонанса. В отличие, например, от его брата, который проповедует большим массам, находится в эпицентре событий, оставляет эпистолярное наследие. Андрей же является поддержкой для других. 8. Проповедовал ли апостол на территории современной России?

http://blog.predanie.ru/article/8-vopros...

Сатиры, 11, 3, 166: «Пусть же и он в Антикиру плывет!…»). В «Науке поэзии» Гораций с иронией пишет, что существует даже три Антикиры: «…голову… неизлечимую даже и трех Антикир чемерицей» (пер. М. Гаспарова). Лютер порвал с авторитетом Римской церкви в Аугсбурге в октябре 1518 г. после спора с кардиналом Кайэтаном и после Лейпцигского диспута (1519). 1 Кор., 14, 29. Часто цитируемое Цицероном и Кассиодором место из Теренция (Евнух, 251 сл.). Иер., 11, 20; Пс., 7, 10. Лукиан. (ок. 125—ок. 180) —греческий сатирик, близкий к кинической школе, высмеивал религиозные суеверия. Для Лютера Лукиан — противник религии. Познакомился с Лукианом Лютер по переводу Эразма (ср. письмо Лютера от 19 февр. 1518 г.). Гораций. Послания, 14. 16: «Хочешь смеяться - взгляни на меня: Эпикурова стада я поросенок; блестит моя шкура холеная жиром» (пер. Н. Гинцбурга). Эпикурейцев сравнивали со свиньями так же часто, как киников с собаками. Рим., 11, 33. Ис., 40. 13. Мк., 13, 22. Деян, 1, 7. Ин., 13, 18. 2 Тим., 2, 19. …сатанинская зараза перешла… на церковь…— Лютеру была гораздо ближе библейская мудрость, чем Аристотелева рациональная философия, к которой он относился враждебно. См.: Мф., 23, 2; Лк., 24, 2. См.: Евр., 2, 6 ел.; 2. 16 сл. См.: Рим., 4, 25. См.: Мк., 16, 19. Корикийская пещера — см. примеч. 13, с. 652. Возможно, здесь аллюзия на «пещеры мрака», о которых писал Августин в «Исповеди» (III 6, 11). Манихеи полагали, что царство мрака разделено на пять пещер: Мрака, Дыма, Сильного Ветра, Губительного Огня и Вредной Воды. См.: Лк., 24, 45. См.: Мк., 16, 15. См.: Пс., 18/19, См.: Рим., 15, 4. См.: 2 Тим., 3, 16. 2 Кор., 3, 14. Там же, 4, 3 сл. Рим., 11, 33. И?., 4, 13. См.: 1 Кор., 2, 12. См.: Мф., 12, 31. Ариане — последователи Александрийского священника Ария (ок. 280-336). Основное в арианстве-определенное решение вопроса о соотношении божественной и человеческой природ во Христе. Ариане полагали, что Иисус - сын Божий - не обладает божественной субстанцией, а приобретает ее от бога и поэтому не может быть ему равен, единосущ, а может быть лишь «подобносущен».

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Негативный уровень. Христианам заповедано не быть в общности с силами зла. Люди суть общники тьмы, беззакония, бесовщины, злых дел, греха, Вавилона. Благовествование есть нечто, что выбивает их из мирской общности в общность иного рода. Мы в негативной общности первородного греха, зла, смерти. Тема двух градов — надо выйти из одного в другой: для этого Сын воплотился, пострадал и воскрес. Весть об этом есть переход их общности мира сего в общность Троицы. И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы   сообщниками   (κοινωνο) их в пролитии крови пророков (Мф 23:30).   Участвует   (κοινωνε) в злых делах (2 Ин 1:11). Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не   участники   (κοινωνο) ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в   общении   (κοινωνος) с бесами (1 Кор 10:18–20). Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое   общение   (κοινωνα) праведности с беззаконием? Что   общего   ( κοινωνα)   у света с тьмою? (2 Кор 6:14). Не   участвуйте   (συγκοινωνετε) в бесплодных делах тьмы (Еф 5:11). Не делайся   участником   (κοιννει) в чужих грехах (1 Тим 5:22). И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее [великой блудницы Вавилона], народ Мой, чтобы не   участвовать   (συγκοινωνσητε) вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее (Откр 18:4). Жизнь. Общность Троицы-Христа-Евхаристии-Церкви-благовествования предполагает общность жизни христиан, общность скорбей и славы. Койнония — слово для специфически христианской активности, это не абстракция, не пассивное состояние. Койнония есть активное, действенное участие в общности, со-участие, со-деятельность, со-жизнь, со-бытие. Общность веры есть общность жизни: исповедуя веру, христиане становятся ее свидетелями-мучениками. Вера есть верность-стойкость в определенном образе жизни и определенном исповедании. Общность Троицы, передаваемая Христом людям, — определенный образ жизни-веры, конфликтующий с миром сим.

http://blog.predanie.ru/article/ekonomik...

Традиционный еврейский способ понимания смысла текста Писания базировался на том, что это — послание Бога, обращенное ко всем поколениям. В традиционной еврейской герменевтике не было никакой озабоченности фигурой изначального автора и его аудиторией. Считалось, что Священное Писание должно быть интерпретировано в каждом поколении и контекст для его понимания должен быть полным. Бог является активным участником, а интерпретация — это метод, с помощью которого кто-то пытается понять, что Бог говорит о текущей жизненной ситуации через Писание . Мидраш — термин, используемый для обозначения метода толкования, используемого иудеями. Для нас с нашим современным герменевтическим подходом, казалось бы, мидраш может включать ненадлежащее выдергивание вещей из контекста или вчитывание в текст дополнительного смысла. C библейских времен мидраш для евреев был одновременно и приемлемым, и убедительным методом толкования, осмысления Писания и рассуждения о нем. Мидрашическая аргументация присутствует в писаниях или косвенной речи Матфея, Иисуса и Павла. Например, когда Иисус процитировал Исход 3:6: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», чтобы доказать, что жизнь продолжается после смерти (Мф. 22:31-32; Лк. 20:37-38), Его аудитория, состоящая из иудейских лидеров, приняла обоснованность этого аргумента: «Хороший ответ, Учитель!». После этого они больше не осмелились задавать Ему вопросы (Лк. 20:39-40). Подобным образом способ, которым Павел толкует Пс. 68:18 для обоснования утверждения в Послании к Ефесянам (4:8) о том, что Бог дает (духовные) дары, сегодня может показаться странным. Или подумайте, как в Послании к Галатам (3:16) Павел излагает свою точку зрения, проводя различие между «семенем» в единственном и множественном числе, ссылаясь на Быт. 12:7 в качестве доказательства, которое совершенно неочевидно при простом чтении еврейского текста. Таковы примеры мидрашических рассуждений и аргументации . Евангелист Матфей (2:18) назвал убийство невинных во время рождения Христа исполнением пророчества Иеремии: «В Раме слышен голос, траур и великий плач, Рахиль плачет о детях своих и отказывается утешиться, потому что их больше нет» (Иеремия 31:15) .

http://bogoslov.ru/article/6024635

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010