Слово на пассии в неделю 5-ю Великого поста 8 апреля/26 марта 1979 г. Когда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6, 8 ). »Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, «не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши» (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: »любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас« ( Мф. 5:44 ). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг. Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. »От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого« ( Мф. 27:45 ). В самый же момент смерти Господа »земля потряслась; и камни расселись« ( Мф. 27:51 ). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий ( Лк. 23:47 ; Мф. 27:54 ). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ). Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Стих. на «Господи, воззвах» 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

h9 Моисей Моисей (=из воды извлеченный или спасенный; Μωσς; Moyses; М сей; L: Mose): Исх.2:10, 6:20 , Чис.26:59 . Нав.24:5 . 1Цар.12:6 . 3Цар.8:53 . 4Цар.18:4, 21:8, 23:25 . 1Пар.6:3, 23:13–15 . 2Пар.1:3, 5:10, 23:18, 24:6, 30:16, 33:8, 34:14 . Пс.89:1, 98:6 . Сир.45:1 . Иер.15:1 . Мих. 6:4 . Мал.4:4 . 1Ездр.3:2, 6:18 . Неем.1:7, 8:1, 14, 10:29, 13:1 . 2Ездр.1:6, 5, 48, 7:6, 9:39 . Мф.8:4, 17:3, 22:24, 23:2 . Мк.9:4 . Ин.1:17, 45, 3:14, 5:45–46, 7:23, 8:5, 9:29 . Деян.7:20, 35, 37 . Евр.3:2, 3, 5, 11:23. 24 . и друг. – Сын Амрама, сына Каафа, сына Левия, сына патриарха Иакова ( Исх.2:1, 6:16–20 ), вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Родился в Египте за 1574 года или за 1576 лет до Р. Хр. (Сн. Герц. X. р. 34 и дал. и Богосл. со Св. Ист. Летосч. р. 3–4). Евреи прожили уже в Египте около 400 лет. Приближалось время исполнения обетования Божия Аврааму об избавлении их от рабства египетского ( Быт.15:13–16 ). Около этого времени цари египетские, опасаясь размножения их, стали угнетать и изнурять их тяжкими работами, и дано было наконец сперва тайное приказание повивальным бабкам, а потом – открытое всем египтянам – убивать младенцев еврейских мужеского пола и бросать их в реку ( Исх.1:6–22 ). Мать Моисея, Иохаведа, долго скрывая сына своего, и не могши более скрывать его, положила его в осмоленной корзинке при береге Нила в тростник. Здесь нашла его дочь фараона, вышедшая на реку мыться, и решилась сохранить жизнь его; он отдан был ею на воспитание своей матери; после представлен дочери фараоновой, взят ею вместо сына, наименован Моисеем и воспитан во всей мудрости египетской ( Исх.2:1–10 . Деян.7:19–22 ). Флавий рассказывает, что с течением времени ему поручено было начальство над войском против эфиоплян, и Моисей блистательно отразил притеснителей, осадил их столицу и заключил весьма выгодный договор (Древн. к. 2. гл. 10). Такие или подобные славные качества и действия могли открывать ему путь к престолу; но он, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение и обладать богатствами египтян ( Евр.11:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? 283 Ответ 1. Правая вера и дела благочестия, ибо истинный христианин есть дом Христов, созидаемый благодаря благим делам и благочестивым догматам. Истинная вера испытывается делами, потому что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ), так же как и дела без веры. Поэтому следует все силы прикладывать к соблюдению себя в чистоте от грязных дел, чтобы не было сказано о нас: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Вследствие чего и Господь говорит: «Если кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим ( Ин. 14:23 ). Стало быть, правой верой и добрыми делами созидается дом души, и таким образом Бог обитает в нас: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:12 ). 2. Диавол не ведает, есть ли в мысли твоей Домовладелец Христос или нет. Когда же он видит тебя гневающегося, кричащего, сквернословящего, бранящегося, осуждающего, ненавидящего, творящего неправду кому-либо, надмевающегося, кичащегося, много смеющегося и преисполненного гордыни либо не [стремящегося] постоянно молиться и не имеющего памяти смертной, тогда [диавол] понимает, что нет в душе твоей хранящего тебя и пекущегося о тебе Бога. 284 И поскольку нет Божиего светильника в сердце твоем, лукавый, подобно вору, входит [тайком] в дом души [твоей], грабит его, «и бывает [ для человека] последнее хуже первого» ( Мф. 12:45 ; Лк. 11:26 ). Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? 285 Ответ 1. Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старому, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь написано: «Яко правы путие Господни, и праведнии в них, а нечестивии изнемогут в них» ( Ос. 14:10 ). 2. Ибо [Господь] не предписал нам ни безбрачия, ни удаления от всего мирского, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям], молиться, терпеть скорби, быть кротким и мирным, не злопамятствовать, не осуждать [других], не лгать. Как говорит божественный апостол: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Поэтому никто не должен «непщевати вины о гресех» ( Пс. 140:4 ), ибо человеколюбивый Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? 286

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf 16. 2 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе праздности «Господи и Владыко живота моего, духа праздности не даждь ми». В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы коснулись жития преподобного Ефрема Сирина , составителя великопостной молитвы «Господи и Владыко живота моего». Эта великопостная молитва состоит из десяти прошений, составляющих три части, произносимые в три приёма, с земным поклоном после каждой части. В первой части мы просим Господа не дать нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Наконец, в третьей части просим Господа даровать нам зрение своих согрешений и не осуждать брата своего. Остановимся в сегодняшней беседе на первом прошении первой части молитвы преподобного. Молитва начинается с обращения к Богу, как «Владыке живота моего», т. е. жизни моей. Священное Писание говорит нам, что вся жизнь наша связана с Богом, зависит от Него и держится Им ( Деян. 17:25 ). В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых ( Мф. 5:45 ), всего растительного и животного мира ( Мф. 6:26, 28 ). Ничто и никто не может просуществовать и дня и часа без зиждительной силы Духа Божия, заложенной в природе всего тварного (в его законах и закономерностях) при самом его творении ( Быт. 1:2 ). Призывающая, просвещающая, освящающая и спасающая благодать Божия всюду окружает нас: и дома, и на улице, и особенно в храме, если мы душой и сердцем открыты для неё, жаждем и ищем её. Повсюду чувствуя, и особенно в своём сердце, Бога, мы не можем без молитвы и благословения Божия ни начинать, ни продолжать, ни завершать никакого дела на земле. Бог действительно Господин, Владыка живота нашего, всей жизни нашей. Поэтому неудивительно, что именно с этих слов и начинается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина , т. е. со слов! «Господи и Владыко живота моего». О чём мы просим своего Владыку? Мы просим, прежде всего, не дать нам «духа праздности». Почему не просто сказано: не дать праздности, но ещё добавлено: «духа праздности»? Остановимся на этих двух словах (понятиях) и, в первую очередь, на слове «праздность». По ближайшему своему смыслу, слово «праздность» обозначает ничегонеделание, незанятость, пустое времяпрепровождение, но не в силу отсутствия какого-либо дела или работы, обязанности или долга, или из-за потребности отдыха, или из-за болезни. Нет, но исключительно по беспечности, беззаботности, лености, рассеянности, легкомысленности и безответственности за своё поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

< >< назад > ТОЛКОВАНИЕ Глава VI. Как уже было сказано, гл. VI, связанная с гл. V не только внешне, но и внутренне, переносит читателя Евангелия из Иерусалима в Галилею. Она начинается с перехода Иисуса на другую сторону «моря Галилейского или Тивериадского» (ср. VI. 1 в новом переводе) и построена в первых двух частях так же, как и гл. V. Начинаясь с повествования (ср. ст. 1-26), она содержит во второй части связанное с повествованием учение (ст. 27-59), за которым следует отсутствующая в гл. V оценка учения и порожденной учением исторической ситуации (ст. 60-71). Знамение и учение. Содержание повествовательной части составляют два чуда Христовы: насыщение пяти тысяч человек (ст. 1-15), имеющее параллель у всех трех синоптиков (ср. Мф. XIV. 15-21; Мк. VI. 35-44; Лк. IX. 12-17), и хождение Иисуса по водам, с которым связано и чудесное окончание плавания учеников (ст. 16-26). Оба чуда имеют своим предметом вещество мира и, как уже было сказано, понимаются евангелистом как знамения, то есть как выражения духовных черт. В собственном смысле это относится к первому чуду, которое в значении знамения и получает свое раскрытие в последней речи Иисуса в Капернаумской синагоге (ср. ст. 59). Оно представляет собою тот символический акт, от которого отправляется учение. Соотношения знамений и учения в гл. VI повторяет соотношение дела и слова в гл. V. С чудом насыщения, не только в Иоанновском, но и в синоптическом о нем повествовании, у читателя Евангелия связываются евхаристические ассоциации. В таком его понимании оно дает естественную исходную точку для евхаристического учения беседы о хлебе животном. Евангелист Иоанн осложнил его некоторыми подробностями, которые усиливают это впечатление. Я разумею указание на близость Пасхи (VI. 4) 45 и обоснование, по насыщении, распоряжения Иисуса собрать оставшиеся куски Его заботою о том, «чтобы ничего не пропало» (VI. 12). Синоптики этой детали не передают и о близости Пасхи не говорят. Заслуживает внимания и упоминание манны в словах иудеев (ср. ст. 31). Оно возвращается в словах к ним Иисуса в ст. 49. Чудо насыщения было фактической исходной точкой, от которой отправлялось учение. Возможно, что и упоминание манны было вызвано тем, что и собеседники Христовы, и Он сам видели около себя. В Капернаумской синагоге, как показали произведенные на ее месте раскопки, было изображение чашечки с манной. Вполне возможно, что на нее упал взор совопросников Христовых, а затем и Его Самого. Но Господь противополагает «истинный хлеб с неба» одинаково и тому, который дал только что в пустыне, и ветхозаветной манне.

http://zavet.ru/b/casbez/008.htm

2. Вера и нравственность Нравственность предполагает веру в личного Бога, или религию, и находится в самом тесном союзе с нею. Потому апостол говорит: «Без веры... невозможно угодити [Богу]... всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровати яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» ( Евр. 11:6 ). 1) Без веры в личного или, что тоже, христианского Бога, или без религии, нравственности будет недоставать прежде всего надлежащего основания. Вера в безусловное и незыблемое значение нравственного закона (а мы усвояем нравственному закону такое именно значение) и в святость его необходимо предполагает веру в безусловного и святого Бога, Который «не яко человек колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется» ( Числ. 23:19 ; ср. Иак. 1:17 ), – " слово Которого пребывает во веки» ( Пс. 118:89 ; 1Пет. 1:25 ) и есть «истинно» ( Ин. 17:17 ; 2Цар. 7:28 ) и «свято» ( 1Пет. 1:15 ; Лев. 20:7, 8 ). 2) Вез веры в Бога или без религии не может быть, далее, надежды на достижение цели нравственной жизни. В нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем в себе недостаточность сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы могут быть восполнены не иным кем, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие заключается в физической природе, – как окружающей нас, так и заключенной в нашем собственном телесном организме. Первая течет своим собственным путем, не обращая никакого внимания на течение жизни человеческого духа. А телесный организм наш подвержен болезням, страданиям, увечью, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человеческом, в воле человека. Здесь мы ощущаем «ин закон противу воюющ закону ума нашего, и пленяющь нас законом греховным» ( Рим. 7:23 ); вследствие чего мы «не еже бо хощем, сие творим, а еже ненавидим, сие содеваем» ( Рим. 7:15, 19 ). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение Физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению конечной цели его ( Иов. 28:26 ; 1Цар. 2:6, 7 ; Притч. 20:24 ; Мф. 5:45, 10:30 ; 1Пет. 5:7 ; Рим. 8:28 ). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего, силою Св. Духа, «новое рождение» ( Ин. 3:3 ) человека и делающего его (при помощи благодати Св. Духа, преподающейся чрез молитву и св. Таинства Церкви) способным преодолеть «ин закон». Лишь при вере в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в преследовании нравственной задачи и полная преданность ей. Лишь при союзе с Богом и почерпнутой отсюда благодатной силе, а также и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Украина, остановись, подумай, восстань! Тем, кто еще готов думать и трезво оценивать адресовано 27.12.2022 753 Время на чтение 21 минут Фото: Из личного архива автора Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне… Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 2:9, 3:15) « Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо…противопоставить Украину России… взрастить предателей среди элиты и с их помощью изменить самосознание … народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское… не осознавая этого. Всё остальное — дело времени» ( Отто фон Бисмарк) Очнись Украина, подумай, куда Ты идешь на поводу у своей неудержимой, ни на чем не основанной ненависти? В фашизме нет ничего нового. Так и до Вас «практичные» немцы, утратившие нравственные ориентиры, поверили своему антихристу Гитлеру. Где воинственная Германия, рвавшая мир в двух мировых войнах? – клыки ее выбиты Россией в 1941-45 г.г. навсегда: нация не способна к войне. О, Киев – Мать городов русских! Что стало с тобой – за что сыновей своих Ты ведёшь на бой против братьев Твоих? Ты вообразил себя Европой, Киев? Неужели Ты не слышишь мудрости древних: «Когда гнев богов постигает человека, то… божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок» (оратор Ликург, Афины, 390 - 324 гг. до Р.Х.). А, может, Ты, Киев, пошёл по стопам Иуды: но разве не знаешь, каким был конец Его? Тебя поставили на колени, Украина – нет работы у мужчин Твоих: и за зеленые бумажки идешь Ты убивать братьев своих! Не за тридцать ли сребреников продаешь Себя Украина и братьев своих? Где Совесть Твоя? «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» ( Мф. 26:14-16).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/uk...

Иерусалим Иерусалим библейско-иудейский и – частью – современный в историко-археологическом отношении. Иерусалим, евр. , Jeruschalaim (полное написание с иод встречается лишь в Иер.26:18 . Есф.2:6 . 1Пар.3:2 . 2Пар.25и на монетах маккавейских, обычно же scriptio defectiva, без иод: ) арамейская форма , Jeruschelem ( 1Ездр.4:20, 5:1 ); у LXX-mu Ηερουсαλη’μв неканонических книгах Ветхого Завета ( Тов.1:4, 5:14 . 2Мак.1:1, 10:3, 6, 9. 37 ) – Ηερουсο’λυ’μα, как и в Новом Завете( Мф.2:1, 3 . Ин.5:1–2 . Деян.1и др.) – наряду с другим чтением; в Вульгате Hierusalem (Jerasalem), Hierosolyma (Jerosolyma). Иерусалим – священный город для последователей трех монотеистических религий мира, судьбы которых связаны с И., этим по преимуществу историческим городом, древнейшим из городов древней Палестины, насчитывающим уже около четырех тысячелетий своего существования. Для христиан всех исповеданий И. бесконечно дорог, как место зарождения христианства, как город, освященный жизнью, учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением его Основателя. Иерусалим, со времени Давида сделавшийся столицею царей иудейских и средоточием религиозной и национально-политической жизни библейского Израиля, построен не евреями и задолго до вступления их в Палестину, в эпоху Моисея и И. Навина. Древность И. восходит ко временам Авраама, если не ранее. Почти несомненно 45 тожество И. с Салимом , LXX Σαλη’μили Σαλει’μ; Vulg. Salem), в котором во время Авраама был царем и священником Мельхпседек, встретнвший Авраама в долин царской посл его победы над месопотамскими царями ( Быт.14:17, 18 ). В Пс.75 Салим прямо сопоставляется с Сионом, как понятия взаимно заменимые. Иудейское предание считало имя Иерусалим происшедшим из соединения: а) Ире («Иегова усмотрит»: Быт.22:14,18 ) причем в имени И. видели указание на первобытное положение города в земле Мориа ( Быт. 22, 2 ) на одной из гор этого имени ( 2Пар.3:1 ), где Соломон соорудил храм и где (ранее) Авраам совершил жертвоприношение Исаака (Midrasch.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010