Пер. П.К. Доброцветова См. также: Блаженный Феодорит Кирский и его Слово IV «О материи и космосе» из трактата «Лечение эллинских недугов» 1 . Как сообщают, Демокрит Абдерский, сын Дамасиппа, говорил, что наилучшее учение близко к природе, ибо преображает и перестраивает душу к лучшему и обновляет древние черты, которые природа изобразила изначально 1 . 2 . Мне эта мысль представляется весьма справедливой. А как передает Порфирий 2 , Сократ, сын Софрониска, пока был юн, уклонился в распутство, но усердием и образованием эти отпечатки в себе истребил, а те, что от философии, напечатлел. И Божественные Речения научили нас о многом тому подобном. Ибо и Спаситель наш советами и увещанием вырвал из ямы порочности мытарей, избравших многостяжательную и несправедливую жизнь, и блудницу похотливейшую, и беззаконнейшего разбойника и многих других, живших во зле, и показал их ревнителями совершеннейшей добродетели (см.: Мф.9:10 ; Лк.7:36–50, 23:39–43 ). 3 . И что я говорю о трех, четырех, десяти или пятнадцати? Но всю вселенную, в таком состоянии находящуюся, Он привлек через этих немногих, которых, разом преобразив, Сам переменил, и ту, которая была похожа на сумасшедших и умалишенных, явил целомудренной. Поскольку же мы ясно познали это, то и вам предлагаем сие спасительное учение; однако, видя, что вы противитесь, прекословите [р. 204] и отвергаете исцеление, мы не отчаиваемся, но омываем страсть неверия губкой слова. 4 . Мы уже сделали три вещи: показали лекарство веры как необходимое и полезное; затем показали, как следует мыслить себе Божественную сущность и что следует думать про невидимые, но тварные природы и, обнажив позор поэтических мифов, обличили чудовищность аллегорий философов 3 . Поскольку же и видимое творение они мыслили не истинно и не согласно друг с другом, но разделились, словно во время ночного сражения, на многочисленные толки, обращаясь друг с другом как с врагами, то полагаю полезным и это их мнение выставить на обозрение и сопоставить с догматами Божественного Писания, прямо показав, насколько «помыслы людей боязливы, и непрочны их замыслы» ( Прем.9:14 ), по слову одного из наших мудрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Раздел I. Апологетика Экзегетика, христология и апологетика о вопросе «неведения» Господа Иисуса Христа. Часть 2 Протоиерей Димитрий Полохов , кандидат богословия, доцент, старший преподаватель СПДС В первой части нашей статьи были рассмотрены святоотеческие толкования и мнения отдельных православных богословов относительно так называемых «уничижительных» мест из Священного Писания Нового Завета, которые противники христианства пытаются интерпретировать как свидетельства неполноты знания в Господе Иисусе Христе 1 . Это в основном слова из Малого, или Синоптического, Апокалипсиса, где Спаситель говорит о конечных судьбах мира: О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 , ср.: Мф.24:36 ) 2 . Как было показано, святоотеческое понимание евангельских текстов, из которых предположительно можно вывести гипотезу о несовершенстве или ограниченности знания Иисуса Христа, полностью исключает такие выводы. Большинство святых отцов и православных авторов отказывались признавать во Христе наличие какого-либо неведения. Они допускали лишь «мысленное» или только как бы «теоретическое» неведение человеческого естества Христа, однако оно никогда не становилось актуальным, так как ограниченность в знании по человеческой природе неизбежно восполнялась Божественным всеведением по Ипостаси вследствие взаимообщения свойств Божественной и человеческой природ Спасителя. Помимо экзегетических аспектов вопроса о так называемом «неведении» Христовом, в первой части статьи было уделено внимание попыткам поставить под сомнение наличие consensus patrum в этом вопросе. Подобные попытки поставить под сомнение само наличие «согласия отцов» в православном Предании относительно какого-либо богословского вопроса исходят не из традиций православного богословия, а являются прямым влиянием протестантской библейской теологии и историко-критического метода, который некоторыми богословами представляется главным критерием установления истины 3 . Прежде чем начать рассматривать собственно христологические и апологетические аспекты вопроса о «неведении» Господа Иисуса Христа, хотелось бы ещё вернуться к этому неосновному для избранной темы, но очень важному вопросу. Неприятие принципа consensus patrum – это не следствие так называемой интеллектуальной честности, а попытка интерпретировать Священное Предание вне контекста самой православной традиции 4 . О том, что «согласие отцов» существует и без него невозможно правильно понимать учение Церкви, пишет, например, профессор Йельского университета Ярослав Пеликан. В своём фундаментальном пятитомном исследовании «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971–1989), которое было издано ещё до его перехода из лютеранства в Православие, Я. Пеликан посвящает этой теме одну из глав второго тома – «Авторитет Отцов» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

САМООТРЕЧЕНИЕ Следуя за Христом, необходимо прежде всего отречься себя (3:179, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 881). Христианский подвиг состоит в самоотречении (2:36, см. ПОДВИГ , 685). Самоотвержение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47). Без самоотречения невозможно следовать за Христом Понеже мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешники и грехолюбивые рождаемся все, не иное бо что замышляем, как злое и суетное: Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакия тьмы непричастный ( Ин. 8, 12 ; 1Ин. 1, 5 ),– того ради и не можем Ему последовать, пока себе, яко злых, не отречемся. Откуда и Сам Он глаголет: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе ( Мф. 16, 24 ) (3:179). Чтобы устремиться к небу, необходимо отвергнуться от плотской греховной жизни Как бо хотящему на небо смотреть, надобно от земли очи отвратить и обратить на небо, и хотящему на солнце смотреть, должно к нему обратиться: тако хотящему небесному житию подражать, должно оставить земное и скотское, и хотящему на Бога смотреть верою, и Его святым нравам последовать, должно позади оставлять свое природное злонравие. И сие-то есть «отрещися себе», воли своея, своего злонравия, то есть, не делать того, что ветхий наш человек, живущий в нас, хощет, но тое, что воля Божия ищет и требует от нас, когда хощем Божиим свойствам и нравам последовать (3:97). Чтобы быть истинным христианином, следует отречься себя и всего злого Известно сие, что плоть и кровь ужасается нищеты, безчестия, ругания, поношения и прочиих скорбей, которыя христианам приключаются в мире сем. И того ради многие истинного христианства удаляются. Таковые, как видно, хотят и зде с миром, и в будущем веке со Христом царствовать, чему быть никак невозможно, как они себе ни ласкают. Должно плоти, то есть, плотских похотей, непременно отрещися, когда хотят Христовыми быть, и ненависти злаго мира, который христиан, яко же своих чад, ненавидит и гонит, не бояться. Крест и различныя скорби суть знамя христианское, под которым христиане Царю своему, на кресте распятому, воинствуют. Крест Христовым ученикам, иже суть христиане, всем предлагается (3:414).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

2. Ответы на возражательные против «Воззвания» вопросы беспоповца Когда в самый день присоединения нашего к церкви православной явилось напечатанное в виде отдельной книжицы мое «Воззвание» к старообрядцам беспоповского согласия, и было роздано тогда же участникам и свидетелям нашей духовной радости, один из таковых, уважаемый попечитель Московского Единоверческого общества А.Е.С., послал книжицу «Воззвания» к некоему из замосковных беспоповских начетчиков, имеющему немалое влияние в своем беспоповском кругу. Он ответствовал пославшему пространным рукописанием, исполненным крайне погрешительных мыслей и укоризненных против меня выражений (за сии последние да простит ему Бог, якоже и аз недостойный от чистого сердца ему прощаю!); вместе с сим рукописанием прислал он вопросы «от местных христиан» (по его выражению), которые вопросы просил передать мне для надлежащего на оные ответствования. При помощи Божьей, по мере сил моих ответствую на каждый из сих вопросов в отдельности; в заключение же скажу нечто и о послании беспоповского вопросителя к лицу, от которого получил он мое «Воззвание». Предисловие вопросов Почтеннейший и многославный инок Павел! Воззвание ваше, в образе пастырского гласа написанное ( Мф.23:10 ) к старообрядцам беспоповского согласия, хотя не сходно с правилами, не дозволяющими учение простолюдинам при исполнении церковного чиноначалия (в непреложности его существования буквально вами уверяемого), но фамилование ваше за наставника, в заголовке напечатанное 36 , понуждает испрашивать от вас в непостижении по следующим вопросам правого наставления. Ответ на сие предисловие Почтенный беспоповец замечает, якобы «Воззвание» мое носит образ пастырского гласа, а между тем правила воспрещают простолюдину учить при существовании пастырского чиноначалия, каковое существование принимается мной в полной его силе. Этим указанием на правила, возбраняющие простолюдину учительство при полноте церковного чиноначалия, желая обличить меня в незаконном усвоении мною якобы учительского звания, он вместе дает заметить, что будто бы, напротив, согласно правилам и законно поступают беспоповские наставники-миряне (к числу которых и сам принадлежит), когда принимают на себя звание учителей и пастырей, так как они церковного чиноначалия в церкви теперь не признают и священства не приемлют. Мне правила возбраняют учительство (на которое, впрочем, я и не дерзаю), потому что я признаю постоянно существующую в церкви Христовой полноту священства: а им те же самые правила будто бы дозволяют иметь власть учительства, потому что они священства в церкви Христовой нынешнего времени не признают. Такова сокровенная мысль в начале предисловия вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Беседа 6 Мф. 2:1–2 . Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов. – Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; – четыре доказательства этого. – Цель явления звезды и пришествия волхвов. – Бог в устроении домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей. – Для чего евангелист указывает время и место рождения. – Кто побудил волхвов к путешествию. – Бог не нарушает свободного произволения. – Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа. – Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах. – Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение. – Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения дьявола, как и зрелища. – Великий вред, причиняемый зрелищами. 1. Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место, и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал, и что это была за звезда. Но если угодно, предложим лучше наперед то, что говорят противники истины. Дьявол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда, – это значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то, как же Он истребил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода волхвование? Да и что узнают волхвы по звезде Его? Что Он был Царь иудейский? Но Он был Царем не земного царства, как и Пилату сказал: «Царство Мое не отсюда» ( Ин. 18:36 ). Да Он и не показывал Себя Царем: не имел при Себе ни копьеносцев, ни щитоносцев, ни коней, ни парных мулов, – словом ничего тому подобного; а вел жизнь простую и бедную, водя за Собою двенадцать человек, ничем незнаменитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа в тринадцатую неделю. О причине отступления человеков от Бога Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). Так определяет неложное Божие Слово. Человек некий бе домовит, иже насади виноград и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отиде (Мф.21:33) Это определение Слова Божия совершается и в частности над человеками, совершается и над целыми народами. Совершилось оно с особенною очевидностью над народом израильским, который первоначально был избран Божиим народом, впоследствии сделался народом по преимуществу отверженным. В недре израильского народа вочеловечился и совершил спасение человечества Богочеловек; ни к какому другому народу Он не обращался со Своею божественною проповедью; все благодеяния Свои Он излил исключительно на народ избранный; народ избранный отверг Богочеловека. Тщетно за пятнадцать столетий боговдохновенный законодатель Израиля возвещал ему страшные казни, если он преслушает Бога. Тщетно царственный пророк Израиля за целое тысячелетие произнес к Израилю увещание о принятии дарованного Богом человечеству Искупителя: приимите наказание — приимите Сына — да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его (Пс.2:12). Тщетно читался Моисей каждую субботу, тщетно воспевались при каждом богослужении псалмы Давидовы, тщетно повторялись угроза святого законодателя и увещание святого царя: иудеи отвергли Спасителя, простерли на воплотившегося Бога богоубийственные руки. Всесовершенного Бога они причислили к разряду преступников и предали поносной казни как уголовного преступника, как преступника из преступников. После ужасного злодеяния, которому нет подобного между всеми злодеяниями человеческими, не замедлила возгореться ярость Божия: возгорелась она вскоре, как то предсказал Дух Святый. Обыкновенно наказания для человеков возникают из самого нарушения ими Закона Божия, из самого заблуждения их.

http://pravoslavie.ru/31810.html

В.И.Попов Смутное и тяжелое время переживает наша дорогая родина... Злоба, вражда, ненависть и прочие человеческие страсти разыгрались во всю ширь и породили общественные нестроения и пороки: раздоры, всякого рода насилия и притеснения. Некоторые русские люди дошли даже до того, что, потеряв стыд и совесть и всякое чувство сострадания, совершают самые чудовищные преступления, самые зверские дела. Вот в такое-то время весьма необходимо указать на забытое основание всякой истинно-человеческой жизни – великое начало Христовой любви и, значит, и подлинной Божьей правды. Что же такое истинная или, иначе, нравственная христианская любовь? Она есть постоянное стремление человеческой души достичь единения с Богом, как единственно высочайшей истиной, добром и красотой, как конечною целью всех желаний сердца, жаждущего вечного и неизменного счастья или блаженства, а равно стремление всеми силами содействовать достижению этого же счастья и ближних наших, как детей Единого всем нам Небесного Отца-Бога и братьев наших во Христе-Искупителе. Так и Сам Господь в ответ на вопрос законника: «какая наибольшая заповедь в законе», сказал: " возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею, а всем разумением твоим... И ближнего твоего, как самого себя. Так поступай и будешь жить» ( Лк. 10:27 ср. Мф. 22:36–40 ). Такую энергию и силу чувства, а также и ума и воли, устремляющихся к Богу, выразил еще пророк Давид в следующих прекрасных словах: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие»! ( Пс. 41:2–3 ). «Кто мне на небе? – взывает он в другом псалме. И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя во век» ( Пс. 72:25–26 ). «Желание имею разрешиться (т.е. умереть) и быть со Христом», – говорит Ап. Павел ( Флп. 1:23 ). – Любовь , значит, есть какое-то таинственное, вложенное в самую глубину человеческой природы, тяготение души, как образа Божия, к своему Первообразу (а вместе с тем и к ближним нашим, как отображению одного Бога), есть полное предание себя, своей личности в другую личность, и одновременное «восприятие» другой личности в свою.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Введение Вступая в область изследования вопроса о церкви, богословствующая мысль, в силу ее коренных требований – восходить к первоначалу бытия и сущности вещей, стремится прежде всего отыскать первоначало или первопричину церкви, и спрашивает: где ее начало? откуда она происходит? Иисус Христос, во дни своих тяжелых страданий, будучи спрошен Пилатом: ты ли еси царь Иудейский? ответил так: царство Мое 1 несть от мира сего; аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися быша, да не предал бых был Иудеом; ныне же царство Мое несть отсюду ( Ин. 18:36 ). Таким ответом Господа отрицается всякая попытка отыскать первооснову церкви в области мира сего; но это отрицательное указание приводит к положительному заключению, что если царство Божие не земного происхождения, то, значит, начало его лежит где-либо в сфере премирной. Раскрытие побуждений, по которым Господь высказал в ответ Пилату то, а не другое учение о происхождении своего царства, более уяснит смысл Его слов. Мир давно ждал себе царства Божия. Главным предметом надежд и чаяний Иудеев, особенно в их угнетенном состоянии пред пришествием Мессии, было именно царство Мессии, о котором предвещали им Пророки. Плотское понимание существа и свойств этого царства отводило взор большинства от истинного Мессии, когда Он действительно явился на земле, потому что Его жизнь и учение далеко не соответствовали их чувственным понятиям и ожиданиям. Поэтому, когда Мессия- Христос, явившись на земле, учил о царстве небесном, в котором Он будет царем и которому ясно предрекал полную незыблемость ( Мф. 16:18 ); то они, не веря Ему, сочли Его возмутителем общественного порядка, преступником против Кесаря и существующего правительства, основывая на этом и законность требования у суда Ему смерти; этим же обстоятельством был вызван и вопрос Пилата: царь ли ты Иудейский? Господь, в противоположность народному мнению о Нем и царстве Его, которое (т.е. мнение) implicite заключалось и в самом вопросе Пилата, открывает последнему истинное происхождение своего царства, как бы так говоря: «царство Мое не отсюда, откуда ждет себе царя народ; оно не мирского происхождения, но высшего, небесного, божественного, и Я сам не простой человек, не из числа земных существ, но Бог и Сын Божий» 2 . Этим Господь высказывает ясную противоположность происхождения своего царства происхождению царств обыкновенных земных, подобного которым ждали себе Иудеи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Восписующие богатым похвалы, мне кажется, по всей справедливости должны быть не только осуждаемы за лесть и пресмыкательство, потому что они выдают себя за почитателей того, что вовсе не заслуживает почтения; но они должны быть признаваемы и за безбожников и обманщиков. За безбожников, ибо не радея о своей обязанности хвалить и прославлять Единого Совершенного и Святого Бога, из Которого все, Которым все и к Которому все (Рим. 11: 36), они честь, приличествующую Ему, воздают людям, обременяющим себя грехами, ведущим жизнь безнравственную, за что, - а это и главное, - подлежат суду Божию. За обманщиков такие люди должны быть считаемы потому, что богатство уже само в себе имеет силу надмевать души собственников, губить и сводить с пути, коим достигается спасение, а они богатых к тому же еще усыпляют, через угодливость им своими безмерными похвалами. Кроме того, пробуждают в них высокомерные мысли, в результате чего богатые все начинают считать пустяками, за исключением богатства, которым они такое удивление к себе возбуждают. Поистине, это значит к огню огня подбавлять, гордого гордостью нагружать, к богатству прибавлять еще отяготительнейшее затруднение: трудно осиливаемую природу обременять еще затруднительнейшей тяжестью вместо того, чтобы освобождать и отделять ту от этой, как от некоей губительной и смертельной болезни. Потому что кто превозносится и чванится, того может и обратное постигнуть - для него может наступить унижение и падение, чему и учит слово Божие (Мф. 23: 12). Мне кажется, вместо того чтобы унизительно льстить богатым и прославлять их за дурные их дела, гораздо человечнее по отношению к ним было бы помогать им напоминаниями, всеми возможными способами содействуя их спасению: частью Бога о сем моля. Который чад Своих с верностью и готовностью щедро наделяет могущими им на пользу служить благами, частью благодатью Спасителя их души исцеляя, их просвещая и к принятию истины приводя. Только тот, кто воспринял оную, кто добрыми делами блистает, только тот наследует в награду за это вечную жизнь. Необходима для достижения ее и постоянная, равномерно, даже до последнего дня жизни продолжаемая, молитва души твердой и чистой, а также образ жизни и расположений: добрый, закону верный, всесторонне определяющийся заповедями Спасителя. Глава 2

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/946/...

Глава 39 Иосиф в доме Потифара Быт.39:1 . Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. После некоторого отступления, гл. 38, от нити рассказа об Иосифе ( Быт. 37:36 ), священнописатель продолжает историю последнего. Если в Ханаане, как показывает история Иуды, 38 гл., потомкам Авраама предстояла опасность сближения и даже слияния с хананеянами, то отведение Иосифа в Египет, в конце концов вызвавшее переселение всего потомства Иакова в Египет, предуказывало на необходимость развития и вступления богоизбранного племени в общество Господне в исключительных условиях жизни в Египте, где потомки Иакова, с одной стороны, позаимствовали многие блага египетской цивилизации, но, с другой стороны, при значительной изолированности своей от египтян (гнушавшихся евреями и другими номадами, Быт. 43:32 ), сумели сохранить свою национальную цельность и чистоту религиозного наследия. Быт.39:2 . И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. Выражение «был Господь с Иосифом» иудейские толковники понимают так, что, оторванный от отца и родной семьи, Иосиф постоянно имел Бога в мысли и сердце своем, почему и Бог, как Отец небесный, являл ему особое попечение (Мидраш делает сравнение, напоминающее притчу Господа о попечении Бога об одной заблудшей овце более, чем о 99 не заблудших). «В доме господина», т.е., по иудейскому толкованию, не был принуждаем к черным (земледельческим) работам. Быт.39:3–4 . И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. Благословение Божие на Иосифе и делах его не укрывается от взора язычника – господина его (ст. 3), как благословение Бога над Исааком было примечено филистимлянами ( Быт. 26:28 ); над Иаковом – Лаваном ( Быт. 30:27 ), и он облекает его полным доверием и властью в доме и сделал надсмотрщиком над своими рабами (в Риме такой надсмотрщик называется atriensis; надзиратели этого рода часто встречаются изображенными на египетских скульптурах, ср. Мф. 24:45–47 ; Лк. 12:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010