Св. апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:42, 45) и братом св. апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Св. Петр был женат и имел Дом в Капернауме (Мф. 8:14). Призванный .Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лк. 5:8), он при Всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лк. 9:28). Сильный, пламенный духом и решительный, он естественно занял первое место в лике Христовых апостолов. Он первым решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессиею (Мф. 16:16), и за это удостоился наименования Камнем (Петром); на сем камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18). Троекратное отречение свое от Господа св. Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего по Своем Воскресении Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15-17). Он первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Св. Духа, произнесши сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. гл. 2-4). Первая часть книги Деяний (гл. 1-12) рассказывает по преимуществу о его апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12:17), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз, при рассказе об апостольском соборе (гл. 15). Все остальные сведения о нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом. Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Кор. 1:12, По преданию, св. Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Испанию, Карфаген и Британию. К концу своей жизни св. Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину вместе со св. апостолом Павлом в 67 году, будучи распят вниз головой. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

http://sedmitza.ru/lib/text/430598/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Сведения о писателе Хотя в этом послании писатель нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и евангелисту св. Иоанну Богослову. Самый стиль послания живо напоминает нам Евангелие от Иоанна, как и многие слова и выражения. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбаря Зеведея и жены его Соломин, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал " воанергес " , что значит " сыны Громовы " (Мк. 3:17). Повинуясь зову Господа (Мф. 4:21 и Лк. 5:10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1; 26:37). Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной Вечере, когда Иоанн возлежал на персях Своего Божественного Учителя (Ин. 13:23,25), и в особенности при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Ин. 19:26). Благодарно вспоминая все это, св. Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии о себе как об ученике, " которого любил Иисус " (Ин. 19:26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Ин, 18:10; 21:15), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Ин. 19:26).

http://sedmitza.ru/lib/text/430604/

IX. Тезисы для дискуссий на тему: «Воссоздание Св. Руси» 1 . Вопрос о взаимоотношениях церкви и государства есть только часть общего вопроса: о взаимоотношениях Абсолютного и относительного, Бога и мира, Неба и земли, Духа и плоти, Евангелия и культуры, вечного спасения человека и его призвания к творчеству здесь, на земле, в веках и тысячелетиях истории. Однако вопрос этот в общем широком и принципиальном значении, обострившийся в христианском сознании XIX века, до сих пор должен считаться почти нераскрытым. Церковь и прежде решала его фактически, в своем жизненном историческом опыте, а не теоретически. И в наши дни говорит о нем не словами, а своими делами. Один лишь западный ум Блаженного Августина дал опыт теоретически-богословского построения христианской историософии. Ему последовали некоторые римские папы, подобно Григорию VII, развившие теократическую схему истории христианского человечества. Богословский Восток остался глух к этой теме даже до сего дня. 2 . Библейско-Евангельское откровение об этом предмете и в Ветхом и в Новом Заветах по существу одно и то же. Сам Законодатель Нового Завета предупредил: «Ни одна йота и черта Закона не пройдет напрасно, пока не исполнится все» ( Мф.5:18 ). Конечно не в букве, а в духе, по существу. Прошло, как прообраз, ветхо-заветное, израильское, узко-национальное «царство», перелилось в более совершенную, но еще не окончательную новозаветную фазу – вселенского «Царствия Божия», в кафолическую Церковь Христову. «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). Но древнее (т. е. царство Израиля) не исчезло, а лишь возвысилось, преобразилось и осталось на своем месте, как требующая не отмены, а лишь преображения, неизбывная категория бытия. Поэтому и Христос предписывает отдавать этой категории должное: «кесарево кесарю» ( Мк.12:17 ). И ап. Павел признает государственную власть и гражданский долг повиновения ей Божиим установлением ( Рим.13 ). И ап. Петр прямо предписывает: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–17 ). 3 . Итак, апостольская вселенская церковь и в Нов. Завете продолжала утверждать, как и ее ветхозаветная предшественница, церковь закона и пророков, сотериологическое служение государства, а значит и всей земной культуры высшим целям Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) 19.06.2021 1429 Время на чтение 5 минут Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17). еси - Ты есть - 2-е лицо единств. числа настоящего времени от глагола «быти». иже - перевод на славянский язык определенного артикля греческого языка. явлей - явивший (причастие прошедшего времени). Это причастие с артиклем: «иже явлей» - может быть переведено либо как «явивший» (артикль опускается, но в его определенности подразумевается то, что речь идет именно о Христе), либо как «Тот, Кто явил». иже премудры ловцы явлей - явивший ловцов премудрыми. Синтаксический оборот «Двойной винительный», в котором «второй винительный» выражен прилагательным (См. раздел «Синтаксис»). ловец - греч. αλιες - рыболов, рыбак, моряк. От слова λς, что означает: 1) море, 2) соль. теми - через них. Славянский творительный падеж часто выражает отношения посредничества или предстательства. Напр., «Богородицею помилуй нас» - предстательством Богородицы нас помилуй. Или: «реченное от Господа пророком» - прореченное Господом чрез пророка (Мф. 1. 22). уловлей - уловивший (причастие прошедшего времени). Здесь славянскому «уловити» соответствует греческое σαγηνεω - не просто ловить, но ловить сетью, уловлять словно сетью, опутывать. Перевод: Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, - всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Протоиерей Владислав Цыпин. О проекте «Положения о церковном суде» Судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Церковь Христова— это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это— Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из «Катехизиса» святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» . Поскольку в состав земной воинствующей Церкви входят люди, хотя и призванные к Богоподобию и святости, но немощные и грешные, способные совершать преступления против заповедей Божиих и нарушать церковные установления, в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами. Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками, но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он вручил созданной Им Церкви власть решать споры, которые возникают между ее чадами, а также применять прещения по отношению к ее согрешающим членам, вплоть до совершенного отлучения их от церковного общения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет от тебе как язычник и мытарь» (Мф.18, 15–17). Апостол Павел укорял Коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор.6; 1, 3–7).

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

Введение. Церковь и право Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь - это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и об о жения. Церковь Христова - это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это - Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.» В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24-25), - и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти - Божественную и человеческую - стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» - по-сербски, Kirche - по-немецки, church - по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, 1 " eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432341/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Сборник материалов к огласительным беседам подготовлен Методическим центром по миссии и катехизации при кафедре Миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на основе огласительных бесед свящ. Георгия Кочеткова и опыта катехизации Преображенского содружества малых православных братств. Рекомендуется в качестве пособия для катехизаторов и оглашаемых. Цитаты из Священного Писания книг Ветхого Завета Смертные грехи в Ветхом Завете Для понимания того, что такое смертные грехи, необходимо понять, хотя бы в общих чертах, чем являлся Закон для Израиля (а, соответственно, и является для Нового Израиля – Церкви Христовой). Слова Иисуса о том, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить, а также Его утверждение, что ни одна йота или черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все (Мф 5:17–18), заставляют Его учеников очень пристально вникнуть в то Учение, о котором сказаны такие слова [Слово тора, которое традиционно переводится как «Закон» более адекватно переводить как «Учение», так как оно происходит от глагола йара – учить. – Прим. ред.]. Закон – непременное условие существования израильской общины, ее основа. Причем Закон не как миропорядок, а как способ устанавливать отношения с Богом, как возможность диалога с Ним (Втор 9; 10:4; 18:16). Закон нужен для освящения народа, посредством чего постепенно восстанавливается общение с Творцом (Исх 19:7–8). В библейском законодательстве единственным законодателем является Сам Бог. Поэтому преступление Божьего закона – это нарушение Божественной воли, т. е. грех, и, таким образом, противозаконный поступок – «хула на Господа» (Чис 15:30). Из этого вытекает очень важный вывод: грех – это действие, которое люди не могут ни простить, ни изгладить, (например, закон об убийстве и прелюбодеянии; видно, что прощение мужа не может компенсировать преступление, ср. Лев 20:10). В наиболее общем виде Закон сформулирован в Декалоге, или Десятисловии. Эти высказывания названы заповедями (евр. мицвот).

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

     Пятая глава Послания апостола Павла к ефесянам, из которой мы читаем на нынешнем воскресном богослужении, представляет собой ряд нравственных наставлений, которые обычно размещает Павел в конце своих Посланий. Помимо прочего, проповедник касается очень важной и во все времена актуальной темы – познания воли Божией. «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5:10), – говорит он. А чуть ниже, в 17-м стихе той же главы, Павел уже прямо повелевает: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17). Интереснейшая тема, братья и сестры, и касается всех нас. О ней много пишут, говорят. И может быть, поэтому получается так, как это часто бывает в подобных случаях: при множестве разговоров (а то и просто болтовни) замыливается, затушевывается самое главное и очевидное. Человек уходит куда-то в сторону, проходя мимо того, что прямо перед ним. Вот и давайте мы поговорим сегодня о познании воли Божией, не углубляясь особо в тему, но отмечая то, что лежит на поверхности и именно поэтому часто остается без внимания. Первое, что нужно сказать. Воля Божия уже давным-давно открыта нам, открыта в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся – что делать? как поступить? – забывая, что воля Божия и ее действие в мире изложены нам человеческим языком, записаны в Книгу. Конечно, в Писании в основном изложены общие положения, правила жизни вообще, там нет обсуждения всех частностей, которые возникают в нашей жизни. Но ведь все частные решения человека рождаются из тех самых общих положений, из того, что называется мировоззрением. А Библия именно формирует христианское мировоззрение, устанавливая в жизни христианина некие общие принципы жизни – библейские принципы. Например, Писание говорит нам, с одной стороны, в чем заключается воля Божия, и с другой – на что нет воли Божией. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14); и в то же время: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин. 6:40). Отсюда мы уже можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения, ибо Бог хочет, чтоб мы спаслись и имели жизнь вечную. Все, что против заповедей Божиих и противоречит нашему спасению, не есть воля Божия. Все, что помогает нашему спасению, вписывается в волю Божию.

http://pravoslavie.ru/117426.html

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Богоявление - праздник вод, «скачущих в жизнь вечную». Филипп Тараторкин, Страна.Ru, 17.01.2001 18 января Православная Церковь вступает в празднование Богоявления или Крещения Господня. Всем известной отличительной чертой этого праздника, которым завершаются дни после Рождества, именуемые святками, является освящение воды, так называемое великое водоосвящение. Освящение воды совершается как в канун праздника, в Крещенский Сочельник (праздник Крещения, как и праздник Рождества Христова, предваряется Навечерием - Сочельником, днем строгого поста), так и в сам праздник. Освященная в праздник Крещения вода, которую принято называть греческим словом " агиасма " , почитается православными христианами как великая святыня, сохраняемая в домах в течение всего года - до следующего праздника Крещения Господня. В богослужебных текстах чина великого освящения воды есть прошение о том, чтобы Господь сотворил эту воду " скачущей в жизнь вечную " и даровал ей благодать исцеления души и тела тех, кто ею окропляется. Празднуемое в день Богоявления событие подробно описано в Евангелии. Богочеловек Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения приходит к Иоанну Крестителю, проповедовавшему покаяние в иудейской пустыне и в знак этого покаяния омывавшему иудеев в водах Иордана. " Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф 3, 13-17).

http://zavet.ru/news-s010117.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010