Духовный опыт: истинный и ложный Истинный духовный опыт открывает божественность человека, а ложный духовный опыт не дает благодати Божией действовать в человеческой жизни. Поэтому истинность опыта является необходимым условием духовной жизни. Как же нам распознать это? Разумеется, речь идет не об интеллектуальной аргументации. Абсолютный характер для нас имеют слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30), «никто не может служить двум господам» (Мф. 6: 24), «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) и «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Кроме того, в Евангелии мы видим, как Господь отвергает человеческое право одного из Своих учеников – присутствовать на похоронах своего отца (см.: Мф. 8: 22), предрекает мученичество и испытания для всех, кто следует за Ним (см.: Мф. 24), обличает теплохладность (см.: Откр. 3: 16), требует поста и молитвы и ставит целью совершенство (см.: Мф. 17: 21, Еф. 4: 13; Иак. 1: 4). Бог абсолютен, вечен, и Божия истина наполняет человека, но оставляет в нем ощущение, что она превосходит его. Это нечто необъятное. Но от желающих последовать Ему Бог ищет не чего-то превышающего их силы и возможности – все это восполняет Его благодать, – а искренности в согласии следовать за Ним, твердости в воле и последовательности в решениях. Только такой человек пригоден к жизни с Богом, может следовать по Его стопам и различать Его следы. Подлинный христианин В Писании мы часто видим, как апостолы для убеждения читающих ссылаются на аутентичность своего личного свидетельства: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1); «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19: 35). И самаряне (см.: Ин. 4: 42), и святой Иоанн Креститель (см.: Ин. 1: 34) также прибегают к непосредственности своего опыта. Свидетельство опыта – это самый убедительный аргумент в пользу истинности того, что мы говорим.

http://pravoslavie.ru/42300.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Календарные заметки на 12 июля: память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Сегодня Русская Православная Церковь празднует память самых известных и наиболее почитаемых в христианском мире апостолов Петра и Павла. Статья Общеизвестно, что с именами первоверховных апостолов связаны целые пласты преданий и бесчисленные тома книг как художественного, так (в основном) назидательного и научно-богословского характера. При этом, однако, до сих пор остается нерешенными огромное количество вопросов, относящихся к биографии, письменному наследию и истории почитания святых Петра и Павла. В сегодняшних заметках, приуроченных к празднованию их памяти, хотелось бы остановится на одном из наиболее дискуссионных (если не самом дискуссионном) моментов, касающихся личности и авторитета одного из прославленных апостолов Петра, и связан этот момент с содержанием и смыслом фрагмента Евангелия от Матфея (далее - Мф ) 16:15-19. По единодушному мнению исследователей одна из частей рассматриваемого фрагмента - Мф 16:16 - является одним из ключевых мест в этом Евангелии, «центральным поворотным пунктом в повествовании» ; представляет оно собой керигматическое утверждение относительно мессианского и божественного статусов Господа Иисуса. Публичное провозглашение керигмы вкладывается в уста одного из Двенадцати - апостола Петра. Но кроме этого провозглашения, которое описано примерно в тех же словах и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки , в Мф , в отличие от упомянутых Евангелий, имеется ещё продолжение данной сцены в стихах 17-19, где содержатся уникальные речения Христа.

http://bogoslov.ru/article/947840

Скачать epub pdf Часть 1 Пастырь пред хиротонией и по рукоположении Приготовление к пастырству Идеал христианского пастыря навеки дан в Лице Господа Спасителя. Возвысится ли кто за поисками высшего идеала к звездам небесным, сойдет ли в глубины морские – другой подобной чарующей красоты Небесного облика, как у Спасителя, не найдет нигде. В Первопастыре Христе, как Первосвященнике, – совершенство пастырей, желательный элемент их создания, образец жизни и сама жизнь их. Самые имена Господа, как читаем в одной рукописи XI в., говорят о способах пастырского подражания Ему. Он – Помазанный елеем, Назорей, Сын Вышнего и Спаситель, как образец милосердия, посвященный Богу от чрева Матери, пример возвышенного созерцания духовного мира и Созидатель людей (см.: Мф. 1:16, 2:23, 1:21, 25 ; Лк. 1:32 ). Он – Еммануил – безотлучно пребывающий с пасомыми день и ночь, Сын Человеческий, как похожий на нас с наших лучших сторон (см.: Мф. 1:23, 13:37 ); Чистый, как девственная лилия полей; Смиренный, как приниженная фиалка; Любящий, как алая роза, по слову премудрого: Яко сад шипковый во Иерихоне ( Сир. 24:15 ). Таковы должны быть и пастыри Христовы. Свет их деятельности и настроения пусть не может открыться во всем полуденном блеске, но может разгораться тихо, как утренний свет. Служение Господа и пастырей воссозданию человечества мыслится в десятой главе Евангелия Иоанна (см.: Ин. 10 ) и Евангелия Матфея в словах: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф. 4:19 ). И еще сюда же относятся евангельские изречения: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13:15 ). Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и принесли плод, и чтобы плод ваш пребывал (ср.: Ин. 15:16 ). Добрый Пастырь Христос (см.: Ин. 10:11 ) – высший первообраз пастырей, идеал их, показывающий, какова должна быть всякая живая пастырская личность. Проникнутые Его бесконечным величием, пастыри могут вслед за пророком Иеремией сказать: Ты влек меня, Господи, – и я увлечен… было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог ( Иер. 20:7, 9 ). Спаситель указывает современным пастырям общее направление в до-стижении ими цели служения их, по слову Апостола: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исихий Иерусалимский. Творения Исихий Иерусалимский прославился прежде всего как экзегет и учитель духовной жизни. Придерживался аллегорического метода, причём видел в Ветхом Завете не только прообраз новозаветных событий, но и парадигму духовной жизни, так например жизнь Моисея — описание преображения ума в его движении к Богу. Кроме толкований Писания, Исихию Иерусалимскому принадлежат церк. — историч., агиографич. и назидательные сочинения. В книгу вошли два творения Исихия Иерусалимского: «Второе слово на Св. Пасху» и «К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве». Сочинения Второе слово на Святую Пасху I. Haшa священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней — Воскресение. Не знаю, как изобразить красоту ее, как описать сияние, как поведать радость, крестом, как изъяснить царственное величие, воскресением? Какой рукой коснусь я этой трубы? II. Kakuмu словами воздам приветствие гробу, порождающему жизнь, могиле, свободной от тления, нетлению же гостеприимной, чертогу тридневному, упокоившему жениха, покою брачному, воздвигшему супругу неистленной после свадьбы? Мертвого удерживает гроб, пред Богом сотрясается земля; мертвым Его объявляет тело, Богом — чудо; мертвым — погребение, Богом — воскресение, мертвым — слезы жен, Богом — слова ангелов. Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть. И вновь как мертвого стерегли Его воины, но как Бога завидя, вострепетали привратники ада. III. Tы скажешь, что Он и тот, и этот;  — один и другой, и не один в другом, и не один через другого; ибо Воплощенное Слово, будучи Единым, соединило по Своему произволению и то, и другое воедино неизреченным образом; Плоть Оно даровало, дабы послужить (беспорочным) страстям; Божество послужило Ему для знамений и чудес; но как недопустимо Слово отделять от плоти, так же необходимо страсти сочетать с чудесами. Ибо Кто, как мертвый, нисшел во ад, Тот, как Бог, освободил мертвых, и потому ангелы служат гробу, являются одетые в белые одежды как друзья при женихе женам (-мироносицам) и говорят им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал» (см. Мк 16:6; Мф 28:6). То есть небо для Него место (ср. Мк 16:6), туда отправьте ароматы (Мк 16:1). Он воскрес, не мы Его воздвигли. Ради вас мы отвалили камень (ср. Мф 28:2), ибо прежде чем мы сошли , гроб опустел. Он воскрес, как и сказал Сам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Статистика Петр, ап. Апостол Пётр (греч. Απστολος Πτρος; умер около 64 в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πτρος — камень, скала) ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19). Рубенс, «Апостол Пётр» Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: « Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18-19) » По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса. Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет. Апостол в Деяниях и церковных преданиях По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По 25 лет занимал пост епископа Рима — с 43 по 67—68 гг.. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Пётр прибыл в Рим в начале 60-х гг. I в.

http://lib.cerkov.ru/authors/88

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: " Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, " столп и утверждение истины " (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о " вере, однажды преданной святым " (Иуд. 3). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. " О единстве Церкви " ). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство " нового человека во Христе " . Воплощением и вочеловечением Сын Божий " снова начал длинный ряд человеческих существ " (св.Ириней Лионский), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) 19.06.2021 1429 Время на чтение 5 минут Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17). еси - Ты есть - 2-е лицо единств. числа настоящего времени от глагола «быти». иже - перевод на славянский язык определенного артикля греческого языка. явлей - явивший (причастие прошедшего времени). Это причастие с артиклем: «иже явлей» - может быть переведено либо как «явивший» (артикль опускается, но в его определенности подразумевается то, что речь идет именно о Христе), либо как «Тот, Кто явил». иже премудры ловцы явлей - явивший ловцов премудрыми. Синтаксический оборот «Двойной винительный», в котором «второй винительный» выражен прилагательным (См. раздел «Синтаксис»). ловец - греч. αλιες - рыболов, рыбак, моряк. От слова λς, что означает: 1) море, 2) соль. теми - через них. Славянский творительный падеж часто выражает отношения посредничества или предстательства. Напр., «Богородицею помилуй нас» - предстательством Богородицы нас помилуй. Или: «реченное от Господа пророком» - прореченное Господом чрез пророка (Мф. 1. 22). уловлей - уловивший (причастие прошедшего времени). Здесь славянскому «уловити» соответствует греческое σαγηνεω - не просто ловить, но ловить сетью, уловлять словно сетью, опутывать. Перевод: Когда Всевышний, снизойдя, смешал языки (т.е. язык как средство общения), Он [этим] разделял народы, когда же Он раздавал огненные языки, - всё призвал к единению. И мы согласно славим Всесвятого Духа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2021 33 мин., 01.02.2021 1-я страница обложки: В ночном заснеженном лесу стоит погруженный в поиски маленький мальчик с небольшим стеклянным светильником в руке (фото Елены Шумиловой). Картинку поясняют раздумья героя: ОН ЗДЕСЬ. ОСТАЛОСЬ ЕГО НАЙТИ. Внизу страницы - поздравление: С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Пролог : Иван Бунин. При свече («Голубое основанье,/Золотое острие...»).Стихотворение. 1912//Фома. - – январь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 19 января. Крещение Господне. [Крещение Господне называют также Богоявлением. Дело в том, что в момент Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан произошло великое и удивительное событие:          людям были явлены все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, произнесший с небес слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17)]; воплотившийся Бог Сын — Иисус Христос; и Бог Дух Святый, ... Который сходил как голубь, и ниспускался на Него       (Мф 3:16). Ил.: Голубь на Кресте (из церковного убранства). - С.4; 2 января. День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.      [Иоанн Кронштадтский. Цитата: «Чтобы люди почитали и любили друг        друга, не гордились, не надмевались друг перед другом, премудрый        Господь дал разным людям различные свои преимущества естественные и благодатные так, чтобы они имели нужду друг в друге. Таким образом   каждый из нас невольно должен признаться в той или другой немощи и смириться перед Богом и людьми»]. Ил.: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фото. - С.4; 27 января. День памяти архимандрита Даниила (Воронина), духовника монастыря в честь благв. князя Даниила Московского. [Архимандрит Даниил (1952-2020) один из первых насельников вновь открывшегося Данилова монастыря после его закрытия в октябре 1930 года. В период реставрации монастыря с 1983 по 1988 гг. отец Даниил выполнял послушания просфорника, келаря, казначея. В 1989 году он был назначен          духовником обители и нес это служение в течение 30 лет. Он окормлял не только братию монастыря, но и священнослужителей из других храмов и епархий, а также игумений и монахинь. Из храма до кельи батюшка шел обычно часами: благословлял людей, невзирая на время, погоду,          здоровье... 27 января 2020 года архимандрит Даниил после тяжелой          продолжительной болезни мирно отошел ко Господу]. Ил.: Архимандрит Даниил (Воронин). Фото. - С. 4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-213-...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:33 мин. Размер 8.4 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Чем чаще мы читаем, чем глубже вчитываемся в слова Евангелия, тем более и более открывается нам дорогой и внутренний смысл этих божественных слов. И сегодняшнее сказание – такое небольшое, всего несколько стихов – это глубокая притча о вере и чудо самой веры, умножившей хлебы и рыбы. Вера питает душу, как хлеб тело, это и есть «хлеб насущный», о котором мы молимся словами молитвы Господней. Доселе Господь творил чудеса над одними больными, над теми, кто обращался к Нему, а теперь оказывает всеобщее благодеяние тем, кто следует за Ним и кто слушал Его слова. Теперь не только просившие, но и все получают дар. Так Он прямо ведет всех к вере. Когда апостолы на склоне дня заметили, что народ голоден, то Христос не сказал: «Я напитаю их», но говорит Своим спутникам: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14: 16). Хлеб духовный рядом, и мы стоим рядом со Христом. Его призываем на помощь, но думаем, что для этого надо куда-то идти, идти в какую-то даль, заманчивую, светлую. Что в этой повседневности забот, усталости, поиска хлеба от нас далек Бог. Но Он всегда питает душу нашу словом Своей Истины, лишь бы мы не отказывались от Него. В воспоминание этого чуда на литии читается молитва об освящении всех вкушающих с верою и благодарностью. «Жаль мне народа», – говорит Христос Спаситель Своим спутникам. «И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14: 19). Как по-особому ощутима близость Христа Спасителя через это чудо раздаяния пищи алчущим. Таинство преломления этих хлебов и их изобилия – прообраз будущего таинства духовного хлеба, питающего христиан. Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя «Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь». Прообразом Его будущего жертвенного страдания и умножения Его благодатных даров явилось чудо умножения хлебов, о котором повествовал апостол Матфей. «Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества», – говорит Иоанн Златоуст.

http://pravoslavie.ru/72711.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010