1 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 2 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 3 Свт. Модест, патриарх Иерусалимский в 614—628, 633—634). Сменил патриарха свт. Захарию, уведенного в плен персами после взятия Иерусалима в 614 году. 4 Около 4 км от Иерусалима; предположительно монастырь св. Илии (Mar-Elias), чьи монахи очевидно укрылись в Иерусалиме. И так как этот монастырь был окружен стеной, то он давал больше безопасности для обитателей, чем открытая Лавра св. Саввы ( Patrich Joseph . Sabas, Leader of Palestinian monasticism. P. 327). 5 То есть из стесненного положения привел к ослаблению скорби. 6 То есть Лобное место; по древнему преданию, именно под тем местом, над которым стоял Крест Христов, была могила Адама и его череп. 7 То есть храм Воскресения Христова. 8 То есть церковь Вознесения Христова на Елеонской горе. 9 Значительная часть средств на восстановление была выделена свт. Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским. 10 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 9. 11 В греческом тексте «Послания к ефесянам» св. Игнатия стоит «святоносцы» ( ). В издании Миня словом «понижается» смысл: «усердным посетителем святых мест». 12 То есть еще на земле достигает Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33), то есть святости и жизни в Боге. 13 У Антиоха Монаха стоит вместо к (проявление) в «Ареопагитиках». 14 Ср.: Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 1, 4. 15 Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. 2, 1. 16 См.: Там же. 2, 2. 17 Ср.: Там же. 2, 3. 18 Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. 19 Ср.: Свт. Григорий Богослов. Письмо 150, 2; Слово 43, 60; Мысли, писанные двустишиями; ср.: Диоген Лаэртский. О жизни философов. I, 93. 20 Ср.: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник, а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 14, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Arhiva Pelerinajul la Valaam al Preafericitului Patriarh al Ierusalimului Teofil a luat sfârit 29 mai 2013 22:14 29 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, посетил Ильинский скит Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря . Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви сопровождала делегация в составе митрополита Назаретского Кириака, генерального секретаря Иерусалимской Патриархии архиепископа Константинского Аристарха, Патриаршего наместника в Вифлееме архиепископа Иорданского Феофилакта, представителя Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрита Стефана (Диспиракиса), игумена монастыря в Рамалле архимандрита Галактиона (Авара), архидиакона Афанасий (Фемистоклеоса). От Русской Православной Церкви Его Блаженство сопровождали наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , сотрудники ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) и А.Г. Чуряков. На причале у Ильинского скита Его Блаженство встречали скитоначальник иеродиакон Илия с братией. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви осмотрел Ильинский храм. Члены делегации пропели славление святому пророку Илии и зажгли свечи. Блаженнейший Владыка обратился к епископу Панкратию: «Ваше Преосвященство, наместник священного Валаамского монастыря! По-гречески слово, которое определяет паломнические поездки, подобные нашей, буквально означает «созерцание». И действительно, мы буквально становимся созерцателями тех подвигов, которые несут братья в этом святом месте. Мы становимся причастниками духовных, созерцательных трудов, которые присущи монашеской братии Русской Православной Церкви. Я говорю это потому, что Православие в Русской Церкви живет именно тем, что черпает свои силы в подвигах монашеской братии. Для нас это благой знак. Но еще больше нас укрепляет вера в Господа нашего Иисуса Христа. В этом основание Церкви Христовой. И это было запечатлено в словах Спасителя: «Врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3006874...

     В день памяти преподобного Саввы Освященного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию в Троицком храме Доброполья. По окончании литургии владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, день памяти преподобного Саввы Освященного традиционно праздничный в нашей Церкви, потому что Устав, по которому мы совершаем богослужения — это Иерусалимский Устав, Устав Саввы Освященного. Кто бывал на Святой Земле, в Вифлееме, тот обязательно посещал обитель святого Саввы — знаменитый монастырь, в котором находится много святынь. Там подвизались многие святые, например, Иоанн Дамаскин, память которого мы праздновали вчера, — его словами мы молимся в двунадесятые праздники, в Пасхальную ночь. Для Церкви традиция и предание имеют очень большое значение, потому что апостолы однажды христианам сказали: «Мы проповедуем вам то, что сами приняли от Господа Иисуса Христа» (ср. 1 Кор. 11:23). Очень важно научиться эти традиции передавать из поколения в поколение, чтобы звучали в каждом столетии, в каждом десятилетии не человеческие измышления, мудрствования, а проповедь апостольская, то слово, которое они восприняли от Господа Иисуса Христа и передали своей Церкви. Мы говорим: «Верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь», — потому что хранить это Предание Господь поручил не какому-то одному человеку, одной национальности, одной стране, а всей Своей Церкви, которая является столпом и утверждением Истины. Церковь это Предание хранит свято. Враг рода человеческого по-разному боролся с Церковью и восставал против неё. Главной его задачей было сделать так, чтобы человеку Бог стал не нужен, ушёл на последнее место в его жизни, о Боге человек или не размышлял, или представил Его какой-то выдумкой, сказкой, восстал против Бога: разрушал храмы, ругался над святынями, утверждая таким образом своё неверие и безбожие. Церковь — это не человеческий институт, а Тело Христово, её Глава — Господь Иисус Христос. Несмотря на различные испытания, которые ей приходится претерпевать, она стояла и будет стоять до скончания века, и врата ада её одолеть не смогут (ср. Мф. 16:18).

http://pravoslavie.ru/109416.html

     Жизнь святителя Афанасия Великого была нелегкой. Однако ее значение для Вселенского Православия не ограничивается лишь исповедническим подвигом Александрийского Патриарха. В житии именно этого святого на примере конкретных исторических обстоятельств слова Христа о непоколебимости Церкви даже перед вратами ада (см.: Мф. 16: 18) приобретают ясные очертания беспрекословной истины. И это очень важно. Ведь не секрет, что в определенные моменты истории сторонний наблюдатель может найти слишком много аргументов для критики как церковного устройства, так и ее способности оставаться «столпом и утверждением Истины» вопреки действиям конкретных личностей. Вопрос актуален всегда: где доказательства того, что Церковь действительно управляется Духом Святым? Обратимся к фактам из жизни святителя Афанасия Великого. 9 июня 328 года в возрасте 28 лет святой был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Однако его бескомпромиссная позиция в борьбе с арианской ересью сильно раздражала приверженцев этого учения, которые после поражения на Вселенском Соборе все же сумели со временем приобрести значительное влияние в Римской империи. Они начали целую кампанию против святителя Афанасия. В 334 году был созван Кесарийский собор, на котором святителя осудили. Но вскоре ложь ариан стала явной, и святой был оправдан. Однако уже в следующем году Тирский собор по наветам противников низложил святого, а в 336 году он был осужден императором на изгнание в Трир. Через два года ему удалось все-таки вернуться из ссылки, но весной 340 года императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил архиепископом Александрийским арианина Григория. Преследования и изгнания святителя продолжались практически всю его жизнь. В целом из 45 лет своего епископства в изгнании он провел около 20 лет. Как видим, с этим святым отцом боролись и с помощью силы, и с помощью чисто церковных инструментов – созывали против него соборы, низлагая «законным» путем. И все же не это было самым страшным для подвижника и для Церкви.

http://pravoslavie.ru/100608.html

     Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом , то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви. Что такое Церковь Христова? Любой протестант сразу скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Тогда вопрос: когда появилась ваша деноминация? Диапазон ответов будет от прошлого года и до начала Реформации. Отлично, а где была Церковь Христова до этого времени? У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, и тогда была Церковь апостольская. А затем, якобы уже со II века, появились искажения в учении Церкви. Многие прямо говорят, что Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла всякие ложные практики и идеи в его чистоту. Могут даже сказать, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством» . И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули. Ну, с XVI века – это если «старые» протестанты: лютеране, кальвинисты. А «новые» протестанты, такие, например, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, возникли в еще более позднее время. Поскольку протестанты, как известно, любят говорить, что именно они и только их деноминация в своей вере точно следует Библии, то мы будем рассматривать их представления о Церкви именно через призму Священного Писания. Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь. Господь Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Она всегда останется той же славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но… святой и непорочной (Еф. 5:27), домом Божиим… столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), какой ее изображают апостолы в Писании.

http://pravoslavie.ru/72693.html

     «Только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока» Протоиерей Игорь Белов Протоиерей Игорь Белов , клирик подворья Валаамского монастыря в Москве : — Торжество Православия — это не преодоление греха или порока. Торжество Православия — это победа нашей апостольской, святоотеческой веры, победа истины Христовой над еретической диавольской ложью, победа Православной Церкви Христовой. Нельзя сводить Православие только лишь к нравственности. Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что «целомудрие еретика хуже всякого распутства». Православие — это истинная вера. А Церковь Православная — единственная ее хранительница. Вот наша победа! И только находясь в Церкви Христовой, можно говорить о преодолении греха и порока. Потому что только в Церкви Христовой преподаются благодатные Таинства, необходимые для усвоения лично себе каждым христианином искупительных заслуг Христа для благодатного соработничества с Богом в деле нашего спасения. «В день торжества Православия Церковь празднует то, что Господь сподобил ее очиститься от ересей» Иерей Фома Диц Иерей Фома Диц , клирик храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря : — Триумф, победа, праздник — этими понятиями переводится слово «торжество» на европейские языки, и все они составляют общее понятие слова торжества. Победу Церковь одерживает над врагами не из плоти и крови, а над духовными врагами. Враг человеческий подталкивает отдельных членов Церкви к введению чуждых учений, опирающихся на личные убеждения и мнимые вдохновения свыше. Суть победы лежала и лежит всегда в том, что Церковь распознает и отвергает возникающие в ее недрах лжехристианские учения. Церковь вновь и вновь открывает истину, что, собственно, заповедано ей Господом: «…и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Но это стояние за истину стоит многого. Оно приносит с собой времена долгих преследований православных. Примером может служить борьба с арианством и иконоборчеством, которая потребовала от отдельных подвижников подлинной жертвенности.

http://pravoslavie.ru/69058.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Бесы искушают подвижников. Фрагмент иконы «Лествица». Синай, XII в.    Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей. Кто же такие демоны? Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей. Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12). Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:

http://pravoslavie.ru/86755.html

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 4 Протопресвитер Фома Хопко Сегодня для христиан крайне необходимо вновь открыть Церковь. Нужно идти дальше разговоров о богословии и традициях, об обогащении многих сект и деноминаций и вновь открыть для себя реальность «дома Божия, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Бог установил Свой последний и непреложный завет с людьми в Его Сыне, Мессии. То, что предсказывали пророки, исполнилось. Завет в крови Сына Божия, живой храм, движимый Духом Божиим, с нами. Бог – с нами. Дева зачала и родила Сына. Иисус Христос пришел и установил Свою Церковь, и «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Церковь живого Бога существует на земле. Это не какой-то невидимый идеал, существующий далеко в небесах. Также это не совокупность конкурирующих и противоречащих деноминаций и сект. Это и не харизматическое товарищество верующих, поющих о своем единстве в Духе, несмотря на всю очевидность обратного. И это не собрание семейств, каждое из которых исповедует свой собственный особенный путь. И это не организация, имеющая Божественное установление, управляемая на земле священными монархами, издающими безошибочные декреты и моральные установления для духовной пользы подвластных им. Это – Церковь Бога живого; союз Жениха и Его Невесты; Главы и Его тела; Истинной Виноградной Лозы с Ее ветвями; Краеугольного камня с Его живыми камнями, слагающимися в живой храм в совершенной свободе Духа Божия; Первосвященника, приносящего Себя, и тех, кто с Ним, в совершенную жертву Отцу; Царя Царства Небесного с теми, кто царствует в Нем и вместе с Ним; Доброго пастыря с Его словесным стадом; Учителя с Его учениками; Бога с человеком и человека с Богом в совершенном общении правды и любви, в совершенном единстве бытия и жизни, в совершенной свободе Живоначальной Троицы. Церковь живого Бога – священное сообщество. Оно существует на земле как объективная, историческая действительность. Она едина с Божиим единством. Она свята Его святостью. Она всеобъемлюща безграничной полнотой Его Божественного бытия и жизни. Она – апостольская Его Божественной миссией. Она – вечная жизнь, Царство Божие на земле, само спасение.

http://pravoslavie.ru/3187.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010