Таким образом, Петр не уклоняется от соблазнов, но пытается противостоять им своими человеческими силами: он не отрекается от Господа по своей свободной воле, как это сделал Иуда, напротив, его воля состоит в том, чтобы быть со Христом даже до смерти, однако он не может противостоять силой своего человеческого волеизъявления напастям этой ночи. Его отречение – свидетельство его немощи, о которой он сам не ведает и о которой узнает, лишь когда исполняется пророчество Господа. Он словно иллюстрирует горестное наблюдение апостола Павла: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, что не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 18–20, 24). Горький плач Петра, отрекшегося от любимого Господа и не смогшего противостоять искушению, исполнен подобного же сокрушения: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Петр не хотел – и отрекся от Любимого. Иуда сам по своей воле – захотел – и предал за деньги Нелюбимого. Петр плакал горько и смиренно исповедал свою любовь ко Христу. Иуда понял, что совершил преступление непоправимое, подсудное иудейскому закону, – «предал кровь неповинную» и, вернув деньги, повесился. Петр знал: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным (Мф. 10, 33) и оплакивал свой разрыв с Тем, Кого он любил и у Кого были глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). Иуда знал: Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь (Втор. 27, 25). Петр покаялся пред Господом и был прощен. Иуда раскаялся в злодеянии, которое не смог вынести, отчаялся и удавился. В результате Петр стал первоверховным апостолом, которому вручены ключи Царства Небесного, Иуде же – лучше было бы... не родиться (Мф. 26, 24; Мр. 14, 21): он стал именем нарицательным, символом предательства. Именно с ним связаны все человеческие аллюзии, вызванные коварством, корыстолюбием, изменой и низостью.

http://pravoslavie.ru/put/3083.htm

Недостойный я служитель Церкви Христовой осмеливаюсь еще словеса Божии, почерпая, как из кладезя истины, из богодухновенного Писания, соединять с твоею, достопочтенная матерь, горестью, будучи приглашаем твоим желанием, возвещенным мне сродниками твоими. Чтоб они сказывали мне о вере твоей в Господа Иисуса Христа, и о правилах жизни твоей, основанных на недвижимом камне Евангелия Христова, все это может только питать надежду, что как любящим Бога все содействует ко благу по свидетельству слова Божия ( Рим.8:28 ), то и кончина странствия твоего сына в мире сем только послужит для тебя случаем к восхождению на высшие степени совершенствования во Христе Иисусе, и к прославлению Бога благоприятными Святому Духу Его добродетелями. Сказывали также сродницы твои, что благочестивая матерь передала и сыну своему дух благочестия воспитанием, что раб Божий Сергий есть овца стада Христова, и не каким-либо путем своеволия отошел отсюда, но властью Создателя и Спасителя нашего позван был. Все это питает радостную надежд, что как он здесь был соединен с Господом Иисусом Христом, облекшись в Него святым крещением ( Гал.3:27 ), и причащаясь тела и крови Его в Божественной Евхаристии не на один день, но на всю жизнь и вечность ( Ин.6:54 −57), то он и там с Ним не разлучился, а только блаженный союз сей уже свободен теперь от всякой опасности со стороны соблазнов мира и немощей плоти и козней диавола, в послушание веры увенчано славою видения ( 2Кор.5:7 ; 1Кор.13:12 ). Печальна и страшна смерть, когда тварь, возмутившаяся против Царя и Бога в неистовстве отчаяния убивает себя, умирает в грехах своих, то есть, без веры в Иисуса Христа Спасителя грешников ( Ин.16:9 ; Мф.5:21 ), не восхотев и взглянуть на Него спасительным и победительным воззрением веры, надежды и преданности кающейся ( Мф.27:3 −5; Деян.1:24 −25; Лк.22:61 −62; Мр.16:6 −7; Лк.24 −34; Ин.21:15 −17; Лк.23:39 −43; Ин.3:14 −15; Чис.21:6 −9; Евр.12:2 −3), обидев и опечалив до глубины души всех любивших ее на земле, и потерявшись для всех любивших ее на небеси, сама изгладив имя свое из святой и блаженной памяти их, и сделавшись чужою и неведомою для всех Христовых и Божьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

    Надежда на Бога: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк 12:6-7, Мф. 6:25-34); «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1); «Невозможное людям возможно Богу» (Лк.18:27); «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10).     Нестяжательность, житейские заботы: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы… Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:19-34); «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26); «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие» (Мр 10:24. Смотри также Лк 10:41-42; Мр 10:17-27, Лк 12:13-21, притча о безрассудном богаче).     Покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2); «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13); «Всякий делающий грех, есть раб греха … если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:34-37); «Если не покаетесь, все так же погибнете» (как задавленные башней в Иерусалиме, Лк 13:3. Смотри также Мф. 4:17; Ин 5:14; Лк 7:47; Лк 13:1-5; Мф. 18:11-14, притча о пропавшей овце; Лк 15:11-32, притча о блудном сыне; Лк 18:4-14 притча о мытаре и фарисее).     Пост: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21. Смотри также Мр 2:19-22; Мф. 6:16-18; Мр 9:29).     Праведность, стремление к ней: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6); «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13:43); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).     Примирение с ближними, прощение обид: «И оставь нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим … Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14); «Прощай до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22. Смотри также Мф. 5:23-26; Лк 23:34; Мф. 18:13-35, притча о злом должнике).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Причащение, необходимость его: «Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:27-58. Смотри также Лк 22:15-20; Ин 15:34-36).     Радость в Боге: «Блаженны вы… Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах» (Мф. 5:12); «Придите ко мне все трудяющиеся и обремененные, и Я успокою вас… иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30); «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:28); «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22).     Рассудительность: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4. Смотри также Лк 14:28-33; Лк 16:1-13, притча о неверном домоправителе).     Смирение, скромность: «Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3); «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14:11); «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29); «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26. Смотри также Лк 10:21; Лк 18:9-14; Мр 10:42-45; Ин 13:4-17; Мф. 20:1-16, о работниках, получивших равную плату).     Соблазны, борьба с ними: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну» (Мр 9:42-49); «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7; Лк 17:1-2).     Терпение: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19); «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22); «Приносить плод в терпении» (Лк 8:15). «Вспомни, что ты (богатый) получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь (в раю) утешается, а ты страдаешь» (притча о богатом и Лазаре, Лк 16:19-31).     Целомудрие, супружеская верность: (Мф. 5:27-32; Мф. 19:3-12).     Чистота сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят» (Мф. 5:8); «Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека» (Мф. 15:19-20); «Хранить слово (Божие) в чистом сердце» (Лк 8:15); «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк 10:15); «Вы уже очищены чрез слово, которое проповедал вам» (Ин 15:3; Мр 7:15-23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слова Иисуса содержат в себе, на первый взгляд, две взаимоисключающие идеи. С одной стороны, Он говорит о Своей смерти как добровольном подвиге и настаивает на том, что Сам имеет власть отдать жизнь и опять принять ее. С другой, Он получил об этом заповедь от Отца, то есть исполняет Его волю. Разгадка заключается в том, что у Отца и Сына – единая воля. Смерть Сына Божия является одновременно Его послушанием воле Отца и Его собственным подвигом, добровольно совершаемым ради людей. Через эту смерть добрый пастырь превращается в овцу, ведомую на заклание ( Ис. 54:7 ). Обвинение в том, что Он «одержим бесом и безумствует» в той или иной форме постоянно выдвигались против Иисуса. Как мы видели выше, иудеи неоднократно и настойчиво вопрошали Иисуса: «Не бес ли в Тебе?» ( Ин. 7:20 ); «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» ( Ин. 8:48 ); «Теперь узнали мы, что бес в Тебе» ( Ин. 8:52 ). Иисус на это отвечал: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня» ( Ин. 8:49 ). Аналогичные свидетельства мы имеем из синоптических Евангелий. Согласно Марку, в самом начале общественного служения Иисуса Его родственники решили «взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» ( Мр. 3:21 ). В том же Евангелии повествуется, что об Иисусе говорили: «В Нем нечистый дух» ( Мр. 3:30 ). Все три синоптических Евангелия рассказывают об утверждениях фарисеев, что Иисус «изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». На это Иисус отвечал: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» ( Мф. 12:24–26 ; Мр. 3:22–26 ; Лк. 11:15–18 ). И приводил в пример своих учеников, которые тоже изгоняли бесов ( Мф. 12:27 ; Лк. 11:19 ). 3. Иисус на празднике обновления 22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. 23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. писание ясно изображает Иисуса Христа истинным человеком с телом и душою человеческими. а) Она называет его человеком ( 1Тим.2:5 ; Деян.17:31 ; Ин.8:40 ; Рим.5:15–19 ; 1Кор.15:21 ), другим Адамом ( 1Кор.15:45 ; Рим.5:14 ), а людей братьями Его ( Евр.2:11–14 ). Оно же исторически говорит о Его происхождении по плоти, именно показывает, что Он был Сын Девы Марии ( Лк.1:31–42 ; Лк.2:5–7 ; 1Ин.4:2 ), потомок Давида, Иуды, Авраама и проч. ( Мф.1 ; Лк.1:32 ; Лк.3:23 ; Рим.9:5 ), принял естество не ангельское, но человеческое ( Гал.4:4 ; Евр.12:16 ). – У апостола ( Флп.2:7 ) образ раба, подобие человека означает не отрицание действительного человечества в Иисусе, а добровольное лишение славы, приличной Сыну Божию; так объясняет себя сам апостол (Фла.2:6–8). б) В частности откровение приписывает Иисусу Христу истинное человеческое тело ( Рим.1:3 ; Лк.21:39 ; Евр.2:14 ; Мф.2:24 ) и повествует, что Он принял плоть от Девы Марии ( Мф.1:18–25 ), как человек был обрезан ( Лк.2:21 ), приходил в возраст ( Лк.2:42–52 ; Ок.О:23), алкал и жаждал ( Мф.4:2 ; Мф.21:18 ), принимал пищу и питие ( Лк.4:2 ; Лк.5:29 ; Ин.2:2 ; Ин.12:2 ), подвергался утомлению ( Ин.4:6 ) и спал ( Лк.8:23 ), терпел страдания крестные: Его глава уязвлена была тернием, руки и ноги пронзены гвоздями, ребро прободено копьем ( Ин.19:17–18 ; Ин.19:34 ). Он умер и погребен был ( Лк. 23:52 ). (в) Св. писание приписывает Иисусу Христу душу человеческую, ибо говорит о Его душевных радостях ( Ин.11:15 ; Ин.11:41 ), о действиях воли ( Ин.2:13 ; Мф.11:21 ; Лк.22:42 ; Флп.2:8 ), о борьбе духа, в которой находился Он пред страданиями и которой никак не могло быть в существе без свободы самосознательной ( Мф.26:37–50 ; Лк.22:40–44 ). Наконец, прямо говорит о душе и о предании Ее Богу в момент смерти ( Лк.23:46 ; Мф.26:38–50 ; Ин.10:15–17 ). В св. Писании ясно усвояются Христу Иисусу божественные свойства, равно действия божества и поклонение, приличное Богу истинному. а) Христу Иисусу приписываются божественные свойства: аа) всемогущество ( Мр.2:11 ); бб) вечность ( Ин.17:5 ); вв) всеведении или ведение равное ведению Бога Отца ( Ин.10:15–22 ); гг) везде присутствие ( Ин.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Несомненно, указанная обычная постановка учения об условиях усвоения Искупления имеет основание в Священном Писании, где указывается на необходимость веры и добрых дел. Так указание на веру, как условие спасения мы находим в Ин. 3,15; 5,24; 6,40,47; 20,31; 1 Петр. 1,8-9; Рим. 1,16-17; 3,22; Гал. 2,16; Еф. 2,8 и др. местах. Указание на дела находим в Мф. 25,34-36; Иак. 2,14-26; 1 Ин. 5,13 и др. Равным образом и в творениях святых отцов можно встречать многочисленные указания то на веру, то на дела, как два одинаково необходимые условия спасения человека. Как основанная на данных Писания и церковного Предания, обычная формула данного учения верно выражает сущность последнего. Но раздельное упоминание о вере и делах в Догматике нужно понимать лишь как методический прием, имея в виду, что для правильного понимания обычной формулы учения о вере и делах необходимо условие - мыслить веру и дела нераздельно соединенными, всегда совместными условиями спасения. Именно таков смысл откровенного учения. По слову Самого Господа, только те истинно веруют, которые, слыша слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце, и подобно семени, посеянному на доброй земле, приносят плод в терпении (Лк. 8,15). Потому-то Он вместе с верою требовал покаяния (Мр. 1, 15), самоотвержения (Мф. 16, 24), любви (Мф. 10, 37). Слышащего и исполняющего Его слово Он уподоблял благоразумному мужу, строящему свой дом на камне; наоборот, всякого слышащего Его слово и не исполняющего его сравнивал с человеком безрассудным, строящим свой дом на песке (Мф. 7, 24, 26). Еще прямее и доступнее Он выразил Свою мысль, когда учил: " Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, вниде в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех " (Мф. 7, 21). " Не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть " (1 Ин. 4, 8). Если же ап. Павел учит: " Мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона " (Рим. 3,28), то здесь говорится о других делах. В этом случае он противопоставляет вере только такого рода дела, которые совершались без искренней веры и которыми думали оправдаться иудеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

См. Lot-Borodine. Deification, 21. Сл. 38, 11, 22-24; SC 358, 126=1.527. Возможно, Григорий ссылается на предшествующую христианскую традицию; впрочем, более вероято, что он имеет в виду греческих философов, в частности, Платона: в цитируемом тексте слышны отголоски описания посмертного опыта души в платоновском Федре (246a-256e). Сл. 7, 21, 2-33; SC 405, 232-236=1.173. Ср. Пс. 93:2. Ср. Пс. 81:1. Сл. 39, 19, 18-23; 194=1.543. Мф. 25:41. Пс. 96:3. Ср. Мр. 9:43. Сл. 40, 36, 23-32; SC 358, 282=1.568. См. О душе и воскресении (PG 46,89 B, 100 A, 105 D, 152 A); Большое Огласительное Слово 8, 9; 8, 12; 26, 8 (PG 45, 36-37; 69), и др. Учение Григория Нисского следует отличать от осужденного Константинопольским Собором 543 г. учения Оригена об " апокатастасисе " : в системе Григория, в частности, отрицалось переселение душ, их предсуществование телам, и предполагалось участие тела во всеобщем воскресении. См. В. Лурье. Послесловие, 157. 1 Кор. 15:22-28. Ср. Деян. 3:21. 1 Кор. 15:28. Деян. 3:21. Сл. 30, 6, 31-44; SC 250, 238=1.432-433. PG 37, 1010=2.64. Сл. 18, 42; PG 37, 1041=1.288. Сл. 24, 19, 9-13; SC 284, 82=1.357. Глава V По учению Отцов Восточной Церкви, обожение человека начинается и совершается в земной жизни, но полностью реализуется в будущем веке. [ 1 ] Согласно Григорию, " здесь " человек готовится к обожению, однако лишь " там " , после перехода в иной мир, достигает его: это и составляет " предел таинства " христианской веры. [ 2 ] В Надгробном Слове Кесарию Григорий говорит о посмертной судьбе человеческой души, касаясь основных пунктов христианской эсхатологии - учения об исходе души из тела и предвкушении ею будущего блаженства, догмата о воскресении, при котором душе возвращается ее прежнее тело, которое обоживается вместе с ней, наконец, учения об изменении, обновлении и обожении всего тварного мира на заключительном этапе его истории: Я верю словам мудрецов [ 3 ] о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, после того, как разрешится от сопряженного с ней тела и освобождается отсюда, тотчас приходит в ощущение и созерцание ожидающего ее блага,- ибо то, что ее помрачало, очищается или отлагается, или и не знаю, что еще сказать,- чудным каким-то наслаждением наслаждается и веселится и радостно идет к своему Владыке, ибо убежала от здешней жизни, как от каких-то тяжких уз, и сбросила с себя лежавшие на ней оковы, которыми удерживалось крыло разума; тогда уже в видении как бы пожинает она уготованное ей блаженство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

8), и благоволил сообщить пророку откровение о благих последствиях смерти Раба Своего. Господь за его смерть и погребение даст ему во лукавых и богатых врагов его для совершения карательного суда над ними; этим хочет Господь очистить его от позора осуждения на смерть, так как он ни делом, ни словом ни в чем не – согрешил (ст. 9 и 10). Предание же его на смерть в жертву за грех людей послужит к очищению души верующих («душа ваша»), и они узрят в себе неумирающее семя безгрешной жизни (ст. 10, ср. 1Иоанн.3:9); таким образом Господь отнимет от души его скорбь о погибающих людях, даст ему увидеть свет среди мрака заблуждающихся и образовать разумное, духовное царство, и тем оправдает праведного Раба Своего, который совершил спасительное служение многим (ср. Мф.20:28 ) и понес грехи ах (ст. 11). Посему он, как царь, унаследует многих народов и получит добычу, как могущественный победитель; это за то, что он предал жизнь свою на смерть и причтен к злодеям во время казни (см. Мр.15:27 и 28), а между тем он вознес телом своим на древо грехи многих (ср. 1Пет.2:24 ) и за беззакония их предан смерти (ст. 12), чтобы воскреснуть для оправдания их (см. Рим.4:25 ). 1. Кого нужно разуметь под страдающим «Рабом Иеговы?» – По свидетельству самого Иисуса Христа, написанное у пр. Исаии о Рабе Иеговы: «и со беззаконными вменися» относится к Нему ( Лк.22:37 ср. Мр.9:12 ); евангелисты Матфей (8:17), Марк (15:27) и Иоанн (12:87 и 88) толковали это пророчество в приложении к событиям из жизни Иисуса Христа; ап. Павел пророчество Исаии о неверии Иудеев (53:1) и о проповеди о Рабе Иеговы язычникам (52:15) понимал, как исполнившееся в его время ( Рим.10:16 и 15:20 и 21); ап. Петр исповедание пророком веры в искупительное и очистительное для всех грешных людей значение страданий безгрешного Раба Иеговы выразительно относит к пострадавшему за нас Иисусу Христу ( 1Пет.2:21–25 ); наконец в книге Деяний св. Апостолов описывается, как один из семи диаконов Филипп евнуху царицы Ефиопской, читавшему это пророчество Исаии (53:7 и 8), «благовествовал об Иисусе, начав от сего Писания» ( Деян.9:27–85 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

11-я глава Премудрости Соломоновой так пророчески ясно говорит о страданиях Христовых, как может быть ни одно другое место в Ветхом Завете, кроме пророка Исаии. Можно заподозрить, что это обстоятельство и явилось причиной, почему раввины в Иамнии отвергли эту книгу. Христос Спаситель в Нагорной проповеди приводит, хотя и без ссылок, слова из книги Товита (ср. Тов. 4:15 с Мф. 7:12 и Лк 6:31; Тов. 4:16 с Лк. 14:13), из книги сына Сирахова (ср. 28:2 с Мф. 6:14 и Мр. 2:25), из книги Премудрости Соломоновой (ср. 3: 7 с Мф. 13:43). Ап. Иоанн в Откровении берет и слова, и образы книги Товита (ср. Отк. 21:11-24 с Тов. 13:11-18). У апостола Павла в посланиях к Римлянам (1:21), к Коринфянам (1 Кор. 1:20-27; 2:7-8), к Тимофею (1 Тим. 1:15) есть слова из книги прор. Варуха. У Ап. Иакова очень много общих фраз с книгой Иисуса, сына Сирахова. Послание к Евреям св. Ап. Павла и книга Премудрости Соломоновой так близки друг ко другу, что некоторые умеренно отрицательные критики считали их творением одного и того же автора. Все бесчисленные сонмы христианских мучеников первых веков вдохновлялись на подвиг святейшим примером мучеников Маккавейских, о которых повествует 11-я книга Маккавейская. Митрополит Антоний совершенно точно определяет: «Святые книги Ветхого Завета разделяются на канонические, которые признают и христиане, и иудеи, неканонические, которые признают только (православные - авт.) христиане, иудеи же (и протестанты - К.С..) их утратили» (Опыт хр. пр. катехизиса, стр. 16). Все это, бесспорно, свидетельствует о высокой авторитетности и боговдохновенности святых книг Библии, неправильно или, вернее, двусмысленно именуемых неканоническими». Протестанты совершенно неразумно придерживаются канона Ветхого Завета принятого иудеями, отвергшими Христа, потерявшими благодать, а канон, принятый благодатной древней Церковью, отвергают. А ведь именно в «неканонических» книгах находятся серьезнейшие свидетельства о молитвах за усопших и о ходатайстве небесной Церкви о Церкви земной. Приложение II: О Септуагинте

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010