Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований I. а) Мф.5:18 б) Мф.24:34–35 в) Мк.3:31 г) Лк.21:33 д) 2Кор.1:20 е) Ис.55:10–11 II. Бл. Иероним Стридонский : а) «Господь клянется, Которому должны верить и без клятвы, что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно» (ч. VII, стр. 221). б) В толк. на 10–11 ст.ст. 55 гл. пр. Исаии: «Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мыслей людей. Ибо Я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба и более не возвратится туда, но напояет землю и орошает ее и произращает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле» (ч. IX, стр. 33–34). III. Св. Иоанн Златоуст : а) «Обещания твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь истиной и слова Твои подтверждаешь делом» (т. V, стр. 825). б) Обещанное Богом непременно исполнится, если только мы сами не будем сильно противиться, подобно иудеям, которые, будучи призываемы, не захотели принять благ» (т. X, стр. 16). в) «Предсказания (Божии) таковы, что даже до настоящего времени ничто не могло изменить предсказанного. Так, разрушение Иерусалима совершилось за много лет. Есть и другие предсказания, которые со времени произнесения их будут иметь силу до Его пришествия, как можешь видеть, если хочешь, из следующего, например; Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ); на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ); проповестся сие евангелие всем языком ( Мф.24:14 ); идеже аще проповедано будет евангелие сие, речется и еже сотвори сия жена ( Мф.26:13 ), и другие весьма многие. Отчего эти предсказания оказываются истинными, если они были вымышлены? Отчего не одолели церкви врата адовы? Отчего Христос всегда пребывает с нами? Ведь, если бы Он не был с нами, то церковь не одержала бы победы» (т. X, стр. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Скачать epub pdf 12. Св. апостол Иуда Иаковлев Св. апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его ( Лк.3:23, 2:48 ; Мф.13:55 ), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа ( Мф.13:55 ; ср. Ин.2:12, 7:3, 5, 10 ; Мк.3:31–32 ; Лк.8:19–20 ). Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал, в Господа ( Ин.7:5 ), но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых ( Лк.6:16 ; Мк.3:18 ). Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), Леввей ( Мф.10:3 ), Фаддей ( Мк.3:18 ; Мф.10:3 ). Вот смысл этих названий. Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании ( Иуд.1:1 ), название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков ( Гал.1:19 ). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа ( Ин.7:5 ). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех . Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода ( Мф.2:13, 14 ), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Снятие с креста. Роспись крипты базилики в Аквилее. 2-я пол. XII в. (Мария Иаковлева) (I в.), упомянутая в синоптических Евангелиях мать Иакова и Иосии, ученица и последовательница Иисуса Христа. В Евангелиях от Матфея и от Марка она именуется «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии» (Μαρα το Ιακβου κα Ιωσφ μτηρ - Мф 27. 56; Мк 15. 40). В др. местах евангелисты называют ее по имени одного из сыновей: «Мария Иосиева» (Μαρα Ιωστος - Мк 15. 47) или «Мария Иаковлева» (Μαρα Ιακβου - Мк 16. 1; Лк 24. 10). По частоте упоминаний в повествованиях о Страстях и Воскресении она - 2-я после Марии Магдалины среди последовательниц Христа. У евангелиста Марка М. встречается в сценах стояния у Креста (Мк 15. 40), погребения Спасителя (Мк 15. 47) и возле пустой гробницы Воскресшего Иисуса (Мк 16. 1); у евангелиста Матфея - в сцене у Креста (Мф 27. 56); у евангелиста Луки - в сцене обнаружения пустой гробницы (Лк 24. 10). Исходя из повествования Мф 27 и параллельных текстов др. Евангелий, можно предположить, что евангелист Матфей упоминает в сценах погребения и воскресения Спасителя под именем «другой Марии» также эту М. (Мф 27. 61; 28. 1 - Bruner. 2004. P. 801; Luz. 2005. P. 580; Бокэм. 2015. С. 362). М. выступает в евангельском повествовании как одна из наиболее преданных учениц Христовых: она следовала за Господом во время Его проповеди в Галилее, служила Ему и сопровождала Его в последнем путешествии в Иерусалим (Мф 27. 55-56). Вместе с др. женщинами она стала одной из основных свидетельниц крестных страданий Спасителя, Его погребения и ангельской вести о Его воскресении (Мк 16. 1-9; Мф 28. 8; Лк 24. 9-11). Учитывая популярность имени Мария, авторы Евангелий описывают М. по именам ее сыновей. Судя по этому наименованию, вероятно, она была вдовой. В иудейской эпиграфике того времени встречаются сообщения о женщинах, называемых по именам сыновей (CIJ, N 948, 1000, 1007, 1061, 1160). По всей видимости, М., как и ее сыновья, была хорошо известна в раннехрист. общине. Описание М. как матери «Иакова младшего» служило, безусловно, для того, чтобы отличить его от др. носителей весьма распространенного имени, в т. ч., вероятно, и от Иакова, брата Господня. По всей видимости, М. была матерью Иакова Алфеева (ср.: Мк 15. 40 - Luz. 2005. P. 573; Marcus. 2000. P. 655) - именно это отождествление следует считать наиболее достоверным (ср. предание об этом у отдельных авторов древней Церкви, напр.: Beda. Exp. Act. Apost. 1. 13//CCSL. Vol. 121. P. 10). Точная идентификация ее др. сына, Иосии, не представляется возможной ( Hagner D. A. Matthew 14-28. Dallas, 1995. P. 854. (WBC; 2)).

http://pravenc.ru/text/2562080.html

Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf 4. Св. апостол Иаков Зеведеев Св. апостол Иаков, старший брат св. Иоанна Богослова был сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле. Во время занятия рыбной ловлей они оба были призваны Господом. Это было вскоре после выступления Его на проповедь. Проходя около озера Галилейского, Христос увидел рыбаков, занимающихся своим делом. В лодке одного из них, Симона-Петра, Господь совершил чудо: в закинутые сети попалось необыкновенное множество рыбы, тогда как целую ночь перед этим рыбаки понапрасну трудились. После этого Господь велел Петру и Андрею следовать за Ним. Увидев неподалеку других двух братьев, Иакова и Иоанна, в лодке вместе с Зеведеем, отцом их, призвал и их обоих. Они, оставив Зеведея, тотчас же пошли за Христом ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16 ; Мф.4:18–22 ). С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа. Оба они были причтены к лику 12-ти апостолов и за свою пламенную ревность получили от Господа наименование «Воанергес», что значит «сыны грома» ( Мк.3:17 ). Эта ревность однажды так резко обнаружилась, что вызвала даже упрек со стороны Господа. Господь шел в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой ближайший путь лежал через Самарию. Но в первом же Самарянском селении не хотели принять Христа. Ревностная любовь Иакова и Иоанна к Учителю не вынесла такого оскорбления Ему. «Господи, – воскликнули они, – хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как это сделал и Илия?» Но Господь с упреком остановил их, дав им понять, что в них вместе с ревностию говорит и оскорбленное самолюбие ( Лк.9:51–56 ). Вместе с Симоном-Петром Иаков и Иоанн были избраннейшими учениками Господа. Им троим Христос, преимущественно перед другими апостолами, открывал Свои Божественные тайны. Так, когда восхотел Он явить славу Своего Божества на Фаворе, взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна( Мф.17:1–13 ; Лк.9:28–36 ; Мк.9:2–13 ). Они же трое присутствовали в саду Гефсиманском, когда Господь изливал свои душевные страдания в молитве к Богу Отцу ( Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ). Эта близость Иакова и Иоанна к Господу, вероятно, побудила 8 их обратиться к Нему с нескромной просьбой дать сесть у Него по правую и левую руку в Царствии Небесном. Господь объяснил им нескромность их просьбы и неясное понимание тайн Царствия Божия, но вместе с тем предсказал им, что они будут пить Его чашу, т. е. претерпят бедствия и страдания за имя Его ( Мк.10:35–55 ; Мф.20:20–28 ). Предсказания Господа потом и исполнились с точностью на обоих братьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Иоанн Козлов Обетования Вопрос о обетованиях Божиих рассматривается большею частью совместно с вопросом о церкви Христовой. Старообрядцы неправильно учат, что обетования Божии зависят от воли людей: захотят люди – обетования Божии исполнятся, а не захотят, то и не исполняться. Такое неправильное заключение они выводят из слов Златоуста: «егда мы хощем» (Бес. на 14 посл. стр. 2358). При рассмотрении этого вопроса необходимо различать Божии обетования по отношению к церкви и по отношению к отдельным лицам и народам – а так же обетования условные и обетования безусловные. Последние, хотя бы относились к отдельным лицам, непременно исполняться. Одно то, что обетования исходят от Бога, дает разуметь что они непременно должны исполниться, если только они даны без условий. Здесь приведем ряд доказательств о том, что обетования зависят от Бога, а не от воли людей, как неправильно понимают старообрядцы, и о том, что обетования Божии непременно исполнятся. 1) Иоанн Златоуст , т. 10, стр. 55: «Предсказания (Божии) таковы, что даже до настоящего времени ничто не могло изменить предсказанного. Так, разрушение Иерусалима совершилось за много лет. Есть и другие предсказания, которые со времени произнесения их будут иметь силу до Его пришествия, как можешь видеть, если хочешь, из следующего, например: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), и сем камени созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ); проповестся сие евангелие всем языкам ( Мф.24:14 ) иде же аще проповедано будет евангелие сие, речется еже сотвори сия ( Мф.26:13 ) и другие весьма многие. Отчего эти предсказания оказываются истинными, если они были вымышлены? Отчего не одолеют церкви врата адовы? Отчего Христос всегда пребывает с нами? Ведь, если бы Он не был с нами, то церковь не одержала бы победы (Тоже и в Беседах на 14 посл. Стр. 574. Озерск.1:16). 2) Его же, т. 10, стр. 491–492: Елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь… Если же верны обетования Божии, и нет сомнения, что Бог исполнит их, то тем более верен Он Сам, и слово о Нем твердо, и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его, но всегда есть, и один и тот же.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Писатель послания, занимающего последнее место в ряду посланий соборных, есть Иуда раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1 ). По свидетельству писания ( Деян.1:13 . сн. Мф.13:55 ) и древних святых отцов, 157 брат Иуда был у св. Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. Таким образом сей Иуда был сыном Иосифа Обручника от первой его жены Саломии, дочери Аггея, брата Захариина. Сей Иуда в писании называется иногда Фаддеем ( Мк. 3:18 ), иногда Левеем ( Мф. 10:3 ), иногда Иудой Иаковлевым 158 ( Лук. 6:13–16 ; сн. Деян. 1 : 13). Фаддеем (с сиро-халдейского thed – сосцы млечные) назван св. Иуда, по замечанию св. Димитрия Ростовского , потому, что питал младенцев в вере своим учением, как млечными сосцами; Леввеем (сердце, мужество) назван по причине сердечной любви к Спасителю и мужества в апостольских подвигах; а Иудой Иаковлевым (или братом Иакова) сам именует себя по своему смирению, считая себя недостойным называться братом Господним по плоти, так как первоначально согрешил против него и неверием ( Ин.7 : 5; по мнению Феофилакта, упоминаемые в сем месте, братья суть дети Иосифа), и не братолюбием, по коему с двумя другими братьями не допускал Иисуса до участия в наследии родительском, тогда как Иаков принял Его в свое наследие и за это по преимуществу назван братом Божиим. 159 До вступление в апостольство Иуда занимался земледелием. 160 Был женат на Марии 161 и его внуки, или, по выражению Егезиппа, ιωνο были представляемы Домициану, когда он, вследствие распространения учения о пришествии Мессии, возымел опасение будто потомки Давида лишат его престола. 162 Евангелист Иоанн упоминает об одном вопросе, который предложил Господу сей Иуда на Тайной Вечери ( Ин.14 : 22). Некоторые западные писатели утверждают, что, по вознесении Господнем, сей Апостол Иуда ходил в Едес к Авгарю; но другие, приписывая это Фаддею из 70 учеников, об Апостоле Иуде утверждают, что он проповедовал Евангелие в Месопотамии, Палестине, Сирии, Персии и Армении; а в области Араратской, по наветам жрецов, повешен на крестном древе и сострелян стрелами. 163 Впоследствии св. тело его перенесено в Рим и находится во храме св. Петра. § 86. Подлинность

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Разделы портала «Азбука веры» Братья Господни – так в Евангелии ( Мф.12:46-48 ); ( Ин.7:3-5 ) и других источниках именование, относимое преданием к детям св. праведного Иосифа Обручника (нареченного мужа Девы Марии ), от его первого брака, либо к родственникам Иисуса Христа (по человеческому естеству). В Новом Завете упоминается не менее 6ти лиц, которые названы «братьями» и «сестрами» Иисусовыми. Нет сомнения в том, что они были или считались родственниками Христа Спасителя по плоти. Имена сестер Его не названы; братья же именуются Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном ( Мф.13:55-56 ); ( Мк.6:3 ). B ( Мф.27:56 ) матерью Иакова и Иосии названа некая Мария, а в ( Мк.15:40 ) об этой Марии говорится как о « матери Иакова меньшого и Иосии ». Евангелист Иоанн свидетельствует, что во дни земной жизни Христа « братья » Его « не веровали в Него » ( Ин.7:5 ), однако сразу же после Вознесения мы находим их среди учеников ( Деян.1:13-14 ). Апостол Павел говорит о братьях Господних и в частности об Иакове, который с 40х гг. стал руководителем Иерусалимской христианской общины. Ни в церковных преданиях, ни в библейских исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о степени родства братьев Господних к Иисусу Христу и между собой. Единственное, что Предание Церкви решительно отвергает, это взгляд некоторых протестантов, согласно которому братья Господни были родными братьями Иисуса. В Евангелиях мать Иакова и Иосии названа по имени (Мария), но она явно не отождествляется с Девой Марией. Даже рационалист Ренан вынужден признать, что назаряне называли Христа «Сыном Марии», потому что Он был известен «как единственный сын вдовы». Начиная с первых веков христианства, высказывалось несколько предположений о братьях Господних, ни одно из которых не стало господствующим. а) Братья Господни были детьми Иосифа Обручника от первого брака. Так думали автор Ев. Иакова, Ориген , Климент Александрийский , свт. Епифаний Кипрский . Эта гипотеза вполне правдоподобна, но она не может быть распространена на Иакова меньшого и Иосию, поскольку они были сыновьями Марии, одной из женщин, сопровождавших Христа.

http://azbyka.ru/bratya-gospodni

Сын Зеведея и Содомии – Иоанн был человек некнижный и простой ( Деян.4:13 ). Первоначально он был расположен к Спасителю проповедью об Нём Крестителя. Когда Предтеча, указывая на Господа, воскликнул: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира», двое из учеников его пошли за Иисусом ( Ин.1:36–37 ). Один из них был Иоанн. Вместе с братом своим Иаковом он призван Господом в звание Апостола ( Мф.4:21,10:2 ), от ловли рыб, на озере Геннисаретском ( Мф.4:18–21 ; Лк.5:1–14 ). Подобно брату своему Иоанн наречён от Иисуса Христа Воанергесом, т. е. сыном громовым ( Мк.3:17 ), в предзнаменование особенной ревности его о славе своего Учителя ( Лк.9:54–55 ) и величия его Евангельской проповеди. «Богословие Иоанна, аки гром имеяше слышатися во всем мире и всю исполнити землю». По сказанию Иеронима, Иоанн призван в Апостольское служение в юношеском возрасте и был моложе прочих Апостолов, и потому долее всех их подвизался на земле. Через год после призывания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число 12 Апостолов. Во время земной жизни Иисуса Христа Иоанн пользовался особенным Его благоволением, был возлюбленным Его учеником, его же, как неоднократно свидетельствует об нём Евангелие, любляше Иисус ( Ин.13:23,19:26,21:20 ), по словам св. Златоуста, за его великую кротость и тихость. Вместе с Петром и Иаковом Иоанн удостоен был Господом находиться при воскресении дочери Иаира, при преображении Господнем и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском. Когда Господь, для всегдашнего единения с верующими, возжелал установить таинство св. Причащения, Он послал Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить для сего особенную горницу ( Лк.22:8 ). Во время Тайной Вечери возлюбленный ученик возлежал на персях Господа ( Ин.13:23,21:20 ). После объявления Иисусом Христом о близком Его предании, опечалившего Его учеников, по знаку Петра Иоанн один осмелился спросить у Господа о предателе ( Ин. 13:21–26 ). Когда Иисус Христос указан был предателем и взят в саду Гефсиманском, все ученики разбежались; только Пётр и Иоанн следовали за Господом ( Ин.18:15 ). Но и Пётр при страдании Его отрёкся от Него; Иоанн же один и при кресте Господа стоял. За столь великую любовь Иоанн высоко награждён был от Господа. С креста Иисус Христос заповедал ему быть у Пречистой Матери Своей вместо сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Н. Орлин Первое соборное послание св. ан. Иоанна Богослова 1. Писатель послания Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов родился, как и ап. Пётр, вероятно в Вифсаиде Галилейской, был сын Зеведея (или Завдия) и Саломии ( Мф. 4:21 и сл. Мк. 15:40 и Мф. 27:56 ). Зеведей был зажиточный рыбак, промышлявший рыбной ловлей на Геннисаретском озере и ведший торговлю рыбой даже с Иерусалимом. Это видно из того, что он имел работников ( Мк. 1:20 ). Саломия, следуя за Господом, помогала Ему от имений своих ( Лк. 8:3–4 ), покупала дорогие ароматы на погребение Его ( Мк. 16:1 ). Иоанн имел свой дом в Иерусалиме ( Ин. 19:27 ) и был знаком с домом первосвященника ( Ин. 18:15–16 ), что проще всего объясняется его сношениями с первосвященником по торговым делам. Блаж. Иероним полагает, что Зеведей был потомок известной иудейской фамилии. Саломия была родственница Иосифу праведному и Богоматери (одни полагают, что она была сестрой или даже дочерью Иосифа от первого его брака, другие думают, что она была сестрой Богоматери (см. соч. иеромонаха Евдокима: Св. ап. и ев. Иоанн Богослов. Сергиев Посад, 1899 г.) и отличалась глубоким благочестием, живя чаянием Мессии (ср. Мф. 20:20–23; 27:55–56; 28:5–9 и др.). Родился ап. Иоанн 5 или 10 лет спустя после рождения Господа и дожил до конца первого века или даже до начала второго. Он не получил школьного образования у раввинов. В Галилею вообще мало проникала воспитательная деятельность раввинов, к тому же он, вероятно, рано сделался помощником отцу в рыболовстве и торговле. На то, что он не получил образования у раввинов, указывает гордый и презрительный отзыв фарисеев о нём и об ап. Пётре, как о людях „некнижных и простых» ( Деян. 4:13 ), т. е. не учившихся у раввинов и не знавших учёных еврейских авторитетов и их сочинений. Но он был человек высоких дарований и получил, вероятно, хорошее домашнее воспитание, особенно от своей благочестивой матери. Дома он был научен, конечно, молитвам, чтению св. писания и всему, чему должны были научить своих детей благочестивые иудейские родители.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010