Чудеса Иисуса Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, «ихже ин никтоже сотвори» ( Ин. 15:24 ). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино ( Ин. 2:1–11 ), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему ( Лк. 8:24 ; Мф. 8:23–27 ); шествовал по водам ( Мф. 14:26 ); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей ( Мф. 14 ; Мф. 15 ); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни ( Мф. 9:20–23, 14:35, 36 ; Лк. 4:40 ); давал зрение слепым ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ); слух глухим, язык немым ( Мф. 9:32–35, 12:22 ; Лк. 11:14 ), исцеление прокаженным ( Мф. 8:1–5 ); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон ( Мф. 8:28–34 ; Лк. 8:26–40 ); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедной вдовы Наинской ( Лк. 7:11–15 ), дщерь Иаира, начальника синагоги ( Мф. 9:18, 19 ; Лк. 8:49 ), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня ( Ин. 11 ). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его Крещения, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф. 3:16, 17 ; Мк. 1:10, 11 ; Лк. 3:21, 22 ); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда «просветися лице Его яко солнце, ризы... Его быша белы яко свет», когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: «Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Мф. 17:1–5 ); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, «прииде же с небесе глас: и прославих, и паки прославлю» ( Ин. 12:28–31 ); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда «от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого», и как только предал Он дух Свой в руки Отца Небесного, «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего: и земля потрясеся: и камение распадеся: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых воссташа» ( Мф. 28:45, 51, 52 ). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf 11. 8 неделя по Пятидесятнице. О насыщении пяти тысяч человек. О духовном общении с Господом (Мф. 14:13–22) «И ели все и насытились» ( Мф. 14:20 ). В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию повествование о чуде насыщения Спасителем пяти тысяч человек. Много разных чудес совершил Господь наш Иисус Христос во время Своего общественного служения. Тут были и чудеса по исцелению отдельных людей от их болезней. Были и чудеса по исцелению многих недужных из среды окружающего Христа народа ( Мф. 4:24 ; Мф. 14:14 ). Наконец, были и чудеса, захватывающие весь бывший с Христом народ. Такими чудесами были, например, два насыщения Христом народа в количестве пяти тысяч человек ( Мф. 14:13–23 ) и четырёх тысяч ( Мф. 15:32–39 ). Повествование о первом из этих чудес мы и слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Вспомним кратко историю этого чуда ( Мф. 14:13–23 ). Однажды Спаситель был один в пустынном месте и по обыкновению молился. Народ, узнав, где Он, устремился к Нему, желая послушать Слово Божие и получить исцеление недужным. Христос сжалился над народом, исцелил больных ( Мф. 14:14 ). На исходе дня апостолы стали просить Христа отпустить народ в селение, чтобы купить себе пищи. Христос восхотел Сам напитать их и повелел народу возлечь на траву. Взяв у апостолов пять хлебов и две рыбы, Он воззрел на небо, благословил снедь, преломил, дал ученикам, а те – народу. Все ели и насытились. Таковых оказалось около пяти тысяч мужчин, кроме женщин и детей. Остатки собрали в двенадцать полных коробов. После этого Христос понудил учеников переправиться в лодке на другую сторону озера, а Сам, отпустив народ, взошёл на гору помолиться ( Мф. 14:15–23 ). Такова краткая история чуда. Вникнем, братия и сестры, во внутренний смысл этого чуда для своего назидания. Евангелист Марк, повествуя об этом чуде, указывает, что Христос, увидев народ, сначала начал учить его много ( Мк. 6:34 ). Всякий раз, когда народ слушал Спасителя, он умилялся сердцем, хотя быть может и не всегда всё понимал из Его учения. И на этот раз, перед чудом насыщения, народ молча, с сердечным увлечением, внимал учению о Царстве Божием ( Лк. 9:11 ), не чувствуя ни усталости, ни голода, ни потребности возвратиться к домашним очагам. Апостолы и Сам Спаситель ( Ин. 6:5–6 ) позаботились о нуждах народа. Духовно питая окружающих Его людей, Христос возымел намерение напитать их и телесно, чтобы каждый из народа воочию убедился, что Отец Небесный может и телесно питать тех, кто алчет больше всего пищи духовной, нетленной ( Ин. 6:27 ), кто ищет, прежде всего Царство Божие ( Мф. 6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Глава 10 1–16. Послание двенадцати апостолов на проповедь. – 17–25. Указание на опасности, которым подвергнутся апостолы во время своей проповеди. – 26–33. Приглашение к безбоязненному исповеданию Христа. – 34–36. Вражда между людьми. – 37–39. Условия следования за Христом. – 40–42. Заключение. Мф.10:1 .  И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. (Ср. Мк.6:7 ; Лк.9:1 ). В рассматриваемом стихе говорится не о призвании и не об избрании апостолов, а только о посольстве их на проповедь. Матфеем было сообщено раньше о призвании нескольких учеников ( Мф.4:18 и сл.) и одного Матфея ( Мф.9:9 ); всего, по его сообщению, призвано было раньше только пять учеников: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и Матфей. О призвании остальных учеников у Матфея нигде не говорится и «двенадцать учеников» появляются перед нами здесь в первый раз, хотя и возможно предположить, что до посольства на проповедь они уже находились со Спасителем ( μαθητα ατο – Мф.5:1, 8:21, 23 , Мф.9:10–11, 14, 37 и др.). Евангелист мог бы и совсем не перечислять в Мф.10:2 имен апостолов, и к этому, по-видимому, и клонилась речь его в данном стихе. Но, написав этот стих, он, может быть, только тут вспомнил, что неудобно обозначать этих людей одним числительным и потому счел за нужное назвать их и по именам, что во всяком случае было понятнее читателям, для которых он писал. Главная же суть дела теперь заключалась в том, что Спаситель дал этим ученикам власть над нечистыми духами и врачевания. Речь всех синоптиков о посольстве апостолов не отличается сходством выражений. Речь Матфея ближе к речи Луки. Из показания Луки ( Лк.6:13 ) видно, что двенадцать апостолов были призваны или избраны перед произнесением Нагорной проповеди. Здесь следует отметить постепенное расширение деятельности Христа, как ее изображает Матфей. Сначала ( Мф.4:23 ) он говорит о путешествии только Самого Христа по Галилее. Затем в Мф.9:35 почти в тех же словах говорит о той же галилейской деятельности, только с прибавкой речи о «городах и селениях». Наконец, в Мф.10:1–2 сюда присоединяется посольство апостолов на проповедь. Поэтому думают, что в данном стихе содержится заключение начатой в Мф.4:13 речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 28 Путешествие жен мироносиц ко гробу, возвращение их оттуда и явление им Воскресшего ( Мф.28:1–10 ). Подкуп стражей ( Мф.28:11–15 ). Явление Воскресшего ученикам в Галилее ( Мф.28:16–20 ). Мф.28:1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. «По прошествии субботы»: суббота – седьмой последний день еврейской недели, день праздничный, в который по закону нельзя было ничего делать, а должно было оставаться в покое (4-я заповедь десятословия: ср. Лк.23:56 ). – «Первого дня недели»: т.е. новой недели, следовательно, по нашему в воскресенье. – «Мария Магдалина и другая Мария» (см. прим к Мф.27:56 ; ср. Синаксар в день Пасхи): «первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей – Мф.27:61 . Но да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии ( Мк.16:9 ), она же и на камне Ангела виде... И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифов же бе сын сей Иосии»): Мироносиц был целый сонм (ср. Лк.23:49,55,24:1,10 ), и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них по своему усмотрению (ср. Мк.16:1 ; Лк.24:1,10 ; Ин.20:1 ). – «Посмотреть гроб»: как видно, они не знали о том, что ко гробу приставлена стража и он запечатан. Они приготовили масти и ароматы, чтобы помазать возлюбленного Учителя своего, и, взяв их, пошли посмотреть гроб Его, чтобы узнать, могут ли они исполнить свое благочестивое намерение, и если окажется возможность, то исполнить (ср. Лк.23:55–56,24:1 ; Мк.16:1–2 ). Мф.28:2–4 . И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Выпуск 1 → Внебогослужебные беседы священника Василия Преображенског о Содержание Глава четвертая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, изъясняющие значение и важность христианской добродетели – веры Беседа первая Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.14:19–31 ст.) Беседа вторая Притча о двух строителях (Мф.7:24–27; Лк.6:47–49) Беседа третья Притча о работниках в винограднике (Мф.20:1–16) Беседа четвертая Притча о рабе, трудящемся по возвращении с поля (Лк.17:7–10) Беседа пятая Притча о двух сынах (Мф.21:28–32). Беседа шестая Притча о мытаре и фарисее (Лк.18:9–14) Глава пятая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, в которых уясняется значение и важность христианской надежды Беседа первая Притча о друге, просящем три хлеба (Лк.11:5–10) Беседа вторая Притча о неправедном судии и вдовице (Лк.18:1–8) Беседа третья Притча о десяти девах (Мф.25:1–13) Беседа четвертая Притчи: а) о рабах, ожидающих господина; б) о хозяине. ожидающем вора; в) о верном и благоразумном рабе-домоправителе и злом рабе (Лк.12:35–46; Мф.24:42–51) Беседа пятая Притча о талантах (Мф.25:14–32) Беседа шестая Притча о десяти минах (Лк.19:11–27) Глава шестая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос указует верующим в Него важность христианской добродетели – любви Беседа первая Притча о заимодавце и двух должниках (Лк.7:41–43) Беседа вторая Притча о немилосердном рабе (Мф.18:23–35) Беседа третья Притча о сострадательном самарянине (Лк.10:25–37) Беседа четвертая Притча о безрассудном богаче (Лк.12:13–21) Беседа пятая Притча о неправедном приставнике (Лк.16:1–14) Заключение     В трех главах, составивших собою первый выпуск наших бесед 1 , мы предложили вашему вниманию изъяснение тех притчей, в которых Господь наш Иисус Христос благоволил в образах и подобиях изложит Свое Божественное учение о Царстве Божием на земле или Церкви Святой, а именно о цели ее учреждения на земле, о существовании ее до конца мира сего, об условиях вступления в нее людей, об обновлении человечества и о будущем конечном суде. Теперь с Божьей помощью, мы продолжим беседы на те притчи, в которых Спаситель в ярких чертах изобразил правила жизни, обязательные для Его последователей – членов Церкви Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика экзонартекса храма мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. XIV в. Рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея (Мф 2. 13-15). Волхвы, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Царю (Мф 2. 1-11), получили во сне откровение от ангела и ушли в свою страну, не открыв Ироду местонахождения Младенца (Мф 2. 12). Это привело в ярость правителя Палестины, к-рый отдает приказание убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях (Мф 2. 16). Ангел Господень во сне сообщает Иосифу о грозящей Спасителю опасности и повелевает, взяв Марию и Младенца, бежать в Египет, издревле считавшийся местом убежища (3 Цар 11. 40; 4 Цар 25. 26). Евангелист не сообщает дополнительных подробностей этого путешествия, кроме того, что Св. семейство находилось в Египте до смерти Ирода (Мф 2. 15), а по воцарении Архелая вернулось в Св. землю, поселившись в удаленной, однако более безопасной Галилее (Мф 2. 19-23). Евангелист Лука , подробно описавший историю рождения Христа, не упоминает об этом эпизоде, что, возможно, объясняется его общим богословским замыслом. Описание бессильного гнева Ирода и «Б. в Е.» не вписываются в контекст постоянного славословия Бога первых глав Евангелия от Луки. Для евангелиста Матфея, к-рый пишет для христиан, обращенных из иудеев, было важно показать, что Иисус из Назарета и есть Тот Обетованный Мессия, Которого предсказывали ветхозаветные пророки. Этим объясняются многочисленные ссылки на пророчества, исполнившиеся во Христе. Одним из них, по мысли евангелиста Матфея, является приводимый им по евр. тексту отрывок из Книги пророка Осии (11. 1): «Из Египта воззвал Я Сына [LXX: «сыновей» - τ τκνα] Моего». Прор. Осия, сетуя на жестокосердие своих соотечественников, напоминает им события освобождения из егип.

http://pravenc.ru/text/77772.html

Иконы святых Святой Иоанн Предтеча Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа, занимает в церковном богослужении особое место. Его памяти посвящен вторник каждой литургической недели, а на следующий день после Крещения Господня празднуется его Собор (7 января ст. ст.). Церковь вспоминает также не только день его смерти (29 августа ст. ст.) и обретение и перенесение его останков, как это совершается в отношении других святых, но также и его Зачатие (24 сентября ст. ст.) и Рождество (24 июня ст. ст.), как и Зачатие и Рождество Богоматери. Иоанн Креститель – самый великий из рожденных женами, но меньший в Царстве небесном больше его ( Мф.11:11 ). Служение Предтечи принадлежит еще Ветхому Завету. Ему надлежало умаляться перед Христом, Которому должно расти ( Ин.3:30 ). Святой Иоанн предшел перед Мессией в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), таинственного предтечи второго и славного пришествия Христова. Но если Илия сводил огонь с неба, то Предтеча первого Его пришествия не сотворил никакого чуда ( Ин.10:41 ). Он был больше пророка ( Мф.11:9 ); он был вершиной ветхозаветной святости, но перед Тем, Кто шел после него, он никаким внешним знаком не проявил своего посланничества и был лишь гласом вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ). Илия, взятый на небо в огненной колеснице, должен вместе с Енохом вернуться на землю, чтобы умереть как свидетель (см.: Откр.11:3–10 ). Иоанн Предтеча уже завершил свое свидетельство мученичеством еще до того, как Христос исполнил дело спасения. Уже после Вознесения Господня Церковь , приняв благодатное крещение Духом Святым и огнем с небес ( Мф.3:11 ), воздаст почитание Предтече Христа. Она признает истинное величие Иоанна Крестителя, который есть после Богоматери величайший из людей. На иконах Деисуса по сторонам от Христа Вседержителя изображаются Пресвятая Богородица и друг Жениха ( Ин.3:29 ). Наша икона (Россия, XVI в.) написана, как и соответствующая ей Икона Богоматери, для трехчастной иконы Деисус. Изображенный в полфигуры Предтеча склонен к левой стороне иконы: он смотрит на Христа. Левая его рука в жесте молитвы, правая же показывает верующим раскрытый свиток со словами его проповеди покаяния: ...покайтеся, приближибося царствие небесное Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:2, 10 ). Поверх одеяния из верблюжьего волоса (см.: Мф.3:4 ) Иоанн Предтеча одет в темный гиматий. Его Длинные волосы падают на плечи, борода растрепана: это человек пустыни, прообраз великих христианских отшельников. Аскетические черты его лика соответствуют строгости его проповеди покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

иером. Филипп VII. О поклонении Богу 1. Что означают слова Христа Спасителя о поклонении Богу Отцу в духе и истине ( Ин.4:23 )? Это значит, что поклонение Богу должно быть в духе Христовом и истине евангельской. 2. А говорит ли Господь здесь о том, что внешнего, телесного богопоклонения совсем не нужно? Ничего подобного. Христос Спаситель никогда об этом ничего не говорил, а, наоборот, – оставил нам пример внешнего, телесного поклонения Богу. 3. Как именно говорит слово Божие о телесном богопоклонении Христа Спасителя? «И отошед немного, пал на лице Свое, молился»... ( Мф.26:39 ; Мк.14:35 ; Лк.22:41 ). 4. Принимал ли Христос Спаситель внешнее поклонение? Прокаженный, «кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» ( Мф.8:2 ). «Некоторый начальник, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» ( Мф.9:18 ). Ученики, после укрощения бури на море, «подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ). Мария, сестра Лазаря, увидевши Иисуса, «пала к ногам Его и сказала Ему: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» ( Ин.11:32 ). «И они (мироносцы), приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф.28:9 ). " И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин... Не десять ли очистилось? (спросил Христос Спаситель) Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника»? ( Лк.17:16–18 ). 5. Какой образ поклонения Богу на небе показан был апостолу Иоанну Богослову в особом откровении? «Двадцать четыре старца падают пред Седящим на престоле и покланяются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу... » ( Откр.4:10–11 ). 6. Как говорит слово Божие о внешнем поклонении Богу св. Апостолов? Апостол Петр, прежде чем воскресить Тавифу, «выслал всех вон и, преклонив колена, помолился» ( Деян.9:40 ). «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа», – говорит ап. Павел ( Еф.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Об одной заповеди Христа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Милости хочу… (Мф 9:13) …вы не захотели (Мф 23:37); Вот, Отрок Мой… избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис 42:1; ср. Мф 12:18); трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3; Мф 12:20). Маленькое предисловие Прежде чем приступить к обсуждению заповеди 1 , хочется сказать о том, что можно смело назвать важнейшей Евангельской мыслью, приоткрывающей цель Божью по отношению к Его детям — взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11). Это одновременно и цель, и дело, и желание Господа — единое на потребу, раскрывающее таинственные смыслы новозаветных образов, которые прикровенно и доверительно высвечиваются Тихим Светом — Иисусом Христом — и оживляются Духом Утешителем. Эта мысль, сердцевина Благой Вести, открывается в Священном Писании в простом свете Любви, сшедшей с небес, а в Священном Предании — в ежедневных церковных службах и в исторической жизни Церкви, в частности, в деятельности Вселенских соборов, когда она связывала разновременные события церковной истории. На Соборах по существу решались важнейшие исповедальные вопросы: что главное в христианской вере, без чего она теряет свою силу, подлинность, Божественность? Наконец, самое насущное и сокровенное: Каков Господь? И при всём, казалось бы, разнообразии мнений о том, как же на самом деле правильно исповедовать Бога, подлинное свидетельство о Нём должно было пройти испытание всего лишь одним, но главным вопросом: “Может ли Бог, будучи Таким, Каким Его помыслили люди, спасти человека?”. Поэтому устами святых Отцов Соборы исповедовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, Истинный, Единосущный Отцу. В то же время Он не призрачно, а подлинно стал Сыном Человеческим, и Божество в Нём не подменило, не поглотило и не отодвинуло на второй план Его человечность. Другими словами, во Христе Бог и человек встретились: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс 84:11–12).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Глава 12 Гонение Церкви Иродом: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное его освобождение (1–18). Смерть Ирода в Кесарии (19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) Деян.12:1 .  В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из при­надлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, «В то время», – т.е. пока Варнава с Савлом исполняли поручение антиохиян ( Деян.11:25, 30 ). «Ирод царь». Это был именно Ирод Агриппа I, сын Аристовула и Вероники, внук Ирода так называемого Великого, искавшего убить Господа по Его рождении и вместо Него избившего вифлеемских младенцев ( Мф. 2:1, 13 и д.), племянник Ирода Антипы Галилейского – убийцы Иоанна Крестителя ( Мф.14 и д.). Такова эта семья убийц, окровавивших свои руки самою драгоценною для христианского мира кровью... Родившись около 10 года до Рождества Христова, Ирод Агриппа воспитывался в Риме. По восшествии на престол Калигулы, получил от него тетрархию умершего дяди своего Филиппа ( Мф. 2:22 ; Лк.3:1 ) и тетрархию Лисания ( Лк.3:1 ) с титулом царя. Вскоре он объединил под своим владением и тетрархию другого дяди своего Ирода Антипы. Наконец, Клавдий кесарь, преемник Калигулы, присоединил к его владениям и Иудею с Самарией, так что он, подобно деду, владел всею Палестиною (Флав. Археол. XVIII, 7, 2; XIX, 5, 1; 6, 1; О войне иудейской II, 9, 6; 11, 5), причем отдельной прокуратуры римской над Палестиною уже не было. Умер 44 года по Р. X., процарствовав не более 4 лет, после чего Иудея снова была обращена в Римскую провинцию. «Поднял руки... чтобы сделать зло» – или заключением в темницу, или телесными наказаниями, или другими жестокими мерами, до убийства включительно, пример чего указывается далее. Деян.12:2 .  и убил Иакова, брата Иоан­нова, мечом. Иаков, брат Иоанна (Богослова), Зеведеев – был второй мученик христианский, на котором точно исполнилось предсказание Господа ( Мф.20:23 ). Дополняя краткое известие дееписателя о его мученической кончине, Церковное предание говорит, что обвинявший апостола сам обращен был ко Христу обвиняемым и вместе с ним сподобился мученической кончины (Клим. Ал. у Евсевия, Церк. Ист. II, 9; Чет.-Мин., апр. 30). Так, восклицает св. Златоуст: «уже не иудеи и не Синедрион, но царь поднимает руки, чтобы сделать зло. Это высшая власть, тягчайшая брань, тем более, что была в угодность иудеям».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010