Беседа 35. Евангелие от Матфея, глава 10, 38–42. «О несении креста» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим текст 10-й главы с 38-го по 42-й стих. Здесь говорится о необходимости несения Христа, то есть преодолении всех испытаний, посылаемых нам от Бога. Далее говорится о том, как правильно реагировать на служение священников в Церкви. Итак, мы читаем: Мф.10:38 . «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать [свою] любовь ко Христу» . «Крест» в широком понимании – это все те трудности, которые посылаются нам от Бога в этой жизни. Иногда родители говорят о тяжелых по характеру детях: это у меня такой крест. Или человек говорит о своем заболевании: Бог послал мне тяжелый крест. Но иногда «крест» и следование за Христом означает нечувствие гонений и стремление со всяким прилежанием исполнить волю Бога (Его святые заповеди). Блаженный Феофилакт пишет: «Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поскольку же распинают многих, как разбойников и воров, то присовокупил: и в след Мене грядет, то есть, живет по Моим законам» . Итак, несение креста означает безропотное преодоление испытаний в гонениях и твердое намерение несмотря на все трудности исполнять Божий Закон. В этом смысле мученик в христианстве не только тот, кто безропотно переносит гонения и сами страдания, но и тот, кто несмотря на трудности – бессилие собственной души и тела стремится исполнить Закон Божий. То есть если ты несмотря ни на какие страдания принимаешь решение не принимать наркотики или не выпивать – это мученичество в глазах Бога. Хотя каждая клетка твоего тела стремится ко греху – ведь ты оказался в химической зависимости от зловредных веществ, но ты продолжаешь свою борьбы за верность Божьей заповеди, в глазах Бога, – ты поступаешь именно как исповедник (мученик). Или ты борешься с собственной блудной страстью – Бог воспринимает твои переживания, страдания и боль именно как исповедничество (мученичество). Причем, здесь твой гонитель – не император Нерон или Домициан,  но сам дьявол . И твоя брань с «фараоном мысленным» более чем угодна и приятна Богу. В этом смысле следование за Христом всегда означает удаление от дьявола и греха и приближение к праведности и святости. Апостол Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Сол.4:3 ).  Здесь мы видим, что для апостола Павла освящение не есть нечто сугубо отвлеченное, сакральное, но, скорее, практическое и деятельное. Смысл его слов более чем лаконичен: хочешь стяжать освящение – не блуди. Да! Тяжело и трудно, но ты постарайся!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слово в четвёртую неделю св. Великого поста 70 И возмет крест свой. Есть минуты, в которые люди ни о чём более не думают и ничего более не желают, как золотых крестов для украшения груди в вознаграждение своих заслуг и трудов; а бывают ли минуты, в которые бы мы помышляли и просили себе крестов, которые возлагает Бог и о которых написано: иже не приимет креста своего и в след мене (не) грядет, несть мене достоин ( Мф.10:38 ). Остановимся на этом размышлении хотя здесь, в храме Божием, где наиболее случается слышать слово о кресте. Заповедь Господня о кресте, данная ученикам Христовым, а в лице их всем нам, не требует от нас, чтобы каждый взял тот великий крест, который несён был Иисусом от Иерусалима на Голгофу, не требует, чтобы каждый распинал себя и умирал поносною смертию; но заповедует взять крест тех скорбей, страданий, искушений внешних и внутренних, какие каждому в особенности ниспошлёт премудрое и всеблагое Провидение. Наш крест должен быть только подобием креста Христова. У каждого из нас есть или может быть свой крест внутренний, подобный внутреннему кресту Христову, кресту самоуничижения, кресту духовных скорбей ( Мф.26:38 ): надобно взять его! Какой крест? Есть довольно крестов. Благочестивая печаль о своих грехах – что, как не крест внутренний? Изнурительная борьба с искушениями плоти и мира – что, как не крест невидимый? Скорбные подвиги в умерщвлении своих страстей – что, как не кресты душевные? Возьмите и несите. Так, никто не достигал успеха в самоотвержении без скорбей сердца, и никто не побеждал никакой страсти без страданий души. Ни один шаг вперёд на пути за Христом не достаётся даром, и ни одна добродетель не приобретается ленью и беспечностью. Наши страсти злы и мстительны; наши пристрастия к земным благам неотвязчивы и неумолимы; наши навыки ко греху упорны и жестоки. Чего стоит обуздать страсть, пресечь пристрастие, победить навыки? Здесь плоть и кровь восплачутся и восстенают, не дадут покоя своими искушениями и измучат. А обуздав хотя одну страсть, прекратив хотя одно пристрастие и победив хотя один навык, можем ли оставаться в покое на одно мгновение? Не требуется ли новый крест непрерывного бдения, чтобы укрощённая страсть опять не возникла и не ожесточилась, – крест прилежной молитвы, чтобы Господь не оставил без подкрепления и помощи, – крест неусыпных забот и попечений, чтобы не опустеть добрыми делами. Взять этот крест заповедовал сам Господь, говоря Своим ученикам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ); ношению этого креста учил христиан и ап. Павел, говоря: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса, сиречь Последование утрени во Святый и Великий Пяток Источник Славянский текст с русским (сличенным с греческим) переводом, очерком и объяснением порядка сего богослужения и положенных на оных песнопениях и евангельских чтений. Содержание Служба во Святую и Великую Пятницу Последование утрени Последование часов Святаго и Великаго пятка Последование вечерни во Святый и Великий пяток Последование малаго повечерия во Святый и Великий пяток Объяснительные примечания к тексту Евангельских чтений утрени Великого Пятка Евангелие 1-е Евангелие 2-е (Ин. 18:1–28) Евангелие 3-е (Мф. 26:57–75) Евангелие 4-е (Ин. 18:28, 19:16) Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Евангелие 7-е (Мф. 27:34–45) Евангелие 8-е (Лк. 23:32–49) Евангелие 9-е (Ин. 19:25–37) Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Евангелие 11-е (Ин. 19:38–42) Евангелие 12-е (Мф. 27:62–66)     В Великий Пяток святою Церковью воспоминаются святыя спасительныя Страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождение гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Если, по словам святого Иоанна Златоуста , в дни Страстной седмицы мы вообще должны чаще приходить в храм „отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума“, то в день Великого Пятка мы должны были бы неисходно оставаться в святом храме, временно прекратив все заботы и попечения о житейском. „Я невольно останавливаюсь»,–писал автор знаменитых писем о Богослужении Восточной Кафолической церкви, приступая к описанию богослужения Страстной седмицы, пораженный величием предмета..; ибо сию великую седмицу наипаче украсила церковь возвышенными песнями и знаменательными обрядами и премудрым расположением пророческих и евангельских чтений, так чтобы даже и рассеянный христианин созерцанием одной сей недели был приготовлен к сретению Пасхи, и чтобы день Господень, по словам писания, не пришел к нему нежданно, яко тать в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

1. Датировка и степень сохранности «Комментарий на Евангелие от Матфея» (далее – CM) относится к позднему периоду творчества Оригена (185–253). Согласно Евсевию Кесарийскому , он был создан в царствование Филиппа Араба (244–249) наряду с трактатом «Против Цельса», «Комментарием на 12 пророков» и многочисленными гомилиями или проповедями, которые Ориген только с этого времени позволил записывать стенографистам (Hist. Eccl. 6:34–36 ). Более точная датировка, предлагаемая Жиро, издателем 10–11 книг комментария в серии Sources chrétiennes, относит СМ к 246 г. 1 В указанном месте Евсевий упоминает также, что оригеновский комментарий состоял из 25 книг. От первых 9 книг сохранились лишь незначительные фрагменты. Книги 10–17, дошедшие до нас в греческом оригинале, содержат толкование на Мф.13:36–22, 33 (причём 11 книга доходит до Мф.15:38 включительно). Сохранился также датируемый 5 или 6 в. анонимный латинский перевод (Vetus interpetatio) большой части комментария, начиная с 9 главы 12 книги и почти до конца. Он включает толкование на Мф.16:13–27, 65 2 . Таким образом, от оригинального греческого сочинения до нас дошло меньше половины. Тем не менее, наряду с сохранившейся частью «Комментария на Евангелие от Иоанна», восемь книг CM представляют собой наиболее объёмный нефрагментарный текст, по которому мы можем непосредственно судить о работе Оригена в жанре библейского комментария. 2. CM, 10–11 и оригеновская экзегеза Несмотря на то, что нередко имя Оригена ассоциируют прежде всего с рядом неортодоксальных гипотез метафизического и космологического содержания, выдвинутых им в трактате «О началах» (далее – РА), можно с полным правом утверждать, что центральное место в его деятельности занимала не философия, а библейская экзегеза. Наряду с Ипполитом Римским Ориген был одним из первых христианских авторов, начавших писать специальные сочинения, посвящённые систематической интерпретации отдельных книг Библии. Помимо подробных комментариев, в их число входили уже упоминавшиеся гомилии, стенографические записи его проповедей, а также краткие пояснительные схолии. Большинство созданных Оригеном произведений носили именно экзегетический характер 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Содержание Слово 1. О вере    [С помощью] Господа, содействующего и слово утверждающего, начнем прежде с речей о вере, а затем возьмемся и за последующее. Прежде всего, должно веровать в Бога, что Он есть, и ищущим Его воздает (Рим. 11:6). Ибо вера вовек пребудет. ИПраведный верою жив будет (Евр. 10:38). Настоящий праведник от веры веру имеет действенную, веру возрастающую, веру преисполняющуюся, веру, просвещающую на добрые дела, чтобы прославлялся Бог всяческих. Вера — начало прилепления к Богу. Совершенный верующий есть «камень в храме Бога, уготованный в Домостроительство Бога Отца, возносимый на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, [словно] посредством веревки, — Духом». Вера для человека есть проводник, а любовь — путь, возводящий в Царство Небесное. И таковой становится богоносцем, то есть христоносцем, и храмом Божиим, и свято шествующим, и украшенным всем из заповедей Иисуса Христа. И начало жизни через веру и любовь ничему [другому у такого] не предпочитается. Но о вере говорю действенной, поскольку вера без дел мертва (Иак. 2:20) сама по себе. Дела же веры -любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость (Гал. 5:22-23), смиренномудрие и похвала о Господе, упование на Бога, чтобы распять плоть, упокоиться от всяких дел, как упокоился и Бог от Своих (Евр. 4:10), взять крест свой и последовать за Ним (Мф. 10:38), жить Духом, достичь Духа, и такая вера и вменяется в праведность. Это есть дела веры. Верою стремящийся посредством заповедей, долу достигает вышнего Иерусалима (ср. Гал. 4:26). Если же мы имеем такую веру, то мы — в вере и стоим в ней твердо, то и в Господе обитаем прекрасно. Говорит же и Господь через Пророка: Очи Мои на верные земля, посаждати я со Мною (Пс. 100:6). Так же и Иеремия: Господи, очи Твои (зрят) на веру (Иер. 5:3). Говорит и Петр: покажите в вере вашей добродетель (2 Пет. 1:5), любовь; и опять-таки: назидая себя на… вере (Иуд. 20:2); Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Глава 9 Преображение Господне (1–8). Илия – предтеча мессии (9–13). Исцеление бесноватого (14–29). Новое предсказание Христа о своих страданиях, смерти и воскресении (30–32). Кто больше в Царстве Небесном (33–37). Изгонявший бесов именем Христовым и беседа о соблазнах (38–50). Мк.9:1 . «И сказал им» и пр.: слова этого стиха составляют заключение предшествующей речи Иисуса Христа (ср. Мф.16:28 ) и могут быть соединены с далее повествуемой историей преображения Господня лишь постольку, поскольку относятся, по мнению некоторых толкователей, к троим свидетелям события преображения см. прим. к Мф.16:28 ). – «Царствия Божия, пришедшего в силе»: т. е. церкви Христовой, в то время еще малой, только что рождающейся и презираемой ложными представителями иудейского правоверия, но вскоре имеющей увеличиться, окрепнуть, распространиться быстро и далеко и войти в великую славу, что исполнилось по воскресении Господа, излиянии на Апостолов даров Святого Духа в день Пятидесятницы и проповедании Евангелия Апостолами по всей земле, – время, до которого, конечно, еще не вкусили смерти многие, слушавшие эту речь Господа Иисуса, не старые возрастом. Мк.9:2–10 . Сказание о преображении Господнем у ев. Марка почти одинаково со сказанием об этом ев. Матфея, только несколько короче в конце и с немногими особенными частными чертами, восполняющими сказание Матфеево (ср. Мф.17:1–8 и прим.). – «Одежды Его»: речь идет только об изменении одежды (у ев. Матфея и лица), а не существенного вида Христова. «Преображение разумей не как существенное изменение вида Христова, но как озарение Его неизреченным светом, при чем естественный вид Его оставался тот же, что и прежде». (Феофил.).– «Как белилыцик не может выбелить»: искусство беления материй, употреблявшихся на одежды, доведено было у римлян до высокой степени совершенства. Ев. Марк, писавший первоначально для римских христиан, и выставляет как особенную черту события, что одежды преобразившегося Господа до такой степени были белы, что на земле (в противоположность чудесному, так сказать небесному убелению одежд Господа) никакой белильщик, даже римский, искуснейший в этом деле, не может убелить так.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!        Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 33, 37-38). В евангельском же чтении мы слышали обращенные ко всем нам слова Христа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38).        Значит, святые — это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного. Но что характерно: когда человеку рассказывают о подвигах того или иного святого, многие отвечают: «Ну так что же? На то он и святой, а я грешный, ко мне все это не имеет никакого отношения».        Но в том-то и дело, что Божественный призыв Христа обращен ко всем христианам. И к святости призван каждый, кто решил следовать за Христом. Апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: Если свят начаток, то и целое, и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). И значит, если свята Глава Церкви (то есть Христос), а Церковь есть Тело Христово, то святы и члены этого Тела, то есть свят каждый христианин.

http://pravmir.ru/k-svyatosti-prizvan-ka...

По вере вашей будет вам… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 13 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Мф 5:10 Предисловие Только в конце жизни я стала понимать, что самое большое и, может быть, единственное истинное счастье в жизни и величайшая милость Божия — быть православным человеком с детства, родиться и жить всегда в вере, всегда с Богом. Многое видишь совсем иными глазами, говоришь и чувствуешь все по-иному, чем люди, не знавшие веры. Им гораздо труднее, надо “открывать Америку” в каждом “странном” случае, сомневаться, ничему не доверять, снова уходить мыслью в пустоту, так ничего и не поняв, ибо веру и чудо в пробирке не проверишь. Эти записки появились, к сожалению, поздно, но причины в основном две. Первая — та, что очень многие люди (верующие и неверующие), когда случайно слышали наши рассказы (уст­ные) о чудесных явлениях, бывших в наших семьях, с удивлением спрашивали, почему же мы не записываем всех этих чудес, и говорили, что это необходимо записать, это и интересно, и может быть полезно неверующим: когда что-то таинственное, необъяснимое, “чудесное” происходит где-то, с кем-то неизвестным, это может и не задеть людское воображение — мало ли что говорят, все сказки. А когда ты знаешь людей, существующих, живых, уважаемых и любимых, и вдруг с ними реально были такие события, и им не верить ты не можешь, то чудеса становятся более понятными, зримыми, задевающими душу. Вторая причина, заставившая писать, — наше удивительное время, когда стали открывать и восстанавливать из руин храмы и все “тайное” становится “явным”. Так случилось и с нашим дедом Владимиром Николаевичем Максимовым, многие годы гонимым, неизвестным, сидевшим в лагерях и тюрьмах за приверженность православной вере, вынужденным скрываться, умершим в изгнании. Работы талантливого архитектора тоже были в неизвестности, выполнялись под чужими фамилиями, были разрушены и недостроены. Теперь же все стало по-иному. В Детском селе (б. Царское село) восстановлен собор, строившийся им в соавторстве с Покровским; идет служба и в пещерном храме, где весь интерьер и отделка принадлежат дедушке; восстанавливается и храм под Ялтой (в Массандре), построенный во имя святителя Николая (по заказу императрицы Александры Федоровны).

http://pravmir.ru/po-vere-vashey-budet-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010