notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 5:16. 18 Ос 13:14; 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 слав.). 35 Лк 21:19 слав.). 36 Ср. 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50 Пс 120:1. 51 Евр 13:7. 52 Исх 23:22. 53 Пс 26:1 слав.). 54 Мф 16:18. 55 Ср. Лк 10:41. 56 Ср. Мф 6:33. 57 ср. 9:6. 58 Ср. Мф 10:8. 59 Ср. Мф 25:21. 60 Быт 12:1. 61 Быт 15:6. 62 Быт 12:3. 63 См. Быт 18:1–8. 64 См. Быт 18:22–33. 65 См. Быт 22:1–16. 66 Мф 11:29. 67 13:2. 68 Ср. Деян 17:22–23. 69 Ср. Гал 6:7. 70 Иак 2:14–21. 71 Ср. Быт 22:15–18. 72 Ср. Быт 15:5.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Свобода - то есть речь идет о свободе, сопряженной со властью и правом. Это изречение цитировалось Пелагием, о чем пишет блаженный Августин (О природе и благодати. XIV. 77., может означать и собственно «свободу именно так понял это слово Руфин, переведший его как libertas arbitrii. 19 20 Одно из древнейших свидетельств о мытарствах. Чедвик отмечает, что подобным образом неоднократно толкуется Оригеном известное место из Нагорной проповеди (Мф 5: Ср. также: Клим. Алекс. Стром. VII.83.1; IV.116.2. 21 12:34; Мф 6: Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3.) 22 23 381. 24 По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74–75; 77.4; VI.114.5–6; VII.88. Возможность уподобления Богу, или центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 25 Цитируется Пелагием. См.: Августин. О природе и благодати. XIV. Ср. тж.: Клим. Алекс. Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 26 27 28 Клим. Алекс. Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 29 Письма. 79.15. 30 418; Платон. Теэтет. 1 73e. 31 221–222, 225. 32 Слово можно перевести и как именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1: С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 375. 33 Руфин, по–видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 34

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

40-42). Полнота человечества во Христе подтверждается в Деян 2. 22 и 17. 31, где Спаситель называется «Мужем» и в Деян 10. 38, где указывается Его происхождение «из Назарета». Именно это учение вызывало наибольшую ненависть со стороны синедриона (5. 28). Выражения «Сын», «Сын Божий» (9. 20; 13. 33; также в ст. 8. 37, отсутствующем в «александрийской» традиции текста) и «Спаситель» (5. 31; 13. 23) в Д. с. а. редки. «Сыном человеческим» Иисус именуется только в Деян 7. 56. Др. христологические титулы, такие как «Начальник жизни» (3. 15; ср.: 5. 31; Евр 2. 10; 12. 2) и «Праведный» (Деян 3. 14; 7. 52; 22. 14; ср.: 1 Петр 3. 18; 1 Ин 2. 1; 2. 29; 3. 7; возможно, также Рим 1. 17; менее вероятно - Иак 5. 6), суть примеры истолкования ВЗ в свете Благой вести (Ис 53. 11; Авв 2. 4; Прем 2. 12-18). Иисус Христос является тем Пророком, пришествие Которого предрекал Моисей (Деян 3. 22-23; 7. 37). Наименование Его «отроком/слугой» - 3. 13, 26; 4. 27, 30; ср.: Мф 12. 18; в Лк 1. 54 титул относится к Израилю (ср.: Ps. Solom. 12. 6; 17. 21), а в Лк 1. 69 и Деян 4. 25 - к Давиду (ср.: Didache. 9. 2)) указывает не на подчиненное положение, а на достоинство быть представителем Божиим, на что указывает эпитет «Святой» в Деян 4. 27, 30. В целом титул основан на толковании Ис 42. 1 и встречается в др. раннехрист. текстах (Didache. 9. 2, 3; 10. 2-3; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 59. 2-4; Martyr. Polyc. 14. 1, 3; 20. 2; Diogn.

http://pravenc.ru/text/Деяниях святых ...

Съезд, на котором была представлена страшная статистика заболеваний дифтеритом, зарегистрированная врачами по 12-и губерниям, подробно разработал вопросы о дезинфекции крестьянских изб, изоляции больных и о сывороточном лечении. Его кульминацией стали выработка общего плана борьбы с дифтерией и единогласное заключение о необходимости устройства областного БИ при ИКУ, который, помимо педагогических, был призван решать и научно-практические задачи, а также служить центром для усовершенствования квалификации врачей Камско-Волжского района. В заключение съезд единогласно постановил просить всех участвующих в нём земских, городских и административных представителей оказать нравственное влияние на осуществление проектируемого в г. Казани института и ходатайствовать перед избравшими их учреждениями о пополнении недостающей на устройства института суммы в размере не менее 15 тысяч рублей и о пособиях на его содержание. В числе первых на этот призыв откликнулись Казанское губернское земство, ассигновавшее 4 тысячи рублей, и КГД, выделившая 2 тысячи рублей и уступившая безвозмездно для постройки БИ при ИКУ участок земли в 3405 квадратных сажен. «Затем, - отмечал в 1900 г. Н.Ф. Высоцкий, - к нам потекли пожертвования от целого ряда земских и городских управлений: Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Пензенской, Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний. [...] сумма пожертвований от городских и земских учреждений и частных лиц в настоящее время достигла с наросшими процентами 22420 руб. 29 коп.». с. 23 - 24] Но, как это часто случается, в данном деле не обошлось и без «накладок». Так, МФ ИКУ, по каким-то причинам, не был своевременно уведомлён о переведённых в феврале 1896 г. на университетские депозиты 25 тысячах рублей, отпущенных по Высочайшему повелению. О состоявшемся переводе получатели узнали только в октябре 1896 г., что больше чем на год замедлило постройку института (кроме того, возросла и его стоимость). 31 декабря 1896 г. постройка здания института была сдана казанскому купцу В.П. Шмелёву за 41280 рублей, с обязательством окончить её к 1 октября 1898 г. К этому времени Н.Ф. Высоцкому удалось собрать около 42,5 тысяч рублей, что хватало лишь на возведение самого здания, но было недостаточно для постройки необходимых служебных помещений - квартир для служителей, конюшни, помещения для мелких животных и т.д.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

Скачать epub pdf Беседа 36 Крестная смерть не была для Иисуса Христа громом среди ясного неба. Он был давно подготовлен к такому исходу. Его враги давно замыслили убить Его. Тайный замысел, наконец, становится явным заговором. 1. Перед лицом смерти (Мк.14,1–11) а) Заговор иудеев (Мк.14,1–2; Мф 26,1–5.14–16; Лк 22,1–6). 1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. Приближался праздник Пасхи. Этот праздник выпадал на 14 нисана, т.е. приблизительно на 14 апреля. Он начинался с заходом солнца перед первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. Праздник опресноков – это были семь следующих за Пасхой дней. Так открывался год нового урожая, почему перед ним и должно было быть удалено из дома всё квасное. Пасха была великим праздником, и к ней относились также как к субботе. Праздник опресноков называли меньшим праздником. Пасха была одним из трех заповеданных в , обязательных для всех иудеев праздников. Кроме Пасхи обязательными были также Пятидесятница и праздник Кущей. На праздник Пасхи в Иерусалим обязаны были приходить все взрослые иудеи мужского пола, жившие в радиусе 25 км от Иерусалима, но приходило намного больше людей. Каждый иудей мечтал вкусить хотя бы раз в своей жизни Пасху (то есть пасхального агнца) в Иерусалиме. Число паломников в Иерусалиме могло составлять около трех миллионов. Праздник Пасхи имел историческое значение. Он напоминал об избавлении детей Израиля из египетского рабства. Бог посылал одну за другой казни на Египет и после каждой такой казни фараон обещал отпускать народ, но потом Бог ожесточал сердце свое, отказывался от данного им слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Беседа 25 Благословение детей (Как войти в Царство Божие?) (Мк.10,13–16; Мф 19,13–15; Лк 18,15–17). 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев/то,/Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. К Иисусу Христу приносят детей. Кто приносит и зачем? Да был такой обычай: Иудейские матери мечтали, чтобы их детей благословил какой-нибудь великий учитель. Для этого они приносили детей к известному раввину, желательно сразу после рождения. Так и теперь они приносили детей к Иисусу. Ученики их отгоняют. Их понять можно: они не хотели, чтобы кто-нибудь тревожил их Учителя, Которому и так-то нелегко. Но Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). Почему это сказано? Что ценил в детях Иисус Христос? Обычные толкования носят сентиментальный характер. В толкованиях мы можем встретить наши, взрослые, сентиментальные представления о детях. Указывают на 1 ./Скромность/ребенка. Есть, правда, самовлюбленные и даже стремящиеся к публичности и саморекламе дети. Но такие встречаются крайне редко. 2 ./Послушание./Разумеется, это очень странное представление о каких-то уж слишком идеальных детях. Ребенок часто бывает очень и очень непослушным. 3 ./Доверчивость./а)/Доверие к родителям/. До определенного возраста ребенок считает, что его папа или мама знает все, и что папа или мама всегда правы. Ребенок как бы признает свою беспомощность и доверяет тому, кто, по его мнению, что-то знает. б)/Доверие к посторонним людям./Ребенок, мол, не ожидает от других людей зла. 4 ./Незлопамятность.Ребенок, мол, еще не научился таить злобу и питать вражду. Он быстро забывает и прощает. Однако, несмотря на то, что эти наблюдения отчасти верные, цель рассказа в Евангелии от Марка совсем иная, не сентиментальная. Дитя, малый – здесь, как и в прочих местах, – символ, метафора социально незначительного, подчас даже униженного человека, «нищего духом».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Сети богословия Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Беседы в Никольском соборе — прот. Н.К. Чуков. 1925-1927 гг. На портале публикуются беседы митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), читавшиеся им для прихожан в бытность его настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора и ректором Высших Богословских курсов в Ленинграде, — из сборника «Беседы в Никольском Соборе 1925 -1928 гг.». Беседы посвящены некоторым важным вопросам, которыми задается любой христианин в тот или иной момент своей жизни. Статья Беседа 25 июня 1925 г. (ст.ст.) Во имя Отца и Сына и Св. Духа! В прошлой беседе я говорил о действенности молитвы, теперь побеседуем о тех условиях, которые необходимы для молитвы. Наш поэт Лермонтов говорит про душу: «И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли»! (стихотворение Анчар). Звуков небес заменить не могли! Небес! А посмотрите на отшельников, пустынников, которые удалялись от земли, от всей этой жизненной суеты, которые слышали эти небесные звуки; и что же? Они почти все время молились! Итак, путь к небесному есть молитва! Сам Христос всегда призывал к молитве и говорил: «просите и дастся вам» (Мф 7,7), и далее в своей нагорной проповеди Он говорит ученикам: «если с верой просите, то приемлете»; с верой! Значит, первым условием для молитвы является вера! Посмотрите в Евангелии, эта женщина 35 лет страдавшая кровотечением, она подходит к Христу, не говоря никому ни слова, не говоря Ему ни слова, и только тихонько сзади касается Его одежды, и исцеляется! Посмотрите, какая вера! Какая глубокая, горячая вера и надежда на исцеление. Или возьмем хананеянку, которая просит Христа, и Он отказывает ей, отказывает, говоря, что Он пришел к народу еврейскому, а не к язычникам и говорит ей: «нехорошо брать пищу от детей и бросать ее псам», но она отвечает Ему: «Господи! Ведь и псы едят крохи, падающие со стола господ своих». Посмотрите опять, какая горячая вера и глубокая надежда на милость Божию. Или пример в Ветхом Завете: блудный сын, который растратил все свое состояние и возвращается к отцу. Да разве он не надеется на прощение? Разве он не крепко уверен в любви отца?.. Итак, первым условием для молитвы является крепкая, горячая, глубокая вера и надежда на милость Божию!

http://bogoslov.ru/article/866695

Но эта тенденция, которая у «технарей» может проявиться особенно ярко, присуща не только им: она широко распространена в западном обществе. Опять же, по иронии судьбы, если мы хотим защищать свою личную идентичность перед лицом враждебной культуры, то на самом деле мы на Западе научились этому от самой же культуры. Например, известный спортсмен объявляет, что «проведет собственное расследование», чтобы установить, эффективна ли вакцина против COVID-19. В большинстве случаев тот же самый спортсмен отвергает любой совет по поводу того, как ему улучшить свои спортивные показатели, исходящий от соответствующего эксперта (например, от тренеров). Все это усугубляет «звездную болезнь», ощущение своего превосходства над остальными. Знание, ценность и любовь Вместо того чтобы злиться на тех, кто поддается подобным импульсам, полезнее было бы посмотреть, откуда берутся такие идеи. Если мы считаем, что к ученому – или к автору на «секретном» сайте – люди прислушиваются потому, что он умнее нас, то фактически уравниваем «умнее» и «лучше». Здесь коренится искушение гностицизма, в котором самоуважение достигается тогда, когда мы считаем себя одареннее общей массы, «умнее всех». Но в этой оценке кроется умолчание, заслуживающие рассмотрения: представление о том, что быть умнее, – признак индивидуального превосходства. Этот критерий противоположен христианской вере. В Мф 11, 25 Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». И Павел в 1 Кор 1, 17–2, 7 подчеркивает, что евангельская мудрость очень отличается от того, что мир находит мудрым. Можно задуматься и над тем, кого мы сегодня считаем святыми и героями. Много было ученых богословов в Бельгии и Франции в XIX веке – большинство друг с другом усердно враждовали, – но святыми тех времен были такие люди, как Бернадетта и Тереза из Лизьё. Я не намерен обесценивать богословие или ум: в конце концов автор этих строк – профессиональный астроном. Но ум не соотносится с «ценностью». Опять-таки мой опыт общения с коллегами-астрономами служит тому подтверждением.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Что я могу сделать за эту неделю, чтобы принести Богу плод? Евангельское чтение недели 13-й по Пятидесятнице посвящено ответу на этот вопрос. Здесь вы можете прочитать сам евангельский текст, поразмышлять над ним с помощью подготовленных нами вопросов, поделиться своими мыслями в комментариях и познакомиться со святоотеческими толкованиями на эти отрывки. от Матфея, глава 21 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Мф 21:33-42 Евангелие от Матфея, главы 4-5 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. 4.17. То, что зачатки цивилизации создают потомки Каина, указывает на отравление ее темными стихиями. 4.23. Песнь Ламеха: В язву мне — по–видимому, означает: «в отмщение за рану, мне нанесенную». Зло и жестокость возрастают среди людей; закон кровной мести удваивает свою силу. Противовесом этому закону станет в Новом Завете закон прощения (Мф 18.2г). 7. Сиф и Енос (Быт 4.25–26) 25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. Хотя зло и распространяется в мире, но оно не целиком завладевает человечеством. Призывать имя Господа: «призывать» — значит «поклоняться, почитать». «Господь» — в евр. тексте ягве (прежде неправильно читали Иегова). Это имя (Сущий) было впервые открыто Моисею (Исх 6.2–3). В данном случае речь идет о том, что традиция истинного богопочитания никогда не прерывалась в человечестве. Согласно предположению некоторых ученых, имя Ягве было известно до Моисея жрецам племени кенитов–мадианитян. См. ниже, стр. 156. 8. Родословная первых поколений (Быт 5) 1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010