34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. 35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. 37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 8:28-39 Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывкам О чем отрывок Мф 21:33-42? Как в этом отрывке описывается Христос, что Он делает? (Лк 6:17-23) Что такое быть «ловцами человеков», как это относиться к тексту Мф 21:33-42? Почему апостолы сразу же последовали за Христом? (Мф 21:33-42) Был ли в вашей жизни момент, когда Христос вас призвал? Вспомните его, опишите его. Почему вы последовали тогда за Христом, в чем выражается ваше следование за Христом? (Расскажите какой-нибудь случай.) Апостолы ходили со Христом и видели, что Он делает. Видите ли вы, что Он делает в жизни других людей и в вашей жизни? (Расскажите какой-нибудь случай.) Апостолы учились у Христа уловлять людей для Царства Небесного. Чему вы учитесь у Христа? (расскажите свою ситуацию) Попросите Господа открыть те участки вашей жизни, которые нуждаются в Его свете, какие вопросы задает мне Господь сегодня? (Гал 5:22-6:2; Рим 8:28-39; Гал 5:22-6:2; Мф 21:33-42; Лк 6:17-23; Ин 15:1-7; Мф 4:25-5:12) Что такое крест, без которого нет смысла в следовании за Христом? (Мф 21:33-42; Лк 6:17-23; Ин 15:1-7; Мф 4:25-5:12) Какие жизненные вопросы задает этот отрывок? (Ин 15:1-7) Как, по словам учеников, мог согрешить человек до своего рождения? (Расскажите какой-нибудь случай.) Нужно ли мне что-то изменить в своей жизни для того, чтобы быть со Христом в этой жизни и в будущей? (Ответьте, опираясь на текст.) Что из этого мне больше помогает поступать угодно Богу? (Гал 5:22-6:2; Рим 8:28-39; Гал 5:22-6:2; Мф 21:33-42; Лк 6:17-23; Ин 15:1-7; Мф 4:25-5:12) Прочитайте отрывки.

http://bible.predanie.ru/nedelya-13-aya-...

Похожий мотив звучит у пророка Захарии, где о Мессии говорится: О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! ( Зах. 13:7 ). В той же книге изображен дом Давидов, рыдающий о пронзенном Мессии: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах. 12:10 ). Первый из этих пророческих текстов Иисус применит к Себе в ночь ареста, предсказывая, что ученики оставят Его ( Мф.26:31 ; Мк.14:37 ). Второй будет применен к Нему, умершему на кресте и пронзенному копьем, евангелистом Иоанном ( Ин.19:37 ). 2. Иисус – пастырь добрый Символика, связанная с пастырем и стадом, присутствует во всех трех синоптических Евангелиях. Об Иисусе рассказывается, что, видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф.9:36 ; Мк.6:34 ). О Себе Иисус говорит, что Он послан к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.15:24 ). К общине Своих учеников Иисус обращается со словами: Не бойся, малое стадо! ( Лк.12:32 ). В одной из притч Он рисует образ человека, оставившего в пустыне девяносто девять овец, чтобы найти единственную пропавшую овцу ( Лк.15:4–6 ). В поучении о Страшном суде Он говорит, что Сын Человеческий отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф.25:32–33 ). Однако особую роль данная символика играет в четвертом Евангелии, где приведен диалог Иисуса с иудеями, почти целиком построенный на ней. Беседа ничем не отделена от того, что ей предшествовало в 9-й главе, – диалога с иудеями после исцеления слепорожденного – и может восприниматься как прямое продолжение этого диалога. Однако она может также интерпретироваться как самостоятельный диалог, состоящий из двух частей: первой ( Ин.10:1–21 ), произнесенной предположительно перед той же аудиторией, что и диалог с иудеями из предыдущей главы ( Ин.9:39–41 ), и второй ( Ин.10:22–42 ), произнесенной на зимнем празднике обновления храма. Если строго следовать указаниям, содержащимся в тексте, то перед нами две беседы, временной промежуток между которыми составляет около трех месяцев – от праздника Кущей, выпадавшего на сентябрь – октябрь (с ним связаны все сюжеты, вошедшие в Ин.7:2–10:21 ), до декабрьского праздника Обновления 310 . Обе беседы объединены сходной тематикой и сходным образным строем. Первую беседу открывает раздел, по жанру напоминающий притчи из синоптических Евангелий. За притчей следует толкование, становящееся причиной очередной распри между слушателями:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Суть всегда раскрывается в конкретности. А конкретность заключалась в том, что уверовавшая в рукотворный " прогресс " " просвещенная " Европа утратила свою религию - христианство с его животворящим началом Богом-Словом, Иисусом Христом. В условиях возникшего дефицита духовности потребовалось иное высшее начало, управляющее жизнью. И тут произошло расщепление. Постхристианская европейская цивилизация дала две ветви. Первая из них процвела в Западной Европе, где быстро перешли на управление ц и ф р о й, результатом чего явился капитализм - к его принятию люди там были подготовлены пропитавшей все духом рационализма Реформацией. Вторую ветвь образовал русский царизм. Формально он считался православной монархией, но по существу представлял собой совсем другой тип жизнеустроения, организующим началом которого было усеченное Слово. Русское национальное сознание не полностью отпало от Христа. Из двух заповедей Слова, на которых " утверждается весь закон и пророки " (Мф. 22, 40), а именно " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим " (Мф 22, 37), и " возлюби ближнего твоего как самого себя " (Мф 22, 39), оно сохранило память только о второй, а о первой забыло. Всякое человеческое усечение богооткровенной религии есть не что иное, как ересь. Хотя у нас мало кто это понимает, бесспорный исторический факт состоит в том, что в течение последних полутора-двух веков своего существования Российская империя была поражена ересью, которую можно назвать человекобожием. В подлинном христианстве все устроено чрезвычайно мудро: первая заповедь наполняет духовным содержанием вторую, и любовь к ближнему становится настоящей, то есть Божественной любовью. Если же первая заповедь не выполняется, любовь к ближнему оказывается романтической и сентиментальной, а следовательно - фальшивой. Но для человека, находящегося в этой ереси, такая любовь является самым высоким и благородным из всех доступных ему переживаний, поэтому он культивирует ее в своей душе и сообразует с этим культом свои поступки, как его предки сообразовывали их с верой в Бога.

http://pravoslavie.ru/analit/metarusrev....

Мк.12:35 .  Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Мк.12:36 .  Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Мк.12:37 .  Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением. (См. Мф.22:41–46 ). В отличие от евангелиста Матфея, Марк речь Иисуса Христа изображает как монологическую. Христос здесь говорит народу о книжниках. Но книжники, несомненно, присутствуют при этом обращении Христа к народу, потому что евангелист Марк говорит, что Господь здесь «отвечал» ( ποκριθες – стих 35; в русском переводе не точно – «продолжая учить»). Но кому же Он отвечал? Понятно, книжникам, которым, по сообщению евангелиста Матфея, Он предложил вопрос и которые ему высказали мнение о Мессии. Мк.12:38 .  И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, Мк.12:39 .  сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, – Мк.12:40 .  сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. (См. Мф.23:6, 7, 14 ). Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей ( Мф.23 ), Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея. «В длинных одеждах» ходили обыкновенно люди знатные. «В народных собраниях» – на рынках ( γορας). Мк.12:41 .  И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Мк.12:42 .  Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Мк.12:43 .  Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он всегда был спокоен... может быть, потому, что по своей природе Владыка был мужественным и смелым... Из опыта своего личного общения с ним я хотел бы сказать об одной заповеди, которую он дал мне в бытность мою студентом академии. Должен исповедовать, что я был трудным духовным чадом покойного святителя, и процесс моего духовного воспитания не был легким. Владыка много сил полагал, дабы привить мне то, что считал необходимым для современного служителя Церкви. И вот, когда ему особенно бывало трудно убедить меня в чем-то, он говорил одну простую вещь: " Попытайся посмотреть на себя со стороны. Посмотри на себя не своими собственными глазами, не так, как ты привык сам себя оценивать, а так, как оценивают тебя окружающие люди " . Может быть, потому, что владыка умел смотреть на себя со стороны, его образ был столь близок и понятен многим». Богословие и церковное управление В те же годы в «Журнале Московской Патриархии» начали появляться статьи архиепископа Кирилла научного, богословского и организационно-просветительского характера. Так, в 1980 г. была опубликована статья «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии» (ЖМП. 1980. 11), сообщавшая об открытии учебного заведения нового типа, имевшего задачей дать лицам мужского и женского пола, не обучающимся в академии и семинарии, но желающим стать церковными регентами, возможность получить необходимое церковно-музыкальное образование. На X Генеральной Ассамблее Синдесмоса владыка выступил с докладом «Свидетельство и служение» (ЖМП. 1980. 11). Он раскрыл библейский смысл понятий «свидетельство» и «служение» и ту глубокую связь, которая существует между ними, объединив эти два понятия в одно целое (как мертва вера без добрых дел, так и мертво свидетельство о Христе без служения, к которому Он Сам призвал Своих учеников). Возникающую здесь антиномию — заповедь о любви к Богу (Мф. 22, 37) и о любви к ближнему (Мф. 22, 39) — владыка разрешает следующим образом: оставив мир и ближних ради исключительной любви к Богу, человек в Боге как в совершенной и всеобъемлющей Любви, находит источник любви к своим братьям и сестрам, к роду человеческому и всему творению. И христианская активность в мире, полагающая в основу двуединую заповедь о любви к Богу и людям, есть не только выражение реальности веры в будущую жизнь, но и наиболее яркий показатель действенного соучастия человека в таинственном созидании Божиего Царства.

http://pravoslavie.ru/99623.html

По мнению М.В. Захарченко «нравственность - способность человека к осуществлению нравственного закона как " закона свободы " » , - свободы от порока, страстей, эгоизма. Цель нравственного совершенствования человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добру. Если в светском понимании нравственные нормы зарождаются в обществе из человеческих взаимоотношений и складываются с течением времени в результате проб и ошибок, то для православного человека нравственные ценности задаются свыше, имеют сверхчеловеческий источник. Духовность и нравственность неразрывно связаны между собой, но в то же время они имеют разную направленности. Духовность характеризует «вертикальные» устремления человека к высшим идеалам (в православии - к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37)), а нравственность - «горизонтальные», то есть отношения с людьми и обществом («Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39)). В этой связи, опираясь на мнение профессора А.А. Остапенко, можно предположить, что нравственность есть отражение в душе высоты духа. « Высокий стыкуется со словом дух , а широкий - со словом душа » . Чем выше дух, тем шире горизонты души. Нравственность же есть видимое проявление этих горизонтов, это видимое выражение духовности в поведении человека, в его взаимоотношениях с окружающим миром. И духовность, и нравственность, существуя нераздельно и неслиянно, раскрываются в человеке по мере его духовного становления: духовность определяется качеством (высотой) помыслов, а нравственность - качеством поведения человека . Как нравственность не существует без духовности, так и духовность не существует без нравственности. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога?» (1Ин. 4:20) Любовь по вертикали без любви по горизонтали представляет собой лишь абстрактное умозрение. Таким образом, духовно-нравственное воспитание слагается из духовного (воспитание помыслов) и нравственного воспитания (воспитание поступков). Этот процесс должен быть направлен в первую очередь на воспитание положительных традиционных духовно-нравственных качеств человека. В широком смысле традиции, по мнению М.В. Захарченко, следует понимать «как способы организации совместной деятельности людей, устойчиво сохраняющие свои существенные характеристики на протяжении многих поколений» . Эта трактовка традиции предлагает смотреть на нее как на способ самоорганизации общества, как на систему условий духовно-нравственного становления человека, которая направлена на раскрытие его творческого потенциала, его уникального бытия как личности. «Традиция не ограничивает развитие личности, а обусловливает ее становление, образует его форму и содержание» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/12/...

   Когда через веру мы приходим к богопознанию, то сразу же усваиваем свои непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований. Господь наш убеждает нас, что абстрактное знание о существовании Бога вовсе не является для нас достаточным и полезным. «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Иными словами: к Моим обетованиям будет причастен лишь тот, «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» (Ин. 14:21). «Тот, кто имеет» — значит тот, кто позаботился узнать значение и цель заповедей, а после этого он начинает соблюдать их, то есть применять их на деле. При этом Спаситель заостряет наше внимание на смысле соблюдения заповедей: «тот любит Меня» (Ин. 14:21). И подтверждает: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:24).     «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Разве в этих двух заповедях не заключается вся полнота закона? Именно ими доказывается цельность человеческой личности, а человеку предоставляется право быть наследником Бога и сонаследником Сына Божия.    Выше мы уже подчеркнули, что подвиг — это не цель, а средство, но средство необходимое и нужное для того, чтобы обрести исцеление и вернуться к цели нашего общего предназначения.    Божественное Откровение для нас — это основа здравого пути познания. Через него мы познали самих себя, окружающий нас мир и свое отношение к другим людям. Откровение — это излияние и действие Божественной благодати. Оно непогрешимо ведет нас к постижению подлинной сути вещей, в согласии с которой Творец и Промыслитель Бог, по боголепному Своему замыслу, придал этим вещам их конечное предназначение.    Несомненно, падение человека повлияло на ход событий, изменило характер и темп их развития — и это было известно всесильному Богу Слову, «Имже вся быша». Отсюда возникла необходимость в усилии со стороны страждущего человека, чтобы восстановить целостность, исцелить поврежденную природу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть и такие формы молитвы, когда люди собираются вместе, чтобы обратиться к Богу с тем, что у них на сердце, разделить радость, скорби, понять, что делать дальше, чего хочет Бог от каждого отдельно или всех нас вместе. Это молитва в малых группах. Обычно это группы по 10–12 человек, но они могут быть и меньше, и больше — не стоит закрываться от других. Это люди с разным духовным опытом, со своими особенностями. В малой группе люди учатся обращаться к Богу во взаимном уважении, любви и доброжелательности друг к другу, учатся слушать других и слушать Бога через других. Группа — это пространство, где люди могут слышать голос Божий, который не всегда слышен, когда человек один и погружен в шум своей жизни. Самая естественная малая молитвенная группа — это семья, потому что в ней люди связаны родственными узами. Но молиться вместе могут не только родственники, но и члены одного прихода, друзья, близкие по духу люди. Для настоящей, живой молитвы важно иметь хотя бы начальный уровень личных отношений, которые в процессе регулярного общения развиваются и укрепляются. Потому что, когда мы согласны поделиться с кем-то самым сокровенным, самым важным для нас в этот момент и вместе с ним попросить об этом Бога, — это отражение любви, доверия, открытости друг другу. Общение — проявление любви Христос призывает Своих учеников любить друг друга, как Он любит их (Ин 13:34). Эти слова относятся ко всем, кто откликается на Его призыв. В отношениях друг с другом, помогая друг другу — материально, делами, молитвой, поддержкой, участием — христиане учатся любить. Постепенно они возрастают в любви, и их любовь изливается на тех, кто рядом. В каждом человеке, с которым мы встречаемся в жизни, мы встречаемся со Христом, хотя и не всегда просто Его увидеть. Господь говорит: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне» (Мф 25:40). Это значит, что наши отношения с другими людьми — это отношения с Богом. Поэтому заповедь любви к ближнему подобна заповеди любви к Богу (Мф 22:37–39). Эта любовь выражается в любых делах милосердия.

http://blog.predanie.ru/article/obshhaya...

22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Тот, кто смыслом своей жизни ставит угождение себе самому, и возвеличивает свое имя ради собственной славы, рано или поздно окажется у разбитого корыта. О таких людях Господь рассказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»» (Лк. 12, 16-20). Вот, что говорит им Господь: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 7, 10). Поэтому не окончится этот суд Божий, пока виновники суда не признают свою неправоту, не признают победу Божию и не обратятся к Нему с мольбой о помиловании. Вавилон (Библейская энциклопедия) Вавилон (смешение) (Быт. X, 10, IV Цар. XVII, 24, II Пар. XXXII, 31 и др.) был столицей Халдеи и одним из древнейших и богатейших городов в мире. Построен Нимвродом, сыном Хуша, или Куша, потомком Хамовым, сделавшим означенный город столицей своего царства. По Геродоту, Вавилон, расположенный по обоим берегам р. Евфрата, своей формой представлял совершенное подобие четырехугольника, или квадрата, построенного на огромной равнине; окружность города была в 60 англ. миль, по 15 миль в каждой стороне. Толщина стен была 86 футов, так что по поверхности их можно было проехать шести колесницам в ряд, а высота оных простиралась до 334 фут. На стенах высились 250 башен, с сотней ворот, изваянных из меди. Стены были сложены из больших кирпичей на смоляном цементе. Вне городских стен город был окружен со всех сторон глубоким рвом. В нем находилось 676 квадратных площадей, окруженных домами и садами.

http://pravmir.ru/zolotoj-vavilon-ili-be...

Одно слово произношу для вас всех, чтобы не утомить, вас всех не исключая каждого порознь, скажу всем вместе святым Моимидите по всему миру, научите народы и царей ( Мф.28:19 )всё предано Мне родившим Меня ( Лк.10:22 ), горнее вместе с дольним; Над этим Я владычествовал и прежде, нежели принял плоть, и теперь воцарился над всем, и в вас имею (свой) священный собор, единый знающий внутреннее. πιτε ον ες πντα τ ϑνη·μετανιας τν σπρονμβαλντες τ γ,διδασκαλαις ρδεσατε.Τοτων δ’ κοσαντες, ο συμμσαιπρς λλλς ρων,κινοντες κρας·πϑεν μν φων κα γλττα 33 πρς πντας λαλεν;σχν δ τις μν δσειντισναι λαος κα τος ϑνεσι,(γρμματοι κα παδευτοιλιες σϑενες) 34 , ς προσταξας, μνος γινσκων τ γκρδια; Идите же ко всем народам, бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (её) наставлениями. Выслушав это сотаинники смотрели друг на друга, кивая головамиоткуда (будет у нас голос и язык, чтобы говорить ко всем? – кто даст нам силу противостать народу и язычникам (нам, неграмотным и неучёным, слабым рыбарям), как повелел Ты, единый знающий внутреннее? Νν μ ταρσσεσϑε τ καρδ,μ ϑολσ τς φρναςμν δυσμενς·ς νπιοι μ λογζεσϑε,γνεσϑε φρνιμοι, σε φεις·δι’ μς γρ ς φιςγ ψϑην·μ αυτοςκφοβοντες (μν) 35 κρυγμα λεψετε 36 ·ο ϑλω σϑνει νικσαι,δι τν σϑενν περιγνομαι·ο χαρω τος πλατωνζσι,τ μωρ γρ το κσμΒ γπησα, μνος γινσκων τ γκρδια. μως μν κα δναμιν δσω,δναμιν ν ππτειννισσαν πολλος,κα γλτταν δ τν σοφσαν·τνος μν σοβε Δημοσϑνην,ττνται ϑηναοικα Γαλλαοις 37 πασει λοιπνΚφας ( κα Πτρος) 38 ,ξαγγλλων μ,μτρς λξεις κα μϑςμαυρο τ ητν το μαραναϑ· Ναζαρτ δονε Κρινϑον·ο λαλοντες μες 39 , πιϑων γ, μνος γινσκων τ γκρδια. Впрочем, Я дам вам и силу, силу, восстановляющую многих от падения, и умудряющий язык; ваш голос обращает в бегство Димосфена, и Афиняне поражаются Галилеянами; Кифа (он же и Пётр), возвещая обо Мне, прекращает, наконец, безмерные речи, и затмевает басни изречение маранафа ( 1Кор.16:22 ); Назарет колеблет Коринф; вы говорите, (а) Я убеждаю, единый знающий внутреннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010