Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Царство Небесное, употребляя терминологию Евангеоия от Матфея, или просто Царство, как оно в Нагорной проповеди тоже называется, есть Царство Божие и Царство мессианское. Иными словами, учение о Царстве предполагает учение о Боге и учение о Мессии. И то, и другое мы находим в Нагорной проповеди. Сюда относится все, что Господь говорит об Отце как высшем идеале добра ( Мф.5:44–48 ), и о всецелом служении Ему (гл.6). Менее подчеркнуто учение о Мессии. И, однако, Христос в Нагорной проповеди выступает как новый законодатель, авторитетно толкующий закон Моисеев ( Мф.5:1–48 и сл.). За Него будут гонимы Его последователи ( Мф.5:11 ). Он будет требовать отчета от исповедующих Имя Его ( Мф.7:1–29 и сл.). И для народа, внимавшего учению Нагорной проповеди, оно звучит, в отличие от учения книжников и фарисеев, как слово со властью ( Мф.7:28–29 ). Сказанного достаточно для уяснения темы Нагорной проповеди. Учение о Царстве есть существенное содержание благовестия спасения. Нагорная проповедь открывает его только с одной стороны; с какой – мы увидим ниже. Даже учение о мессианском служении Иисуса, которое входит непременной частью в систему учения о Царстве, – в Нагорной проповеди только предполагается. И, тем не менее, Нагорная проповедь не может быть понимаема иначе, как учение о Царстве. С этим выводом должна, необходимо, считаться и всякая попытка установить ее план. Ближайшая связь отдельных частей Нагорной проповеди будет отмечена ниже, когда мы перейдем к ее анализу. Но уже сейчас мы можем указать те главные отделы, на которые естественно разделить Нагорную проповедь, отправляясь от установленной выше исходной точки. Отрывок из Мф.5:3–16 может быть понимаем как введение. Он содержит в блаженствах ( Мф.5:3–12 ) общее учение о Царстве Небесном заканчивается указанием служения, которое на учеников возлагается в мире ( Мф.5:13–16 ). В отрывке Мф.5:17–48 дается учение о ветхозаветном законе как основании христианской жизни. Гл.6 Евангелия от Матфея касается отношения христиан к миру сему и к миру вечному. Ее тема – об истинно ценном. В главе 7 Евангелия от Матфея, которой Нагорная проповедь заканчивается, переплетаются наставления, касающиеся отношений людей друг к другу, призыв к молитве и заключительные напоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   Царство Небесное, употребляя терминологию Мф., или просто Царство, как оно в Нагорной проповеди тоже называется, есть Царство Божие и Царство мессианское. Иными словами, учение о Царстве предполагает учение о Боге и учение о Мессии. И то, и другое мы находим в Нагорной проповеди. Сюда относится все, что Господь говорит об Отце как высшем идеале добра (Мф.5:44—48), и о всецелом служении Ему (гл. 6). Менее подчеркнуто учение о Мессии. И, однако, Христос в Нагорной проповеди выступает как новый законодатель, авторитетно толкующий закон Моисеев (Мф.5и сл.). За Него будут гонимы Его последователи (Мф.5:11). Он будет требовать отчета от исповедующих Имя Его (Мф.7и сл.). И для на­рода, внимавшего учению Нагорной проповеди, оно звучит, в от­личие от учения книжников и фарисеев, как слово со властью (Мф.7:28—29).    Сказанного достаточно для уяснения темы Нагорной пропове­ди. Учение о Царстве есть существенное содержание благовестия спасения. Нагорная проповедь открывает его только с одной сто­роны; с какой — мы увидим ниже. Даже учение о мессианском служении Иисуса, которое входит непременной частью в систему учения о Царстве, — в Нагорной проповеди только предполагает­ся. И, тем не менее, Нагорная проповедь не может быть понимае­ма иначе, как учение о Царстве. С этим выводом должна, необходимо, считаться и всякая попытка установить ее план. Ближайшая связь отдельных частей Нагорной проповеди будет отмечена ниже, когда мы перейдем к ее анализу. Но уже сейчас мы можем указать те главные отделы, на которые естественно разделить Нагорную проповедь, отправляясь от установленной выше исходной точки.    Отрывок Мф. 5:3—16 может быть понимаем как введение. Он со­держит в блаженствах (ст. 3—12) общее учение о Царстве Небес­ном и заканчивается указанием служения, которое на учеников возлагается в мире (ст. 13—16). В отрывке Мф. 5:17—48 дается учение о ветхозаветном законе как основании христианской жизни. Гл. 6 касается отношения христиан к миру сему и к миру вечному. Ее тема — об истинно ценном. В гл. 7, которой Нагорная проповедь заканчивается, переплетаются наставления, касающиеся отноше­ний людей друг к другу, призыв к молитве и заключительные на­поминания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– В каких именно стихах? Алексей Парфеныч внимательно стал пробегать глазами 23-ю гл. Матфея. Другие штундисты помогали ему. Общими силами они указали стихи 5, 6, 7, 8, 10, 14, как «прямо» будто бы относящиеся к нашим священникам. Я переспросил: – А на строке не написано в 23 гл. Матфея, что там обличаются православные священники? – На строке не написано , – ответил, Алексей Парфеныч, – а «читающий да разумеет» ( Мф. 24, 15 ). Я поставил на вид слушателям признание штундистов. А «разумеют ли они, что читают»? ( Деян.8:30 ) – добавил я, – это мы сейчас основательно рассмотрим. § II. Я объявил перерыв беседы. Отворили дверь, чтобы освежить избу. Запели «Спаси, Господи, люди твоя»... Потом я стал говорить, при напряженном внимании слушателей. Я сказал: – Запомните, друзья мои, что ответили мне сектанты. Они признались, что в 23 гл. Ев. Матфея на строке не написано , что в ней обличаются православные священники. Это только враги Церкви Христовой так думают. А правильно ли они думают? – Судите сами, на основании того, что я скажу вам. Господь Иисус Христос говорил: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи...» ( Мф.23:2 ) Обратите виимание на слово «сели» . Оно показывает, что уже при Христе книжники и фарисеи сидели на Моисеевом седалище. Значит, они тогда были на свете. – Что же это за люди – книжники и фарисеи? Нам сейчас говорили, что это – православные священники. Если это – правда, выходит, что при Христе уже были православные священники. А мы знаем из Евангелия, что никаких священников или пресвитеров у Христа, во время Его земной жизни, не было. Были лишь Апостолы – 12 и 70 ( Мф.10:1–4 ; Лк. 6, 13 ; Лк.10:1 и др.). Значит, из одного этого видим, что в 23 гл. Матфея обличаются не православные священники : их тогда еще в мире не было, – а именно книжники и фарисеи. Видим это и из выражения: «на Моисеевом седалище сели...» Ясно, что здесь обличаются люди, которые учили только по Моисееву закону , – ветхозаветные книжники. Наши же священники, если и сели, то не на Моисеево , а на Христово седалище. Таким образом, не про священников христианских Спаситель говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Мк.12:38–40 . Из грозной обличительной речи Господа против книжников и фарисеев, которую ев. Матфей излагает пространно (гл. Мф.23 ), ев. Марк приводит лишь несколько изречений о честолюбии, корыстолюбии и лицемерии этих лживых руководителей народных. – Христианам из иудеев, для которых первоначально писал свое Евангелие ев. Матфей, эта речь Иисуса Христа была и понятна, и интересна, и полезна, как прекрасно характеризующая только что оставленных ими ложных руководителей своей религиозной жизни, образцы которых при том же они постоянно могли иметь перед глазами. Для христиан же из римских язычников, которым первоначально предназначено было Евангелие Марково, эта речь и не имела особенного значения, и мало могла быть понятна: они не знали жизни и характера иудейских законников, да и знать не было нужды. Потому ев. Марк и опускает почти всю речь, приводя из нее весьма немногое, более характеристическое и понятное для христиан из язычников. – «В длинных одеждах», важничая тем пред другими (ср. прим. к Мф.23:5 ). – «Приветствия в народных собраниях» и пр.: см. там же, ст. Мф.23:6–7 . «Поедающие дома вдовиц»: см. там же, ст. Мф.23:14 . – «Напоказ долго молящиеся»: см. там же, ст. Мф.23и Мф.6:5 . Мк.12:41–44 . «Против сокровищницы»: так называлась большая сборная кружка, находившаяся на так называемом «дворе жен» (см. прим. к Мф.21:12 ), в которую народ клал добровольные приношения, назначавшиеся в пользу храма, т. е. на его поддержку и богослужебные принадлежности. Перед праздником Пасхи особенно много собиралось таковых пожертвований, так как был обычай, что перед этим праздником никто не входил в храм, не положив предварительно в эту кружку сколько-либо денег по мере своих средств и усердия. – «Две лепты»: лепта – самая мелкая монета, равняющаяся 1/4 коп.; две таких монеты равнялись ценностью мелкой же римской монете, называющейся от (кодрант равнялся 1/2 коп. и составлял 1/4 аса, 10 ас равнялись динарию– ок. 20 к. с.).– «Эта бедная вдова положила больше всех» и пр.: больше не по количеству положенных денег, но относительно средств ее сравнительно с другими. Прочие подавали то, в чем не имели большой нужды, не отягощая очень себя, не истощая своих средств к жизни, а она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В конце концов, автор считает себя обязанным засвидетельствовать свою благодарность публичной библиотеке, начальнику архива и библиотеки святейшего синода А. Н. Львову и редактору «С.-Петербургского Духовного Вестника», протоиерею Ф. Н. Орнатскому , так как только при их содействии настоящие очерки могли быть написаны. 14 сентября 1900 г. С.-Петербург. «Всякому, просящему у тебя, давай». Лк.6:30 «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Мф.5:42 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Мф.5:7 «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Мф.6:3–4 . «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Мф.10:42 . «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Мф.25:34–36, 40 . Приходская благотворительность в Петербурге, само собою разумеется, существует с тех пор, с которых существуют в Петербурге и приходы, но в своей специальной организации появилась сравнительно недавно, и обязана последней, можно сказать, всецело покойному песковскому священнику, магистру Петербургской духовной академии, Александру Васильевичу Гумилевскому. 22 Две попытки к объединению деятельности приходских благотворительных обществ и братств в Петербурге, бывшие в семидесятых годах, одна посредством периодических съездов представителей приходских благотворительных обществ, другая путем взаимодействия с Императорским Человеколюбивым обществом, не имеют сколько-нибудь заметных результатов. Читать далее Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вся великая беседа эта исключительно относилась к великому делу их служения благу и спасению человеков, и служения не в настоящем только приготовительном и местном, так сказать, их посольстве, но и в будущем – всемирном, не в Иудее только, но и среди народов языческих, ибо Он прямо говорил им, что их поведут к правителям и царям земным для свидетельства пред ними и пред язычниками. Наставляя их проходить это великое служение с полным бескорыстием и самоотвержением, с великой мудростью и с непорочностью и незлобием сердца, Он не скрыл от них и предстоящих им трудностей и скорбей и страданий, и укрепил силой чудотворений и особенным содействием и покровительством Промысла ( Мф.9:35–38 , и гл. Мф.10 . Мк.6:7–13 . Лк.9:1–6 ). Но воспитание и руководствование их в великом их служении продолжалось и после сего посольства во всю земную жизнь Господа. Тайны царствия Господь полнее и яснее раскрыл им уже по Своем воскресении, а иное предоставил будущему времени – действию Духа Святого, которого Он обещал послать им ( Ин.14:16, 26, 15:25, 16:12–14 . Лк.24:49 . Деян.1:5, 8 ). Равн. обр. и в их характере и в нравственных качествах, во время земной жизни Христа проявлялись еще нередко слабость и недостатки. Так, хотя они имели уже от Господа разные духовные дарования, творили чудеса, но, по слабости веры, иногда не имели в этом успеха ( Мф.17, 16–20 ), и Господь нередко обличал их в этом ( Мф.16:8, 17:20 ). Они имели великую любовь к Господу, и готовы были положить и жизнь свою за Него; но когда наступило время страданий, они, по страху человеческому, все оставили Его. Любовь их к ближним также была несомненна; но иногда и здесь обнаруживалась слабость ( Лк.9:54 ). Их самоотвержение простиралось до того, что они от всего отказались, все оставили для Христа; но иногда в них обнаруживалась еще привязанность к земному; они иногда состязались еще о земных преимуществах, домогались высших почестей в царстве Христовом ( Мф.20, 20–28 . Мк.9:34 . Лк.22:24 ). Некоторые слабости и предубеждения оставались у них даже и после того, как они уже неоднократно слышали от Него о Его высшем духовном царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Рим.14:14:17–20 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе... Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11 ; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25 ; Ис.5:11 , и на соблазн: 1Кор.8:13 ; Рим.14:21 , или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15 . Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20). 1Кор.7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9 ; Зах.8:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Подобным образом исповедывали Христа в первые времена христианства так называемые исповедники, которые и пострадали за веру в Него, но не до смерти, и мученики, которые положили самую жизнь за Христа. И Сын Человеческий, т.е. Он, Христос (чит. в объясн. 24 ст. 5 гл.) исповесть (исповедает) его, т.е. признает и объявит Своим верным последователем, достойным райской награды за веру и исповедание. Пред Ангелы Божии, у Матфея, пред Отцем Моим небесным. Мысль одна и таже, т.е. это будет в то время, когда Господь придет для суда над всем родом человеческим ( Мф.25:31, 40 ). Бог Отец в Священ. Писании представляется окруженным всегда Ангелами, как ближайшими Его служителями ( Ис.6:3 ; Откр.4:2 и дал.). Там же говорится, что Господь придет и на всемирный суд, окруженный Ангелами ( Мф.25:31 ). А отвергийся Мене (кто отвержется Меня) пред человеки. Отрекаться от Христа – значит не веровать в Него, как Спасителя, отвергать Его учение. Так иногда случалось во времена гонений на христиан. Но можно отрекаться Христа и не прямо, напр, своим нехристианским поведением, небрежностью в исполнении христианских обязанностей, уклонением от церкви в ереси, т.е. в разные религиозные лжеучения и заблуждения и раскол, и, наконец, нерадением о своем спасении, коснением в грехах, неисполнением христианских обязанностей, напр., поста, молитвы, из-за боязни насмешек со стороны других, и т. п. Отвержен будет, т.е. не будет признан от Христа Его учеником и принят в Его блаженное царство, а будет осужден на мучение в аду ( Мф.25:41 ). Это изречение также есть у еванг. Матфея ( Мф.12:31 и дал.) и Марка ( Мк.3:28 и дал.). Здесь Господь говорит, как тяжко грешат фарисеи, сами не веря и других отвлекая от веры в Него. У еванг. Матфея здесь прибавлено: всякий грех и хула простятся человеку. Хула т.е. поругание священных предметов. Грех и хула простятся, само собою понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле ( Ис.1:18 ; Ин.1:7 ); если же не раскается, то и не получит прощения. Иже речет (кто скажет) слово на Сына Человеческого, оставится (прощено будет).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010