Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Евлалии Память 22 августа В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне 5165 проживала некая девица, по имени Евлалия, – дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение – служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами. Когда Евлалии исполнилось четырнадцать лет, император Диоклетиан 5166 поднял жестокое гонение на христиан. В город Баркинон прибыл игемон Дакиан; сей принес здесь мерзкие жертвы нечестивым богам своим, потом начал отыскивать христиан, дабы принудить их воскурить фимиам идолам. Вследствие этого в городе было великое смятение, так как христиане были насильственно извлекаемы из домов своих и принуждаемы мучениями к идолопоклонству; обо всём этом вскоре же стало известно и по всем окрестным селениям. Когда девица Евлалия услыхала обо всем этом, то преисполнилась великой духовной радости и с веселым лицом сказала: – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе! Слава пресвятому имени Твоему, ибо я получила то, чего добивалась. Я верую в Тебя, Владыко мой, что при Твоей помощи исполнится желание сердца моего. Когда родители Евлалии, а также и девицы, бывшие при ней, услышали эти слова святой, то не понимали, о чем говорит она, спрашивали ее, – что за причина веселия ее, что она получила и чего она желает. Но она ничего не сказала им, тая в душе свои намерения. И удивлялись все, ибо святая имела обычай не утаивать ничего, что она уразумевала относительно святой веры, но насколько сама постигала в книгах, будучи просвещаема благодатиею Божиею, настолько все пересказывала всем на пользу, почему все и любили ее, как свою душу. Не сказала же тогда о мыслях своих Евлалия для того, чтобы не встретить препятствия своим намерениям со стороны отца и матери, чрезвычайно любивших ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Кордочкин Житие Меридских отцов Житие» было составлено ок.633 г. Оно состоит из введения, пяти основных частей, сюжетно не связанных между собой, и заключения. Автор его неизвестен. 760 Прообразом «Жития» считаются «Собеседования о жизни италийских отцов» свт. Григория Великого , о чем говорит сам автор в предисловии. Среди его источников также «Житие Дезидерия», написанное королем Сисебутом, «Житие святого Мартина» Сульпиция Севера, «Житие отцов» Григория Турского и деяния различных мучеников. 761 Публикуемый текст является вместе с «Житием Емилиана» одним из самых важных агиографических памятников вестготской Испании. Однако «Житие» – не просто рассказы о святых; это ценнейший источник для понимания социальных и политических реалий своего времени. На первый план выходит полемика против ариан, которым противостоят епископы Мериды. Было также высказано предположение, что «Житие» – попытка утвердить престиж как самой Мериды по отношению к Толедо, так и всей Испанской Церкви по отношению к италийской. 762 «Житие» также является иллюстрацией к христианской урбанистической культуре, 763 в которой, впрочем, живут и иудеи, и язычники. Действующим лицом является и мученица Евлалия, 764 покровительница города, которая не остается безучастной в судьбе ее жителей и почитание которой определяет облик города. 765 Предисловие Решительно никто не усомнится, что истинны чудеса отцов православных и всецело правоверных, которые обнародовал в книгах «Собеседований», изложив правдивым пером, святейший и знаменитый учитель предстоятель города Рима, Григорий, воспламеняемый благодатью Утешителя Духа, которой некогда Всемогущий Бог удостоил действовать в рабах Его, благоугодивших Ему ради славы имени Его. Да не смутится кто-нибудь духом недоверия из-за того, что кажется, что в древние времена это происходило и, возможно, не очень поверит, и пусть не сочтет, что выше упомянутый святейший избранный муж, святилище Духа Святого, пустыми и невнятными словами затемнил что-то, между тем как всем совершенно очевидно в свете Евангелия, что Господь гласом владычным всегда творил и поныне творит ( Ин.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двадцать второй день. [Поучение 2-е.] Св. муч. Евлалия дева. (Пойдем ко Христу!) I. Св. Евлалия, память коей вместе с муч. Агафоником, Зотиком и др. совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в Испании, в селении близ нынешняго города Барцелоны. С самого детства ее была она так твердо воспитана в христианской вере, что уже в 14-ти летнем возрасте оказалась созревшею для мученического подвига, дабы чрез него отойти к своему небесному Жениху. В 303-м году, когда происходило гонение на христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, Евлалия услышала, что и в их город прибыл игемон Дакиан, по повелению которого розыскиваются и предаются истязаниям христиане, которые отказываются от участия в идольских жертвоприношениях. Тогда Евлалия, ночью, не предупредив даже своих родителей, отправилась в город. Приближаясь рано утром к городским воротам, она услышала голоса вестников, созывавших народ на позорище, которое предстояло верным исповедникам Христа. Стремительно пробравшись через толпу народа, она подошла к игемону и сказала ему: – «Судия неправедный! Ты сидишь на высоком месте, но не боишься Бога, Который выше всех! Разве ты сидишь здесь для того, чтобы губить невинных людей, проливать невинную кровь христиан?» Поражен был игемон неустрашимостью молодой исповедницы: он стал уговаривать ее поберечь себя, отречься от веры во Христа, но когда увидел, что все увещания его напрасны, то приказал предать ее истязаниям. Она же, как бы и не чувствуя страданий, вся углубилась в молитву и, наконец, воскликнув: «Господи Иисусе Христе! Услышь молитву мою, успокой меня с Твоими избранными в царствии Твоем!» предала Богу свою душу. К телу мученицы приставлена была стража, чтобы христиане не похитили его. Между тем родители Евлалии розыскивали исчезнувшую дочь... Придя в город, они услышали о том, что она совершила, и увидели ее мертвую, привязанную к дереву. Невольно плакали они, смотря на нее издали, и вместе с тем чувствовали неизъяснимую радость при виде их дочери-мученицы... Через 3 дня христианам удалось приобрести останки святой мученицы и предать их христианскому погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святая мученица Евлалия Барселонская Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:22 мин. Размер 1.8 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Св. Евлалия жила на рубеже III-IVbb. недалеко от испанского гор. Барселоны. Она была воспитана в благочестии. Когда ей исполнилось двенадцать лет, в эту местность прибыл посланец императоров Диоклетиана и Максимиана – жестокий Дациан. На него возложили исполнение эдиктов против христиан. При известии о его прибытии душа девы наполнилась Божественной радостью. Евлалия тайно покинула отчий дом и направилась прямо на суд Дациана. Она исповедала перед ним имя Христово с таким дерзновением, что тиран пришел в глубокое изумление. Он счел, что достаточно осмеять этого ребенка, чтобы подчинить, и повелел, чтобы воин пронес Евлалию на плечах по улицам Барселоны, в то время как другой воин бил бы ее розгой. Но дева, нимало не чувствуя себя униженной, сияла от гордости, а христиане восхищались стойкостью, которую даровал ей Господь. Тогда судья дал волю гневу. Он повелел совлечь с нее одежды и растянуть на дыбе, разрывать ее плоть железными когтями, а затем опалить факелами. Поскольку Евлалия насмехалась над палачами, высмеивая их бессилие, ее бросили в ров, наполненный негашеной известью, куда к тому же налили кипящее масло и расплавленный свинец. Но никакими мучениями не удалось победить сверхъестественное ликование, которое даровала ей благодать Божия, заставив забыть страдания тела. Затем мученицу привязали к кресту, и присутствовавшие видели, как вскоре ее победоносная душа в виде белой голубки вознеслась на Небо (ок. 304). Св. Евлалию почитали впоследствии как заступницу гор. Барселоны. Ее почитание распространилось по всей Испании и на юге Франции. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 4 сентября 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 264 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/55884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЯ [лат. Eulalia] († между 303 и 305), мц. (пам. 22 авг., пам. зап. 12 февр.), пострадавшая в г. Барцинона (ныне Барселона, Испания) во время гонения имп. Диоклетиана (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Почитается как покровительница Барселоны. Наиболее раннее упоминание о Е. содержится в Мартирологе блж. Иеронима под 12 февр. Почитание мученицы в Барциноне возникло в сер. VII в. благодаря деятельности еп. Кирика. По его повелению были составлены «Мученичество» Е. (BHL, N 2693), гимн и месса в честь святой. «Мученичество» было создано под влиянием легенды о св. Евлалии , пострадавшей в г. Эмерита Августа (ныне Мерида), однако имеет ряд отличий. В нем сообщается, что ее родители-христиане жили в поместье близ Барциноны. Во время гонения Диоклетиана девушка втайне от родителей предстала перед президом Дацианом и исповедала христ. веру. Е. пытали, затем распяли на кресте и обезглавили. После гибели святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег. Останки Е. похоронили в ц. Богоматери (ныне ц. Санта-Мария дель Мар). В 713 г. христиане, опасаясь бесчинств мусульман, спрятали мощи святой, и до 878 г. они оставались сокрытыми. В 1339 г. святыня была помещена в готический алебастровый саркофаг в крипте собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне. В средние века почитание Е. нередко смешивалось с почитанием мц. Евлалии Эмеритской. Сложившаяся вокруг каждой из святых житийная традиция оказывала влияние на другую. В вестгот. «Мученичестве» св. Евлалии Эмеритской (кон. VII в.) содержатся следы влияния легенды о Е. Сближение образов 2 мучениц в X в. привело к составлению в королевстве франков Жития Е., полностью идентичного по содержанию «Мученичеству» св. Евлалии Эмеритской. В 880-881 гг. на севере Западнофранкского королевства, вероятно в мон-ре св. Аманда (Сент-Аман), была создана секвенция на романском языке в честь Е. В ней пересказано содержание «Мученичества» Евлалии Эмеритской. Т. о., житийная традиция испан. мучениц является идентичной. Однако в церковных календарях и литургической практике они различались. Это вызвало сомнения у Винцентия из Бове (XIII в.), который предположил, что в Житиях идет речь об одной и той же мученице ( Vincentius Bellovacensis. Speculum Historiale. XII 123). Авторы XV-XVII вв., напр. Амбросио де Моралес, пытались согласовать противоречие литургической практики с житийной традицией и полагали, что существовала одна мученица Евлалия, родившаяся в Барциноне и пострадавшая в г. Эмерита Августа (ActaSS. Febr. T. 2. Col. 575-576). В кон. XIX в. благодаря гиперкритическому подходу ряда исследователей сам факт существования Е. был поставлен под сомнение ( Moretus H. Les Saintes Eulalies//Revue des Questions Historiques. P., 1911. Vol. 89. P. 85-119). Исследователи отмечали полное отсутствие упоминаний о почитании Е. в вестгот. Испании.

http://pravenc.ru/text/187158.html

Секвенция святой Евлалии 22 августа/4 сентября празднуется память святой мученицы Евлалии. Она пострадала во время гонения императора Диоклетиана (между 303 и 305) в городе Барциноне, ныне Барселона (Испания), покровительницей коего почитается. Самое раннее свидетельство о мученице Евлалии присутствует в «Мартирологе» блаженного Иеронима. Житие святой было создано по повелению епископа Кирика (сер. VII в.). В нем рассказывается, что ее родители-христиане жили в поместье близ Барциноны. Евлалия была воспитана в вере и благочестии, душевной и телесной чистоте. Во время гонения Диоклетиана девушка втайне от родителей предстала перед президом Дацианом и исповедала христианскую веру. Ей предложили отречься, после отказа пытали, затем распяли на кресте и обезглавили. После гибели святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл выпавший снег. Останки святой Евлалии похоронили в церкви Богоматери (ныне церковь Санта-Мария дель Мар). В 713 году христиане, опасаясь бесчинств мусульман, спрятали мощи святой, и до 878 года они оставались сокрытыми. В 1339 году святыня была помещена в готический алебастровый саркофаг в крипте собора Святого Креста и святой Евлалии в Барселоне. Некоторые исследователи считают, что на житие святой Евлалии оказало влияние предание о жизни другой святой – Евлалии Меридской (Эмеритской), пострадавшей около 304 года, которая в 14-летнем возрасте пришла на суд цезаря Максимиана и обличила нечестивых хулителей Христа и их ложных богов. Евлалию приговорили к пытке крючками и факелами, а потом к казни через сожжение. Во время пытки из ее рта вылетел голубь, что напугало ее мучителей. И тут же Евлалию накрыл внезапно выпавший снег, прикрыв ее наготу. Впервые ее страдания описала Пруденций в своем гимне, вошедшим в сборник «Peristephanon». В 880–881 годах на севере Западно-франкского королевства, вероятно в монастыре святого Аманда (Сент-Аман), была создана секвенция на романском языке в честь святой мученицы Евлалии, отчасти основанная на гимне Пруденция. Предлагаем перевод этой секвенции.

http://pravoslavie.ru/55864.html

Казалось бы, разве может быть опасен для властей тяжелобольной человек – парализованный инвалид, прикованный к постели? Оказывается, может – силой своей веры и преданности Богу. А еще примером стойкости и духовным влиянием на людей. За это в кровавом 1937-м был расстрелян Феодор Тобольский. О нем и его семье – наш рассказ, основанный во многом на воспоминаниях тобольчан. Мученик Феодор Тобольский «Крест болезней и скорбей благодушно нося» Феодор родился в 1895 году в семье Михаила и Елизаветы Ивановых, живших в Тобольске. Семья была очень религиозной. Трудолюбие и желание помочь ближнему были главными добродетелями ее членов. Ивановы нередко хоронили за свои деньги безродных, кормили голодных. Делу милосердия служили позже и выросшие дети. Вспоминают, что сестра мученика Феодора Тобольского Евлалия Михайловна много лет оказывала помощь старикам в доме престарелых. Хлебосольный дом Клавдии Михайловны и Евлалии Михайловны всегда был открыт для священников, которые в разные годы служили в Тобольске. Они никогда не забывали дни рождения своих знакомых и близких: именинники обязательно получали в подарок вкуснейшие торты и другие сладости, изготовленные руками сестер. Но главное – в этой семье царила любовь . Те, кто знал о жизни Ивановых, отмечают особенные – теплые и сердечные – отношения между ними, а они могут взрасти и окрепнуть только на основе духовной близости во Христе. В 1911 году умер глава семьи. И на руках Елизаветы Алексеевны осталось 10 человек детей, младшему из которых было всего десять месяцев. Она вынуждена была поступить на работу: устроилась на место мужа – Михаил Иванов служил курьером и сторожем в архиве Тобольска, – при этом еще и подрабатывала рукоделием. «Оставшись без мужа вдовой с детьми без всяких средств к существованию, – вспоминала о матери Евлалия Михайловна в одном из писем, – она сумела поднять всех; кротость, смирение, а главное – вера в Бога и упование на Него помогли достойно перенести все трудности». А трудностей и испытаний было с избытком: одного из сыновей, Феодора, мучил тяжелейший недуг.

http://pravoslavie.ru/108503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛАЛИЯ Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке) Мц. Евлалия Эмеритская (Меридская) с житием. Заалтарный образ. Ок. 1350 г. (кафедральный собор в Пальиа-де-Мальорке) († между 303 и 305), мц. (пам. зап. 10 дек.), пострадавшая в г. Эмерита Августа (ныне Мерида, Испания). Наиболее раннее упоминание о «Мученичестве» Е. содержится в гимне лат. поэта Пруденция († ок. 410), к-рый, вероятно, был составлен для пения в базилике, посвященной мученице в г. Эмерита Августа. Пруденций упоминает о Е. и в др. гимнах из цикла «О венцах мучеников» ( Prudent. Perist. 4, 11). Девочка Е., как писал поэт, еще не достигшая 13-летнего возраста, отличалась благоразумием и воздержанностью. Когда началось гонение на христиан при Диоклетиане в 303-305 (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ), родители, стремясь спрятать дочь, отослали ее в деревню. Однако Е., желая принять мученический венец, явилась в город, предстала перед претором и исповедала себя христианкой. Склоняя ее к отречению от веры, судья подверг мученицу пыткам железом, к-рые не причинили ей вреда. Тогда претор приказал жечь ее огнем. От этих истязаний Е. скончалась. По словам Пруденция, присутствующие видели, как душа мученицы покинула тело в виде белой голубки. Тело Е. обнажили и бросили без погребения. Внезапно пошел снег, к-рый покрыл тело мученицы и не растаял даже от пламени полыхавшего рядом костра. Рассказ Пруденция основан на «Мученичестве» Е., созданном, вероятно, в сер. IV в., к-рое сохранилось в переработке кон. VII в. (составлена под влиянием гимна Пруденция и последующей традиции почитания мученицы). Повествование значительно расширено описанием различных пыток, диалогами и наставлениями девам. Это позволяет предположить, что «Мученичество» Е. было переработано в девичьем мон-ре при базилике в честь Е. Вставляя в повествование детали и имена действующих лиц, редактор VII в. допустил ряд фактологических ошибок и спутал Е. с мц. Евлалией Барцинонской (Барселонской). Мучителем Е. назван презид Дациан, правитель Тарраконской Испании, власть к-рого не распространялась на г. Эмерита Августа, входивший в пров. Лузитания. Вероятно, из цикла преданий о св. Евлалии Барцинонской заимствовано также сообщение о том, что тело мученицы было подвешено на пыточном столбе. Ошибочным является и упоминание о погребении тела Е. под алтарем церкви, т. к. мученица была первоначально погребена на кладбище за городской стеной.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Покровительница Барселоны и православная святая 1 мин., 26.12.2021 В храме всегда есть образы святых, связанных с тем местом, где находится церковь. Но время от времени в месяцеслов Русской православной Церкви включают имена древних западных святых. Например, много шума наделало включение в святцы Патрика Ирландского. Как же быть в этом случае иконописцам: ведь русской традиции изображения этих святых попросту нет? Как мы создаем икону, если имеем на руках в основном западные образцы, расскажу на примере образа святой Евлалии Барселонской — 13-летней девочки, принявшей мученическую смерть в 304 году. В святцы нашей Церкви ее имя вошло благодаря святителю Димитрию Ростовскому. Мученица Евлалия — небесная покровительница Барселоны. Икону святой Евлалии мы написали для православного Благовещенского храма Барселоны. Святая Евлалия Образ написан в каноническом стиле XIV века. Мы изучали все западные изображения святой. Сохранили пальмовую ветвь, как на католической иконе в соборе Святого Креста и святой Евлалии. Это древний символ: пальмовая ветвь появилась в христианском искусстве в V–VI веках. Римский символ триумфа стал символом победы жизни над смертью. С пальмовыми ветвями мученики встречают Христа в раю. Красный цвет одежд святой — традиционный для мучеников. На мученичество указывает и небольшой крест в руке. Святая Евлалия была совсем юной и потому изображена с непокрытой головой. Интерес к святым, более известным на Западе, чувствуется не только в зарубежных храмах. Их изображают и в России. Недавно мы завершили роспись в восстановленном храме Иоанна Предтечи в Барнауле. Настоятель по благословению владыки попросил нас написать образы святых Западной Европы, например святого Патрика — просветителя Ирландии, святой Женевьевы — покровительницы Парижа. Такое иконописное наполнение храма дает прихожанам возможность изучать и молитвенно познавать всю полноту христианской святости. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pokrovitelnica-barselony-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Олимпиада Константинопольская, св. Описания иконы Олимпиада Константинопольская, св. - житие Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников. Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой. Свое служение блаженная проходила честно и непорочно. Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийско[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 25 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8997.jpg:   Размер: 352x1200, 0.42 MPix, 67 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (146) , (2) . Описание: Святая мученица Олимпиада Период создания: 1911 г. Материал, техника: бумага, литография цветная Размер: 14,5 х 11,5 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 46317279 Номер по КП (ГИК): СМК 6845 Инвентарный номер: — Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное учреждение культуры " Саратовский областной музей краеведения " Файл 35836.jpg:   Размер: 659x800, 0.53 MPix, 79 Kb. Дата: 2023-12-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (1) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2595

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010