Мая 13 (26) Священномученики Василий (Соколов), Христофор (Надеждин) и Александр (Заозерский), преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий (Тихомиров) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь , которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, каковыми и были обвиняемые – священномученики Василий, Христофор, Александр, преподобномученик Макарий и мученик Сергий. Промыслом Божиим более всего сведений сохранилось о священномученике Василии. Священномученик Василий родился в 1868 году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. Он окончил Спасо-Вифанскую Духовную семинарию и с 1 октября 1888 года по 4 декабря 1890 года был учителем церковноприходской Закубежской школы Александровского уезда. 16 декабря 1890 года он был рукоположен в сан священника к Христорождественской церкви села Пустого Переяславльского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891 по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Далее расскажем о жизни отца Василия его собственными словами 10 . «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством. Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: «И нет-то лучше нашего батюшки; что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему! " Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) мая Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Весной 1922 года началось новое после 1918 года гонение на Русскую Православную Церковь, которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и верующих должно было обязательно окончиться казнями. Поводом должно было послужить сопротивление духовенства изъятию церковных ценностей вне зависимости от того, будет ли оказано сопротивление или не будет: ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, какими и были обвиняемые – московские протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров. Священномученик Василий родился 24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. В 1882 году Василий окончил Переславское духовное училище, в 1888-м – Вифанскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской Закубежской школы в Александровском уезде, которая вскоре, благодаря его усилиям, стала одной из образцовых в епархии, с обширной библиотекой для внеклассного чтения. 16 декабря 1890 года Василий Александрович был рукоположен во священника к Христорождественской церкви села Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891-го по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством, – писал он в опубликованных им в журнале «Странник» воспоминаниях уже после того, как со смертью супруги-помощницы жизнь его резко изменилась. – Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: “И нет-то лучше нашего батюшки – что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему!” Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/419/Alek...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Давно меня мучает один вопрос, не который я никак не могу найти ответа. Эта тема старательно обходится всеми священниками, поэтому буду благодарна вам за ответ! Несколько лет назад я впервые увидела в интернете икону Святого Христофора Псеглавца. Меня этот образ поразил до глубины души, наверное как и всех кто видит его впервые. Я начала искать информацию про этого святого, про его мученический подвиг, кажется прочитала все что можно найти в интернете. В том числе и информацию о том, что в 18 веке святого запретили изображать с песьей головой, фактически полностью переписали его иконографию и житие. Ранее мне казалось что это верное решение, потому что изображение хоть и харизматичное, но все же очень необычное для иконы. А недавно я прослушала интересную лекцию отца Бориса (фамилии не знаю), прилагаю ссылку: http://youtu.be/WKX3OLRPRMI Посмотрела я это видео. И начала сомневаться. Я также верю, что песья голова — не метафора. Среди мучеников было много людей, кто сперва был свирепым язычником, а потом прославился в лике святых, и никого не изображают так. Думаю для подобной иконописной традиции были достаточно серьёзные обоснования. Возможно это было врожденное заболевание? Кто-то  говорит, что он родился в племенах, где с рождения модифицировали внешность, чтобы иметь сходство со зверями. Наверное мы никогда не узнаем точно истинную внешность Христофора. Что же мы имеем? Святой, мученик, отдавший себя всего Христу, обративший в веру 50 000 человек, широко чтимый на Руси. И тут полностью переписывают его образ, фактически обезличивая, просто с нуля придумывают новые иконы со статным красивым мужчиной.  Зачем? Потому что стесняются лица святого? Или не знают, как объяснить происхождение такой необычной внешности? Видимо лучше просто замять этот факт, все переписать начисто в надежде, что образ забудется чем отвечать на неудобные вопросы. А каково это по отношению к мученику? Как мне кажется, это оскорбление, хамство в сторону святого. Его фактически лишили лица, его узнаваемого образа, перед которым люди молились более 1000 лет.

http://azbyka.ru/vopros/svjatoj-hristofo...

Сравнительно подробное и точное описание христианского богослужения в том виде, в каком является оно в конце эпохи мужей апостольских, т. е. в конце первой половины и во второй половине 2-го века, оставил апологет, философ и мученик Иустин в своих писаниях. Иустин стоит среди второго века: Апологию свою писал он в 140 году, умер в 163. В Апологии писанной императору Антонину, он представляет сколько возможно точное описание и изъяснение общественного богослужения христиан своего времени, как с догматической, так и с обрядовой стороны. Свидетельство Иустина тем важнее, что он, как апологет, писал, так сказать от лица церкви и, как представитель церкви излагает не свой личный взгляд, не частные обычаи отдельных церквей, но описывает христианское богослужение в том виде и смысле, как понималось и совершалось оно всеми христианами, всею церковью, как справедливо думает Люфт, вопреки одностороннему мнению других учёных 151 . С другой стороны, Иустин имел в виду показать язычникам и в особенности Антонину благочестивому существенное различие христианских таинств крещения и евхаристии от иудейских и языческих люстраций и священных вечерей. С этой апологетической точки зрения, по весьма верному замечанию Августы, и нужно рассматривать известие Иустина, и, если многие пункты христианского богослужения обходит он молчанием или упоминает лишь вскользь, это объясняется тем, что он писал не для христиан, которым церковные установления его времени хорошо известны и не для потомства как историк. Поэтому было бы противно началам здравой критики из-за этого отрицать существование в его время тех обрядов, о которых Иустин не находит нужным упоминать, но существование которых заставляют предполагать другие известия. Иустину для его цели достаточно было представить общее описание главных актов богослужения и их порядка, не вдаваясь в подробное изложение содержания их; такое описание и представляют действительно его писания, как думает Гарнак. Во всяком случае, впрочем, Иустин представляет более подробный и определённый образ современного ему христианского богослужения, чем какой дают другие известия из этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Святой мученик Луп Солунский Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1.3 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Луп (Лупп) жил на рубеже III–IV веков. Он был рабом святого Димитрия Солунского. Луп присутствовал при мученичестве господина в Фессалонике и забрал его окровавленную тунику и императорский перстень, обагренный мученической кровью. Впоследствии он совершил силой этих святынь множество чудес и исцелений и этим укрепил веру христиан. Именно поэтому император, все еще находившийся в Фессалонике, повелел его арестовать и подвергнуть мучениям. Святой Луп был осужден на смерть. По преданию, во время его казни два воина, которым поручили это исполнить, обратили свои мечи один против другого и ранили друг друга. Мученик же молился Христу, чтобы Тот даровал ему прежде смерти благодать крещения. В этот момент над ним остановилось облако, из которого излилась вода. Облекшись в нового человека и в могущество Святого Духа, Луп стойко претерпел мучения, после чего был обезглавлен. Этим он освободился от рабства земной жизни, дабы удостоиться Царства Небесного. 8 ноября 2012 г. Синаксарь упоминает этого святого, не приводя никаких сведений о его жизни. Славянские источники отождествляют его со слугой св. Димитрия (память 26 октября). Это предположение находит подтверждение в двустишии Христофора Митиленского (XI в.): «Святой Луп был рабом, но через усечение мечом он приблизился к Богу как свободный человек и друг». В VII в. св. Лупа особенно почитали в Нове, в Нижней Мезии (рядом со Свиштовом): «Услыхав, что к ним прибудет стратиг (Петр, брат императора Маврикия. – Ред.), тамошние жители вышли из города и, оказав ему замечательно пышный прием, очень просили Петра принять с ними участие в празднестве в честь мученика Луппа; в этот день у них был канун праздника мученика Луппа с ночным бдением» (Феофилакт Симокатта. История. VII. II, 17). скрыть способы оплаты Комментарии ТАНЯ 5 сентября 2016, 15:11 Святой ЛУП СОЛУНСКИЙ, как ТЫ молил ГОСПОДА дать тебе прежде смерти благодать Крещения, так и Ты моли ГОСПОДА БОГА за некрещенного моего сына Романа(Родился 05.01.1974год. Убит 28апреля 1993года)и родного брата Владимира ( Родился 06.09.1952год., умер 01.02.2000г.). Да по молитвам твоим дарует и им ГОСПОДЬ МИЛОСЕРДНЫЙ сию благодать.

http://pravoslavie.ru/57266.html

Святой мученик Христофор. Византийская икона века, ныне хранящаяся в Афинах Тропарь, глас 4: Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое. Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный). В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени. Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κνος – собака и κεφαλ – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (νθρωπος – человек и φαγεν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

http://pravoslavie.ru/48431.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки? 3 мин., 08.02.2021 Время: первая половина XIX века. Где написали икону: Урал, город Невьянск. Город Невьянск находится на Среднем Урале. По переписи 1832 года 43% невьянцев назвали себя старообрядцами. В этот регион ехали в основном те, кто не хотел попадаться властям. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Где находится: ГАУК НСО «Новосибирский государственный краеведческий музей». Мученик Христофор До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили. В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим. Святой Христофор. Иероним Босх Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие. Почитание на Руси Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика. В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

http://foma.ru/ikona-muchenika-hristofor...

Святой мученик Христофор, мученицы Каллиника, Акилина и 200 воинов Память 9 / 22 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Мученик Христофор Ликийский На четвертый год правления Деция (ок. 251) воины пришли в некий восточный город и подвергли пыткам всех христиан, которых там нашли. Один молодой наемный воин родом из варварского племени по имени Репров, великан телосложением, но очень уродливый лицом, при виде этого зрелища почувствовал сострадание. Не имея возможности общаться с христианами, поскольку не знал их языка, он пал на колени и в естественном порыве стал молиться Богу. Ему явился ангел и, прикоснувшись к его устам, наделил умением говорить на языке римлян. Осмелев после небесного явления, Репров вошел в город, стал упрекать мучителей и исповедовать веру во Христа. Некто по имени Вакх бросился к нему и ударил по лицу. Великан не воспротивился и тихо сказал: «Я терплю твои удары из послушания к заповедям Христа. Если я дам волю своей ярости, все ваше развращенное царство не устоит передо мной». Узнав об этом, император послал отряд из 200 воинов арестовать мятежника. Они долго его искали и наконец нашли Репрова молящимся перед храмом. При этом свой жезл он воткнул в землю, и тот сразу пророс. Святой попросил, чтобы ему дали еще немного времени для крещения. Желая доказать воинам, насколько Бог к нему благосклонен, он умножил запасы провизии у этих солдат, которые тотчас уверовали во Христа. Они все вместе отправились в Антиохию, где святой Вавила крестил их. Репров получил имя Христофор, что означает «Христоносец» . Когда святой предстал перед императором, тот, сильно испугавшись его страшного неприятного вида, упал. Придя в себя, он попытался убедить Христофора отказаться от христианской веры. Не смея провоцировать могучего воина угрозами, император подослал к нему двух блудниц, Каллинику и Акилину, приказав прельстить Христофора и довести его до блудного греха, а затем заставить поклониться идолам.

http://pravoslavie.ru/53711.html

Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики: Преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров Священномученики Василий Соколов, Христофор Надеждин и Александр Заозерский, преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий Тихомиров Одним из этапов гонений на Православную Церковь в первой половине ХХ столетия явилась кампания по изъятию церковных ценностей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим. Не избежала печальной участи и Троице-Сергиева лавра. 3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно. Один из насельников подворья, иеромонах Макарий (Телегин), в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Позднее на допросе он свидетельствовал, что члены комиссии, снимая ценные украшения с Горнего места в алтаре, опирались ногами о престол, против чего ему и пришлось возмутиться. Преподобномученик Макарий (Телегин) Отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом» Иеромонах Макарий (в миру Макарий Николаевич Телегин) родился в 1876-м году в селе Перемениха Бузулукского уезда Самарской губернии, в крестьянской семье. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Будучи подростком, он часто удалялся в отдаленную пещеру для молитвы. Посетив на семнадцатом году Киево-Печерскую лавру, Макарий окончательно утвердился в решении принять монашеский постриг, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения, так как 1 января 1898 года он был призван в армию, где прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905-м году Макарий Николаевич поступил в Чудов монастырь города Москвы и в течение 5 лет исполнял здесь различные послушания. 8 октября 1910 года он был официально зачислен в обитель послушником. 22 января 1911 года был пострижен в монашество, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха. С началом Первой мировой войны отец Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-м подвижном госпитале. Возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года, а в 1919-м году, после закрытия обители, стал служить в Сергиевском храме на Троицком подворье лавры. На следствии отец Макарий прямо сказал, что является «по убеждению монархистом», а также заявил: «Я служитель престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

http://pravoslavie.ru/146375.html

Архив Пн Святейшему Патриарху Кириллу переданы десять дореволюционных икон, хранившихся в фондах «Мосфильма» 20 марта 2019 г. 19:21 20 марта 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» Кареном Георгиевичем Шахназаровым. Во встрече также приняли участие заместитель генерального директора киноконцерна «Мосфильм» В.П. Рясов, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда . К.Г. Шахназаров передал Предстоятелю Русской Православной Церкви десять ukoh XIX — начала ХХ века, хранившихся в фондах «Мосфильма». Генеральный директор киноконцерна выразил уверенность, что иконы обретут достойное место в православных храмах и будут с радостью встречены прихожанами. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил руководство «Мосфильма» и отметил, что после реставрации эти иконы могут быть переданы в новые строящиеся храмы, «потому что в новых храмах присутствие старинной иконы — это очень важный факт преемства». Руководитель «Мосфильма» рассказал Его Святейшеству о версиях происхождения переданных икон. Кинорежиссер также выразил признательность Предстоятелю за Первосвятительские труды. «Большая Вам благодарность за то, что Вы делаете для восстановления Православия, веры в нашей стране», — добавил К.Г. Шахназаров. В фондах «Мосфильма» находится около 600 тысяч единиц хранения. Среди старинных предметов быта есть отдельное хранилище для икон, коллекция которых собиралась в течение 95 лет — с момента создания киностудии. Русской Православной Церкви переданы иконы «Преподобные Феодосий и Антоний» (XIX век); «Богоматерь на престоле» (XIX век); «Святой равноапостольный князь Владимир» (XIX век); «Усекновенная глава Иоанна Предтечи» (конец XIX — начало XX вв.); «Святой мученик Христофор» (XIX век); «Ветхий завет» («Ангел Ветхого завета») (вторая половина XIX века); «Архангел Михаил» (вторая половина XIX века); «Богоматерь “Знамение”» (конец XIX века); «Богоматерь на троне» (начало XX века) и икона неизвестного святого в окладе (конец XIX — начало XX вв.).

http://patriarchia.ru/db/text/5397093.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010