Имя новорожденному младенцу давалось по воле родителей в честь одного из святых, чтимых в Русской Церкви. Поэтому каждый славянин должен был носить одно имя, но на деле выходило так, что до реформы, произведенной Петром Великим, многие русские носили по два имени. 35 Имя нарекалось или отцом семейства, или священником. Молитвы сорокового дня Практика чтения сороковых молитв перед Крещением младенц имеет глубокие исторические корни. Известно, что в X веке в Константинополе детей не крестили очень рано. Они подходили ко Крещению постепенно: в 8-й день по рождении они получали имя, в 40-й день воцерковлялись, «становились христианами», как говорят источники, еще перед Крещением. Они получали право входить в храм и слушать чтения. Ста новились оглашенными – «иже ко просвещению» – на 4-й седмиц Великого поста, вероятно, несколько лет спустя. Затем отрекались о диавола и сочетались Христу в Великий Пяток, во время чинопоследования, которое совершал Патриарх перед вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров. И, наконец, на вечерне Великой субботы они получали Крещение и Миропомазание от Патриарха, пока храме читались паремии Великой субботы. 36 Согласно памятникам XIV века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех Требниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения. После наречения имени и воцерковления, младенца готовили к Крещению через наставление в христианской вере, именуемое оглашением. Чин оглашения Оглашение связано с разъяснением основных истин христианства изложенных в Символе веры , заповедях Божиих и молитве Господней. Оглашенным, то есть получающим наставление в истинах веры человек становится через церковную молитву о нем. В храме эту молитву совершает епископ или же по его благословению пресвитер, готовящий человека к Таинству Крещения. Участвует в этой молитве и церковная община, в общение с которой оглашаемый вводится благословением священника. Обучение основам христианской веры известно уже было в апостольский период. О сотруднике апостола Павла Аполлосе в книге Деяний апостольских сказано: «Сей оглашен был пути Господню» ( Деян. 18:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Драгоценная одежда эта, замечательная и оригинальностью изображений 93 , – была освящена 24 декабря 1900 года, после литургии, панихиды по рабе Божием Андрее, и молебствии. б) Дарохранительница серебр. вызолоч. в стеклян. футляре, весом 8 фунт. 82 зол. Вклад купца Косьмы Григ. Мошкина 20 авг. 1842 года. в) Мирница серебр. вызолоч. с малою же цепочкою. Пожертв. Дмитрием Ал. Александровым в 1871 г. г) 1. Потир серебр. вызолочен, при нем: дискос, звездица, лжица, и две тарелочки, – чеканной работы, веса в них 6 фунт. 84 золоти., ценою в 525 руб. Вклад ямщичихи вдовы Близ. Степ. Сечкиной, о упокоении Петра и Марии в 1864 году. 2 . Потир большого размера с больш. дискосом и звездиц., сооруж. в 1898 г. для приобщения в Великий пост . Веса в нем 8 фун. 6 зол. 3 . Потир малый для приобщ младенц., сер., пожерт. о. П. П. Поспеловым 1910 г. д) Кресты на Св. Престоле: 1 . Крест серебр. вызолоч. с мощами: св. Василия Великого , царя Константина, царицы Елены и 4-х неизвестных святых. В середине Распятие, вверху Господь Саваоф, по сторонам: Божия Матерь и Иоанн Богослов – чеканные, внизу надпись. Вес в нем 1 фун. и 10 зол. Вклад местного протоиерея Михаила Иаковл. Изюмова. 2 . Крест серебр., на нем изображение Спасителя литое. Вес 1 фун. 90 зол. Пожерт. в 1866 г., цехов. Дм. Александровым. 3 . Крест серебр. с мелкою резьбою, вызол., массивный, дл. 9 верш., шир. 5 верш., на нем изобр. Спасителя литое. Вес в нем 3 фун. Пожерт. в 1890 г. прих. Василием Васильевичем Николаевым, на поминовение Гавриила Григорьевича Бардина. 4 . Крест сер. вызол., весу 78 зол. Вклад купца Иллариона Исидорова Рябова. 5 . Крест малаго размера, серебр. на цепочке серебр. с мощами неизвестных святых, вес в нем 18 золоти. Ранее наход. на местн. храм, иконе св. Василия Великого (опись 1832 года и 1861 года). Ныне – на Св. Престоле. е) Евангелие: 1 . Евангелие в большой александрийский лист, обложено кругом серебром, вызол. На передней доске вычеканены: Воскр; Хр. и 4 Евангелиста. На обратн, стор.: Господь Саваоф и I. Христос, молящийся о Чаше и три апостола. Вес в сер. 8 фунт, и 22 золоти. Цена 3155 р. асс. Напечатано „в 1698 году, индикта 7, мес. Декабря, при Благочест. Вел. Государе Царе и Вел. Князе Петре Алексеевиче, благословением же Святейшего Кир, Адриана Архиепископа Московского всея России и всех северных стран патриарха, при Цесаревиче и Велик. Князе Алексее Петровиче, в царств, граде Москве“. Вклад ямщика Петра Ив. Сечкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Здесь необходимо отметить два обстоятельства. Вифлеем не был большим городом, и речь не могла идти о тысячах новорожденных. «Указание в богослужебных книгах на 14000 и даже на 144000 младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайне преувеличенными, возникшими, вероятно, из желания усилить вину Ирода»,— пишет А.П.Лопухин. Есть даже такие критики, которые утверждают, что избиение вообще не могло иметь места, потому что о нем не говорится нигде, за исключением одного этого отрывка в Новом Завете. О нем не упоминает и Иосиф Флавий — иудейский историк. Впрочем, это вполне объяснимо: в стране, где убийство вовсе не было чем-то необычным, убиение 20-30 младенцев в маленьком городке не вызвало бы большого шума. Все, сообщенное в Евангелии, так типично для Ирода, что не следует сомневаться в истинности повествования евангелиста.Любопытно, что Матфей не желает, чтобы осталось впечатление, будто Бог ответственен за убиение вифлеемских детей. Он несколько иначе подытоживает пророчество Иеремии: не «да сбудется...», а «тогда сбылось...». Евангелист Матфей не останавливается на том факте, что спасение Младенца Иисуса стоило смерти невинных детей. История толкования тоже очень сдержанно относится к этой проблеме. Указывается, что Ирод за свои злодеяния был наказан страшной смертью, которую описал Иосиф Флавий в «Иудейской войне». Иоанн Златоуст уделил Вифлеемскому избиению много места в своих толкованиях на Матфея, но в целом его «теодицея» сводится к тому, что из этих младенцев (и Бог это предвидел) все равно ничего хорошего не получилось бы, ибо не может быть невинных человеческих страданий (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Мф. 9, 2). Однако большинство толкователей со Златоустом не согласно: для них младенцы действительно невинны. Они умерли за Христа, а это лучше, чем жить в грехах (см., например, св.Лев Великий, Проповедь 37, 4). Отсюда недалеко было до признания вифлеемских младенцев мучениками и образцом всех последующих мучеников. При этом их малость символизирует смирение (св.Киприан, Послания 58, 6). Со временем возникло почитание 14000 младенцев-мучеников, от Ирода в Вифлееме избиенных, отмечаемое через несколько дней после Рождества Христова (11 января н. ст.).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/1/83...

И заявили, что они прощают монастырю весь долг... Широка натура русская. Это отметил еще наш славный поэт граф Алексей Толстой в своем известном стихотворении. Это сказалось даже и в том печальном явлении, которое называется дороговизной. " Если уж наживать - так без меры, без пощады " . И наживают... И народ простой на тот же путь примером своим толкают. И вот мужик требует 5 рублей только за то, чтобы перевезти кубик хворосту за две версты для соседа, беспомощного старика, у которого нет ни лошади, ни денег заплатить... Какое-то бессердечие, - страшно подумать!.. Но не верится, что так и дальше будет. Гремят громы Божий, крестятся уже русские православные люди. Ужели люди торговые, именующие себя русскими, не опомнятся, не перекрестятся? Не хочу верить... Утешение у яслей Христовых Слава в вышних Богу и на земли мир... Лук. 2, 14. И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределах его... Мф. 2, 16. Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца - Превечного Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! " Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: " Днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове " (Лк. 2, 11). Но когда мысль наша, отвлекаемая от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начинает смущаться, начинает вопрошать: где - в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не прерывают ужасных битв; на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение? " Да не смущается сердце ваше, - глаголет Богомладенец от яслей Своих, - зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти " . Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой - Отроча Иисус и Его телохранители - младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами бесчеловечного Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14000 малюток... Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяживается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Законодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2349...

Кондак, глас 4. Звезда волхвов послала к Родившемуся, и Ирод неправедное войско жестоко послал, замышляя убить лежащего в яслях Младенца. Песнь 7. Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Веселится днесь Вифлеем с нами, Тя бо, Невместимаго, в вертепе приемлет, – благословен еси, – вопия, – един Бог отец наших. Незлобива жертва и нескверная за Тя предзакалается, Божий Слове, вопиюще: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Богородичен: Радуйся, небурное покаяния пристанище, в неже прибегающе, Богородице, зовем: благословена еси Едина, рождшая Бога отец наших. Песнь 7. Ирмос: В печи персидской иудейские отроки, опаляемые более любовью к благочестию, нежели пламенем, взывали: Благословен Ты, Господи, во храме славы Твоей. Сегодня радуется с нами Вифлеем, ибо Тебя, Невместимого, принимает в вертепе, восклицая: Благословен Ты, один Бог наших отцов! Непорочная и чистая жертва за Тебя приносится, Слово Божественное, восклицая: Благословен Ты, один Бог наших отцов! Богородичен: Радуйся, тихая пристань покаяния, к которой прибегая, Богородица, взываем: Благословена Ты Одна, родившая Бога отцов наших! Песнь 8. Ирмос: Всяческая, Владыко, премудростию Твоею составил еси, земли же паки утвердил еси, якоже веси, дно, основанием водрузивый на водах безмерных. Тем вси вопием, воспевающе: благословите, дела Господня, непрестанно Господа. Ангели славят власть Рождшагося, пастырие чудятся, и волсви покланяются, небеса возвещают звездою Зиждителя; с нимиже вси, воспевающе, вопием: благословите, дела Господня, Господа. Множество неискусозлобное воинствует Владыце днесь кровию и на Ирода твердо вооружается, Тебе, Христе, рождшуся. Тем вси вопием, воспевающе: благословите, дела Господня, Господа. Богородичен: Деву Тя, Чистая, храм, и дверь, и облак, купину неопалиму, и стамну манны, и жезл прозябший, кивот, и свещник, и скрижали завета, гору святую, из неяже камень отсечеся, пророцы Божии проповедаша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Маккавеи дают сильный толчок развитию Израиля, освобождают его из-под власти сириян, очищают храм и восстанавливают богослужение. Но в 63 году до Р. Х. под стенами Иерусалима является римский полководец Помпей и, овладев городом, навсегда лишает иудеев их политической независимости; Иудея обращается в подвластную римлянам область. Правда, в 34 году до Р. Х. римский сенат дает Иудее в цари Ирода, но этот царь был родом идуметянин. Его царствование ознаменовалось страшными злодеяниями: по своей чрезвычайной подозрительности и корыстолюбию он казнил множество иудеев и многих своих родственников, убил даже свою жену Мариамну, которую весьма любил, тещу и трех сыновей своих. Избиение им 14000 младенцев в Вифлееме и окрестностях его, с целью убить между ними и родившегося Христа, довершает его жестокость. Но чтобы оставить по себе памятник, Ирод возобновляет в великолепнейшем виде храм Иерусалимский, возводит много прекрасных зданий в Иерусалиме и в других городах; особенное внимание он обращает на Иерихон, где строит крепость, великолепный дворец, ипподром и множество других архитектурных сооружений. В конце царствования Ирода рождается обещанный Мессия. Но Иерусалим, украшенный великолепными зданиями, гордо отвергает пришедшего в уничиженном виде Иисуса, не признает Его за Христа, Сына Божия, и немилосердно распинает на кресте. За такое отвержение Мессии Господь посещает Иерусалим страшным опустошением. В 67 году по Р. Х. иудеи в надежде на скорое пришествие Мессии, Которого они ожидали в виде земного царя — завоевателя и освободителя их от чужеземного ига, дерзнули было подняться против Рима и начали истреблять всех ненавистных им язычников, живших в Палестине. Между иудеями и римлянами возгорелась жестокая война. В 70 году римские войска под предводительством сначала Веспасиана, а потом сына его Тита осадили Иерусалим. Иудеи заперлись в городе, который был окружен тройной стеной, и оборонялись с отчаянным мужеством. Но после долговременной осады римляне приступом взяли Иерусалим (10 августа 70 г. по Р. Х.), причем город был совершенно разрушен, храм сожжен и множество жителей погибло и отведено в плен (считают, что во время осады Иерусалима погибло 1 100 000 иудеев).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Таким образом, на этот раз Пасха окончилась очень печально. Непосредственно вслед за этими событиями вся семья Ирода отправилась в Рим с целью добиться там утверждения оставленного царем завещания. Уже в Цезарее Архелаю предстояла одна, не особенно для него приятная, встреча. Он встретился там с римским квестором Сабином, явившимся туда по приказанию императора для заведывания наследством Ирода. Постоянные раздоры в среде этой царской семьи давали, конечно, основание для предположения, что смерть главы семьи вызовет различные недоразумения, и поэтому Август совершил лишь акт государственной мудрости, когда послал своего чиновника для поддержания порядка в стране, которою так трудно было управлять. Архелай при помощи Птоломея, брата Николая Дамасского, достиг того, что сирийский легат П. Квинтилий Фор сам прибыл в Иерусалим для урегулирования отношений, и что квестор Сабин остался пока в Цезарее и не наложил, таким образом, тотчас ареста на замки и сокровища Ирода. Но после отъезда Архелая и выступления Вара, который из трех взятых с собою легионов один оставил в Иерусалиме, Сабин прибыл в Иерусалим, занял царский замок, потребовал к отчету всех чиновников царства и по своему усмотрению распорядился крепостями. Все это он совершил, без сомнения, по поручению Вара или, по крайней мере, с его согласия. Особенно ревностно, при помощи большого количества людей он разыскивал скрытые сокровища Ирода, и это еще больше возбудило и до этого уже до крайности раздраженный народ. За несчастной Пасхой последовал, таким образом, неприятный праздник Пятидесятницы. Громадная толпа народу прибыла на этот раз к празднику Пятидесятницы в Иерусалим. Неудовлетворенность праздником Пасхи, любопытство, раздражение, ожесточение, страсть к распрям – все это, вместе взятое, способствовало тому, что число пришельцев возросло до чрезвычайности. Они расположились тремя лагерями вокруг храма; одни к югу от священной горы, где находится ипподром, который и заняли; другие – к западу от царского замка, третьи – к северу от священной горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местность около Назарета, где жил Иисус Христос, называлась Галилеей. Во время Иисуса Христа Галилеей управлял Ирод 10 . Ирод отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель часто говорил Ироду: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада боялась, что Ирод послушается Иоанна; она уговорила Ирода, чтобы он посадил Иоанна Крестителя в тюрьму. Она даже просила Ирода, чтобы он умертвил Иоанна; но Ирод не соглашался на это, потому что почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Один раз Ирод праздновал день своего рождения; он позвал много гостей и устроил для них большое угощение, пир. Гости пили очень много вина и опьянели. Во время пира вошла дочь Иродиады и плясала. Ее пляска очень понравилась Ироду и гостям, и опьяневший Ирод сказал ей: «проси у меня чего хочешь, и дам тебе, даже половину моего царства». Она пошла к матери и спросила: «чего просить?» Та отвечала: «головы Иоанна Крестителя». Дочь тотчас же побежала к Ироду и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод очень опечалился; но ему стыдно было перед гостями не исполнить своего обещания. Тогда он послал воина в темницу отсечь (усекнуть) голову Иоанну. Воин принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал девице, а она отнесла ее своей матери. Дети! видите, какую беду принесло Ироду вино; опьяневший Ирод дал неосторожное, необдуманное обещание и потому сделал великий грех . Употребление вина приносит много горя человеку, расстраивает его здоровье и приводит ко многим грехам. И вы, дети, старайтесь никогда не пить вина, чтобы избежать грехов и несчастий. Как называлась страна, где жил Иисус Христос? Кто управлял Галилеей? Что худого сделал Ирод? Что об этом говорил ему Иоанн? Как Ирод относился к Иоанну Крестителю? Куда посадил Ирод Иоанна Предтечу? Какой праздник был у Ирода? Что на этом празднике делали Ирод и гости? Что делала на празднике дочь Иродиады? Что сказал ей опьяневший Ирод? Что она просила у Ирода? Как отнесся к этой просьбе Ирод? Что велел он сделать с Иоанном Крестителем? От чего предостерегает нас грех Ирода? Иисус Христос – помощник людей

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Много выше в научном отношении стоит вторая глава: «Царь Агриппа I» (стр. 78–144). Краткая, но полная, живая, искусная характеристика Ирода, – составленная при пособии —123— строго научных иностранных работ Шюрера, Гамбургера и Деренбурга, с проверкой их по первоисточникам (Флавий и Талмуд в переводах, а Светоний в подлиннике), – служит превосходным научно-историческим комментарием к данной главе Деяний, вполне уясняя, изображаемое здесь, отношение Ирода-Агриппы к христианам вообще и в частности к апостолам Иакову Зеведееву и Петру, – его явно несправедливую жестокость к темничным стражам, последовавшее вскоре затем удаление в Кесарию, его поведение там, а также его болезнь и смерть. Следующая третья глава (автор не совсем удачно называет её первою главою второй части) общеисторической части труда о. Георгия посвящена установу хронологической даты гонения Ирода-Агриппы на христиан и обзору состояния первохристианской церкви до этого гонения (стр. 145–184). И об этой главе приходится частью повторить то же, что сказано о первой. Апостольская хронология есть совершенно специальная и самостоятельная область науки, весьма обширная и сложная, стоящая в неразрывной связи не только с хронологией евангельской, но общебиблейской и греко-римской, и вообще всей всемирной истории, – имеющая громадную специальную литературу. Поэтому здесь, как и в первой главе, автор вынужден был последовать примеру иностранных комментаторов книги Деяний Апостольских, ограничась заслуженным авторитетом старинного хронолога новозаветного – Визелера и новейшими указаниями у Шюрера. Также и обозрение состояния первохристианской церкви до гонения Ирода, хотя и довольно бледно и обще, но для специально-экзегетической задачи автора вполне удовлетворительно, в достаточной мере уясняя как общую историческую связь XII-й главы Деяний с предшествующими, так и частные, содержащиеся в этой главе, события. Вторую, экзегетическую, часть своего труда (стр. 185–426) о. Георгий посвящает подробному истолкованию XII главы Деяний, разделив её, после краткого общего обзора её содержания (стр. 185–187), на следующие отделы: 1–4 ст. изображение гонения Ирода-Агриппы на христиан (стр. 188–223), – ст. 5–12: освобождение Ап. Петра из темницы (стр. 223–290), – ст. 13–17: встреча Ап. Петра в доме

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом Христос родился в Вифлееме иудейском, и пришел на проповедь. Тогда прекратились помазанные вожди от Иуды и Аарона, продолжавшиеся до помазанного вождя Александра и Салины, именуемой и Александрою; при этом исполнилось пророчество Иакова: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложенная Ему: и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ); это родившийся Господь. Все это начало совершаться со времени рождения в Вифлееме, которое совершилось в сорок второй год всего царствования Августа. Этот год был после пятого года, когда началось блюстительство Антипатра отца Иродова, и когда римляне были в дружбе с иудеями и брали с них часть даней; –после блюстительства Антипатра, продолжавшегося от шестого года Августа до девятого года его царствования и года поставления Ирода, при котором даваема была часть податей, начиная с десятого года до тринадцатого (это был четвертый год царствования Ирода, поставленного Августом); после четвертого года правления Ирода, когда Иудея совсем уже предана была римлянам, и вся Иудея была под их властью до тридцать третьего года Ирода, когда исполнилось сорок два года царствования Августа, то есть, как я сказал, спустя двадцать девять лет после того, как она сделана данницею римлянам, и после того, как поставлен был блюстителем отец Ирода Антипатр, а после него по воле Августа Ирод поставлен царем над Иудеей в двенадцатый год царствования самого Августа. 1) Это совершилось в консульства Октавия Августа тринадцатое, и консула Силана, как говорил я много раз; за этим консульством преемственно следовали ниже перечисленные консульства в следующем порядке: 2) Лентула и Пизона, 3) Лукия 183 Кесаря и Павла, 4) Виникия 184  и Вара, 5) Ламия и Сервилия, 6) Магна и Валерия, 7) Ленида и Арункия. 185 8) Кретия и Нервы, 9) Камилла и Квинтиллиана, 10) Камерина и Сабина, 11) Долабеллы и Силана 12) Лепида и Тавра, 13) Кесаря и Капитона, 14) Флакка и Силана, 15) Двоих Секстов: Помпея и Апулея, 16) Брута 186 и Фланка, 17) Тавра и Либона, 18) Красса 187 и Руфа, 19) Тиверия Кесаря второе и Друза Германика второе, 20) Силана и Бальба, 21) Мессалы и Грата, 22) Тиверия Кесаря третье, и Друза Германика третье, 23) Агриппы и Гальбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010