Ирод Антипа не искал для себя покаяния, посему гнев Божий пришел на него неожиданно – в момент его человеческой славы, человеческой чести, а правильнее сказать, бесчестия. О его смерти (Ирода Антипы) сказано в Книге Деяний святых Апостолов: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:21–23 ). По Иосифу Флавию, именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна Крестителя. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному, испуганному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника: убить его. Но была и другая причина, почему Ирод Антипа заключил под стражу и убил Иоанна Крестителя. И сегодня мы беседуем о смерти Иоанна Крестителя, и мы читаем далее, почему Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в темницу: Мф.14:3–4 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода (то есть Ирода Антипы – О.С.) , при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом (Антипой) » . Возникает резонный вопрос: почему Иоанн Креститель, зная мстительный и завистливый характер этого семейства, решился обличить царя Ирода Антипу, сына Ирода Великого, словами: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Креститель Спасов Иоанн обличал царя Ирода не ради того, чтобы оскорбить, опозорить или унизить его. Его цель заключалась в увещевании – чтобы Ирод исправился и вернул чужую жену ее мужу, то есть брату своему Филиппу. Праведный человек никогда не стремится опозорить или унизить другого человека. То есть Иоанн Креститель проявлял заботу об Ироде, указывая на его грех. Но Ирода это только злило и раздражало. Причем, как мы говорили выше, он (Ирод Антипа) еще и завидовал славе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель не мог не обличать Ирода, иначе бы он сам оказался бы преступником, ибо сказано: «Когда Я (то есть Господь Бог) скажу беззаконнику: ″беззаконник! ты смертью умрешь″, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» ( Иез.33:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Профессор Эхуд Нецер получил серьезные травмы во время археологических работ при падении с 3-метровой высоты в древней крепости Иродион в Иудейской пустыне. Именно здесь, в Иродионе, спустя 30 лет упорных поисков, Эхуд Нецер весной 2007 года обнаружил местонахождение гробницы иудейского царя Ирода Великого. По всей видимости, этого ученого, посвятившего всю жизнь изучению личности Ирода Великого, можно сравнить разве что с Говардом Картером, который так же упорно искал могилу самого известного сегодня фараона – Тутанхамона. Наверное, широкий круг русскоязычной аудитории впервые узнал об открытии проф. Эхуда Нецера благодаря прекрасной публикации Тома Мюллера в журнале «National Geographic» (декабрь, 2008). Но несмотря на то, что заявленный тираж (140.000 экз.) гарантировал распространение новых сведений о биографии этого уникального монарха, все же у большинства имя Ирода Великого остается «именем нарицательным» с негативным оттенком. Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать: Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Зарождение будущей Иродианский династии Основные знания о биографии Ирода Великого мы имеем благодаря Иосифу Флавию – еврейско-римскому историку, который в свою очередь черпал информацию у Николая Дамасского – советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (по другим источникам Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана, старшего сына Саломеи, открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу Римского престола. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме – было воспринято положительно. Мало того, это предложение заложило основу будущей Иродианской династии.

http://pravoslavie.ru/58552.html

Он так был бесчувствен, что даже решился наказать несправедливо. Узы были; темница была заперта; стена нигде не была подкопана; все говорили согласно одно и то же (что он находился с ними); узник не был похищен. Но они взяли деньги? Как мог дать им тот, кто не в состоянии был дать нищему. Можно было видеть, что это дело Божие, а не человеческое. Но почему они сами не убежали? Подлинно, это должно было удивить Ирода и поразить его. Поистине смерть их делает очевидным и чудо Божие и нечестие Ирода» (стр. 477–478). «Ирода более всего печалило то, что он был осмеян, подобно тому, как деда его также тревожило то, что он поруган был от волхвов» (Феофилакт). Ироду было стыдно за себя и за воинов, и потому он поспешил оставить Иерусалим и отправиться в Кесарию. Раздражение не покидало его и там. И кончилось оно для него очень печально. 319 Раздражение Ирода против Тира и Сидона, несомненно, основывалось на каких-либо денежных расчетах, в которых не был безукоризнен Ирод, как человек расточительный. Однако, чувствуя свою экономическую зависимость от Ирода, Тиряне и Сидоняне искали у него расположения, для чего склонили сначала на свою сторону человека приближенного к Ироду, его управителя дома (камергера), который как привезенный Иродом из Рима, сумел склонить к соглашению и самого Ирода. Все это совершилось вскоре по возвращении Ирода из Иерусалима. Но Дееписатель сообщает о сем событии как таком, при котором разразился Божий гнев над Иродом, как бы созвавшим зрителей своей гнусной кончины, людей, могущих разгласить печальную славу его по всему свету, в разных концах коего Тиряне и Сидоняне имели своих торговых представителей. Общее замечание о распространении Церкви Дееписатель по-видимому делает о всех местах, ибо он закончил описание ряда событии, совершившихся в разных краях, хотя ближайшим образом это замечание находится в соотношении с известием о смерти гонителя Церкви – Ирода, который погиб во цвете лет, а Церковь , гонимая им, крепла и распространялась, вопреки тщетным попыткам к ее истреблению, в лице ее коренных представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

6:17–19. Связь Ирода со своей невесткой, на которой он к тому времени женился, была хорошо известна всем. Фактически, именно эта связь привела к разводу Ирода с первой женой, чей отец, царь, пошел из-за этого войной против Ирода и победил его. Осуждая действия Ирода и объявляя незаконным его брак (помимо прелюбодеяния здесь имело место нарушение запрета на кровосмесительные связи; см.: Лев. 18:16;20:21 ), Иоанн обличал главным образом безнравственность его поведения, но Ирод воспринял слова пророка как политическую угрозу, поскольку политические последствия этого брака действительно были очень серьезны и привели в конечном счете к крупному военному поражению (Иосиф Флавий Утверждает, что многие рассматривали позорное поражение Ирода как божественное возмездие за его расправу с Иоанном Крестителем). Высказывались предположения, что сводный брат ИродаИрод Филипп – назван здесь по второму имени, чтобы не спутать его с главным Иродом в этой истории – Иродом Антипой. 6:20. Несмотря на то что у Антипы были основания ненавидеть Иоанна (6:17–19), вовсе не исключено, что ему нравилось его слушать (ср.: Иез. 33:31–33 ). Многие состоятельные греки, воображавшие себя покровителями интеллектуальных занятий, поддерживали философов не столько для того, чтобы прислушаться к их нравоучениям, сколько для развлечения. Под влиянием идеалов греческой аристократии Ирод, несомненно, считал себя просвещенным монархом, хотя в действительности был грубым политиком. 6:21. Празднование дней рождения вто время было греко-римским, а не иудейским обычаем, хотя представители высшего сословия восприняли многое из греческой культуры. Ирод держал Галилею под жестким централизованным контролем, и чиновники, которых он пригласил, были представителями местных властей, лояльные к его правительству. Из всех городов Галилеи только два города, Тивериада и Сепфора, были устроены по греческому образцу. 6:22. Двор Ирода был известен тем, что там творились непотребства, подобные описанным здесь. Некоторые исследователи полагают, что дочь Иродиады Саломея к этому времени была уже не подростком, а женойтетрарха Филиппа. По другим хронологическим оценкам, ей было лет двенадцать-четырнадцать (возраст, в котором девушки в еврейской Палестине обычно выходили замуж); возможно, она была даже моложе. Влюбом случае поведение Ирода аморально: мало того, что он женился на жене своего брата (ср.: Лев. 20:21 ), так он еще вожделеет к падчерице, дочери своей жены (ср.: Лев. 20:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Шлегель Уильям Жизнь и служение Господа Иисуса Христа Ирод Великий: завоевания (39–37 до Рождества Христова) и царствование (37–4 до Рождества Христова) Об Ироде Великом можно было бы снимать фильм. Его жизнь включала любимые сюжеты Голливуда – войну, насилие, романы, секс и интриги – и всё с драматическим концом. Еврейский историк I века Иосиф Флавий написал о жизни Ирода Великого больше, чем обо всех правителях из Хасмонеев вместе взятых. Предки Ирода, выходцы из идумеев (едомлян), обратились в иудаизм в период Хасмонеев. Римляне выбрали «почти иудея» Ирода для продвижения своих интересов в этой религиозно и политически нестабильной области. С человеческой точки зрения они сделали правильный выбор. Как «царь иудеев» Ирод верно служил Риму 33 года (37–4 гг. до Р.Х.). На карте 9–1 показаны завоевания Ирода, границы его царства, а также местонахождение его основных строительных проектов. 1. Первая кампания Ирода (39–38 гг. до Р.Х.), оранжевые стрелки и номера 1–9 После завоевания Израиля в 62 году до Р.Х. Помпеем страной руководили проримские правители. Отец Ирода Антипатр помогал Юлию Цезарю в битвах и в награду в 48 году получил должность правителя Иудеи. В 40 году Марк Антоний утвердил Ирода-младшего правителем Галилеи, а его брата Фазаэля – губернатором Иудеи. Однако не всем Хасмонеям понравилось, что власть была у римлян. С помощью парфян, врагов Рима на Востоке, Хасмонеи захватили Иудею. Фазаэль лишился жизни, а Ирод через Нава- тею бежал в Рим на юго-восточном краю карты). В Риме сенат утвердил Ирода «царём иудеев». Он вернулся в 39 году с войсками в Средиземном море до Птолемаиды). После успешного вторжения в Галилею Ирод занял Прибрежную равнину и взял Иоппию Затем он двинулся в Масаду где находилась его семья и около 800 сторонников. Хотя он завоевал части Идумеи и Иудеи, в этот раз он не смог взять Иерусалим Оставив семью в Себастии, зимой 39–38 года во время редкого снегопада он взял Сепфорис, столицу Галилеи Ирод истребил участников сопротивления, которые прятались в пещерах близ моря Галилейского в Арбеле а затем отправился на помощь Марку Антонию в его борьбе с парфянами на Евфрате дальше северо-восточного края карты).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Уже один из царевичей – Александр – томился в узах, как жертва только что перечисленных (далеко неполно) интриг. Решительную развязку несчастной судьбы узника отсрочить несколько лишь его тесть, Архелай, нарочито прибывший из Каппадокии при слухах о смутах при Иудейском дворе. Хитрый Каппадокиец, тотчас смекнув, что упреки и уговоры Ирода только еще более ожесточили бы своенравного деспота, с таким искусством разыграл роль гневного и оскорбленного своим зятем тестя, угрожая разводом, что Ирод сам вступился за своего сына и разрешил дело полным примирением и оправданием Александра. Но это было лишь коротеньким затишьем пред жестокой бурей. Внимание царя от домашних неурядиц неожиданно отвлеклось затруднительными внешними обстоятельствами, подведшими Ирода под опалу Кесаря. Вся (!) вина Ирода состояла в том, что он жестоко расправился с Трахонитянами, которые, пользуясь его поездкой 825 в Рим по делу Александра и обрадованные слухами о смерти его, восстали против невыносимого режима и нашли себе сочувствие и содействие соседней Аравии, где известный разжалованный зять царский Силлей (муж Саломии) ворочал всеми делами вместо слабохарактерного царя Овода. Грубый отказ Силлея на требование Ирода выдать главных зачинщиков восстания, укрывшихся в Аравии, вынудил Ирода прибегнуть к вооруженному вторжению в пределы ее за бунтовщиками и к нечаянному столкновению с Аравийскими войсками, кончившемуся довольно печально для Аравитян. Несмотря на то, что эта кампания предпринята была не без соизволения Сирийских наместников (Сатурнина и Волумния), такой результат ее являлся столь немаловажным нарушением нейтралитета страны, а Силлей, отправившийся лично в Рим с жалобой на Ирода, настолько не пожалел красок для обрисования нечеловеческой жестокости и возмутительно-несправедливой политики Ирода, что Кесарь в гневном послании объявил ему 826 свое неблаговоление и несколько раз отказывался даже выслушивать его оправдательные посольства, пока, наконец гнев Кесаря несколько поостыл, и эту миссию взял в свои умелые руки друг Ирода Николай Дамаскин.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

262 В «Иудейских древностях» Терон изображается не сумасшедшим, а отчаянным смельчаком, «открыто высказывавшим все то, что оставалось скрытым в сердцах других». Все, говорит Иосиф, от глубины души скорбели о судьбе несчастных, но никто не осмеливался свободно выражать свои чувства. Вот почему все с радостью слушали проповеди Терона и удивлялись его мужеству, неустрашимости и силе духа, составлявшим столь необычное явление во времена Ирода (XVI, 11, 4, 5). (Перев.) 264 После смерти Ирода они были отосланы к их деду, каппадокийскому царю Архелаю. Впоследствии они перешли в язычество и получили от римлян маленькие царства в Армении. (Перев.) 268 Нетрудно убедиться, ознакомившись с приводимым далее Иосифом Флавием списком детей от разных его жен, что жен у Ирода было не 9, а 10. Иосиф почему-то поставил особняком в этом списке Мариамму, страстно любимую и казненную ИродомИрода была еще одна супруга с таким же именем, та самая, которая родила ему сына Ирода). 269 Иосиф Флавий имеет в виду только сыновей Ирода, без детей от Мариаммы. Всего же у Ирода было 15 детей. 273 Речь идет о Ливии, третьей жене Октавиана. По завещанию Октавиана она была принята в род Юлиев и стала именоваться Юлия Августа. Ее старший сын от первого брака Тиберий, усыновленный Октавианом, стал его наследником. Ливия скончалась при правлении Тиберия в 29 г. н.э. в 86-летнем возрасте. 275 Обвинение Саломеи в подстрекательстве к сопротивлению фарисеев, очевидно, вытекало из того факта, что она дала им часть денег для уплаты фарисеями штрафа, наложенного на них Иродом за отказ принести ему присягу. Однако все эти деньги пошли в казну Ирода. 276 По обвинению Николая Дамасского император приговорил Силлая к смертной казни, но предварительно отправил его на родину для уплаты Ироду старого долга в 60 талантов (XVI, 10, 8). Ведение процесса об этих 60 талантах обошлось Ироду в целые сотни талантов. (Перев.) 280 Вольноотпущенники – отпущенные на волю рабы, но сохранявшие определенные обязанности по отношению к своему бывшему господину (патрону), чье родовое имя они принимали. В эпоху ранней империи вольноотпущенники играли значительную роль не только в ее экономике, но и в государственном управлении, в том числе и в провинциях. В первую очередь это относилось к императорским вольноотпущенникам. Но слой вольноотпущенников был крайне неоднороден как в имущественном отношении, так и в их общественном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После обеда молодые люди, чтобы прохладиться, отправились к озерам, принадлежащим тамошнему дворцу. Решено было выкупаться, и два верных друга Ирода до тех пор в шутку окунали Аристобула, пока он не умер. Ирод, конечно, после этого горько оплакивал юношу. Его похоронили с величайшею пышностью. Преемником его в первосвященническом сане был его предшественник Ананель. Вначале казалось, что это первое убийство не пройдет для Ирода безнаказанно. Антоний, уведомленный Александрой чрез Клеопатру, потребовал Ирода к ответу. Ирод оставил своего шурина Иосифа, мужа его сестры Соломеи, регентом с приказанием убить Мариамну, если с ним что-нибудь случится в пути. Он не хотел, чтобы его жена после его смерти принадлежала другому. Иосиф был настолько неблагоразумен, что проболтался царице и ее матери об этом приказе. Ирод деньгами и льстивыми речами успокоил Антония и вернулся обратно в Иерусалим. Здесь он узнал от своей матери и сестры, что Александра и Мариамна в заговоре с Иосифом приготовилась бежать к римлянам. Когда он стал упрекать в этом Мариамну, она открыла ему, что узнала от Иосифа о его кровавом приказе. Это было достаточным основанием для ревнивого Ирода, чтобы обвинить жену в преступной связи с Иосифом; Иосиф был отставлен без разговоров; Александра, как зачинщица и утайщица преступления, была посажена в тюрьму. Мариамне Ирод ничего не сделал из любви ли к ней или из расчета, не желая открывать свои карты. Если влияние Клеопатры было значительно при дворе Ирода уже во время этих семейных раздоров, то ее власть над триумвиром Антонием стала еще ощутительнее для Ирода, когда Антоний подарил ей большие иудейские округи, прежде всего все приморские города Палестины, за исключением Тира и Сидона, и близкий к Иерусалиму, известный своими бальзамическими деревьями и пальмами, Иерихон. За них Ирод должен был платить ей подать. Она сопровождала Антония в походе против Армении и на обратном пути остановилась в своих новых иудейских владениях. Со свойственной ей любезностью по отношению к мужчинам она старалась завлечь и Ирода в свои любовные сети.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Флавий Книга 15 Предисловие Содержание книги охватывает первые восемнадцать лет правления Ирода I. Политическая история Иудеи этого времени снова излагается Иосифом Флавием в тесной связи с политическими событиями в Риме, приведшими к утверждению империи. Довольно подробно рассказана история борьбы за власть между Октавианом и Антонием. Но главное внимание автора сосредоточено на усилиях Ирода сохранить свою власть в сложной политической ситуации, когда он, будучи союзником Антония, сумел добиться расположения Октавиана. Иосиф описывает беспощадные расправы Ирода с теми, кто посягал либо мог посягать на его власть. Много внимания уделяется личной жизни жестокого правителя; центральное место здесь занимает неистовая любовь Ирода к Мариамме, завершившаяся ужасной трагедией. Но даже и эта сюжетная линия своеобразно накладывается на эпизод из римской истории – пылкую и тоже трагическую любовь Марка Антония и Клеопатры. Последняя глава книги содержит описание Иерусалимского храма, построенного Иродом I. Глава 1 1. О том, как Сосий и Ирод силою взяли Иерусалим и при этом полонили Антигона, нами было рассказано в предшествующей книге. Теперь нам придется говорить о событиях, находящихся в связи с предыдущими. После того как Ирод подчинил себе всю Иудею, он удостоил высокого почета всех тех, кто поддерживал его, пока он еще не достиг власти; всех же приверженцев своих противников он постоянно и непрерывно преследовал, и не проходило дня, чтобы он не подвергал их мучениям. Особенного же почета с его стороны удостоивались фарисей Поллион и ученик последнего, Самея, потому что эти люди советовали своим согражданам во время осады Иерусалима принять к себе Ирода. Теперь они получали за это заслуженную награду. Этот же самый Самея некогда предсказал Гиркану и судьям, когда они судили Ирода за преступление, за которое полагалась смертная казнь, что, если они оправдают Ирода, последний всех их умертвит. Это предсказание, по воле Господа Бога, впоследствии действительно оправдалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из более ранних писателей знал и упоминал об избиении Иродом вифлеемских младенцев Цельс – жестокий враг христианства 672 . Да и вообще, можно ли хоть сколько-нибудь сомневаться в достоверности этого факта, когда известно, что вся жизнь Ирода была залита кровью? Он умертвил первосвященника, умертвил многих благородных членов синедриона; он убил троих детей, убил даже любимую свою жену прекрасную Мариамну (Иуд. Древн. кн. XV, гл.3. 7. 8; кн. XVI, 11. 1. 6 и др.). Что же удивительного после этого, если он приказал избить целые тысячи вифлеемских младенцев, только бы убить между ними опасного себе соперника? 673 Правда, может казаться странным, что Иосиф Флавий, перечисляя многие его злодеяния, не упомянул об этой страшной резне в Вифлееме; но молчание его может быть объяснено или тем, что он вовсе не знал об этом злодеянии Ирода, так как пользовался в своём описании царствования Ирода записками современника и почитателя Иродова – Николая Дамасского, который из желания выставить Ирода в хорошем свете мог умолчать о бесчеловечной резне в Вифлееме; или тем, что Флавий хотя и знал об избиении Иродом младенцев, но замолчал этот факт потому, что считал его незначительным в ряду других бесчисленных злодеяний Ирода, о которых он сообщал уже; или, наконец, тем, что Флавий просто по недобросовестности умолчал об этом факте, как он вообще умалчивает о всех фактах, так или иначе соприкасающихся с жизнью Иисуса Христа. Впрочем, нельзя сказать, чтобы он совершенно замалчивал это страшное событие. В Древн. Иудейских (XIV, 9, 4) он говорит о криках, поднятых против Ирода матерями тех, кто были избиты им. Не разумеются ли здесь под избитыми Иродом вифлеемские младенцы? А если так, то ссылка критики на молчание Флавия в настоящем случае должна считаться неудачною. Употреблённая евангелистом в самом начале частица тогда, весьма часто встречающаяся в его Евангелии, означает здесь тот момент времени, когда волхвы по всем расчётам Ирода должны были уже возвратиться из Вифлеема в Иерусалим, но не возвращались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010