Соответственный этому пример разноударяемости представляет слово: Салафииль ( Мф.1:12 ) и Салафиил ( 1Пар. 3:17 ); последнее – правильнее, ибо, согласно со своими первоосновами: «Σαλαϑιλ», « ». Справедливость, в этом случае акцентуации на ил, подтверждается и аналогичными примерами: Саламиил (=Σαλαμιλ= ) ( Числ.10:19 ). Некоторую неожиданность, по-видимому, представляет имя Исмаил ( Быт.16 ). Так как переводчики Елизаветинской Библии, при выполнении ими своего труда, следовали и соображались с греческим переводом LXX-mu, где названное речение (по изданию Тишендорфа) произносится «Ισμαλ», – то и в славянской Библии мы должны были бы читать «Исмаил». В данном примере наши переводчики без особенной надобности, может быть, приняли во внимание (если только это, допустим, масоретское чтение слова: « », таковая акцентуация явилась от перенесения, вследствие свойственных еврейскому языку причин, цере [точки и черточки, добавляемые снизу или сверху от букв – прим. ред.] из-под последующей «» под предшествующую «»). Подобное явление наблюдается также и в слове Иезекииль (ь вместо ъ)=‏ , хотя в греческом тексте видим «’Ιεζεκιλ». Поэтому и последнее, наряду с только что проектированным, целесообразнее облечь в форму Иезекииль: тождественное написание см. в «Месяцеслове всех святых» 1891 г., под 21 июля. В параллель этим именам идет знаменитое имя Исраиль (ль вместо л) (= =σραλ) ( Быт.32:28 ). При такой сравнительной наглядности разбираемого слова с его иноначертаниями, является вопрос: что побудило переводчиков перенести ударение на предпоследний слог? По крайней мере, наличность факта никаких оправдывающих резонов решительно представить не может. Смягчающим обстоятельством в пользу установившегося произношения может служить давность его, освященная преданием. Непоследовательность в акцентуации замечается в имени Иоиль (ль вместо л); в изданиях Елизаветинской Библии, в самой книге пророка, в «Месяцеслове всех святых» 1891 г., это слово произносится согласно с греческим и еврейским первоисточниками: Иоиль=«ωλ»=» «.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

17 января 1589 г. в Москве был созван Собор высших иерархов Русской Церкви. На Соборе присутствовали: царь. Митрополит Иов, архиепископы Новгородский и Псковский Александр, Казанский и Свияжский Иеремия, Ростовский и Ярославский Варлаам; епископы: Суздальский и Тарусский Иов, Рязанский и Муромский Митрофан, Смоленский и Брянский Сильвестр, Тверской и Кашинский Захарий, Коломенский и Каширский Иосиф, Сарский и Подонский Геласий, архимандриты московских монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Симонова Тихон, Иона из Владимира, Мисаил из Новгорода; игумены монастырей: Кириллова Марк, Хутынского Сильвестр, Волоколамского Левкий, Пафнутиевского Варлаам; соборные старцы: Леонид Ширшиков из Кириллова монастыря, Исмаил Сназин и Варсонофий Криницын из Иосифова монастыря . Феодор Иоаннович открыл соборное заседание речью, в которой сообщил о предварительных переговорах с патриархами Иоакимом и Иеремией об учреждении Патриаршества в России, в результате которых этот вопрос был решен Патриархом Константинопольским положительно. Затем царь предложил Митрополиту Иову совместно с духовенством обсудить с отцами Собора конкретные пути осуществления этого великого для России дела. При участии Константинопольского Патриарха был составлен Чин поставления Патриарха в Русской Церкви . 19 января совместный Собор духовенства и бояр, на котором присутствовали государь Феодор Иоаннович и Митрополит Иов, одобрил это чинопоследование и постановил отправить особых посланников к Патриарху Иеремии, чтобы тот назначил день избрания и наречения Московского Патриарха и день его посвящения. В состав представителей Русской Церкви входили архиепископ Ростовский Варлаам, епископ Смоленский Сильвестр; архимандриты монастырей: Новоспасского Сергий, Чудова Феодосий, Преображенского в Казани Гермоген; игумены монастырей: Пафнутиевского Левкий, Хутынского Сильвестр, Кириллова старец Леонид Ширшиков, Иосифова старец Исмаил Сназин, строитель Серапион Марков и царский дьяк Андрей Щелкалов. Патриарх Иеремия, посовещавшись с прибывшими к нему, вынес решение: на Московское Патриаршество будет возведен тот, кого изберет Бог, Пречистая Богородица и великие чудотворцы Московские Петр, Алексий и Иона.

http://sedmitza.ru/lib/text/439782/

По преданию, на камне остался отпечаток ноги пророка Ибрахима, и сейчас возле т. н. Макам-Ибрахим (Место стояния Ибрахима) паломники во время хаджа совершают молитву (Коран II 125). После завершения строительства Ибрахим и Исмаил вознесли молитву Аллаху (II 127-129), к-рый поручил им очистить К. от идолов, находившихся внутри и вокруг нее: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить от язычества Дом Мой для паломников, уединяющихся в нем и молящихся» (XXII 25). Ибрахим попросил Аллаха «сделать местность безопасной» (II 126), и Аллах освятил место и запретил проливать здесь кровь. Построив К., Ибрахим и Исмаил совершили обряд паломничества, открытый им Аллахом. Забота о К. лежала на племенах джурхум, хуза, курайш, захватывавших Мекку. В нач. VII в. К. пострадала во время пожара и наводнения и курайшиты сделали ремонт под руководством визант. мастера, спасшегося при крушении корабля в Красном м. Он оставил на стенах К. изображения Марьям (ср. Богородица) и Исы (ср. Иисус Христос). Стены новой К. сложили из камня и дерева высотой 9 м, дверь подняли на 2 м, чтобы защитить от наводнений и др. нежелательных явлений. Стены, столбы и потолок внутри покрыли поверх штукатурки росписями с изображениями пророков, ангелов, деревьев. По преданию, в ремонте К. принимал участие пророк Мухаммад, которому тогда было 25-30 лет. Араб. историк Ибн аль-Кальби (ум. в 819) в «Книге об идолах», посвященной борьбе первых мусульман с язычеством, рассказывает, что в доислам. Мекке «идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был Хубал». Освобождение К. от «многобожников» стало главной задачей основателя ислам. религии. В 628 г. по договору с мекканцами мусульмане получили право паломничества к К. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили в следующем году малое паломничество к святилищу. В 630 г. Мухаммад, овладев Меккой, выбросил из К. идолов, прикоснулся к Черному камню и сохранил все обряды хаджа. К. неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при халифе Омаре ибн Абд аль-Хаттабе.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

Отец принимает в славе Сына, возвращающегося на небо, Которого поместил по правую руку от Себя, как говорится в другом псалме: «Сказал Господь Господу моему: сядь одесную Меня» 240 . Могла ли быть сильнее любовь Отца или больше слава Сына, чем чтобы Он сел одесную Отца? И поэтому хорошо прибавлено от лица Сына в этом псалме: « Чего Мне еще, – сказано, – недостает на небе? и чего Я хотел бы от Тебя на земле?» 241 А захотел Он пострадать на земле и потому ради спасения рода человеческого принял смертельную муку. Пожелал вознестись вместе с телом на небо. И сидит одесную Отца. Следовательно, один престол величия у Отца и у Сына, ведь между Отцом и Сыном нет никакого различия чести, никакого разделения достоинства, а есть только одна благость любви. 1 . В данном псалме пророк жалуется, говоря: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога!» Они развратились, совершили гнусные дела» 242 . Мы, конечно, знаем, что в прежние времена было много невежественных людей, которые или не верили в существование Бога, или отрицали его. Но жалоба пророка касается скорее безумия и неверия народа иудейского. Ведь и само число псалма, тринадцать, ясно дает нам понять, что речь идет именно об иудейском народе, так как Исмаил, сын Авраама, который во всем является образом народа иудейского, получил знак обрезания в возрасте тринадцати лет. Как десятый псалом – из-за того, что заповедей Закона десять, – изображает людей Церкви, ведь они исполняют заповеди Закона, так и тринадцатый псалом – это образ народа иудеев, поскольку Исмаил, как мы сказали, получил знак обрезания в возрасте тринадцати лет. И когда в десятом псалме говорится от лица народа церковного: «На Господа, – говорится, – уповаю: как же вы говорите душе моей: " Улетай на гору, как воробей ?» 243 , то под воробьем имеется в виду лицемер или отступник, который, оставив дом Божий, то есть Церковь , перелетает на гору, то есть переходит к почитанию идолов. Так некогда сделал народ иудейский, который, оставив Храм Божий, находившийся в Иерусалиме, стал приносить жертвы в горах, как об этом говорят писания пророков. А народ Церкви, который «уповает на Господа», признается, что не может перелететь на подобные горы ни при каких обстоятельствах: «На Господа, – говорит он, – уповаю; как же вы говорит душе моей: «Улетай на гору, как воробей?» 244 . И в этом свидетели нам множество мучеников; когда во время гонения они по всем расчетам должны были перелететь на подобные горы, то есть перейти к служению идолам, то они скорее улетали от тела, чем от веры Христовой, скорее от мира, чем от Церкви Божией; ведь мученики не улетят от Церкви Божией даже в самой смерти, более того – они, конечно же, примут за Христа смерть, только чтобы навсегда остаться в Церкви Христовой, ибо смерть мучеников есть украшение Церкви и венец добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Видно влияние «Письма своей Церкви» святителя Григория Паламы. Оно сказывается, во-первых, в описании мусульманского образа жизни – здесь совпадения весьма явные, а во-вторых, в представлении о том, что, по мнению мусульман, Христос будет судьёй всего мира. Особого интереса заслуживает тот факт, что одним из пунктов христиано-мусульманского диалога становится ссылка на упоминания о мусульманах в православном богослужении. Исмаил говорит: «... , вы молитесь о любом царе, властвующем над ромеями, об избавлении от нас», – и Иосиф подтверждает: «…мы молимся о победе царя и об избавлении от всякой скорби, гнева и нужды». Вероятно, имеется в виду богородичен девятой песни канона усекновению главы Иоанна Предтечи: «…укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами». При этом Иосиф цитирует и прошение из мирной ектении («О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся»). Не исключено, что где-то это прошение могло иметь вид, включающий слова об избавлении от «агарян». В качестве «слабых пунктов произведения» Аргириу называет то, что «большинство подобных вопросов не имели бы места в диалоге с мусульманином, так как, объективно рассматриваемые, они не представляют собой “знамения пререкаемого” между двумя религиями» . Однако с этим сложно согласиться, поскольку сам диалог проходит с иными целями. Для Исмаила цель диалога состоит не столько в том, чтобы обсудить различия между христианством и исламом, сколько в том, чтобы доказать несостоятельность христианской веры на выявлении внутренних противоречий и недостаточной логической обоснованности. В этих вопросах виден пытливый ум, который, изучив христианское учение о боговоплощении, много времени посвятил выявлению в нём логических «изъянов» и составлению каверзных вопросов, которые должны ставить в тупик христиан и убеждать мусульман в несостоятельности христианского учения. Невозможно предположить, чтобы на изобретение таких вопросов тратил время сам православный монах, автор сочинения. Конечно же, Исмаил прав, когда говорит, что эти вопросы «не мною выдуманы, но с давних пор нашими учителями выставляется как сильные возражения против христиан».

http://bogoslov.ru/article/1878838

Иеремия и Авдемелех избавляются от плена ( Иер.39:11–18 ). 6 . Суд оставшихся от плена иудеев гл. 40–45. Оставшиеся от плена образовали особую колонию в Массифафе, где Годолия был гражданским, a Иеремия духовным руководителем народа (гл. 40). По наущению аммонитского царя Велисы, Исмаил-некто убил Годолию и принудил остаток народа бежать с ним в аммонитский лагерь. Иоанан, начальствовавший над рассянными по разным местам Иудеи, настиг Исмаила и освободил иудеев, которых вел с собою Исмаил. Сами иудеи, из страха пред халдеями, хотят уйти в Египет; но наперед желают получить согласие на это Иеремии. Бог чрез Иеремию повелевает им оставаться в Палестине; уверяет их, что Он защитит их от халдеев, между тем как если уйдут в Египет, то также погибнут как Иерусалим гл. 41,42. Но Иоанан не послушался слов Господа и пошел с остатком народа, взявши с собою и Иеремию, в Египет. В Египте Иеремия тотчас по повелению Божию должен был возвестить, что халдеи овладеют Египтом и умертвят всех иудеев гл. 43. Иудеи здесь скоро снова отпали от закна Господня в идолопоклонство, не смотря на страшный пример, какой они видели в Иудее и Иерусалиме ( Иер.44:1–10 ). Поэтому пророк неоднократно угрожает, что Бог истребит и остаток народа. Они ссылаются на историю своих предков и утверждают, что доколе они служили Астарте, то всегда наслаждались счастием, и что несчастия их всегда происходили от того, что они переставали служить небесной царице ( Иер.44:11–19 ). На это им возражает Иеремия, это именно за идолослужение теперь лежит в развалинах Иерусалим и иудеи в плену. На них также идет суд, и в знамение того, что он совершится, фараон Офра, на которого они надеятся, падет в руки халдеев ( Иер.44:20–30 ). Остается только, среди истребления, один Варух; но и он жалуется, что бедствию его нет конца, и Господь утешает его тем, что среди всеобщего поражения он останется невредимым гл. 45. Пророчества на языческие народы гл. 46–51. 1 . Египет, полагающийся на свою силу, потерпит поражение при Кархемисе и подчинен будет вавилонскому могуществу ( Иер.46:2–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Проходя послушание при ключне 1331 , Иван вел непрестанную внутреннюю борьбу с грехом. Он хранил себя от рассеянности, потому что рассеянность ума дает повод к возникновению греховных помыслов, а с них уже начинается всякое искушение. Постепенно молодой послушник становился опытным в духовной жизни и способным преодолевать искушения. В 1915 г. Ивана призвали в армию 1332 , вернувшись в обитель через три года, он стал проходить послушание при ближней мельнице 1333 . В июне 1918 г. архимандрит Нектарий (Нуждин) постриг его в рясофор 1334 , а в 1919 г. – в мантию с именем Исмаил 1335 . После закрытия Глинской пустыни о. Исмаил вместе с некоторыми другими иноками обители перешел в Рыльский Николаевский монастырь, где епископом Павлином (Крошечкиным) в конце 1922 г. был рукоположен во иеродиакона 1336 . После закрытия Рыльского монастыря он служил на приходах в Рыльском уезде, затем в 1925 г. переехал в Крым и служил в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Феодосии. Здесь в 1926 г. епископом Феодосийским Кириллом он был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г. о. Исмаил вернулся в Рыльский район, в село Студенка. В то время он очень болел (у него был хронический бронхит) и не мог совершать богослужений. Немного поправившись, с 1930 г. о. Исмаил начал служить в храме села Гамалевка Шосткинского района, в 1933 г. был награжден набедренником. После закрытия храма с 1938 по 1941 г. он работал сторожем, затем до 1947 г. служил в церкви города Шостка. Деятельность его, как пастыря, нравственного руководителя и воспитателя, была очень трудна. Но своим смирением, личным нравственным подвигом сн стяжал благодать Божию, необходимую пастырю, и, несмотря на болезнь, служил Богу с полным самоотвержением и твердой верностью Евангельской истине. Он от всего сердца, искречне соболезновал людям, по-отечески любил свою паству и наставлял на травильный, спасительный путь. Высокая молитвенность была основой его внутренней жизни. Много скорбей, телесных болезней и огорчений перенес о. Исмаил, но он всегда находил утешение в горячей молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Когда-то христиане понимали, что не только пришла война и нужно умирать, а что — дороги другой нет. Теперь эту линию перехватили мусульмане, потому что «шахид» — это «исповедующий», «верный», а мусульманин — «покорный». Единственное жалко, что они себя правыми считают. О миссионерской деятельности Не русское это слово — миссионер . Иное дело — просветитель. Надо понять лишь одно — когда ученик готов, тогда приходит учитель. Максимум, что ты можешь, это возбудить публику, как на сборищах всевозможных «новых» церквей: «Аллилуйя! Аллилуйя!» Но тогда все будут ходить строем. В Опочке есть Церковь Христа, есть иеговисты, но сюда, в Теребени, они не приходят. Почему не приходят? А навару нет… Они ведь как стригущий лишай, как пожар в траве! Они могут распространяться только там, где есть навар. Когда страна становится протестантской, тогда религия становится просто культурным институтом, образом поведения, образом отношений, и только. Тогда и Христос, как они говорят, пошел на смерть только за грехи наши, чтобы очистить нас и простить. Да не за грехи! А чтобы показать пример! У мусульман как у людей Востока превалирует образ, который не положено изображать, отсюда и карикатурные скандалы. Это борьба левого и правого полушария, западного и восточного образа мысли… И победит образное мышление. «Логики» не могут понять «образников». Левое полушарие (логика) проигрывает перед правым (образ). У мусульман нет озвученной и изображенной идеи, а есть образ-идея, существующая внутри, в сознании, а для западников необходима среда, в которой они себя проявляют и ощущают. Мусульмане и иудеи. Проблема первородства Один дедушка у всех — Авраам-Ибрагим, а кем ему приходятся его потомки, кто из них является кем? Мне один мусульманин объяснил, что вражда между иудеями и не-иудеями будет всегда из-за проблемы первородства. Потому что мусульмане считают, что Ибрагим, он же Авраам, повел на гору Мория своего первенца, которым являлся Исмаил. Он повел Исмаила, сына от невольницы, и через Исмаила был заключен завет. А иудеи убеждены, что поскольку Исмаил родился от невольницы, то на гору Авраам повел не его, а Исаака, первенца от свободной Сары, который на самом деле был вторым по рождению сыном Авраама после Исмаила. Мусульмане считают, что Кааба (этот куб, вокруг которого они ходят) — на самом деле жертвенник, на котором Авраам (Ибрагим) приносил в жертву Измаила, и что ангелы этот жертвенник подняли и отнесли в Мекку, поэтому Кааба является их свидетельством. А у иудеев нет никакого свидетельства, даже храм разрушен — на его месте стоит мечеть Омара… Мусульманство, иудаизм и христианство

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

33. Все праведники всегда и везде жили в скорбях (упоминаются Авраам, Иаков, Иов, Моисей, Давид, Илия, Исаия, Иеремия, Даниил). И вавилонские язычники некогда были сильнее верующих в Бога евреев, поработили их и насмехались над их верой, процветали и благоденствовали, но это не значит, что языческая вера была истинной. Всё их множество стало «как бы навозом для земли», память же о роде верных Богу пребудет вечно. 34. Исмаил приводит слова Христа: « раб, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк 12:47-48): первый раб – это христиане, а второй – мусульмане. Следовательно, даже согласно Евангелию загробная участь мусульман будет лучше, чем христиан. Ответ: это некорректное сравнение, так как мусульмане не рабы Христа, а враги. Всякий раб подвергается наказанию ради воспитания, враг же предаётся гибели. 35. Исмаил ссылается на мусульманские книги, которые обещают, что в день Суда Мухаммед будет ходатайствовать за мусульман перед Судией Иисусом, и все они будут помилованы и сподобятся наслаждения. Иосиф указывает, что, во-первых, эта идея противоречит словам Бога о том, что заступничество пророков не спасёт живущих нечестиво (Иез 14:13-20). А во-вторых, тем более не сможет быть ходатаем за кого-либо перед Богом тот, «кто всегда творил беззакония, мыслил противное Богу и привёл к отступничеству столько народов», так что храмы Божии разрушались, иконы Его попирались и рабы Его были убиваемы. 36. Следующий вопрос: если Христос действительно Бог, и христиане молятся Ему об избавлении от мусульман и прочих скорбей, то почему Он, как видно, допускает «чтобы вы нас терпели»? Или Он не Бог, или немилостив к христианам, или они неправильно молятся. Ответ: так происходит потому, что христиане «просят только устами», живут во грехе и скрытые за прошениями желания их ведут только к большему удалению от Бога. Христос же избавляет своих призванных от многих зол «и сохраняет наше царство и будет править в нём во веки».

http://bogoslov.ru/article/1878838

Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит». Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры ( Быт.17:8 ). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт.17:5 ) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола ( Быт.17:9–14 ) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение ( Быт.17:16–21 ). Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 ): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились. Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог . (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010