Раздраженный стойкостью братьев император велел прижигать их тела факелами, затем вбить гвоздь в голову каждому, под ногти рук вогнать спицы и только потом обезглавить. Для казни их привели в скалистую местность к стене Константина. Перед тем как отойти ко Господу, М., С. и И. вновь горячо молились за окружавших их заблудших язычников и услышали глас с небес, призывавший их получить венцы славы. Обезглавленные тела мучеников палачи Юлиана хотели сжечь, но внезапно произошло землетрясение и пласт земли, где лежали тела, погрузился в бездну, скрыв останки святых от поругания. Многие видевшие это обратились ко Христу. После 2-дневного моления на месте казни мучеников вновь случилось землетрясение, и тела, от к-рых исходило благоухание, вознеслись из бездны. Мощи были с честью погребены на том же месте, от них происходили многочисленные исцеления. Имп. Юлиан после казни посланников отправился в поход на Персию, потому что мир так и не был заключен, но несмотря на то, что языческие жрецы предсказывали ему победу, император погиб в битве с персами. Персид. шаханшах Аламундар или Валтан из исторических источников неизвестен. Во время, к к-рому относится кончина М., С. и И., в Персии правил Шапур II из династии Сасанидов, гонитель христиан. Возможно, в агиографических текстах речь идет не о самом шаханшахе, а о военачальнике или правителе некой местности. А. В. Муравьёв предположил, что имена правителей в Мученичестве могли носить исторические лица. Так, Валтан, по его мнению, может быть искажением персидского имени Вахрам (Бахрам), а что касается имени Аламундар, то это устойчивая греческая транскрипция араб. имени Мунзир (аль-Мунзир, аль-Мундир). Однако 1-й известный правитель с этим именем - аль-Мундир I из араб. династии Лахмидов (столицей царства Лахмидов был г. Хира (ныне территория Ирака)) - жил почти на 100 лет позже описываемых событий. Аль-Мундир I поддержал Вахрама V (шаханшах Персии в 420-438), сына шаханшаха Йездигерда I , в борьбе за персид. престол. Муравьёв предложил следующее объяснение хронологических нестыковок: во время византино-персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

На следующий день император вменил посланникам в вину, что они не хотят выполнять свою служебную миссию - заключить мир, и попытался воздействовать на них дипломатическими средствами. Юлиан удивился тому, что представители Персии, где почитаются солнце и огонь (культ Ахура Мазды), не поклоняются рим. богам солнца и огня ни по причине схожести верований, ни по причине своих служебных обязанностей. Отказом принести жертву богам они способствуют возобновлению вражды и препятствуют заключению мира. М., С. и И. ответили через переводчика, что они прибыли к Юлиану не ради религ. споров, а для подписания документа о ненарушении границ и о свободной торговле, т. о., Юлиан сам препятствует заключению этого договора, поскольку вместо политических условий обсуждает их религию и принуждает участвовать в празднике, к-рый чужд их вере. Юлиан упрекнул братьев, не говоривших по-гречески, в невежестве и в незнании языческой религии, которую они отвергают, сообщив, что он сам отказался от евангельского учения именно потому, что подробно изучил христианское богословие. М., С. и И. ответили, что это безумие - отвергнуть Бога Живого, чтобы поклоняться мертвым каменным изваяниям. Разгневанный Юлиан приказал раздеть посланников и бить ремнями, затем подвесить к дереву и строгать железными крючьями. Мученики непрестанно молились, и им явился Ангел Господень, к-рый даровал святым нечувствительность к боли. После пыток Юлиан вновь начал склонять братьев к отречению от веры, сказав, что намеренно не стал прибегать к более изощренным пыткам в надежде на то, что посланники образумятся. Но братья заявили, что чем сильнее будут их мучения за Христа, тем больше духовной радости им это принесет. Заметив, что самый смелый и красноречивый из троих - М., Юлиан разлучил его с С. и И., а сам обратился к ним с льстивыми речами, убеждая их в том, что они совсем не похожи на злого упрямого брата своим кротким нравом и благоразумием и без сомнения спасут себя, если принесут жертву идолам. Но С. и И. обличили уловку Юлиана.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

войны в 420/21-422 гг., участником к-рой был аль-Мундир I, возможно, на границах Византии, Персии и территории пребывания араб. племен шли некие переговоры. Автор одного из сказаний о М., С. и И. мог заимствовать араб. имя Мундир (Аламундар) и персид. имя Вахрам (Валтан) и ввести их в контекст возможных переговоров Юлиана Отступника, происходивших столетием ранее. В случае принятия такого объяснения придется признать, что тексты 2 Мученичеств (BHG, N 1023, 1024) составлены почти через 100 лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины имп. Феодосий I Великий построил в К-поле храм во имя М., С. и И., вероятно на месте казни святых, т. е. близ стен Константина. По нек-рым сведениям, неподалеку находилась также ц. прор. Елисея или Илии, однако точная локализация этого храма, где скорее всего хранились мощи 3 мучеников, невозможна (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 322). Дальнейшая судьба мощей также неизвестна. Персид. поход Юлиана, закончившийся гибелью императора, подробно описан в источниках (см.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt/Ed. C. U. Clark. B., 1910-1915, 19632. T. 1-2). Но в исторических произведениях посольство М., С. и И. не упомянуто. По предположению Муравьёва, Юлиан вел переговоры не с персами, а с араб. племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Т. о., возможно, братья-мученики были не персидского, а араб. происхождения, о чем косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество М., С. и И. может являться источником сведений о римско-араб. отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии Муравьёва: некий араб. военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они в основном исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении гос.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

религии, из-за чего дипломатическая миссия окончилась трагически. Отсутствие упоминаний среди историков об этом посольстве и о казни послов, вероятно, говорит о том, что для хронистов это был незначительный эпизод. Относительно того, какой из источников о мученичестве братьев содержит наиболее раннюю по времени информацию, единого мнения нет. Безусловно, Acta vetera отражают очень древние сведения, но возможно, что Симеон Метафраст также использовал при составлении своего текста некий древний несохранившийся источник. Ист.: SynCP. Col. 753-754; MartRom. P. 269. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 225-226; ЖСв. Июнь. С. 390-401; Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologie Romain//AnBoll. 1956. T. 74. P. 21; Sauget J.-M. Manuele, Sabele e Ismaele//BiblSS. Vol. 8. Col. 637-638; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 288-289; Muraviev A. V. Three Martyrs of Chalcedon and the Persian Campaign of Emperor Julian//StPatr. 1997. Vol. 29. P. 94-100; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 236-238. О. Н. Афиногенова Гимнография Память М., С. и И. отмечается в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., 17 июня без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 314). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., С. и И. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- под 17 июня содержится служба М., С. и И., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов и седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 68). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 17 июня совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь М., С. и И. Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); на вечерне на «Господи, воззвах» назначается цикл стихир М., С. и И., на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен М., С.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Мчч. Флор и Лавр. Новгород. 1460-е – 1470-е гг. У воинов-мучеников, кстати, на иконах и в росписях могут изображаться кольчуга, щит, меч, копье, но почти никогда нет головного убора. Как особый пример, есть икона, где у великомученика Димитрия изображен отброшенный назад шлем. Интересно, что великомученик Меркурий почти всегда изображается с воинским головным убором – так сложилась его иконография. Вмч. Димтрий. XVI в. Вмч. Меркурий. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. – Вы затронули вопрос изображения в раннехристианском искусстве мучеников знатного происхождения. А как в дальнейшем в иконографии уделялось внимание сословному происхождению? – Мученики принадлежали к разным сословиям, и, конечно же, это отражается в иконографии. Среди них есть и простые люди, и князья… И в более позднее время богатая одежда указывает на знатный социальный статус мученика. Так Церковь подчеркивала, что, несмотря на особенное положение в обществе, святой всем пренебрег, чтобы послужить Христу. Ради Христа он не только пожертвовал своим богатством, но и жизнью. Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников Иногда в иконографии отражаются и национальные одежды мучеников. К примеру, святые из Персии всегда показываются в особенных одеждах. Так, по-особенному изображаются святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, ветхозаветные три отрока в пещи, великомученик Иаков Персиянин. Так Церковь стремится напомнить о месте подвига святых. Мчч. Косма и Дамиан Аравийские. Фреска монастыря Дечаны, ок. 1347 г. Свиток и крест – Расскажите про изображение святых мучениц. – Они обычно изображаются в одежде вроде туники и мафория Богородицы, порой подчеркивается и знатное происхождение святых жен. Так, великомученицу Екатерину мы всегда видим в богатых одеждах с короной на голове. Но по богатым красивым одеяниям не всегда можно судить о сословном происхождение. Мученица прославлена в Царствии Небесном, как она жила на земле может и не быть отражено на иконе. В базилике Равенны VI века мы видим шествие мучениц, которое уже упоминалось. Все мученицы в одинаковых прекрасных одеждах, хотя при жизни все они были очень разного положения в обществе. Этот момент как раз больше характерен для западной части христианского церковного искусства.

http://pravoslavie.ru/159636.html

и И.; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон М., С. и И., по 3-й песни канона - седален, по 6-й - кондак М., С. и И.; на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен М., С. и И., Апостол и Евангелие рядовые ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 461). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 17 июня М., С. и И. назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе; подробно богослужение не описано ( Arranz. Typicon. P. 158). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- память М., С. и И. отмечается 17 июня; указан только отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ) (см.: Lossky. Typicon. P. 228-229). Такие же указания содержатся в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 110а). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря помещен кондак М., С. и И. 2-го гласа Τ πστ Χριστο τρωθντες (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 17 июня не отмечено к.-л. знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); богослужебное последование М., С. и И. описано подробно: указаны отпустительный тропарь и кондак, на вечерне святым назначаются цикл стихир-подобнов и самогласен; на утрене назначается канон 8-го гласа, седален и светилен; на литургии указан прокимен Пс 67. 36, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие Лк 21. 12-19 и причастен Пс 32. 1. Такие же указания содержатся в изданиях Типикона 1633, 1641, 1682 гг. (последнее лежит в основе совр. Типикона РПЦ). Мученики Мануил, Савел и Исмаил Персидские, мученики Леонтий, Ипатий и Феодул Трипольские, мч. Леон. Роспись Успенской ц. мон-ря Грачаница. 1320 г. Мученики Мануил, Савел и Исмаил Персидские, мученики Леонтий, Ипатий и Феодул Трипольские, мч. Леон. Роспись Успенской ц. мон-ря Грачаница. 1320 г. Последование М., С. и И., содержащееся в совр. греч. Минее, включает только цикл стихир-подобнов и самогласен на вечерне, поскольку основная служба в этот день поется в честь мучеников Исавра, Василия, Иннокентия и др.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила Память 17 июня Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из Персидской страны 4027 . Родители их были людьми именитыми, но не единоверными: отец держался персидского неверия, а мать была благочестивой христианкой. Детей своих она с самого раннего возраста воспитывала в христианском благочестии, – подобно тому, как в раннем детстве вскормила их своим матерним молоком и возрастила в страхе Божием; а блаженный пресвитер Евноик породил сих святых братьев банею святого крещения и научил их Слову Божию. Когда же они достигли зрелого возраста, то зачислены были в воинское звание. Но посвятив свои телесные силы царю персидскому Аламундарю 4028 , – духом своим они всё время работали Царю небесному, Господу нашему Иисусу Христу, стараясь во всем угождать Ему своими добрыми делами. Однажды они посланы были своим царем к греко-римскому императору Юлиану Отступнику 4029 , ради заключения с ним мира. Юлиан сперва принял их с честью и, всячески оказывая им свою милость, всё время относился к ним по-дружески; но потом, узнав, что они христиане, исполнился гнева на них, и вопреки обычаям и законам, общим всем народам, предал сих братьев мукам за веру во Христа и умертвил их после самых тяжких истязаний. Мученический же подвиг их был таков. Однажды беззаконный император задумал отправиться в Вифинию, в местность, называемую Оргия Тригон 4030 , ибо там скоро наступал один из богомерзких языческих праздников. Когда он, переправившись на корабле из Царьграда к Халкидону 4031 , прибыл в названное нами место, то начал тотчас же, со всем множеством собравшегося там народа, совершать скверное свое празднование, поклоняясь идолам и принося бесам бесчисленные жертвы: – и вот начинались здесь непрерывные пирования с пением и музыкой и тимпанными играниями, – и в честь пагубных языческих богов за это время совершено было здесь много мерзких беззаконий. Рабы же Христовы Мануил, Савел и Исмаил, находясь тут же, вместе с императором, не хотели даже и смотреть на это нечестивое празднество; отойдя как-то раз в сторону от ликующих и стоя вдали, они рыдали и плакали о прельщении и заблуждении этих людей, и молились ко Господу Богу – и о себе, дабы им не оскверниться общением с идолопоклонническими жертвами, – и о всех заблуждающихся, чтобы Господь привел их к познанию истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. 30 июня. ПРАВМИР. Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361–363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников – братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями. Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ, САВЕЛ И ИСМАИЛ [Греч. Μανουλ, Σαβλ κα Ισμαλ] († 362/3), мученики Персидские (Халкидонские) (пам. 17 июня). Сведения о мученичестве 3 братьев сохранились в неск. источниках: 1) Мученичество (BHG, N 1023), изданное болландистом Д. Папебруком в Acta Sanctorum (ActaSS. Iul. T. 3. P. 233-273); известно в научной традиции как Acta vetera; 2) Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1024); издавалось неоднократно, последний раз - В. В. Латышевым ( Латышев В. В. Hagiographica Graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 28-39); 3) Мученичество (BHG, N 1024c), опубликованное тем же исследователем ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 67-72); 4) неизданное краткое Мученичество (Эпитома; BHG, N 1024d). Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Согласно агиографическим источникам, М., С. и И. были родными братьями, происходили из знатного персид. рода. Их отец был приверженцем персид. религии (зороастризм), а мать - христианкой. В христианском благочестии она воспитала и сыновей. Крещение братья приняли от пресвитера по имени Евник. Достигнув зрелого возраста, они поступили на военную службу к царю Аламундару (это имя приводится у Симеона Метафраста; в Acta vetera имя царя - Валтан (в нек-рых списках - Валан)). Вскоре братья были посланы к имп. Юлиану Отступнику (361-363) для заключения мирного договора. В то время император находился в Халкидоне близ К-поля, в местности под названием Тригон (греч. Τργωνος), где по его распоряжению происходило большое языческое празднество. М., С. и И. держались в стороне от нечестивых торжеств и молились о заблудших язычниках. Не обнаружив среди празднующих персид. послов, Юлиан велел разыскать их и привести к нему, чтобы они разделили с ним торжество. Но посланники ответили постельничему императора, который передал им приглашение, что считают идолов бесами и никогда не отступятся от христ. веры. Получив такой ответ, Юлиан пришел в ярость и приказал взять М., С. и И. под стражу, но не допрашивать и не предавать мучениям, чтобы не омрачать торжеств.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

б) Слушая о чуде св. Тихона, вы, конечно, слушатели, заметили ту достойную нашего подражания детскую простоту, с какой он верил словам священного Писания, и ту детскую смелость, с какой он всего ожидал от Бога. Заметьте же и еще, и все святые мужи, особенно чудотворцы, всегда бывают таковы, все они точно дети. Дети, нимало не размышляя, верят всему, что им скажут старшие: и святые, нимало не сомневаясь, верят всему, что говорит слово Божие. Дети всего смело ожидают от родителей: и святые всего смело ожидают от Бога. Не думайте, впрочем, что эта простота веры недалеко видит. Нет, она далеко видит: она просто на все смотрит, оттого просто, как что есть, видит: она потому и не усиливается знать, потому и не размышляет, что все с первого раза видит. Умствование нужно для слабого только ума; это лествица, без которой он не мог бы дойти до истины; а о великих умах говорят, что они умствуют просто, им истина всегда представляется прямо, они ее не ищут, а видят с первого взгляда. Равно и детская смелость святых не есть какая-нибудь самонадеянность, в ней и тени нет надеяния на себя; она вся, так сказать, повергается в Бога, как дитя в объятия матери. Эта-то детская смелость была при всех чудесах, которые совершали святые; она вся покоряется Богу, и за то ей покорно все. Может быть, потому ныне так и мало чудес, что у нынешних христиан надежда на Бога слишком осторожна. III. Подражайте же и вы, слушатели, детской простоте и детской смелости святых; старайтесь просто веровать и смело надеяться. Господи! – взывает Давид, – не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои, я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Я смирен и кроток душею моею, как дитя подле матери: как дитя, душа моя во мне (Пс. 130, 1). Такую душу и вы, слушатели, старайтесь в себе образовать. Аминь. (Составлено по поучениям прот. Родиона Путятина и А. Иванова). Семнадцатый день Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил (Пример жизни подаваемый нам св. мучениками: твердость в вере и любви) I. Cbb. ныне ублажаемые мученики Мануил, Савел и Исмаил были персияне, родные братья, дети знатных родителей, воспитанные в православной вере матерью-христианкой; они были посланы однажды к императору Иулиану для переговоров о мире. Принятые сначала благосклонно, они подверглись преследованиям, когда Иулиан узнал, что они – христиане. Когда однажды во время языческого торжества, на котором присутствовал Иулиан, они, стоя поодаль, молились о просвещении язычников и отказались принимать участие в жертвоприношениях идолам, то Иулиан велел предать их истязаниям. В головы их вбили железные гвозди, в ногти на руках и на ногах вонзили острые иглы. Все это мученики переносили с непоколебимым терпением, почерпая силу в молитве. Наконец, они были казнены. Когда же последовало распоряжение сжечь их тела, то внезапно сделалось землетрясение и скрыло их под землей… Но через два дня, по молитвам христиан, мощи их явились на верху земли и были с благоговением погребены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010