войны в 420/21-422 гг., участником к-рой был аль-Мундир I, возможно, на границах Византии, Персии и территории пребывания араб. племен шли некие переговоры. Автор одного из сказаний о М., С. и И. мог заимствовать араб. имя Мундир (Аламундар) и персид. имя Вахрам (Валтан) и ввести их в контекст возможных переговоров Юлиана Отступника, происходивших столетием ранее. В случае принятия такого объяснения придется признать, что тексты 2 Мученичеств (BHG, N 1023, 1024) составлены почти через 100 лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины имп. Феодосий I Великий построил в К-поле храм во имя М., С. и И., вероятно на месте казни святых, т. е. близ стен Константина. По нек-рым сведениям, неподалеку находилась также ц. прор. Елисея или Илии, однако точная локализация этого храма, где скорее всего хранились мощи 3 мучеников, невозможна (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 322). Дальнейшая судьба мощей также неизвестна. Персид. поход Юлиана, закончившийся гибелью императора, подробно описан в источниках (см.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt/Ed. C. U. Clark. B., 1910-1915, 19632. T. 1-2). Но в исторических произведениях посольство М., С. и И. не упомянуто. По предположению Муравьёва, Юлиан вел переговоры не с персами, а с араб. племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Т. о., возможно, братья-мученики были не персидского, а араб. происхождения, о чем косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество М., С. и И. может являться источником сведений о римско-араб. отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии Муравьёва: некий араб. военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они в основном исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении гос.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

религии, из-за чего дипломатическая миссия окончилась трагически. Отсутствие упоминаний среди историков об этом посольстве и о казни послов, вероятно, говорит о том, что для хронистов это был незначительный эпизод. Относительно того, какой из источников о мученичестве братьев содержит наиболее раннюю по времени информацию, единого мнения нет. Безусловно, Acta vetera отражают очень древние сведения, но возможно, что Симеон Метафраст также использовал при составлении своего текста некий древний несохранившийся источник. Ист.: SynCP. Col. 753-754; MartRom. P. 269. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 225-226; ЖСв. Июнь. С. 390-401; Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologie Romain//AnBoll. 1956. T. 74. P. 21; Sauget J.-M. Manuele, Sabele e Ismaele//BiblSS. Vol. 8. Col. 637-638; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 288-289; Muraviev A. V. Three Martyrs of Chalcedon and the Persian Campaign of Emperor Julian//StPatr. 1997. Vol. 29. P. 94-100; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 236-238. О. Н. Афиногенова Гимнография Память М., С. и И. отмечается в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., 17 июня без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 314). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., С. и И. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 167, XII в.- под 17 июня содержится служба М., С. и И., включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов и седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 68). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 17 июня совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем; указан отпустительный тропарь М., С. и И. Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); на вечерне на «Господи, воззвах» назначается цикл стихир М., С. и И., на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен М., С.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Раздраженный стойкостью братьев император велел прижигать их тела факелами, затем вбить гвоздь в голову каждому, под ногти рук вогнать спицы и только потом обезглавить. Для казни их привели в скалистую местность к стене Константина. Перед тем как отойти ко Господу, М., С. и И. вновь горячо молились за окружавших их заблудших язычников и услышали глас с небес, призывавший их получить венцы славы. Обезглавленные тела мучеников палачи Юлиана хотели сжечь, но внезапно произошло землетрясение и пласт земли, где лежали тела, погрузился в бездну, скрыв останки святых от поругания. Многие видевшие это обратились ко Христу. После 2-дневного моления на месте казни мучеников вновь случилось землетрясение, и тела, от к-рых исходило благоухание, вознеслись из бездны. Мощи были с честью погребены на том же месте, от них происходили многочисленные исцеления. Имп. Юлиан после казни посланников отправился в поход на Персию, потому что мир так и не был заключен, но несмотря на то, что языческие жрецы предсказывали ему победу, император погиб в битве с персами. Персид. шаханшах Аламундар или Валтан из исторических источников неизвестен. Во время, к к-рому относится кончина М., С. и И., в Персии правил Шапур II из династии Сасанидов, гонитель христиан. Возможно, в агиографических текстах речь идет не о самом шаханшахе, а о военачальнике или правителе некой местности. А. В. Муравьёв предположил, что имена правителей в Мученичестве могли носить исторические лица. Так, Валтан, по его мнению, может быть искажением персидского имени Вахрам (Бахрам), а что касается имени Аламундар, то это устойчивая греческая транскрипция араб. имени Мунзир (аль-Мунзир, аль-Мундир). Однако 1-й известный правитель с этим именем - аль-Мундир I из араб. династии Лахмидов (столицей царства Лахмидов был г. Хира (ныне территория Ирака)) - жил почти на 100 лет позже описываемых событий. Аль-Мундир I поддержал Вахрама V (шаханшах Персии в 420-438), сына шаханшаха Йездигерда I , в борьбе за персид. престол. Муравьёв предложил следующее объяснение хронологических нестыковок: во время византино-персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

На следующий день император вменил посланникам в вину, что они не хотят выполнять свою служебную миссию - заключить мир, и попытался воздействовать на них дипломатическими средствами. Юлиан удивился тому, что представители Персии, где почитаются солнце и огонь (культ Ахура Мазды), не поклоняются рим. богам солнца и огня ни по причине схожести верований, ни по причине своих служебных обязанностей. Отказом принести жертву богам они способствуют возобновлению вражды и препятствуют заключению мира. М., С. и И. ответили через переводчика, что они прибыли к Юлиану не ради религ. споров, а для подписания документа о ненарушении границ и о свободной торговле, т. о., Юлиан сам препятствует заключению этого договора, поскольку вместо политических условий обсуждает их религию и принуждает участвовать в празднике, к-рый чужд их вере. Юлиан упрекнул братьев, не говоривших по-гречески, в невежестве и в незнании языческой религии, которую они отвергают, сообщив, что он сам отказался от евангельского учения именно потому, что подробно изучил христианское богословие. М., С. и И. ответили, что это безумие - отвергнуть Бога Живого, чтобы поклоняться мертвым каменным изваяниям. Разгневанный Юлиан приказал раздеть посланников и бить ремнями, затем подвесить к дереву и строгать железными крючьями. Мученики непрестанно молились, и им явился Ангел Господень, к-рый даровал святым нечувствительность к боли. После пыток Юлиан вновь начал склонять братьев к отречению от веры, сказав, что намеренно не стал прибегать к более изощренным пыткам в надежде на то, что посланники образумятся. Но братья заявили, что чем сильнее будут их мучения за Христа, тем больше духовной радости им это принесет. Заметив, что самый смелый и красноречивый из троих - М., Юлиан разлучил его с С. и И., а сам обратился к ним с льстивыми речами, убеждая их в том, что они совсем не похожи на злого упрямого брата своим кротким нравом и благоразумием и без сомнения спасут себя, если принесут жертву идолам. Но С. и И. обличили уловку Юлиана.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила Память 17 июня Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из Персидской страны 4027 . Родители их были людьми именитыми, но не единоверными: отец держался персидского неверия, а мать была благочестивой христианкой. Детей своих она с самого раннего возраста воспитывала в христианском благочестии, – подобно тому, как в раннем детстве вскормила их своим матерним молоком и возрастила в страхе Божием; а блаженный пресвитер Евноик породил сих святых братьев банею святого крещения и научил их Слову Божию. Когда же они достигли зрелого возраста, то зачислены были в воинское звание. Но посвятив свои телесные силы царю персидскому Аламундарю 4028 , – духом своим они всё время работали Царю небесному, Господу нашему Иисусу Христу, стараясь во всем угождать Ему своими добрыми делами. Однажды они посланы были своим царем к греко-римскому императору Юлиану Отступнику 4029 , ради заключения с ним мира. Юлиан сперва принял их с честью и, всячески оказывая им свою милость, всё время относился к ним по-дружески; но потом, узнав, что они христиане, исполнился гнева на них, и вопреки обычаям и законам, общим всем народам, предал сих братьев мукам за веру во Христа и умертвил их после самых тяжких истязаний. Мученический же подвиг их был таков. Однажды беззаконный император задумал отправиться в Вифинию, в местность, называемую Оргия Тригон 4030 , ибо там скоро наступал один из богомерзких языческих праздников. Когда он, переправившись на корабле из Царьграда к Халкидону 4031 , прибыл в названное нами место, то начал тотчас же, со всем множеством собравшегося там народа, совершать скверное свое празднование, поклоняясь идолам и принося бесам бесчисленные жертвы: – и вот начинались здесь непрерывные пирования с пением и музыкой и тимпанными играниями, – и в честь пагубных языческих богов за это время совершено было здесь много мерзких беззаконий. Рабы же Христовы Мануил, Савел и Исмаил, находясь тут же, вместе с императором, не хотели даже и смотреть на это нечестивое празднество; отойдя как-то раз в сторону от ликующих и стоя вдали, они рыдали и плакали о прельщении и заблуждении этих людей, и молились ко Господу Богу – и о себе, дабы им не оскверниться общением с идолопоклонническими жертвами, – и о всех заблуждающихся, чтобы Господь привел их к познанию истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сортировать по Исключить новости Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. 30 июня. ПРАВМИР. Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361–363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников – братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями. Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАНУИЛ ПЕРСИДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мчч. Мануил, Савел и Исмаил. Фреска (ок. 1290 г., автор Мануил Панселин). Афон, Протат. Мануил Персидский (+ 362 ), мученик . Память 17 июня . Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил , родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361 - 363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.

http://drevo-info.ru/articles/6190.html

Память святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила Эти славные мученики жили в IV в. Они были родными братьями и происходили из знатной персидской семьи. Братья были наставлены в христианском учении матерью, затем отданы в обучение священнику Евноику и вели благочестивую жизнь. Это обстоятельство не уменьшило уважения, которым они пользовались при дворе царя Ватана 682 . Поэтому, когда император Юлиан Отступник передал Персии предложение заключить мир (362), царь избрал трех братьев, чтобы отправить с посольством в Константинополь. Свв. Мануил, Савел и Исмаил были приняты Юлианом с большими почестями. Он пригласил их вместе с императорским двором участвовать в пышных празднествах в окрестностях Халкидона, во время которых должны были совершаться жертвоприношения языческим богам. Все совершили жертвоприношения, кроме трех юных персидских послов. Они с презрением отвернулись от нечестивого действа, отошли в сторону и со слезами молили Господа явить свет разума блуждающим во мраке. Один из придворных подошел позвать их принять участие в жертвоприношении, но святые ответили, что их послали вести переговоры о мире между двумя государствами, а отнюдь не давать Отступнику какие-либо ручательства, отрекаясь от своей веры. Юлиану донесли об неожиданном упорстве персов, и он тотчас велел заключить их в тюрьму. Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил. Минологий Симеона Метафраста . XI в. На следующий день они предстали перед императором. Вначале Юлиан попытался убедить их лестью, восхваляя распространенный в Персии маздеизм – культ огня и солнца. Но юноши отвечали через переводчика, что они – последователи Христа и ни за что не согласятся вернуться к бессмысленной религии своих предков и отречься от Творца ради поклонения тварным вещам. Юлиан в гневе приказал четырем воинам бичевать их. Затем руки христиан прибили гвоздями к деревянному столбу и стали раздирать тела железными крючьями. Святые мученики твердо держали в уме Страсти Христовы и молили Господа даровать им терпение, чтобы перенести пытки. Тотчас же явился Ангел, исцелил их раны и воодушевил на борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ, САВЕЛ И ИСМАИЛ [Греч. Μανουλ, Σαβλ κα Ισμαλ] († 362/3), мученики Персидские (Халкидонские) (пам. 17 июня). Сведения о мученичестве 3 братьев сохранились в неск. источниках: 1) Мученичество (BHG, N 1023), изданное болландистом Д. Папебруком в Acta Sanctorum (ActaSS. Iul. T. 3. P. 233-273); известно в научной традиции как Acta vetera; 2) Мученичество, составленное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 1024); издавалось неоднократно, последний раз - В. В. Латышевым ( Латышев В. В. Hagiographica Graeca inedita//ЗИАН. 1914. Сер. 8. Т. 12. Ч. 2. С. 28-39); 3) Мученичество (BHG, N 1024c), опубликованное тем же исследователем ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 67-72); 4) неизданное краткое Мученичество (Эпитома; BHG, N 1024d). Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Мученики Персидские Мануил, Савел и Исмаил. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен Согласно агиографическим источникам, М., С. и И. были родными братьями, происходили из знатного персид. рода. Их отец был приверженцем персид. религии (зороастризм), а мать - христианкой. В христианском благочестии она воспитала и сыновей. Крещение братья приняли от пресвитера по имени Евник. Достигнув зрелого возраста, они поступили на военную службу к царю Аламундару (это имя приводится у Симеона Метафраста; в Acta vetera имя царя - Валтан (в нек-рых списках - Валан)). Вскоре братья были посланы к имп. Юлиану Отступнику (361-363) для заключения мирного договора. В то время император находился в Халкидоне близ К-поля, в местности под названием Тригон (греч. Τργωνος), где по его распоряжению происходило большое языческое празднество. М., С. и И. держались в стороне от нечестивых торжеств и молились о заблудших язычниках. Не обнаружив среди празднующих персид. послов, Юлиан велел разыскать их и привести к нему, чтобы они разделили с ним торжество. Но посланники ответили постельничему императора, который передал им приглашение, что считают идолов бесами и никогда не отступятся от христ. веры. Получив такой ответ, Юлиан пришел в ярость и приказал взять М., С. и И. под стражу, но не допрашивать и не предавать мучениям, чтобы не омрачать торжеств.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Мчч. Мануил, Савел и Исмаил - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист библеистика Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Мчч. Мануил, Савел и Исмаил Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский мученики , Мануил , Савел , Исмаил Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/4438

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010