Мне припомнился один такой же момент исполнения желания, пробужденного мною в разговоре о святом Патриархе Афанасии Сидящем 454 . Собеседник мой, пригласивший меня к себе в дом, очень пожелал иметь образ упомянутого святителя. Я на это ему сказал, что святитель слышит наш разговор – упоминание его имени, и пошлет свой образ. И еще он хотел знать хотя бы вкратце житие сего святителя. Уезжая от него на трамвае в старый город Ташкент, а разговор происходил в новом городе Ташкента на окраине, едучи на трамвае, уже и конце линии впереди меня прошла женщина, держащая в руках книгу, обернувшись, я узнал ее, она с мужем, бездетные, в браке подражали и чтили пр[еподобных] Петра и Февронию Муромских, поздоровавшись со мною, я спросил 455 , что за книга у нее в руках, взял у нее в свои руки, открыл – оказалась книга «Троицкие листки» в переплете и самый первый листок о св[ятителе] Афанасии Сидящем. Я был изумлен, что желание того человека св[ятитель] Афанасий Сидящий принял. Иначе я и не мог объяснить. Только по воле Божией могло так быстро услышано быть, я не преминул этой подражательнице пр[еподобной] Февронии объяснить, она тоже была удивлена. Я предложил ей на несколько часов дать мне книгу отвезти списать житие св[ятителя] Афанасия и обратно занести им с мужем, то есть этой женщине, на что она с желанием особым изъявила согласие, посчитавши мою встречу с нею с книгой как тоже способствующую о прославлении св[ятителя] Афанасия Сидящего, и я обратно на трамвае уехал к тому человеку, между прочим, этот человек, с женой, тоже подражатель жизни и чтитель пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, входя в их дом, я им открыл книгу, прочитавши с ними житие св[ятителя] Афанасия, они были очень изумлены, что так быстро исполнилось их желание, через несколько часов, и возымели желание иметь образ св[ятителя] Афанасия Сидящего, я не преминул вяще им преподать слово назидания о укреплении надежды в том, что св[ятитель] Афанасий Сидящий в самом близком времени даст им возможность иметь свой образ, и, попрощавшись с ними, преподав благословение пастырское, уехал. По прошествии нескольких дней опять встречаю этого человека, ликующе он мне сообщил, что образ св[ятителя] Афанасия Сидящего у него уже в доме имеется и просил незамедлительно пойти к нему в дом и вместе с ним совершить Господу и Матери Божией и св[ятителю] Афанасию Сидящему молебственное благодарение, что я и совершил. Так и на сей раз будет на то у Вас, Владыко, возможность и также пошлется по милости и воле Божией образа сего св[ятителя] Афанасия Сидящего, пр[еподобного] Серафима Саровского и пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, и не откажите мне написать, в каком положении в Муроме их св[ятые] останки, т. е. пр[еподобных] Петра и Февронии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Муромский Троицкий мон-рь. Фотография. 1896 г. (Муромской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муром Владимирской обл. Основан в 1643 г. состоятельным муромским купцом Т. Б. Цветновым (по прозвищу Богдан Цветной) на месте деревянной церкви. По легенде, в кон. XI в. на «старом вышнем городище» по приказу кн. Константина (см. ст. Константин , Михаил и Феодор ), крестившего население Муромской земли, был поставлен деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 231). Борисоглебская ц. упомянута в Житии свт. Василия, еп. Рязанского (СИСПРЦ. С. 49). Впоследствии на этом месте возвели деревянную ц. во имя Св. Троицы. Историк-краевед А. А. Титов предполагал, что 1-й Троицкий храм был построен св. блгв. кн. Константином в кон. XI в. ( Титов. 1902. С. 51). Однако в самом раннем сохранившемся описании Мурома - Выписи из писцовых книг 1566 г.- Троицкая ц. не упоминается. Нет о ней сведений и в описании города 1573/74 г. ( Кучкин. 1969). Вероятно, деревянная Троицкая ц. была возведена в посл. четв. XVI - нач. XVII в. Первое упоминание о ней относится к 1623/24 г. (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 64 об.- 68). Двухэтажная Троицкая ц. с шатровым верхом и с папертью стояла «супротив» муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , названа «ружной», т. е. получавшей «государево жалование» по 3 р. в год. По описанию глава и крест были обиты белым железом. В основном объеме храма (в документах он назван большой церковью) на 2-м этаже имелся престол во имя святых князей Бориса и Глеба. Вероятно, этот придел был сооружен в память упраздненной к нач. XVII в. одноименной церкви. В нем имелись иконы в богатых окладах, украшенных серебряной басмой с чеканными и резными венцами: образ Св. Троицы, иконы Божией Матери «Одигитрия», Благовещения Пресв. Богородицы, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца, святых Бориса и Глеба, вмц. Параскевы Пятницы. Тябловый иконостас («да в тябле деисус и праздники и апостолы и пророки»), а также царские врата, столбцы и сени были «на празелени». Напрестольный крест был обложен серебром. В храме хранились оловянные церковные сосуды, блюдца, потир, 15 печатных книг и 2 рукописные. На 1-м этаже при Троицком престоле были освящены приделы во имя Трех святителей и вмц. Параскевы Пятницы. Здесь находились иконы, написанные «на празелени», с басменными венцами: Божией Матери «Одигитрия», Трех святителей, вмц. Параскевы Пятницы. В тябловом иконостасе, состоявшем из Деисуса, находилось 7 икон, также написанных «на празелени».

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Владимирская. Александровский-Борисоглебский (1366), Антониева-Покровская (1374), Архангельский-Суздальский (1383), Благовещенский-Дуниловский (1403), (1417), Богородицкий-Тихвинский-Андрея Первозв.-Суздальский (1422), Богословский-Переяславский (1427), Борисоглебская за Великим озером (1440), Бори­соглебский (1441), Борисоглебский-Владимирский (1442), Борисоглебский-Суздальский (1443), Борисоглебский-Шуйский (1444), Борисоглебский-Стефановский на Кидекше (1453), Введенский-Суздальский (1467), Воздвиженский или Крестовоздвиженский-Иваново-Вознесенский (1492), Вознесенская-Иваново-Вознес. (1498), Возне­сенский-Владимирский (1500), Вознесенский-Мытинский (1512), Воскресенская (1521), Воскресенский-Муромский (1524), Георгиева-Сергиева-Троицкая-Гороховецкая (1553), Георгиевский-Каменные церкви (1557), Городецкий или Городищенский-Лазарев­ский (1565), Димитриевский-Суздальский (1577), Дубровский-Фрололаврский-Сергиев на Ушне (1588), Духов с Гробли-Переяславский (1595), Зачатейский-Владимирский (1607), Ивановский-Метерский (1614), Ильинская-Судогодская (1620), Иоанно-Предтечев-Куземский (1647), Казанский-Кохамский (1655), Козмодемьянская-Леж- невская (1677), Козмодемьянская-Переяславская (1678), Козмодемьянский-Влади- мирский (1679), Козмодемьянский-Суздальский (1680), Козмодемьянский на Подок- стовье-Муромский (1683), Крестовоздвиженский-Суздальский (1698), Мирзин-По- кровский-Переяславский (1735), Моисеева-Вязниковская (1751), Николаевский-Суз- дальский (1774), Николаевский-Шуйский (1775), Николаевский-Дерюзинский (1796), Покровский-Троицкий-Ивановско-Вознесенский (1887), Покровский-Юрьевский (1888), Покровский-Дубенский (1903), Покровский-Митрополичий на Богоне (1905), Предтечевский-Суздальский (1920), Предтечевский-Киберчанский (1922), на Кубри (1942), Рождество-Иоанно-Крестительский (1991), Сергиевский-Владимирский (2005), Симеоновский-Троицкий (2020), Спасский-Златовратский (2072), Спасский на Чибоже (2083), Сретенский-Богородицкий-Богоявленская пу­стынь (2091), Троицкая-Серапионова (2111), Троицкий-Нежнеландехский (2138), Успенский-Горицкий-Богородицкий-Переяславский (2184), Успенский-Любецкий на Рожку (2187), Успенский-Хотимльский (2197), Христорождественский-Переяславский (2212), Юрьевский-Успенский-Богородицкий на Войнове горе (2236), Якиманский-Суздальский (2241), Ястребский-Спасский-Прохорова-Вассианова пустынь в Сыр­никах (2245).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые Петр и Феврония Муромские Книга о святых Петре и Февронии содержит их жизнеописание, историю их почитания, рассказ о Свято-Троицком монастыре, где покоятся мощи святых, акафист и молитвы святым Петру и Февронии. Также в качестве приложений даны: слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Петра и Февронии, «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма, история Мурома, где прошла жизнь с святых, рассказ о празднике День семьи, любви и верности, связанном со святыми Петром и Февронией, и пример нескольких чудес по молитвам этих святых. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святые Петр и Феврония Муромские Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-105-0453) Предисловие В настоящее время, особенно с установлением праздника Дня семьи, любви и верности, возрождается почитание святых Петра и Февронии Муромских, считающихся образцовой супружеской парой. История их любви, оставшаяся в местных преданиях и изображенная в произведении Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии», до сих пор волнует воображение. Любовь святых Петра и Февронии не осталась лишь ярким, красивым чувством, но нашла свое воплощение в браке и семейной жизни, построенной по христианским заповедям. Так что история любви претворилась в историю семьи, устремленной к небу. Благодаря этой устремленности, святые Петр и Феврония преодолели все внешние скорби, непростые жизненные обстоятельства – болезнь, злобу людскую, изгнание княжеской четы из Мурома. Даже смерть не в силах была разлучить любящих – вместе они отходят ко Господу. И после смерти, несмотря на все людские ухищрения, стремившиеся разлучить их, не только духовно, но и телами почивают вместе, утверждая одновременно любовь небесную и земную. Святые Петр и Феврония являются примером для многих православных семей – они считаются покровителями брака. С молитвой к ним обращаются, прося помощи в обретении семейного счастья, рождении детей, исцеления от болезней и помощи в других житейских делах. И по молитвам святых получают просимое – тому множество примеров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Серапионова Пустынь, урочище. Скит Серапионова Пустынь Муромского Благовещенского мужского монастыря. Скит. Действует.   Год основания:приблизительно 1850 - 1900. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, Козловская сельская Администрация, Свято-Троицкий мужской монастырь Серапионова Пустынь Координаты: 56.307427, 42.032228 Проезд: Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад " т/б " Порзамка " завода ОСВАР 4км " . Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съ ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Вязники по временному наплавному понтонному мосту через р.Клязьма, далее 9км направлением на с. Козлово, не доезжая 1 км Козлово указатель на запад " т/б " Порзамка " завода ОСВАР 4км " . Далее асфальтом 2,5км до второго съезда влево на грунтовый просёлок. И второй и третий съезд влево по силььно заросшей колее 400м ведут в одно место - до бревенчатого " горбатого " мостика. За мостиком развилка, направо в лес, далее вокруг озера " Никола " четыре км до первого шлагбаума Пустыни, (для защиты от рыбаков-хулиганов дорога имеет два шлагбаума). Если первый открыт, возле второго шлагбаума ТС всё равно можно оставить, далее пешком по гати из половин брёвен 300 м по болоту до Пустыни. Пустынь с церковью находится на острове, окружённом со всех сторон водой озёр и болот. Значительные сезонные ограничения в проезде. Зимой монахи пользуются льдом р.Клязьма для выхода на д. Станки (дорога Вязники-Мстёра). Летом возможны существенные ограничения силами ГАИ любых поторонних а/м на переправе через Клязьму по временному мосту из-за высокой пожарной опасности для заречья. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кем и когда была основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное предание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился монах Серапион, который сделал на берегу озера холм, натаскав песок из озера, чтобы во время весеннего разлива вода не заливала это место. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона нам ничего не известно.

http://sobory.ru/article/?object=07584

Муром. Троицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Основан в 1642-43 гг. муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной. По преданию, стоит на месте деревянного храма, заложенного в 1351 г. князем Юрием Ярославичем. Архитектурные памятники: Троицкий собор (1642-1643 гг.), надвратная Казанская церковь (1648 г.), колокольня (1652 г.), настоятельский корпус (XVII-XIX вв.), стены и башни (1805-1807 гг.), деревянная церковь Сергия Радонежского (начало XVIII в.). Главная святыня монастыря - мощи Святых Петра и Февронии. Вновь открыт в 1991 году. С середины 1980-х вплоть до начала 1990х гг. в монастыре велись реставрационные работы силами Муромского реставрационного участка управления «Владимирреставрация» за счет государственного бюджетного финансирования. Авторы реставрации: архитекторы Бачурина Т.О., Ефимов Д.В., инженер Щелоков О.О. Был выполнен значительный объем работ по Троицкому собору с реставрацией фасадов и заменой глав. Троицкий собор уникален своей системой двойных сводов, между которыми находится вентилируемое чердачное пространство. Это решение древних зодчих имеет приоритет в 350 лет перед современными многоэтажными зданиями с вентилируемыми кровлями. Система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западно-европейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода. В процессе проектирования проекта реставрации восстановление разобранной ранее колокольни на её старом месте на северном фасаде научно-методическим советом было признано нецелесообразным. Существующая колокольня-новодел собора устроена позднее, в 1990-е гг., собственным силами монахинь действующего монастыря в том месте, которое, видимо, было принято более подобающим текущим нуждам. В 1980-е по заданию госорганов охраны памятников комплексно реставрировалась Казанская надвратная церковь с колокольней. Она была так же качественно отремонтирована не только с фасадов, а и внутри - подведены инженерные коммуникации, произведена отделка помещений, установлены новые столярные заполнения проёмов, лестницы и т.п.

http://sobory.ru/article/?object=00630

Митрополит Петрозаводский Константин возглавил торжества по случаю 500-летия основания Клименецкого Свято-Троицкого монастыря 30 августа 2020 г. 20:01 30 августа 2020 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил торжества по случаю 500-летия основания одной из старейших обителей Карелии — Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Клименецкого монастыря игумен Александр (Марченко), почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Акулово Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов, настоятели монастырей Карельской митрополии, братия обители в священном сане и духовенство Петрозаводской епархии. В торжествах принял участие глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков. Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства епархии под управлением певчего хора духовенства Московской епархии, настоятеля Екатерининского храма г. Балашихи протоиерея Михаила Макашова. На малом входе настоятелю монастыря игумену Александру (Марченко) был вручен игуменский посох. Проповедь перед причастием произнес клирик Екатерининского храма г. Петрозаводска протоиерей Анатолий Вяхирев. По окончании Литургии состоялся крестный ход с новообретенными мощами преподобного Ионы Клименецкого. Затем митрополит Константин обратился к участникам богослужения с архипастырским словом, после чего вручил церковные награды участникам возрождения обители. Епархиальной медали преподобного Лазаря Муромского I степени был удостоен глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков. «Основатель монастыря — преподобный Иона Клименецкий — до монашеского пострига был купцом Иоанном Климентовым. В 1490 году во время одного торгового путешествия по Онежскому озеру его судно настигла буря. Взмолившись, Иоанн дал обет — в случае спасения всецело посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине. Молитва его была услышана — он был спасен и выброшен на большой каменистый остров, где и начал основывать монастырь. Приняв иноческий постриг с именем Иона, будущий подвижник не испугался суровости сего места и даже построил два храма — в честь Пресвятой Троицы и святителя Николая. Вскоре вокруг его кельи собралась братия. Так началась славная история Клименецкой обители, в которой были молитвенные подвиги и труды иноков, и набеги иноплеменников; опустошительные пожары и строительство каменного храма на средства императрицы Елизаветы Петровны; упразднение в XVIII веке во время императрицы Екатерины II и возрождение в XIX веке. Но самым тяжелым для монастыря стало послереволюционное время, когда в 1920 году обитель была закрыта, и ее храмы и сооружения использовались сначала под дом инвалидов и пионерский лагерь, а затем и вовсе были разрушены. К 2015 году остались только полуразрушенные стены храма праведных Захарии и Елисаветы», — говорится в обращении митрополита Константина по случаю празднования 500-летия Клименецкого монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5684955.ht...

Мичуринск. Козловский Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Уездный город Козлов Тамбовской губернии с 1932 г. в честь учёного-селекционера Ивана Владимировича Мичурина (и при его жизни) был переименован в Мичуринск. Козловский Свято-Троицкий монастырь штатный, III класса находится в 1,5 верстах от г. Козлова (Мичуринск), на берегу реки Воронежа, стоит на возвышении, образуемом берегом реки: с южной стороны его протекает Лесной Воронеж, с восточной и западной окружен дубовыми рощами, северная сторона открыта, откуда через низменную долину видна половина г. Козлова, расположенная на полугоре, обращенной к монастырю. Он построен при государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче и святейшем патриархе Филарете Никитиче. Первоначальное основание монастырю положил в 1627 г. некоторый старец иеромонах Иосиф. Нашедши близ реки Лесной Воронеж пустынное, покрытое в то время густым лесом, место удобным для собеседования в молитвах своих с Богом, старец Иосиф жил здесь сначала уединенно, но когда его уединенная и благочестивая подвижническая жизнь сделалась известною, то к нему собралось несколько человек для подвигов духовных. Они своими руками устроили для жительства кельи, а для молитвословия небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом Успения Божией Матери. В 1636 г. воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев по указу царя Михаила Федоровича построили около монастыря земляной город, названный Козловым, для обороны Рязанской окраины от усилившихся в то время набегов Крымских татар. По устроении церкви и келий, старец Иосиф послал из среды своей братии одного старца по имени Нифонт в Рязань к Преосвященному Антонию, Архиепископу Рязанскому и Муромскому, для принятия благословения на освящение церкви. По получении от Преосвященного Антония грамоты, церковь была освящена в 1638 г. 18 и 22 мая самим старцем Иосифом, поставленным тогда уже в игуменский чин. Церковь эта впоследствии времени сгорела, на место ее в 1653 г. выстроена новая деревянная же и также во имя Живоначальной Троицы, но с двумя приделами: в честь Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь эта стояла до 1783 г., в котором на месте ее основана была соборная каменная церковь, тоже во имя Живоначальной Троицы, существующая до сего времени.

http://sobory.ru/article/?object=10548

Муром. Воскресенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1566. Ссылки:     Адрес: Владимирская обл., г.Муром, Июльский пер., 1а Координаты: 55.586675, 42.055924 Проезд: С площади Крестьянина от Троицкого женского монастыря по ул. Плеханова вниз и налево и ещё вниз вдоль Оки до пересечения с первым оврагом. Наверху виден монастырь, к нему меж деревьев по склону поднимается узкая щебеночная колея Июльского переулка вполне проезжая для легковых автомобилей несмотря на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С площади Крестьянина от Троицкого женского монастыря по ул. Плеханова вниз и налево и ещё вниз вдоль Оки до пересечения с первым оврагом. Наверху виден монастырь, к нему меж деревьев по склону поднимается узкая щебеночная колея Июльского переулка вполне проезжая для легковых автомобилей несмотря на сильный уклон. Более длинный путь кругом по ул. Кожевники, далее ул. Ямская и по нагорной части выезжаем держась левых поворотов к стадиону и огибая его ограду по часовой стрелке. Ищем первый и единственный правый поворот возле стадиона в Июльский переулок. Третий вариант с материка: по ул. Войкова минуя Муромский родильный дом (ул.Казанская) никуда не сворачивая выезжаем к стадиону, далее опять ищем первый правый поворот огибая стадион по часовой стрелке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднен, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом. Возобновлен монастырь в 1998 г. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии. Начало Воскресенского монастыря местная легенда связывала с именами муромских князей Петра и Февронии, живших в ХШ в. Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 г. Но первое ее описание находится в описи 1624 г. Она была деревянной, на подклете, имела три шатра, которые венчали главы и кресты, обитые железом. Церковь была достаточно большой и имела два придела - Собор Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Рядом стояла другая деревянная церковь - Введение Пресвятой Богородицы " с папертью " . Она была теплой, т.е. имела печь и в ней служили зимой, в холодное время года. Близ Введенской церкви находилась невысокая деревянная колокольня с восьмью колоколами, общим весом в 80 пудов. Обителью с 16-ю монахинями управляла игуменья старица Мариамна. Главным жертвователем назван муромец посадский человек Семен Федорович Черкасов.

http://sobory.ru/article/?object=00631

Чудь. Храмовый комплекс. Старая и новая церкви Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1759 и 1912. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Навашинский район, село Чудь, улица Полевая. Координаты: 55.769054, 42.320717 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Окладных книгах за 1676 год здесь «значится церковь Успения Пресвятой Богородицы», а это значит, что древнее поселение Чудь поменяло свой статус: с появлением церкви местность переставала быть деревней и считалась селом. От Успенского храма XVII века не осталось и следа. Уже в середине XVIII века – в 1750-х годах – вместо него в селе появилась новая Успенская церковь, построенная помещиком Каменским. В 1924 году она была повреждена бурей, после чего разобрана и пущена на отопление школы. Однако в Чуди до сих пор хранят её название. Именно оно врезалось в память местных жителей. Дошедшую до наших дней церковь из красного кирпича, выстроенную в начале XX века, здесь называют Успенской. Хотя построена она была в честь Святой Живоначальной Троицы, и на начало XX века в Чуди было две церкви – Успенская и Троицкая. Успенская – «древняя деревянная во имя Успения Божией Матери с таковым же приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, крыта железом, без колокольни», а Троицкая – «новая каменная во имя Святой Троицы, крыта железом, с таковою же колокольнею». По воспоминаниям старожилов, опубликованных в 2010 году в сборнике статей «История церквей Навашинского района», строительство каменной церкви в селе Чудь начали в 1908 году. Этот же источник сообщает: «Семь глав венчали ее. В 1912 году строительство было завершено. Руководил строительством Быков». 7-ми купольный храм в Чуди говорит о том, что статус села на момент постройки каменного храма увеличился в семь раз относительно периода постройки деревянного храма и был выше Монакова (там остался однокупольный храм). Значит, расцвет Чуди пришелся на начало XX века и был связан с деятельностью муромского купца II гильдии Иродиона Быкова, а также с чудской ярмаркой.

http://sobory.ru/article/?object=60152

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010