3 июля 1552 года войско во главе с Иваном IV двинулось через Владимир и Муром к Казани. В Муроме царь провел несколько дней. В городском соборе Рождества Богородицы он молился перед гробницами муромских святых Петра и Февронии и князей Константина, Михаила и Федора, которых почитал как сродников, и просил их помощи. По преданию, в случае победы над Казанью царь Иван дал обет воздвигнуть в Муроме каменные соборы (вместо деревянных). 20 июля войско переправилось через Оку и продолжило свой путь. Некоторые историки отмечают особый героизм, проявленный муромскими воинами при осаде Казани. После завоевания Казани на восточной границе Русского государства наступил покой. Муром перестал быть пограничным городом. Настал период мирного развития муромской земли. Но, несмотря на это, всю вторую половину XVI века город оставался довольно укрепленным и служил местом сбора войск. В течение второй половины XVI века на восточных границах русского государства по-прежнему было неспокойно. В 1573 году в Казани случился бунт. Русское войско находилось там с 1572 года, а в 1573 туда через Муром было послано другое, более сильное, во главе с боярами Мстиславским, Шереметевым, Захарьиным. Снова Муром заполнился ратными людьми. Узнав о приближении войска, казанцы прибыли в Муром и «добили челом» – у них не было войска для вооруженного сопротивления. В 1565 году в России была учреждена опричнина. Муром попал в особое, опричное, владение Ивана Грозного. Вскоре после завоевания Казани царь Иван IV начал войну за Ливонию, длившуюся с 1558 по 1583 годы. В ходе ее обострились отношения со шведами, и в 1571 году царь сослал шведских послов в Муром – Московские государи по-прежнему считали Муром одним из оплотов державы. Послы находились в Муроме около года. Пятнадцать из них умерли от моровой язвы, эпидемия которой в 1570 году унесла много муромских жителей. В ноябре 1572 года царь приказал привезти шведов в Москву. Для покупки лошадей в Муроме сопровождающим выдали из царской казны девяносто рублей. 28 ноября пленники покинули Муром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С 22 марта 2011 г.  — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией . Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии . Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. ( журнал 103 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. ( журнал 8 ) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии , постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 4 ) освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. ( журнал 70 ) освобожден от обязанностей секретаря Межсоборного присутствия. Образование: 1979 г. — Московская духовная семинария. 1986 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия. Место работы: Санкт-Петербургская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Санкт-Петербургская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Книги: Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт. Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998. Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999. Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004-2005. Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006. Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного./Сост. и пред. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

Осенью 1408 года огромное ордынское войско во главе с вельможей Едигеем вторглось в русские пределы. Едигей разорил почти все области Московского княжества, в том числе и Муром, взял с Москвы «откуп» и безнаказанно вернулся в Орду. Русские города были сожжены и разграблены. По духовному завещанию великого князя Василия Дмитриевича, скончавшегося в 1425 году, Муром и Нижний Новгород достались в наследство его сыну Василию Васильевичу, провозглашенному великим князем. Право Василия Васильевича на великое княжение было оспорено дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В эту междоусобную войну был вовлечен и Муром. Великий князь Василий Васильевич восстановил и укрепил муромскую крепость, пострадавшую в ходе татарского нашествия в 1408 году. В знак благодарности жители города сохранили верность великому князю на всем протяжении междоусобной войны. Примерно в это же время один из ордынских царевичей, Улу-Махмет, основал на речке Казанке (приток Волги) город Казань. Оттуда он совершал походы на пограничные русские земли. Осенью 1444 года Улу-Махмет захватил Муром. Узнав об этом, великий князь Василий Васильевич послал передовой отряд, который разбил татар под Муромом и Гороховцом. Татары отступили в Муром, где Улу-Махмет провел зиму 1444–45 годов. Весной 1445 года его сыновья внезапно напали на княжеский стан под Суздалем и захватили великого князя Василия Васильевича в плен. Оттуда со знатным пленником отправились через Муром в Курмыш (крепость на Оке ниже по течению), где в это время находился УлуМахмет. Этим воспользовались его враги, которые хотели захватить власть в Москве. Однако татарский хан Улу-Махмет, узнав о том, освободил великого князя. Муромский наместник, князь Иван Стрига Оболенский, арестовал у себя в городе татарского чиновника Бегича, через которого Дмитрий Шемяка вел переговоры с ханом о захвате власти в Москве. Из плена Василий Васильевич возвращался через Муром. Желая оказать честь своему верному наместнику и горожанам, он провел в городе две недели, после чего отправился в Москву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Статьи: «Чудо и наука» (1893 6), и «Новый антидарвинистический труд» 1893. 9). «В Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения вступительную лекцию «Предмет и задача Введения в круг богословских наук» (1892 11) и начало исследования «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» (1893 1:2, 4:6). Там же поместил научно-библиографические заметки: Евреи в Палестине до Моисея (1893 1. Странное открытие в области египтологии, (1893 3). Проблема жизни (1893 5). В журнале: «Русское Обозрение» напечатал критико-библиографические статьи: новая теория происхождения каменного угля. (1893 1). Что такое преступление? (1893 2). Дарвинизм и право (1893 3). В журнале: Вопросы философии и психологии отпечатал начало исследования: «Вопрос о бессмертии души» (1893 Сентябрь). В журнале «Наука и Жизнь» напечатал: число II в геометрии (1892 45). Время происхождения Кордильер (1893 4). Ледниковая эпоха (1893 27–28). В газете «Московские Ведомости» поместил статьи: «Международные конгрессы католических ученых» (1892. 314) и «Новая книга о дарвинизме» (1892 359). Кроме этого помещал и еще мелкие заметки, и сообщения в периодических изданиях. Сверхштатный преподаватель естественно-научной апологетики профессор Димитрий О. Голубинский напечатал в журнале: «Душеполезное чтение» (1892 г., часть третья-и 1893 г., часть первая) три статьи, служащие продолжением прежних, имеющих заглавие: «Макарий, основатель алтайской мисси по бумагам О.А. Голубинского» и «Слово в день Воздвижения Честного Креста» (1893 г. часть третья). Сверх сего: 1) Ординарный профессор Василий Ф. Ключевский: а) Высочайшею волею назначен заниматься по политической истории с Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Александровичем в Абастумане (сел. Тифлисской губ.) и б) он же в 1893 г. —30— избран и состоял председателем Императорского Общества Истории и Древностей Российских. 2) Ординарный профессор Алексей И. Лебедев принимал участие в новом издании Московскою Академией творений святых отцов – Кирилла Иерусалимского и Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монастырь имеет подворье в Саранске – церковь во имя Рождества Христова, переделанную из бытового пристроя к типовой многоэтажке в Северо-Западном микрорайоне. Храм имеет большой приход, а все доходы идут на реставрацию пайгармских зданий. Яркий показатель нового «узнавания» старинной обители — поток паломников, нарастающий изо дня в день, и особенно много бывает в Пайгарме молодежи, школьников и студентов. Лит.: Параскево-Вознесенский женский монастырь. – Пенза, 1892; Параскево-Вознесенский общежительный женский монастырь. – Саранск, 1994; С юными паломниками в Пайгармский монастырь. Торжество 40-летия Пайгармской женской обители. – Саранск, 1909; Бурлуцкий Н. Параскево-Вознесенская женская община//ПЕВ, 1882, 21-23; Русские православные обители. – М., 1912 (?), с. 389-390; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; он же: Пайгармский монастырь//Веч. Саранск, 1994, 11 февр.; он же: Дом мученицы Параскевы//Сар. ЕВ, 1995, 8-9; ПЕВ, 1866, 18 (оф.), с. 256; Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. – Пенза, 1896, с. 256; ПГВ, 1909, С юными паломниками в Пайгармский монастырь//ПЕВ, 1909, 7, с. 733-744; Паломничество учеников Бугро-Ключевской церковно-приходской школы в Пайгармский монастырь//ПЕВ, 1901, 14, с. 485-488. http://www.gidrm.ru/doc_2441.html Комментарии и обсуждение Чудо повторяется. В Пайгармском монастыре произошло чудесное исцеление. Монахини утверждают, что обстоятельства очень похожи на те, при которых два века назад была основана обитель. О чудесах выздоровления в монастыре великомученицы Параскевы Пятницы есть много историй. Но эта - похоже самая необычная. Одна из сестер обители согласилась нам рассказать об этом. Сама она не может показывать свое лицо в силу обета. Зато она готова поручиться, что это чудо очень похоже на то, которое произошло три века назад. Когда монастырь был основан. На месте обретения – в той самой яме с водой, где и был найден образ - монахини устроили и освятили купальню. Теперь она едва ли не самая посещаемая в Мордовии. Правда икона найденная исцеленным солдатом в 19 веке была утеряна. Вместо нее на святой горе Афон была написана новая. Теперь она –главная святыня Параскево –Вознесенского монастыря. Чтобы ей поклониться сюда приходят паломники и просто туристы. В одной из экскурсионных групп и был второй солдат. И у него тоже болели ноги, как и у того, что нашел первую икону великомученицы. Сразу после чудесного исцеления солдат принес в дар обители икону святой великомученицы Параскевы. Сейчас она находится в зимнем храме монастыря. После того как слухи о чудесном исцелении стали распространяться среди верующих – поток паломников только увеличился - замечают монахини. Приходят даже неправославные. Потому что уж очень осязаемы чудеса в Пайгарме. Источник: статья и видеосюжет на телеканале СОЮЗ --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17594

Обзор трудов Переводческой Комиссии во Втором периоде ее деятельности (1893–1899 гг.) Предоставление Переводческой Комиссии права разрешать к напечатанию рукописи на инородческих языках Поставленная в благоприятные условия для дальнейшего существования, Переводческая Комиссия во втором периоде своей жизни продолжала и доселе продолжает работать в прежнем духе и направлении, постепенно расширяя и усиливая свою плодотворную, просветительную деятельность. Вот перечень изданий Переводческой Комиссии, сделанных ею в этот период времени, с 1893 по 1899 год. 13 В 1893 году были изданы: А. На татарском языке: 1 . Учет. Наставление христианское Св. Тихона Задонского . Казань. 1893 г. – 5.000 экз. 2 . Житие святителей христовых Гурия, Варсонофия и Германа. Казань. 1893 г. – 10,000 экз. 3 . Первоначальный учебник русского языка для татар. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 4 . Чын деп княгясе. Учение о православной вере. Казань. 1893 г. – 3,600 экз. 5 . Ойрятеу турысында Николай Иванович (о Николае Ивановиче Ильминском ). Казань. 1893 г. – 1,600 6 . Псалтирь на славянском и татарском языках. Казань. 1893 г. – 72,000 экз. 7 . Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Казань. 1894 г. – 3,050 экз. 8 . Акафист Сладчайшему Иисусу. Казань 1894 г. – 3,000 экз. Б. На чувашском: 1 . Хоровые церковные песнопения. Вып. 1-й: литургия, молебные пения, венчание и панихида. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 2 . Указание пути в царствие небесное, книга 1-я. Царство небесное. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 3 . Тоже – книга 2-я: Жизнь и страдания Иисуса Христа. – 5,000 экз. 4 . Тоже книга 3-я: Путь в царствие небесное. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 5 . Тоже – книга 4-я: святом Духе. Казань. 1894 г. – 5,000 экз. 6 . Тоже – книга 5-я: Наставление идущим по пути в царствие небесное. 1894 г. – 5,000 экз. 7 . Училище благочестия, книга 2-я. Казань. 1893. – 5,000 экз. 8 . Тоже. Книга 3-я. Казань. 1893 г. – 5,000 экз. 9 . Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Выпуск 1-й. Казань. 1893 г. – 3,000 экз. 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Спустя несколько месяцев великий князь был пленен Дмитрием Шемякой во время своего богомолья в Троице-Сергиевой Лавре и ослеплен. Его малолетних сыновей, Ивана (будущего Иван III) и Юрия, отправили в Муром, как наиболее укрепленный город с испытанным в верности народом и наместником. В том же году за великокняжескими детьми прибыл в качестве посредника епископ Рязанский и Муромский Иона. В городском соборе Рождества Богородицы княжичи были переданы под его покровительство. Впоследствии государь всея Руси Иван III на всю жизнь сохранил благодарную память о Муроме. Согласно завещанию Василия Темного Муром, наряду с другими городами, имевшими стратегическое значение, отошел к его старшему сыну Ивану III. Когда в сентябре 1458 года в Муроме произошел сильный пожар, во время которого сгорел почти весь город, Иван III приложил старания к восстановлению, укреплению и увеличению города. Самая ранняя из известных, жалованная грамота городу Мурому относится именно ко времени его правления и адресована городскому собору Рождества Богородицы. В XV веке Муром служил оплотом московской власти в укреплении и централизации русского государства. Во время борьбы за присоединение Новгорода шестерых самых непокорных новгородских бояр заключили под стражу и сослали в Муром. В их числе был и Федор Борецкий – сын Марфы Посадницы, которая возглавила борьбу новгородцев за независимость от Москвы. Его заточили в муромской крепости, где он и умер 9 мая 1476 года. А после покорения Новгорода по указу Ивана III несколько тысяч новгородцев (бояр, именитых граждан и купцов) были переселены в Муром. В целом вторая половина XV – начало XVI века были для Мурома временем постоянного противостояния с Казанским царством. Например, в 1448 году казанский царь Мамутек направил «всех князей своих со многою силою воевати Муром и Володимер… Князь же Великий посла противу их сына своего, Ивана». В 1463 году «татарове имаша около Мурома в неделю Святых Жен Мироносиц и отыдоша. Того же лета воеваша около Мурома. Князь Данило Дмитриевич Холмский иде за ними прочь из Мурома и постиже и бив их». Исторические источники указывают, что чаще других от казанских набегов страдала муромская земля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Муром Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.579174; 42.052411 Россия, Владимирская область, Муром Муром, Владимирская область Россия Общее описание [ править править код ] Районный центр Владимирской области в 280 км к востоку от Москвы, в 137 км к юго-востоку от Владимира. На р. Оке. Население – 146 тыс. человек. Субъективно Муром оставляет сложное впечатление. Древнейший город, в котором самая старая постройка – лишь XVI в. Город «святогонов», в котором четыре действующих монастыря. Город святых, которых почитает вся Русь, почти ничего достоверно не зная о них. Город, богатый святынями, но бедный паломниками. Вместе с древнейшими постройками утеряны и летописи Мурома. Поэтому, передаваемая из уст в уста, древнейшая история города и его святых приобрела сказочные детали, в ней много неясностей и загадок. Возможно, эти былинные сказания ярче передают дух древней Руси, характеры и величие героев, чем объективные, но отрывочные и сухие сведения из прижизненных летописей. Главные достопримечательности Мурома можно обойти пешком, поэтому посетить всё можно и за один день, а чтобы уделить каждому месту достойное внимание, необходимы два дня. История города [ править править код ] Древний, как Русь «Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «...И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома...» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв. Крещение Мурома После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками. В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

Все четыре наличника яруса завершены кокошниками. Между двумя поясами выносных карнизов проходит фриз, некогда предназначенный для изразцов, тоже не сохранившихся до наших дней. Тем не менее, убранство колокольни по-прежнему пленяет своей изысканной красотой. Таким разнообразием мотивов в декоре оконных обрамлений в более позднее время будут отличаться лишь немногие из московских храмов. Среди них можно назвать Троицкую церковь в Останкино и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы). Восьмигранный ярус звона довольно велик. Белокаменная резьба, украшающая арки звона и наличники окошек-слухов шатра настолько пластична, что производит впечатление не резьбы, а лепки. Столбики между проемами арок декорированы колонками и балясинами, каждая со сложным основанием и карнизом. Венчают арки широкие многопрофильные кокошники. К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок яруса. Самый большой из них, весом около 400 пудов, был изготовлен, как о том повествует монастырская летопись, уже в начале ХХ века: «1913 года подъят на колокольню новый колокол весом 380 пуд 18 фунтов стоимостью 9000 рублей. Отлит на заводе Оловянишникова в Ярославле в память юбилея 300-летия царствования дома Романовых». Второй (наиболее старинный) колокол весил около 100 пудов, о чем свидетельствовала надпись на нем: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек Тарасий по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов» Изображений на колоколе не было. Третий колокол датирован началом XIX столетия: «1827 году по указу от данного времени разбитый 30-пудовый колокол заменен на такой же новый» Судьба этих колоколов после закрытия монастыря в 1921 году неизвестна. Библиография: Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 28-32 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX веков. Ярославль, 1971. С.: 35-36 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.83, 110 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.142, 143 Травчетов Н.П. Материалы для истории Троицкого муромского монастыря. Владимир, 1902 Щелоков О.О. Статья в Каталоге sobory.ru: http://sobory.ru/article/?object=00630 Летопись муромского Свято-Троицкого монастыря. М., 2001. С.: 55, 71 См.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря, Муром (исторический облик, 1970 г.)

http://sobory.ru/article/?object=04953

Внешне Муром, как и любой другой провинциальный древнерусский город, напоминал большую деревню. Большинство городских домов были окружены огородами. Восемнадцатое столетие ознаменовалось многочисленными реформами в области управления государством. В 1708 году, при Петре I, были созданы первые восемь губерний. Первоначально Муром был отнесен к Казанской губернии. Во главе города стоял воевода (не случайно в ранних документах XVIII века Муром называется «воеводским городом»). В 1719 году Муром вошел в состав Владимирской провинции Московской губернии. С 1775 года манифестом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Екатерина II начала очередное реформирование Российского государства. Указом от 1 сентября 1778 года было учреждено Владимирское наместничество во главе с генерал-губернатором, включавшее в себя Владимирскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии. Муром в качестве уездного города вошел во Владимирскую губернию. В конце XVIII века город Муром был выделен из уезда в самостоятельную административную единицу. 16 августа 1781 года город получил новый герб. В «Полном собрании законов Российской империи» он описан следующим образом: «В верхней части герб Владимирский: в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней – на голубом поле три крупитчатых калача, которыми сей город отменно славится». В просторечии муромских жителей называли калачниками. Знаменитыми муромскими калачами, изготовленными по особому рецепту, угощали Екатерину II и Павла I во время посещения ими Мурома. Старый герб, на котором «в золотом щите на голубом поле белая стена с бойницами и над нею рука, выходящая из облаков и держащая на золотой цепи золотую княжескую корону», доставшийся городу в 1730 году от Муромского пехотного полка, был упразднен. В 1785 году правительство обнародовало «Жалованную грамоту городам Российской империи», согласно которой город получал право юридического лица. Городские жители всех сословий, постоянно проживающие и владеющие недвижимостью в черте города, были объединены в «общество градское», которое заведовало городским хозяйством и благоустройством. «Общество градское» выбирало распорядительный орган – общую городскую думу во главе с городским головой. Первым городским головой Мурома стал купец Михаил Иванович Елин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010