Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЗА РИМЛЯНЫНЯ [Лат. Musa Romana] (VI в.), блж. отроковица (пам. 16 мая). Сведения о М. Р. содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого, папы Римского (590-604), к-рый передал своему диак. Петру рассказ, услышанный им от Проба, брата М. Р. ( Greg. Magn. Dial. IV 18). Однажды ночью отроковице явилась во сне Пресв. Богородица и показала равных М. Р. по возрасту девиц в белых одеждах. На вопрос Богоматери, желает ли девочка жить вместе с ними и служить Ей, та ответила утвердительно. Приснодева Мария велела М. Р. не делать с того времени ничего детского и легкомысленного, воздерживаться от смеха и игр, тогда в 30-й день Она придет и заберет ее на небеса. После этого видения отроковица оставила детские забавы и стала вести строгую жизнь. Родители удивились такой перемене и спросили о ее причине. М. Р. рассказала, что заповедала ей Пресв. Богородица, и объявила, в какой день отойдет на небеса. Спустя 25 дней М. Р. заболела. В 30-й день, когда приблизился час ее кончины, девочка увидела идущую к ней Богоматерь с отроковицами, которых она видела во сне. Со словами: «Вот, Госпожа, я иду» - М. Р. предала Богу душу. После этого рассказа свт. Григорий делает вывод, что все крещеные умершие младенцы, без сомнения, наследуют Царство Небесное, тогда как дети, к-рые скончались в том возрасте, когда уже умели говорить, порой не достигают его по вине своих родителей, не воспитавших их должным образом. Нек-рые исследователи проводят параллель между указаниями, к-рые Пресв. Богородица дала М. Р., и стихом из Книги Товита в лат. переводе (Вульгате): «Хотя он [Товит] был моложе всех в колене Неффалима, однако не совершал ничего ребяческого» (cumque esset iunior omnibus in tribu Nepthalim nihil tamen puerile gessit in opere; Tb. 1. 4). Проб, брат М. Р., был благочестивым мирянином, впосл. стал аббатом мон-ря Ренати (Renati; Greg. Magn. Dial. IV 13. 1) или святых Андрея и Лукии в Риме (sanctorum Andreae et Luciae; Idem. Reg. epist. App. 9). По мнению Л. Дюшена, аббатство располагалось недалеко от Тибра между ц. св. Андрея (ныне Сант-Иво-деи-Бретони) и ц. св. Лукии (ныне Санта-Лучия-делла-Тинта; LP. T. 2. P. 39. N 47). Др. исследователи считали, что мон-рь находился на холме Эсквилин, рядом с ц. св. Евсевия ( H ü lsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio evo. Firenze, 1927. P. 304; Ferrari G. Early Roman Monasteries. Vat., 1957. P. 276-280). Известно, что Проб от лица папы Григория вел переговоры с лангобардами ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 43, 98).

http://pravenc.ru/text/2564316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

Память М. Р. не зафиксирована в западных средневек. Мартирологах, лишь в XIV в. Петр Наталис внес сказание о ней, составленное на основе «Диалогов» свт. Григория, в «Перечень святых» ( Petr. Natal. CatSS. XI 111). В нач. XVII в. Ф. Феррари включил под 2 апр. сказание о М. Р. в «Каталог святых Италии» ( Ferrarius Ph. Catalogus sanctorum Italiae. Mediolani, 1613. P. 178) и в «Общий каталог святых, отсутствующих в Римском Мартирологе» ( Idem. Catalogus generalis Sanctorum, qui in Martyrologio Romano non sunt. Venetiis, 1625. P. 134-135). В сер. VIII в. свт. Захария , папа Римский (741-752), выполнил перевод на греч. язык «Диалогов» свт. Григория, благодаря чему сочинение получило широкое распространение не только в Европе, но и на Ближ. Востоке. Не позднее кон. X в. «Диалоги» свт. Григория были переведены на слав. язык под названием «Римский патерик», в к-ром также содержится сказание о М. Р. (Патерик Римский: Диалоги Григория Великого в древнеслав. переводе/Подгот.: К. Дидди. М., 2001. С. II, 400-403). Во 2-й четв. XVI в. «Диалоги» свт. Григория в среднеболг. переводе XIV в. были включены в состав Великих Миней-Четьих митр. Макария под 11 марта (ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 347). В XVII в. сказание о М. Р. из сочинения свт. Григория (также в среднеболг. переводе, без переработки) вошло в печатный Пролог под 16 мая (Пролог. Март-август. М., 1643. Л. 396 об.- 397 об.). Непосредственно к концу рассказа о М. Р. присоединена еще одна глава из «Диалогов», где папа Григорий отвечает на вопрос диак. Петра, принимаются ли на небе души праведных прежде воскресения тел ( Greg. Magn. Dial. IV 26). В нач. XVIII в. свт. Димитрий, митр. Ростовский, включил под 16 мая сказание о М. Р. из «Диалогов» свт. Григория в «Книгу житий святых» ( Димитрий Ростовский, митр. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. С. 468-468 об.). Он несомненно пользовался печатным Прологом, т. к. в его изложении помимо истории о М. Р. также содержится эпизод с ответом на вопрос о принятии душ праведных на небесах, подвергнутый небольшой стилистической правке. Судя по всему, ни «Римский патерик», ни его лат. оригинал свт. Димитрий в своей работе не использовал. В календаре РПЦ ошибочно указано, что М. Р. жила в V в. (достоверно известно, что Проб, брат святой, и сама М. Р. были современниками папы Григория Великого).

http://pravenc.ru/text/2564316.html

Тем же и откры ему Бог видение видети страшно и ужаса исполнено. Сему же поручена бе стража морская. Стрегущу же ему нощью обою пути и виде силу ратных и шед, хотя поведати великому князю Александру, идеже стояше блаженыи. И прииде близ моря, уже въсходящу солнцу, и слыша шум страшен по морю и виде насад един гребущъся, и посреди насада стояща Христова мученика Бориса и Глеба во одежах черъвленых, и беста руки держаще на раме. Гребци же седяху, аки мглою одеяни. И рече Борис: «Брате Глебе, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему великому князю Александру на безбожныя Римляны». Страж же тои Филип, видев же таковое видение и слышав таковый глас от мученику, стояше трепетен, дóндеже насад отиде от очию его, и шед поведа великому князю Александру, еже слыша. Александр и рад бысть и прослави Бога и пречистую Богородицю и святую мученику Бориса и Глеба, и не повеле блаженныи стражу тому поведати никому, еже виде и слыша при мори в насаде глас. И тако пришедшу святому князю на безбожныя Немцы в 6 час дни и Бога в помощ призвав, рече: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, да постыдятся и посрамятся сии безбожнии Латынове, творящеи рабом Твоим злая и хотящеи достояние Твое разорити и под смех подложити». И абие в том часе соступишася обои полки и бысть сеча велия над безбожными Римляны, помощью Божиею и пречистыя Богородици и пособием святых великомученик Бориса и Глеба и избиено бысть их много множество, и самого безбожнаго краля блаженыи сам уязви в лице мечем своим, якоже рече божественый пророк: «Приидоша сии погании без Бога, овы на колесницех и инии на конех, а овы в кораблех многих и хотящеи достояние Христово разорити, но сами ти спяти быша и падоша, а ми же въстахом и исправихомся; Господи, спаси царя и услыши ны вонже день, аще призовем Тя». И се явишася в полце святаго шесть муж храбрых и силных зело и сии многу победу показанше на поганых с блаженным князем Александром за православную веру Христову. И избиено бысть много множество безсчислено безбожных Римлян в том месте, а оставшии же побегоша восвояси, гоними гневом Божиим, посрамлени от блаженнаго князя Александра; трупия же мертвых своих воевод складше во многи корабля и потопиша в море, и инех же вь ямы иззасыпаша, а иже язвеных, без числа бяше, и тое нощи и останок безбожных побегоша, страхом одержими бяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ясно закон Божий помянутые вины ради запрещевает Израильтянам творити браки с Хананеями. Совратяся, рече, дщери твоя в след богов их ( Исх. 34 ; Втор. 7 ; Нав. 23 ). Если же не просто запрещается брак верных с неверными и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные были, но ради вышереченного опасства; то когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лицо не совратилося к неверию или иноверию своего подружия, тогда без всякого сумнительства может верное лицо с неверным или иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак Израилю с Хананеем запрещён есть вины ради вышеименованной, запрещён есть и всякий завет или мирный союз тоея же ради вины. Исхода глава 34 и Исхода глава 23 ( Исх. 23; 34 ). Однако ж когда совращения себе от союзничества с неверными Иудеи не опасалися, делали мирные союзы с неверными безгрешно, яков союз был Давида царя с Хирамом, царём Тирским ( 2Цар. 5 ), и с тымжде Хирамом Соломона царя ( 3Цар. 5 ), и благочестивого царя Асы с царём Сирским ( 3Цар. 51 ), и Иуды Маккавея с Римляны ( 1Мак. 8 ), и Ионафана архиерея с Римляны же и с Спартиаты ( 1Мак. 12 ). Подобный образ показует нам Апостол в запрещении идоложертвенных брашен, ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть опасение, да не соблазнятся немощные братия, а где такового опасения нет, не запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковые не суть скверна ( 1Кор. 8; 10 ). Таковое рассуждение имеет Церковь Божия и в деле бракотворения с иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасаяся совращения лица верного; но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов Иосифа патриарха, Моисея, Есфири и прочих. Таковое ж рассуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и, видя великую на некиих в России местах брачного иноверных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг-Коллегии, не попускает просто православным с инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица верного; а именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберёт себе из Русских в жену, или и свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему по сочетании брака жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами и никакими виды в веру своего исповедания не приводить и за содержание веры её православной поношения и укоризны не чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобномуч. Анастисия из Янины пострадавшего в Царьграде в 1743 году. Солов. III. Прокопия юродивого устьянского. Мощи в Устьянской церкви вельского уезда. Свидетельствованы в 1696 и 1739 г. 209. Ксоф. Погод. Сн. Русские св. Филарета 10 окт. об Андрее тотемском, с коим он иногда смешивается. Филим. 20 июля. Нижнеломовской казанск. иконы Богоматери. Явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от Пензы. Карповской казанской иконы Богоматери. В 1725 году из жерновской пустыни пренесена в курений Знаменский монастырь. Казанской иконы Богоматери в Каташинском николаевском монастыре Черниговской губерния. Явилось до 1622 года. Каплумовской Казанской иконы Богоматери. Явилась в Каплуновке в 20 верстах от Ахтырки в 1698 году. Казанской иконы Богоматери в Вознесенском московском женском монастыре. Казанской иконы Богоматери в селе Павловском Звенигородского уезда. Казанской иконы Богоматери в Иркутске . Казанской иконы Богоматери Каргополе . Казанской иконы Богоматери в Тобольске . Явилась в 1661 году. Казанской иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре. Явилась в 1588 году. IV. Мучч. ( Авды и) Савы . Петр. 1345. 51 (сн. 7 июля. Авдя ныне в греч. минеях). V. Панкратия тавроменийского. Неан. (9 июля). Муч. Исавра и дружины его. 1345 (6 июля). Прокопия клятвенного (заклинателя) в Кесарии палестинской. 1345 (22 нояб.) Пр. Мелании римляны. 50 (31 дек. или лучше 8 июня). Свв. мучч. Патермуфия и Коприя . Кал. (9 июля). Оковицкой ржевской иконы Богоматери. Руков. четьимении. Любоп. и полн. Месяц. 1795 года (11 июля). Иоанна . устюжского. Белоз. 493 (29 мая). Убиение благоверных князей Василия и Константина ярославских. 201. Св. 382 (3 июля). 9 Св. священномуч. Панкратия , еп. тавромейского, ученика ап. Петра. Син. 1. Кал. Кап. Флор. 1. 43. Готф. Мст. Вен. и др. Типогр. М. 12 в. По Гр. Мин. 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба (Зак. 9 февр. ЧГр. 28 февр. 1621 мая 19. Белоз. 516 авг. 9. Неап. Иерон. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 3 апр. Болландистам известен другой инок Иосифа. См. Деян. св. 3 апр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иова, в других – патр. Филарета, в третьих – патр. Иоасафа. 3) Особую известность впоследствии получили в полемике со старообрядцами две компилятивных книги, составленных в значительной части из перепечаток западнорусских изданий. Это так называемые: «Кириллова Книга» и «Книга о вере». В послесловии «Кирилловой Книги» сказано, что царь Михаил Феодорович приказал «от св. писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины… И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати». Кирилловой она называется по первой помещенной в ней статье, довольно обширной и подразделенной на 9 глав, под заглавием «Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского, на осьмый век». Это ничто иное, как 15-ое огласительное слово св. Кирилла, но не в своем подлинном виде, а распространенное и свободно истолкованное местным виленским книжником Стефаном Зизанием. Оно было уже напечатано в Вильне в 1596 г. на польском языке и на литовско-русском наречии, а здесь в Москве издано в церковно-славянском переводе. В толкованиях Зизания доказывается, что кончина мира и второе пришествие должны явиться в VIII «веке», т. е. «тысячелетии» от сотворения мира, который уже наступил, а потому антихрист уже и пришел и царит в лице римского папы. Дальше в Кирилловой Книге помещено еще 40 статей. Тут перепечатана в церковно-славянском переводе почти вся «Книга о вере единой, святой, соборной и апостольской церкви», изданная в 1619 г. в Киеве против протестантов архимандритом Печерским Захарием Копыстенским. Дальнейшие главы «Кир. Книги» в большинстве являются перепечатками из православных изданий Литовской Руси. «Кириллова Книга» была спешно скомбинирована и напечатана на предмет состязаний о вере и убеждения королевича Вольдемара. Собирал ее один из участников диспута, протоиерей московской церкви Черниговских Чудотворцев, Михаил Рогов «с прочими избранными мужами». Книга послужила пособием и для п. Иосифа в его письменном обращении к принцу Вольдемару.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Русь в логике цивилизационных транзитов XIII столетия, казалось бы, не имела шансов на сохранение. Объективно она должна была быть раздавлена превосходящими ее по совокупной мощи силами, лишиться не только суверенитета, но и идентичности. XIII век начался с падения Константинополя, что означало для Руси утрату цивилизационного центра. Сама русская общность распадается, группируясь вокруг двух центров: на северо-востоке – Владимира, на юго-западе – Галича. Галицкая Русь, возглавляемая князем Даниилом, дрейфует в сторону Запада. Существовала реальная опасность принудительного обращения «русских схизматиков» в католицизм, гибели, имея в виду униатские тенденции на поствизантийском пространстве, гибели Православной цивилизации в целом. Цивилизационно выжить Руси удалось в значительной степени только благодаря правильно выбранной в критической ситуации стратегии и тактике. Тактика Александра Невского имела три основные составляющие: военную, дипломатическую и религиозно-культурную (тактика «мягкой силы»). Религиозно-культурная и дипломатическая деятельность осуществлялась, по-видимому, с использованием каналов коммуникации с христианами Церкви Востока. Стратегия Александра Невского имела различия на западном, восточном и южном направлениях. На западном направлении он придерживался тактики жесткого противостояния с использованием военной силы. В борьбе со шведами и немцами князю виделась борьба со стоящей за их спиной Римской Церковью. И шведы, и немцы были для него римлянами. На послания папы Александр давал резкий ответ: «Учения вашего не приемлем!», не оставляющий шансов для компромисса. «И бысть сеча велика над Римляны», – так автор «Жития Александра Невского» описывал битву на реке Неве. Он наверняка знал, что в сражении русским противостояли шведы, но использовал идентификатор «римляне». Использование такого названия должно было указать, что святой благоверный князь Александр вел борьбу не со шведами или немцами, а с католиками. За спиной у рыцарей – шведских и немецких – стояли Рим и папство. Соответственно и ведомая Александром борьба с Западом имела характер религиозной войны, или войны цивилизаций. Впрочем, отдельных политических акторов на Западе, ок, как прагматичный политик, вероятно использовал для разрушения антирусского католического альянса – императора Священной Римской империи Фридриха II, норвежского короля Хакона IV, литовского князя Миндовга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третий имянем Ияков, Полочанин, ловчий бе у князя; сей наеха на полк с мечем и много мужество показа. Четвертый имянем Миша, Новоградец; сей пешь с дружиною изби три корабли Римлян. Пятый имянем Сава; сей великий шатер кралев златоверхий подсече; Римляне же, видевше падение шатра, возмятошася. Шестый имянем Ратмир; сей много бися пешь, егоже оступиша мнози Римляне, и от многых ран пад, скончася. Избиено же бысть множество Римлян, а останок их с срамом побеже. А трупия мертвых своих великих воевод три корабли наметаша и потопиша в мори, а иных ямы иззасыпаша, а язвении бес числа бяху, Новоградцев же токмо 20 убиено бысть. Чюдо о ангельском пособии Бысть же в то время чюдо предивно и памяти достойно, якоже в древняа дни при царе Иезекии, егда прииде Сенахирим, царь Асирийский, хотя пленити святый град Иерусалим, и внезапу Ангел Господень изби от полка Асирийска 185 тысящ, и въсташа заутра и обретоша трупия мертвых. Тако же и ныне при победе великаго князя Александра, егда победи краля, обон пол реки Ижеры, идеже не бе проходно полком Александровым, и тамо обретошася многое множество трупиа мертвых, иже избиени от Ангел Божиих. Христолюбивый же великий князь Александр Ярославич возвратися с предивною победою во свою отчину в Великий Нов град, славя и благодаря Бога, глаголя сице: Благодарение. «Благодарю Тя, Владыко преблагый, и славлю имя пресвятое Твое, яко призвах бо Тя, Премилостиве, в день печали моея, избавил мя еси, и не оставил еси нас, убогых раб своих. Тии безбожнии спяти быша и падоша, мы же, раби Твои, востахом и исправихомся, Твоею помощию спасаеми. Всех бо тепле кающихся милуеши; благодетельствуеши 263 и прославляеши, иже от всея душа Тебе работающих, и всем, иже со страхом и любовию Тебе ищющим, близ обретаешися, и к Тебе Единому зрящих не презираеши, и всем, иже к Твоей дрьжаве прибегающим, вся, яже на пользу, прошения подаваеши. Ты бо еси един благых податель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь». Оттоле же обыче зватися святый Александр Невский, понеже рать спя бысть с Римляны близ великиа реки Невы, усть реки Ижеры, в лето 6749.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неожиданный отказ в поставлении кандидата князя должен был показаться Василию Васильевичу оскорбительным. Впоследствии вел. князь уверял, что сначала он решительно не хотел было принимать неожиданно присланного ему Исидора, и что, наконец, согласился принять его, только не желая ссориться с Греками, и только умоленный послом императорским и им самим – митрополитом. «Но за царского посла моление и за святейшаго патриарха благословение и за онаго (Исидора) сокрушение и многое покорение и челобитие едва-едва прияхом его»... Согласившись принять Исидора – князь принял его с почетом: «егда же понуди нас покорение его (Исидора) многое и челобитие, и прияхом его яко отца и учителя со многою честью и благим усердием, по прежнему, якоже и онех предних митрополитов наших русских, мняще, яко да и сей един от них есть, не ведуще, еже напереди хощет от него какое дело быти». Исидор был человек очень умный и наделенный способностями дипломата. Исидор пошел в Россию из Константинополя, когда там дело о соборе было окончательно решено, и когда император и патриарх уже начали готовится к предстоящему путешествию в Италию. Вследствие этого, и он, по прибытию в Москву, начал так же приготовления к путешествию на собор. Наши сказания уверяют, что вел. кн. Василий Васильевич заявил было решительный протест против подобной поездки Исидора и что дал свое согласие весьма неохотно, и что, собственно, он не дал своего согласия, а только не воспрепятствовал митрополиту идти, когда этот хотел идти, не слушая его, государя. Князь будто бы говорил Исидору: «Святые отцы, запечатлев святую веру православия на седми вселенских соборах о осмом соборе составляющих (вар. составляющихся) проклятию предаша и анафема их нарекоша, и с еретики их отлучиша, единогласно Богу сопротивныя делающих», и еще: «при наших прародителех и родителех соединение закона не бывало с Римляны, и аз не хощу, понеже не прияхом мы от Грек в соединении закона быти с ними». С большой вероятностью можно думать, что все вышеизложенное, есть позднейшая запись, уже после того, как имел место Ферарро-Флорентийский собор, и после того, как Греки и, в частности, Исидор предали на нем свое древнеотеческое православие. Не мог предвидеть вел. князь, чтобы собор окончился тем, чем он окончился, равным образом, не мог предвидеть вел. кн., чтобы Исидор явился на нем изменником православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010