П.В. Долгоруков Князья Друцкие отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святый Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Великий Князь Всеволод Ярославич † 1093 КОЛЕНО VII: Великий Князь Владимир Всеволодович Мономах † 1125 КОЛЕНО VIII: Великий Князь Мстислав Владимирович Великий, рождение 1076 † 1132 КОЛЕНО IX: Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович, князь Новгородский † 1138 Князь Святополк Мстиславович, князь Новгородский † 1154 Князь Изяслав Мстиславович, князь Галицкий и Волынский † 1154 Князь Ростислав-Михаил Мстиславович, князь Смоленский † 1166, родоначальник князей Вяземских, Смоленских и Ярославских Князь Владимир Мстиславович, князь Дорогобужский † 1171 8. Княжна Мальфрида Мстиславовна, 1) за королём Норвежским Сигурдом; 2) за королём Датским Эриком Эдмундом Княжна Рогнеда Мстиславовна Княжна Евфросиния Мстиславовна, за королём Венгерским Гейзою Княжна NN Мстиславовна, за Канутом, королём Оботритским Княжна NN Мстиславовна, за греческим царевичем Алексеем, сыном Императора Иоанна КОЛЕНО X: Князь Иоанн Всеволодович † 1128 Князь Мстислав Всеволодович † 1168 Князь Владимир-Дмитрий Всеволодович † 1136 Княжна Верхуслава Всеволодовна, за князем Польским Князь Мстислав Изяславович Галицкий † 1170 Князь Ярополк Изяславович Волынский † 1167 Князь Ярослав Изяславович Луцкий † 1175, родоначальник угасших князей Луцких КОЛЕНО XI: Князь Роман Мстиславович, великий князь Галицкий и Русский † 1205 Князь Святослав Мстиславович Галицкий † 1173 Князь Всеволод-Гавриил Мстиславович Галицкий † 1195 Князь Василий Ярополкович Волынский † 1182 КОЛЕНО XII: Князь Василий Романович Галицкий † 1269; женат на княжне Суздальской Дубраве-Елене Юрьевне Князь Даниил Романович, Король Галицкий и Русский † 1266; женат на княжне Анне Мстиславовне, внуке князя Мстислава Храброго

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Мартыновский Августин Васильевич) Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии). С 15 декабря 1817 года – священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года – ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря. С 22 ноября 1844 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии. Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дополнение Житие святого благоверного князя Всеволода (в крещении Гавриила), Псковского 2, 41, 79 Память его празднуется месяца февраля в 11-й день, месяца апреля в 22-й день и месяца ноября в 27-й день † 1138 Всеволод Мстиславович – первое княжение в Новгороде началось с марта 1117 г., окончилось весной 1132 г. 41 " Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван« ( 1Тим.6:12 ), – так учил апостол. Значит, могут быть и громкие дела на земле и не быть достойными желаний души бессмертной. Да, напрасны труды и подвиги, если они не одушевлены святою верою, если они не имеют значения для блаженной вечности. Почести, слава, знатность ценны ли по себе, когда проходят, как сон? Жизнь князя Всеволода-Гавриила и в круге общественном, и в круге частном была жизнью для вечности. Потому-то известность его прочна. Сын святого великого князя Мстислава и внук доблестного великого князя Владимира Мономаха 2 , родился и воспитывался в Новгороде 79 , является в жизни общественной в 1117 г. В этом году престарелый Мономах вызвал Мстислава из Новгорода в Киевский Белград, чтобы иметь в нем помощника себе, а в Новгороде велел оставить внука, юного Всеволода. Достойный сын великого Мстислава много сделал добра для новгородцев, но они заплатили ему за то скорбями. Начало своего княжения юный, добрый князь ознаменовал построением великолепного храма в Юрьевой обители. «Князь Всеволод Мстиславич, – говорит летопись, – заложил в 1119 г. вместе с игуменом Кириаком каменную церковь в Великом Новгороде, в 3-х верстах от города, во имя святого великомученика Георгия; и устроили монастырь великий, собрали братию; князь Всеволод докончил храм и освятили его. «Вот я, Всеволод, дал святому Георгию серебряное блюдо, в 30 гривен серебра; велел бить в него на обед, когда обедает игумен», – так говорит смиренный князь в прибавлении к грамоте отца своего, которою тот дал монастырю село Буйце. Всеволод дал еще Юрьеву монастырю погост Ляховичи с землею и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища. Мир хочет жить только для своего удовольствия. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих», – говорит Богодухновенная мудрость ( Притч.3:9 ). И князь Всеволод поступил не по правилам мира забывчивого, а по внушениям любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; 8.10.1232), свт. (пам. 8 окт., 10 февр. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский, писатель, видимо сын воеводы Ядрея, погибшего в походе на Югру в 1194 г. Хронология жизни А., насколько она вырисовывается из НПЛ , неск. сбивчива. Вероятно, в 1208/9 г., по возвращении из паломничества в К-поль, А. принял постриг в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , в к-ром тогда же прп. Варлаам по не вполне надежным данным его проложного жития, успел передать А. игуменство; тесную связь с Хутынским мон-рем А. сохранял в течение всей жизни. После изгнания в янв. 1210 г. Новгородского архиеп. Митрофана сторонниками кн. Мстислава Мстиславича Удатного А. в том же году был избран на Новгородскую кафедру. Однако вскоре после ухода Мстислава из Новгорода в Галич новгородцы осенью 1218 г. сместили А. с кафедры, желая восстановить на ней Митрофана. Оба претендента были отправлены в Киев к митр. Матфею, к-рый удовлетворил просьбу новгородцев (Митрофан вернулся в Новгород 17 марта 1219 или 1220), но А. держал «у себя в чести» и передал ему Перемышльскую кафедру, возможно тогда же организованную. Это произошло, надо думать, не без протекции Мстислава Мстиславича, во владениях к-рого находился Перемышль. Зимой 1225/26 г. (в февр. 1226?), после очередного политического переворота в Новгороде, А. опять оказался на престоле Св. Софии, но весной 1228 г. вследствие болезни (он «бысть нем») «по своей воли» удалился в Хутынский мон-рь. Стихийные бедствия осени 1228 г. (непрерывные проливные дожди) вызвали мятеж против управлявшего делами Новгородской кафедры Арсения, но попытка вернуть на владычный двор больного А., к-рый управлял бы епископией с помощью специально назначенных опекунов, оказалась неудачной, и в 1230 г. был поставлен новый архиепископ Спиридон . Сохранилась владычная печать А. с надписью: «Антони[и] архиеп[и]ск[о]пос нов городьс кы[и]». А. похоронен в притворе новгородского Софийского собора.

http://pravenc.ru/text/115862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

Примечания на грамоту великого князя Мстислава Володимировича, и сына его Всеволода Мстиславича Источник Немного дошло до нас подлинников древнейших письмен наших; но не нам одним эта участь: едкость времени, пожары, войны, разорения, а еще более невежество по всей Европе также истребили весьма многие первоначальные книжные и дипломатические памятники. Правда, есть по некоторым местам книги, которым приписывают глубочайшую древность, однако ж, без достаточных доказательств. А из дипломатических остатков, по замечанию Гаттерера, нигде в Европе нет граммот старше V века, и даже из сего века не больше десятка; из VI около двух десятков, из VII едва ли сколько-нибудь сотен, а из VIII много, если 1 1000 со всех европейских государств собрать можно. По уверенно Мабильона 2 не было нигде до X века и записных канцелярских книг этим грамотам; а прежде исхода XIII века, особенно в Германии, не слышно было и об архавах, соблюдавших списки этих граммот. Но наши летописи свидетельствуют, что еще в XI веке великий князь Ярослав I завел в Киево-Софийском соборе первую книжную библиотеку, где после хранились и княжеские договорные грамоты 3 ; а Константин Всеволодович, великий князь Ростовский, в начале ХИИИ века первый собрал дела древних князей 4 . Однако, ни из первой, ни из другой библиотеки ничего до нас не дошло. Древнейшие подлинные книги ХИ века, доныне нам известные, две только находятся в Императорской публичной С. Петербургский Библиотеке: первая Евангелие, как из подписи писца самого явствует, писанное в 1056 году неким Григорием дьяконом для Остромира, сродника великого князя Изяслава; а другая Сборник, бывший некогда у Князя Щербатова, писанный в 1046 или, правдоподобнее, в 1076 году 5 . Из XII века известно только два Евангелия, первое, писанное на пергаменте неким Алексою для Новгородского князя Мстислава Владимировича до 1125 года, а другое, хранящееся в Московской Синодальной библиотеке, писанное в 1144 году 6 . Из подлинных древнейших дипломов или граммот мы еще меньше имеем остатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года Великий князь Всеволод III имел много детей (10 сыновей и 4 дочери), и по этой причине наши предки называли его Великим Гнездом. Сыновья его были: Константин, Георгий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иоанн, Борис и Глеб. Всех их он любил с одинаковой нежностью. Весело и богато праздновал он рождение каждого из них, но еще веселее и торжественнее постриги их. Это слово, наверное, непонятно для наших читателей, и поэтому поспешим объяснить его. Слово «постриги» значило в старину праздник первого обрезания волос у мальчика, когда ему исполнится четыре года. Наши предки считали это обрезание важным обрядом: оно означало, что мальчик, которому при епископе, боярах и гражданах стригли волосы и которого сажали на лошадь, вступал в звание гражданина и воина. Чем знатнее были родители, чем нежнее они любили сына, тем богаче были постриги малютки. Но никто не давал при этом таких пышных пиров, как Всеволод III. Он угощал тогда всех союзных князей, одаривал их золотом, прекрасными лошадьми, дорогими одеждами, одаривал и своих бояр мехами, позволял народу пировать и веселиться на княжеском дворе. Когда же все сыновья великого князя выросли, его любовь стала особенно заметна ко второму сыну, Георгию. Он даже назначил своим наследником его, а не старшего сына, Константина. Это стало причиной для ссоры между братьями, которая и началась после смерти отца. Примирителем их был Мстислав Мстиславич Удалой, князь знаменитый, добрый, великодушный. Его дела заслуживают особого внимания, и поэтому надо рассказать его историю еще до того времени, когда он помирил двух братьев. Вы видели, сколько беспорядков происходило в продолжение тридцатисемилетнего княжения Всеволода III; вы видели, что его нерешительность не могла удержать в повиновении князей южной России, которые вовсе не считали его своим государем. В северных областях его власть была гораздо действеннее, так что он мог держать в страхе беспокойных Новгородцев и по своей воле менять их князей. Гордые Новгородцы славились богатой торговлей. Всеволод Юрьевич знал, что, препятствуя этой торговле, можно скорее покорить сильный Новгород, и не ошибся! Как только он начал мешать Новгородским купцам торговать по России заморскими товарами, а чиновникам разъезжать по Двинской земле за податями, вольные люди, чтобы умилостивить хитрого князя, вынуждены были выбрать своим государем одного из его сыновей по имени Святослав. Всеволод только того и ждал, и с тех пор начались несчастья Новгорода! Вместе с четырехлетним Святославом Всеволодовичем приехали в Новгород опытные Владимирские бояре, управлявшие Новгородом от имени маленького князя. Много несправедливостей и обид терпели Новгородские граждане от этих приезжих бояр, но не смели жаловаться, потому что боялись, что придется терпеть еще больше. Надеясь на Бога, они ожидали помощи от него одного.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОТ СМЕРТИ МСТИСЛАВА ТОРОПЕЦКОГО ДО ОПУСТОШЕНИЯ РУСИ ТАТАРАМИ (1228–1240) События новгородские. – Война суздальских князей с Черниговом. – Вражда Новгорода с Псковом. – Войны с мордвою, болгарами, немцами и Литвою. – Усобица в Смоленске. – Деятельность Даниила Романовича галицкого. – Участие его в польских делах. – Тевтонский орден. – Батыево нашествие. – Сведения о татарах. Отношения новгородские, столкновения здесь князей северных с южными грозили было во второй раз нарушить покой на севере. Мы видели, что в 1228 году новгородцы, не довольные Ярославом Всеволодовичем, призвали к себе вторично Михаила черниговского; последний был шурин великому князю Юрию владимирскому, который в первый раз посадил его в Новгороде; Ярославу стали говорить, что и теперь Михаил посажен в Новгороде по старанию Юрия; Ярослав поверил наговорам: в самом деле, мог ли владимирский князь спокойно видеть, что младший брат его, князь Переяславля Залесского, усиливается насчет Новгорода, не имел ли Юрий важных причин мешать этому усилению? Как бы то ни было, Ярослав стал сердиться на старшего брата и, чтоб успешнее действовать против него, поссорил с дядею и троих Константиновичей ростовских – Василька, Всеволода и Владимира. Юрий, узнавши об этом, спешил предупредить усобицу и в 1229 году повестил всем родичам, чтоб съехались к нему во Владимир на сейм; Ярослав сначала не хотел было ехать, но, узнав, что племянники поехали, отправился и сам во Владимир. Здесь Юрию удалось уладить дело: все родичи поклонились ему, называя отцом себе и господином, весело отпраздновали Рождество Богородицы, получили подарки сами и бояре их и разъехались довольные по волостям своим. Ярослав, обеспеченный со стороны старшего брата, стал готовиться к войне с Михаилом; тогда во Владимир явилось посольство из Южной Руси от князя киевского – Владимира Рюриковича и черниговского – Михаила, обоих близких свойственников великого князя Юрия (который в том же 1230 году женил сына своего Всеволода на дочери Владимира киевского); приехал сам митрополит Кирилл с черниговским епископом Порфирием: новое могущественное значение Северной Руси уже не в первый раз заставляет митрополитов отправляться туда и стараться, чтоб обе половины Руси были в политическом единении, которое условливало и единение церковное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Нифонт, святитель, епископ Новгородский († 1157; память 8/21 апреля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов) Родился в городе Киеве. В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. В 1130 году (по Н. Д., в 1129 году) Нифонт был возведен на Новгородскую кафедру, епископская хиротония его состоялась в Киеве. Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 году он выступает посредником между враждующими киевлянами, черниговцами и новгородцами. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. В 1147 году, по кончине митрополита Киевского Михаила, на кафедру митрополита был возведен Климент (Смолятич, † после 1164), избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. На созванном великим князем архиерейском Соборе святитель Нифонт решительно выступил против незаконного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неотвратимости Божией кары за отступление от церковных правил. «Не достоин есть стал, оже не благословен от великого собора, ни ставлен». В 1148 году Нифонт по желанию новгородцев ходил в Суздаль для заключения мира с суздальским князем, и Юрий Долгорукий принял Новгородского владыку с любовью, пригласил его освятить церковь Пресвятой Богородицы, отпустил с ним всех пленников, проводил его от себя с честью, хотя и не дал мира новгородцам. В 1149 году Нифонт был вызван в Киев великим князем Изяславом и митрополитом Климентом, и за то, что не хотел поминать последнего в молитвах, заключен в Киево-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (ок. 1095/1100 - 10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых). Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) В. М. был старшим сыном киевского кн. Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132) от брака с Христиной, дочерью швед. кор. Инге (1080-1112), и старшим внуком киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Первые сведения о В. М. относятся к 1117 г.- 17 марта он был оставлен в Новгороде своим отцом Мстиславом, к-рого Владимир Мономах перевел в Белгород под Киев. В 1123 или нач. 1124 г. В. М. женился на дочери Святослава Давидовича, одного из князей черниговского дома, тогда уже инока Киево-Печерского мон-ря (см. Николай Святоша , прп.). От этого брака у В. М. было 2 сыновей - Иоанн, умерший в младенчестве в 1128 г., и Владимир, а также дочь Верхуслава. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Княжение В. М. является важным этапом в становлении новгородской государственности. Стремление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением Мстиславичей вело как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам новгородскому боярству. По мнению В. Л. Янина , именно при В. М., а не в результате его изгнания в 1136 г., как традиционно считалось в науке, в Новгороде сформировалось т. н. посадничество нового типа, полномочия к-рого заметно ограничивали княжескую власть. Свидетельством внутриполитической активности В. М. как новгородского князя являются и многочисленные находки преимущественно в Новгороде свинцовых печатей с изображением арх. Гавриила, возвещающего Пресв. Богородице о рождении Спасителя, на лицевой стороне и св.

http://pravenc.ru/text/155468.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010