О священстве: De sacerdotio. Libri 1–6 II PG 48, 623–692. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О священстве II Творения. Т.1. Кн.2. СПб., 1895. С.403–484. Толкование на послание к Филиппийцам: Homiliae in Epistolam ad Philippenses II PG 62, 177–298. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Послание к Филиппийцам//Творения. Т.11. Кн.1 С.219–355. Толкование на святого Матфея-евангелиста: Homiliae in Mattheum, 1–90//PG 57–58. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Толкование на святого Матфея-евангелиста//Творения. Т.7. Кн.1–2. СПб., 1901. Иоанн Кронштадтский , праведный Моя жизнь во Христе. Т.1–2. М., 1998. Иоанн Синайский, преподобный Лествица: Scala Paradisi//PG 88, 631–1164. Русский перевод: Иоанн, игум. Синайский. Лествица. М., 2002. Ипполит Римский , священномученик О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo//PG 10, 725–787. Русский перевод: Ипполит Римский , сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. В кн.: Русский перевод: Ипполит Римский , сщмч. О Христе и антихристе. СПб., 2008. С.200–256. Ириней Лионский , священномученик Против ересей: Adversus haereses. Libri I-V//SC263–264; 293294; 210–211; 100; 152–153. Русский перевод: Ириней Лионский , сщмч. Творения/пер. прот. П. Преображенского . СПб., 1900. М., 1996р. Исаак Сирин , преподобный Слова подвижнические: MarIsaacus Ninivita. De perfectione religiosa/ed. P. Bedjan. Paris, 1909. Русский перевод: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/пер. под ред. С.И.Соболевского. Сергиев Посад, 1911. Второе собрание: «The Second Part», Chapters IV-XLI//ed. S.P.Brock//CSCO 554–555. Русский перевод: Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/пер. митр. Илариона (Алфеева) . СПб., 2003. Иустин (Попович) , преподобный Толкование на Евангелие от Матфея//Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) . Толкование на Евангелие от Матфея. Святосаввье как философия жизни. М., 2014. Иустин Философ , мученик Диалог с Трифоном: Dialogus cum Triphone//PG 6, 481–800. Русский перевод: Иустин Мученик , св. Разговор с Трифоном иудеем//Творения/пер. прот. П. Преображенского . М., 1892, 1995р. С.132–362.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

II. В изложенном понятии об освящающей нас благодати заключаются три частнейшие. Она – а) есть особенная сила, особенное действие Божие в человеке, как видно из слов самого Господа к апостолу Павлу: довлеет ти благодать моя: сила бо моя в немощи совершается, и за тем из слов св. Павла: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12, 9 ), и в других местах: емуже бых служитель по дару благодати Божия, данные мне по действу силы его ( Еф. 3, 7 ); в немже и труждаюся и подвизаюся по действу его, действуемому во мне силою ( Кол. 1, 29 ). Или: разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех ( 1Кор. 12, 4–6 ). Подаяй убо вам Духа, и действуяй силы в вас, от дел ли закона, или от слуха веры( Гал. 3, 5 )? Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков, аминь ( Еф. 3, 20. 21 ). Она – б) даруется нам туне, ради заслуг Иисуса Христа, как учит тот же апостол: вси согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе ( Рим. 3, 23. 24 ; снес. 6, 16). Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим ( Тит. 3, 3 ). Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать: да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную Иисус Христом Господем нашим ( Рим. 5, 20. 21 ). Да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3, 7 ). Да совершит вы (Бог) во всяком деле блазе, сотворити волю его, творя в вас благоугодное пред ним, Иисус Христом ( Евр. 13, 21 ). Благодатию Господа Ииуса Христа веруем спастися ( Деян. 15, 11 ). Эта освящающая благодать, для большей отчетливости в учении об ней, подразделяется еще на частнейшие виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

§ 108. Понятие о благодати Божией, ее виды и состав члена I. Под именем благодати Божией разумеется спасительная сила Божия (Простр. Хр. Катех. о чл. 9), сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, т.е., с одной стороны очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой – утверждающая и возвращающая нас в добродетели для жизни вечной. В этом понятии благодати заключаются три частнейшие – 1. Благодать есть спасительная сила Божия. Это видно из слов Самого Господа к Апостолу Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается, и затем из слов св. Павла: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12:9 ), и в другом месте: в Немже и труждаюся и подвизаюся по действу Его, действуемому во мне силою ( Кол. 1:29 ). 2. Благодать даруется нам туне ради заслуг Иисуса Христа, как учит тот же Апостол: благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данной вам о Христе Иисусе ( 1Кор. 1:4 ). Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас, и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению, и благодати данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных ( 2Тим. 1:8, 9 ). 3. Благодать даруется нам для нашего освящения, т.е. для нашего очищения, и оправдания, для нашего преуспеяния во благочестии и для спасения нашего. Это подтверждают следующие места Писания: благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего: Яко вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию ( 2Пет. 1:3 ). Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать: Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господем нашим ( Рим. 5:20, 21 ). Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3:7 ). Благодатию Господа Иисуса Христа веруемо спастися ( Деян. 15:11 ). II. Эта освящающая благодать, для большей отчетливости в учении о ней, подразделяется еще на частнейшие виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В нём – в этом бесценном духовном сокровище – находим необыкновенно ярко выраженное свидетельство того, какие были у святого Батюшки времена духовного созерцания, благоговейнейшего чувства и душевного покоя в Боге, как духовно жил и как учит всех нас жить, чтобы не просто называться христианами, но таковыми быть. В нём, скажу словами отца Иоанна (так намерен говорить и дальше), «сердечный голос души моей к моему возлюбленному и любящему Творцу и Промыслителю и к добрым христианам» (Д 2: 3). «Всё содержащееся в нём есть ни что иное, как благодатное озарение души, которого я удостоился от все просвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы... Содержание книги весьма разнообразно... Системы в книге никакой нет, но в этом и заключается, между прочим, особенность её... Для меня самого, признаюсь, книга моя всегда поучительна и назидательна» ( Μ 1: факсимиле вместо Предисловия). II. ПРИОТКРЫТИЕ ТАЙНЫ ДУХОВНОГО ВОЗРАСТАНИЯ СВЯТОГО ИОАННА «Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою» (М 1:1) Тайна духовного состояния отца Иоанна, как и его восхождения по ступеням духовной лествицы, довольно широко открывается в его книге «Моя жизнь во Христе». Подобное находится и в описаниях его жития, – подробных, обстоятельных. Достаточно вспомнить здесь огромный труд митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961) 15 «, – этот, можно сказать, свод известной литературы о святом Иоанне, растворённый личным повествованием, – чтобы исключить надобность повторять здесь описание жизненного подвига Святого. Схематично выглядит житие отца Иоанна так: Родился будущий самоотверженный пастырь 19 октября 1829 г. в селе Сура Архангельской губернии в семье бедного псаломщика Илии (1808–1851) и Феодоры (1808–1871). Ещё в детстве узнал безотрадность нищеты. Грамота давалась ему плохо, и мальчик стал возносить горячие молитвы к Богу о ниспослании благодатной помощи. И Архангельское приходское училище он окончил одним из первых по списку, а Архангельскую Духовную Семинарию – первым и в 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

VII. «Не на груды денег надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих и в особенности о живущих благочестиво. Веруй, что не оскудеет рука Его наипаче для творящих милостыню, ибо человеку щедрее Бога не быть. Этому доказательством служит твоя собственная жизнь и жизнь всех прежде бывших людей, подававших милостыню. Да будет один Бог сокровищем сердца твоего; к Нему прилепись всецело, как созданный по образу и подобию Его, и беги от тли земной, непрестанно тлящей души и тела наши. Поспешай к жизни непреходящей, к жизни, нестареющейся в бесконечные веки: влеки туда и всех, сколько есть сил» 7 (Из кн. «Моя жизнь во Христе» протоиерея Кронштадского Иоанна Сергиева, т. II. Изд. 1-е 1892 г., стр. 354). 7 «Основание христианской надежды» (по соч. Филарета, митр. Московск.). «Надежду на Бога непременно должно в основание полагать», если человек, к какому бы званию и состоянию ни принадлежал, хочет созидать благополучие прочно и безопасно. Надежда необходима в настоящей временной жизни. «О надежди, – говорит апостол, – должен есть оряй орати, и молотяй с надеждо ю своею упования причащатися» ( 1Кор.9:10 ). «Если бы по трудах дня отходящий ко сну потерял надежду встать на утро здравым и укрепленным в силах, то не нашел бы на ложе своем ни покоя, ни укрепления, и благодетельная природа затруднилась бы в преподании человеку готовых для него благодеяний без помощи его надежды получить оныя. Не нужно больше примеров. Очевидно, что нельзя жить во времени без надежды. Следует выбирать, на кого или на что положить надежду, чтобы она была тверда и необманчива» (Cл.III, стр. 465). «Человек может полагать надежду: 1) или на самого себя и на свои способности и силы, 2) или на другого человека, 3) на разные вещи и обстоятельства, или – наконец – 4) на Бога. 1) Полагать надежду на самого себя или самонадеянность есть «безумие». В этом можно убедиться: а) примерами, б) рассмотрением человека в соотношении с другими. – Пример царя Навуходоносора, возгордившегося успехами своих предприятий, возложившего надежду на самого себя, не признавшего власти Божией над собою, за что и получившего наказание от Бога ( Дан.4:27–29 ), – «всякому самонадеянному, каково бы ни было его состояние, какие бы ни были его предприятия, действительно угрожает внезапным разрушением на мечтании основанного благополучия» (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) О том, как христианин должен относиться к своей болезни. «Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи: они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его: Твой мир сказано и Твою любовь даруй нам: вся бо воздал еси нам. (Из кн. «Моя жизнь во Христе», прот. I. Сергиева, т. II, изд. 1.1892 г., стр. 69). в) Советы болящим. Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Uoah. V. 14 ). Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно: в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе, и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – источника жизни, и поставляет человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым Грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменитый врач, который не приступал в лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал. (Из кн.: «Мысли на каждый день года» епископа Феофана, стран. 134 – 136). г) Одна благочестивая женщина в одно время лишилась мужа и двух сыновей. Когда окружавшие ее думали, что она станет теперь заливаться слезами, рвать на себе одежду и волосы и жаловаться на несправедливость Бога, лишившего ее семьи, она, созвав, что Бог освободил ее от опасности гнева и осуждения в случае повреждения детской души, напротив совершенно спокойная, пала на колена с таким видом, как будто лежала у ног Самого Иисуса Христа и воскликнула: «Господи, теперь я еще охотнее и радостнее буду служит Тебе, когда Ты снял с меня мое тяжкое бремя!» (Блаж. Иерон. «Письмо к Павлину», т. И, стр. 101). 4 Терпение

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(в русском переводе) Песнь 1я Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он — Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, — и превознесу Его: ибо Он торжественно прославился ( Исх.15:1–2 ) Примечание: Перед каждым тропарем хор протяжно поет: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня!” I. С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, несчастная душа со своею плотью, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия и принеси Богу слёзы раскаяния. Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, лишенным Божией благодати вечного царства и блаженства, за грехи мои ( Быт.3:6–7 ). Горе мне, несчастная душа моя, для чего ты уподобилась первозданной Еве? Ты посмотрела худо, уязвлена жестоко, прикоснулась к дереву и дерзко вкусила безумной пищи ( Быт.3:6 ). Вместо чувственной Евы, восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел, представляющий приятное, но всегда при вкушении напояющий горечью. Достойно Адам был изгнан из Эдема, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель; я же что должен буду потерпеть, непрестанно нарушая Твои животворные повеления? ( Быт.3:23 ). II. Превзошел я убийство Каина; сознательно чрез оживление (греховной) плоти, я сделался убийцею души, вооружась против неё моими злыми делам ( Быт.4:8 ). Я не подражал, Иисусе, Авелевой праведности: никогда не принёс Тебе ни даров приятных, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной ( Быт.4:4 ). Как Каин, так же и мы с тобою, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную — дела нечистые и жизнь непотребную; посему мы и осуждены ( Быт.4:3 ). Ты Создатель, оживотворив брение, даровал мне плоть и кости, дыхание и жизнь; но, Творец мой, Искупитель и Судия, прими меня кающегося ( Быт.2:7 ). Пред тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души и тела моего, которые мне злодейски нанесли внутренние убийственные помыслы ( Лк.10:30 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

20. Поелику я ожидаю в надежды моей, что ни в чем до конца посрамлен не буду ради уз моих, но как всегда, то есть как во всех бедствиях моих, в этом также бедствии дерзновенно возвеличен будет Христос в теле моем, или чрез смерть мою, если умертвят меня, или чрез жизнь мою, если бы стали подвергать меня мучениям. 21. Ведь жизнь моя не есть жизнь моего тела, которую враги мои стараются отнять у меня, но жизнь моя Христос есть, от Коего не могут отлучить меня. 22-23. И если умру, то все-таки прибыль есть для меня смерть моя, так как за Христа умираю. Если же и эта жизнь тела для меня плод души есть чрез дела мои; то что из двух мне надо избрать, не знаю: разрешиться от этого тела, чтобы присоединиться к воинству Христову, и это я почитаю за гораздо более лучшее для утешения вашего, так как, изъятый от ежедневных страданий, я всегда буду со Христом, - 24. но и оставаться здесь плотию почитаю благом для вашего укрепления. 25-26. И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала сия, коею чрез вас хвалюсь во Христе. 27-28. Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, - это, то есть конец, для них к погибели, а для вас к жизни и вечному спасению. 29-30. Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это, как дар, предоставлено вам, именно не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян.16 гл.), и какой ныне издалека услышали о мне. Глава II 1-4. Итак, не превозноситесь скорбями вашими, - и тот, кто терпел гонение более сотоварища своего, да не превозносится над ближним своим, но кротко и благосклонно каждый да считает своего ближнего выше себя. Каждый тайно или явно пусть совершает дело не только свое собственное, но и ближнего своего. 5-6. В сем будьте подражателями Того, Кто в образе Бога был прежде облечения плотью, - не хищением почитал для Себя быть равным Богу. 7. Но Себя Самого уничижил, скрыв Свою собственную славу и облекшись в образ раба, так что Сын Давида царя, как раб, добровольно приял удар по ланите (Ин.18:22 ср. Мф.26:67, Мк.14:65 и Ин.19:3), - в то время, когда Он стал в подобие человеков, от Девы, а не от семени мужа, - и в виде (внешнем образе) людей оказался, то есть во всех страданиях плоти, кроме греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/893/...

12. Что такое религиозная вера? Вера есть окончательное постижение собственным опытом, что бытие и господство невидимого Бога являются неоспоримой истиной, которая живет в душе, как потребность высшого блага. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Ebp. XI, 1 ). »Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» ( Евр. Х, 35 ). «Не должно приходить в колебание или сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя-бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры» (Св. Василий Вел., Творен, т. II, «Нравств. правила», пр. 7-е). 13. Что значит для христианина – веровать в Бога? Для христианина веровать – значит: а) быть проникнутьм убеждением, что невидимый Бог открылся человеку в явных образах и деяниях; б) ощущать в себе непрестанное Божие промышление; в) принять всем сердцем Христово евангелие, как закон своей жизни; г) открыто исповедывать свою веру, подтверждая ее своей деятельностью. а) " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если не так, то верьте Мне по самым делам« ( Uoah. XIV, 11 ). «Вера в Господа, как Сущаго, есть для души источник жизни. Как представить Сущаго? – Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь есть» (Свят. Иоанн Кроншт., «Моя жизнь во Христе», ч. II, стр. 407). б) «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их? Вы не гораздо ли лучше их» ( Mф.VI, 26 ). » Но помните, что очи Его – очи Божеския и уши Его – уши Бога вездесущаго « («Моя жизнь во Христе» ч. I, стр. 14). в) «... ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Ebp. III, 14 ). г) »Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия на спасете всякому верующему» ( Puм. I, 16 ). " Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царствие Небесное, но исполняющей волю Отца Моего Небеснаго» ( Mф.VII, 21 ). § 36. Символ веры православной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

IV. «Как мы можем познать себя»? спрашивает св. Григорий висский, и ответствует: «образ глаза, усматриваемый в зеркале, снят с самого глаза и есть его отпечаток; в отношении же к характеру и образу души бывает на оборот: вид – образ души – начертывается, снимается с красоты Божественной; след. душа тогда только созерцает саму себя, когда зрит себя в своем первообразе, который еси Бог». (Григорий нисск. в «Воскрес. чт.» 1844 г. стр. 92 – 93). V. «Ощутивый грехи своя есть выше воскрешающего мертвых молитвою своею; сподобивыйся увидеть себя, лучше есть сподобившегося увидеть ангелов» ( Исаак Сирин гл. 41). VI. «Кто познал себя, говорит Лествичник, тот никогда не вдается в обман и не предпримет того, что выше его». (Леств. степ. 20). 4. Мысли о познании самого себя I. «Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут». (Св. Тихон задонский ). II. Чтоб узнать себя, нужно каждодневно вызывать на суд нашу душу и давать себе отчет в своем поведении и деятельности; это делали даже и лучшие из языческих мудрецов, напр. Катон. Ложась на постель, по окончании дня, он предлагал своей душе вопросы: «от какого недостатка ты ныне избавилась ? какую худую наклонность ты преодолела? в чем ты улучшилась?» – , " Я всякий день», говорит Цицерон, «становлюсь для себя обвинителен и судиею. Когда свеча моя угаснет, я обращаюсь к обозрению всего моего дня; я пересматриваю все мои слова и действия, не скрываю от себя и не прощаю себе ничего». (Анвр. Рандю). 5. Человек должен постоянно нравственно улучшаться «Ходя в лесу, в саду, или по лугу и видя молодые побеги растений, плоды на деревьях и разнообразие полевых цветов, возьми для себя урок от всей этом Божией растительности, именно такой урок: всякое деревцо в лето дает непременно значительный побег, непременно возрастает в объеме и в вышину, – всякое дерево с каждым годом как бы усиливается подвинутся вперед богодарованною ему силою; так скажи себе: и я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, должен подвигаться вперед на пути к царству небесному, или к Отцу небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего. Как луг украшается множеством цветов, так луг души моей должен благоукрашаться всеми цветами добродетелей; как деревья приносят цветы и потом плоды, так душа моя должна приносить плоды веры и добрых дел». (Из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. кронштадского Иоанна Сергиева, т. 1, изд. 1-е, 1891 г., стр. 161). 6. Вред исключительно деловой жизни для души христианина

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010