Но есть и другая проблема, когда не все благополучно в наших музейных запасниках. И здесь, я думаю, наше художественное и музейное сообщество должно быть открыто к тому, чтобы взаимодействовать с Церковью в деле сохранения тех наших духовных и материальных ценностей, художественных и религиозных, которые сегодня находятся в музеях. Никакого рассредоточения музейных фондов, никакого разрушения архивов, никакого разрушения сложившихся экспозиций нет и не будет: мы отдаем себе ясный отчет в том, что иконы, находящиеся в музейных экспозициях (в отличие от икон, находящихся в запасниках), тоже работают на духовное просвещение нашего народа. И в этом смысле мы благодарны замечательным экскурсоводам, искусствоведам, которые сопровождают прекрасными комментариями знакомство наших людей с музейными коллекциями, которые объективно работают на нравственное воспитание людей. Мы очень надеемся, что процесс возвращения храмов, культовых зданий никого не будет огорчать. Ведь очевидно, что и государство, и наши благотворители, представители бизнеса, должны будут вместе с Церковью позаботиться о том, чтобы эта передача сопровождалась, в том числе, предоставлением помещений тем учреждениям, которые, высвобождая свои площади для религиозных целей, будут продолжать свою профессиональную деятельность. Я хотел бы остановиться на этих трех вопросах, принимая во внимание, что здесь и губернаторы Уральского округа, и наши владыки, и, обращаясь к владыкам, хотел бы еще раз подчеркнуть важность всего того, о чем мы говорили на Архиерейском совещании. Сейчас нам нужно в первую очередь заняться активной подготовкой церковных социальных работников, молодежных лидеров, педагогов. С этого года наш московский Православный Свято-Тихоновский университет открывает специальный факультет для подготовки церковных социальных работников, педагогов, молодежных руководителей. Кроме того, в Москве создаются специальные курсы для ускоренной подготовки таких работников: так, во взаимодействии с московским правительством мы разработали одну такую схему ускоренной подготовки, а вторая будет осуществляться на базе Патриаршего молодежного центра в Свято-Даниловом монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/1141705.ht...

При жизни монахов хвалить нельзя. Святые отцы говорят, что вообще никакого человека хвалить нельзя, можно человека хвалить лишь в состоянии его уныния. Но теперь, когда эти три собрата предлежат перед нами здесь своими телами, а души их предстоят сегодня, на третий день по их кончине, перед Престолом Божиим, мы можем вспомнить то хорошее, что было в их жизни. Вспомнить мы можем очень немногое, потому что мы гораздо удобнее замечаем лишь пороки и недостатки друг друга и мало соответствуем христианскому устроению, которое требует искать в другом положительные черты. Первый, о ком надо рассказать, – это иеромонах Василий. Он был уже в сане священника, и ему было трудно сокрыть те черты благочестия и подвижничества, которые он себе усвоил и усваивал с первых дней пребывания в Оптиной пустыни. Все, кто его знал, могут сказать, что он пришел проводить монашескую жизнь нелицемерно и не стремился никогда к тому, чтобы его скорее постригли, быстрее рукоположили, но думал о том, как стяжать в своем сердце Духа Святаго. Те, кто жил с ним по соседству или в ближайших келлиях, могут вспомнить о том, что по ночам через фанерную перегородку было слышно, как он читал вполголоса Псалтирь, и хотя для того, чтобы делать поклоны, он клал на пол телогрейку или кусок войлока, было слышно, что он творит Иисусову молитву. Он служил в Оптиной пустыни и в Москве при открытии подворья в первое время, которое было самым трудным, самым тяжелым. И хотя там многое сгибало, расслабляло внутренне, он остался непоколебим. По свидетельству его родственников и близких, он таким же был и в миру. Все, хорошо знавшие отца Василия, как-то внутренне надеялись, что из него получится хороший батюшка, получится настоящий монах, к которому можно будет обратиться за советом, который никогда не оставит. Но, видимо, один суд – человеческий, а другой суд – Божий. И Господь судил ему перейти путь сей земли, чтобы предстательствовать за нас там, в невечернем дне Царствия Божия. Инок Трофим трудился еще в гражданской жизни в сельском хозяйстве, и здесь, в Оптиной пустыни, на него возлагались большие надежды в устроении подсобного хозяйства, и он эти надежды оправдал. Он отличался простотой, незлобием, великодушием и всепрощением. Его добрые голубые глаза всегда светились внутренней радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Данилов монастырь. История и современность Первые письменные упоминания о Даниловом монастыре 44. Евангелие учительное/Алексей; Иосиф. — М.: Печатный двор, 12.VI.1652. (6.V. — 18.VII.7160). — 550 л. Вкладная запись Свято-Троицкого Данилова монастыря на листах 1 — 9 (2-го сч.), по нижнему полю, скоропись: «171 (1662) году/сентября в 1 де /книга Евангилие в скресное/живоначальные Троицы/Данилова м н ст ря/вклад московскаго уезду/села Курева белого попа/Андрея Иванова». 45. Минея общая с праздничной/Михаил; Иосиф. — М.: Печатный двор, 2.II.1645 (5.VI.7152 — 2.II.7153). — 767 л. Запродажная запись в Свято-Троицкий Данилов монастырь 1655 г. на листах 9 — 19: «167 году (1655)/сентября в 28 день/продал сию книгу/живоначальныя (Троицы)/Данилова монастыря/архимандрит Тихон/и руку/при/ло/жил». Книги и статьи из сборников 46. Алексий, архимандрит. Первый на Москве//Памятники Отечества: Иллюстрир. альм. Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры: Возрожденные святыни Москвы. — М.: Памятники Отечества, 1997. — 37 (1). — С. 50 — 51. 47. Амфилохий (Сергиевский), епископ Углицкий. О древних иконах в Московском Даниловом монастыре св. апостолов Петра и Павла, Владимирской Божией Матери с акафистом по полям и Семи Вселенских соборов. — М., 1877. — 8 с.: ил. 48. Беляев А. Открытие храма XVI века в Даниловом монастыре//Реставрация и архитектурная археология: новые материалы и исследования. — М., 1991. — С. 56—75. 49. Беляев Л. Древности Данилова монастыря//Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. — М.: Наука, 1995. — С. 84 — 112. 50. Данилов//Бураков Ю. Под сенью монастырей московских. — М.: Моск. рабочий, 1991. — С. 26 — 39. 51. Данилов монастырь//Москва православная: Церковный календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Март. — М.: ИНТО, 1994. — С. 80 — 90. 52. Данилов монастырь//Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи. — Репринт, воспроизведение изд. — СПб.: Изд-во «Воскресение», 1994. — С. 280 — 281.

http://sedmitza.ru/text/397644.html

53. Данилов (Свято-Данилов) монастырь//Молокова Т., Фролов В. История Москвы в памятниках культуры: К 850-летию столицы. — М.: Моск. лицей, 1997. — С.67 — 68 54. Даниловский монастырь//Московская старина: Фотоальбом. — М.: Планета, 1995. — С. 220 — 225. 55. Даниловский монастырь//Памятники архитектуры Москвы: Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). — М.: Искусство, 2000. — С. 203 — 222. 56. Дионисий, архимандрит. Даниловский мужской монастырь третьего класса, московской епархии в Москве: Крат, очерк. — М.: Пономарев, 1898. — 188с. 57. Зеленская Г. Несокрушимые духом (судьбы насельников московского Данилова монастыря)//Памятники Отечества: Альм. Вып. 26—27: Быль монастырская. — М.-. Рус. кн. — 1992. — С.109 — 120. 58. Макаров М. Из жизни православной Москвы: Воспоминания православного христианина. — М.: Галактика, 1996. — 158 с. 59. Московский Данилов монастырь//Паламарчук П. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской истории и словесности. — М.: Современник, 1991. — С. 60 — 91. 60. Первый московский монастырь//Еремина Т. С. Мир русских монастырей: история, предания. — М.: Терра—Книжный клуб, 2002. — С. 176 — 184. 61. Первый на Москве Московский Данилов монастырь: [Фотоальбом]. — М.: Даниловский благовестник, 2000. — 323 с.: ил. 62. Свято-Данилов мужской монастырь//Русские монастыри. — М.: Очар. странник, 1995. — С. 36—43. 63. Святых обителей твердыня//Памятники Отечества: Иллюстрир. альм. Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры: Возрожденные святыни. — М.: Памятники Отечества, 1997. — N 37 (1). — С. 52 — 66. 64. У Бога все живы: Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). — М.: Даниловский благовестник, 1996. — 192 с. 65. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в Московском Даниловом монастыре, говоренное... Филаретом, митрополитом Московским сентября в 13-й день 1838 год. — СПб., — Тип. Глазунова, 1838.

http://sedmitza.ru/text/397644.html

Одной из отличительных особенностей великих людей является духовная мудрость и умение насаждать и взращивать добрые злаки, которые приносят благотворные плоды на протяжении очень долгого времени, часто и тогда, когда сеятеля их уже давно нет в этом мире. Во дни настоящих памятных торжеств, вспоминая 700-летие блаженной кончины святого князя, много потрудившегося при жизни во благо Русского государства и Русской Православной Церкви, и отдавая дань его деятельности на пользу Отечества, в то же время не будем забывать и о том, что посеянные им злаки давали добрые всходы на протяжении всех этих 700 лет. Они во многом определили путь, по которому пошло развитие нашего Отечества. И становление, и укрепление Москвы как общерусского государственного и духовного центра всей России оказалось возможным благодаря этим плодам. Святой благоверный князь Даниил Московский оставил яркий неизгладимый след в памяти народной, в истории и судьбе России. Ваше Святейшество! В столь знаменательный день для меня было большой честью сказать здесь, в Храме Христа Спасителя, эти слова. Спасибо. На вечере выступили художественный руководитель Государственного академического Малого театра России народный артист Ю.М.Соломин и наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Была оглашена телеграмма заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.Н.Трошина. В концертную программу вечера вошли рассказы о жизненном подвиге святого благоверного князя Даниила Московского и современной жизни монастыря, древние церковные распевы и народные песнопения в исполнении монастырских и народных хоров. Созданную для юбилейных торжеств Свято-Данилова монастыря композицию, посвященную святому благоверному князю Даниилу Московского, исполнили солист народный артист России Иосиф Кобзон, ансамбль песни и пляски Внутренних войск Министерства внутренних дел России, праздничный хор Свято-Данилова монастыря и старший хор музыкально-хоровой школы «Радость». Последние публикации раздела

http://sedmitza.ru/text/417758.html

Вручая высокие награды Церкви, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Я уже произносил сегодня слова благодарности в адрес тех, кто потрудился, внес свой вклад в то, чтобы сегодняшнее событие совершилось. Еще раз хочу выразить свою признательность всем, кто участвовал в деле возвращения Даниловских колоколов. Я думаю, для всех нас очень важно видеть, с какой любовью, с какой радостью принимает верующий народ возвращенные колокола Данилова монастыря. Не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Твери, где люди искренне радовались возвращению святынь, которые сегодня переданы Свято-Данилову монастырю». В ближайшее время вновь обретенные старинные колокола предстоит разместить на колокольне Данилова монастыря. В дальнейших планах участников проекта — инициирование процедуры включения Даниловских колоколов в список памятников всемирного наследия Юнеско. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 12 сентября, по окончании церемонии передачи Даниловских колоколов Свято-Данилову монастырю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и председатель Попечительского совета Культурно-исторического фонда «Связь Времен» Виктор Феликсович Вексельберг ответили на вопросы журналистов. Святейший Патриарх Алексий: – Я думаю, что сегодня произошло историческое событие, и я уже сказал об этом в своем выступлении. Возвращены в родную обитель колокола, которые более 80 лет находились в вынужденной эмиграции. Мы благодарны тем, кто их сохранил в эти тяжелые годы, но особенно благодарны тем, кто помог их возвращению. Мы с глубокой благодарностью принимаем вклад Виктора Феликсовича и его соратников, которые помогли осуществиться этому долгожданному событию. Думаю, что связь между Даниловым монастырем и Гарвардским университетом сохраниться. Студенты Гарвардского университета звонили в колокола, но это был бессистемный звон. Лишь когда в Гарвард приехали наши звонари, американские студенты узнали, что на колоколах можно исполнять музыку. Надеюсь, что еще не мало граждан США будут приезжать сюда к нам, чтобы учиться игре на колоколах, а потом у себя на родине звонить на праздники в те колокола, которые доставлены и подняты на звонницу Гарвардского университета взамен возвращенных в Россию.

http://sedmitza.ru/text/416021.html

Козлов Максим, прот. Детский катехизис: ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. М., 1998 Колосовская С. «Свидетельствую: РАПС убивает наших детей!» «Тверская 13», 5 (330), 1999 Колчуринский Н. Мир – Божие творение. Беседы со старшеклассниками. М., 2000 Комлев А. Боевые искусства Востока – православный взгляд. М., 2000 Конспект лекций по догматическому богословию: Учебное пособие для детей школьного возраста. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993: Кремень В.И. Последнее искушение: «Тайное знание» в свете Православия. М.: Даниловский благовестник, 1999 Кремлевский А., свящ. Основы православного вероучения: Пособие для изучающих православный катехизис. Троице-Сергиева Лавра, 2000 Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды: Страницы истории христианства. М.: Изд-во «III тысячелетие веры, надежды, любви», 1999 Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб.: Литера, 1998 Кураев Андрей, диак. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001 Кураев Андрей, диак. Если Бог есть Любовь... М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский иннститут, 1997 Кураев Андрей, диак. Протестантам о Православии. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997 Кураев Андрей, диак. Школьное богословие. М., 1997 Кэролл Л. Алиса а стране чудес. М.: Изд-во «Бамбук», 2000 Лазарь, архим. Таинство исповеди: о грехах явных и тайных недугах души. М., 1995 Легенды Крыма. – Симферополь: Рубин, 2002 Леонов Вадим, свящ. Всесвятая: Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. М.: Паломник, 2000 Леонов Вадим, свящ. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; МДА, 2000 Лесков Н.С. Запечатленный ангел. СПб., 1997 Ливерий Воронов , прот. Догматическое богословие. Клин: Христианская жизнь, 2000 Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999 Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.: Наука, 1986

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В завершающемся юбилейном году мы отмечали 700-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, 350 лет с момента его прославления во святых и 20-летие возрождения Даниловской обители после ее разрушения. Не воинскими доблестями, а миром и любовью князь Даниил собирал разделенные удельные княжества и положил начало объединению вокруг Москвы Русского государства. Но было время, когда о князе Данииле жители Москвы ничего не знали. Только Даниловский рынок напоминал о том, что это место как-то связано с именем князя Даниила Московского. Открытие Свято-Даниловой обители 20 лет тому назад еще в Советском Союзе, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси было событием огромной духовной и исторической значимости. Те, кому Бог судил принимать участие в восстановлении святыни, знают, в каком удручающем состоянии она находилась. Вся Русская Православная Церковь принимала участие в возрождении Свято-Данилова монастыря. И главное богослужение, кульминационный пункт празднования 1000-летия Крещения Руси проходил на территории Свято-Данилова монастыря, который уже мог в своих стенах принять гостей нашей Церкви, прибывших на юбилейные торжества. Сегодня жителям Москвы князь Даниил Московский известен как историческая личность. Мы благодарны правительству Москвы и лично Юрию Михайловичу Лужкову за то, что в дни празднования 850-летия Москвы на Даниловской площади был открыт памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. Сегодня к этому памятнику из Успенского собора Кремля и из Храма Христа Спасителя пришел грандиозный Крестный ход, завершившийся молебным пением на Даниловской площади. В Тронном зале резиденции Московского Патриарха мы подводим итоги юбилейного года, посвященного памяти святого благоверного князя Даниила Московского. 12 сентября 2002 года был образован Оргкомитет, который принял программу празднеств. Мы благодарны всем, кто внес вклад в празднование юбилейного года князя Даниила Московского. В юбилейном году мы совершали богослужения, молитвенно обращаясь к предстательству святого благоверного князя Даниила. Были проведены конференции, симпозиумы, встречи, выставки, которые напоминали о подвиге и служении святого Даниила и объединяли Церковь и общество.

http://sedmitza.ru/text/397638.html

Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Троицкий собор Свято-Данилова монастыря Троицкий собор — самый большой собор монастыря. Построен в 1838 г. по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен св. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери " Троеручица " и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Колокольная Свято-Данилова монастыря Также в монастыре воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни. 4 сентября 1997 г., накануне празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. 17 марта 1998 г. на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, имевшая 300-летнюю историю, но снесенная после революции. Воссозданная часовня Свято-Данилова монастыря на Тульской площади Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения обители частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 г. архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием. Данилов монастырь - ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общими являются молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвует в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство " Даниловский благовестник " , экскурсионная служба, различные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Разянской области и в Подмосковье.

http://sedmitza.ru/text/397650.html

Вопрос: – А как отмечалось 600-летие со дня преставления святого благоверного князя Даниила? Архимандрит Алексий: – 100 лет назад состоялся крестный ход из Кремля в Свято-Данилов монастырь. В монастыре тогда были совершены праздничные богослужения, после чего крестный ход вернулся в Кремль. 6 сентября 2003 года, в праздник святителя Петра и День города Москвы, после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля также будет совершен крестный ход к памятнику святому благоверному князю Даниилу Московскому на Даниловской площади и в Свято-Данилов монастырь. Вопрос: – Хотелось бы узнать о научных конференциях и издательских проектах, связанных с юбилейными торжествами. Руководитель ЦНЦ «Православная Энциклопедия» С.Л.Кравец: – Я думаю, что наибольший интерес будут представлять те издания и те мероприятия, которые будут связаны с Днем города и уроками москвоведения. В этом году уроки москвоведения будут посвящены юбилею, школьникам Москвы и Московской области будет рассказано о св. князе Данииле, о Московском княжестве того времени. Будут проведены несколько очень важных конференций, в том числе и международных. Предполагается провести три значительных конференции силами Российской Академии наук, Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия», Министерства культуры РФ и Свято-Данилова монастыря. Это, прежде всего, церковно-научная конференция «Святые неразделенной Церкви», которая состоится в июне. В этой конференции помимо ученых Москвы и Петербурга будут участвовать ученые из Сербии, Греции, Болгарии, Италии. В сентябре одновременно с выставкой «Иконография древних русских святых» будет организована конференция «Московский патерик», на которой будут представлены новые открытия богословов, историков и искусствоведов. На ноябрь-декабрь запланировано проведение конференции «Москва – духовный центр России», посвященной собирающей государственной роли Москвы, которая со времен св. Митрополитов Петра и Алексия неотделима от духовного значения Москвы как центра церковной жизни.

http://sedmitza.ru/text/396366.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010