Отец Виктор пообещал обязательно поставить знамя города рядом с православным крестом. Во время своих путешествий спортсмен познакомился со многими людьми из разных стран, но более выносливых, крепких и надежных, чем сибиряки, не встречал. - Вечерний Новосибирск/" Православие 2000 " . ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЕСТА В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ 24 декабря семиметровый позолоченный крест, снесенный прошлогодним ураганом, был установлен на колокольню Новодевичьего монастыря. В августе этого года были восстановлены пять крестов на Смоленском соборе. Последний, венчавший колокольню, пострадал более всего. Восстановление крестов осуществили умельцы из московских и ярославских реставрационных мастерских. Крест с колокольни изготовлен в конце XVIII века. Он является точной копией первоначального, установленного в XVII веке. Огромный крест весом 750 килограммов сделан из железа с медной обтяжкой и позолотой. Восстановительные работы осуществлены на пожертвования верующих и предприятий, средства Московской епархии, а также из бюджета Государственного исторического музея, на балансе которого находится часть комплекса Новодевичьего монастыря. - Православие в России/" Православие 2000 " . ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ ПОЗДРАВИЛ ЖИТЕЛЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ СО 100-ЛЕТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИВОСТОКСКО-ПРИМОРСКОЙ ЕПАРХИИ По сообщению нашего собственного корреспондента во Владивостоке 24 декабря в крае было распространено обращение Святейшего Патриарха. Деятельность Владивостокской епархии в Приморском крае после длительного перерыва была возобновлена 3 января 1991 года постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода. Сейчас количество православных приходов по Приморскому краю составляет около семидесяти, большинство из них приходится поднимать от фундамента, так как все храмы в крае, кроме одного в Уссурийске, были закрыты и разрушены. Возрождены два известных дореволюционных монастыря - мужской Свято-Троицкий в поселке Горные Ключи и женский, Рождество-Богородицкий, в селе Линевичи Уссурийского района. Основано два новых женских монастыря.

http://pravoslavie.ru/news/index01.htm

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Ушакова, Г. Кондратьева, 1659 г.; иконная рама с Акафиста Богородице, 2-я пол. XVII в. (ГТГ); триптих, XVII? в. (Частная коллекция Мартен). Изображение сцен Акафиста Богородице встречается и в рус. иконописных подлинниках (напр., XVII в. РГБ. 6888). Текст Акафиста Богородице, защитнице Константинополя, получил изобразительное истолкование в контексте традиции ее почитания в столице Византийской империи, поминовения многочисленных осад Влахернского квартала и службы Акафиста Богородице во Влахернском храме с литией. Уже в палеологовскую эпоху сложилась устойчивая традиция историзованного иллюстрирования 23 и 24 икосов (в рус. традиции 12 икоса и 13 кондака), а иногда и др. икосов 2-й половины Акафиста Богородице либо проимия «Взбранной Воеводе». В таких иллюстрациях изображалась сама служба Акафиста Богородице с литией или поклонением иконе Божией Матери, что отражало реальные Константинопольские процессии с иконами Богоматери. Эта традиция распространилась в иллюстрациях к Акафисту Богородице уже в кон. XIII–XIV в. В циклах Акафиста Богородице палеологовской эпохи 2-й проимий иллюстрировался сравнительно нечасто, но уже в это время сложилось 2 основных иконографических типа: образ Богоматери или лития с иконой Богородицы, а также изображение осады Константинополя, включавшее элементы осад города разных лет. Проимий иллюстрировался в росписях церкви св. Петра на о-ве Великий град на оз. Преспа; в молдав. церквах: св. Марии монастыря Хумор, Благовещения в Молдовице, Усекновения главы Иоанна Крестителя в Арборе, трапезной монастыря Хиландар на Афоне и др. Сохранилась также греч. икона XVIII в. (Частная коллекция. Греция), где изображена осада Константинополя, с надписью об осаде города аварами в 626 г. Этот второй тип иллюстрирования проимия привился и на Руси и известен по росписям XVI–XVII вв., а также по некоторым иконам XVII в.: Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, кон. XVI в.; Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643 гг.; церковь Ризположения Московского Кремля, 1644 г.; Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1641 г.; «Благовещение с Акафистом» из церкви Св. Троицы в Никитниках (Москва), 1659 г., и триптиху XVII в. (?) (Частная коллекция Мартен). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь, в Константинополе, Молдавии, Московском государстве на иконографию осады Константинополя оказали влияние политические идеи – на повествование об обороне византийской столицы могли накладываться ассоциации с местными историческими обстоятельствами. Т. Н. Михельсон высказывала предположение, что начиная с XV в. в памятниках московской школы при изображении осады в Акафисте Богородице могла сложиться традиция сопоставления авар с татарами и Константинополя с Москвой.

http://sedmitza.ru/text/409454.html

3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности; 4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Алексия о визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Александрийской Православной Церкви Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки ФeoдopaII. Справка 6 октября 2007 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Россию прибыл Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II. В аэропорту «Домодедово» высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиереи и клирики Русской Православной Церкви, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, Чрезвычайный и Полномочный Посол Греческой Республики в России Илиас Клис и полномочный посланник Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации Омар Али Абу Эйх. В тот же день вечером в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, которого сопровождали митрополит Кейптаунский Сергий, епископ Мадагаскарский Игнатий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси епископ Киринский Афанасий, настоятель монастыря святого Георгия в Каире архимандрит Нифон, сотрудник Иоханнесбургской митрополии архимандрит Петр, великий логофет и глава архонтов Александрийского Патриархата Спиридон Камалакис, советник по вопросам печати Александрийского Патриархата Николай Кацикас. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиереи Московского Патриархата и сотрудники Отдела внешних церковных связей.

http://sedmitza.ru/text/412772.html

Епископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Епископ Люберецкий Вениамин, викарий Московской епархии, наместник Николо-Угрешского монастыря Епископ Егорьевский Марк , викарий Московской епархии Епископ Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Епископ Шатурский Никодим , викарий Московской епархии Протоиерей Леонид Васильевич Ролдугин, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, благочинный храмов Преображенского округа г. Москвы Игумен Дамаскин (Орловский Владимир Александрович), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, член Синодальной комиссии по канонизации святых Пальцев Михаил Александрович, ректор Московской медицинской академии имени Сеченова, староста храма Архангела Михаила при Клиниках на Девичьем поле Московская (областная) епархия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Архиепископ Можайский Григорий , викарий Московской епархии Епископ Видновский Тихон , викарий Московской епархии Епископ Серпуховской Роман , викарий Московской епархии Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Троицкого собора г. Подольска Московской области Игумения Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна), настоятельница Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы Степанов Валерий Александрович, проректор Коломенской духовной семинарии по учебной части Абаканская и Кызылская Епископ Абаканский и Кызылский Ионафан Протоиерей Сергий Владимирович Тимонов, секретарь епархиального управления, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Абакана Иеромонах Лазарь (Казанцев Геннадий Федорович), благочинный храмов Северного округа, настоятель Михаило-Архангельского храма в пос. Шира Кичеев Борис Николаевич, юрист, ктитор Знаменского храма-часовни в г. Абакане Анадырская Священник Константин Михайлович Боровицкий, настоятель храма св. прор. Илии с. Кепервеем Чукотского АО Монахиня Серафима (Кудлай Оксана Федоровна)

http://patriarchia.ru/db/text/523777.htm...

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Святыни Частицы мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Социальное служение В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба. Сегодня в обители действуют: Группа работы с просителями Центр семейного устройства Елизаветинский детский дом Елизаветинская гимназия Патронажная служба Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский Сад» Телефонная служба помощи Детская выездная паллиативная служба Центр реабилитации детей с ДЦП Добровольческая служба Дом-музей великой княгини Елизаветы Феодоровны Пожертвовать на помощь подопечным обители — детям с неизлечимыми заболеваниями и людям в тяжелой жизненной ситуации можно по ссылке (доступна функция подписки на регулярную помощь). Или можно отправить смс на номер 7715, например, Обитель 200, где 200 — сумма пожертвования. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 52 ) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия». Игуменией обители назначена монахиня Елисавета (Позднякова) . Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению , а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству . 6 июля 2014 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел монахиню Елисавету в игуменское достоинство. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 34 Телефон: +7 (499) 704-21-73, +7 (495) 951-11-39, +7 (499) 704-21-73 Web-caйm: www.mmom.ru E-mail: mmom@mmom.ru Настоятельница: Елисавета, игумения (Позднякова Елена Владимировна)

http://patriarchia.ru/db/text/320500.htm...

На первых порах ей удалось получить из правозащитного общества «Мемориал» список из 306 имен. Каждое имя из этого скорбного списка Варвара Васильевна сверяла с данными архива КГБ и, где это было возможно, с записями в церковных книгах тех приходов, где служили погибшие. Это было начало большой и кропотливой работы, в которой ей помогали многие люди, – священнослужители, архивные работники, члены правозащитного общества «Мемориал». 1994 г. был для Варвары Васильевны поистине переломным в ее жизни. Митрополит Ювеналий, ставший ее духовным наставником, умело и деликатно подвел ее к мысли о принятии монашества. В возрасте 80 лет 13 октября того же года она была пострижена в монашество с именем Серафима – в честь преподобного Серафима Саровского , и вскоре после этого возведена в сан игумении с вручением игуменското жезла – жезла настоятельницы Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Одним из первых деяний игумении Серафимы была передача Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II через митрополита Ювеналия списка расстрелянных в Бутове священнослужителей. Имя ее деда –митрополи та Серафима –открывало это т список. По благословению Святейшего Патриар ха Алексия II место их гибели было освя щено 8 мая 1994 г. Игумения Серафима стояла у истоков создания на Бутовском полигоне мемориального комплекса, места паломничества – для молитвенного поклонения новомученикам и исповедникам Российским. Именно по ее инициативе там был поставлен крест-голубец работы скульптора Д. М. Шаховского – сына православного священника Михаила Шика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г. 5 мая 1994 г. памятный крест был освящен. Освящение совершили архиепископ Сергий и епископ Арсений в сослужении сонма духовенства Москвы и Московской области. Игумения Серафима была одним из инициаторов создания общины и строительства храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. В сентябре 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил образовать общину храма (10 человек из родственников погибших на полигоне) для сооружения храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Поэтому настоящую статью можно рассматривать как первый после многолетнего перерыва опыт возвращения к данной теме. Однако мы не имеем возможности подробно останавливаться на деятельности каждой игумений Новодевичьего монастыря, так как это должно стать темой специального и обширного исследования. Мы поставили перед собой задачу продолжить список игумений Новодевичьего монастыря, приведенный в работе И.Ф.Токмакова, и довести его до 1919-20 гг., т.е. до закрытия монастыря после революции 1917 г., а также уточнить места захоронений некоторых из них в Новодевичьем или в других монастырях. Статья построена на материалах и документах, выявленных нами в монастырском архиве (фонд филиала ГИМ " Новодевичий монастырь " ) и в основном неизвестных исследователям, что дает нам возможность ввести в научный оборот новые архивные материалы и более подробно охарактеризовать личности игумений (их социальное происхождение, образование, возраст, награды, передвижения по должности и т.д.).   Игуменья Елена (Девочкина) и насельницы монастыря Феофания и Домника. Изображение конца XIX в. Свое знакомство с интересующими нас материалами начнем с иконы, на которой изображена первая игумения монастыря Елена (Девочкина) вместе со схимонахиней Домникой и послушницей Феофанией. Икона была написана в иконописной мастерской монастыря в конце XIX— начале XX в. Иконописное изображение схимонахини Елены (ни одна игумения монастыря не была удостоена такой чести) свидетельствует о большом почитании первой игумений насельницами Новодевичьего монастыря, даже спустя почти четыре столетия после ее смерти. Кроме того, эта икона подтверждает запись в " старинных письменных святцах " о том, что игумения Елена была «причислена к Московским святым» На время настоятельства матушки Елены (1525—1547 гг.) пришлись, наверное, самые трудные первые 22 года существования монастыря и обустройства в его стенах монашеской общины. Не случайно, что ее имя сохранилось не только в официальных документах, но и в монастырских преданиях. Игумения Елена умерла в 1547 г. и была похоронена в монастыре с северной стороны алтаря Смоленского собора. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. Известно, что могила первой игумений долгое время служила местом особого почитания и поклонения в монастыре В настоящее время, после уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 20-х — начале 30-х годов XX в. могильный камень с именем игумений Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. " Година Олене Девочкине, первой начальной строителю " , " память старице Елены Девочкине, первоначальной во обители пречистые Богородицы " и ее роду были записаны для поминания в монастыре во " Вкладной книге 1674—1675 (7183) года Московского Новодевичьего монастыря " и в Синодике 1705 года

http://sedmitza.ru/text/414083.html

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл  возглавил служение Божественной литургии . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма. 11 сентября 2012 г., в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма. 23 марта 2015 г. благочинным Московской епархии был направлен циркуляр о сборе пожертвований на строительство во исполнение решения совещания викариев, благочинных, председателей отделов и комиссий Московской епархии от 10 марта 2015 г. о проведении акции «именные кирпичи».

http://patriarchia.ru/db/text/4556806.ht...

— Потребовалось ли изменить назначение помещений, после того как архитектурный ансамбль был передан Церкви? Планируется ли приспособление их для иных нужд? — До 2010 года на территории Ново­девичьего монастыря находились филиал Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь», резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских и Московское епархиальное управление. Храмы и некоторые здания Московская епархия занимала на договорных условиях с Государственным историческим музеем. Музей и определил, какие здания и помещения монастыря можно использовать как экспозиционные площади, в каких могут расположиться мастерские, а где должны находиться администрация и экскурсионное бюро. После передачи ансамбля Новодевичьего монастыря практически ничего не изменилось в функциональном распределении помещений. Перераспределять не пришлось ничего. Для нас ранее существовавший принцип оказался оптимальным. Так, экскурсионное бюро как находилось в Мариинских палатах, так и находится сейчас. Где раньше проходили выс­тавки — в Ирининских, Сетуньских, Софьиных палатах, там они сейчас и проводятся. Епархиальные структуры также остались на своем прежнем месте — в Лопухинских палатах и Филатьевском училище. Во многом это стало возможным благодаря тому, что сразу после передачи монастыря Московской епархии в 2010 году по моему благословению в стенах обители был учрежден Церковный музей Московской епархии, который, сохраняя опыт прежних лет, стал вести просветительскую, выставочную и экскурсионную деятельность. — Какие выставки сейчас действуют? Планируется ли разработка новых экскурсионных маршрутов? Будет ли открыт для посещений подклет Смоленского собора? — В настоящее время у нас действуют четыре выставки: «Огненные языки благодати», где экспонируются иконы из иконостаса церкви Сошествия Святого Духа; «Величай, душе моя, Деву Пречистую», составленная из богородичных икон Новодевичьего монастыря; «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», посвященная 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года; и, наконец, совсем недавно открылась обновленная фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», с которой в 2010 году Церковный музей Московской епархии начал свою работу. Новые экспозиции открываются у нас ежегодно. Церковным музеем разработаны и утверждены экскурсионные тематические маршруты для разных категорий посе­тителей. Многим будет интересен маршрут, включающий посещение Смоленского собора, где находится царская усыпальница представителей рода Романовых. Думаю, что ­после проведения полной реставрации этого древнейшего монастырского храма мы сможем предложить посетителям маршрут, который будет проходить и через древнюю крипту Смоленского собора с гробницами родственниц Ивана Грозного.

http://patriarchia.ru/db/text/3660153.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010