По воспоминаниям владыки Даниила, во время его учебы в Одесской духовной семинарии, пришедшейся на первую половину 80-х годов прошлого века, имя еще не канонизированного епископа Игнатия (Брянчанинова) никому из окружения молодого семинариста ни о чем не говорило. В семинарской библиотеке творений выдающегося духовного писателя, богослова и проповедника, известного уже не одному поколению верующих, не было. Только лишь один преподаватель имел труды Святителя и приобщил к этой духовной сокровищнице третьекурсника Александра Доровских. В будущем – студента Московской духовной академии, монаха Троице-Сергиевой лавры, прошедшего путь от иеродиакона до главы Архангельской митрополии. Все эти годы святитель Игнатий был рядом с ним. В сокровенных мыслях и чаяниях. В словах, сказанных пастве с амвона. В томах полного собрания творений. Плач сердца или «бухгалтерский учет»? Владыка, на недавней майской конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления», проходившей в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве, Вы говорили, что святитель Игнатий изменил Ваше сознание и Вашу жизнь в целом... Да. Это был период советской эпохи, когда наша Церковь «вышла из реанимации». Мне нравится сравнение одного человека: киллеру заказали кого-то убить, но киллер промахнулся. Не убил намеченную жертву – сильно ее ранил. И вот раненый долго лежал в реанимации, затем вышел. А выйдя оттуда, он слышит, что и то делает не так, и это не так... Всегда требуется время, чтобы человек после реанимации снова почувствовал в себе жизненные силы. По аналогии: государство-киллер поставило перед собой задачу уничтожить Православную Церковь, но не уничтожило. Конечно, богоборцы потрепали земную Церковь изрядно, и тогда я поступил в семинарию, можно сказать, не имея глубины понимания духовной жизни, того же Таинства покаяния. А отучившись два года, подумал, что всё уже знаю и всё умею. Совсем как тот студент-медик, который после второго курса считает, что он готов оперировать больного, не понимая, насколько плачевным может быть исход операции. В духовной сфере подобный исход не бывает столь явным: душу же не видно! Но в мыслях я представлял себе, что вот я женюсь, приму сан, пойду на приход и буду рождать себе подобных христиан.

http://pravoslavie.ru/104861.html

     Пульс духовной жизни Алтая Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей в первую очередь помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, – любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви через веру укрепляет людей в способности любить друг друга. Путешествуя по селам и отдаленным пастбищам, святитель внимательно слушал, как разговаривают друг с другом алтайцы. Никаких словарей еще не было, нередко приходилось угадывать смысл сказанного из контекста, и, боясь допустить ошибку в переводах, он часто сравнивал говоры разных мест, долго размышлял над услышанным и наконец, на основании опыта общения с местными жителями, создал словарь и грамматику алтайского языка, тем самым совершив культурный и духовный подвиг во благо народа зде пребывающего. Жизнь святителя Макария была очень трудной. Он сравнительно поздно стал архиереем – вначале викарным епископом Томской епархии, а затем и архиепископом Томским и Алтайским. Все его труды были направлены на то, чтобы укрепить духовную и культурную жизнь жителей Алтая. Затем он был призван к высокому служению митрополита Московского. Это назначение совпало с тяжелейшими предреволюционными годами. Святитель, который привык честно общаться с алтайцами, не кривить душой, говорить то, что думает, так же повел себя и в Москве, но уже совсем другая атмосфера была в России в предреволюционные годы, и поэтому, не понимая простоты и честности владыки Макария, многие считали его плохим дипломатом, плохим руководителем, неспособным устанавливать отношения с тогдашним обществом.

http://pravoslavie.ru/96721.html

А.В. Попов Глава 1. Прибытие святителя Тихона в Соединенные Штаты Америки § 1. Краткое житие св. Тихона: 1865–1898 годы Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Торопце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн. В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» 8 Беллавин В.И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 9 1891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.В. Попов Письма святителя Тихона. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского Источник Введение В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде канцелярии Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода (ф. 796) среди многих документов находятся т.н. «секретные» дела (оп. 205). До 1917 года они хранились в Синоде в отдельном шкафу в запечатанных пакетах, на которых было написано: «Вскрывать лишь по особому распоряжению Г. Обер-Прокурора». После Февральской революции эти пакеты вскрыли, сняв покров тайны с секретных дел. Между прочими бумагами обнаружились письма ряда лиц к преосвященному Флавиану (Городецкому). Флавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, из дворян, родился 26 июля 1840 года в Орле. Среднее образование получил в Орловской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. На последнем курсе университета Николай Городецкий оставил учёбу и в апреле 1861 года стал послушником в Николо-Песношском монастыре. В 1866 году Николай был пострижен в монашество с именем Флавиан и рукоположен в иеродиакона, в следующем году иеродиакон Флавиан был хиротонисан в иеромонаха, а в 1885 году состоялось посвящение архимандрита Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, викария Донской и Новочеркасской епархии. В 1891 году епископ Флавиан получил самостоятельную Холмско-Варшавскую кафедру. Далее он был последовательно архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии (1898 г.); архиепископом Харьковским и Ахтырским (1901 г.); митрополитом Киевским и Галицким, священноархимандритом Киево-Печерской лавры (1903 г.). Скончался митрополит Флавиан (Городецкий) 4 ноября 1915 года в Киеве. Чуждый по своему происхождению, воспитанию и образованию недостаткам, присущим кастовому духовенству, Флавиан всегда внимательно и уважительно относился к сотрудникам, которые отвечали доброму пастырю любовью и преданностью. Во всех епархиях, где проходил служение владыка, оставались клирики и миряне, нуждавшиеся и надалее в благословении, советах, в общении со своим наставником. И одним из тех людей, в становлении которых преосвященный Флавиан сыграл исключительную роль, был (впоследствии) патриарх Московский и всея России Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1701. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Координаты: 55.929065, 38.233434 Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в. Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек. Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Архив Пн В день памяти святителя Филарета Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого 2 декабря 2018 г. 16:51 2 декабря 2018 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя стало центральным событием торжеств, посвященных 10-летию Общества Друзей милосердия. Перед входом в Храм Христа Спасителя были размещены стенды с информацией о православной службе помощи «Милосердие» и организована раздача листовок c основными текстами службы и песнопений для общенародного пения, в галереях были оборудованы зоны сбора пожертвований и записи в Друзья милосердия. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Спиридона (Морозова) во епископа Бирского и Белорецкого ( Башкортостанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдел по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; архиепископ Верейский Амвросий , ректор Московской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , руководитель православной службы помощи «Милосердие»; епископ Салаватский и Кумертауский Николай ; епископ Балашихинский Николай , главный редактор Издательства Московской Патриархии ; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.

http://patriarchia.ru/db/text/5315673.ht...

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. 3 января, ПРАВМИР. Сегодня, 3 января, Русская Церковь отмечает память святителя Петра, митрополита Московского. Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Ратс он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы. Храмы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

В 2021 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Калужской духовной семинарии открыта программа магистратуры «Русская патрология XVIII – нач. ХХ вв.». Следует отметить, что актуальность открытия данного профиля подготовки магистров обусловлена рядом причин. Исторически Калужская духовная семинария связана со Свято-Введенской Оптиной пустынью, имеющей колоссальное духовное наследие, которое должно быть осмыслено во всей полноте. Многие преподаватели и студенты семинарии работают в архиве обители и готовят выпускные квалификационные работы по трудам Оптинских старцев. Кроме того, в семинарии особое внимание уделяется изучению наследия святителя Феофана Затворника, святителя Луки Крымского и других наших подвижников. Я также возглавляю Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и изданию Летописи жизни и творений этого святителя. В семинарии имеется хороший профессорско-преподавательский состав. Кроме меня в него входят также архиепископ Песочинский Масимилиан. Он лаврский постриженик, окончил Московскую духовную академию в 80-е года. У него преподавателями были митрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Маслов), профессор Алексей Осипов, а духовником был архимандрит Кирилл (Павлов). Епископ Тарусский Леонид, прошел Оптинскую монашескую школу. Епископ Можайский Иосиф, наместник Оптиной пустыни. Он из ученых монахов, кандидат богословия, монашеский путь начал в Пафнутиев-Боровском монастыре. Большинство преподавателей у нас имеет ученые степени, много издают научных публикаций и принимают участие в конференциях. Семинария издает два научных журнала: «Богословско-исторический сборник» и «Труды по русской патрологии». Оба они входят в РИНЦ, а «Богословско-исторический сборник» включен в список ВАК.   - Какое образование здесь можно получить сегодня? По какой системе проходит обучение? Можно ли учиться в магистратуре?   - Современное обучение в семинарии ведется по нескольким направлениям. Бакалаврская программа осуществляется по аккредитованной государством программе «48.03.01 Теология» и церковному образовательному стандарту «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат). Время обучения по обоим направлениям на очном отделении – 4 года, а на заочном – 4,5 года. Кроме этого существует так называемый «Пропедевтический курс», на котором студенты обучаются в течение одного года, если сразу не поступают на первый курс бакалавриата.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/26/...

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным 1 . Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года 2 , в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого 3 . После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского 4 . В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария 5 . Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/godyi-arhiereystva-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010