Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

III. Царствование императора Александра II (1855–1867) Еще в начале 1852 года, когда святителю Московскому Филарету пошел семидесятый год от рождения, он писал ректору Московской Духовной Академии, архимандриту Алексию Ржаницыну , 1262 просившему у него проповеди для помещения в академическом журнале – Творения святых отцов, 1263 «пора вам, отец ректор, ожидать от меня более молчания, нежели слова». 1264 Иначе сказать, святитель Филарет, ссылаясь на свои телесные немощи, уже в конце царствования императора Николая Павловича как бы отказывался от продолжения проповеднической деятельности. Действительно, издавна удручаемый разного рода болезнями, особенно ощутительными при его природной слабости телесной, а между тем столько употребив сил на изумительную по напряжению энергии деятельность в предшествующее пол столетие, святитель Московский в праве был так писать, как писал к Алексию. К тому же и голос его, столь необходимый для надлежащего произнесения проповедей, стал мало по малу ослабевать и быть менее звонким, нежели прежде; речь его, от старости и от выпадения зубов, стала также менее внятною для слушателей. По этому святитель мало по малу приходил к сознанию необходимости заменять более или менее пространные поучительные слова более краткими речами, или беседами, или же письмами, которые по содержанию, тону и направления, у него нередко представляют собою почти то же, что проповедь, каковой характер носят на себе иногда и резолюции святителя, так как и при ослаблении телесных сил он до конца жизни сохранил всю бодрость духа, а с другой стороны, как архипастырь, и в старости не хотел оставить без назидания и паству свою и других лиц, искавших у него наставления или нуждавшихся в нем. Этим объясняется, с одной стороны, то, что за время царствования императора Александра II мы имеем от святителя Филарета гораздо меньше проповедей. Нежели за предшествующие царствования, а с другой, то, что в числе слов и речей его за это время, по их последнему изданию (1873–1885), помещены и некоторые письма его, особенно приветственные, к высочайшим особам. Но и к другим лицам многие письма его могут быть названы поучениями, только не по строгой форме проповеди составленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апостол Сибири святитель Иннокентий и писатель Иван Гончаров В жизни писателя Ивана Александровича Гончарова была необыкновенная встреча с человеком, который впоследствии был признан святым и канонизирован Русской Православной Церковью. Возвращаясь в 1854 г. с Дальнего Востока в Петербург через Сибирь, автор «Фрегата " Паллада " » в Якутске лично познакомился с будущим московским митрополитом, а в то время архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым). Святитель Иннокентий Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) был выдающимся церковным деятелем, миссионером, просветившим светом Евангелия народы Восточной Сибири и Русской Америки. Сначала он был священником в Иркутске, в 1823 г. вызвался ехать священником на остров Уналашку, где обратил в христианство алеутов. Для этого он изучил алеутский язык. Благодаря его стараниям, христианство распространилось по всем Алеутским островам. Затем он был переведен на остров Ситху, где распространил христианство среди колошей. В 1840 г. по смерти жены он принял монашество и стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Двадцать семь лет длился его апостольский подвиг в Восточной Сибири. Святое Писание было переведено на якутский, алеутский и Курильский языки. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским и стал руководить миссионерским обществом. Честная кончина святителя Иннокентия последовала в страстную субботу в 1879 г. Это ли был не ясный знак его святости? Ныне его святые мощи покоятся в Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Нужно сказать, что Гончаров со свойственным ему чутьем осознал необычный масштаб личности владыки, о котором ко времени их встречи уже писали в русских газетах и журналах. Готовясь к путешествию, Гончаров много читал, в том числе и о миссионерской деятельности Русской Церкви в Сибири. Прежде всего прочел он книгу самого преосвященного владыки, тогда еще протоиерея, «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Книгу писатель оценил высоко: «Прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края.

http://pravoslavie.ru/5229.html

В Издательском Совете состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 29 января 2013 г. 17:47 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических организаций России — богословы, историки, филологи, философы, педагоги, изучающие жизнь, деятельность и духовного наследия Вышенского Затворника. Возглавил семинар председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Почетным гостем стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир . В мероприятии приняли участие настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В.Н. Духанин, заместитель председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН профессор М.И. Щербакова, профессор МПГУ Е.В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

Двадцать первый день. Поучение 1-ое. Святитель Петр, митрополит Московский. (Уроки из его жизни). I. Со дня кончины празднуемого ныне святителя Петра, митрополита московского , протекло почти 600 лет, но время не сокрыло от нас светильника веры и благочестия, народ русский сохранил в своих летописях память о нем для благодарнаго, молитвенного прославления угодника Божия. Раскроем же эти летописи, чтобы увидеть в них светлый образ святителя, предстоящего престолу Господа славы. Святитель Петр родился на Волыни, во второй половине 13-го столетия. Не задолго до его рождения, мать его видела знаменательный сон, предвещавший величие души и жизни будущего ее сына. Снилось ей, что держит она на руках необыкновенного агнца, между рогами которого было дерево, на коем листья перемешивались с цветами и плодами, а среди ветвей прекрасного дерева горело множество свечей, разливавших благоухание. И сбылся сон: Господь даровал ей сына, который соделался пастырем множества словесных овец, благоухал среди них, и светил верою и богоугодною жизнию. Семи лет он отдан был для обучения грамоте. Трудно она на первых порах давалась ему; печалился отрок, печалились и родители, но не унывали, а молились подателю мудрости – Богу, и Он услышал их молитву. Однажды отрок с печалью в сердце о трудности для него учения заснул, и видит во сне мужа в святительской одежде, который, подойдя к нему, сказал: «чадо мое! открой уста твои»,» и когда отрок открыл уста, святитель прикоснулся к его языку, и как бы влил в уста его сладость. При этом отрок проснулся, неизъяснимый восторг наполнил его сердце, ум его просветлел. С тех пор быстро стали развиваться его способности, легко давалось ему книжное учение, чтение слова Божия было главнейшим его занятием, которому он предавался со всею любовию. Глубоко западало семя слова Божия в юную душу; падая на добрую землю, оно приносило обильные плоды христианских добродетелей, и с такою силою влекло к небесному, что двенадцатилетний отрок оставил дом родителей и поступил в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 В середине XVI века на Руси по благословению святителя Макария писались Жития, Похвальные слова, службы и иконы новоканонизованным святым, создавались также и другие памятники письменности и книжности. Сохранились три Повести, в которых описано нашествие крымских татар на Москву в 1521 году, большой московский пожар в 1547 году и случай церковного воровства, обнаруженного в Успенском соборе при святительстве Митрополита Макария. Святитель Макарий был очевидцем или участником событий, которые описаны в данных Повестях. Во время татарского нашествия в 1521 году он подвизался в Пафнутиево-Боровском монастыре. Пожар 1547 года имел очень бедственные последствия для Святителя, так как он перестал видеть на правый глаз. Что же касается церковного татя, то Святитель проявил милость к нему и благодаря своему авторитету настоял, чтобы его не наказывали. В Повестях упоминаются реальные люди, жившие в то время. В середине XVI века на Руси по благословению святителя Макария писались Жития, Похвальные слова, службы и иконы новоканонизованным святым, создавались также и другие памятники письменности и книжности. Сохранились три Повести, в которых описано нашествие крымских татар на Москву в 1521 году, большой московский пожар в 1547 году и случай церковного воровства, обнаруженного в Успенском соборе при святительстве Митрополита Макария. Святитель Макарий был очевидцем или участником событий, которые описаны в данных Повестях. Во время татарского нашествия в 1521 году он подвизался в Пафнутиево-Боровском монастыре. Пожар 1547 года имел очень бедственные последствия для Святителя, так как он перестал видеть на правый глаз. Что же касается церковного татя, то Святитель проявил милость к нему и благодаря своему авторитету настоял, чтобы его не наказывали. В Повестях упоминаются реальные люди, жившие в то время.

http://pravmir.ru/povesti-napisannyie-po...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Вячеслав Пушкарёв Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) как актуальный пример для подражания Доклад, прозвучавший в рамках XVI Рождественских чтений Источник:  Русская линия Литературно-переводческая деятельность святителя Иннокентия как актуальный пример для подражания в современной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Восточной Сибири: доклад на Конференции " Апостольское служение святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, и современные проблемы миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " в рамках XVI Рождественских чтений. О литературно-переводческой деятельности просветителя Сибири и Америки митрополита Московского Иннокентия Вениаминова (1797-1879 гг.) сказано и написано уже очень много, именно поэтому исторический и филологический аспекты его миссионерского служения в контексте обозначенной темы в данном докладе не рассматриваются. Интересующими нас миссионерскими факторами являются: момент приложения миссионерского языка к объекту христианской проповеди, миссионерский язык проповеди и объект этой проповеди – человек. Святой апостол Павел утверждает в послании к Римлянам: " Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия " [Рим.10:17]. Подобное чёткое и ясное основание помогает нам понять, почему апостольское служение в первые века становления христианства велось именно на местных языках и диалектах. К примеру, очевидно странным и возможно даже провальным выглядела бы проповедь слова Божия в Индии на природном языке апостола Марка. Именно поэтому святой апостол Марк проповедовал в Индии на природном языке народа, к которому была обращена его проповедь. Осознавая, что приведение к вере без слов, через откровенные чудеса используется Христом крайне редко, и что Сам Господь использовал для Благовествования разговорное арамейское наречие все апостолы проводили служение благой вести именно на местных наречиях. Соответственно и новые христиане, из нееврейской среды, проникнувшись словом Божьим, сказанным им родными словами, умножали это слово в своих соплеменниках именно тем языком, на котором они это слово услышали.

http://religare.ru/2_51046.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Состоялось заседание Оргкомитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского Служба коммуникации ОВЦС, 11.04.2024. 11 апреля 2024 года в Патриаршем зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В президиуме также находились заместитель председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Организационный комитет празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, был учрежден решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал 21). На заседании Священного Синода 13 октября 2022 года (журнал 106) был утвержден общий план мероприятий. В связи с приближением юбилейного года на заседании Священного Синода, состоявшемся 12 марта с.г., был утвержден обновленный состав Организационного комитета (журнал 24). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл согласился быть почетным председателем Организационного комитета, Д.Н. Чернышенко и митрополит Крутицкий и Коломенский Павел стали сопредседателями Оргкомитета. Как сообщает Пресс-служба Патриарха, в заседании Организационного комитета приняли участие: и другие. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом:  «Если говорить о Патриархе Тихоне, то всем ясно, что это личность исторического масштаба, это случай, когда управление Церковью было связано с исповедничеством и, по всей видимости, с мученичеством. Поэтому всё, что Святейший делал в те тяжелейшие годы, то, как он вел диалог с представителями власти, поставившими своей задачей ликвидацию Русской Церкви, — всё это, конечно, заслуживает глубокого изучения.

http://new.mospat.ru/ru/news/91645/

Святейший Патриарх Алексий I и богослужебно-певческие традиции Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Пусть регент настраивает хор, а епископ распространяет дух гармонии в церкви, да будет вся она единым духовным хором и органом Божиим. Святитель Филарет Московский 1 Когда речь заходит о Святейшем Патриархе Алексии I и в памяти многих воскресает его светлый облик, то прежде всего является перед глазами образ Первосвятителя в храме, во время богослужения. О благолепии церковных служб, с благоговейной и возвышенной простотой совершавшихся Святейшим Патриархом и сразу позволявших всем присутствующим убедиться, что перед ними Святитель, которому ниспослан дар совершения православного богослужения с исключительным благолепием, сказано довольно много. В многочисленных отзывах упоминается о “пастырской молитвенности, неподдельном благоговении и смирении” (проф. МДА К. Е. Скурат) 2 , “простоте и величии, собранности и духовном просторе, высочайшем благоговении и непосредственности общения с благодатным миром” и, наконец: “особой бережности к святыне, строгости соблюдения духа церковных традиций” (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим) 3 . Последнее из упомянутых качеств, пожалуй, нигде не проявило себя с такой силой, как в вопросах, связанных с сохранением и приумножением традиций богослужебного пения нашей Церкви. Оберегая чистоту церковного богослужения от всяких чуждых православному духу веяний и влияний, Святейший Патриарх Алексий свято хранил церковные традиции, обычаи и заветы своих великих предшественников. Одним из них был святитель Филарет, митрополит Московский. Вдохновляясь духовным наследием знаменитого иерарха и следуя его жизненному примеру, Патриарх Алексий, по выражению одного из биографов, “шел в глубь русской традиции” 4 . Как известно, “возлюбленный учитель” 5 , по творениям которого учился будущий Патриарх, “будучи еще на школьной скамье, и не духовного, а светского училища, и не по учебной программе, а по влечению сердца” 6 , святитель Филарет много внимания уделял вопросам церковного пения.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010