Три Вселенских святителя и один из Московских Слово в день трёх святителей 30-го января 1883 г. Праздник трёх Вселенских святителей установлен в конце века, по случаю происшедшего из-за них спора в народе. Спорили о том, кому из них надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоих Василия, указывая на его твёрдость духа и основательное рассуждение; другие провозглашали преимущество Григория за высоту и глубину богословствования; третьи восхищались в Златоусте красноречием и любовью к грешникам. Разногласие в суждениях о достоинствах трёх святителей дошло до того, что одни стали называться Василианами, другие Григорианами, третьи Иоаннитами. Распря эта наконец прекращена самими святителями, послужившими поводом к ней. Все они явились в видении Иоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потом вместе, и заповедали ему объявить всем, что они имеют одинаковое достоинство пред Богом, что между ними нет первого, нет второго. «Итак скажи, присовокупили святители, чтобы спорящие перестали спорить, и устрой нам троим праздник в один день, в показание нашего единомыслия!» – Заповедь святителей была исполнена, общий им праздник, сверх особенных для каждого, назначен 30-го января, и канон на сей праздник написан Иоанном Евхаитским. Таково происхождение настоящего праздника. Установлением совокупного празднества трём святителям воздаётся им церковью величайшая честь. Но не меньшая честь для них выражается в том, что они в ряду святителей именуются Вселенскими. Смысл именования тот, что они суть, по слову церковной песни в честь их, Учители Вселенной. Их учение, содержащееся в оставшихся от них богомудрых творениях, служит образцом для всех Учителей Вселенской Церкви, правилом веры для всех чад Вселенской Церкви. В этом отношении их авторитет, после апостолов, имеет преимущество пред авторитетом прочих Отцов и Учителей Церкви, хотя все они имеют вселенское значение по своему учению, а некоторые, например Афанасий Великий , не уступают им по достоинству учения и по заслугам для Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XIV век Святитель Алексий, митрополит Московский XIV век – век возвышения Москвы, которая до этого была маленьким и незначительным городком. Первый московский князь Даниил начал собирание русских земель в единое государство вокруг Москвы. Его потомки приложили немало усилий для продолжения этого дела. Более же всех потрудился на поприще создания Московского государства митрополит Алексий, первосвятитель Русской Церкви, управлявший ею с 1354 по 1378 год. Митрополит Алексий был сыном черниговского боярина, перешедшего на службу к Даниилу Московскому после разорения области ордынцами. Доказав свою преданность князю, отец святителя Алексия и здесь занял видный пост при княжеском дворе. Сам будущий святитель получил блестящее образование. Казалось бы, что судьба молодого боярина уже решена. Однако на 20-м году жизни Алексий оставляет мир и постригается в монахи. Став монахом по призванию, он прошел строгую аскетическую школу в Московском Богоявленском монастыре. В течение двадцати лет он несет различные послушания: от уборки конюшен до работ на поварне. В 1340 году престарелому митрополиту Феогносту потребовался помощник для ведения церковного суда. Митрополит, зная добродетельную жизнь монаха Алексия и его образование, повелел будущему святителю заведовать судебными делами Церкви. Двенадцать лет Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита Феогноста Алексий был возведен в сан епископа Владимирского, а после его смерти сделался предстоятелем Русской Церкви. Митрополит Алексий стал во главе Русской Церкви в то время, когда власть великого князя, утвердившаяся сначала в Москве, перешла в другие руки. Страшная моровая язва, свирепствовавшая в русских землях, унесла жизни многих представителей московской великокняжеской семьи. Наследником Московского княжества остался лишь восьмилетний князь Димитрий Иванович (будущий Донской), а великокняжеский титул перешел к суздальскому князю. Москва, казалось, утратила свое прежнее значение. Однако святитель Алексий, несмотря на просьбы нового великого князя переехать в новую столицу, сохранил положение церковного центра за Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Состоялся визит делегации врачей Русской Православной Церкви в Индию 21 марта 2024 г. 12:43 12-18 марта 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Индию посетила делегация Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, и других социальных учреждений Русской Православной Церкви с целью налаживания сотрудничества с медицинскими учреждениями Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церкви. Поездка была организована Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. По благословению председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония в ней участвовал секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов). В состав делегации вошли: директор и главный врач больницы святителя Алексия А.Ю. Заров — глава делегации; врач общей практики больницы иерей Игорь Блинов; врач-эпидемиолог, руководитель гуманитарных проектов больницы Г.А. Герасимов; заместитель главного врача по хирургии И.М. Дизенгоф; заведующий воспитательной работой Свято-Димитриевского училища сестер милосердия А.В. Конопатченков; руководитель онкологической службы, врач-онколог больницы святителя Алексия И.В. Мыслевцев; медицинский переводчик, медицинская сестра Е.А. Зарова; преподаватель Православной Свято-Петровской школы С.А. Постернак. 13-14 марта состоялось посещение клиники и Международного исследовательского онкологического центра святителя Григория в городе Парумала. Проведены научные собеседования с руководством и врачами основных отделений маланкарской больницы: кардиологии, онкологии, нейрохирургии, гастроэнтерологии, эндокринологии, травматологии, ортопедии, урологии, нефрологии, общей медицинской практики. Российские специалисты имели возможность посетить операционные залы и увидеть практическую работу индийских хирургов. Состоялся двусторонний консилиум по вопросам междисциплинарного взаимодействия врачей в лечении и диагностике раковой опухоли, в ходе которого, в том числе, обсуждались передовые методы, используемые при операциях рака толстой кишки.

http://patriarchia.ru/db/text/6113745.ht...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах. Троицкая церковь в Воробьёве Карта и ближайшие объекты Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба. Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом 30). На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия. Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

http://sobory.ru/article/?object=02278

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Литургическая деятельность свт. Филарета, митрополита Московского Современное богослужение таким, каким мы его знаем, появилось не вдруг и не сразу, а складывалось на протяжении веков, постепенно изменяясь в тех или иных своих чинопоследованиях. Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, мы знаем как искреннего любителя православного богослужения. Литургическая деятельность святителя оказала бесспорное влияние на современную ему богослужебную жизнь Русской Церкви. Ему пришлось столкнуться с запутанностью и разночтением служб и обрядов. Богослужебный устав священнослужителями перестал исполняться должным образом. Кандидат богословия, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Сергий Маратканов рассматривает деятельность святителя Филарета по его регламентации, а также причины, что привели к разночтениям в богослужении и мешали его единообразному совершению. Статья Святитель Филарет вошел в историю как выдающийся церковный иерарх и государственный деятель, видный богослов (он стал первым в России доктором богословия), ревностный пастырь и подвижник. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого-богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, святитель Филарет стоял в центре практически всех сколько-нибудь значимых церковно-политических и общественных событий своего времени. При этом размышляя или говоря о проблемах церковных и государственных, он предлагал решения столь основательные, что не считаться с ними было просто невозможно. За свою долгую жизнь святитель совершил такое неимоверное количество дел, что его именем по праву названа целая эпоха в истории Церкви. Только одной Московской кафедрой святитель управлял почти полвека. К концу жизни авторитет архипастыря был таков, что современники именовали его «митрополитом Всероссийским» или «природным Патриархом Русской Церкви».

http://bogoslov.ru/article/6176984

ЦВ 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 22-24 мая 2009 22 мая Русская Православная Церковь отмечает перенесение мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бар (1087 г.). Утром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Один из престолов храма освящен в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен у иконы Святителя Николая, которая 9 июня 1997 года была принесена в дар восстановленному Храму Христа Спасителя жителями итальянского города Бари, где уже более 900 лет покоятся честные мощи святителя. Затем Святейший Патриарх Кирилл передал в благословение российским воинам икону Божией Матери, написанную в ските Богородицы «Ксилургу» на Афоне и переданную Президентом России Д.А. Медведевым Предстоятелю Русской Православной Церкви. Образ принял генерал армии Н.Е. Макаров, начальник Генерального штаба, первый заместитель министра обороны РФ. Святейший Патриарх Кирилл поздравил генерала Николая Макарова с днем его небесного покровителя. Вечером 22 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже», организованную в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина культурно-историческим фондом «Связь времен». В церемонии приняли участие председатель попечительского совета фонда «Связь времен» В.Ф. Вексельберг, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, главный хранитель Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Т.В. Потапова. Святейший Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к участникам торжественной церемонии. 23 мая, в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, согласно установившейся традиции было совершено Патриаршее богослужение. Впервые Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне совершил 16-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhpatr_24050...

Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49403.html 14 января 2008 Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста Источник:  http://bogoslov.stack.net Богослов Почему так велико значение святителя Иоанна Златоуста для христианской Церкви? Как правильно понимать слова св. Иоанна Златоуста о чистоте священства? Почему гонителями св. Иоанна Златоуста были архиереи? На эти и другие вопросы отвечает заслуженный профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Алексей Ильич, каково значение св. Иоанна Златоуста для христианской Церкви? – Нет ни одного христианского народа, который бы не знал имени этого великого святителя. Его слава широко зазвучала уже при жизни, она еще более распростра­нилась после его страдальческой кончины вдали от родной кафедры. Благодарные потомки вот уже 1600 лет с благоговением вспоминают его имя, назидаясь святостью его жизни и подвижническими трудами во имя Христово, не перестают молитвенно обращаться к нему. Церковные труды святителя Константинопольского охватывают, можно сказать, все сферы христианской жизни, включая и самый широкий круг богословских наук. Всюду он показал себя удивительно творческой личностью, ставшей примером для огромного числа не только его современников, но и всех последующих поколений христиан народов Востока и Запада. Его поразительная по масштабам деятельность оказала могущественное влияние и на народы славянские во всех, фактически, сторонах их жизни: духовной, нравственной, на­учно-богословской, церковно-практической, социальной, культурной, политической, эко­номической и др. Поэтому его имя считается у них до сего дня непререкаемым авторитетом в разрешении многих вопросов христианской веры и жизни. Особенно большое влияние оказало его ревностное, не превзойденное в своем искусстве проповедническое служение, ставшее образцом для каждого пастыря-проповедника слова Божия.

http://religare.ru/2_49403_1_21.html

Святитель Филипп, Митрополит Московский Святитель Филипп, Митрополит Московский , в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, " муж просвещенный и исполненный ратного духа " , попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного. В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: " Никто не может работать двум господам " ( Мф. 6, 24 ), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери " Хлебенный " , чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/909578.htm...

Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым) Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым)/Сост. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 384 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0227-4 Сретенский монастырь продолжает серию церковных календарей, начатую выпуском книг «Год со святителем Иоанном Златоустом», «Год со святым праведным Иоанном Кронштадтским» и «Год с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)». В планах издательства — календари, которые познакомят читателей с жизнью и наследием наставников христианской жизни: «Год со святителем Феофаном Затворником», «Год с Оптинскими старцами» и др.   Житие святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Отец святителя, Александр Семенович, принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец благоверного великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. Александр Семенович Брянчанинов был усердным прихожанином выстроенного им в селе Покровском храма. Мать епископа Игнатия София Афанасьевна всецело посвятила свою жизнь семье. У Брянчаниновых было четыре дочери и пять сыновей; Димитрий был старшим из детей. Пользуясь всегдашним уважением от братьев и сестер, и не только в силу старшинства, Димитрий не обнаруживал ни малейшего превозношения или хвастовства. По нравственности и уму он был несравненно выше своих лет — и вот причина, почему братья и сестры относились к нему даже с некоторым благоговением, а он в свою очередь сообщал им свои нравственные качества. Родной брат его, Петр Александрович Брянчанинов, наиболее близкий ему по духу из всех членов семьи (двадцать девять лет проживший в Николо-Бабаевском монастыре и скончавшийся с именем монаха Павла), вспоминая время своего детства, рассказывал: «У нас, детей, была любимая игра — бегать взапуски и бороться. Старший брат Димитрий, вместо того чтобы по-детски показывать свое превосходство надо мной, младшим и слабейшим, всегда, напротив, поощрял к неуступчивости и сопротивлению, говоря: " Не поддавайся, защищайся " . Тому же учил он и под старость, в деле духовной борьбы со страстями и их двигателями, духами отверженными».

http://pravoslavie.ru/28887.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010