В работе конференции, которую вел министр здравоохранения Московской области Д.С. Марков, приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , советник губернатора Московской области Н.В. Суслонова, глава городского округа Реутов С.Г. Юров, благочинные и члены епархиального медицинского отдела, сотрудники сферы здравоохранения из муниципальных образований Подмосковья, директора, педагоги и студенты подмосковных медицинских колледжей, участники приходских волонтерских объединений, представители сестричеств Московской епархии. В программу форума входили пленарное заседание и секции «Духовно-нравственное воспитание личности через преемственность поколений» и «Волонтерское движение в современном обществе». Во время работы конференции в молодежном центре были представлены выставка картин, выполненных учащимися медицинских колледжей и училищ, и выставка, посвященная святителю Луке (Войно-Ясенецкому) и мученице Татиане Гримблит. Митрополит Ювеналий открыл работу форума приветственным словом: «Уважаемые Дмитрий Сергеевич, Нина Владимировна и наш гостеприимный хозяин Сергей Геннадьевич! Возлюбленные братья-сопастыри, дорогие братья и сестры! Рад приветствовать участников VII форума " Православие и медицина " . Вспоминаю, что первая встреча в 2009 году также проходила в Реутове — подмосковном наукограде. Это знаменательно, ибо показывает, что в нашем обществе преодолевается имевшее место в минувшем столетии средостение между верой и знанием, между Церковью и наукой, в том числе и медициной. Поэтому мы имеем возможность беспрепятственно обсуждать как уже имеющийся опыт взаимодействия между врачами и священнослужителями в деле помощи страждущим, так и определять новые формы сотрудничества и пути его реализации. Хотя уже шесть лет прошло с момента проведения первого форума, однако кажется, что мы только приступили к обсуждению того, что нас волнует, а именно, как совместными усилиями облегчить страдания болящих, физические и духовные. И это впечатление коренится вовсе не в том, что мы были недостаточно усердны, а объясняется глубиной, необъятностью вопроса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4710605...

Дашкевич Ольга Андреевна Родилась в 1888 (1887?) г. В молодости была близка к толстовцам. Входила в Объединенный совет религиозных общин и групп, возникший по инициативе общины толстовцев и руководителей некоторых сект в ноябре 1918 г. 10 марта 1921 г. состоялся суд над членами Объединенного совета, – в частности, было предъявлено обвинение в «извращении и затруднении правильного применения декрета об освобождении от воинской повинности». По всей видимости, приговор был оправдательным 354 . И. П. Ярков в своих воспоминаниях «Моя жизнь» писал о ней: «О. А. Дашкевич по-прежнему доживает свои дни в доме В. Г. Черткова в Лефортовском переулке. Исключительно одухотворенная женщина, с тонкой интеллигентной душой, она в свое время ’’изменила» своим «толстовским» взглядам и перешла в православие. Сейчас, несмотря на преклонные годы, принимает деятельное участие в редактировании статей для журнала «Вестник Московской Патриархии» 355 . Насколько верно, что этот ее возврат к православию повлек за собою разрыв дружеских связей со многими из «толстовцев», сказать не берусь» 356 . Член Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Участвовала в составлении и корректировании церковных календарей Московской Патриархии. Незадолго до своей кончины приняла монашеский постриг с именем Анастасии. Скончалась в 1966 г. 357 1. Не позднее 24 мая 1956 г. Глубокоуважаемый и святый Владыко! Простите, что беспокою Вас письмом, но мне хотелось сообщить Вам об ответе о[тца] Протопресвитера 358 на мои вопросы. О сербских святых о. Николай сказал, что в календарь можно внести имена тех сербских святых, которым имеется служба в Сербляке 359 . Также можно внести имена святых: Милица и Ангелина. Об именах преподобных сырной субботы сказал, что их можно поместить в отдельном списке, а помещать под числом в субботу не следует. О чтениях сказал, что их надо помещать обязательно под каждым числом, как это у нас делалось в течение целого ряда лет. «И вообще, – сказал он, – надо стараться, чтобы все было как можно нагляднее и проще, так как календарь предназначается для мирян, и надо, чтобы было им все доступно».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

ЕРМЕНГОЛ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМЕНГОЛ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 18 , С. 621-623 опубликовано: 14 августа 2013г. ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол; каталон. Ermengol; лат. Ermengaudus] († 1035), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания). Сведения о Е. содержатся преимущественно в каталон. актовом материале и агиографических произведениях. О различных аспектах его деятельности упоминается в ряде грамот. Их сведения дополняет Житие, составленное в сер. XI в., вероятно, уржельским каноником Боррелем. В нем содержатся оценка деятельности Е. на епископской кафедре, описание смерти святого и открытия его мощей. Сохранилась также служба святому, ее сведения проясняют историю почитания святителя. Е. род. во 2-й пол. X в. в семье вице-графов Конфлента (в совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Его родителями были Бернат (Бернард) и Висла (Гвисла), дочь Сениофреда, владетеля Льюсы (в совр. пров. Барселона, Каталония). Местом рождения, возможно, был замок Айгуатебия, где находилась резиденция вице-графа. Брат Берната Салла занимал епископскую кафедру Уржеля (ок. 980-1010) и сделал Е. каноником кафедрального капитула. Это произошло между 981 и 1002 гг.

http://pravenc.ru/text/190143.html

ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Памяти святителя Филарета, митрополита Московского: К истории редакции русского перевода Священного Писания Источник Ноября 19 дня текущего года исполняется двадцать пять лет со времени кончины святителя Филарета, митрополита Московского. Личность и деятельность сего святителя так велика и многозначительна, что, несмотря на многое, писанное о нём и при жизни и особенно по смерти его, доселе ещё остаются не вполне оценёнными. Даже и издано из написанного им самим ещё далеко не всё. Но бесспорно и то, что доселе изданное из написанного самим святителем Филаретом и написанное о нём проливает гораздо более света на эту великую личность и на эту неутомимую, многообъемлющую деятельность, нежели как то было двадцать пять лет тому назад, когда, под впечатлением великости утраты, понесённой в почившем, эта утрата воспринималась более чувством, нежели умом, а, следовательно, и строгой оценки этой личности и деятельности не могло быть. Однако не напрасно уже и тогда лучшие умы постигали значение святителя и его деятельности, притом не только для своего времени, но и для последующих времён. «Угас светильник, от которого свет истинного Боговедения и высокой доблести духовной, – говорил, например, один церковный вития над гробом в Бозе почившего иерарха, – распространялся до отдалённейших пределов церкви восточной и даже достиг иноверных, ищущих православия. Умолкли уста, из которых каждое слово было правилом веры и законом для жизни и деятельного служения Богу и человечеству во всяком его виде. Но что же угасло? Угасло горевшее вещество, а самый свет, который озарил пред миром глубину истин веры и высоту жизни христианской, он не может угаснуть, от него остались немерцающие лучи, – общее драгоценное достояние всех родов и времён. Сомкнулись уста: а слово, исшедшее из них, облетело весь мир христианский, сделалось символом православия, воплощением духовной мудрости, ключом для разрешения недоумений, печатью истины, неистощимым назиданием для паствы, неизменным руководством для пастырей» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

свящ. Евлампий Бирюков От составителя В некоторых русских духовных и светских журналах – «Странник», «Душеполезное Чтение», «Воскресный День», «Исторический Вестник», «Русская Старина» и друг, за прежние годы были напечатаны поучительные рассказы из жизни православного русского духовенства. Эти рассказы важны в том отношении, что прекрасно характеризуют жизнь и деятельность и отношения к приходскому духовенству наших русских знаменитых иерархов – Митрополита Филарета Московского , Митрополита Филарета Киевского и очень многих других архипастырей. В этих рассказах нет ничего вымышленного, лживого, они написаны правдиво, с действительною жизнию верно. Читаются эти рассказы с захватывающим интересом. Во изложению они просты, кратки, но многосодержательны. По своей назидательности и простоте изложения эти рассказы весьма пригодны для чтения на внебогослужебных собеседованиях приходских священников с простым народом и для чтения в христианской семье. Так как большинство нашего русского духовенства, особенно сельского, не в состоянии, за скудостию своих материальных средств, выписывать периодические духовные и светские журналы, стоящие немалых денег, да и не всегда могут иметь под руками данный журнал; то мы, желая придти на помощь духовенству, составили сборник «назидательных рассказов», собрав в оный более замечательные и назидательные сообщения. Сборник этот мы и предлагаем благосклонному вниманию читателей. 1. Влияние молитвы Митрополита Филарета Московского В своих воспоминаниях (напечатанных в «Историч. Вестн.») графиня Л.А. Растопчина рассказывает о замечательном случае влияния молитвы на духовное единение молящихся. Больна была Е.П. Растопчина .По мере того, как тело ее истощалось страданиями и голодом, душа ее очищалась от всего земного и греховного, и поняв, что смерть близка, она стала к ней готовиться с истинным христианским смирением и покорностию. Всегда почитая Митрополита Филарета, она просила его друга, Н.В. Сушкова, передать ему просьбу помолиться за нее. Святитель прислал ей свое благословение. В Москве тогда жила одна набожная особа, кажется, Новосильцева, которая также была больна и пользовалась милостивым вниманием митрополита. Ей приснилось, что он к ней вошел, благословил ее и сказал: «Я теперь пойду к такой же страдалице, как и ты, к графине Растоичиной». И точно, в тот же день и в туже минуту дочь Растопчиной, сидевшая у постели больной матери, вдруг увидала, что маменька приподнимается с просветленным лицом, что-то проговорила, низко наклонила голову, а затем громко вскричала: «Да провожайте же! Провожайте!» «Кого? " – спросила дочь. – «Митрополита Филарета, он сейчас был у меня». – Впоследствии Н. В. Сушков спросил у митрополита Филарета, – помнит ли, что он делал в такой-то день и час? «Помню, я был в молельне и молился за вашу племянницу и за Новосильцеву». (Русск. Паломн. 1904 г. 23). 2. Случай из жизни Митрополита Филарета Московского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

члены Патриаршего совета по культуре иерей Владислав Мишин, настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы, и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, и.о. древлехранителя Московской (городской) епархии; Н.П. Бурляев, народный артист РФ, актер театра и кино, кинорежиссер, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь»; А.Н. Варламов, доктор филологических наук, писатель, публицист, историк русской литературы, ректор Литературного института им. А.М. Горького, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству; О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, профессор, религиовед, президент Российской академии образования; Р.И. Илькаев, действительный член Российской академии наук, заслуженный деятель науки РФ, физик, почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики; С.П. Карпов, действительный член Российской академии наук, историк, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор и заведующий кафедрой истории Средних веков; В.Р. Легойда , кандидат политических наук, профессор, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , главный редактор журнала «Фома»; В.И. Нестеренко, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств; А.А. Пузаков, заслуженный артист РФ, художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора, заместитель председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, член правления Русского православного хорового общества; А.Л. Рыбников, народный артист РФ, композитор, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Российский музыкальный союз», художественный руководитель Московской государственной творческой мастерской; Д.О. Швидковский, доктор искусствоведения, профессор, историк архитектуры, заслуженный деятель искусств РФ, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), ректор Московского архитектурного института, вице-президент Российской академии художеств; С.Л. Шумаков, кандидат искусствоведения, медиаменеджер, продюсер кино и телевидения, кинокритик, режиссер, заместитель генерального директора Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, директор и главный редактор телевизионного канала «Культура»; Е.А. Ямпольская, журналист, писатель, театральный критик, председатель Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

http://patriarchia.ru/db/text/6073948.ht...

1864 г. 3-го ч. утром возвратился я в Москву и дал отчет владыке о своей поездке в Лавру. 20-го ч. писал мне ректор М. академии, прот. А. В. Горский: «Приношу вам усерднейшую благодарность за приглашение к участию в вашем церковном торжестве душевно рад воспользоваться вашею благосклонностью. Я предполагал выехать отсюда в воскресенье теперь постараюсь все дела окончить к полудню завтрашнего дня и отправиться c часовым поездом. Правда, я не получил еще разрешения от святителя ехать в Москву, но, имея обязанности явиться к празднику c проповедью, должен бы был отправиться, если бы и не пришло в свое время разрешение. Думаю, что yckopehieм приезда не погрешу против святителя. В ожидании завтра принять благословение ваше лично c душевным уважением и преданностью остаюсь»… В 1864-м г. моя жизнь и мои служебные занятия шли прежним заведенным уже порядком. Не изменялись и не прекращались с родными и знакомыми и мои частные отношения. Так, 8-го янв. получил я от наместника Троицкой Лавры, архим. Антония, благодарственное письмо следующего содержания: «Чрез отца Игнатия 125 я получил драгоценный от вас дар – «Указатель Московской патриаршей ризницы». Приношу глубочайшую мою вашему преосвященность благодарность, и радуюсь, что труд ваш, с помощью Божиею, выполнился великолепно. Текст и рисунки – одно другому соответствуют, и обои весьма интересны. Сердечно благодарю вас». Таким образом y меня снова началась щедрая раздача моего нового археологического издания. Как, сам я всего более любил и люблю книжные подарки, так и других всегда ущедрял и ущедряю ими, если только есть у меня лишний экземпляр какой-бы то ни было книги. В тот-же день, как получил я от o. наместника благодарственное письмо за книгу, я послал экземпляр своего указателя преосвященному Феофану 126 , епископу владимирскому, при следующем письме: «Приятным долгом поставляю препроводить при сем к вашему преосвященству экземпляр мною составленного и вновь изданного указателя м. патр. ризницы. Приложенные при этой книге снимки с замечательнейших вещей ризницы напомнят вашему преосвященству о том, что некогда вы видели в действительности. Благоволите принять от меня это малое приношение, как дань моего глубокого уважения к вашему преосвященству. С тех пор, как имел я удовольствие видеться и лично познакомиться с вашим преосвященством, я сохранил и сохраняю о вас самое приятное воспоминание. Настоящее же ваше назначение возбуждает во мне еще большую приязнь к вашему преосвященству, как архипастырю той паствы, к которой я принадлежу и по рождению и по первоначальному служению в сане священническом. Даруй Бог чтобы и Владимирская паства потщилась заслужить от вашего преосвященства такую-же любовь с какою вы оставили Тамбовскую».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

273. Митрополит Филарет о воине и воинском звании В переживаемые нами великие дни особенно поучительно напомнить себе великие заветы незабвенного святителя Московского Филарета, который так мудро отзывчив был ко всем современным ему явлениям как в церковной, так и в государственной жизни. Ободряя и благословляя воинов, идущих на брань, святитель говорил им: «Если бы на какой дом напали разбойники: кто из семейства, имея силу и возможность, не восстал бы на защиту себя и своих и общего достояния? Не с большим ли самопожертвованием должно восстать против врагов, которые на великий дом Царя нашего, на Россию, напали без правды и, нарушив закон честной войны, позволяют себе разбойнические хищения и опустошения?» 8 . Как эти слова мудрого святителя Божия идут к тем событиям, какие совершаются в наши дни! Немцы и их союзники – турки, нарушая все обычаи и законы честной войны, обратили свою войну в настоящий разбой: они не щадят ни пола, ни возраста, грабят и опустошают все населенные местности, бесчеловечно издеваются над беззащитным населением, бесчестят и терзают жен, девиц, отрубают им руки, пронзают своими зазубренными, наподобие пил, штыками детей, отрезают уши и языки у пленных воинов, вырезают у них на ногах «лампасы», то есть полосы кожи, обливают раненых керосином и поджигают... распинают даже на крестах! Да скажите: делают ли так даже и разбойники? Не хуже ли всяких злодеев эти изверги рода человеческого, эти выродки?.. Кровь стынет в жилах, когда читаешь об этих зверствах наших врагов; они превзошли древних дикарей в жестокости всякого рода. И вот горе: еще смеют называть себя христианами! Давно отреклись от Христа, давно потеряли не только образ Божий, но и образ человеческий, мало того: стали хуже зверей, как истые слуги сатаны, а все еще лицемерят, все еще подбодряют себя и хвалятся мнимым своим христианством. Как не восстать со всею ревностью против таких врагов, уже не наших только врагов, а и Божиих? Вот что дальше говорит наш святитель: «Некогда, во время нападения иноплеменников на землю народа Божия, Иессей трех старших сынов своих послал на брань за отечество; а младшего Давида посылал потом доставить им пищу в походе: и сей носитель пищи внезапно сделался воином и победителем врагов. Так праведные жертвуют отечеству тем, что имеют любезнейшего: так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-005-3058. 4 .         Заявитель: Фонд социокультурных проектов «Традиция». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Святое Евангелие (82х120, 704 с.)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» при издании книги «Святое Евангелие (82х120, 704 с.)». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-005-3059. 5 .         Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О жизни и чудесах блаженной Матроны. Акафист» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О жизни и чудесах блаженной Матроны. Акафист». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-005-3060. 6 .         Заявитель: издательство «Даниловский благовестник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Православный молитвослов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православный молитвослов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р20-005-3061. 7 .         Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета календаря «Сокровище духовное, от мира собираемое. По творениям святителя Тихона Задонского. Православный календарь для детей и родителей на 2021 год» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании календаря «Сокровище духовное, от мира собираемое. По творениям святителя Тихона Задонского. Православный календарь для детей и родителей на 2021 год».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010