Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПРИБАВЛЕНИЯ К ТВОРЕНИЯМ СВЯТЫХ ОТЦОВ»: ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА Игум. Дионисий (Шленов) 1. Исторический очерк Первое периодическое издание Московской духовной академии было основано в 1843 г., когда силами преподавательской корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». «Прибавления» рассматривались как ряд материалов, имевших не только научное, но, прежде всего, духовное значение - эту направленность вполне передает первоначальное название журнала: «...Повременное издание при Московской духовной академии с Прибавлением духовного содержания». Самым плодовитым писателем на ниве духовного просвещения оказался свт. Филарет (Дроздов), чьи слова, речи и письма публиковались в «Прибавлениях» как при жизни, так и посмертно. Наряду с публикациями духовно-нравственного характера в «Прибавлениях» помещались и научные статьи, посвященные широкому кругу церковно-богословских проблем. В дальнейшем в журнале стали также печататься официальные документы - отчеты о состоянии Академии и журналы академического Совета. В одном из первых академических отчетов , изданных в «Прибавлениях», было сказано: «Многие из наставников заявили свое участие в интересах духовной литературы печатным словом; частию в издаваемом при Академии журнале " Творения Св. Отцов с Прибавлениями " , частию в других периодических изданиях» 1 . Впоследствии писали: «Многие наставники заявили свое участие в интересах науки посредством печати» ( Отчет за 1871-1872 г. ) 2 или проще - «занимались... учено-литературными трудами» ( Отчет за 1881-1882 г. ) 3 . Под наставниками имелись в виду профессора и преподаватели Академии, которым принадлежала большая часть публикаций. Еп. Евсевий (Орлинский) в письме А. В. Горскому от 1849 г. назвал редакцию ТСО с «Прибавлениями» «Обществом трудящихся» ( Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847-1850 гг . ) ) 4 . Таким образом, научно-богословская работа считалась высоким и ответственным служением, которое возлагали на себя преподаватели Академии наряду с учительством. Академический журнал оказывался самым подходящим и надежным поприщем для прохождения этого служения. При этом редакция «Прибавлений» помимо самого журнала имела попечение и о других научных проектах Академии 5 .

http://bogoslov.ru/pribav/about

В. А. Андреев и его дар для студенческой библиотеки Московской Духовной Академии (Страничка из истории академической библиотеки.) В Московской Духовной Академии, в одном из старых ее корпусов, есть особая комната, заключающая в себе студенческую библиотеку Андреева. Библиотека эта, при внешней незначительности своей сравнительно со всей академической библиотекой в ее целом, имеет большую научную, и не научную только, а и материальную ценность и значение. По воле жертвователя она назначена собственно или прежде всего для студентов, должна быть в заведывании их и не сливаться с фундаментальной библиотекой. И они, конечно, пользуются ею и знают ее – ее состав и значение; но если теперь, когда среди гг. профессоров, как бывших студентов Московской Духовной Академии, еще есть налицо лично знавшие покойного архиепископа Литовского Алексия, через которого библиотека эта поступила в собственность Академии, и, слава Богу, здравствует еще сам жертвователь и некоторые знают обстоятельства этого пожертвования, то едва ли есть такие знающие среди студентов, а пройдет десяток-другой лет, таких лиц и совсем не будет. Между тем обстоятельства эти не лишены интереса для характеристики и прежней Академии, и личности знаменитого ее профессора Александра Феодоровича Лаврова, впоследствии архиепископа Алексия, и отношения к Академии светского общества, – для характеристики таких лиц, которые, будучи по внешнему своему положению далеки от Академии, по духовной своей жизни могут быть названы близкими, родственными ей. Таковы побуждения к написанию настоящей памятки и ее задачи. Отец Василия Алексеевича Андреева Алексей Васильевич Андреев – Потомственный почетный гражданин († 1878 г.), женатый на Наталье Михайловне Королевой, в конце прошедшего столетия был хорошо известен и почитаем в Москве, как один из видных представителей московского купечества; большой, с миллионными оборотами, колониальный магазин его на Тверской, против генерал-губернаторского дома, считался одним из лучших магазинов в Москве, в котором заведующим, вместе с родителем, был и Василий Алексеевич, как старший из сыновей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Московской духовной академии прошла защита диссертаций 30 декабря 2008 г. 13:41 29 декабря в Московской духовной академии под председательством ректора архиепископа Верейского Евгения состоялось заседание диссертационного совета, в ходе которого были представлены на защиту диссертации выпускников и стажеров Московской духовной академии. Выпускник академии по Сектору заочного обучения, клирик Екатеринбургской епархии протоиерей Сергий Алексеев представил диссертацию на тему «Аскетическое наследие преподобного Максима Исповедника», написанную под руководством профессора А.И. Сидорова. Работа, по словам автора, была посвящена «анализу творений преподобного Максима Исповедника, целью выяснения его антропологических и аскетических воззрений, необходимых для построения аскетической системы этого величайшего подвижника VII века». Диссертанту был задан ряд вопросов, касающихся научной новизны исследования, различных тезисов, выдвинутых в диссертации, терминологии, употребленной автором. Диссертационный совет ознакомился с заключением комиссии, назначенной для расследования вопроса о возможном наличии плагиата в работе, — вопрос был поставлен при предыдущей подаче работы на защиту. Объяснения автора были сочтены удовлетворительными. Были заслушаны отзывы оппонентов: доцента Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Маркедонова и преподавателя Московской духовной академии П.К. Доброцветова. В частности, П.К. Доброцветов отметил, что автору стоило бы сократить часть работы, посвященную вводным темам, сосредоточившись на исследовании собственно предмета диссертации. Кроме того, была отмечена слабость аналитической составляющей диссертации, выполненной преимущественно в жанре «патристической транскрипции». Несмотря на выявленные недостатки работы, оппоненты сочли возможным присуждение диссертанту искомой степени. Диссертация выпускника богословского факультета Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского, прошедшего стажировку в Московской духовной академии, клирика Волгоградской епархии иеродиакона Серафима (Наумова) была написана на тему «История Волгоградской епархии в советской период (1917-1991 гг.)» (научный руководитель — профессор протоиерей Владислав Цыпин).

http://patriarchia.ru/db/text/517876.htm...

архимандрит Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии протоиерей Андрей Новиков, клирик г. Москвы, член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Сергий Ющик, первый проректор Киевской духовной академии игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям священник Валентин Васечко, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии диакон Андрей Псарев, преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Гзгзян Давид Мкртичевич, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского института Иванов Михаил Степанович, проректор по учебной работе Московской духовной академии Карпов Сергей Павлович, декан исторического факультета Московского государственно университета имени М.В. Ломоносова, председатель Учебно-методического объединения по теологии

http://religare.ru/2_111513.html

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Олесницкий А. А. Профессиональные интересы: Библеистика, Библейская археология Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Родился в Волынской губернии в семье протоиерея. В 1863 г. окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1867 г. - Киевскую Духовную Академию. Определением Святейшего Синода от 30 октября того же года назначен преподавателем на кафедру еврейского языка и библейской археологии Киевской Духовной Академии. В 1868 г. за сочинение об И. Канте удостоен ученой степени магистра богословия. С введением в Академии устава 1869 г. получил звание доцента, в 1873 г. - экстраординарного профессора. 29 октября 1876 г. на заседании Совета Академии единогласно избран его постоянным членом. В 1881 г. избран инспектором Академии и трудился в этой должности на протяжении двух лет. В 1883 г. получил звание ординарного, а в 1892 г. - заслуженного профессора Академии. В 1899 г., по состоянию здоровья, вышел в отставку, оставаясь почетным членом Академии. Свою преподавательскую деятельность А. А. Олесницкий активно сочетал с работой научной. Обладая прекрасным знанием Священного Писания, древних и новых языков: древнееврейского, древнегреческого, латинского, сирийского, арабского, английского, немецкого и французского, - а также обширной эрудицией и тонким критическим чутьем, он начал с перевода книг великих пророков на русский язык. С 1868 по 1873 гг. данный труд регулярно публиковался в очередных выпусках «Трудов Киевской Духовной Академии».

http://bogoslov.ru/person/392700

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О.Ю. Васильева: «Мы сейчас знаем только маленькую часть того, что было с нашей Церковью в ХХ веке» В июле 2009 года на нашем портале было опубликовано интервью с доктором исторических наук О.Ю. Васильевой , заведующей Кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В свете недавнего назначения её главой Министерства образования и науки предлагаем еще раз ознакомиться с текстом интервью. Статья Иеромонах Адриан (Пашин): Расскажите об истории и задачах Вашей Кафедры государственно-конфессиональных отношений в структуре Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ольга Юрьевна Васильева: Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, которой уже 15 лет, является преемницей Академии управления, которая была преемницей Академии общественных наук при ЦК КПСС. Основная задача Академии в ее современном состоянии — это подготовка кадров для государственной службы. В Академии 27 кафедр, большинство из них — выпускающие. Это кафедры экономического, юридического, гуманитарного направлений. Выпускающая специальность для большинства кафедр Академии — государственно-муниципальное управление, но каждая кафедра имеет свою специализацию. Что касается нашей Кафедры, то ее специализация — государственно-конфессиональные отношения. Почти все время Кафедра носила название Кафедры религиоведения. Религиоведение, если кто мало знает, — это наука, которая зарождалась в 70-е годы XIX в. в Германии, и зарождалась отнюдь не как свободомыслие и атеизм, как было принято считать у нас в советский период, а как история религий. Потом — философия религии, феноменология религии, на рубеже веков — социология религии, психология религии. И только уже к 1930-м годам к этой науке, в которой много составляющих, сформировалась школа научного атеизма.

http://bogoslov.ru/article/420649

Студенты-платоники в Академии «Сей важный образ нам Платона представляет, «Но если душу кто его узнать желает, «Тот на его дела премудрыя взирай»... (Риторики ученик Ф. Платонов. 1769 г.). Не безызвестны труды и заботы митрополита Платона в деле развития духовного просвещения и духовной школы. Осененный «мудрости светом» – по выражению современных митрополиту памятников, – он глубоко сознавал, что духовенство, призванное руководить обществом, созидать из его элементов светлый организм истины и любви, только тогда будет стоять на верху горы, а не сливаться с низинами общественной жизни, когда пройдет разумную школу, образующую благородную, христианскую личность священника – учителя народа, когда оно будет само нравственно мощно и авторитетно. Отсюда особенная любовь Платона к духовной школе, выражавшаяся и в постоянных ходатайствах об ее улучшениях пред высшим начальством, и в частых ее посещениях, и в постоянном сближении с наставниками и учащимися, и в руководстве учебно-воспитательным строем, и в заботах о ее материальном улучшении. Преимущественное попечение о школах митрополит обнаружил особенно после того, когда занял московскую кафедру (1775 г.) и одновременно был назначен Синодом полным «директором и протектором» славяно-греко-латинской академии, в которой раньше он был и учеником и учителем, с особыми правами 323 . При устройстве разных сторон академической жизни особой попечительностью митрополита пользовались бедные, но талантливые юноши академии, выделявшиеся своими способностями из массы остальных, число которых при Платоне доходило до 1500 человек 324 . Гуманно-просвещенный архипастырь возымел счастливую мысль выделить этих способнейших в особую корпорацию, образовать из них как бы особое ядро примерных казеннокоштных студентов, дабы особым образом жизни и воспитания создать из них наилучших и полезнейших служителей Церкви. «Наше намерение ни к чему (иному) клонится, – говорил митрополит, – как токмо подать помощь бедным, но добродетельным и благонравным ученикам, Церковь снабдить хорошими служителями и изъявить пред Богом нашу благодарность за преподанное от Него свыше нам какое-либо просвещение» 325 . Побуждаемый такими намерениями, Платон в 1789 году, августа 2, положил в опекунский совет 4000 р. с тем, чтобы проценты на эту сумму, в количестве 200 руб., шли на содержание в академии 5 студентов. 326 Особой инструкцией, написанной самим митрополитом и носившей название: «Учреждение для студентов в Московской академии, содержимых коштом Платона, митрополита Московского», определялось положение организуемой корпорации в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010