VI. Духовное просвещение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих В составе начальствующих и служащих в духовных академиях произошли следующие перемены. Ректор Казанской академии архимандрит Антоний, по всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 9 августа 1897 года, рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с оставлением в должности ректора академии. Исправляющий должность инспектора Московской академии иеромонах Кирилл 19 октября 1895 года назначен на должность ректора Казанской духовной семинарии, а исправляющим должность инспектора академии определен 14 декабря того же года экстраординарный профессор академии Иерофей Татарский, за увольнением коего, по указу Святейшего Синода от 26 декабря 1896 года, от исполнения инспекторских обязанностей, назначен 10 января 1897 года инспектором академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, архимандрит Арсений со званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарные профессоры Киевской академии Розов, Московской – Лебедев, Цветков и Ключевский и Казанской – Курганов и Богородский удостоены звания заслуженных ординарных профессоров. Экстраординарные профессоры С.-Петербургской академии Садов, Болотов и протоиерей Николаевский, Московской – Каптерев и Воскресенский и Казанской – Богословский, Гусев и Юнгеров утверждены в звании ординарных профессоров, а из них профессор Богословский удостоен затем и звания заслуженного ординарного профессора. Доцент Киевской академии Дмитриевский , по получении им степени доктора церковной истории, утвержден в звании ординарного профессора. Экстраординарный профессор Московской академии Смирнов удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. Доценты С.-Петербургской академии Серебреников, Налимов и Бронзов, Московской – Голубцов и Введенокий и Казанской – Несмелов , протоиерей Смирнов, Потехин и Нарбеков утверждены в звании экстраординарных профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Священник Феодор Делекторский (в будущем епископ Никита) и его гимн Московской духовной академии Источник Введение Среди Собора семидесяти святых Московской духовной академии 1 особое место занимают новомученики и по числу, и по выразительным особенностям жизни. После академической скамьи или с профессорской кафедры питомцы Академии с удивительным достоинством выдержали один из страшнейших катаклизмов мировой цивилизации в виде Октябрьской революции и её тяжелейших и труднообратимых последствий. Одним из святых новомучеников из числа выпускников стал иерей Феодор Делекторский 2 , впоследствии принявший монашеский постриг и епископский сан с именем Никита. В картотеке последнего библиотекаря дореволюционной библиотеки Московской духовной академии Константина Михайловича Попова (1872–1954) сохранились особые данные-досье на ряд преподавателей и сотрудников Академии, которые до сих пор не введены в научный оборот. Под номером 22 академической картотеки значится небольшая связка листов с записями о священнике Феодоре Делекторском. Здесь отмечено, что Делекторский Феодор – «священник, кандидат богословия 70-го курса Московской академии (1915 г.). 30 сентября 1915 г. помощник секретаря Совета и Правления Московской духовной академии. 1 января 1917 г. настоятель Петропавловского собора в г. Перми. Кандидатское (сочинение) – «Ветхозаветные пророки как пастыри». Отзывы в Журналах Совета Московской духовной академии 1915 г. доцента иеромонаха Варфоломея (Ремова) стр. 22–225, профессора свящ. Е.А. Воронцова стр. 226-я». На следующей странице сделано указание на издание единственной книги, вышедшей из-под пера отца Феодора задолго до поступления в Московскую духовную академию: «Делекторский Феодор Петрович, свящ. Николаевский женский монастырь 3 в городе Переславле, Владимирской губернии. Москва, 1904.0 + м + 3 – 28 + 0. Таблицы между стр. 4–5, 16–17, 26–27». Затем следует библиографическая запись, посвящённая академическому гимну, составленному отцом Феодором в преддверии столетнего юбилея пребывания Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры:

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Памяти игумена Μарка (Лозинского) В кафедральном Всехсвятском соборе в г. Туле 31 января 1973 года было совершено отпевание профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского) . Ректор академии архиепископ Дмитровский Филарет по окончании Божественной литургии, перед началом чина иноческого отпевания, произнес надгробное слово. В нем он выразил соболезнование отцу покойного – протоиерею Ростиславу Лозинскому от имени и по поручению Святейшего Патриарха Пимена, от наместника Троице-Сергиевой Лавры и от академии и кратко охарактеризовал труды отца Марка в академии. Страдая много лет сахарным диабетом, игумен Марк проводил рождественские каникулы у своего отца в Туле, где и скончался 29 января. Весть об этой кончине поразила всех в академии и Лавре своей неожиданностью. Короткой была жизнь почившего профессора, она прервалась, казалось бы, в самом начале. Игумен Марк родился в Ивангороде Ленинградской области 4 июня 1939 года в семье священника. По окончании средней школы в 1957 году Сергей Лозинский (его имя в миру) поступил в 3й класс Московской духовной семинарии и, успешно закончив семинарию, был принят в 1959 году в академию. По окончании второго курса академии он вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, а 19 декабря 1962года принял иноческий постриг с именем Марк – в честь апостола и евангелиста Марка. В апреле 1963 года отец Марк был рукоположен во иеродиакона. Иеродиакон Марк закончил академию в 1963 году со степенью кандидата богословия и Советом МДА был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата. Темами его кандидатской и стипендиатской работ была иконография Господа нашего Иисуса Христа. Тогда же Совет МДА поручил отцу Марку преподавание гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником Церковно0археологического кабинета, а с 9 сентября 1964 года до кончины – помощником заведующего ЦАК. 4 декабря 1964 года Святейший Патриарх Алексий рукоположил иеродиакона Марка, бывшего одно время его иподиаконом, во иеромонаха и наградил его набедренником. С 1965 года отец Марк читал и в академии курс гомилетики. Ему одно время поручалось чтение лекций по Священному Писанию Ветхого Завета и пастырскому богословию на I курсе академии. С 1968 года отец Марк – доцент МДА. К Пасхе 1969 года Святейший Патриарх Алексий возвел его в сан игумена. После успешной защиты отцом Марком магистерской диссертации в июне и получения им магистерской степени Святейший в декабре того же года утвердил его в должности профессора академии. Местоблюститель Митрополит Пимен к Пасхе 1971 года удостоил игумена Марка награждения крестом с украшениями. В октябре 1972 года Совет академии назначил отца Марка председателем Церковно-практической комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

I. Открытие Академии Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет по открытии С.-Петербургской. Это случилось вскоре после смерти великого представителя старого образования – митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, предназначавшихся к открытию духовных Академий, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства – Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия – Славяно-греко-латинская. От 21 мая 1814 года к преемнику Платона, архиепископу Августину, прислан из св. Синода указ, в котором между прочим требовалось от преосвященного мнение: «не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую Академию в Сергиевской лавре», и кто из наличных наставников старой Академии и двух Семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессоры Академии, для чего потребовать от них конспекты. В силу этого указа Августин предписал правлениям Славяно-греко-латинской Академии, Троицкой и Вифанской Семинарий, следующее: «правления имеют представить мне: 1) какие из находящихся при Академии и Семинарии учители при преобразовании по предположенному новому порядку учения могут и впредь оставаться при них с несомненною пользою, и по каким именно предметам: 2) на какие учебные предметы нужно определить профессоров отъинуду: 3) тех учителей, которых правление находит неспособными остаться при Академии по преобразовании оней, спросить, не желают ли они поступить на священнические места в Москве, или выйти в светское звание, или быть учителями в уездных училищах, какие предполагаются в Московской епархии: 4) Академии и Семинарий ректоры и префекты имеют представить мне для представления в комиссию духовных училищ конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ПРИБАВЛЕНИЯ К ТВОРЕНИЯМ СВЯТЫХ ОТЦОВ»: ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА Игум. Дионисий (Шленов) 1. Исторический очерк Первое периодическое издание Московской духовной академии было основано в 1843 г., когда силами преподавательской корпорации начали издаваться «Творения святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями». «Прибавления» рассматривались как ряд материалов, имевших не только научное, но, прежде всего, духовное значение - эту направленность вполне передает первоначальное название журнала: «...Повременное издание при Московской духовной академии с Прибавлением духовного содержания». Самым плодовитым писателем на ниве духовного просвещения оказался свт. Филарет (Дроздов), чьи слова, речи и письма публиковались в «Прибавлениях» как при жизни, так и посмертно. Наряду с публикациями духовно-нравственного характера в «Прибавлениях» помещались и научные статьи, посвященные широкому кругу церковно-богословских проблем. В дальнейшем в журнале стали также печататься официальные документы - отчеты о состоянии Академии и журналы академического Совета. В одном из первых академических отчетов , изданных в «Прибавлениях», было сказано: «Многие из наставников заявили свое участие в интересах духовной литературы печатным словом; частию в издаваемом при Академии журнале " Творения Св. Отцов с Прибавлениями " , частию в других периодических изданиях» 1 . Впоследствии писали: «Многие наставники заявили свое участие в интересах науки посредством печати» ( Отчет за 1871-1872 г. ) 2 или проще - «занимались... учено-литературными трудами» ( Отчет за 1881-1882 г. ) 3 . Под наставниками имелись в виду профессора и преподаватели Академии, которым принадлежала большая часть публикаций. Еп. Евсевий (Орлинский) в письме А. В. Горскому от 1849 г. назвал редакцию ТСО с «Прибавлениями» «Обществом трудящихся» ( Письма Ректора Петербургской духовной академии, еп. Евсевия, к А. В. Горскому (1847-1850 гг . ) ) 4 . Таким образом, научно-богословская работа считалась высоким и ответственным служением, которое возлагали на себя преподаватели Академии наряду с учительством. Академический журнал оказывался самым подходящим и надежным поприщем для прохождения этого служения. При этом редакция «Прибавлений» помимо самого журнала имела попечение и о других научных проектах Академии 5 .

http://bogoslov.ru/pribav/about

В Московской духовной академии прошла защита диссертаций 30 декабря 2008 г. 13:41 29 декабря в Московской духовной академии под председательством ректора архиепископа Верейского Евгения состоялось заседание диссертационного совета, в ходе которого были представлены на защиту диссертации выпускников и стажеров Московской духовной академии. Выпускник академии по Сектору заочного обучения, клирик Екатеринбургской епархии протоиерей Сергий Алексеев представил диссертацию на тему «Аскетическое наследие преподобного Максима Исповедника», написанную под руководством профессора А.И. Сидорова. Работа, по словам автора, была посвящена «анализу творений преподобного Максима Исповедника, целью выяснения его антропологических и аскетических воззрений, необходимых для построения аскетической системы этого величайшего подвижника VII века». Диссертанту был задан ряд вопросов, касающихся научной новизны исследования, различных тезисов, выдвинутых в диссертации, терминологии, употребленной автором. Диссертационный совет ознакомился с заключением комиссии, назначенной для расследования вопроса о возможном наличии плагиата в работе, — вопрос был поставлен при предыдущей подаче работы на защиту. Объяснения автора были сочтены удовлетворительными. Были заслушаны отзывы оппонентов: доцента Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Маркедонова и преподавателя Московской духовной академии П.К. Доброцветова. В частности, П.К. Доброцветов отметил, что автору стоило бы сократить часть работы, посвященную вводным темам, сосредоточившись на исследовании собственно предмета диссертации. Кроме того, была отмечена слабость аналитической составляющей диссертации, выполненной преимущественно в жанре «патристической транскрипции». Несмотря на выявленные недостатки работы, оппоненты сочли возможным присуждение диссертанту искомой степени. Диссертация выпускника богословского факультета Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского, прошедшего стажировку в Московской духовной академии, клирика Волгоградской епархии иеродиакона Серафима (Наумова) была написана на тему «История Волгоградской епархии в советской период (1917-1991 гг.)» (научный руководитель — профессор протоиерей Владислав Цыпин).

http://patriarchia.ru/db/text/517876.htm...

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии 29 июля 2009 г. 23:01 29 июля 2009 года в Трапезном храме Успенской Киево-Печерской лавры состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии и православной интеллигенцией. Ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний открыл встречу сообщением о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви степени доктора богословия Киевской духовной академии. Он рассказал о вкладе Святейшего Патриарха Кирилла в развитие богословской науки, подчеркнув значительность этого вклада, перечислил его книги и публикации. Владыка Антоний также огласил диплом о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви степени доктора богословия: «Во внимание к выдающимся трудам в области богословия, а также в знак глубочайшего уважения к Первосвятительскому служению во благо святой Православной Церкви Ученый совет Киевской духовной академии данным дипломом имеет честь засвидетельствовать присвоение Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу ученой степени доктора богословия. Заседание Ученого совета от 10 июня 2009 года. Постановление Ученого совета Киевской духовной академии утверждено Его Блаженством Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром». После вручения знаков и диплома о присвоении степени доктора богословия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил перед собравшимися. Я с глубокой благодарностью принял знаки и диплом доктора богословия прославленной Киевской духовной академии. Для меня академическая среда является родной. Десять лет я был ректором Ленинградской духовной академии, преподавал, занимался научной работой и, вспоминая свой жизненный путь, могу сказать, что это были самые счастливые годы моей жизни. Церковно-академическая среда обладает совершенно уникальными характеристиками, которые способны воздействовать на формирование человеческой личности так, как, может быть, ни одна другая среда.

http://patriarchia.ru/db/text/707274.htm...

В. А. Андреев и его дар для студенческой библиотеки Московской Духовной Академии (Страничка из истории академической библиотеки.) В Московской Духовной Академии, в одном из старых ее корпусов, есть особая комната, заключающая в себе студенческую библиотеку Андреева. Библиотека эта, при внешней незначительности своей сравнительно со всей академической библиотекой в ее целом, имеет большую научную, и не научную только, а и материальную ценность и значение. По воле жертвователя она назначена собственно или прежде всего для студентов, должна быть в заведывании их и не сливаться с фундаментальной библиотекой. И они, конечно, пользуются ею и знают ее – ее состав и значение; но если теперь, когда среди гг. профессоров, как бывших студентов Московской Духовной Академии, еще есть налицо лично знавшие покойного архиепископа Литовского Алексия, через которого библиотека эта поступила в собственность Академии, и, слава Богу, здравствует еще сам жертвователь и некоторые знают обстоятельства этого пожертвования, то едва ли есть такие знающие среди студентов, а пройдет десяток-другой лет, таких лиц и совсем не будет. Между тем обстоятельства эти не лишены интереса для характеристики и прежней Академии, и личности знаменитого ее профессора Александра Феодоровича Лаврова, впоследствии архиепископа Алексия, и отношения к Академии светского общества, – для характеристики таких лиц, которые, будучи по внешнему своему положению далеки от Академии, по духовной своей жизни могут быть названы близкими, родственными ей. Таковы побуждения к написанию настоящей памятки и ее задачи. Отец Василия Алексеевича Андреева Алексей Васильевич Андреев – Потомственный почетный гражданин († 1878 г.), женатый на Наталье Михайловне Королевой, в конце прошедшего столетия был хорошо известен и почитаем в Москве, как один из видных представителей московского купечества; большой, с миллионными оборотами, колониальный магазин его на Тверской, против генерал-губернаторского дома, считался одним из лучших магазинов в Москве, в котором заведующим, вместе с родителем, был и Василий Алексеевич, как старший из сыновей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010