мнение о судьбах Православия в современной Украине. Телецитата: Совместный проект журнала «Фома» и передачи «Русский взгляд» (3 канал). Священник Валерий Степанов , клирик храма во имя святителя Мартина Исповедника, папы Римского, на Таганке, Москва. Сохранить любовь . Цитата из телевыступления, эфир от 29 июня 2008 года. Тема: «Разводы» («Нужно ли сохранять брак любой ценой? Необходимо сохранить любовь …»). Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2008. – С.16. – (рубрика « Телецитата »). Тема номера: Христианское отношение к здоровью : (на заставке – PhotoXpress) Не-здоровая тема / Редакция . Вступление к теме//Фома. - – сентябрь 2008. – С.19. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Иеромонах Димитрий (Першин). Здоровье – как Виннипухов мёд. Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2008. – С.20-21,22. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью» ). Ольга Христофорова , кандидат культурологии, доцент Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, специалист в области медицинской антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, Москва. Здоровье как сила для добрых дел . Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2008. – С.22. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Вольная борьба священника . Рассказывает священник Александр Немченко , настоятель храма во имя Святителя Николая в Троекурове, Москва. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.23. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Павел Тищенко , врач-биохимик, доктор философских наук, заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН. Плод да Винчи. Представление о человеческом теле как о конструкте и культ физической красоты пришли к нам из Эпохи Возрождения . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Священник Максим Первозванский , клирик московского храма Сорока севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник». Забота о здоровье не роскошь… Фото Зои Печоркиной//Фома. - – сентябрь 2008. – С.25. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

Отдельный блок материалов этого номера посвящен христианским святыням Египта. Открывает его фоторепортаж о посещении Президентом РФ Д.А. Медведевым храмового комплекса во имя великомученика Георгия Победоносца в Каире 23 июня 2009 года. Далее своими впечатлениями от паломничества в Египет делится с читателями журнала заслуженный художник РФ И.Г. Машков, который посетил эту страну в декабре 2008 года в составе группы художников — лауреатов III Всероссийского художественного конкурса «От Древней Руси к новой России». Наконец, журнал публикует рассказ члена Союза писателей России Георгия Калинина «По дороге в Египет». В рубрике «Святыни Земли Русской» член Союза писателей России Ольга Коренева рассказывает о женской обители Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, в которой подвизался преподобный Зосима (Верховской, XIX век). В рубрике «Из истории паломничества» вниманию читателей предлагается статья заведующей сектором рукописной и старопечатной книги Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Л.И. Алехиной, которой удалось обнаружить в архиве Ново-Валаамского монастыря неизвестную рукопись монаха Никанора (Москвитинова) о паломничестве на Святую Землю (конец XVIII века). 4 июля исполняется год со дня кончины члена редакционного совета журнала, выдающегося русского ученого-византиниста Игоря Сергеевича Чичурова. Своими воспоминаниями о нем делятся с читателями заместитель Председателя ИППО Н.Н. Лисовой и исполнительный директор Русского исторического института М.В. Грацианский. Как обычно, в журнале публикуются рубрики «Паломническая хроника», «Библиотека православного паломника. Книга — почтой», а также расписание паломнических поездок к святыням отечественного и мирового Православия на ближайшие месяцы. Журнал можно приобрести в магазине «Спутник паломника» Паломнического центра по адресу: Москва, Мичуринский проспект, дом 8/29, м. «Университет»; в храме в честь Троицы Живоначальной в Хорошеве по адресу: Москва, Карамышевская набережная, дом 15, м. «Полежаевская», а также в других храмах Москвы и в Санкт-Петербургском филиале Паломнического центра по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 24, литера В, офис 69.

http://patriarchia.ru/db/text/701849.htm...

Предваряя изложение основной части доклада, предлагаю вниманию членов Архиерейского Собора статистические сведения, позволяющие составить общее представление о положении нашей Церкви . На сегодняшний день Русская Православная Церковь имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных, 29 141 приход, на которых несет служение 30 544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви — 769, из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ — 11 051. Количество молодежных центров — 463. 1. Единство Церкви. Святая Церковь, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2, 20) и будучи напоена единым духом Божиим (ср. 1 Кор. 12, 13), призвана во всем являть зримый образец единства не только для верных чад своих, но и для «внешних», «дабы Слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12, 24). Посему и святой апостол Павел, зная о разделениях, существовавших в среде первых христиан, постоянно напоминал о необходимости «поступать достойно звания, в которое призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Несомненно, эти слова апостола языков, обращенные к первохристианской Церкви, имеют непреходящее значение. И нам, архипастырям, несущим служение в мире, наполненном противоречиями, надлежит всегда применять к себе эти слова апостольского увещания, памятуя об ответственности каждого христианина, а тем более архиерея Божия, за целостность и неповрежденность веры Христовой и канонического строя Церкви. 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя произошло историческое событие: Преосвященные архипастыри, клирики и миряне Русской Православной Церкви, разделенные в результате трагических событий ХХ века, вместе приступили ко Святой Чаше. Состоявшееся воссоединение стало символом излечения ран, нанесенных нашему народу лихолетьями прошлого века. Накануне этого незабываемого дня Священный Синод, действуя на основании полномочий, предоставленных ему Архиерейским Собором 2004 года, утвердил Акт о каноническом общении. Торжественным подписанием этого документа в присутствии тысяч богомольцев было восстановлено единство Поместной Русской Церкви, запечатленное в праздник Вознесения Господня первым совместным служением Божественной литургии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Следуя этим словам святого апостола Павла, Собор епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 21 декабря 2007 года, призвал верных чад нашей Церкви «с христианской любовью и без враждебности относиться к тем нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно пребывают вне спасительной ограды Церкви». Полную поддержку такому пастырскому подходу к решению проблемы раскола в украинском Православии выразила также Полнота Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор которой «одобрил усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею» (Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви». Москва, 24-29 июня 2008 года). Исходя из вышесказанного, просим Ваше Всесвятейшество и возглавляемую Вами Святейшую Константинопольскую Церковь поддержать усилия Украинской Православной Церкви, направленные на восстановление церковного единства в нашей стране. Проблема раскола вызывает серьезную обеспокоенность также у государственных и политических деятелей Украины. Движимые благородным порывом помочь делу единения, они неоднократно предлагали и предлагают различные модели восстановления единства. Однако эти модели не всегда соответствуют православной экклесиологии и нормам канонического права. В последнее время в украинских средствах массовой информации обсуждается сценарий решения украинского церковного вопроса путем создания в Украине нескольких параллельных православных юрисдикций. Ответственно заявляем, что такой способ решения проблемы является неприемлемым, поскольку: Украинская Православная Церковь осуществляет ныне свое спасительное служение в сложных исторических условиях. Вместе с тем именно она обладает необходимым потенциалом для объединения разделенного украинского Православия и консолидации украинского общества. В осуществлении этой миссии Украинская Православная Церковь нуждается в единой позиции всех Поместных Православных Церквей по вопросу о способах уврачевания церковных разделений в Украине. Мы надеемся, что просвещаемый Духом Святым соборный разум Вселенской Церкви укажет путь к восстановлению богозаповеданного церковного единства.

http://patriarchia.ru/db/text/474134.htm...

Следуя этим словам святого апостола Павла, Собор епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре 21 декабря 2007 года, призвал верных чад нашей Церкви «с христианской любовью и без враждебности относиться к тем нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно пребывают вне спасительной ограды Церкви». Полную поддержку такому пастырскому подходу к решению проблемы раскола в украинском Православии выразила также Полнота Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор которой «одобрил усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею» (Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви». Москва, 24–29 июня 2008 года). Исходя из вышесказанного, просим Ваше Всесвятейшество и возглавляемую Вами Святейшую Константинопольскую Церковь поддержать усилия Украинской Православной Церкви, направленные на восстановление церковного единства в нашей стране. Проблема раскола вызывает серьезную обеспокоенность также у государственных и политических деятелей Украины. Движимые благородным порывом помочь делу единения, они неоднократно предлагали и предлагают различные модели восстановления единства. Однако эти модели не всегда соответствуют православной экклесиологии и нормам канонического права. В последнее время в украинских средствах массовой информации обсуждается сценарий решения украинского церковного вопроса путем создания в Украине нескольких параллельных православных юрисдикций. Ответственно заявляем, что такой способ решения проблемы является неприемлемым, поскольку: • противоречит каноническому принципу «один город — один епископ»; • усилит этнофилетические настроения в церковных общинах; • усугубит негативные тенденции, ведущие к поляризации украинского общества; • может привести к возобновлению жесткого противостояния в борьбе за храмы и церковное имущество; • ослабит миссионерский потенциал Православия в Украине на фоне активности новых религиозных движений и униатства;

http://e-vestnik.ru/world/obrashcenie_bl...

От того, как человек распоряжается своим правом избирать и быть избранным, свободой ассоциаций и союзов, свободой слова и убеждений, зависит благополучие общества... " . Это положение базируется на положениях статьи 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства как одно из основополагающих конституционных прав человека. Собор призывает к диалогу и сотрудничеству – соработничеству власти и общества, что может быть обеспечено представительством в различных уровнях власти и реальным обеспечением возможности граждан действовать в защиту своих прав: (Часть IV.7. Основ) " ...В истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества власти и общества. Политические права могут полноценно служить такому принципу государственно-общественных отношений. Для этого необходимо реальное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданского действия... " . (Часть V.3 Основ) " Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере... " В Определении освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 24-29 июня 2008 года " Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека " сказано: 1. Утвердить Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, представляющие ее подход к развитию и реализации концепции прав человека. Настоящий документ принимается в развитие основ ее социальной концепции и является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека. Еще одним документом Собора, определяющим позицию Русской Православной Церкви в сфере соблюдения конституционных прав граждан, не приемлющих новые технологии при учете личных данных, является Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви " (далее – Определение, http://mospat.ru/index.php?page=41632).

http://religare.ru/2_59865.html

Здоровье россиян в зеркале статистики . Данные Госкомстата и комментарий к ним директора ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, профессор Александр Чучалин //Фома. - – сентябрь 2008. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Профессор Чучалин , директор ФГУ НИИ Пульмонологии Федерального медико-биологического агентства, академик РАМН, Москва. Россияне переживают стресс . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.28. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »).   Что мешает Вам быть здоровым? Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 24-25 июня 2008 года//Фома. - – сентябрь 2008. – С.28. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Россияне жалуются на утомляемость и проблемы с давлением. Данные социологического исследования Национального фонда развития здравоохранения, проведенного в 2007-2008 гг.//Фома. - – сентябрь 2008. – С.29. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Здоровье как талант . Беседа с Еленой Николаевой , руководителем комиссии по здравоохранению в Общественном совете Центрального федерального округа. Беседовала Наталья Волосатова . Фото Владимира Ештокина, Анастасии Пассовой, ИТАР-ТАСС//Фома. - – сентябрь 2008. – С.30-33,34. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »). Имеются биографическая (« Елена Леонидовна Николаева …», С.31) и две информационные справки («Комиссия по вопросам здравоохранения Общественного совета Центрального федерального округа осуществляет…»; «Всероссийская благотворительная акция «Убедись, что ты здоров!», - обе С.32). Александр Недоступ , председатель исполнительного комитета общества православных врачей России, профессор кафедры факультетской терапии научный руководитель кардиологического отделения Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Медицинская помощь, а не медицинские услуги. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2008. – С.33. – (рубрика « Тема номера: Христианское отношение к здоровью »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О единстве Церкви» 27 червня 2008 р. 14:18 27 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на пленарном заседании принял определение «О единстве Церкви». Единство — одно из сущностных свойств Церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Члены единого Христова тела скреплены единой верой и Крещением (Еф. 4, 5), соединены друг с другом любовью по образу взаимной любви Трех Лиц Божественной и Живоначальной Троицы. Православное исповедание веры во Святую Троицу требует от каждого христианина подвижнических усилий, направленных на сохранение драгоценного дара единства, простирающегося поверх всевозможных границ, политических разделений, всех вообще человеческих различий. «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия», о которых говорит священномученик Киприан Карфагенский, должны быть бережно хранимы. С утратой единства Церкви утрачивается и истинная вера. «Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? —вопрошает священномученик. — Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви?» (Книга о единстве Церкви). Церковное единство в мире, полном разделений, подвергается различным угрозам, происходящим от зависти врага спасения человеческих душ. О реальности этих угроз свидетельствует и история Русской Православной Церкви, в особенности на протяжении пережитого ею в ХХ столетии периода тяжких бедствий в жизни народа, когда братоубийственное восстание стало причиной гибели миллионов наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма новомучеников, к убиению Императора-страстотерпца Николая Александровича и всей Царской Семьи. В нынешнем году, когда отмечается 90-летие этого скорбного события, печаль наша срастворяется радостью о духовном преодолении пережитого противостояния.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2763115...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 24-29 июня 2008 года «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» Определение принято на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 26 июня 2008 г. Основываясь на пункте 2 определения Освященного Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «Об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, говорится: «Полагать полезным принятие церковным Священноначалием на основе этого документа определений по различным более конкретным вопросам», Учитывая положительную оценку Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года, данную проекту Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, Заслушав доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя рабочей группы по выработке проекта документа по правам человека, Освященный Архиерейский Собор постановляет: 1. Утвердить Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, представляющие ее подход к развитию и реализации концепции прав человека. Настоящий документ принимается в развитие основ ее социальной концепции и является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека. 2. Клирикам и мирянам, а также Синодальным учреждениям, епархиям, монастырям, приходам и другим каноническим церковным подразделениям руководствоваться Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека во взаимоотношениях с государством и обществом. Признать полезным развитие православными верующими общественно значимой деятельности на основе настоящего документа.

http://sedmitza.ru/lib/text/430012/

Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О внесении поправок в Устав Русской Православной Церкви» 27 июня 2008 г. 13:31 1. Принимая во внимание Акт о каноническом общении, подписанный 17 мая 2007 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, Освященный Архиерейский Собор постановляет: 1.1. Пункт 17 главы VIII Устава Русской Православной Церкви («Самоуправляемые Церкви») считать пунктом 18. 1.2. Добавить в главу VIII Устава Русской Православной Церкви пункт 17 следующего содержания: «Самоуправляемой частью Русской Православной Церкви является также Русская Православная Церковь Заграницей в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов и других церковных учреждений. Нормы настоящего Устава применяются в ней с учетом Акта о каноническом общении от 17 мая 2007 года, а также Положения о Русской Православной Церкви Заграницей с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви 13 мая 2008 года». 2. В связи с принятием Положения о церковном суде Освященный Архиерейский Собор определяет: 2.1. Подпункты б) и в) пункта 5 rлabы III Устава Русской Православной Церкви, определяющие, по каким делам Архиерейский Собор принимает судебные решения в качестве последней инстанции, изложить в следующей редакции: «б) по делам о церковных правонарушениях архиереев и руководителей Синодальных учреждений; в) по всем делам, переданным ему Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом». Пункт 1 главы VII Устава Русской Православной Церкви изложить в следующей редакции: «Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства» . 2.2. Пункт 5 главы VII изложить в следующей редакции: «Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/428872.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010