Файл 31327.jpg:   Размер: 685x776, 0.53 MPix, 343 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (89) , (0) . Описание: Истинное изображение с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Казанской. Сер. XIX века. Дерево, масло. В серебряном позолоченном окладе. 29 х 23,3 см. Частное собрание. Файл 31665.jpg:   Размер: 850x1012, 0.86 MPix, 229 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (84) , (0) . Описание: Казанская-Шамординская. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.446. С.447: В с. Шамордине, Козельского у., Калужской губернии. http://dlib.rsl.ru/viewer/01007501960#?page=54 Файл 31673.jpg:   Размер: 543x677, 0.37 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (1) . Описание: Казанская Ряжская (Дружинная) икона Божией Матери чтут Казанскую икону Божией Матери и в день прославления 12/25 декабря. Казанская Ряжская (Дружинная) икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери была написана дворянами Ряжского уезда для Дружины государственного подвижного ополчения, отправлявшейся в 1855 г. на Крымскую войну для защиты Отечества (отсюда её второе название Дружинная). После окончания войны, в 1856 г., икона была передана в Благовещенский Собор г. Ряжска и до событ[...] Файл 31803.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 137 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (85) , (1) . Описание: Московская Казанская икона Божией Матери. Кон. XVI — нач. XVII в. Снимок с чуд. Иконы Богоматери, находящейся в Московском Казанском соборе. В кн.: Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России/С. Кедров. М., 1912. Файл 32047.jpg:   Размер: 767x1019, 0.78 MPix, 316 Kb. Дата: 2018-06-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (1) . Описание: Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. Москва. Около 1855 г. Дерево, темпера, масло. Обретение Севастопольского списка чудотворного образа Казанской Божией Матери в частной московской коллекции Виктора Бондаренко совершилось в 2006 году. Как известно, сама Казанская икона, которая вот уже четыре столетия является «державной Заступницей» России, была похищена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Эта святыня запечатлена на черно-белой фотографии. Севас[...]

http://pravicon.com/icon-137-photo

Казанский собор воссоздали за три года. Освящен он был 4 ноября 1993 г. Восстановили его в первоначальных формах, с шатровой колокольней, двумя приделами и галереей-папертью. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Казанский у Воскресенских ворот собор с приделом Аверкия Иерапольского чудотворца, стенами, кроме того, что от подорвания арсенала и Кремля крышки во многих местах пробиты, от пожара цел; утварь церковная золотая и серебряная с драгоценною ризницею вся без остатка разграблена. По освящению настоящего храма служба в нем продолжается. Приходских дворов не имелось, а содержится собор на жалование. Протоиерей Иоанн Сергеев, у него собственный дом частью сгорел; священник Николай Яковлев, у него собственный деревянный дом сгорел; дьячок Андрей Васильев, у него дом собственный, деревянный сгорел; у других священника и диакона дома целы, у дьячка второго дома не было. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Существовавший ранее Казанский собор находился на углу Красной площади и Никольской улицы. Построен был князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в честь Казанской иконы Божией Матери по поводу освобождения в 1612 г. Москвы от поляков, освящен в 1636 г. Свой древний наружный вид собор утратил в XIX в. после обновления 1825 г. и постройки колокольни в 1865 г. Внутри сделан новый иконостас на древние иконы в 1849 г., а существующая стенопись исполнена в 1873 г. Придел один, северный, освященный во имя Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, память которого празднуется 22 октября. Казанская икона Божией Матери чудесно явилась в г. Казани в 1579 г.; и в честь иконы был установлен праздник на 8 июля, а служба была написана местным священником о. Ермолаем, который позже в 1606 – 12 гг. с именем Ермогена был в Москве всероссийским патриархом. В 1612 г. бедствовали православные по всей России; самую Москву надо было освобождать от засевших в ней поляков. По грамотам вдохновленных св. Ермогеном властей Троицкой Лавры собралось ополчение Минина и Пожарского, одушевленное одною общею мыслью: «умрем за веру православную!». При войске, как его главная святыня, находилась Казанская икона Божией Матери; молитвам перед Казанскою иконою наши великие предки приписывали свои военные успехи.

http://sobory.ru/article/?object=44871

Недалеко от Калужских ворот Земляного города, на Якиманке, была построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Улицу в то время называли «улица Большая к Калужским воротам», но чаще Якиманкой, по стоящей в начале ее церкви святых Иоакима и Анны. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 г. и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 г. к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е гг. строится каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Антиминс на церковь был выдан 30 сентября 1694 г. Изображений здания храма того времени до нас не дошло. По-видимому, это была типичная посадская церковь, как и многие в Замоскворечье, – главный храм был кубический, трапезная с двумя приделами и шатровая колокольня на западном фасаде. Только стройная шатровая колокольня, выходившая на красную линию улицы Якиманки, достояла до 1929 г., когда и была снесена. В 1778 г. в Казанском храме устраивается еще один придел во имя святого Иоанна Воина, который в 1814 г. переосвятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Церковь чаще всего называлась Казанской, что на Житном дворе. Это название появилось в начале XVIII века, когда на пустующие окрестности перевели из Московского Кремля Житный двор. В XVII веке царское хранилище жита (запасов зерна) находилось в Кремле между Троицкими и Никольскими воротами. В 1701 г. случился пожар, постройки кремлевского Житного двора сгорели. По приказу царя Петра I на этом месте начали строить арсенал. Для хранения зерна нашли пустующее место в Замоскворечье, рядом с городскими укреплениями между Калужскими и Серпуховскими воротами. Там построили двенадцать амбаров-житниц, по границе с которыми прошла Житная улица.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Снова подтвердились слова, сказанные Святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город . После Ленинграда Казанская икона начала шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, там перед ней шла неустанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла посреди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. И знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. И Сталинградская битва, во многом решившая исход войны, была выиграна. В многовековой нашей истории России есть и многие другие свидетельства заступничества Пресвятой Богородицы за Россию. Так, в 1395 году, в день празднования иконы Владимирской иконе Божией Матери, Тамерлан повернул домой из России. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество 1813 года последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.

http://mospat.ru/archive/86447-vystuplen...

Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е г.г. XVIII в. церковь становится приходским храмом Коломенского. В советское время в 1941-1942 г.г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались. 27 июля 2012 г. состоялось освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная». http://kolomenskoe.prihod.ru/category/o-xrame/ Храм Казанской иконы Божией Матери - бесстолпный, пятиглавый храм середины XVII в. Расположен на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Южный придел освящен в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный - великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня - икона Божией Матери «Державная». В 1649 г. в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича (первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской) было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 г. и окончено около 1650 г. Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 г. именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящен, действовал и переход к нему из царского дворца. С большой долей вероятности в качестве времени постройки кирпичного здания Казанского храма можно принять период с 1662 по 1670 г., а датой освящения храма полагать 27 ноября 1670 г.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Затем было пропето величание Пресвятой Богородице и провозглашены традиционные многолетия. Затем Владыка митрополит сказал: «Всечестные отцы наместники, всечестные матери игумении, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! У нас сегодня особый благословенный день - сегодня мы прославляем образ Пречистой Девы Марии, явленный нашей родной России в день отстранения от власти царской нашего Императора Николая II. Многие святые люди говорили о России как о доме Пречистой Девы Марии. Почему? Да потому что Матерь Божия не оставляла России еще со дня Крещения русского народа по повелению благоверного равноапостольного великого князя Владимира. С тех пор и по сей день Матерь Божия в нашем русском доме, охраняя Своим покровом, Своею ризою наипаче Своею любовью нашу Россию. Вспомним историю нашей Родины - во многие лютые, страшные, опасные годы Матерь Божия являла Свою милость: и во время татаро-монгольского ига, и во время нашествия шведов, ливонцев, поляков, которые стремились нашу Русь уничтожить, а нашу веру святую православную удалить от России. И новое время, революционное, страшное время разрухи, уничтожения и народа нашего, и культуры нашей, и даже святых мест, Матерь Божия все равно не оставила нашей родной России. После того, как насильно удалили нашего русского Императора царя Николая, в это же время, в этот же день в пригороде Москвы, в селе Коломенском тогда, а теперь это уже и Москва, в Казанском храме была обретена, явлена икона Божией Матери и названа «Державная», потому что на ее явленном чудотворном образе были знаки царской власти державы Российской. И несмотря ни на какие гонения и уничтожения, Матерь Божия осталась с нами. Она не осталась где-то в одном месте, теперь Она прославляется по всей России. И к нам пришел этот образ. Он не простой. Этот образ вместе с другими иконами по благословению святейшего Патриарха Алексия II посетил нашу Россию со всех сторон - и с севера, и с запада, и с востока, и с юга. И потом уже прибыл к нам, как дар нашей Псковской земле и покойной игумении Елизавете.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой данный митрополитом Казанским Ефремом список с Казанской чудотворной иконы, который в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Арсений Элассонский . Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского , который сказал: " Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена " . Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль. Так-как перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед списком Казанской иконы Божией Матери, освобождение столицы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери " ради Казанской иконы Ее " . В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы , сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице. По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке , в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор . Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы .

http://drevo-info.ru/articles/7646.html

Г. Милле – историк византийского искусства и археологии VIII-XV вв. 2561. Салтыков А., прот. Тертуллиан об искусстве и о церковных художниках своего времени//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 5–16. 2562. Успенский Л. А. Искусство XVII в.: Расслоение и отход от церковного образа//ВРЗЕПЭ. 1971. 73/74. С. 47–90. 2563. Успенский Л. А. Пути искусства «живописного» направления в синодальный период Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 141–185. См. также 1485, 1486. Иконопочитание. Икона в жизни и культуре См. также: Иконопочитание. Догматическое содержание иконы 1481–1491). 2564. Бегунов Ю. К. Куликовская битва и сказания об иконах Пресвятыя Богородицы//БТ 1992. Сб. 31. С. 314–319. 2565. Жолондзь А. Г. Музей и ризница//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 318–322. 2566. Жолондзь А. Г. Святыни и современная музейная практика//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 52–53. 2567. Каледа В. Хроника: [Перенесение иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевский мон-рь]//АиО. 1999. 4(22). С. 367. 2568. Кызласова И. Л. О проблеме подделывания и копирования икон в XIX – начале XX вв.//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 64–73. 2569. Чугреева Н. Н. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 г.//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 141–147. 2570. Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресвятой Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского //ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110–125. 2571. Щенникова Л. А. Первая святыня Москвы и московских святителей//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 68–113. О «Петровской» (написанной свт. митр. Петром) иконе Божией Матери. 2572. Щенникова Л. А. Святая Покровительница государства Российского/Обращение к читателям: Патриарх Московский Алексий II; вступ. слово: И. А. Родимцева//ИВ. 1999. Вып. 3–4. С. 27–88. Владимирская икона Пресвятой Богородицы в истории России. 2573. Щенникова Л. А. Почитание святых икон в Московском Кремле в XIV-XVII столетиях//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 151–171. Пение 2574. Воронцова Ю. В., Лютая Р. В. Забытая статья митр. Евгения (Болховитинова) «О русской церковной музыке»//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 285–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» утверждает, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма. Версии о более ранних сроках постройки первого Казанского храма на Государевом дворе при царе Михаиле Федоровиче, в 1630-х г.г., равно как и другая версия церковного предания, которая гласит: «В 1610 г. тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче», - не находят своего подтверждения в авторитетных источниках, как минимум, ставятся под сомнение. Около 1910 г. на стены храма, «лишенные первоначально какой бы то ни было живописи», нанесли новую роспись. В 1941-1942 г.г. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались. Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё. Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери «Державная»; Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в). В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х г.г. скульптура была в главном храме. В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Работы велись на колокольне: выполнена реставрация кирпичной кладки фасадов; ремонт конструкций кровли и окрытия перехода; реставрация завершения (шатер, глава, крест); реставрация белокаменных ступеней входной группы; замена дверных и оконных столярных заполнений. http://www.fedmp.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Единоличные иконы были созданы в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских. Первая небольшая ростовая икона была написана Т. А. Мушкетовой (ныне Смирнова) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2016. С. 24). Преподобный изображен фронтально с наперсным крестом, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, епитрахиль, скуфью; обеими руками держит свиток, позем украшен декоративными цветами. Образ святого узнаваем: немного детское и трогательно-наивное выражение лица, спускающиеся на плечи пряди седых волос средней длины, редкая клинообразная бородка. Белильные мазки в уголках глаз создают эффект «постоянно плачущих глаз», о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев, упоминающих, что «у него всегда был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам» (Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 320-321). В 1996-1997 гг. выполнен большой ростовой образ того же извода на раку преподобного во Введенском соборе (иконописец Мушкетова), в 2017 г. создано небольшое поясное изображение (иконописец А. А. Рыжов, ризница Оптиной пуст.). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображается так же, как и на единоличных портретах, обычно в группе с преподобными Исаакием (Антимоновым) , Анатолием (Потаповым) , преподобномучениками Исаакием (Бобраковым) , Никоном (Беляевым). Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окон помещено его изображение в рост вместе с прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) (2004, мон. Мария (Левестам)). В ц.

http://pravenc.ru/text/Нектарий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010