ВЛАДИМИР Иванович Хрищенович (1876-1933), свящ., сщмч. (пам. 30 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Ионович Цедринский († 27.08.1918), прот., сщмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Чекалов (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Пищулин Владимир Федорович; 1889 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (1888 - 1937), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Егорович Ушков (1885-1942), псаломщик, мч. (пам. 8 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ВЛАДИМИР (Нагосский Василий Павлович; 1922 - 1997), Архиепископ Токийский и Митрополит всея Японии (Японская Автономная Православная Церковь) ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/text/Владимир.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Мороз), еп. Почаевский. Фотография. 2002 г. (Мороз Виорел Лазаревич; род. 15.08.1959 с. Молодия Черновицкой обл., Украина), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . Из румын. крестьянской семьи. В 1976 г. окончил среднюю школу в родном селе, в 1977-1979 гг. служил в рядах Советской Армии, в 1979-1980 гг. работал в Черновицком епархиальном управлении. В 1980 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, в 1982 г. пострижен в рясофор, в 1983 г.- в мантию с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В том же году, 24 апр., Львовским и Тернопольским митр. Николаем (Юриком) рукоположен во диакона, 9 сент. 1984 г.- во иерея. В 1988 г. окончил Московскую ДС. В 1989 г. Львовским и Дрогобычским митр. Никодимом (Руснаком) возведен в сан игумена с поручением послушания ризничего Почаевской лавры. В 1991 г. переведен в клир Черновицкой епархии с назначением на должность наместника крещатицкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . 7 июля 1992 г. возведен в сан архимандрита. 28 сент. 1992 г. В. был возвращен в братию Почаевской лавры, исполнял обязанности регента лаврского хора и эконома лавры. 27 июля 1996 г. назначен наместником лавры. 22 нояб. 2000 г. Свящ. Синод УПЦ, приняв во внимание особое значение Почаевской лавры в истории и совр. жизни Православия на Украине, определил хиротонисать В. во епископа Почаевского, викария Киевской митрополии. Хиротонию В. 3 дек. 2000 г. возглавил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . По инициативе В. в лавре были проведены обширные ремонтные и строительные работы, отреставрированы Успенский собор и лаврская колокольня, сооружены часовни в честь 400-летия перенесения чудотворного образа Божией Матери на Почаевскую гору и в память 2000-летия Рождества Христова, летний храм, восстановлена монастырская гостиница. Стараниями В. при лавре было создано обширное хозяйство, возведены мельницы и пекарня, возрождены монастырский плодовый сад и пасеки, открыты неск. мастерских, построены электростанция, в обитель проведен газ. Число насельников лавры увеличилось до 200 чел. Развернулась обширная издательская деятельность. В нояб. 1998 г. при активном участии В. в лавре прошла церковно-научная конференция «Украина на пороге III тысячелетия», посвященная 2000-летию Рождества Христова. По инициативе В. и братии лавры 23 апр. 2002 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о прославлении в лике святых почаевского старца схиигум. Амфилохия (Головатюка; † 1 янв. 1971). 7 июля 2006 г. возведен в сан архиепископа. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/159058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия) ВЛАДИМИР (Самохин Михаил Викторович; род. 1979), митр. Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121666_8.html

ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 644-645 ВЛАДИМИР (Пищулин Владимир Федорович; 1889 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 645-646 ВЛАДИМИР Анатольевич Правдолюбов (1888 - 1937), мч. (пам. 21 сент., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 646-647 ВЛАДИМИР Егорович Ушков (1885-1942), псаломщик, мч. (пам. 8 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 647-648 648-649 649-650 650-651 651-652 652-653 653-654 ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры 654-655 ВЛАДИМИР (Нагосский Василий Павлович; 1922 - 1997), Архиепископ Токийский и Митрополит всея Японии (Японская Автономная Православная Церковь) 655-656 656-568 658-659 ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) 659-662 ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845 - 1917), архиеп. Донской и Новочеркасский 662-663 ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский 663-665 ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата 665-667 667-668 668-669 669-671 671-676 676-678 678-681 ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Кочетков И.А. (сост.). Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2003. Красилин М.М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР (древнерусская живопись и ее традиции в XVIII-XX вв.)//В кн.: Художественное наследие ВНИИР. Вып. 10. М., 1985. Красилин М. М. Черты барокко в русской иконописи XVIII века//В кн.: Барокко в России. М., 1994. Красилин М.М. Народные иконы: региональные особенности//В кн.: Русское народное искусство. Сергиев Посад/Сб. ст. М., 1998. Красилин М.М. Отражение европейских художественных стилей в иконописи XVIII-XIX веков.//III Чтения памяти И.И. Болотцевой. Ярославский художественный музей. Ярославль, 1999. Красилин М.М. «Киприан и Устиния» – икона из Реклингхаузена//В кн.: IV Чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославский художественный музея. Ярославль, 2000. Круг, о. Григорий. Мысли об иконе. Париж, 1978. Кудрявцева Т.Н. «Правило о тайне» в древнерусской иконописи//Православие и русская народная культура. Кн. 4. М., 1994. Культура староверов Выга (К 300-летию основания Выговского старообрядческого общежительства). Каталог. Петрозаводск, 1994. Курбатова А.М. Надписи на произведениях иконописи XIV–XVII веков//Сообщения Загорского музея. Вып. 2. Загорск, 1958. Кызласова И.Л. Русская икона XIV–XVI веков. Государственный Исторический музей. Москва. Л., 1988. Лаврентьев А.В. К биографии «государева иконника» Симона Ушакова//Филевские чтения. Вып. 8. М., 1994. Лазарев В.Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., 1971. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М., 1981. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Изд. 2-е. М., 1994. Лаурина В.К. Новгородская иконопись конца XV – начала XVI века и московское искусство//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI веков. М., 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Лазарев 1963 – Лазарев В. Н. Древнерусские художники и методы их работы//Древнерусское искусство XV – начала XVII веков. М, 1963. С 7–21. Лазарев 1966 (1) – Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Лазарев 1966 (2) –Лазарев В. Н. Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Культура Древней Руси. М, 1966. С. 101–112. Лазарев 1983 – Лазарев В. Н. Русская иконопись: От истоков до начала XVI века. М., 1983. Лебедева 1956 – Лебедева К. А. Два памятника древнерусского шитья XVI века в собрании Русского музея//Сообщения Гос. Русского музея, л.; М., 1956. Вып. 4. С. 54–57. Лебедев 1880 –Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. Левинсон-Нечаева 1954 – Левинсон-Нечаева М. Я Одежды и ткани XVI–XVII вв. Ц Гос. Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954. С. 305–386. Леонид, архим. 1881 – Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. Лидов 1996 –Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символических прототипах высокого иконостаса Ц Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика: Тез. докл. (Международный симпозиум 4–6 июня 1996 г. Москва. ГТГ/Центр восточно-христианской культуры). М., 1996. С. 26–30. Лицеев 1891 –Лилеев И. В. Симеон Бекбулатович, хан Касимовский, великий князь всея Руси, впоследствии великий князь Тверской, 1567–1617 гг. Тверь, 1891. Лифшиц 1998 – Лифшиц Л. И. Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV – начала XV в.//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 79–94. Лихачев, Азиатов, Ильин, Мнева, Гончарова 1956 – Лихачев Д. С., Алпатов А. В., Ильин M. А, Мнева И. Гончарова А. А. Художественные памятники Московского Кремля. М., 1956. Лихачева 1977 – Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//ПКНО. 1977. М., 1977. С. 269–273. Лихачева 1979 – Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде Ц ПКНО. 1978. М., 1979. С. 406–412. Лихачева 1980 – Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье веков в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки/Авт. ступ. ст. и со ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Кондаков, 1927 – Кондаков Н.П. Воспоминания и думы. Прага, 1927 Кондаков, 1931 – Кондаков Н.П. Русская икона, т. III, ч. 1. Прага, 1931 Королюк, 1971 – Королюк В.Д. Русская крестьянская иконопись (Традиция и развитие)//Etudes balkaniques. 1971, 3 Кошмал, 1989 – Koshmal W. Der russische Volksbilderbogen (Von der Religion zum Theater). Slavistsche Beiträge. Bd. 251. München, 1989 Красилин, 1985 – Красилин М.М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР (Древнерусская живопись и ее традиции в XVIII-XX вв.)//Художественное наследие (ВНИИР), 10. М., 1985 Кэмпфер, 1978 – Kämpfer F. Das russische Hercherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Studien zur entwiklung politischer Ikonographie in byzantinischen Kulturkreis. Beiträge zur Kunst des Chritlichen Ostens. Verlag Aurel Bongers Recklinghausen. [a.l.] 1978. Bd. 8 Кэмпфер, 1993 – Кэмпфер Ф. Представление о русском христианстве и концепция «Святой Руси»//Тысячелетие введения христианства на Руси. 988–1988. М., ЮНЕСКО – Институт славяноведения и балканистики РАН, 1993 Кюнг, 1982 – Кюнг Г. Существует ли Бог ? Ответ на вопрос Нового времени о Боге. Перев. с нем. [Брюссель], 1982 Кюстин де, 1990 – Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990 Лазарев, 1970 – Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970 Лазарев, 1971 – Лазарев В.Н. «Маньера грека» и проблема критской школы//Лазарев В.Н. Византийская живопись. Избр. работы. М., 1971 Лазарев, 1986 – Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986 Ланген, 1990 – Langen L. lcon-painting in Egypt//Сорис art and culture. Ed. Н. Hondelink. Cairo, 1990 Ланн, 1930 – Ланн Е. Литературные мистификации. М.-Л., 1930 Ларионов, 1913 – Выставка иконописных подлинников и лубков. организованная М.Ф. Ларионовым. М., 1913 Лебединский, 1865 – Лебединский Я. Меры русского правительства относительно улучшения иконописи в XVII в.//Духовный вестник. Харьков, 1865, сентябрь Ле Гофф, 1991 – Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII–XIII вв.)//Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Еще более насыщена христианскими мотивами основная редакция " Сказания о Мамаевом побоище " . Услышав о нашествии князь Димитрий сначала молится перед своей домашней иконой: " И ставъ предъ святою Господня образа, яже въ зrлabiu его стояще и, падъ на колену свою, нача молитися " (Повести 1959:47). Еще до начала сражения он хочет пострадать за веру Христову, при этом пострадать даже до смерти (Повести 1959:251,298). Общеизвестен факт поездки князя в монастырь: Димитрий " поеде къ Жывоначальной Троици на поклонъ къ отцу своему преподобному старцу Cepriю блarocлobehia получити от святыа тоа обители " (Повести 1959:251). Прп. Сергий призывает князя на Литургию, дает ему освященную просфору, окропляет князя и приближенных его святой водой, а инокам Пересвету и Ослябе дает оружие нетленное - крест (здесь опять возникает мотив контаминации креста и меча при защите Христианства). Возвратясь в Москву, великий князь молится в Успенском соборе сначала перед иконой Спасителя, потом перед иконой Владимирской и у раки с мощами свт. Петра Московского чудотворца (Повести 1959:253,300). В Архангельском соборе князь взывает к Богу перед иконой архангела Михаила (Повести 1959:254,301). Будучи уже на Непрядве князь и воеводы " взьехавъ на высоко место и увидевъ образы святыхъ, иже суть въображени въ xpucmiahьckыxъ зhaмehiuxъ, акы hekiu светильници coлheчhiu светящеся въ время ведра " (Повести 1959:62). Там князь слез со своего коня и " паде на колени свои прямо великому пълку чернаго зhaмehia, на немъ же въображенъ образъ Владыкы Господа нашего Исуса Христа " и начал молиться (Повести 1959:264,312; ср.188). Князь Дмитрий многократно призывает на помощь свв. Бориса и Глеба (Повести 1959:265,272,273,305,314,321,323,328,329), а перед самым сражением он молится перед крестом (Повести 1959:267). Очень показательно, что князь Дмитрий сравнивается с Константином Великим, с царем Давидом, с Александром Македонским, с Гедеоном (Повести 1959:263). Если в других произведениях цикла князь призывает умереть за Христианство, за святые церквии, то здесь на первое место выходит князь, и его соратники говорят, что они готовы головы свои положить " за тебе, Государя, и за святыа церкви и за провославъное xpucmiahcmbo " (Повести 1959:67). И далее в Повести соратники князя готовы смертью умереть " за святую веру христианскую " , они кладут головы " за святые церкви и за православное христианство " (Повести 1959:269,274). А при возвращении с битвы уцелевшие воины поют псалмы, а также тропари мученикам и богородичны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

В 1918 году все старые праздники были объявлены буржуазными и запрещены, в том числе празднование Рождества, рождественские елки. Однако в середине 1930-х годов выстраивание советской империи потребовало новых ритуальных действий, которые бы сплачивали общество. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья Павла Постышева «Давайте устроим детям хорошую новогоднюю елку!» Публикация в «Правде» приравнивалась к директивному указанию, так что на новый 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался. Как массовый образ советских школьных елок, Дед Мороз появляется к новому 1937 году. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей в качестве посредника между Дедом Морозом и детьми впервые выступает его внучка Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определился. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни дети, ни актеры не понимали толком, что это за явление. Но, как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Например, в военные годы на новогодних открытках уже были сюжеты, связанные с Дедом Морозом: он изображался с мешком оружия, которое дарит солдатам, была даже открытка, где Дед Мороз был со сталинской трубкой.

http://pravmir.ru/apologiya-deda-moroza-...

Праздник начинался со сбора («ссыпки») продуктов, необходимых для трапезы. Обычно готовились пироги, каши, яичница, творог, сметана, сыр, а также напитки – пивное сусло, квас, бражка – из ячменя или ржи. Перед началом пиршества на божницу ставили миску с кашей как подношение Божьей Матери, Женам-мироносицам или святому, на день которого приходился праздник. Во время трапезы женщины обсуждали деревенские и личные проблемы, делились опытом семейной жизни с молодухами, пели, плясали, веселились. Женские праздники, как и мужские (см.: Братчины), своими корнями уходят в глубокую древность. Принято считать, что в их основе лежат языческие ритуалы, связанные с принесением жертвы божеству растительности. Ист.: Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. СПб., 2003. Мордовцева Анна Никаноровна (1823–1885), этнограф, жена писателя Д. Л. Мордовцева. Предоставила в 1854 Императорской академии наук «Былины и песни», записанные ею в Саратове. В 1855 она составила словарь к Святославову сборнику. «Русские народные песни, собранные в Саратовской губернии А. Н. Мордовцевой и Н. И. Костомаровым » были опубликованы в «Летописи русской литературы и древностей» (1862, т. 4). Мороз (Морозко) Персонаж русского сказочного фольклора. Сказочный образ Мороза часто представляли в виде богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с «калить»). Возможно, что сказочный образ Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему. Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у русских в ритуале кормления Мороза накануне Рождества. В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!»; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед Мороз). В русской низшей мифологии Мороз – старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара Мороза по углу избы трескается бревно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010