Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331, Тырново (?) - между 1402 и 1409?, Бачковский мон-рь), свт. (пам. 20 янв.), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель. Жизнь Источником сведений о жизни Е. является Похвальное слово, к-рое составил его ученик митр. Киевский Григорий Цамблак после получения известия о его смерти, ок. 1415-1418 гг., с целью инициировать его канонизацию ( Григорий Цамблак. 1971. С. 166-168). В молодом возрасте Е. стал послушником, а затем монахом Килифаревского мон-ря, основанного ок. 1350 г. прп. Феодосием Тырновским . Через нек-рое время прп. Феодосий передал Е. руководство обителью. В нач. 60-х гг. XIV в. мон-рь разорили турки, и Феодосий вместе с Е. и неск. учениками (среди них, весьма вероятно, был и буд. митр. Московский и всея Руси Киприан ) уехал в К-поль и поселился в обители во имя св. Маманта, издавна связанной со слав. землями. После смерти прп. Феодосия (1363) Е. жил в Студийском мон-ре в К-поле, затем ушел на Афон и подвизался в Великой Лавре, затем в скиту Селина близ болг. мон-ря Зограф. Ок. 1370 г. как противник унии с Римом, навязываемой визант. имп. Иоанном V Палеологом и отвергаемой патриархом К-польским Филофеем Коккином , Е. был подвергнут краткому заточению на о-ве Лемнос. Вероятно, в 1371 г. вернулся в Болгарию и возглавил мон-рь Св. Троицы близ Тырнова, вскоре ставший крупнейшим центром правосл. духовной и книжной деятельности в Центр. и Юго-Вост. Европе, здесь переводились с греч. на слав. язык библейские, литургические и др. книги. Ученики Е., по словам митр. Григория Цамблака, «стали учителями в благочестии своих отечеств», т. к. распространяли просвещение в Сербии, Валахии, Молдавии, Вел. Литовском княжестве и московских землях. Среди учеников Е. помимо митр. Григория были буд. митр. Московский и всея Руси Киприан, митр. Унгро-Влахийский Анфим (Критопулос) , игум. Тисманского мон-ря прп. Никодим Румынский и др.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА I (1714, Киевская губ.- 9.03.1778, Островская Введенская пуст.), прп. (пам. в Соборе Владимирских святых, в Соборе Брянских святых), иером., строитель покровской Островской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . Ранний период жизни неизвестен. В 40-х гг. XVIII в. пришел на Афон, где, вероятно, познакомился с прп. Паисием (Величковским) , поэтому традиционно считается его учеником. На Афоне был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; состоял в братии мон-ря Зограф . Вернулся в Россию, поступил в Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Московской епархии, но вскоре, не приняв нового уклада иноческой жизни, покинул эту обитель. С 1755 по 1758 г. подвизался в лесах близ Яменской Иоанно-Предтечевой пуст. (ныне окрестности с. Ямного Суземского р-на Брянской обл.). Общался со старцем иером. Иоасафом (Медведевым) , строителем Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , и с его учениками мон. Астионом и иером. Селевкием. Также К. сблизился с иером. Серапионом († ок. 1807), впосл. площанским строителем. Известны письма К. этим подвижникам (РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 445 (2). Л. 2-5; Ед. хр. 461. Л. 85-86). 23 янв. 1756 г. из Московской духовной консистории в Яменскую пуст. поступил запрос в связи с розыском К., однако старец, видимо, не был найден (ГАБО. Ф. 588. Оп. 1. Д. 17. Л. 2). В 1758 г. К. перешел в уединенную Островскую Введенскую пуст., располагавшуюся на острове в глухих болотистых лесах. 24 дек. 1760 г. указом Переславской духовной консистории по ходатайству московских благотворителей и братии К. был определен настоятелем пустыни. Стремясь к отшельничеству, К. дважды уходил из мон-ря «на безмолвие», 23 февр. 1765 г. и 7 дек. 1769 г. В 1765 г. К. жил близ Яменской пуст. в уединении «ради спасения души своея», затем вернулся в Островский мон-рь. 5 июня того же года еп. Переславль-Залесский и Дмитровский Сильвестр (Страгородский) за самовольную отлучку отстранил его от должности настоятеля на полтора месяца.

http://pravenc.ru/text/1841299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСТАМОНИТ [Констамонит; греч. Ιερ Μον Κασταμοντου, Κωνσταμοντου], мон-рь на горе Афон, освящен во имя первомч. Стефана. К. находится на расстоянии примерно 1,5 км от юго-зап. побережья п-ова Айон-Орос (Афон), между монастырями Дохиар (на юге) и Зограф (на севере), на лесистом склоне холма Криовуни. Занимает последнее место в иерархии 20 афонских мон-рей. Монастырский комплекс XVIII-XIX вв. возведен на месте визант. построек. Престольные праздники: дни памяти первомч. Стефана (27 дек.) и перенесения его мощей (2 авг.), память равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Источники Документы К. XI-XV вв. утрачены, вероятно, из-за пожара 1424 г. Уцелели только акты, касающиеся зависимых от К. обителей Неакиту и Скамандрину ( Oikonomid è s. 1978. P. 4-5, 16). 2 акта XIV в., относящиеся к Скамандрину, возможно, попали в К. из мон-ря Кутлумуш во 2-й пол. XV в. Более поздние документы, особенно серб. и тур. акты, сохранились достаточно хорошо. Легендарная история монастыря («Историческое Слово»), составленная в поствизант. период, содержится в 2 рукописях и включает в себя наряду с относительно достоверными событиями целый ряд афонских преданий, в т. ч. о посещении Св. Горы Пресв. Богородицей, об основании церквей на Афоне равноап. имп. Константином I Великим и т. п. (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97-101). 1-я рукопись, пересказанная архим. Порфирием (Успенским) ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 225, 266, 273-275; Он же. Второе путешествие по Св. горе Афонской. М., 1880. С. 263 и след.), была в 1845 г. увезена им в Россию, ее совр. место хранения неизвестно (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 97). 2-я рукопись - Ath. Konstamon. 114 из монастырской типикарницы, находится в б-ке К. Этот кодекс был переписан в мае 1844 г. кастамонитским мон. Досифеем Лесбосским и содержит ряд текстов, гл. обр. посвященных истории Афона и К. По мнению Н. Икономидиса, список, сделанный мон. Досифеем, представляет собой отредактированный вариант текста, использованного архим. Порфирием. По всей видимости, легендарная история монастыря была составлена кастамонитским иером. Григорием, протосинкеллом К-польского Патриархата, в 1698 г. Впосл. Григорий стал патриаршим экзархом и закончил свою жизнь в Яссах (Actes de Kastamonitou. 1978. P. 98). История монастыря

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг. Добровэц [румын. Dobrov], С. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдав. господарем св. Стефаном Великим (1457-1504). В кон. XIV в. здесь уже существовал мон-рь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал 3 села в долине р. Добровэц. 27 апр. 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм 2-го мон-ря, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на его зап. стене справа от входа. В окт. того же года обители были дарованы великим господарем 5 близлежащих сел. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606-1607) построил рядом с ц. Св. Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви мон-ря. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу с согласия митр. Варлаама подчинил обитель афонскому мон-рю Зограф. В 1743 г. в мон-ре была построена монументальная 8-гранная 3-ярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе к-рой была устроена небольшая ц. св. Георгия. В 1863 г. мон-рь был упразднен. Мон-рь действовал в 1930-1948 гг. В 1990 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение возродить мон-рь как женский, затем он стал мужским. Прямоугольная в плане церковь (32×8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого мон-ря (1497-1498): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504-1517), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т. к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдав. архитектуре XV-XVI вв.- церковь мон-ря Арборе (1503) на Буковине, построенная одним из бояр св. Стефана Великого. Стены храма укреплены 6 контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идет фриз из 2 рядов полуциркульных в завершении ниш, причем нижние в 2 раза шире верхних. Немногочисленные оконные проемы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели 3 массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведенной реставрации храму вернули первоначальный облик.

http://pravenc.ru/text/178655.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

[серб. Кирил] (Живкович; 1730, Пирот, совр. Сербия - 12.08.1807, Темский мон-рь, близ Пирота, там же), еп. Пакрацкий. По национальности, судя по языку посланий, был болгарином. В 1737 г. родители К. переехали на земли Габсбургской монархии и поселились в Футоге (совр. Сербия), где он получил начальное образование. В 1748 г. пришел в афонский мон-рь Зограф, на следующий год был пострижен в монашество, а в 1750 г. рукоположен во иерея. Затем перешел в мон-рь Хиландар, где к 3 янв. 1751 г. сделал список Канона святым Симеону и Савве Сербским на 8 гласов. К. продолжал переписывать книги независимо от места пребывания. В 1755 г. переехал в Далмацию, до 1759 г. был учителем в г. Скрадин (совр. Хорватия). В 1759-1760 гг. в России посетил места проживания серб. переселенцев. Вернулся в Пирот, был настоятелем Темского Георгиевского мон-ря . В 1765-1767 гг. посетил С.-Петербург, Рим и Венецию. Затем служил при еп. Темишварском Викентии (Йовановиче Видаке). В 1778 г. назначен протосинкеллом и настоятелем мон-ря Гргетег . Его усилиями в 1780 г. была расписана трапезная мон-ря. 1 июня 1784 г. возведен в сан архимандрита и избран епископом Пакрацким, хиротония состоялась 20 июня 1786 г. Особое внимание уделял основанию школ. Сохранились отчеты К. митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу) о положении священства ( Ucmopuja. 2. С. 104). Поручил худож. Арсению Теодоровичу написать иконостасы для неск. храмов епархии и для церкви в Футоге. Собрал богатую епархиальную б-ку. Издал перевод Жития святых Симеона и Саввы (Житие святих серб. просветителей Симеона и Сави. Вена, 1794; см.: Г. Српска бuблuorpaфuja XVIII в. Београд, 1964. С. 288-289) и 2 сочинения сщмч. Петра Дамаскина о естественном и духовном разуме (Сщмч. Петра, нареченного епископа Дамаского, две книги о человеческом: 1) истинном естественном разуме, 2) о духовном разуме. Буда, 1803), составил «Катехизис» (Наук или учение началное детем в кратце jaзukoм простим православнаго ucnobeдahuja cbjamobocmoчhokamoлuчeckuja вери Христови. Beheцuja, 1757).

http://pravenc.ru/text/1840321.html

Л. пробыл нек-рое время в скитах и мон-рях Афона. Сначала он служил в архондарике в Великой Лавре, затем пришел в Иверский мон-рь, игумен к-рого отправил Л. в скит св. Иоанна Предтечи к опытному духовному наставнику, и тот через таинство Миропомазания принял юношу в лоно Церкви. После этого Л. стал монахом в мон-ре Ставроникита. Затем, какое-то время прожив в мон-ре Зограф, он покинул Св. Гору, решив стать кандиловжигателем в к.-л. приходской церкви, но так и не смог жить в миру, не находя себе покоя. Во время эпидемии чумы Л. вернулся на Афон. Он был принят в мон-рях Ксиропотам и Кутлумуш, а потом пришел к своему прежнему наставнику в иверский скит св. Иоанна Предтечи. Тот направил юношу в мон-рь прп. Григория, где Л. исправно исполнял послушания в церкви и обрел духовное отдохновение, но после того как враг рода человеческого воздвиг против него брань, Л. был изгнан из обители без к.-л. причины. Размышляя о том, почему он не может найти покоя ни в одном афонском мон-ре, тогда как Св. Гора является прибежищем и местом спасения тысяч монахов, Л. пришел к выводу, что это связано с совершенным им тяжким грехом вероотступничества. Чтобы искупить этот грех, он решил пострадать за Христа. Придя в скит прав. Анны, Л. открыл этот помысел иером. Виссариону. Тот сначала отговаривал юношу, а затем отправил его к старцу Анании, к-рый велел Л. готовиться к мученическому подвигу постом, молитвами и чтением Свящ. Писания. Он дал Л. послушание совершать ежедневно 88 поклонов и вкушать раз в сутки только хлеб и воду. Затем Л. принял великую схиму и в сопровождении иером. Виссариона отплыл на Лесбос в г. Митилини. Незадолго до этого одна тур. семья в Митилини приняла христианство и покинула остров. В связи с этим турки схватили и допрашивали митрополита и греч. старейшин. В этот момент Л., причастившись Св. Таин, предстал перед судьей и исповедал христ. веру. Тот велел связать юношу и отправить к наместнику острова Назир-аге. У резиденции наместника Л. встретил выходившего оттуда после допроса митрополита Митилинского и попросил его молиться о нем, за что был жестоко избит турками. Митрополит же, несмотря на грозившие неприятности со стороны османских властей, велел возносить во всех церквах особое моление за Л.

http://pravenc.ru/text/2110798.html

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010