Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам. Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Емессы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь. По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом. По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емессу в новосозданную церковь в честь св. Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков. Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст.   Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи Третье обретение главы Иоанна Предтечи После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

http://sedmitza.ru/text/1219582.html

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь. Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы. Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы. Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

http://pravoslavie.ru/1635.html

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским. На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Святой Феона, архиепископ Фессалоникийский, также жил в здешних пещерах после того, как покинул Святую Гору , и до того, как перебрался в восстановленный им монастырь святой Анастасии Узорешительницы восточнее горы Хортьатис. А в XVIII веке в обители Иоанна Предтечи подвязался святой покровитель греков-крестьян, равноапостольный священномученик Косма Этолийский. Имена этих повсеместно почитаемых святых и многих других, менее известных связаны со скитом Иоанна Предтечи. Светом их мудрости и молитвы озарено это место. Но не только. Трудами игуменов и братии монастыря здесь собирались мощи святых угодников и праведников господних. Величайшей реликвией обители является один из пальцев десницы Крестителя и друга Господа нашего Иисуса Христа. Многие частицы многострадальных останков святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского сохраняются в ските. В мощевиках и ковчежцах хранятся частицы мощей Апостола Луки и святого Николая Мирликийского, святых Харалампия, Трифона и великомученицы Варвары, а также святых Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, бессребреников Пантелеимона и Фалалея, Дионисия Ареопагита, Артемия Стратилата, и других святых. Святые мощи единородного младшего брата святителя Григория Паламы, святого Феодосия, также покоятся в монастыре. В XII в. обитель чудесным образом обрела еще одну реликвию. Святитель Климент, архиепископ Охридский, ученик и продолжатель дела святых солунских братьев Кирилла и Мефодия, первым начавший служить, проповедовать и писать на славянском языке, через два столетия после кончины своей (почил он в 916 г.) явился во сне иеродьякону Науму и попросил, чтобы глава его была перенесена «в монастырь его». Мы не знаем, был ли святой Климент при жизни как-то связан со скитом Иоанна Предтечи, но иеродьякон Наум выполнил просьбу святого и, ведомый им, прибыл в скит, доставив Честную главу и предав ее настоятелю, который также был чудесным образом извещен о «важном посетителе». Так, Честная глава святого Климента, чудотворца, хранится здесь по сей день и по предварительному согласованию о посещении монастыря реликвию выносят к паломникам.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Источник: Лепёхин А.Н. " Белёв. Материалы к истории " . 2014г. Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный внося пожертвования для благоукрашения обители. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского. К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор (1686), надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712).

http://sobory.ru/article/?object=04683

Четвертый монастырь – Ксенов, сиречь Кисляк, на море. А в нем храм великомученика Георгия; имеют в том монастыре воду кислую, яко уксус. А у той воды икона чудотворная святого мученика Георгия. И в которое время ту икону турчин ударил копием по вые ея, и с того места изыде кровь, и до ныне видится та кровь на иконе. Многое же исцеление по вся дни подает святой Георгий тою водою. А братии имать 50. А отходных келий 60. Пятый монастырь – Русский. Храм святого Пантелеимона, среди Святой горы, а создал его великий князь Ярослав Киевский. А в церкви икона святого Пантелеимона чудотворная; и мощи его, глава, в той же церкви лежат, да рука святого Дионисия. Келий отходных 75, а братии 120. Шестой монастырь – Ксеропотам, Серапотан тоже. Храм святых великомучеников 40-а иже в Севастии пострадавших; строение святого апостола Павла Серапотанского. А в том монастыре мощи святого Павла Афонского; имеет же и иконы две чудотворные: икону Христову и мученическую, от них же многие исцеления бывают всем приходящим с верою. Имеет же той монастырь братии 90, и более и менее. А скитов 40 и пещер 6. Седмой монастырь – Симон Петр. Храм Рождества Христова. Имать в том монастыре мощи Марии Магдалины и Симона, тамопостившегося, и главу святого мученика Артемия. Имать братии 45 и более и менее. Келий отходных 12, пещер 9. Восьмой монастырь – Греческий Григориу. Храм святого Николая чудотворца Мирликийского архиепископа. Имеют в том монастыре мощи Арсения Великого и преподобного Григория, той обители начальника; велии чудеса творят на всякий день, паче же плавающим в море. Братии 50; келий отходных 9. Девятый монастырь – Деонисиу. Храм Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя. В том монастыре глава Крестителева и мощи Нифонта, патриарха Цареграда. В том много мощей и глава Андрея апостола Первозванного. Имать отходных келий 20, пещер 7 с церквами. Десятый монастырьСвятой Павел. Храм святого великомученика Георгия. А в том монастыре Животворящее Древо Честнаго Креста, в широту пядь и в долготу пядь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  Общежительных скитов четыре:   Пророка Ильи (русский), принадлежащий Пантократоровому монастырю, Святого Иоанна Предтечи (румынский), принадлежащий Великой Лавре, Святого Андрея или " Серай " (русский), принадлежащий Ватопедскому монастырю и Богородицы (Кселургу) принадлежащий Пантелеймонову монастырю.     Внешне скиты очень похожи на монастыри - с большими строения, с главным храмом в центре. Управляет скитом дикей: звание это дается пожизненно и соответствует званию настоятеля общежительных монастырей, устройство которых соответствует устройству общежительных скитов.   Прочие, изначальные скиты являются идиоритмическими. Их 8 и все они, в отличие от упомянутых выше иноземных, греческие. Это следующие скиты:     Благовещенский или Ксенофонтов (Ксенофонтов монастырь), Новый Скит или Скит Пирга и скит Святого Димитрия или Лаккоскит (монастырь Святого Павла), Святой Анны и Кавсокаливский (Великая Лавра), Святого Иоанна Предтечи (Иверский монастырь), Святого Пантелеймона (Кутлумушев монастырь) и Святого Димитрия (Ватопедский монастырь).   Эти скиты представляют собой организованные сообщества, состоящие из большого числа калив. Управление в них осуществляет опять-таки дикей, который однако избирается ежегодно (8 мая) старцами. Помогают ему два или четыре советника (половина из скита, а другая половина - из монастыря, которому принадлежит скит).     Кельи. Это просторные монашеские здания, напоминающие сельские дома, со встроенным в них храмом и довольно обширной земельной территорией, которую каждая из келий приобрела в ходе своей истории. Кельи передаются монастырями группам монахов, состоящим из трех и более человек, которые занимаются сельским хозяйством, а также другими работами.     Каливы. Это здания обычно меньших размеров, чем кельи, также располагающие встроенным в них храмом, однако без земельного надела. Монахи живут здесь по-семейному, т.е. как в скитах и кельях, и занимаются ремеслом и художественными промыслами. Многие каливы похожи на поселки, однако, организационно никак не связаны друг с другом. Основные каливы находятся в районе Капсалы близ Карей, на юго-западной окраине Афонского полуострова, т.е. близ Микри-Агиа-Анны, Катунакии и Агиос-Василиоса. Эти каливы, как правило, меньше здании состовляющие скиты, о которых речь шла выше.  

http://isihazm.ru/1/?id=503&c_pid=1

В те годы (IX в. от рождества Христова) жил в обители святой Антоний, будущий Антоний Верийский – святой покровитель города. Юношей пришел он в монастырь и, прожив 20 лет в духовных трудах и молитвах, испросил благословения уйти в более суровую аскезу. Получив благословение, Антоний удалился в пещеру у самого берега реки (теперь она затоплена из-за сооружения водохранилища). 54 года продолжалась отшельническая жизнь святого, полная борьбы с искушениями дьявола, самоограничений и непреломляемой веры. Он умер в возрасте 94-х лет, а тело его нашли в пещерке охотники: мощи святого парили в воздухе, озаряемые горящей лампадкой. Святого Антония похоронили в его родном городе, по устной традиции, недалеко он нынешнего кафедрального собора, ему посвященного. Когда около 1326 г. в скит пришел из Салоник великий просветитель Церкви, святой Григорий Палама, он нашел здесь отшельников, живших в пещерах в воздержании и посте. В одной из таких пещер поселился и он, а в соседних устроились его ученики. Если пройти вдоль северной стены монастыря и свернуть далее в лес, то тропинка выведет к ручью и чуть дальше, за водопадом и будет священная пещерка, где провел в суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям, пять лет своей жизни святитель Григорий Палама. В те же годы прошел через монастырь Предтечи и преподобный Афанасий Метеорский. Здесь он встретил святого Иакова, ученика преподобного Григория Синаита, впоследствии митрополита Сербского. Преподобный Афанасий прожил некоторое время в монастыре, вместе со старцем, своим духовным отцом, преподобным Григорием Византийским (бывшим также наставником Григория Паламы). Уйдя отсюда, они поселились в Метеорах , в районе Каламбака в Фессалии, где основали монастырь честь Преображения Господня (Μεγλο Μετωρο). В XVI веке со Святой горы Афон пришел в эти места иеромонах Дионисий, игумен монастыря Филофей и основал здесь в 1523-1526 годах общежительный монастырь – киновию. А после паломничества в Иерусалим, став игуменом Скита, он в течение десяти лет полностью обновил и перестроил монастырь. Позже, не желая уступить требованию жителей Верии, которые настаивали на том, чтобы святой стал их архиереем, он удалился на гору Олимп и там основал монастырь Святой Троицы , который сегодня носит его имя. За старым кафоликоном, в отдалении от сегодняшнего архитектурного ансамбля обители, по сей день существуют выбитые в горной известняковой породе пещеры. Считается, что одна из них принадлежала святому Дионисию.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010