1150 Подлинная грамота находится в ризнице Ростовского Спасояковлевского монастыря, в рамке, под стеклом; заметим, что, по указанию М. И. Горчакова (Монастырский приказ, стр. 237 и 239), в Ростовской епархии взималось с причетников менее в два раза, чем в Вологодской, равным образом и сбор венечных пошлин был менее чем в патриаршей и вологодской областях. Для сравнения может, кроме того, служить роспись 1675 г., напечатанная в Актах Истор. т. IV, 259, где подробно исчислены все сборы при посвящении. Видимо, что святителя вообще занимал вопрос о церковных пошлинах. В его рук. 1708 года (Синод. 187, л. 145) под словом Sacerdotium читаем: Епископы в Киеве (videtur в Владимире московском) собранныи Игнатий Ростовский, Феодот Переяславский, Симеон Полоцкий на поставление Серапиона епископа Володимерскаго сие утвердиша, да новопоставляемый поп ничтоже дает епископу за поставление, токмо на крилошан гривен седмь NB. Baronius rok 1057, т. 3. Isaacius Comnenus uczynil prawo na biskupy aby od kaplanskiego swiecenia siedm tylko zlotych dawano... о пошлинах за хиротонию зри Theodorum Balsamon и книга кормчия лист [тф – 309]. На мзде же поставляемыи чужды священства л. спг спд снф об. и сч об. О наставлении на мзде трактуется и в Розыске изд. 1745 стр. 392. 1152 Лебедев, Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Я. 1877 г. стр. 4–5. Миславский, Церкви города Ярославля в 1781 году. Я. 1874 стр. 61 и 83. 1158 Подлинная очень выцветшая грамота, найдена мною в рамке, под грамотой епископа Досифея, в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря. 1163 Яр. Епарх. Вед. 1860 36 стр. 401 и Лебедев, Успенский кафедральный собор в Ярославле Я. 1879 стр. 43. 1164 Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древяныя церкве св. Николая Чудотворца, что на Пенье и пр. Я. 1873, стр. 36. 1167 Соч. I, 155–164. Невольно хочется сравнить место из Увещания Димитрия с Духовным Регламентом Феофана Прокоповича . Увещание говорит: аще бы кий властелин или суд гражданский повелел и нудма принуждал иереа, да скажет каковый грех духовный своего сына, и аще бы прещением и муками и смертию претил... иерей должен есть умрети паче и мученическим венцом венчатися, неже печать исповеди отрешити... (Соч. I, 158). Духовный регламент постан. о пресвитерах, 11–12, кроме государственных преступлений, обязывает доносить о совершившем или рассказывающем о мнимом чуде. Нечего распространяться о том, говорит профессор Знаменский (Прав. Соб. 1863, VIII, стр. 146), как это действовало на отношения священника к прихожанам, отношения и без того уже очень двусмысленные, сильно порасшатавшиеся в сравнении с прежним временем, временем земского значения духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приказ имел судебную и дисциплинарную власть над монахами. Но время показало Петру, что без содействия Церкви нельзя устраивать жизнь монастырей, и что мысль возлагать на Церковь или монастыри содержание людей, служивших государству, и потерявших на этой службе все силы, надо оставить. В 1716 г. наблюдение над монастырской жизнью вверяется архиереям, которые при посвящении своем дают клятву содержать монахов по уставам и правилам. Монастырский Приказ ведал выдачею денег на содержание архиереев, местоблюстителя и Духовного Приказа. В 1701 году без разрешения Государя запрещено строить монастыри, а еще в 1796 г. было запрещено и монастырям употреблять деньги на строения без царского разрешения и приказано ежегодно расходные книги присылать в Приказ Большого Дворца. Позже Монастырский Приказ ведал и всю строительную отчетность монастырей и выдавал средства на поддержание наличных зданий. Через Монастырский Приказ предписывалось приходским Церквам устраивать дома для новорожденных. Монастырский Приказ должен был побуждать епархиальные власти заводить школы, на которыя Приказ должен был давать деньги из вотчинных доходов. Он же должен был следить, чтобы дети духовенства поступали в греческие и латинские школы, и чтобы неучившихся в этих школах не посвящали в клирики. Типографии раньше вместе со школами были в ведении Патриархов, а теперь перешли в ведение Монастырского Приказа. Монастырский Приказ ведал и дела благотворительные. Раньше при Патриархах были богадельни на попечении Патриархов на 400 человек. Патриарх давал на нее определенные суммы в казенный патриарший приказ, который и управлял богадельней. Теперь Монастырский Приказ выдавал содержание дряхлым, престарелым, больным и должен был заботиться об уничтожении бродячего нищенства в Москве. С начала был создан богадельный приказ под ведением Монастырского Приказа, но потом они перешли в непосредственное ведение Монастырского Приказа. Отставные военные чины поручены были Монастырскому Приказу. Петр распоряжался сам церковными средствами для государственных целей, и около 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Затем, по прибытии своем на Ставку в Могилев, великий князь Николай Николаевич немедленно вступил в командование и, приняв должность верховного главнокомандующего, отдал о сем приказ, но он не был объявлен, по крайней мере ни самому великому князю, ни его свите не приходилось его встречать. Мне лично тоже не пришлось читать этот приказ в Ставке, хотя я в эти дни бывал постоянно в штабе верховного, ожидая распоряжений о себе и, если бы приказ был объявлен, нельзя было бы его пропустить, тем более что все его ждали. Приходится отметить, что «первый приказ верховного, Николая Николаевича», так же как последний приказ «верховного, государя императора», от 8-го марта генерал Алексеев, по соглашению с временным правительством, оповещать не решился, и русской армии побоялись в эти дни совершенного переворота передать прощальное слово царя и вступительный приказ Николая Николаевича. 11-го марта великий князь получил письмо от временного правительства, подписанное князем Львовым. Из этого письма видно, что оно должно было быть доставлено Николаю Николаевичу до прибытия его высочества в Ставку. В этом документе сказано, что временное правительство не. задолго до отречения государя, обсудив народное мнение, решительно и настойчиво высказывающееся против дома Романовых, пришло к заключению, что оно не считает себя вправе оставаться безучастным голосу народа и убеждено, что великий князь во имя блага родины пойдет навстречу требованиям положения и сложит с себя Командование до прибытия в Ставку. На это письмо великий князь ответил: «Идя навстречу высказанным желаниям, чтобы я сложил с себя верховное Командование во имя блага родины, я это делаю и рад, что Могу вновь высказать любовь к родине, в чем Россия до сих пор не сомневалась, и поэтому отдаю приказ о сдаче командования генералу Алексееву, согласно положения о полевом управлении войск». Приводимые мною глубокого и высокого значения данные получены мною, как упомянуто выше, из несомненных источников 6 . Очень любопытно, что временное правительство только в самом конце мая, т. – е. через три месяца после фактического ухода из армии великого князя, решилось объявить об отчислении от должности верховного Николая Николаевича. В «Русском Инвалиде» от 27-го мая 1917 года 122 появился приказ, помеченный от 11-го марта, в котором говорится: числящийся по гвардейской кавалерии и состоящий по уральскому и кубанскому казачьим войскам, верховный главнокомандующий генерал от кавалерии великий князь Николай Николаевич отчисляется от должности вследствие его ходатайства об освобождении от верховного командования и освобождается от службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаясь к фактической стороне дела, исследователь того времени (Проф. Горчаков) констатирует, что на практике Монастырский Приказ далеко не ограничивался юрисдикцией над гражданскими делами духовенства, а пошел в своем вмешательстве в церковные дела далеко за пределы Уложения. Этому содействовала неопределенность круга действий монастырского Приказа, которая присоединилась к той неопределенности объема церковного суда, которая была, в виду отсутствия определенной отмены прежних принципов церковного суда. Именно по Уложению Монастырский Приказ – исключительно судебное учреждение, но в действительности уже в первый период существования 1649–1667 он – и административное, и финансовое, и полицейское по отношению к чисто церковным учреждениям. Он грамотами предписывал отправление государственных повинностей и платежей в церковных вотчинах и принимал от них отчеты в исполнении грамот. До его учреждения требования о государственных повинностях шли из Приказа Б. Дворца, и Монастырский Приказ унаследовал его права. На этой же исторической преемственности Монастырский Приказ основывал и свои административные и полицейские права по отношению к церковным учреждениям. Через него шли царские грамоты к церковным властям о приписке одних монастырей к другим, о составлении описей и переписных книг церковным имуществам. К нему же шли от надлежащих мест и исполнительные по этим предметам документы. Горчаков приводит два характерных документа, один из времени до Патриарха Никона , другой из времени после того, как Никон ушел в Воскресенский монастырь. В 1650 г. Монастырский Приказ приказывает воеводам наказывать и посылать в монастыри на покаяние лиц, не оказывающих благоговения к Св. Тайнам. А в 1660 г. Монастырский Приказ предписал Новгородским воеводам смотреть, чтобы священники внушали прихожанам ходить в посты на исповедь, составлять списки неходящих на исповедь и присылать в Монастырский Приказ, где присуждались наказания на непричастившихся и на духовных отцов за беззаботность в обращении паствы на путь истины или за сокрытие непричастившихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Святейший Правительствующий Синод, поданного из Приказа Новодевича монастыря дьяка Трофима Игнатьева доношения слушав, согласно приговорили: оному дьяку Игнатьеву в том при Новодевичье монастыре Приказе у дел быть по-прежнему, и содержаться тому Приказу под ведомством Монастырского Приказу во всём так, как прежде сего в Преображенском Приказе был ведом, и всякие того Приказу дела отправлять, и спрашиваемые по синодальным пунктам ведомости приуготовлять, и прочее, до того Приказу надлежащее, чинить с повеления оного Монастырского Приказу судии господина Ершова и с ведома того монастыря игуменьи, и иметь оный Приказ по-прежнему при монастыре; а внутрь монастыря не быть, дабы обретающимся в том монастыре монахиням от приходящих во оный Приказ людей и от прочих приказные случаев стужения, и неспокойства, и безмолвию их препятия не чинилось. И о том из Святейшего Правительствующего Синода в Монастырский Приказ к оному судии, и в Новодевич монастырь ко игумении с сёстрами, и к оному дьяку послать указы. 300 (273). – 13 Ноября. О починке Духовного Приказа в Москве из неокладных доходов оного. В доношении Святейшему Правительствующему Синоду Приказа Духовных дел 9 Октября 1721 года написано следующее: С прошлого 1701 году учинён Духовный Приказ в бывшем патриаршем доме палата каменная, и оный Приказ был покрыт тёсом, и та кровля обветшала и обвалилась, и от дождя своды расселися, и сквозь своды теча идёт великая, от которой течи всякие приказные дела отправляются с нуждою, и сидеть во оном Приказе приказным людям под страхом, чтоб своды не обвалилися и внезапу кого не подавило. А по указу Царского Величества в Москве в городе Кремле повелено здание каменное покрывать лещедью каменною или черепицею, а гонтами покрывать не велено; и оный Духовный Приказ покрыть нечем, понеже во оном Приказе по высылке из Москвы оного Приказу дьяков и подьячих в Санкт-Питербурх в Правительствующий Духовный Синод Мая с 16-го числа Октября по 5 число в сборе по делам пошлинных денег тринадцать рублёв 17 алтын полшесты деньги, и из того числа в Духовном Приказе на нужнейшие приказные потребы, а именно: на бумагу, на чернил, на свечи и что сделаны вновь записные книги в расходе восмь рублёв четыре алтына две деньги, а за расходом в остатке налицо пять рублёв тринадцать алтын полчетверты деньги. Да прошедшего Сентября 17 дня по ведению из Приказу Инквизиторских Дел протоинквизитор иеродиакон Пафнутий требует из Духовного Приказу во оный Инквизиторский Приказ на приказные потребы денег тридцати рублёв. И о покрытии того Духовного Приказу, и чем покрывать, и откуду и из какие денежные казны, о том ваше святейшество что повелит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарший казённый приказ существовал с 1626 до 1739 года, заведывал различными сборами, поступавшими в патриаршую казну. В этом же приказе сосредоточивались дела о ставленниках. Туда же принимались «полоняночные деньги» на выкуп пленных – со времени татарского ига, и деньги на богадельни, собиравшиеся со всей России. Этот приказ ведал заготовкой и выдачей мира по епархиям и за границу. Это учреждение имело не только общее значение, но и частное – для патриаршей области. Дворцовый патриарший приказ был создан патриархом Филаретом для управления патриаршими вотчинами. Время основания Патриаршего дворцового приказа в точности неизвестно; 13 Октября 1620 года о уже существовал. Приказ состоял в ведении патриарха, который свои указы непосредственно или через свой разряд. Во врем «междупатриаршества» Патриарший дворцовый приказ действовал от имени и по указу царя. С другими приказами он считался равным. В его составе был дворецкий, дьяки (сначала один, потом два), подъячие, стряпчие и пристава. Сначала деятельность дворцового приказа не была строго разграничена с деятельностью других патриарших приказов; но с 1630-х годов она обозначается точно – дворцовый приказ заведывал исключительно патриаршими вотчинами в административном, финансовом и судебном отношениях в его ведении находились все светские чиновники патриаршие и вся прислуга при патриаршем доме и в его имениях. Пётр I-й, вводя различные реформы в государстве, думал также произвести реформу в устройстве русской церкви, к которой он приступил после смерти патриарха Андриана. Местоблюстителем патриаршего престоло был назначен митрополит рязанский Стефан Яворский , патриарший разряд был закрыт, патриарший дворовый и казённый приказы были переданы в восстановленный монастырский приказ. Местоблюститель не имел патриаршей власти и составленный при нём священный собор для заведывания общими делами церкви собирался редко. Преобразователь смотрел на церковь не как на общество, существующее для своеобразных целей, а как на совокупность предметов, подлежащих ведению сколько церковной власти, столько же и государственной. Взгляд этот выработался под влиянием протестантских воззрений (cojus regio ejus religio).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

– Погоди ты, дай я предложу, – полковник поднялся с полной мерочкой в руках. – Я предлагаю за нашу… за нашего ангела-хранителя сего стола с метелью, кормилицу-поилицу нашу… Сашенька, за твои вечные четырнадцать лет… – Во-во! – перебил штабс-капитан. – Сашенька, не слушайте отпускников-фронтовиков. Особенно после третьей рюмки. Они вот так к смерти приговорят! Да за то, чтоб тебе пережить эти твои четырнадцать лет на сто!! А может, может… тот голосочек, плач… это голос твоего сыночка будущего, а? – Ну, тогда за вас! – сестра Александра тоже встала. – И мне налейте! – исполнено было мгновенно. – Чтоб было кому его мольбу-просьбу исполнить! Опрокинуто было мгновенно, не морщась, и тут же повторено за то же самое. Повторено уже без участия сестры Александры. Дело в том, что с сестрой Александрой произошло то, что и должно было произойти с человеком, первый раз в жизни махнувшим неразбавленный (хоть и мерочку) медицинский спирт: глаза ее выпучились, рот открылся, нет, Слава Богу, она не закашлялась, но задышала, задыхаясь, открытым ртом, с ужасом в глазах: «Ой, гадость, ой, Господи помилуй!». Следующее поднятие из-за стола тел и рук с мерочками, уже не такое резвое, было: за тех, кто не снял вензеля. Барон Штакельберг перевел эту здравицу на сестру Александру: – Твоя О.Т.М.А. над крестом, Сашенька, это больше, чем вензель. Мой вензель – это принадлежность к службе, твой… Эх, а даже и не знаю… За наше «не знаю», господа!.. – …И ты мне, дорогой ты мой отпускник, тезка мой родной, тты мне про Приказ нич-чего не говори. Я его в штабе округа первый держал, порученцу Лавра Георгиевича этот приказик я вручал, а он, порученец, мне рассказывал. Какая мордень была у Лавра Георгиевича. Когда он его лицезрел. Прихлопнуть бы этот совдеп одной ротой, да где ж ее взять. У совдепа рот побольше… И нне ннадо мне… – штабс-капитан усмехнулся, кривляясь, – глаголить, так сказать, что этот чудо-приказ погубитель армии… Ну, вот я тебе сейчас … Господа, а почему не налито?.. Приказ пришлю, ну, вот, чтоб ты мать убил, а? Приказ Ну, а ты, вместо того, чтобы этот приказ мне в гузно затолкать, я извиняюсь, Сашенька, а потом этим гузном на кол посадить, ты мой этот Приказ выполняешь – мать свою убиваешь. А? И что, Приказ виноват в убийстве твоей матери? А? – штабс-капитан еще раз выкликнул: «А?» и еще раз спросил, почему не налито, хотя налито было давно.

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

в) Дворцовый приказ. Во главе его стоял дворецкий, назначавшийся иногда патриархом, обыкновенно же государем из государевых или из патриарших бояр. Приказ управлял патриаршими недвижимыми имениями, т. е. заведовал хозяйством в них, собирал с патриарших крестьян подати, назначал администраторов (посельских старцев) в отдельные вотчины, раздавал патриаршие земли боярам и боярским детям в поместья 483 . Но в этом же приказе иногда велись дела совершенно другого рода, напр. сюда предписано было доставить подробную роспись требникам и служебникам, в которых, по распоряжению патриарха, было уничтожено неправильно вставленное в чинопоследование освящения воды слово: «и огнем», или сюда требовалось представление сведений о поведении лиц, отправленных для понесения епитимии в монастырь 484 . г) Приказ церковных дел. Это учреждение наблюдало за церковным благочинием в Москве и первоначально называлось тиунской избой, находившейся под ведением особого должностного лица – тиуна. Со времени патриарха Иоакима (1674–1690) тиунская изба была переименована в приказ церковных дел 485 . Приказ делал распоряжения об явке духовенства известных приходов на крестные ходы и следил в особенности за так называемыми «волочащимися попами», или крестцовым духовенством 486 , чтобы оно не производило беспорядков и соблазна, а также не отправляло церковных служб, не явившись предварительно в приказ церковных дел для получения особых крестцовых грамот или знамен, дававших право на отправление богослужения в Москве, и для уплаты, при выправке этих знамен, особых крестцовых пошлин. Все названные учреждения существовали при патриархе в патриаршей области. В других епархиях московского государства существовали при архиереях: разряд и казенный приказ 487 . В юго-западных русских епархиях, которые составляли киевскую митрополию, находившуюся в зависимости от константинопольского патриарха, епархиальная организация не уклонилась так далеко от византийского образца, как это случилось с епархиями московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Патриарший казенный приказ существовал с 1826 до 1739 г., заведовал различными сборами, поступавшими в патриаршую казну. В этом же приказе сосредоточивались дела о ставленниках. Туда же принимались «полоняночные деньги» на выкуп пленных – со времени татарского ига – и деньги на богадельни, собиравшиеся со всей России. Этот приказ ведал заготовкой и выдачей мира по епархиям и за границу. Это учреждение имело не только общее значение, но и частное – для патриаршей области. Дворцовый патриарший приказ был создан патриархом Филаретом для управления патриаршими вотчинами. Время основания Патриаршего дворцового приказа в точности неизвестно; 13 октября 1620 года он уже существовал. Приказ состоял в ведении патриарха, который давал свои указы непосредственно или через свой разряд. Во время «междупатриаршества» Патриарший дворцовый приказ действовал от имени и по указу царя. С другими приказами он считался равным. В его составе был дворецкий, дьяки (сначала одни, потом два), подьячие, стряпчие и пристава. Сначала деятельность дворцового приказа не была строго разграничена с деятельностью других патриарших приказов; но с 1630-х годов она обозначается точно – дворцовый приказ заведовал исключительно патриаршими вотчинами в административном, финансовом и судебном отношениях. В его ведении находились все светские чиновники патриаршие и вся прислуга при патриаршем доме и в его имениях. Петр I-й, вводя различные реформы в государстве, думал также произвести реформу в устройстве русской церкви, к которой он и приступил после смерти патриарха Адриана. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит рязанский Стефан Яверский, патриарший разряд был закрыт, патриарший дворцовый и казенный приказы были переданы в восстановленный монастырский приказ. Местоблюститель не имел патриаршей власти и составленный при нем освященный собор для заведывания общими делами церкви собирался редко. Преобразователь смотрел на церковь не как на общество, существующее для своеобразных целей, а как на совокупность предметов, подлежащих ведению сколько церковной власти, столько же и государственной. Взгляд этот выработался под влиянием протестантских воззрений (cujus regio, ejus religio).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

80 коп.; — итого 2,403 руб. 80 коп. — Кроме означенного штата служилых людей, Приказ в первое время имел в своем распоряжении для целей службы патриарших дворян и стольников, патриарших и архиерейских боярских детей и приказных людей, монастырских стряпчих и т. п. Всех этих лиц передали Приказу церковные власти и учреждения XVII в. Число их было весьма значительно. Одних патриарших дворян и стольников было до 40 Каждый значительный монастырь имел своего стряпчего и приказных. Во всяком архиерейском доме были боярские дети, дьяки и приказные. Монастырский Приказ мог требовать всех их к исполнению своих По этому он в первое время своего существования не нуждался в служилых людях и не употреблял поисков на людей для службы. Он имел их достаточно и мог наделять ими подведомственные ему учреждения. Но правительство, нуждавшееся в служилых людях, скоро обратило внимание на богатство Приказа в годных, по тогдашнему времени, к службе людях. Патриарших дворян и стольников уже с 1703 года стали вызывать к государевой военной С течением времени все дворяне, стольники и дети боярские перешли в ведение сената, и приказ не мог считать их в своей власти. При архиерейских домах также сложился определенный, уменьшенный в сравнении с XVII веком, штат дьяков и приказных, Монастырские стряпчие имели свои занятия при монастырях. Приказ весьма часто распоряжался ими по своему усмотрению, но их не возможно было совсем отнимать от мест их занятий. Вследствие всего этого Приказ с течением времени стал даже нуждаться в служилых людях для посылок в вотчины. Недостаток их он отчасти восполнял приглашенными из «разных чинов московских Но и этим путем не всегда восполнялся нужный ему комплект. С закрытием Приказа все чиновники его вместе с делами, у которых они были, перешли по указаниям правительства в подлежащие места. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ 1701—1720 годов отличался преимущественно пред другими приказами необычайным разнообразием, разнохарактерностью, сложностью и множеством дел.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010