Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственная учреждения, основан Соборным Уложением царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его, подобна участи многих других приказов государственных учреждений России III в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался – переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным являлся и высшей инстанцией в делах, ему подведомственных, и средней; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и получал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне. – Круг его деятельности разнообразился в разные времена; но всегда был очень обширный по географическому пространству и но количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому-либо одному роду дел – судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным массам русского народа. – Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и, по-видимому, навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметной силой в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует со своим именем; но в 1724 году он переименовывается в учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, – оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Монастырский Приказ, в виде особого самостоятельного государственного учреждения, основан Соборным Уложением Царя Алексея Михайловича в 1649-м году. Приказ этот представляет весьма заметное явление в истории русского права и государства. Судьба его подобна участи многих других приказов государственных учреждений России XVII в., была весьма переменчива. Монастырский Приказ три раза открывался и три раза закрывался; переходил из одного ведомства в другое: бывал и административно-церковным учреждением, и государственным; являлся и высшею инстанциею в делах, ему подведомственных, и среднею; то имел значение, силу, власть и права высшего самостоятельного государственного учреждения, центрального по своему ведомству для всей России, то подчиненно соединялся с другими учреждениями, от которых единственно и полу-чал свое значение и без которых не имел никакой силы; то стоял выше нескольких приказов, ему подчиненных (каковы: Богаделенный, патриаршие Дворцовый и Казенный), то становился с некоторыми из них наравне.—Круг его деятельности разнообразился в разные времена - но всегда был очень обширный по географическому пространству и по количеству лиц, ему подведомственных. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ был и судебным учреждением, и административным, и финансовым, и даже специально назначался для реформаторской деятельности в отношении к некоторым сторонам русской Церкви; но ни в один период своего существования он не был исключительно посвящен какому либо одному роду дел—судебных, административных и т. п. Он всегда сосредоточивал в себе разнообразие предметов по отношению к известным классам русского народа.—Случалось, что Монастырский Приказ в ходе исторических событий совсем исчезал из ряда государственных учреждений и по видимому навсегда; но чрез несколько времени он снова является и действует с очень заметною силою в государстве. В многократных переменах Монастырский Приказ действует с своим именем; но в 1724 году он переименовывается в Учреждение с другим названием, которое тоже не раз изменялось, — оставаясь в существе тем же учреждением и служа одному и тому же делу, которое в ходе исторического развития принимает разные виды своего положения, соответственные тому или другому времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/439418/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ Орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. Создание М. п. исследователи связывают с различными причинами, в т. ч. с процессом абсолютизации светской власти и ее наступлением на права Русской Церкви, развитием поместного землевладения и сословным оформлением духовенства. К сер. XVII в. церковные владения стали чрезвычайно обширными и разнообразными по формам управления и подсудности: духовные лица, а также население церковных вотчин подлежали ведению и суду (как духовному, так и гражданскому) патриарха, епархиальных архиереев, властей крупных монастырей. Многочисленные и различные по содержанию жалованные и несудимые грамоты позволяли отдельным обителям и духовным лицам апеллировать к царскому суду. Особую группу составляли государевы монастыри и церкви, к-рыми с сер. XVI в. ведал приказ Большого дворца. В его структуре в 20-40-х гг. XVII в. упоминается специальное повытье по церковным вопросам - Монастырский и Переносных дел приказ. Чересполосица в управлении и отсутствие специального органа сословного суда для духовенства создавали сложности в предъявлении исков духовным лицам и жителям церковных вотчин (ограничение срока подачи исков неск. днями в году, необходимость выезжать в епархию по месту подсудности духовных лиц и проч.). В 1642 и 1648 гг. на царское имя подавали челобитные «разных чинов люди» об устранении этих проблем. Ответом властей стало учреждение М. п. В XVII в. Создание М. п. было зафиксировано в гл. Соборного уложения 1649 г. Оно закрепило за М. п. полномочия «во всяких исцовых искех суд давати» на «митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет» (Соборное уложение. 1987. Гл. 13. Ст. 1). Взаимные иски духовных лиц также рассматривали в М. п. Судебные полномочия М. п. включали дела гражданские, финансовые, административные. Духовный суд оставался в компетенции церковных иерархов, а решение мелких исков - до 20 р.- было отнесено к полномочиям местных светских властей. Из подсудности М. п. была выведена Патриаршая область, на территории к-рой эти функции выполнял Патриарший Разрядный приказ.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Исторические явления, вызвавшие Петровский Монастырский Приказ Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Чрез 23 года после закрытия в 1677 году Монастырский Приказ, как мы увидим ниже, снова открылся с многосторонними правами уполномочия, ему дарованными Петром. Главная деятельность возобновленного Приказа обращена была к вопросу о переводе церковных вотчин и доходов в заведывание государства. Это была главная его деятельность, но не исключительная, подобно тому, как в эпоху Уложения он был по преимуществу судебным учреждением, но не исключительно заведовал судебною частью. Чтобы объяснить исторически происхождение, права и деятельность петровского Монастырского Приказа, считаем необходимым предварительно указать предшествующие восстановлению его явления в истории русского права и государства, которые подготовили его восстановление и его новую деятельность и которые объясняют широкие права, ему данные, и безграничную распорядительность, на которую он был уполномочен государством. В и особенно в XVII веке Московское государство, как говорено было, во всех сторонах своей жизни и деятельности стремилось к самою средоточению, к собиранию и усилению своих сил и прав. Такое стремление его обнаруживалось и в отношениях его к церкви. Здесь оно проявлялось в бесчисленных фактах; касалось многих сторон и отношений; поддерживалось разно-образными целями,—и нравственными, и финансовыми, и судебно-гражданскими, и политическими в тесном значении слова; подходило к ограничению гражданских и государственных преимуществ и прав церковных учреждений с различных пунктов, различными путями и с разных сторон. Мы видели, как государство сосредоточило—было в своем ведомстве судебно-гражданские привилегированные права церковных учреждений и выразило такое сосредоточение чрез учреждение Монастырского Приказа. К той же цели самою средоточения государство стремилось и в других отношениях к церкви. В следствие того накопилось в течение двух столетий множество явлений, в которых обнаружилось это стремление. Некоторые из них были формулированы законодательством; другие же, и большая часть их, представлялись как отдельные факты, временные распоряжения, случаи вызванные временными государственными нуждами. Короче,—цель государства к сосредоточению ясно выражалась в общей внутренней его политике, но общих и окончательных средств к достижению ее оно не формулировало до XVIII столетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/439433/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Монастырский приказ 1701-1720 годов Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем, от чего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями,—учредить особливый расправный Приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ее очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий — Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домыж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, a с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, a в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал Государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

Глава IV По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем; отчего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями, – учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ея очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий Протасьев 257 . – Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домы ж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, а с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, а в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же Приказ 258 . – Из сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году. За первым указом о его восстановлении скоро последовал ряд именных указов, которыми предписывалась ему деятельность. С каждым указом права его возрастали; сила увеличивалась; деятельность усложнялась; предметы ведомства умножались; наконец, в общем итоге Монастырской Приказ является таким учреждением, в котором совмещалось странное разнообразие дел, какого не было ни в одном современном ему государственном учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В 1720-му году созрел план учреждения и устройства «Духовной Коллегии», Св. Правительствующего Синода для всей Русской Церкви. В начале 1720 г. окончательно составлен «Духовный Регламент» преосвященным Феофаном Прокоповичем ; 11-го февраля того же года он слушан и исправлен лично его величеством, 23 числа того же месяца читан в Сенате и «подписать собственною Его Величества рукою и приучившихся тогда в Санкт-Петербурге духовных и светских персон руками». Члены, назначенные в личный состав Св. Синода, вызваны в Петербург в декабре того же года и занимались приготовлением к открытию Св. Синода. Окончательное открытие его совершилось 14 февраля 1721 года 621 . После молебна в Троицком соборе в этот день его царское величество присутствовал в Синоде 622 . Ему поднесен был синодский доклад о разных предметах. Между прочими докладными пунктами Св. Синод испрашивает разрешения: «патриарши, архиерейские, и монастырские вотчины сборами и правлением, которые ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли? – Того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту; а Духовная Коллегия присягой обязалася как в верности, так и в искании интереса царского величества, против прочих коллегий не меньше. А в регламенте духовном положено, что такое правление надлежит до Духовной Коллегии». «И на оный пункт Его Величество всемилостивейшим подписанием собственные свои высокие руки резолюцию изволил учинить тако: быть по сему» 623 . Таким образом «по именному царского величества указу» в самый день открытия Св. Синода, «повелено: патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Синоде 624 . Св. Синод сообщил о монаршей воле ведением в сенат. Сенатский указ объявил во исполнение ее: «патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины сборами и правлением ведать в Синоде, и с тех вотчин как доимочные с тех годов, как Его Царского Величества указы повелевают, так и повсегодно табельные, и сверх того по расположениям из Сената и из Камер-коллегии всякие положенные сборы, чрез посланных из Духовного Синода собирая, отсылать в Камер- и Штатс-контор коллегии» 625 . Но Св. Синод, как высшее церковно-правительственное учреждение, нашел неудобным ведать вотчинами без особого, подчиненного ему, учреждения. Он предпринял меры к установлению его, с разрешения государя. Государь, вскоре по открытии Св. Синода, отправился в -Ригу. Св. Синод отправил нарочно туда своего переводчика Розенблюта с докладными пунктами Его Величеству и поручил ему представить их Государю чрез кабинет-секретаря Макарова. В докладных пунктах Синод, между прочим, просит государя, чтобы повелено было определить в Монастырской Приказ для «вотчинного управления» Василья Ершова или полковника Плещеева 626 . Судьей Монастырского Приказа определен Ершов. Так восстановлен был Св. Синодом с разрешения государя в 1721-м году Монастырской Приказ с судьей во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В 1720-му году созрел план учреждения и устройства «Духовной Коллегии», Св. Правительствующего Синода для всей русской церкви. В начале 1720 г. окончательно составлен «Духовный Регламент» преосвященным Феофаном Прокоповичем; 11-го февраля того же года он слушан и исправлен лично Его Величеством, 23 числа того же месяца читан в Сенате и «подписан собственною Его Величества рукою и прилучившихся тогда в Санкт-Петербурге духовных и светских персон руками». Члены, назначенные в личный состав Св. Синода, вызваны в Петербург в декабре того же года и занимались приготовлением к открытию Св. Синода. Окончательное открытие его совершилось 14 февраля 1721 После молебна в Троицком соборе в этот день Его Царское Величество присутствовал в Ему поднесен был синодской доклад о разных предметах. Между прочими докладными пунктами Св. Синод испрашивает разрешения: «патриарши, архиерейские, и монастырские вотчины сборами и правлением, которые ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли?—того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту; a Духовная Коллегия присягою обязалася как в верности, так и в искании интереса царского величества, против прочих коллегий не меньше. A в регламенте духовном положено, что такое правление надлежит до Духовной Коллегии». «И на оный пункт Его Величество всемилостивейшим подписанием собственные своея высокие руки резолюцию изволил учинить тако: быть по Таким образом «по именному царского величества указу» в самый день открытия св. Синода, «повелено: патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Св. Синод сообщил о монаршей воле ведением в сенат. Сенатский указ объявил во исполнение ее: «патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины сборами и правлением ведать в Синоде, и с тех вотчин как доимочные с тех годов, как Его Царского Величества указы повелевают, так и повсягодно табельные, и сверх того по расположениям из Сената и из Камер - коллегии всякие положенные сборы, чрез посланных из Духовного Синода собирая, отсылать в Камер и Штатс контор Но св. Синод, как высшее церковно-правительственное учреждение, нашел неудобным ведать вотчинами без особого, подчиненного ему, учреждения. Он предпринял меры к установлению его, с разрешения Государя. Государь, вскоре по открытии св. Синода, отправился в Ригу. Св. Синод отправил нарочно туда своего переводчика Розенблюта с докладными пунктами Его Величеству и поручил ему представить их Государю чрез кабинет-секретаря Макарова. В докладных пунктах Синод, между прочим, просит Государя, чтобы повелено было определить в Монастырской Приказ для «вотчинного управления» Василия Ершова или полковника Судьею Монастырского Приказа определен Ершов. Так восстановлен был св. Синодом с раз. решения Государя в 1721-м году Монастырской Приказ с судьею во главе.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

3) Лошадей для драгунского полка Мусина-Пушкина доставляли священники и диаконы, «вместо государственной службы». Подать на драгунских лошадей с священников и диаконов установлена марта 17 д. 1707 В письме князя Меньшикова к Мусину-Пушкину об установлении ее сказано: «по указу великого Государя велено брать с 1707 года повсягодно с московских и городовых церквей священников и диаконов,—приходских и уездных с 300 дворов по драгунской лошади, a с городских применительно к их состоянию перед уездными по рассмотрению излишних доходов». Монастырский Приказ определил брать от уездных священников с 150 дворов прихода по лошади ценою в 12 р., a от городских с 200 дворов. Священники и диаконы, не имеющие в своих приходах означенного количества дворов, должны были складываться с священниками других малодворных приходов, уравниваясь между собою деньгами; но ни в каком случае они не должны были делать раскладки на причетников и В этом смысле разосланы были из Приказа предписания по всем епархиям. При этом указано было произвесть счисление дворов в приходах в всей В Октябре 1707 года московские священники и диаконы обратились в Приказ с просьбою—брать с них вместо драгунских лошадей деньгами по 15 р. на лошадь. Приказ удовлетворил просителей. В 1708 г. именным указом повелено с духовенства по всей России, вместо драгунских лошадей, сбирать По переписным книгам 186 года в городах по 2 алт. 3 д., в уездах по 10 денег с двора приходского на год. Но за пустотою дворов в некоторых приходах приходилось духовенству платить по 8 денег с жилых дворов, a впоследствии и Сбирать деньги за драгунских лошадей поручено в московской провинции непосредственно Монастырскому Приказу, а в других отсылались они сборщикам к губернаторам и вице-губернаторам, от которых пересылались в Количество произведенного в 1707—1710 годах сбора на драгунских лошадей означено в одном доношении Приказа Сенату, отпечатанном в Полном Собрании Но есть разности относительно количества между печатными известиями и находящимися в синодальном архиве, в документах и делах которого есть выписки из приходорасходных книг Монастырского Приказа. Именно собрано было:

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

Глава III Чрез 23 года после закрытия в 1677 году Монастырский Приказ, как мы увидим ниже, снова открылся с многосторонними правами и уполномочиями, ему дарованными Петром. Главная деятельность возобновленного Приказа обращена была к вопросу о переводе церковных вотчин и доходов в заведывание государства. Это была главная его деятельность, но не исключительная, подобно тому, как в эпоху Уложения он был по преимуществу судебным учреждением, но не исключительно заведовал судебной частью. Чтобы объяснить исторически происхождение, права и деятельность петровского Монастырского Приказа, считаем необходимым предварительно указать предшествующая восстановлению его явления в истории русского права и государства, которые подготовили его восстановление и его новую деятельность и которые объясняют широкие права, ему данные, и безграничную распорядительность, на которую он был уполномочен государством. В XVI и особенно в XVII веке Московское государство, как говорено было, во всех сторонах своей жизни и деятельности стремилось к самососредоточению, к собиранию и усилению своих сил и прав. Такое стремление его обнаруживалось и в отношениях его к Церкви. Здесь оно проявлялось в бесчисленных фактах; касалось многих сторон и отношений поддерживалось разнообразными целями, – и нравственными, и финансовыми, и судебно-гражданскими, и политическими в тесном значении слова; подходило к ограничению гражданских и государственных преимуществ и прав церковных учреждений с различных пунктов, различными путями и с разных сторон. Мы видели, как государство сосредоточило – было в своем ведомстве судебно-гражданские привилегированные права церковных учреждений и выразило такое сосредоточение чрез учреждение Монастырского Приказа. К той же цели самою средоточения государство стремилось и в других отношениях к Церкви. Вследствие того накопилось в течение двух столетий множество явлений, в которых обнаружилось это стремление. Некоторые из них были формулированы законодательством; другие же, и большая часть их, представлялись как отдельные факты, временные распоряжения, случаи, вызванные временными государственными нуждами. Короче, – цель государства к сосредоточению ясно выражалась в общей внутренней его политике, но общих и окончательные средств к достижению ее оно не формулировало до XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010